Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-10-20 | 138 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Отрицательное покачивание головой является первым абстрактным понятием, сформировавшимся в голове ребенка. Каким образом ребенок усваивает это понятие? Можно было бы предположить, что ребенок обезьянничает, повторяя за матерью, однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что это не просто подражание в чистом виде. Правда, ребенок воспроизводит материнский жест как таковой, но он сам выбирает, при каких обстоятельствах использовать этот жест, а позднее — когда сказать слово «нет!» Прежде всего, ребенок прибегает к этому жесту для отказа от чего-то, будь то требование или предложение.
Как уже отмечалось, эта фаза развития характеризуется конфликтом между инициативой ребенка и материнскими запретами. Когда же ребенок в свою очередь противится тому, что предлагает или чего желает мать, это выглядит как подражание, словно материнское отрицательное покачивание головой запечатлелось в памяти ребенка только из-за постоянных повторных запретов. Однако подобная интерпретация заставляет предположить, что после того, как ассоциация между покачиванием головой и отказом запечатлелась в памяти ребенка, младенец начинает в свою очередь воспроизводить этот жест, когда он сам выражает отказ. Подобное механистическое объяснение хорошо согласуется с гипотезой подкрепления, принятой в теории научения, но в результате не становится понятнее, каким образом наряду с мнемическими следами о связи перцепта и переживания ребенок оказался способен воспринять также и значение этой связи. Каким образом он достиг абстракции и обобщения, которые мы, несомненно, наблюдаем: ребенок отвергает предложения так же, как просьбы, приказ — так же, как запрет? Огромное интеллектуальное достижение, необходимое для такой абстракции, невозможно объяснить как результат простого накопления мнемических следов. Количе-
171
ственные объяснения, оставляющие в стороне динамику, не могут удовлетворить психоаналитика. Только количественные изменения не объясняют психические процессы.
Несколько более приемлемое объяснение этого феномена предлагает гештальтпсихология. В серии крайне простых и четких экспериментов Зейгарник (1927) продемонстрировала, что незавершенные задания запоминаются, тогда как завершенные — забываются. Таким образом, когда мать что-то запрещает или в чем-то отказывает, ее «нет» препятствует осуществлению задуманного, а тот факт, что ребенок не сумел осуществить задуманное, подкрепляет его воспоминания.
Гораздо более разумное объяснение, к тому же проливающее свет на смещения катексиса, которые лежат в основе детского жеста «нет», дает теория психоанализа. Тщательное изучение обстоятельств, которые помогают ребенку овладеть отрицательным жестом, обнаруживает, что это умение возникает в результате сложного динамического процесса.
С одной стороны, всякое материнское «нет» означает эмоциональную фрустрацию для ребенка. Запрещает ли она ему какую-то деятельность или не отдает желанный предмет, выражает ли она несогласие со способом, которым ребенок собирается осуществить объектные отношения, — в любом случае инстинктивные влечения подвергаются фрустрации. В запрет, жест и слова, вызывающие фрустрацию, вложен специфический аффективный заряд, имеющий значение отказа, поражения, одним словом, фрустрации. Таким же будет и след памяти об этом опыте. Аффективный катексис обеспечивает постоянство следа памяти как о жесте, так и о слове «нет».
С другой стороны, запрет по самой своей природе прерывает инициативу, собственную деятельность ребенка, возвращая его из активного состояния в пассивное. В возрасте, когда ребенок начинает понимать материнские запреты, происходит метаморфоза и в другой сфере его личности: возрастает активность, вытесняющая пассивность, характерную для нарциссической стадии. Возрастание направленной вовне активности в основном обнаруживается в объектных отношениях. Ребенок не позволит без сопротивления вернуть его в пассивное состояние (А. Freud, 1952).
Физическое усилие ребенка преодолеть запреты, как и все остальные встретившиеся на пути препятствия, — не единственный фактор в этой картине. К нему добавляется психодинамический фактор, а именно аффективный заряд неудовольствия, который сопутствует фрустрации и вызывает вспышку агрессии со стороны Оно. Следы воспомина-
ния о запрете откладываются в Я и нагружаются этим агрессивным катексисом.
Теперь ребенок оказывается в плену конфликта между либидинозными узами, привязывающими его к матери, и агрессией, вызванной фрустрацией, налагаемой на него самой матерью. Разрываясь между собственным желанием и запретом со стороны объекта, между неудовольствием от ссоры с матерью и страхом утратить объект (позднее — страхом утратить любовь), ребенок вынужден избрать компромиссное решение. Компромисс состоит в аутопластическом изменении, обеспеченном защитным механизмом идентификации, который впервые появляется на данной стадии. Ребенок пускает в ход достаточно специфический вариант этого механизма, то есть «идентификацию с агрессором», согласно описанию Анны Фрейд (1936).
Анна Фрейд продемонстрировала действие подобного механизма у школьницы, которая использовала его в конфликте между Я и объектом. В ее случае важную роль играло Сверх-Я или, по крайней мере, его предтечи. Для нашего пятнадцатимесячного малыша Сверх-Я не играет никакой роли, потому что его попросту еще не существует. Более того, в обсуждаемом нами явлении ребенок идентифицирует себя скорее с фрустратором, нежели с агрессором. Однако различие между агрессором и фрустратором только в степени.
Следовательно, динамику, приводящую к приобретению семантического жеста «нет», можно описать следующим образом: отрицательный жест покачивания головой и слово «нет», произнесенное либидинозным объектом, инкорпорируется в Я ребенка в виде следов памяти!. Аффективный заряд неудовольствия отделяется от этого репрезентанта, отделение вызывает всплеск агрессии, которая затем ассоциативно связывается с мнемическими следами в Я.
1 После публикации монографии «Да и Нет» (1957) мне с разных сторон задавали вопрос относительно мнемических следов, связанных с приобретением жеста и слова «нет». Эти вопросы побудили меня сказать несколько слов о теоретических предпосылках данной проблемы. Фрейд (1915а) предполагал, что следы памяти, относящиеся к одному и тому же пер-цепту (переживанию), откладываются в различных «областях» психики, то есть в топографически обособленных записях («Topisch gesonderte Niederschriften»). Эти «области» составляют систему бессознательно го и систему сознательного (или предсознательного). Из этого, как и из некоторых других более поздних высказываний по тому же вопросу, следует, что для приобретения отрицательного покачивания головой требуется несколько следов памяти, качественно отличающихся друг от друга. Этот жест сначала откладывается как «репрезентант предмета». В конечном
173
Когда ребенок идентифицируется с либидинозным объектом, эта идентификация с агрессором, согласно описанию Анны Фрейд, сопровождается атакой внешнего мира. У пятнадцатимесячного ребенка эта атака выражается в форме «нет» (сначала жеста, а затем слова), которую ребенок перенял от либи-динозного объекта. В связи с многочисленными неприятными переживаниями «нет» агрессией катектировано, и поэтому «нет» используется в защитных механизмах идентификации с агрессором и обращается против либидинозного объекта. Как только совершается этот шаг, может начаться фаза столь хорошо нам знакомого упрямства второго года жизни.
третий организатор психики
Овладение знаком «нет» (жестом и словом) имеет далеко идущие последствия для психического и эмоционального развития ребенка; это достижение означает, что ребенок приобрел зачатки способности суждения и отрицания. Фрейд (1925а) обсуждает этот вопрос в великолепной небольшой статье «Отрицание». Я собираюсь коснуться лишь нескольких наиболее существенных аспектов этой вехи развития; более подробный анализ читатель может найти в моей монографии «Да и Нет» (1957).
Прежде всего, идентификация с агрессором есть изби рательным процесс. Когда мать налагает запрет, в ее поведе-
1 счете он входит в систему бессознательного. Однако возможно — более того, вполне соответствует теории психоанализа, — что в самом начале обретения жеста «нет» следы памяти одинаково доступны обеим системам — системе бессознательного и системе сознательного. Предположение Фрейда состоит в том, что система предсознательного первично формируется из словесных репрезентантов, наследующих свои (сенсомо-торные) свойства от бессознательных репрезентантов предметов. Однако в возрасте, когда возникает жест «нет», то есть примерно на пятнадцатом месяце жизни, разделение двух систем еще не является столь прочным, каким оно будет в дальнейшем. В Я по-прежнему интегрированы многие аппараты, и системы Я еще только отграничиваются друг от друга и организуются. Спустя несколько месяцев, когда слово «нет» будет также интер-нализировано в память в качестве словесного репрезентанта, разделение между бессознательной предметной репрезентацией и предсознательной словесной репрезентацией будет гораздо большим. Отныне сенсомотор-ные свойства, присущие предметной репрезентации запрета, могут соединяться с «нет» (как жестом, так и словом), активизируя словесную репрезентацию в системе предсознательного. Очевидно, что, приобретая жест «нет», ребенок начинает переходить от исключительно первичного процесса к постепенному использованию вторичного процесса.
нии можно выделить три фактора: ее жест (или слово), ее сознательную мысль и ее аффект. Очевидно, ребенок инкорпорирует жест. Однако каким образом пятнадцатимесячный малыш может понять и тем более осознать причины, побуждающие мать произнести этот запрет? На самом деле ребенок не инкорпорирует мысль матери. На этой стадии он еще не способен к сознательной мысли и не знает, запрещает ли мать потому, что боится, как бы он не причинил себе вреда, или же она сердится потому, что он плохо себя вел. Аффекты же ребенок в этом возрасте воспринимает только глобально. Можно сказать, что он способен различить у «другого» только два аффекта, которые я назову аффектами «за» и «против». Поэтому ребенок понимает аффект матери примерно так: «Ты не за меня, ты против меня». Из этого следует, что, идентифицируясь с агрессором посредством отрицательного жеста, ребенок усваивает только сам жест в совокупности с аффектом «против». Тем не менее этот процесс представляет собой нечто исключительное. До тех пор выражение аффектов ребенка в ситуации объектных отношений ограничивалось непосредственным контактом, действием1. После освоения отрицательного жеста действие заменяется сообщением, и появляется возможность коммуникации на расстоянии.
' Ранее, в период детской беспомощности, который Ференци (1916) назвал стадией инфантильного всемогущества, фантазия заменяет действие. Эти фантазии, однако, несопоставимы с фантазиями взрослого и даже с фантазиями ребенка дошкольного возраста. Фантазии младенца обязательно остаются в рамках его ограниченных когнитивных ресурсов. На этой стадии когнитивные процессы в значительно большей степени определяются физиологическими, нежели идеаторными, источниками. Это утверждение требует некоторых пояснений. В когнитивном отношении младенец на первом году жизни осознает лишь незначительную часть физиологических функций, которые кажутся столь очевидными для взрослого. Разумеется, мы можем допустить, что младенец осознает акт кормления и связанные с этим действия, такие, как жевание, глотание, хватание и поиск. Возникает вопрос, в какой мере функция выделения уже вошла в когниции младенца. Мои наблюдения подвели меня к гипотезе, что к концу первого года жизни младенец только начинает обращать свое внимание на выделительные функции. Поэтому я считаю, что большинство фантазий на стадии беспомощности сосредоточено на действиях, связанных с кормлением и достигающих кульминации в интроекции. Эта гипотеза отчасти подтверждается тем, что во второй половине первого года жизни у ребенка начинают отчетливо проявляться идентификационные действия. Действия, основанные на функциях выделения и наводящие на мысль о механизмах проекции, менее очевидны, хотя они также имеются. Такие действия выступят на передний план на втором году жизни.
175
Это, по-видимому, наиболее важный поворотный пункт в истории как индивида, так и рода. С этого начинается очеловечивание рода, с этого начинается zoon politicon, с этого начинается социум, ибо теперь речь идет о двустороннем обмене сообщениями, о намеренной и прямой коммуникации. С появлением семантических символов эта коммуникация делается словесной. По этой причине я и считаю возникновение отрицательного знака и слова «нет» очевидным признаком формирования третьего организатора психики.
«Нет» — жест и слово — есть семантическое выражение отрицания и суждения, в то же время это первая сформированная ребенком абстракция, первое абстрактное понятие в смысле взрослого мышления. Понятие приобретается путем перераспределения агрессивного катексиса, что, как я полагаю, характерно для любой абстракции. Абстракция никогда не бывает результатом идентификации как таковой, она является результатом процесса, состоящего из двух стадий. На первой стадии мы используем агрессивную энергию, чтобы отделить некоторые элементы от того, что мы воспринимаем. Вторая стадия является результатом синтезирующей деятельности Я (Nunberg, 1930), то есть происходит синтез элементов, отделенных агрессивной энергией. Продуктом этого синтеза становится либо символ, либо понятие. Первым таким понятием в жизни ребенка является отрицание. Как указывалось ранее, в начале второго года жизни ребенок выражает отрицание покачиванием головой. Тем самым он сообщает свой отказ окружению, прибегая к семантическому знаку. Покачивание головой в качестве отрицательного знака чрезвычайно распространено на всем земном шаре, однако его никоим образом нельзя назвать универсальным знаком. В некоторых культурах для отрицания используются другие жесты. Однако весьма вероятно, что во всем мире в качестве отрицательного жеста чаще всего используется покачивание головой. Распространенность этого знака побуждает меня предположить, что его моторные истоки можно проследить в онтогенезе человека и, быть может, даже в филогенезе. Поведение, возникающее из крайне архаичного и примитивного опыта, как правило, бывает общим для всего рода, поскольку оно свойственно каждому его члену.
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!