Развитие перцептивной, моторной и аффективной сфер — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Развитие перцептивной, моторной и аффективной сфер

2020-10-20 126
Развитие перцептивной, моторной и аффективной сфер 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В то же время существенные изменения происходят также в отношениях ребенка с его неодушевленным окру­жением. Прежде всего модифицируются его «территория», его отношения с окружающим пространством.

Вплоть до установления второго организатора ориента­ция ребенка в пространстве, по-видимому, ограничена ре­шеткой его кроватки, это «пространство кроватки». В кро­ватке он легко хватает игрушки, но если ту же игрушку предложить ребенку снаружи, он потянется за ней, но ос-

 

 

163



тановится, наткнувшись рукой на решетку. Он легко мог бы продолжить движение, поскольку расстояние между прутья­ми решетки достаточно велико, но этого не делает. Простран­ство замыкается внутри кроватки (рис. 12). Однако через две-три недели, по достижении восьмимесячного возраста, ребенок внезапно «умнеет» и обретает способность продол­жить движение сквозь прутья, чтобы схватить игрушку (рис. 13). Следует отметить, что это происходит до начала прямохождения.

 

Рис. 12. Ребенок пока не может взять любимую игрушку, если ее предлагают ему с другой стороны решеткикроватки

 

Рис. 13. С восьмимесячного возраста ребенок обнаруживает также пространство по ту сторону решетки кровати


В другой сфере происходит развитие навыка различать неодушевленные предметы. Мы указывали, что это достига­ется в результате взаимодействий с партнером, то есть с либидинозным объектом. Роль аффективных отношений в качестве первопроходцев развития перцепции особенно оче­видна в обращении ребенка с неодушевленными объектами. Умение отличать мать от посторонних (то есть одного чело­ века от другого) на два месяца опережает способность ре­бенка отличить одну игрушку от другой. Если после возник­новения тревоги восьмимесячных перед ребенком разложить несколько игрушек, он схватит любимую, а не ту, что пер­вой подвернется под руку, как было раньше.

Развитие способности к формированию и восприятию идей, к пониманию связей, существующих между предмета­ми, можно увидеть на следующем примере: теперь, если привязать к колокольчику веревку, а затем поместить верев­ку в детскую кровать и позвонить в колокольчик, то ребе­нок очень быстро обнаружит, что он может получить колокольчик, потянув за веревку. Эти действия показывают, что ребенок впервые научился пользоваться инструментами.

На аффективном уровне появляются более тонкие оттенки эмоций. К концу первого года жизни можно наблюдать, с одной стороны, ревность, гнев, ярость, зависть, жадность, с другой — любовь, привязанность, радость, удовольствие и т. д.

Дифференциация этих новых оттенков эмоций происходит в результате развития еще более сложных объектных отношений, которые в свою очередь способствуют форми­рованию к концу первого года жизни определенных защит­ных механизмов.

Имитация и идентификация

На этом возрастном уровне становится заметным меха­низм идентификации, поэтому остановимся на нем более подробно. Его первые следы обнаружились примерно у де­сяти процентов детей нашей популяции уже в возрасте от трех до четырех месяцев. Эти дети представляли собой ис­ключение. Увидев лицо взрослого, они пытались воспроиз­вести его выражение. Разумеется, это рудиментарная форма имитации: подобно тому как перцепция на этой стадии ос­тается глобальной (то есть гештальтперцепцией), таким же глобальным является и подражание. Например, если на гла-

165

 


зах у ребенка широко раскрыть рот, ребенок тоже постара­ется открыть рот как можно шире и будет делать губами движения, противоположные тем, которые производятся при сужении ротового отверстия. И наоборот, если взрослый сдвигает губы, словно собираясь засвистеть, ребенок, под­ражая, либо также сложит губы трубочкой, либо высунет свернутый в трубочку язык (Kaila, 1932).

Подлинное подражание начинается гораздо позже, между восьмым и десятым месяцами, после установления второго организатора. В нескольких фильмах я зафиксиро­вал начало подражания, например, участие в социальных играх и катание мячика. Берта Борнштейн1 назвала этот паттерн поведения «идентификацией с помощью жеста». Если я правильно ее понял, этот термин означает, что ребе­нок воспроизводит жест, не понимая его смыслового содер­жания. Однако идентификация с помощью жеста — это лишь предтеча механизма идентификации в собственном смысле слова, который будет рассмотрен в главе 11.

Установка матери, эмоциональный климат, который она создает для ребенка, имеют решающее значение для разви­тия подражания. Еще важнее установка матери для динами­ческого процесса, в результате которого будет установлен механизм идентификации. Эмоциональный климат в диаде влияет на попытки младенца уподобиться матери и посту­пать, как она, облегчая или затрудняя эти попытки. Ранее я упоминал это влияние в связи со становлением и дальней­шим развитием паттернов поведения.

Приобретение паттернов поведения, освоение подража­ния и идентификация — все это приспособления, позволяю­щие ребенку достичь большей независимости от матери. Подражание материнским действиям помогает ребенку обес­печить себя всем тем, что ранее доставляла ему мать.

Мы проследили развитие ребенка практически до конца довербальной стадии. На последних шагах к формированию второго организатора устанавливается двусторонняя — на­правленная, активная и намеренная — коммуникация между ребенком и его матерью. Хотя ребенок активен в этом про­цессе коммуникации, тем не менее он пока еще не исполь­зует семантические сигналы, тем более слова. В следующей фазе направленная двусторонняя коммуникация постепенно организуется как своего рода система семантических жес-

1 Устное сообщение.


тов, которые, в свою очередь, будут затем трансформировав ны в вербальные. Я намеренно говорю о вербальных жес­ тах. Слова, которые ребенок использует к концу первого года жизни, так называемые «глобальные» слова, по-прежне­му во многом напоминают жесты. Они заключают в себе гораздо больше, чем какую-то конкретную вещь: они указы­вают направление, потребность, желание или настроение а также желанную вещь или предмет — все одновременно Это решающий поворотный пункт в эволюции как индиви­да, так и рода. Как только он достигается, характер объект­ных отношений претерпевает фундаментальные изменения Отныне они могут все более и более осуществляться по­средством слов. Вскоре речь становится основным спосо­бом, с помощью которого происходит взаимодействие внут­ри диады.

 

167


 


ГЛАВА 11


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.