Постигнут эту свою Сущность Будды. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Постигнут эту свою Сущность Будды.

2020-10-20 81
Постигнут эту свою Сущность Будды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На этом завершается изложение Сущности Будды – Сущности Ваджрной Колесницы.

 

Заслугу от разъяснения окончательного смысла Великой колесницы не могут перечислить даже бесчисленное количество Будд, которые будут ее описывать. И коль скоро имеется такая великая польза, она посвящается всем скитающимся существам как объекту посвящения этой добродетели. Пусть благодаря этому подношению все чувствующие существа, доведя до конца слушание, размышление и культивацию этих глубоких сущностных наставлений, очистят все случайные загрязнения и постигнут безошибочно чистый характер пребывания этой самой Сущности Будды, имеющейся в них самих.

Рассмотренная здесь Сущность Будды, учения о которой ясно и подробно даются в Колеснице причины, является также Сущностью в воззрении Ваджрной колесницы Тайной Мантры, и на этом разъяснение данного окончательного воззрения (mthar thug gi Ita ba)  завершается.

 

 

Послесловие

 

 

Реальность глубокая и не постижимая всеми,

Если все же постигается, оказывается Пробуждением.

И даже частичное понимание буравит

Густую оболочку случайных загрязнений.

Даже если родилось просто доверие к тому, что имеешь Сущность [Будды],

Сказано, что [уже оказываешься] наследником Победителя.

Понимание, переживание и осознание этого легкого в понимании и содержательного

Прекрасного трактата приносит окончательное [постижение].

Желая быть полезным всем равным со мной по участи,

Я разъяснил его, просто следуя высочайшим Словам.

Пусть благодаря этой добродетели все скитающиеся существа

Увидят лик Сущности Сугаты, достигшего блаженства!

 

Этот комментарий, подробно излагающий Сущность Будды, (хоть и имеются другие комментарии и заметки, появлявшиеся до и после) основывается на сути превосходнейших слов Чжамъян Дондупа Озера, а также на конспекте и заметках, которые сделал по этому тексту всеведущий Пятый Шамарпа. Взяв их за основу, этот комментарий написал Карма Нгаван Ёнтэн Гьяцо Лодрё Тхае в великой резиденции Кагью в Докхаме, в храме Гандхола монастыря Палпун Туптэн Чокор Лин.

 

Пусть заслуга от разъяснения этих прекрасных

авторитетных изречений умножает счастье

[всех существ]!

 

Словарь терминов

 

Абсолютная Истина,   Абсолютная Реальность, истинное в абсолютном смысле, Абсолютное (paramārtha (satya), don dam (bden pa))

Абсолютная Мудрость,   различающая мудрость (prajra, she s rab)

Абсолютная Реальность,   Абсолютная Истина, истинное в абсолютном смысле, Абсолютное (paramārtha (satya), don dam (bden pa))

Абсолютное Тело Будды,   Тело Истины, Дхармакая  (dharmakāya, chos sku)

Абсолютное,   Абсолютная Истина, истинное в абсолютном смысле (paramārtha(satya), don dam (bden pa))

Адибудда,   Изначальный Будда (ādibuddha, dang po sangs rgyas)

Активность,   карма  (karma, las)

Актуализация  (ābhimukhya, mngon du bya ba)  Алмаз, ваджра  (vajra, rdo rje)

Аспект, вид  (ākāra, rnam pa)

Атийога,   Совершеннейшее Единение (atiyoga, shin tu rnal ‘byor)

Атом,   частица  (anu, rdul)

Аффекты,   беспокоящие эмоции (чувства), помрачения,  клеши (kleśa, nyon mongs pa)

Аятана,   источники восприятия (сознания) (āyatana, skye mched)

 

Базовый потенциал   (gzhi’i rigs)

Безначальное  (asaňga, thog та med pa)

Безошибочное  (abhrāntika, ma nor ba)

Безошибочное противоречивое   ('gal 'dus skyon med)

Безразличие,   индифферентность (upeksā, btang snyoms)

Безусловный смысл,   определенный смысл (nītārtha, nges don)

Беспокоящие эмоции (чувства),   помрачения, аффекты, клеши  (kleśa, nyon mongs pa)

Бессущностная природа  (abhāva-svabhāva, dngos po med pa’i ngo bo nyid)

Благопожелание  (pranidhāna, smon lam)

Благословение  (adhisthāna, bym brlabs)

Блаженство  (sukha, bde ba)

Божественное око  (divyacasu, lha'i mig)

Божество  (děva, lha)

Будда,   Пробужденный (buddha,sangs rgyas)

Будда-природа,   Татхагатагарбха, Сугатагарбха  (tathā-gatagarbha, de bzhin gshegs pa 'i snymgpo = sugatagarbha, bde bar shegs pa 'i snying po)

Бхагаван,  Просветленный Победитель (bhagavan,bcom Idan 'das)

 

Ваджра,   алмаз  (vajra, rdo rje)

Ваджрадхара,   Держатель Ваджры  (vajradhara, rdo rje  'chang)

Ваджрасаттва,   Ваджрный Ум  (vajrasattva, rdo rje sems  dpa')

Ваджрная Вершина  (vajragra, rdo rje rtse mo)

Ваджрное самадхи  (vajropama-smādhi, rdo rje Ita bu 'I  ting nge 'dzm)

Ваджрное Тело  (vajrakāya, rdo rje 'i sku)

Ваджрный Простор  (vajradhātu, rdo rje dbymgs)

Ваджрный Ум,   Ваджрасаттва  (vajrasattva, rdo rje  sems dpa)

Варвар  (mleccha, kla klo)

Вездесущее  (sarvatraga, kun 'gro)

Великая Колесница,   Махаяна  (mahāyāna, theg pa  chenpo)

Великая Мадхьямака (dbu та chen po)

Великая Печать,   Махамудра  (mahāmudrā, phyag chen)

Великая Радость  (mahāpriya, dga ba chen po)

Великая Страсть  (желание) (mahārāga, 'dod chags  chenpo)

Великие стихии  (первоэлементы) (mahābhūta, 'byung  ba chen po)

Великие элементы  (стихии) (mahābhūta, 'byung chen)

Великий Гнев (mahādvesa, zhe sdang chen po)

Великое Блаженство (mahāsukha, bde ba chen po)

Вера,   доверие  (śraddha, dad pa)

Верное познание  (pramanā, tshad та)

Вещественное,   конкретное, сущее(vastu, dngos po)

Взаимозависимое (зависимое)   возникновение (ргаtītyasamutpāda, rten 'breī)

Вид,   аспект (ākāra, rnam pa)

Видение,   воззрение  (darśana, Ita ba)

Видимость,   воспринимающееся, проявляющееся (ābhāsa, āloka, snang ba)

Владыка (parama, ātman, aham, dam pa, bdagpa, khyab  bdag)

Вместерожденное,   совозникающее  (sahaja, lhan skyes)

Вместилище  (внешний мир) (bhājana, snod)

Внимательность,   памятование  (smrti, dran pa)

Воззрение несуществования (abhāva-darsana, med ltd)

Воззрение постоянства  (śaśvata-darśana, rtag Ita)

Воззрение существования  (bhāva-darsana, yod Ita)

Воззрение уничтожения  (uccheda-darśana, chad Ita)

Воззрение,   видение  (darśana, Ita ba)

Воображаемое,   всецело вымышленное  (parikalpita, kun brtags)

Воплощение  (gātratā, sku nyid)

Воплощение,   эманация (nirmāna, sprul pa)

Воспринимающееся, проявляющееся, видимость (ābhāsa, āloka, snang ba)

Время полноты,   Крита-юга  (krta-yuga, rdzogs Man)

Время распрей,   Кали-юга  (kali-yuga, rtsod ldari)

Всеблагой,   Самантабхадра  (samantabhadra, kun tu bzagspo)

Всеведение  (sarvākārajňāna, rnam/thams cad/ mkhyen)

Всеведущий  (sarvajm, kun mkhyen)

Всеохватывающее (kun khyab)

Всецело вымышленное,   воображаемое  (parikalpita, kunbrtags)

Всецело обоснованное,   Совершенное  (pariniśpanna, yongs grub)

Высочайшее (uttara, uttama, agra, mchog)

Высочайшее Иное (gzhan mchog)

Выход за пределы горестей, нирвана  (nirvana, myang  'das)

 

Главное условие  (adhipati-pratyaya, bdag rkyen)

Гласные и согласные (a li ka li)

Гордое самомнение  (abhimāna, mngon pa’i nga rgyal)

Гордость  (māna, nga rgyal)

Гухьясамаджа,   Собрание тайного  (Guhyasamāja, gSangs 'dus)

 

Двапара-юга,   Две четверти  (dvāpara-yuga, gnyis Man)

Две четверти,   Двапара-юга  (dvāpara-yuga, gnyis ldan)

Движущееся дыхание (dbugs 'gyu ba dang bcas pa)

Двойственное восприятие  (grāhya-grāhaka, gzung 'dzm)

Действие,   карма  (karma, las)

Держатель  (dhāra, 'chang)

Держатель Ваджры,   Ваджрадхара  (vajradhara, rdo rje 'chang)

Добродетель (kuśala, dge ba)

Довод (nimitta, rgyu mtshan)

Достигаемое, обретаемое (prāpya, thob pa bya ba)

Достижения-сиддхи  (siddhi, dngos grub)

Достоверно (реально) поверхностное (относительное) (yang dag kun rdzob)

Достоверное  (samyak, yang dag)

Достоверные познания (три) (pramāna-traya, tshad та gsum)

Дхармадхату, Пространство Реальности (dharma– dhātu, chos nyid kyi dbyings)

Дхармакая, Тело Истины, Абсолютное Тело Будды (dharmakāya, chos sku)

Дхармата, Сущность Явлений, Реальность, Природа вещей (dharmatā, chos nyid) Дхату, элемент (dhātu, khams) Дыхание  (dbugs)

 

Единая (тождественная) природа (ekātman, bdag nyid  gcig pa)

Единение,   союз  (yuganaddha, zung 'jug)

Естественное,   природное, природа  (svabhāva, bhāva, rang bzhin, ngo bo)

Естественный способ пребывания вещей (gshis kyi  gnas lugs)

 

Жизненная сила  (prána, jíva, srog)

 

Заблуждение  (bhrānti, 'khrul pa)

Завесы  (āvarana, bsgnb pa)

Зависимое  (paratantra, gzhan dbang)

Загрязнения  (āsrava, zag pa =  mala, dri та)

Запредельное  (para, pha rol)

Запредельное Мирскому  (lokottara, 'jig rten las 'das pa)

Зарождение просветленного настроя (бодхичитты) (cittotpāda, sems bskyed)

Заслуга (punya, bsod nams)

Злость (pratigha, khong khro)

Знаток (ученый) (pandita, mkhas pa)

 

Избавление (bral)

Измышление,   приписывание (samāropa, sgro btags pa)

Изначальное осознавание – основа всего (ālaya-jňāna, kun gzhi ye s he s)

Изначальное осознавание (jňāna, ye shes)

Изначальное осознавание осуществления активности (krtyānusthāna-jňāna, bya grub ye shes)

Изначальное осознавание Пространства явлений (dahrmadhātu-jňāna, chos dbymgs ye shes)

Изначальное осознавание равенства (samatā-jňāna, mnyan nyidye shes)

Изначальное осознавание, подобное зеркалу (ādarsa-jňāna, те long ye shes)

Изначальное осознавание, постигающее индивидуальное  (pratyaveksa-jňāna, so sor rtogs pa’i ye shes)

Изначальный Будда,   Адибудда  (ādibuddha, dang po’i sangs rgyas)

Изолированность,   отделенность  (viveka, dben)

Иллюстрация  (drstānta, dpe)

Имя,   название (nama, ming)

Индивидуум,   личность  (puraśa(pudgala), skyes bu gang zag)

Индифферентность,   безразличие  (upeksā, btang snyoms)

Исключение  (viccheda, rnam bead)

Искреннее благоволение  (adhyāsaya, lhag pa’i bsam pa)

Искусственное,   сфабрикованное  (krtrima, bcos ma)

Истина Источника  (samudaya-satya, kun 'byung bděn)

Истина Прекращения  (nirodha-satya, 'gog bděn)

Истина Пути  (mārga-satya, lam bděn)

Истина Страдания  (duhkha-satya, sdug bsngal bden)

Истинное  (satya, bden pa)

Истинное в абсолютном смысле,   Абсолютная Истина  (paramārtha, don dam)

Истинносущий,  Татхагата (tathāgata, de bzhin gshegs pa)

Источник  (порождения) (yoni, skye gnas)

Источник всего  (страдания) (samudaya, kun 'byung)

Источники восприятия  (сознания), аятана  (āyatana, skye mehed)

 

Как есть (tattva, de nyid)

Калачакра,  Колесо времени (Kālacakra, Dus kyi 'khor lo)

Кали-юга,  Время распрей (kali-yuga, rtsod Idan)

Капля (bindu, thig le)

Карма,   активность (karma, las)

Карма,   действие  (karma, las)

Качества,   свойства  (guna, yon tan)

Качество,   явление  (dharma, chos)

Клеши,   беспокоящие эмоции, аффекты, помрачения (kleśa, nyon mongs pa)

Колесо времени,   Калачакра  (Kalacakra, Dus 'khor)

Колесо Учения  (dharmacakra, bka 'khor lo, chos kyi 'khor lo)

Комментарий,   трактат  (śastra, bstan bcos)

Конец,   предел(tha ma)

Конкретное, вещественное, сущее (vastu, dngos po)

Конкретные вещи  (vastusat, dngos po yod pa)

Контакт  (sparśa, reg pa)

Концептуализация,   мышление  (vikalpa, rnam par rtog pa = kalpanā, rtog pa)

Концептуальное,   совершенно надуманное  (vikalpita, mampar brtags)

Концепции, умопостроения (prapaňca, spros pa)

Крайнее,   крайность  (anta, mtha)

Крайность отрицания  (реальности) (skur 'debs mthar)

Крайность,   крайнее  (anta, mtha)

Крита-юга, Время полноты (krta-yuga, rdzogs Man)

Круговорот, циклическое существование, самсара (samsara, 'khor ba)

 

Личность,   индивидуум  (puruśapudgala, skyes bu gang zag)

Логика  (рассуждение и аргументация) (yukti, rigs pa)

Ложное (mithyā, log pa, mosa, slu ba)

Ложные представления  (идеи) (mithyā-samkalpa, log rtog)

Любовь  (maitri, byams)

 

Магическая иллюзия  (māyā, sgyu 'phrul = sgyu та)

Мадхьямака,   Срединностъ  (madhyamaka, dbu та)

Маловещественное   (dngos po ngan pa)

Мандала  (mandala, dkyil 'khor)

Манджушри  (Maňjuśri, 'Jam dpal)

Мантра  (mantra, sngags)

Материя  (kanthā, bems po)

Махавайрочана  (Vairocana, rnam par snang mdzad)

Махамудра, Великая Печать (mahāmudrā, phyag chen)

Махаяна, Великая Колесница (mahāyāna, thegpa chen po)

Медитативное погружение  (samāpatti, snyoms 'jug)

Медитативное равновесие  (samāhita, mnyam bzhags)

Медитативное сосредоточение (dhyāna, bsam gtan)

Медитация, практика  (bhāvanā, b(sgom)s pa)

Ментальная направленность (manaskāra, yid la byed  pa)

Ментальное сознание  (mano-vijňāna, yid kyi rnam shes)

Ментальное тело (yid kyi lus)

Метод (upāya, thabs)

Мир без формы   (gzugs med khams,  arupa-dhātu)

Мир желания  (kāma-dhātu, 'dod khams)

Мир формы   (gzugs khams,  rūpa-dhātu)

Мирские проявления  (loka-dharma, 'jig rten pa 'i chos)

Мирское  (laukika, 'jig rten)

Могучий  (īsvara, dbang phyug)

Момент  (неделимый) (ksana/ksanika, skad cig)

Мудра  (mudrā, phyag rgya)

Мудрость  (máti, bio gros)

Мышление  (дискурсивное) (kun rtog)

Мышление, концептуализация (vikalpa, rnam par rtog pa = kalpanā, rtog pa)

 

Наблюдаемое,   наблюдение  (ālambana, dmigs)

Наблюдение,   наблюдаемое  (ālambana, dmigs)

Название,   имя  (nāma, ming)

Намерение  (мотивация) (cetanā, sems pa)

Нарушенная традиция   (srol 'gog)

Наставление,   учение  (upadeśa, bstan pa =  vacana, bka  )

Наставник  (ācārya, slob dpon)

Неведение  (avidya, ma rig pa)

Невещественное   (dngos po med pa)

Недвижимое  (acala, mi g.yo)

Недостаток,   ошибочность  (dosa, skyon)

Неизменное  (śaśvata, ther zug = 'gyur med)

Неискаженное  (aviparīta, phyin ci ma log pa)

Нейтральное  (avyākrta, lung ma bstan)

Нейтральное состояние   (та ning gi go phang)

Неконцептуальное Изначальное Осознание  (niskal-panā-jňāna, mi rtog ye shes)

Неконцептуальное,  свободное от концепций (умопостроений) (nisprapanca, spros pa med pa, spros bral)

Немедленный ум  (samanantara-pratyaya, de ma thag pa 'i yid)

Необоснованное  (asiddha, та grub pa)

Необусловленное,   несоставное  (asamskrta, 'dus ma by as)

Неограниченное,   непредвзятое (ris med)

Непосредственное восприятие  (данность) (pratyaksa, mngon sum)

Непостоянство   (mi rtag pa,  anitya)

Непредвзятое,   неограниченное (ris med)

Непрерывность  (samtāna, tantra, rgyud)

Нераздельное  (abheda, dbyer med)

Несообразная умственная активность  (ayoniśo-manaskriyā, tshul bzhin ma yin yid la byed)

Несоставное,   необусловленное  (asamskrta, 'dus ma byas)

Несубстанциальность  (отсутствие самобытия или самости) (bdag med pa,  nairātmya)

Несуществование  (abhava, sngos po med pa)

Неутверждающее отрицание (nisedha, prasajya-pratisedha, med dgag)

Нигилистическая позиция несуществования (medpa  chad pa 'i phyogs)

Нирвана,   Выход за пределы горестей (nirvana, myang 'das)

Нирманакая,   Тело Воплощения  (nirmānakāya, sprul sku)

 

Обманчивое  (mrsa, brdzun pa)

Обоснованное  (siddha, nispanna, grub pa)

Обособление  (vyāvrtti, ldo g pa)

Обретаемое,   достигаемое (prāpya, thob pa bya ba)

Обусловленное,   составное  (samskrta, 'dus byas)

Общепринятое (saparivāra, 'khor dang bcas pa)

Объект  (artha, don)

Объект  (восприятия) (visaya, yul)

Объектное условие  (ālambana-pratyaya, dmigs rkyen)

Один вкус  (ekarasa, ro geig)

Окончательное (mthar thug)

Окончательный  (полный) анализ  (vicārita, rnam par dpyad pa)

Омраченное  (āvarana, sgribs)

Омраченный ум  (klista-manas, nyon yid)

Определенный смысл,   безусловный смысл  (nītārtha, nges don)

Орган чувств  (способность воспринимать) (indriya, dbang po)

Органы активности   (действия), (моторные функции)(las dbang)

Освобождение (vimoksa, rnam thar =  moksa, thar pa =  vimukti, grol ba)

Основа (ālaya, vastu, gzhi)

Основа всего (ālaya, kungzhi)

Основополагающее,   подлинное (nija, gnyug та)

Осознавание(vidyā,   rig pa)

Осуществление действий  (активности) (krtya-sādhana, ’bya ba sgrub pa)

Отбрасываемое  (prahea, spang bar bya ba)

Отделенность,   изолированность  (viveka, dben)

Отделенный результат   (bral 'bras)

Отделяющая причина   (bral byed kyi rgyu)

Отличительные особенности  (viśesa, khyad par)

Относительное,   поверхностное  (samvrti, kun rdzob)

Отпечатки,   привычные тенденции  (vāsana, bag chags)

Отрицание свойственного  (apavāda, skur 'debs)

Отсеченный потенциал   (rigs chad)

Охватываемое   (khyab bya)

Охватывающее   (khyab byed)

Ошибочное-противоречивое  ('gal 'dus skyon yod)

Ошибочность,   недостаток  (dosa, skyon)

Ощущение  (vedanā, tshor ba)

 

Практика,   медитация  (bhāvanā, sgom pa)

Памятование,  внимательность (smrti, dran pa)

Переживаемое (воспринимаемое) (vitti, rig)

Писания  (буддийские трактаты) (pravacana, gsung rab)

Плод,  результат (phala, 'bras bu)

Победоносный  (jiná, rgyal ba)

Поведение  (caryā, spyod pa)

Повелитель,   владыка  (parama, ātman, aham, dam pa,bdagpa, khyab bdag)

Поверхностная реальность, относительное  (samvrti, kun rdzob)

Поверхностно истинное  (samvrtisatya, kun rdzob kyi bděn pa)

Подлинное,   основополагающее  (nija, gnyug та)

Подношение  (pūjā, mchod pa)

Познаваемое  (jneya, shes bya)

Познание  (jňāna, shes pa)

Покой  (Santa, sama, zhi ba)

Полубог  (asura, lha min)

Помрачения  (омрачения), беспокоящие эмоции, аффекты, клеши  (kleśa, nyon mongs pa)

Понимание,   разум  (buddhi, bio)

Порождающие причины   (skied byed kyi rgyu)

Порождающие факторы   (skyed par byed pa)

Порождение-результат   (skyed 'bras)

Порожденные результаты   (skied pa'i 'bras bu)

Последующее памятование  (anusmrti, rjes dran)

Постижение   (rtogs pa)

Постмедитативное состояние  (prsthalabdha, rjes thob)

Постоянное  (nitya, rtag pa)

Потенциал,   родство, семейство  (kula, gotra, rigs)

Правила поведения  (этические нормы) (śila, tshul khrims)

Правитель Мира  ('jig rten 'dřen)

Праджняпарамита,  Совершенство Мудрости (prajm-pāramita, sher phyin)

Практические наставления (upadeśa, man ngag)

Превращение (parināma, bsgyur ba)

Преданность (adhimoksa, mos pa)

Предварительный (условный) смысл (neyārtha, drang don)  Предел, конец (tha ma)

Предельная Реальность,   предельное  (bhutakoti, yang dag pa’i mtha  )

Предельное,  Предельная Реальность (bhutakoti, yang dag pa’i mtha  )

Прекращение  (nirodha, 'gags pa)

Прекращение  (nirodha, 'gog pa)

Преобразование,   трансформация  (āsraya-parāvrtti, gnas su gyur pa)

Препятствия   (bar chad,  antarāya)

Преступления  (avadya, kha na ma tho ba)

Прибежище  (śarana, skyabs)

Приверженность,   привязанность  (vimrśati, zhen)

Привычные тенденции,   отпечатки  (vāsana, bag chags)

Привязанность,   приверженность  (vimrśati, zhen)

Придерживающиеся сутр,   Саутрантика  (sautrāntika, mdo sde pa)

Признаки и черты  (laksana-vyanjana, mtshan dpe)

Принцип,   система  (философская) (naya, tshul)

Приписывание несвойственного (samāropa, sgm 'dogs)

Приписывание,   измышление  (samāropa, sgro btags pa)

Природа вещей,   Сущность Явлений, Реальность, Дхармата  (dharmatā, chos nyid)

Природа,   естественное, природное  (svabhāva, bhāva, rang bzhm, ngo bo)

Природное Тело,   Свабхавикакая  (svābhāvikakāya, ngo bo nyid s ku)

Природное,   естественное, природа  (svabhāva, bhāva, rang bzhm, ngo bo)

Причина  (hetu, rgyu)

Причинное условие  (hetu-pratyaya, rgyu’i rkyen)

Пробужденный,   Будда  (buddha, sangs rgyas)

Промежуточное состояние (antarābhava, bar do)

Просветление  (bodhi, byang chub)

Просветленный настрой,   устремленность  (cittotpāda, sems bskyed)

Просветленный Победитель, Бхагаван  (bhagavan, bcom ldan 'das)

Просветленный  Ум (bodhicitta, byang chub sems pa)

Пространство  (ākasa, nam mkha =  dhātu, dbymgs)

Пространство Реальности, Пространство Явлений, Дхармадхату (dharmadhātu, chos nyid kyi dbymgs)

Пространство Явлений,   Пространство Реальности, Дхармадхату (dharmadhātu, chos nyid kyi dbymgs)

Противоядие,  антидот (pratipaksa, gnyen po)

Проявление,   проявляющееся, воспринимающееся (ābhāsa,āloka, snang)

Проявленное,   явное  (abhimukhi, mngon gyur)

Проявляющееся,   проявление, воспринимающееся (ābhāsa, āloka, snang)

Пустая форма  (śunyabimba, stong gzugs)

Пустое от другого  (другим) (gzhan stong)

Пустое от себя  (собой), самопустое (rang stong)

Пустота (śunya, stong pa)

Пустота-ничто (cang med stong pa)

Пустота-уничтожение (uccheda-śunyata, chad pa’i stong pa)

Пустотность (śmyata, stong pa nyid)

Путь (mārga, lam)

Путь видения (darsanamārga, mthong ba’i lam)

Путь накопления (sambhāramārga, tshogs lam)

Путь развития  (медитации) (bhāvanāmarga, sgom lam)

Путь соединения  (prayogamārga, sbyor lam)

 

Равенство  (samatā, mnyam pa)

Различающая мудрость,  Абсолютная Мудрость (prajm, she s rab)

Различающее самоосознавание (pratyātmavedya, so so  rang ng)

Различение  (samjnā, 'du she)

Разум,   понимание  (buddhi, bio)

Реальность  (подлинная), Сущность Явлений, Дхармата, Природа вещей (dharmatā, chos nyid)

Результат порождения (skyed 'bras)

Результат, плод  (phala, 'bras bu)

Родство,  семейство, потенциал (kula, gotra, rigs)

 

Самантабхадра,   Всеблагой  (samantabhadra, kun tu bzang po)

Самбхогакая,   Тело Радости  (sambhogakāya, longs sku)

Самобытие  (svabhāva, rang gi ngo bo)

Самовозникшее  (svayambhu, rang byung)

Самовозникшее Изначальное Осознание (svayambhu-jňāna, rang byung ye shes)

Самоосвобождение (rang sar grol ba)

Самоосознающее (svasamvedana, rang ng nyid)

Самопустое,  пустое от себя (собой) (rang stong)

Самосовершенное  (anābhoga, lhun grub)

Самость  (высшее Я) (ātman, bdag)

Самоузнавание  (rang ngo shes)

Самсара,  круговорот, циклическое существование (samsara, 'khor ba)

Саутрантика,   Придерживающиеся сутр  (sautrāntika, mdo sde pa)

Свабхавикакая,   Природное Тело  (svābhāvikakāya, ngo bo nyid sku)

Сведение к абсурду  (prasaňga, thai 'gyur du 'phen pa)

Свободное от концепций,   неконцептуальное, свободное от умопостроений (nisprapaňca, spros pa med pa, spros bral)

Свободное от умопостроений,   свободное от концепций, неконцептуальное (nisprapaňca, spros pa med pa, spros bral)

Свойства Пробуждения  (buddha-dharma, sangs rgyas kyi chos)

Свойства,   качества  (guna, yon tan)

Священные писания  (āgama, lung)

Семейство,   родство, потенциал  (kula, gotra, rigs)

Семя  (bija, sa bon)   Силы  (bala, stobs)

Система  (философская), принцип  (naya, tshul)

Скопление,   совокупность  (skandha, phungpo)

Случайное  (āgantuka, glo bur ba)

Случайное загрязнение  (āgantukamala, glo bur dri ma)

Смысл (artha, don)

Собор  (буддийский) (vacana-samgraha, bka' bsdu)

Собрание тайного,   Гухъясамаджа  (Guhyasamāja, gsangs 'dus)

Собственная позиция  (svātatntra, rang rgyud du sgrub pa)

Совершенная очищенность  (vyavadāna, rnam par byang ba)

Совершенная чистота  (vyavadāna, rnam byang)

Совершеннейшее единение,   Атийога  (atiyoga, shin tu mal Ъуог)

Совершенно надуманное,   концептуальное  (vikalpita, rnam par b rtags)

Совершенное,  Всецело Обоснованное (pariniśpanna, yongs grub)

Совершенство  (paramita, phar phyiri)

Совершенство Мудрости,   Праджняпарамита  (prajm-pāramita, sher phyiri)

Совершенство полноты  (sampatti, phun sum tshogs)

Совозникающее,  вместерожденное (sahaja, lhan skyes)

Совокупность,   скопление  (skandha, phung po)

Содержимое  (живые существа) (rasa, bcud)

Созерцательное погружение  (samādhi, ting nge 'dziri)

Созерцательное погружение (smādhi, ting 'dziri)

Сознание органа чувств  (indriya-jňāna, dbang shes)

Сознание,  сформированное сознание (vijňāna, mam shes)

Сознание-основа всего  (ālaya-vijňāna, kun gzhi mam  shes)

Сомнение (vicikitsā, the tshom)

Сопутствующее (saparivāra, 'khor dang bcas pa)

Составное,  обусловленное (samskrta, 'dus byas)

Сострадание,   сочувствие  (karunā, snying rje)

Сочувствие,  сострадание (karunā, snying rje)

Союз,   единение  (yuganaddha, zung 'jug)

Способ пребывания (gnas lugs)

Средина  (madhya, dbus)

Срединность,   Мадхьямака  (madhyamaka, dbu ma)

Стадия завершения  (sampannakrama, rdzogs rim)

Страстное Желание  (rāga, 'dod chags)

Стремление  (chanda, 'dun pa)

Субстанция  (dravya, rdzas)

Субстанция   (rdzas,  dravya)

Субъект [исходного тезиса] (dharmin, chos can)

Сугатагарбха,   Будда-природа, Татхагатагарбха (tathā-gatagarbha, de bzhin gshegs pa 'i snying po = sugatagarbha, bde bar shegs pa 'i snying po)

Сущее,   конкретное, вещественное (vastu, dngos po)

Существо  (наделенный умом), чувствующее существо (sattva, sems can)

Существование  (циклическое) (bhava, s rid pa)

Сущность  (garbha, snying po)

Сущность Явлений,   Реальность, Дхармата, Природа вещей (dharmatā, chos nyid)

Сфабрикованное,   искусственное  (krtrima, bcos ma)

Сфера опыта  (действия) интеллекта  (логики) (tarka-gocara, rtog ge can gyi spyod yul)

Сфера опыта  (действия) йогина  (yoga-gocara, mal 'byor can gyi spyod yul)

Сформированное сознание-основа всего (ālaya-vijňāna, kun gzhi rnam shes)

Сыновья Победоносного  (jinaputra, rgyal sras)

 

Таковое как есть,   Таковость, Татхата  (tathatā, de kho na nyid, de bzhin nyid)

Таковость,  таковое как есть, Татхата (tathatā, de kho nanyid, de bzhm nyid)

Тантра (tantra, rgyud)

Татхагата,  Истинносущий (tathāgata, de bzhm gshegs pa)

Татхагатагарбха,  Будда-природа, Сугатагарбха (tathā-gatagarbha, de bzhm gshegs pa 'i snying po = sugatagarbha, bde bar shegs pa 'i snying po)

Татхата,  Таковость, таковое как есть (tathatā, de kho na nyid, de bzhm nyid)

Тело Великого Блаженства (mahāsukhakāya, bde ba chen po 'i sku)

Тело Воплощения,   Нирманакая  (nirmānakāya, sprul sku)

Тело изначального осознавания (jňāna-kāya, ye shes kyi sku)

Тело Истины  (реальности), Абсолютное Тело Будды, Дхармакая (dharmakāya, chos sku)

Тело Природы,   Природное Тело, Свабхавикакая (svābhāvikakāya, ngo bo nyid sku)

Тело Радости, Самбхогакая  (sambhogakāya, longs sku)

Тело Совозникновения  (sahajakāya, lhan cig skyes sku)

Тело Формы  (rūpakāya, gzugs sku)

Терпение  (ksānti, bzod pa)

Только ум,   Читтаматра (cittamātra, sems tsam pa)

Традиция (lugs, srol)

Трактат, комментарий  (śastra, bstan bcos)

Трансформация,   преобразование  (āsraya-parāvrtti, gnas 'gyur)

Трета-юга,   Три четверти  (treta-yuga, gsum ldem)

Третий вариант   (phung po gsum)

Треугольная Капля   (thig le gru gsum)

Три времени   (dus gsum)

Три вселенные  (tribhava, srid gsum)

Три Высочайшие Драгоценности  (triratna, dkon mchog gsum)

Три Колесницы  (triyāna, theg gsum)

Три мира  (tridhātu, khams gsum)

Три природы  (trisvabhāva, ngo bo nyid gsum)

Три четверти,   Трета-юга  (treta-yuga, gsum Man)

Тридцать сем факторов, способствующих просветлению  (bodhi-paksa, byang phyogs so bdun)

Тройная вселенная  (tribhava, srid gsum)

Тройной цикл  (субъекта, объекта и действия) (tri-mandala, 'khor gsum)

 

Узнавание  (vijfiāpti, rnam rig)

Ум   (воспринимающий и накапливающий) (citta, sems)

Ум   (омраченный цеплянием за самость) (maňas/klistamanas, yid)

Ум  (сам) (= Природа Ума) (cittatva, sems nyid)

Умиротворение  (śamatha, zhi gnas)

Умозрительное  (tarka, rtog ge)

Умопостроения,   концепции  (prapaňca, spros pa)

Умственные события  (caitta, sems byung)

Умственный (ментальный) источник познания (yid kyi skye mched)

Уровень достижения  (бодхисаттвы) (bhūrni, sa)

Усердие  (vīrya, brtson 'grus)

Условное  (vyavahāra, tha snyad)

Устойчивое  (dhruva, brtan)

Устремление  (pranidhāna, smon pa)

Устремленность,   Просветленный настрой  (cittotpāda, sems bskyed)

Утверждаемое  (позитивное) явление  (pratipatti-dharma, sgrub chos)

Утверждение  (pariccheda, yongs gcod)

Учение,  наставление (upadeśa, bstan pa =  vacana, bka)

Ученный-знаток  (pandita, mkhas pa)

 

Факторы Просветления  (bodhipaksadharma, byang  chub phyogs chos)

Философская позиция  (siddhānta, grub mtha)

Форма  (образ) (rūpa, gzugs)

Форма, недоступная восприятию (avijmpti-rūpa, mam  par rig byed та ут pa ’i  gzugs)

Формирующие факторы  (samskāra, 'du byed)

Формы Реальности  (dharmatā-rūpa, chos nid kyi gzugs)

 

Характер заблуждения ('khrul lugs)

Характер истинности (bden lugs)

Характер пребывания реальности (способ бытия) (gshis lugs)

Характер проявления (snang lugs)

Характер того, что есть (ут lugs)

Характер утверждаемого ('dod lugs)

Характеристика (nimitta, mtshan ma)

Характеристика  (определяющая) (laksana, mtshan  nyid)

Хеваджра  (hevajra, dgyes rdo rje)

 

Царство   (rgyal khams)

Центральный канал  (avadhûtī, dbu ma)

Цепляние  (фиксация) (grāha, 'dzin pa)

Циклическое существование,   круговорот, самсара  (samsara, 'khor ba)

 

Чакрасамвара  (cakrasamvara, bde mchog 'khor lo)

Частица,   атом  (ami, rdul)

Четыре (благородные) истины (catuh-satya, bden pa  bzhi)

Четыре альтернативы  (catuskoti, mu bzhi)

Четыре принципа надежности (catvāri-pratisaranāni, rton pa bzhi)

Чистая Самость  (dag pa 'i bdag)

Чистое Самобытие (bdag dag pa)

Чистое,  Чистота (śuci, gtsang ba = viśuddha,  rnam dag)

Чистота,  чистое (śuci, gtsang ba = viśuddha, rnam dag)

Читтаматра,   Только ум  (cittamātra, sems tsam pa)

Чувствующее существо  (наделенное умом) (sattva, sems chen)

Чувствующие существа шести миров ('gro drug sems can)

 

Шраваки  (слушатели) (śrvaka, nyan thos)

 

Экспрессия, способность ума к внешнему проявлению (rtsal)

Элемент,   дхату  (dhātu, khams)

Эманация,   воплощение  (nirmāna, sprul pa)

Энергия  (сила) (śakti,śakya, nus pa)

 

Явление,   качество  (dharma, chos)

Явное,   проявленное (abhimukhi ,mngon gyur)

Язык Дхармы (chos skad)

Ясновидение  (abhijm, mngon shes)

Ясное постижение  (abhisamaya, mngon rtogs)

Ясные знамения  (pratisenā, pra phab)

Ясный Свет  (prabhāsvara, 'od gsal)

 


[1] Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, том 2.

 

[2] Там же.

 

[3] Грубый аспект – это зависимость явлений от причин и условий. На этом уровне обосновывается зависимое происхождение непостоянных феноменов. Так, например, чтобы возник росток растения, требуется наличие причины – семени, и условий – плодородной почвы, тепла, влаги и т. д.

Средний аспект касается анализа постоянных объектов типа пространства. Здесь показывается, что эти объекты зависят от частей. Так, в древней космогонии пространство носило анизотропный характер, и его свойства находились в зависимости от направления (четырёх главных сторон света и четырёх промежуточных). Исходя из факта такой зависимости делается вывод, что пространство не может иметь независимого существования.

Тонкий аспект – это зависимость явлений от нашего обозначающего рассудка.

 

[4] См. Васубандху, Абхидхармакоша, Раздел VI. Учение о пути благородной личности.

 

[5] См. Klein, Anne С. Knowledge and Liberation.

 

[6] Естественно, имеются и другие отличия – способность видеть сквозь стены и т. п. Но они не столь существенны в контексте рассматриваемых сейчас вопросов.

 

[7] Естественно, здесь не идёт речь о понимании высших учений представителями гелуг.

 

[8] Интересно отметить, что даже элементарные частицы, являющиеся аналогами буддийских атомов и тем самым относящиеся к познаваемому прямым йогическим восприятием, в настоящее время также вошли в сферу целесообразной де


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.495 с.