Органов местного самоуправления в РФ — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Органов местного самоуправления в РФ

2020-10-20 152
Органов местного самоуправления в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 (на примере муниципального образования город Казань)

Анализ существующей ситуации в сфере формирования системы органов местного самоуправления МО города Казани позволил выявить ряд проблемных аспектов, требующих своего совершенствования.

Прежде всего, полагаем, что в совершенствовании нуждается система муниципальных выборов в представительный орган МО города Казани.   

Положение ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальной властью в России понимается власть народа, формируемая непосредственно из жителей соответствующего муниципального образования. Максимальная приближенность местного самоуправления к населению города, района, поселения обусловлена тем, что местное управление выступает первичным уровнем организации публичной власти, критерием устойчивости и функциональности представительной демократии в стране. В связи с этим приобретает особую значимость и актуальность вопрос о образое, способе и основах формирования властных структур в муниципалитетах, вопрос выбора избирательной системы на муниципальных выборах в России при избрании депутатов представительного органа с целью наиболее полноценного функционирования данного института гражданского общества и правового государства[70].

При ответе на этот вопрос необходимо учитывать тот факт, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия преимущественно в коммунально-бытовой сфере. Они не ориентированы на партийно-политическую деятельность, чем существенно отличаются от федеральных или региональных органов власти. Поэтому неправильно распространять на выборы депутатов представительных органов муниципалитетов опыт федеральных и региональных выборов. Муниципальные выборы, на наш взгляд, обладать минимальной степенью политизированности, быть технически несложными и максимально прозрачными. Это должно стать основной особенностью этих выборов

В настоящее время широко применяемым на выборах депутатов в представительные органы местного самоуправления в России видом избирательной системы является мажоритарная избирательная система относительного большинства[71].

На наш взгляд, данный вид избирательной системы должен применяться и при проведении выборов в Казанскую городскую думу.

Обоснуем свою точку зрения методом от противного, т.е. через выявление недостатков второго существующего на практике вида избирательной системы – пропорциональной избирательной системы и ее элементов в смешанной избирательной системе.

Сегодня на фоне общих процессов внедрения пропорциональной избирательной системы в России на федеральных и региональных выборах пропорциональный элемент все активнее начинает применяться при формировании представительных органов муниципалитетов. Это порождает определенные проблемы, которые вынуждают муниципальные власти отказаться от использования пропорциональной или мажоритарно-пропорциональной (смешанной) избирательных систем на муниципальных выборах.

Во-первых, придание муниципальным выборам политического цвета противоречит принципам местного самоуправления, закрепленным в пункте 2 ст. 1 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В этой правовой норме законодатель, характеризуя местное самоуправление, указывает на самостоятельное решение о своей ответственности непосредственно населением... по вопросам местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и других местных традиций. В данной связи для более качественного обслуживании населения, предоставления муниципальных услуг и развития соответствующей территории целесообразно стимулировать участие непартийных структур на выборах в представительный орган. Поэтому следует критично относится к норме ФЗ от 5 апреля 2009 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 25 и 26 ФЗ «О политических партиях» и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», которые закрепляют доминирующее положение партий в муниципальном избирательном процессе и существенно уменьшают  роли общественных объединений в нем [72].

Учитывая то, что проблемы, стоящие перед местным самоуправлением, носят в основном коммунальный, хозяйственно-бытовой характер, считаем, в муниципальных выборах должны принимать участие только общественные объединения неполитического толка. Таким общественным объединениям проблемы конкретного муниципального образования представляются более близкими. Поэтому представительный орган местного самоуправления, должен формироваться на муниципальных выборах их представителей вышеназванных субъектов политической жизни. На первый план должна выйти личность кандидата, сфера его деятельности, профессиональные компетенции, деловые, морально-этические качества и т. д., а  значение партийной принадлежности кандидата в депутаты должно быть сведено к минимуму

Во-вторых, пропорциональная избирательная система, созданная на выборах в муниципалитеты (пропорциональный элемент смешанной избирательной системы), приводит к «потере голосов» из-за таких ограничений, как барьер (для выборов в Казанскую городскую думу - 5%), «закрытые списки кандидатов и т. д. Мы считаем, что это препятствует проведению демократических выборов, поскольку нарушает право граждан на справедливое представление интересов населения муниципалитета в местном парламенте и без него. Процесс проведения голосования и подсчета голосов делает процесс более сложным.

Наличие на муниципальных выборах заградительного барьера является недемократичным и неконституционным. В силу положений пункта 2 статьи 32 Конституции РФ гражданин имеет право быть избранным в местные органы власти. С введением пропорциональной избирательной системы в «чистой» форме на муниципальных выборах граждане данного местного сообщества автоматически теряют свое пассивное избирательное право.

Для преодоления перечисленных проблем считаем необходимым осуществить следующее:

1) закрепить на федеральном уровне и продублировать в законах субъектов РФ, в т.ч. в Избирательном кодексе РТ, правовые нормы, запрещающие использовать в России на муниципальных выборах.

2) во исполнение обновленных требований федерального законодательства и Избирательного кодекса РТ в Уставе МО города Казани целесообразно предусмотреть формирование Казанской городской думы на основе мажоритарной избирательной системы. 

Глава местного самоуправления (мэр Казани), по нашему мнению, должен также избираться местным населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании с использованием мажоритарной избирательной системы. В связи с этим в уставе города Казани должны быть сформулированы соответствующие положения по этому вопросу.

Принцип прямого избирательного права как самый демократичный принцип формирования органов местного самоуправления в настоящее время не реализуется во всех муниципальных районах РТ, что нарушает конституционное право местных жителей самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Местное население не участвует в выборах в представительные органы, поскольку последние в силу прямого указания ч. 4 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[73] формируются на основе системы делегирования депутатов из представительных органов поселений и глав поселений, входящих в состав муниципального района. Местные жители также не участвуют в выборах главы муниципального образования, поскольку по закону он может быть образован представительным органом из числа его членов.

Поэтому некоторые исследователи полагают, что, поскольку МСУ является государственной администрацией особого характера и подразумевает большую степень сотрудничества с населением по сравнению с государственной администрацией, большее участие населения в процессе управления муниципальными делами, введение механизма косвенного представительства в муниципальных районах ограничивает демократические принципы муниципальной власти, прямо искажает основы местного самоуправления и прямо противоречит положениям Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления местного самоуправления принципам обязательного наличия в структуре органов местного самоуправления представительных коллегиальных органов муниципальной власти, избираемых непосредственно населением, нарушает право населения муниципального района самостоятельно, через избираемые им органы местного самоуправления решать вопросы местного значения, чрезмерно и необоснованно ограничивает право граждан на участие в осуществлении муниципальной власти[74].

Другие ученые, напротив, отмечают, что степень усмотрения федерального законодателя при выборе той или иной модели процедуры расширения полномочий депутатов представительного органа муниципального образования определяется, с одной стороны, нормативным содержанием конституционного права на местное самоуправление. и, с другой стороны, для поддержания конституционных целей, публичной власти в целом, ее конституционных функций и принципов ее организации, вытекающих из Конституции Российской Федерации.

По нашему мнению, местные жители Татарстана не должны быть лишены возможности участвовать в осуществлении местного самоуправления в форме муниципальных выборов, предусмотреной ст. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[75].

В этой  связи видится два варианта решения проблемы.

Во-первых, в федеральном законодательстве следует отказаться от системы делегирования полномочий при формировании представительного органа местного самоуправления. Соответствующие изменения должны быть отражены в законодательстве Республики Татарстан и уставах муниципальных районов Республики Татарстан.

Во-вторых, в уставах муниципальных образований Республики Татарстан по примеру МО города Казани закрепить положение о выборах главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании с применением мажоритарной избирательной системы.

Таким образом, внесение предложенных нами изменений в нормативные акты о муниципальных выборах и органах местного самоуправления федерального уровня, уровня субъекта РФ – Республики Татарстан и МО города Казани, на наш взгляд, будет способствовать формированию системы местного самоуправления в МО город Казань, в иных муниципальных образованиях РТ и в целом в России на наиболее демократических началах с учетом специфики местного самоуправления.


Заключение

На основании исследования на тему «Пути и механизмы совершенствования системы местного самоуправления в Российской Федерации (на примере муниципального образования город Казань)» можно сделать следующие выводы:

1. Исторический опыт показывает, что местное самоуправление прошло историческое становление в несколько этапов, в зависимости от теории развития включающее от четырех до шести этапов, и в целом является консолидированным результатом эволюции всего общества, а также в немалой степени социальной зрелости граждан, готовых взять на себя ответственность за решение местных дел.

2. В результате изучения понятия, принципов, функций, сущности
и роли местного самоуправления можно сделать вывод, что местное самоуправление является балансом государственных и местных интересов, связанных с решением вопросов жизнедеятельности населения и рассматривающиеся как равноправные государственным интересам.

Сформированная система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, образует правовую основу муниципального управления, а основы взаимодействия человека, общества и государства определены конституционными принципами местного самоуправления.

3. Правовое регулирование системы местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном уровнях.

4. Структура органов местного самоуправления города Казани, в том числе представительный орган муниципального образования (Казанская городская дума), глава муниципального образования г. Казань (мэр г. Казани), местная администрация (исполнительный и распорядительный орган муниципального образования) (исполнительный комитет города Казани), контрольно-счетная комиссия муниципального образования (контрольно-счетная палата г. Казани), представляет форму самоорганизации граждан, высокий уровень публичной власти и элементов современной экономики, соединяют функции гражданского общества, муниципального управления и хозяйственно-экономическую деятельность.

5. Городской бюджет города Казани, являющийся профицитным бюджетом, призван реализовывать те запросы населения, которые невозможно или неэффективно обеспечивать за счет индивидуальных рыночных сделок.

6. В настоящее время органы местного самоуправления города Казани имеют четкую структуру с законодательным закреплением своих полномочий, направленных на решение вопросов местного значения и развитие города.

В рамках проведенного исследования были сформулированы пути и способы совершенствования системы органов местного самоуправления в Российской Федерации (на примере муниципального образования город Казань), среди которых:

1) Закрепить на федеральном уровне и продублировать в законах субъектов РФ, в т.ч. в Избирательном кодексе РТ, правовые нормы, запрещающие использовать в России на муниципальных выборах

2) Во исполнение обновленных требований федерального законодательства и Избирательного кодекса РТ в Уставе МО города Казани целесообразно предусмотреть формирование Казанской городской думы на основе мажоритарной избирательной системы. 

3) В Уставе МО города Казани сформулировать положение о том, что глава местного самоуправления (мэр города Казани) избирается местным населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании с применением мажоритарной избирательной системы.

4) Исключить из ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовые нормы, устанавливающие систему делегирования полномочий при формировании представительного органа в муниципальных районах. Соответствующие изменения должны быть отражены в законодательстве РТ и уставах муниципальных районов РТ. В качестве альтернативы данному решению можно предложить вариант о необходимости закрепления в уставах муниципальных образований РТ по примеру МО города Казани положения о выборах главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании с применением мажоритарной избирательной системы.          

5) Внести в Устав МО города Казани изменения, в соответствии с которыми мэр города является главой местной администрации, что позволило бы укрепить статус последней как органа, на который возложен большой объем полномочий в сфере решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий и ответственность за это.

Внесение предложенных нами изменений в нормативные акты о муниципальных выборах и органах местного самоуправления федерального уровня, уровня субъекта РФ – Республики Татарстан и МО города Казани, на наш взгляд, будет способствовать формированию системы местного самоуправления в МО город Казань.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.