Общая концепция и методические основы просветительской работы на экологическом маршруте Лицея — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Общая концепция и методические основы просветительской работы на экологическом маршруте Лицея

2020-07-07 113
Общая концепция и методические основы просветительской работы на экологическом маршруте Лицея 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая концепция и методические основы просветительской работы на экологическом маршруте Лицея

     Как известно, экологические тропы являются эффективной формой эколого-просветительской работы со школьниками с целью повышения уровня экологической культуры, в частности, формирования более глубоких представлений о взаимосвязях в природе.

    В Лицее города Дедовска, благодаря инициативной группе педагогов, уже более 10 лет ежегодно реализуется проект «Экотропа», включающий традиционную весеннюю и осеннюю экологическую экскурсию для учащихся начальной школы. Экскурсоводами на экотропе выступают старшеклассники Лицея. Об успешности данного проекта говорят положительные отзывы педагогов начальной школы, самих детей и их родителей.

Однако педагоги Лицея заинтересованы в углублении содержательной части существующей  экотропы и расширении сети экомаршрутов для учащихся средней и старшей школы. По предложению  компании «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» к оптимизации проекта «Экотропа» были приглашены специалисты Экоцентра «Заповедники» (Н.Буторина, Л. Колотилина, Я.Орестов).

     В результате активной совместной работы сотрудников Экоцентра и педагогов Лицея появилась концепция «Тропы наших Открытий», приуроченная к существующему маршруту экотропы для начальной школы:

Название экологического маршрута - «ТРОПА НАШИХ ОТКРЫТИЙ»

Основные цели создания экотропы:

· Повышение уровня экологической грамотности и культуры учащихся начальной школы Лицея г. Дедовска.

· Развитие навыков ведения самостоятельной эколого-просветительской работы у старшеклассников.

 

Целевые группы посетителей экотропы - организованные группы начальной школы.

Ведущие принципы информационного насыщения  экотропы:

1. В основу построения программы занятий на «Тропе наших Открытий» положен спирально-концентрический принцип развития учебных тем: толкование введенных на первом году обучения ключевых экологических понятий (место обитания, приспособленность к условиям существования, взаимоотношения организмов, цикличность природных процессов, круговорот веществ, биоразнообразие) с каждым последующим годом расширяется и углубляется.

 

2.  Данные понятия раскрываются на основных точках Экотропы через интерпретацию основных законов экологии: «Все связано со всем», «Все должно куда-нибудь деваться», «Природа знает лучше», «Ничто не дается даром».

 

3. В соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы приоритетными являются игровые приемы, рекомендуемые для экологического просвещения в природной обстановке.

 

 

Основные точки «Тропы наших Открытий»:

1. Навстречу открытиям

2. Живая Река

3. Лицом к лесу

4. Зеленый класс

5. Луговая мозаика

6. Зоркий глаз

7. Прикосновение к тайнам

Протяженность маршрута –1, 5 км. Маршрут является кольцевым.

Средняя продолжительность посещения – от 2-х до 3-х часов.

Сезонность посещения – май, сентябрь.

Режим использования – маршрут носит учебно-познавательный характер и рассчитан на посещение организованных групп в сопровождении экскурсоводов-старшеклассников.

      

 

        В основу проектных разработок маршрута «Тропа наших Открытий» положены методические подходы и практические рекомендации следующих авторов: Джозеф Корнелл, В.А.Ясвин, Т.В. Шпотова, Г.Г. Кученева, А.Е. Королева.


1.1. Тематико-структурный план организации занятий на экологической тропе для начальной школы (1-4 классы)

ЧАСТЬ 1

Занятия на экологической тропе

 с учащимися 1 класса,

 весна

 

«Все в природе взаимосвязано. Человек – часть природы»

 

Круг рукопожатий

Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит: «Я пожму руку моему соседу, который стоит справа от меня, он передаст мое рукопожатие по кругу, и я получу его от соседа слева. В то же время я пожму руку моему соседу слева, он тоже пошлет мое рукопожатие по кругу, и я получу это рукопожатие от соседа справа. Оба рукопожатия я пошлю по кругу одновременно». Игра начинается и завершается тогда, когда оба рукопожатия «возвращаются» к ведущему. После этого предложите каждому познакомиться со своими соседями справа и слева, назвав свое имя и пожав им руки.

 

Формирование групп.

Ребят необходимо разбить на две подгруппы. Для этого можно использовать упражнение «Таинственный мешок». В мешок положить в равном количестве сосновые и еловые шишки. Ребята по очереди достают из мешка по одному предмету. Затем формируется две команды, объединяющие ребят с одинаковыми выбранными предметами.

 

Перед выходом на 2 точку каждому участнику выдается ниточка из кисточки ведущего, символизирующая понятие среда обитания. Каждый ребенок завязывает полученную коричневую ниточку на шнурке как узелок на память о средах обитания.

 

 

Точка 2.  «Живая река»

Цель: познакомиться с условиями жизни в водной среде обитания

Материалы: термометр, емкость 1 л, пипетка, форма для льда, стаканчик, мерный стакан, кисть с голубыми нитями.

 

Рекомендации экскурсоводу:

 

1. Приветствие и комментарий ведущего данной точки.

2. Выполнение заданий.

3. «Узелок на память»

 

Задания:

1.Демонстрация опыта «Вода на планете Земля»

· Наполним литровую банку водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.

· Наберем 0,5 пипетки воды из литровой банки и выжмем ее в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.

· Две пипетки с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озерах

· Их литровой банки переливаем в другую емкость 973 мл и добавляем соль – это соленая вода морей и соленых озер.

· 21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии.

· Оставшуюся воду из литровой банки выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.

· Обсуждение. В каких емкостях находится вода, пригодная для человека?

(для использования пригодна вода в стакане, символизирующая воду в реках, озерах и почве)

 

2.Обсудить признаки жизни: питание, дыхание, движение.

 

3. Заполнить весенний паспорт реки:

- Измерить температуру воды

- Определить наличие воздуха (кислорода). Помешать воду в стакане палочкой. Появившиеся пузырьки свидетельствуют о наличии воздуха.

- Определить цвет воды (бесцветная, слабо-желтая, желтая, буроватая и т.д.)

- Описать запах воды.

 

 Можно использовать следующие характеристики:

Интенсивность запаха Характер проявления запаха
Отсутствует Запах не ощущается
Очень слабая Запах слегка обнаруживаемый
Слабая Запах замечается, если обратить на это внимание
Заметная Запах легко замечается, вызывает неодобрительный отзыв о воде
Отчетливая Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья
Очень сильная Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

 

Характер запаха Примерный род запаха
Ароматический Огуречный, цветочный
Болотный Илистый, тинистый
Гнилостный Фекальный, сточный
Древесный Запах мокрой щепы, древесины
Землистый Прелый, свежевспаханной земли
Рыбный Рыбьего жира. рыбы
Сероводорода Тухлых яиц
Травянистый Сена, свежескошенной травы
Неопределенный Запах естественного происхождения, не подходящий под предыдущие определения

Вывод: органолептические показатели воды (те, которые изучаются с использованием органов чувств) могут характеризовать состояние водоема.

Паспорт реки

Имя: ПОПОВКА

Год рождения: около 10 тысяч лет назад (окончание московского оледенения)

Адрес – Московская область, Истринский район

Семья – реки-«родственники»: Грязева–Истра-Москва-Ока-ВОЛГА

Личные характеристики

показатели весна осень
Температура воды    
Цвет воды    
Запах воды    
Наличие воздуха в воде    
Живые организмы в воде    

 

При переходе на следующую точку голубой нитью завязывается узелок на память о характеристиках водных объектов.

 

Переход к точке 3.

Комментарий к упражнению.

Нам природа дала возможность видеть, слышать, обонять, ощущать окружающий нас мир. Понять и оценить эти дары можно лишь в сравнении. попробуем испытать ощущения животных с ограниченным зрением.

 

Упражнение «Сороконожка»

Завяжите детям глаза банданами или шарфиками и выстройте в линию, напоминающую гусеницу: каждый ребенок кладет руки на плечи предыдущего (цепочка не более 6 человек). Скажите им, что пока вы будете их вести, они должны прислушиваться, принюхиваться, стараться почувствовать все, что их окружает. Делайте частые оста­новки в интересных местах, таких как чаща деревьев, груда камней или попросите их принюхаться к аромату цветка или кустарника. Чем больше разнообразия на маршруте, тем лучше. Чтобы еще больше разнообразить путь, время от времени сходите с тро­пы, следуйте по сухому руслу или выходите на сол­нечные лесные поляны.

Когда вы пройдете достаточно большой путь, снимите повязки. Можно предложить детям начертить план или карту местности, по которой они прошли. Это поможет им перевести в изображение те звуки, запахи и осязательные ощущения, которые сопровождали их путь с завязанными глазами.

 

 

Точка 3. «Лицом к лесу»

Цель: раскрыть понятие приспособленности на примере строения и жизнедеятельности насекомых.

Материалы: лупы, легкая оранжевая ткань 3х3 м, карточки с изображением насекомых, оранжевая кисточка с нитями.

Рекомендации экскурсоводу:

1. Приветствие и комментарий ведущего данной точки.

2. Выполнение игровых упражнений на выбор ведущего.

3. «Узелок на память»

 

Упражнение: «Кто я?»

Ведущему на спину прикрепляется карточка с изображением какого-либо насекомого (мухи, бабочки, жука, кузнечика). Он задает всем вопросы, ответы на которые помогут ему догадаться, кто он. Затем по желанию определить других насекомых по карточкам могут другие ребята.

 

«Вездесущие шестиногие»                                                    

Сравнить строение отгаданных животных, выделить общие признаки: 3 части тела – голова, грудь, брюшко, крылья, шесть ног, на брюшке полоски или насечки. От слова «насечки» возникло название всей группы этих животных – насекомые.

 

Упражнение «Огненный дождь»

Предложить ребятам представить себя насекомым, «уменьшиться в размерах»-присесть или поползать в траве. В это время ведущие растягивают над головами ребят-насекомых оранжевое полотно, имитирующее огонь, и накрывают ребят. Обсудить ощущения, возникшие у ребят в этот момент в этот момент.

 

Палы - опасности, подстерегающие насекомых весной и осенью (см. Приложение 3)

 

При переходе к следующей точке завязать узелок на память о приспособленностях у насекомых оранжевой нитью.

Точка 4. «Зеленый класс»

Цель: раскрыть понятие цикличность

Материалы: символ солнца (желтый круг или мяч), картины-иллюстрации разных времен года из настенного календаря,, туристические коврики или сидушки, кисть из фиолетовых нитей, ободки с «Усиками», шнур длиной до 10 метров (2 шт.)

 

Рекомендации экскурсоводу:

1. Приветствие и комментарий ведущего данной точки.

2. Выполнение игровых  заданий (см. ниже).

3. «Узелок на память»

 

 Упражнение «Жизнь растения»

· Предложить каждому ребенку выбрать себе роль какого-то из окружающих их растений и показать средствами пантомимы процесс его развития: от семечка, лежащего в земле, до семечка, созревшего на месте цветка.

· Раздать четырем детям картинки с изображением времен года. Предложить всем остальным ребятам повторить пантомиму. При этом демонстрировать каждую стадию развития в соответствующий сезон (т.е. рядом с тем ребенком, который играет роль этого сезона): прорастание - весной, цветение – летом, созревание семян и их распространение – осенью, покой – зимой.

 

Комментарий «Что такое цикл»

Во время второй пантомимы ребята продемонстрировали годовой цикл, которому подчинена жизнь растений: они прорастают, цветут, дают семена и отмирают (или просто отдыхают) в определенное время, причем эти явления повторяются из года в год и именно в такой последовательности. Наступление той или иной стадии происходит под воздействием внешних факторов среды, которые определяются взаимным расположением Земли и Солнца. Это продолжительность светового дня, количество тепла, поступающего от солнца

 

 

Игра «Семена»

В процессе этой игры ваши дети смогут составить себе представление о том, какой случайностью является пpоpастание семечка, а также изучить, что нужно семенам для роста. Перед началом занятия напишите названия благоприятных и неблагоприятных факторов, перечисленных в таблице  на маленьких полосках бумаги. Кроме того, напишите слова «семена клена» не менее чем на 2 полосках. Затем сложите все листочки в шапку.

Благоприятные факторы Неблагоприятные факторы
Хорошая почва (4) Солнечный свет (4) Теплые весенние дни (4) Вода (4) Засуха (1) Голодный олень (1) Плохая почва (1) Газонокосилка (1)

 (Примечание: Число, стоящее в скобках после названия каждого фактора, указывает на то, сколько полосок с такой надписью вам нужно заготовить. Вы можете изменить число полосок, в зависимости от количества детей в вашем классе. Hо не добавляйте слишком много неблагоприятных факторов - большое количество опасностей приведет к тому, что игру будет очень трудно выиграть.)

Поговорите с детьми о том, что нужно семенам для пpоpастания (вода, солнечный свет, хорошая почва и теплые весенние дни). Объясните, что большая часть семян так никогда и не пpоpастет, потому что попадет в такие места, где нет вышеперечисленных условий. Даже если семечко попадет в такое место, где оно сможет взойти, пpоpосток может очень быстро погибнуть. Его может съесть олень, другие животные, пробегая, могут сломать его и т.д.

В этой игре два или несколько человек будут играть роль семян клена. Все остальные будут играть роли благоприятных и неблагоприятных факторов. (Прочитайте список этих факторов и решите с детьми, какие относятся к благоприятным, а какие - к неблагоприятным.) Объясните детям, что задачей игры является «приземление» «семян клена» в такие места, где нет неблагоприятных факторов, зато есть условия, которые необходимы семенам для роста. Hо, как и в реальной жизни, место, где приземлятся «семена клена», определит случай.

Отведите детей на большой открытый участок: это может быть большая комната или площадка на улице. Обозначьте 4 базы, расположенные на равном расстоянии друг от друга. (Если вы играете в комнате, для этого подойдут 4 угла комнаты.) Затем предложите каждому ребенку вытащить из шапки листок бумаги с обозначением роли, которую он будет играть. Скажите детям, чтобы они хранили свои роли в секрете и отдали вам листочки, чтобы вы могли использовать их еще раз.

Теперь начинайте игру. Медленно считайте до десяти, а дети в это время могут бегать между базами (в любом направлении). Когда вы скажите «десять», все играющие должны остановиться, а затем быстро подойти и встать около ближайшей базы. (Надо сделать так, чтобы все дети не собирались вокруг одной или двух баз.)

После того как все подойдут к своим базам, попросите детей, играющих роль семян клена, поднять руки. Те группы детей, в которых не оказалось семян клена, не могут стать победителями - они представляют те места, где не приземлились семена. Затем выясните, какие роли играют дети в тех группах, где оказались семена клена. (Если оба «семечка» приземлились в одной и той же группе, все в порядке.) Если в этой группе имеется один или два неблагоприятных фактора, группа считается проигравшей. Hо если в группе нет неблагоприятных факторов, зато есть хотя бы один из благоприятных факторов - эта группа выиграла. Когда вы будете объявлять, какая группа стала победителем, подчеркните тот факт, что ребенок, играющий роль кленового семечка, «приземлился» в нужном месте совершенно случайно. То же самое происходит с семенами и в природе.

Возможно, вам придется сыграть в эту игру несколько раз, пока, наконец «семечко» не приземлится в нужном месте. Перед началом новой игры скажите детям, чтобы они сложили свои листочки в шапку, а затем вытащили себе новые роли. (Для того чтобы группе легче было выиграть, вы можете убрать один или два неблагоприятных фактора и добавить несколько благоприятных факторов.)

 

При переходе на следующую точку завязать фиолетовой нитью узелок на память о цикличности природных процессов.

 

Точка  5. «Луговая мозаика»

 

Цель: показать, как распределяется энергия в пищевых цепочках

Материалы: карточки (трава- 6 шт., мыши- 3 шт., лиса -1 шт., солнце - 1 шт.), печенье 12 шт., кисть из желтых нитей.

 

Рекомендации экскурсоводу:

1. Приветствие и комментарий ведущего данной точки.

2. Выполнение игровых  заданий (см. ниже).

3. «Узелок на память»

 

Игра «Совы и вороны»

Разделите группу на две равные команды - Совы и Вороны. Выстройте обе команды лицом друг к другу на расстоянии одного метра. На расстоянии 4 -5 метров позади каждой команды проведите черту, обозначив таким образом «дом».

Игра, направленная на закрепление полученных ранее знаний, проводится следующим образом: вы произносите фразу, содержащую некое утверждение, и, если оно соответствует действительности, Совы начинают ловить Воронов, стремящихся добежать до «дома» и укрыться в нем. Если же утверждение не соответствует действительности, то Вороны ловят Сов. Пойманные игроки присоединяются к команде соперников.

Примеры утверждений:

· Желуди созревают на березах.

  • Лиса – плотоядное животное. Мыши зимой спят.
  • Солнце источник энергии.
  • Все животные ночью спят
  • Хищники питаются растениями
  • Пищевые цепи начинаются с растений
  • Смена времен года связана с движением Земли вокруг солнца

 

Игра «Пищевая цепочка»

1. Солнце берет в руки тарелку с печеньем и передает «энергию» Траве – по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье Травинка съедает – эта «энергия» расходуется на поддержание жизненных процессов Травинки, а второе она «передает» Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть энергии (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) – отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто съест Лису.

2. Раздать карточки животных разных пищевых цепей. Ребята должны объединиться в свою цепочку.

3. Предложить детям снова поделиться на три группы, на этот раз в соответствии со способом получения энергии

- те, кто получает энергию непосредственно от солнца;

- те, кто получает энергию, поедая растения;

- те, кто получает энергию, поедая животных

Обсудить правильность выбора каждым ребенком той или иной группы.

Слушаем звуки леса с закрытыми глазами и перечисляем их поочереди загибая пальцы.

 

При переходе на следующую точку завяжите узелок на память про пищевые цепи желтой нитью.

Точка 6. «Зоркий глаз»

Цель: раскрыть значение круговорота веществ в природе.

Материалы: предметы разного происхождения: пластиковые бутылки, бумажные, полиэтиленовые пакеты, батарейки, стекло, сигаретные фильтры, консервная банка, шкурки банана, кости, деревяшка, шерсть, листья, огрызок яблока; лопата, большой синтетический носок, кисточка из белых нитей.

Рекомендации экскурсоводу:

1. Приветствие и комментарий ведущего данной точки.

2. Выполнение игровых  заданий (см. ниже).

3. «Узелок на память»

 

ЧАСТЬ 2

Осень

«Все должно куда – то деваться»

 

Паутина жизни

Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.  

    

Осенняя охота натуралиста.

 

Назовите приметы осени, которые можно увидеть не сходя с места. Это может быть цветение осенних цветов на клумбах, разноцветные листья на деревьях, яркие кисти рябин, не по-летнему синее небо и т.д.

В ходе экскурсии отметьте:

· какие краски можно увидеть в кронах осенних деревьев,

· на каких деревьях и кустарниках созрели семена,

· что происходит в мире травы и цветов (появились ли какие-нибудь цветущие растения, которых не было летом; созрели kib семена),

· что происходит в мире насекомых, кто еще не спрятался на зимовку,

· много ли обнаружится птиц, слышны ли их голоса.

 

· Формирование групп

· Рассчитать учащихся, используя, например, считалку «Шишки, желуди, орехи, бурундук». В одну группу объединить тех ребят, кому достались слова «шишки и орехи», в другую группу ребят со словами «желуди и бурундук»

 

Примечание: перед выходом на 2 точку каждому участнику выдается ниточка из кисточки ведущего, символизирующая понятие среда обитания. Каждый ребенок завязывает полученную коричневую ниточку на шнурке с блокнотом как узелок на память о паутине жизни. (Все связано со всем)

Точка 2.  «Живая река»

Цель: показать связь реки Поповки с бассейном реки Волги, сравнить показатели состояния воды в разные времена года

Материалы: емкость для воды, термометр, карта бассейна Волги.

Рекомендации экскурсоводу:

 

1. Приветствие и комментарий ведущего данной точки.

2. Выполнение заданий.

3. «Узелок на память»

Задания:

  1. Проследить по карте, как можно попасть из  реки Поповка в Волгу: Поповка- Грязева- Истра-Москва-Ока-Волга

2. Обсудить значение водных путей для человека. Справочная информация:

Москва – порт пяти морей

· С давних пор человек мечтал соединить речные системы, разбегающиеся в разные стороны, к разным морям – океанам, чтобы удобнее было перевозить грузы по воде. Но осуществить эту мечту удалось совсем недавно – всего несколько сот лет назад.

· Идея связать в единый водный путь реки Москву и Волгу возникла еще у Петра Великого, видевшего в этом «зело большие выгоды» для развития торговли. В 1772 году он повелел разработать проект соединения рек, но после смерти императора об этой идее забыли. Вернулись к петровским планам через сто лет – в начале царствования Николая I 1825 году. Однако и в это время планам не суждено было сбыться. В 1844 г. строительные работы по сооружению системы каналов прекратились, как и начавшееся было судоходство. Новинка века, железная дорога, оказалась более выгодной транспортной магистралью.

· К идее соединения Москвы с бассейном Волги вернулись в начале 30-х годов XX века. Теперь необходимость сооружения канала диктовалось потребностью Москвы в чистой питьевой воде. В 1932 году началось строительство. Канал был построен в рекордно короткие сроки – всего за 4 года и восемь месяцев:11 шлюзов, 5 мощных насосных станций, 3 железобетонные и 8 земляных плотин, 8 ГЭС, грузовые пристани, пассажирские причалы, маяки, множество мостов и тоннелей. Всего 240 объектов. 4 мая 1937 г. Из Горького (Нижний Новгород) отправились первые суда. В течение 10 лет канал назывался каналом Москва – Волга, а в 1947 г., в честь 800 – летия столицы, он получил имя Москвы.

· Канал имени Москвы, вместе со своими «собратьями по биографии» - Волго – Балтийским и Волго – Донским каналами, дал Москве право называться портом пяти морей. Волго – Балтийская водная система, называемая еще Мариинской, - одна из самых старых в России (сооружена в начале XIX века). Это искусственный водный путь, соединяющий Волгу с Балтийским морем, а затем через Беломорско – Балтийский канал, с Белым морем. Итак, канал является транспортной артерией, связавшей Москву кратчайшим путем с Волгой, а через нее и системы других каналов - с Каспием, Балтикой, Белым, Азовским и Черным морями.

По материалам познавательного журнала Детская энциклопедия, № 6, 2002 «Течет река Волга.

 

3.Заполнить осенний паспорт реки:

 - Измерить температуру воды

- Определить цвет воды (бесцветная, слабо-желтая, желтая, буроватая и т.д.)

- Описать запах воды. Можно использовать следующие характеристики.

- Определить наличие кислорода (помешать воду палочкой в стакане, появятся пузырьки воздуха)

 

4.Сравнить весенние и осенние органолептические показатели воды. Сделать выводы.

При переходе на следующую точку голубой нитью завязывается узелок на память о водной среде обитания.

Точка 3. «Лицом к лесу»

Цель: определить к какому царству относятся грибы, раскрыть на их примере понятие «цикличность»

                      Материалы: муляжи грибов.

Точка 4.  «Зеленый класс»

Цель: рассмотреть явление листопада, как приспособление к переходу в состояние покоя. (раскрыть причины листопада)

Материалы: кисточка из оранжевых нитей, ткань – ловушка для семян

 

 

Обсуждение причин изменения деревьев осенью. Листопад – приспособление к переживанию зимних невзгод. Почему деревья теряют листья. (избавление от вредных веществ, накопленных в листьях, необходимость прекращения испарения воды, чтобы не разорвало ствол дерева, уменьшение тяжести снега на ветках)

 

Игра «Построим дерево»

В этой игре участники изображают различные части дерева: стержневой корень, придаточные корни, сердцевину, древесину, луб, камбий и кору. В больших группах несколько игроков могут играть роль одного и того же слоя дерева.

Игроки, изображающие сердцевину, должны показать, что они обеспечивают прочность ствола и позволяют ему находиться в вертикальном положении. Корни (стержневой и придаточные) держат дерево подобно якорям и подают вверх воду и минеральные вещества. Слой древесины транспортирует воду к ветвям и листьям. Камбий - растущая часть ствола. По лубу пища поступает от листьев к другим частям дерева, а кора защищает все дерево.

СЕРДЦЕВИНА. Чтобы начать игру, выберите двух или трех высоких и крепких ребят и попросите их сыграть роль сердцевины. Пусть они встанут спиной друг к другу. Скажите остальным участникам игры: «Это сердцевина - внутренний стержень дерева, его сила. Задача сердцевины - держать ствол и ветви вертикально, так, чтобы листья получили свою долю солнечной энергии. Сердцевина существует давно, она мертва, но прекрасно сохранилась! Когда-то сердцевина была живой, но теперь тысячи ее крошечных сосудов, по которым раньше поднималась вверх вода и опускалась вниз пища, заполнена дегтем и смолой». Скажите детям, изображающим сердцевину, что их задача - стоять прямо и не гнуться.

СТЕРЖНЕВОЙ КОРЕНЬ. Попросите нескольких человек изобразить стержневой корень. Пусть они сядут у ног детей, изображающих сердцевину, так, чтобы смотреть в разные стороны. Скажите им: «Вы - очень длинный корень, называемый стержневым. Вы уходите глубоко в землю - до 9 метров. Стержневой корень сосет воду из самых глубин земли и держит дерево, словно якорь. Во время гроз стержневой корень не дает дереву упасть под напором ураганных ветров». Отметьте, что не все деревья имеют стержневые корни (например, красное дерево), но то, которое вы сейчас изображаете, имеет такой корень.

ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ. Выберите детей с длинными волосами, которые не будут возражать, если вы предложите им лечь на пол. Попросите «придаточные корни» лечь на спину так, чтобы их ноги смотрели на «ствол», а головы - наружу. Скажите им: «Вы - придаточные корни. Их у одного дерева - сотни тысяч. Вы растете во все стороны от дерева, подобно ветвям, но только под землей. Вы тоже помогаете дереву стоять вертикально. У вас на концах множество крошечных корневых волосков».

В этом месте наклонитесь над одним из «придаточных корней» и распушите ему волосы вокруг головы. Продолжайте рассказ: «Если сложить все корневые волоски одного дерева, то они вытянутся в линию длиной в несколько километров. Эти волоски пронизывают каждый кубический сантиметр почвы. Когда они чувствуют, что где-то поблизости находится вода, то начинают расти в этом направлении, чтобы добраться до нее. Концы корневых волосков имеют твердые клетки, похожие на хоккейные шлемы. Я хочу, чтобы придаточные корни и стержневой корень попрактиковались во всасывании воды. Когда я скажу: «Начали!», вы сделаете так: (издайте громкий сосущий звук). Итак, начали!»

ДРЕВЕСИНА. Теперь попросите небольшую группу детей изобразить древесину. Выберите столько людей, чтобы они плотным кольцом окружили сердцевину. Пусть они встанут вокруг нее, глядя внутрь и взявшись за руки. Следите за тем, чтобы никто не наступил на какой-нибудь «корень». Скажите детям: «Вы - часть дерева, которую называют древесиной или ксилемой. Вы тянете воду из корней и передаете ее самым высоким ветвям. Вы - самый эффективный насос в мире и при этом не имеете ни единой движущейся детали. Вы способны перекачивать сотни литров воды в  день и делаете это со скоростью, превышающей 180 км/час! После того как корни высосут влагу из земли, ваша задача - поднять ее вверх по дереву. Когда я скажу «Поднимаем воду вверх», вы произнесете «Ви-и-и-и!» и при этом поднимите руки вверх. Давайте потренируемся. Сначала попросим корни высосать воду. Начали! Вслед за этим сразу же: «Поднимем воду вверх! Ви-и-и-и!»

КАМБИЙ/ЛУБ. Выберите группу, которая будет изображать камбий/луб. Пусть эти дети тоже встанут вокруг древесины (лицом внутрь) и возьмутся за руки. Скажите им: «Следующим за древесиной идет слой камбия - растущая часть дерева. Каждый год он добавляет новый слой древесины и луба. Дерево растет за счет утолщения ствола от центра наружу, а также за счет удлинения концов корней и веток. Ваши волосы растут совсем не так». (Расположите ладонь одной руки горизонтально, раздвиньте пальцы и просуньте пальцы другой руки снизу вверх сквозь них.). «За камбием, ближе к коре, располагается слой луба. Это часть дерева, по которой движется пища, произведенная листьями, и которая распределяет эту пищу по всему дереву. Давайте превратим наши руки в листья». Пусть все вытянут руки вперед и вверх так, чтобы руки разных людей скрещивались в области запястий и предплечий, а кисти трепыхались, как листья. Когда я скажу «Сделаем пищу!», поднимите руки и потрясите «листочками», как будто вы поглощаете солнечную энергию и производите питательные вещества. А когда я скажу «Спустим пищу вниз!», вы должны будете произнести долгий утихающий звук «Ву-у-у», согнуть ноги в коленях и опустить корпус и руки к земле. Давайте потренируемся!»

Повторите со всеми «частями дерева» все звуки и движения в следующем порядке: «Начали! Сделаем пищу! Поднимем воду вверх! Спустим пищу вниз!» Обратите внимание на то, что кольцо камбия/луба делает пищу до того, как древесина поднимет воду. Проследите также, чтобы камбий/луб не поднимал руки и не тряс «листочками» до тех пор, пока вы не скажете «Сделаем пищу!». (Тогда руки игроков не устанут раньше времени.)

Попросите оставшихся участников изобразить кору дерева. Пусть они встанут в кружок вокруг дерева, глядя наружу. Скажите им: «Вы - кора дерева. От каких опасностей вы защищаете дерево?» Объясните, что кора защищает дерево от огня, насекомых, резких перепадов температуры и от девочек и мальчиков с перочинными ножиками в руках. Скажите «коре», как надо защищать дерево: «Поднимите руки как футбольный вратарь - оба локтя наружу, кулаки - на уровне груди (пауза). Вы слышите этот высокий звук? Это очень злой и очень голодный длинноносый сосновый точильщик. Пойду и посмотрю, смогу ли я остановить его? Если я не вернусь, вам самим придется бороться с ним.»

Отойдите чуть в сторону и вернитесь в образе соснового точильщика. При этом надо хмуриться и вертеть головой туда - сюда. Возьмите ветку - это будут усики жука. Когда ветка уткнется в дерево, направьте свой длинный нос на него. Затем быстро обогните дерево, как будто вы ищите место, где можно проникнуть внутрь него сквозь кору. Дети, изображающие кору, должны попытаться отогнать вас.

Пока вы ходите вокруг дерева, подавайте команды другим его частям. Выкрикивайте команды в указанной ниже последовательности. Повторите все это три-четыре раза.

В первый раз говорите: «Сердцевина - стойте прямо, не гнитесь!», «Будь твердой, кора», «Корни, начали!», «Листья, сделаем пищу!», «Древесина, поднимем воду вверх!», «Луб, спустим пищу вниз!». В дальнейшем, подавая команды, не называйте части дерева. По окончании игры помогите «корням» подняться с земли и предложите всем участникам пожать друг другу руки – ведь все вместе они были таким замечательным деревом!

Точка 5. «Луговая мозаика»

Цель: проиллюстрировать взаимодействия «хищник – жертва», внутривидовой конкуренции, антропогенного воздействия на природу

Материалы: коробок спичек, часть из которых помечена, ленточки для обозначения домика (можно использовать банданы), метровые веревки на пару участников, лупы, кисточка из желтых нитей.

 

Рекомендации экскурсоводу:

1. Приветствие и комментарий ведущего данной точки.

2. Выполнение игровых упражнений.

3. «Узелок на память»

 

 Игра «Канюки и мыши»*

· Из группы выбираются два человека «хищника» (например канюк). Все остальные дети – «мыши-полевки» или другие растительноядные мелкие млекопитающие.

·. На земле обозначаются игровое «поле» – круг большого диаметра.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.159 с.