Эволюция библиотечно-библиографической профессии. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эволюция библиотечно-библиографической профессии.

2020-07-07 893
Эволюция библиотечно-библиографической профессии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 История изучения и становления библиотечно-библиографической профессиологии как научной дисциплины;

 еепсихолого-педагогические аспекты.

Профессиология – это наука, изучающая профессии. Профессия – это основной род занятий, трудовая деятельность человека, требующая определенной профессиональной подготовки. Библиотечная профессиология является теоретико-прикладной дисциплиной, изучающей содержание, формы и специфику профессиональной деятельности в области библиотечного дела. Предметом изучения библиотечной профессиологии является библиотечная профессия. Задачей изучения библиотечной профессиологии как научной дисциплины является познание прошлых, настоящих и будущих состояний библиотечного самосознания, изучение проблем развития библиотечной профессии, эволюции требований к специалисту, анализ перспектив развития профессии. Зарождение библиотечной профессиологии как науки происходит во 2-й половине XX в. в трудах А. Чачко, А. Каптерева, А. Столярова, А. Соколова, Э. Сукиасяна. Библиотечная профессиология связана с другими научными дисциплинами – историей библиотечного дела и библиографии, библиотечным обслуживанием, историей, психологией, социологией, социальными коммуникациями. Значение теоретического изучения библиотечной профессии велико, ибо способствует ее совершенствованию и модернизации.

    Будучи комплексной, библиотечно-информационная профессия относится к профессиям, имеющим дело с людьми в качестве предмета труда (но и с текстами, и даже с техникой). Т. е, можно усмотреть наличие в библиотечной профессии элементов типа «человек – знаковая система» и отчасти «человек- техника». Место библиотечной профессии в классе профессий «Человек – Человек» определяется наличием в ней творческого и одновременно исполнительского начал.

Развитие библиотечной профессии прошло несколько длительных этапов. Сфера применения специалиста библиотечно-информационной профессии – библиотека. Библиотека – категория историческая. Библиотечная профессия складывается в течение многовекового периода. Становлению профессии в ее современном виде предшествовал допрофессиональный период библиотечной деятельности (с момента зарождения до 1870–1880-х гг.), когда функции хранителя книги и передачи знания исполняли жрецы, монахи, ученые, писатели и пр. По мере усложнения библиотечной деятельности возникали новые производственные элементы и функции – учетно-поисковая, научная, методическая. Изменения, происходящие в содержании труда, характере и структуре библиотечной профессии, способствовали ее вычленению в качестве самостоятельной профессиональной деятельности. Различной была динамика становления профессиографических (технологических, экономических, педагогических, медицинских, психологических) требований, предъявляемых к библиотекарям в разные общественно-исторические эпохи. В XVIII в. В.Татищев выделял просветительское начало в деятельности библиотекаря, высказал требования к его образованности и начитанности в целях помощи в приобретении «полезного знания». 

    Периодом интенсивного развития библиотечного дела, расширения состава библиотек становится XIX век. В этот период происходят кардинальные изменения в постановке библиотечного обслуживания. В. С. Сопиков дифференцировал профессию библиотекаря и библиографа, подчеркнул необходимость специализации библиотекарей, нужность библиографических знаний. А. Оленин вменяет в обязанность библиотекаря справочно-библиографическое (фактографическое) обслуживание.

    С 1880-х гг. начинается профессиональный период библиотечной деятельности, продолжающийся до настоящего времени, когда профессия интенсивно модернизируется. Большое влияние на развитие библиотечной профессии оказала деятельность М. Дьюи, воспринятая отечественными специалистами Н. А. Рубакиным, К. И. Рубинским и др. Определяются основные требования к библиотекарю, его знаниям, образованию, педагогической подготовке, способности руководить чтением.

    В начале XX, благодаря деятельности Л. Б. Хавкиной, зарождается и получает развитие профессиональное библиотечное образование – сначала в форме краткосрочных библиотечных курсов. В 1907 г. работает кафедра библиотековедения при Московском университете. В 1913 г. по инициативе Хавкиной открываются первые библиотечные курсы при народном университете Шанявского. В этот период складывается профессиональная печать (журнал «Библиотекарь»). Создаются библиотечные общества и ассоциации – «Общество библиотековедения».

     В советский период библиотечная профессия обогащается, рождаются новые формы и методы работы, происходит дальнейшая дифференциация профессии. Возникает необходимость ее постановки на научную основу. В стране формируется система высшего профессионального образования. В 1930 г. в Москве открыт библиотечный институт, в крупных городах – библиотечные техникумы. Подготовка кадров ведется по трем специальностям – библиотековедение, библиография, библиотечная работа с детьми и юношеством. В дальнейшем расширяется состав специализаций.

Становление «библиотечной профессиологии» как комплексной теоретико-прикладной научной и учебной дисциплины, изучающей проблемы развития профессии, происходит в ХХ в. Объект библиотечной профессиологии – библиотечная профессия в лице библиотечных работников. Библиотечная профессиология изучает «задачи, содержание, формы и специфика трудовой деятельности библиотечных работников, роль библиотекаря в обществе, библиотекари как социальная группа, труд и профессионализация библиотечных специалистов, профессиональные требования к библиотечным кадрам, направленность, содержание и объем библиотечного образования, библиотечную этику, престиж библиотечной профессии в обществе». Ее предметом в строгом смысле слова выступает профессиональное самосознание библиотечного сообщества. Результаты исследования библиотечной деятельности в разные периоды отразились в комплексе профессиографических требований к специалисту. В 1920-е гг. превалировали профессиографический (составление сводок социально-экономических, технологических, психофизиологических данных о профессии) и психографический (создание портрета профессии с точки зрения психологических функций) подходы к изучению и описанию профессии. В 1970–80-е гг. возобновляется изучение библиотечной профессии: основными направлениями исследования становятся классификация видов библиотечного труда, сфера подготовки кадров, сфера их использования, сфера переподготовки и повышения квалификации. Изучение библиотечной профессии на современном этапе осуществилось в исследованиях «Специалист–библиотека–библиография», «Разработка профессиограммы специалиста библиотечно-библиографического дела», «Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров». Проблематику современных исследований библиотечной профессии составляет специфика профессионального библиотечного сознания, статус и престиж библиотечной профессии в обществе, современное состояние профессии, персонал библиотеки, изменения в профессиографических требованиях в связи с появлениями новых квалификаций.

Выдающимися библиотекарями своего времени были В. Н. Татищев, А. Н. Оленин, И. А. Крылов (и многие другие), направлениями деятельности которых было самоопределение библиотечной профессии, определение и развитие функций библиотекаря, формулирование основных требований к его профессиональным обязанностям. Они внесли весомый вклад в развитие библиотечного дела и профессионализацию библиотечной деятельности.

Изменение профессиональной информационно-библиографической среды в настоящее время, её влияние на современную специфику и условия информационно-библиографического труда.

    Сущность профессиограммы, её состав и применение. Психологические требования к специалисту информационно-библиографической деятельности (ИБД). Состав профессиональных знаний специалистов ИБД. Блоки знаний: философско-методологические, социально-психологические, семиотические, родственных дисциплин, собственно профессиональные. Требования к умениям специалиста ИБД. Необходимые умения, обязательные и факультативные умения. Требования к навыкам специалиста ИБД.

Библиографический список

1. Бинхем, Р. Основы библиотечного дела: учеб. пособие / Р. Бинхем, К. Херрисон // Рос. гос. б-ка. - М.: Пашков дом, 1999. – 98 с.

2. Моргенштерн, И. Г. Профессия библиографа / И. Г. Моргенштерн // Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 478 – 495.

4. Сукиасян, Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование: сб. статей и докладов / Э. Р. Сукиасян. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 448 с. – (Специальный издательский проект для библиотек)

Бобина Т.О., Гушул Ю. В.

4. Комплектование библиотечного фонда (первичный отбор):

 задачи, виды, проблемы.

Понятие «комплектование библиотечного фонда», виды и формы. Первичный отбор – основа комплектования библиотечного фонда. Первый этап – анализ потока документов. Информационная обеспеченность первичного отбора. Современный информационный рынок. Информационные, рекламные издания о документном потоке. Возможности получения информации об отечественных и зарубежных документных ресурсах посредством подключения к Интернет и другим глобальным информационным системам.

Второй этап: первичный отбор. Отбор как анализ информации о конкретном документе с целью установления его соответствия структурной модели библиотечного фонда, потребностям пользователей. Правила отбора документов в библиотечный фонд. Третий этап – заказ документа. Технология оформления заказа.

Источники, способы, формы документоснабжения. Бесплатные и платные источники обеспечения документами библиотечных фондов. Библиотечный коллектор как специфическое документоторговое учреждение, издательства, другие торговые учреждения.

Обязательный экземпляр как часть тиража каждого издающегося в стране документа, гарант полноты поступлений документов в фонд научных библиотек и информационных учреждений. Система обязательного экземпляра. Ее реформирование на основе Закона Российской Федерации «Об обязательном экземпляре документов». Местный обязательный экземпляр. Покупка библиотеками документов как способ пополнения фонда. Подписка на периодические и непериодические издания.

 

Библиографический список

1. Бородин, О. Торги и котировки как метод формирования фондов / О. Бородин // Библиотека. – 2007. – № 6. – С. 16-26.

2. Качалина, В. В. Интернет-ресурсы в формировании библиотечных фондов (дайджест / В. В. Качалина // Биб.дело ХХ1 век. –2004. – №2(8). – С. 96-122.          

3. Петрусенко, Т. В. Торги на книги для библиотек: экономия государственных средств или неоправданное расточительство? / Т. В. Петрусенко, И. В. Эйдемеллер, А. Н. Панкова // Университетская книга. – 2006. – № 9. –С. 46-48.

Соболенко Н. П.

 

5.Размещение библиотечного фонда: задачи, способы и предъявляемые требования.

Понятие «размещение библиотечного фонда». Задачи размещения. Требования к размещению. Влияние на размещение архитектурно-планировочных решений библиотечного здания (помещения), степени механизации и автоматизации библиотечных процессов, а также особенностей организации технологических потоков.

Способы размещения: горизонтальное, вертикальное, смешанное и их варианты. Особенности размещения фондов при открытом доступе в библиотеках разного типа и вида, размещение фонда в фондохранилище магазинного типа. Способы увеличения фондоемкости хранилищ.

Расстановка библиотечного фонда, ее значение и задачи. Общая характеристика расстановок. Классификация расстановок, требования к ним.

Семантические расстановки: систематическая, тематическая, предметная. Их характеристики и особенности применения в библиотеках.

Формальные расстановки: алфавитная, хронологическая, географическая, языковая, форматная, нумерационная (порядковая, инвентарная, крепостная). Сочетание расстановок: цели, преимущества и границы применения.

Библиографический список

1. Столяров, Ю. Н. Документный ресурс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. Ю. Н. Столяров.. – М.: Либерея, 2001. – 150 с.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.