Методическая деятельность в библиотеках. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методическая деятельность в библиотеках.

2020-07-07 203
Методическая деятельность в библиотеках. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Психолого-педагогические аспекты методического обеспечения библиотечной деятельности.

  Научно–методическая деятельность включает две самостоятельные части: методическая работа в коллективе библиотеки и оказание методической помощи библиотекам сети со стороны библиотек –методических центров.

Система методических центров построена по отраслевому и территориальному принципу. Выделяются методические центры федеральные, региональные и муниципальные.

Важнейшим принципом методической деятельности является принцип научности. Он означает, что все методи­ческие решения и рекомендации должны строиться на основе новейших достижений библиотечной теории, быть научно обоснованными и экспериментально проверенными, т. е. должны быть результатом научно-исследовательской деятельности методических центров по поиску и созданию новшеств, направленных на совершенствование работы библиотек, на преодоление противоречий в их деятель­ности.

Принцип активности заключается в том, что методи­ческие центры не должны ограничиваться пассивной помо­щью библиотекам по их запросам, а стремиться активно влиять на их работу через методические рекомендации, информацию о результатах НИР и передовом библиотеч­ном опыте и т. д.

Методическая деятельность должна быть направлена на совершенствование работы библиотек, на внедрение в их практику новых, прогрессивных форм и методов. Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям сделать их работу наиболее разнообразной, помочь каждой библиотеке найти «свое лицо».

Принцип рекомендательности означает, что методические решения и рекомендации не имеют обязательного, директивного характера.

Методические центры всю свою деятельность стро­ят с учетом специфики типов и видов библиотек, профес­сий, образования и практического опыта библиотечных работников, тех условий, в которых работает библиотека. Методические центры призваны оказывать помощь библиотекам по всем участкам и направлениям их работы.

Принцип непосредственной связи с библиотеками заключается в том, что методическое обеспечение должно строиться на основе непосредственного изучения работы библиотек, оказания им помощи на месте.

Принцип оператив­ности. Для совершенствования деятельности библиотек крайне важно оперативно выявлять недостатки и просчеты в работе и своевременно оказывать консультационно-методическую помощь, вовремя обеспечивать работу библиотеки методическими рекомендациями, способству­ющими качественному выполнению всех позиций ее плана.

Эффективность методического обеспечения тесно связана с его систематичностью и плановостью. Очевидно, что обе­спечить непрерывное совершенствование работы библиотек можно лишь на основе систематической и планомерной помощи библиотекам, а не путем отдельных, разрозненных методических мероприятий.

Методическое обеспечение функционирования библиотек и библиотечных систем включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методичес­кое, инновационное.

 Одним из направлений является повы­шение квалификации и переподготовка библиотечных кадров.

В основе методического обеспечения работы библиотек лежит аналитическая деятельность, направленная на анализ состояния и развития как отдельных библиотек, так и биб­лиотечной сети в целом. Она основывается на методическом мониторинге, т. е. слежении за изменениями в деятельности библиотеки или сети библиотек в целях определения уровня их работы и принятия на этой основе методических решений, направленных на ее совершенствование.

На основе аналитической деятельности осуществляется консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помо­щи библиотекарям. Эта помощь базируется на принципе активности, т. е. осуществляется не только по просьбе биб­лиотекарей, которые в ней нуждаются, но и по инициативе библиотечных менеджеров (руководителей библиотек и методистов).

Важным направлением является инновационная дея­тельность, включающая поиск, разработку и исполь­зование новшеств, способствующих повышению эффек­тивности и качества деятельности библиотек.

В процессе методического обеспечения библиотечной деятельности реализуется ряд функций, которые находятся в тесном взаимодействии, представляя в совокупности систему методического влияния на работу библиотеки или сети библиотек.

Ведущее место в методическом обеспечении принадлежит информационной функции, направленной на своевременную и полную библиографическую и фактографическую инфор­мацию библиотекарей на базе методического мониторинга о достижениях современной библиотечной теории и практи­ки, обо всем новом в библиотечном деле.

Значение педагогической функции определяется тем, что методические центры призваны осуществлять обуче­ние библиотечных работников. В основе ее лежит повышение квалификации и переподготовка библиоте­карей, содействие их непрерывному образованию. Осущес­твление этой функции предполагает охват всех групп и категорий библиотекарей, дифференцированный подход к повышению их квалификации, последовательность и преемственность в обучении, использование различных форм повышения квалификации, в том числе и самообразования, повышение качественного уровня обучения библиотечных кадров.

Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практической помо­щи библиотекарям в реализации методических рекоменда­ций. Она особенно ярко проявляется в общении библиотечных менеджеров (руководителей библиотечных коллективов и методистов) с библиотекарями. Именно через эту функцию реализуется активное влияние на библиотечную практику, на освоение библиотеками новшеств.

Научно-исследова­тельская функция, так как в последние годы в методической деятельности произошли существенные перемены, связанные с повышением роли научных исследований в развитии библиотечной практики, с изменением соотношения научно-исследовательской и методической работы, что обусловлено тем, что уровень советов и рекомендаций во многом определяется глубоким исследованием как существу­ющей библиотечной практики, так и перспектив ее развития.

 

Библиографический список

1. Ванеев, А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: учеб. пособие / А. Н. Ванеев; СПбГУКИ. – М.: Профиздат, 2000. – 144 с.

2. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента: учебник / И. М. Суслова. – М.: Либерея, 2000. – 232 с.

3. Управление библиотекой: учебно– практ. пособие /А. С. Аверьянов, А. Н, Ванеев, В. Г. Горев. – СПб.: Профессия. – 2002. – 457 с.

Шумакова В. И.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.