Изучение читательской деятельности: история и современность. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Изучение читательской деятельности: история и современность.

2020-07-07 260
Изучение читательской деятельности: история и современность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение чтения как личностного и социального явления началось в России в начале ХIХ века, когда сформировался основной состав читающей публики. Первыми исследователями чтения были, прежде всего, писатели, литературные критики, педагоги, просветители, позднее – народники, революционеры-демократы, библиотекари.

 Одним из первых к изучению народного читателя обратился Л. Н. Толстой. В начале 1860-х годов он собирал с помощью учителей сведения о народном читателе по специальной программе, напечатанной в журнале «Ясная Поляна». Доступность книг крестьянам, их читательские интересы, мнение о литературе изучал видный педагог и организатор народных школ Н. А. Корф. Активная деятельность по изучению чтения характеризует кружок Х. Д. Алчевской, который функционировал при Харьковской женской воскресной школе. Преподавательницы, составлявшие этот кружок, изучали чтение работниц, проводили громкие чтения, беседовали о прочитанном. В 1884 году, на основе многолетнего наблюдения, изучения отзывов читательниц о книгах, бал издан трехтомный указатель «Что читать народу?». Указатель включал перечень книг для народного и детского чтения. Труд получил малую золотую медаль на Первой Всемирной выставке в Париже. В 70 – годы ХIХ века практиковалось изучение народных настроений с помощью «хождения в народ». Изучением чтения крестьянства в Тверской области занимался мировой судья А. П. Мичурин. В библиотеках изучение читателей осуществлялось посредством учета статистических сведений о составе посетителей, их посещаемости, читательских интересах..

Наибольший вклад в изучение читателей в России ХIХ в. внес Н. А. Рубакин (1862-1946). В его работе «Этюды о русской читающей публике» в результате дифференциации читателей представлена характеристика чтения различных слоев общества. В исследовании впервые реализована попытка социологического подхода к анализу чтения. Разработанное Н. А. Рубакиным учение под названием «библиопсихология» обращено к проблемам психологии чтения, восприятия и понимания текста. Проживая в Швейцарии, он создал Международный институт библиопсихологии и пропаганды книги.

После 1917 года активное изучение чтения проводилось красноармейскими библиотеками. Помимо библиотек, к этому вопросу обращались редакции газет и журналов, издательства, книжные магазины. Одно из наиболее интересных исследований крестьянского читателя провел в 1930-х годах в сельской коммуне «Майское утро» А. М. Топоров. Результаты были им опубликованы в книге «Крестьяне о писателях».

Изучение читателей в советский период развития страны не отличалось одинаковой активностью на всем своем протяжении. Более активное изучение чтения и читателей началось в 1960-е годы, когда были проведены крупномасштабные централизованные исследования в разных территориях страны. Изучались основные социальные группы, библиотечное и небиблиотечное чтение, его место в структуре свободного времени. При этом использовался комплекс методов, позволяющих подтвердить объективность результатов. Основным разработчиком и организатором исследований являлась Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (РГБ). Был разработан масштабный проект «Книга и чтение в жизни советского общества». В его рамках реализованы исследования «Советский читатель» (1968 г.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1973 г.), «Книга и чтение в жизни советского села» (1978 г.), «Советский рабочий – читатель» (1980 г.). В проведении более локальных исследований участвовали библиотечные институты, областные библиотеки. Например, «Читательские интересы ленинградской рабочей молодежи» (ЛГИК, 1967 г.).

В 1980–1990 годы были более распространены локальные, региональные исследования чтения. В проведение исследований включается ГПБ им. Салтыкова-Щедрина (РНБ). Значимым явилось издание сборника «Что мы читаем? Какие мы?». В исследованиях принимали участие и другие организации: Фонд «Чтение» им. Н. А. Рубакина, ГРЮБ, РГДБ, ГПНТБ. Многие вопросы чтения обсуждались на международных конференциях ИФЛА, ЮНЕСКО и др. В спектре исследуемых аспектов читательской деятельности периода 1990-х годов – психология чтения, типология читателей художественной литературы, читательская мода и др.

В мире современного чтения проявились новые группы, чтение которых потребовало активного изучения (инвалиды, мигранты, безработные, предприниматели и др.). Для этих случаев характерно внимание к практическому опыту зарубежных библиотек.

Практика проведения социологических исследований чтения свидетельствует, что в библиотековедении сложилась определенная методика изучения чтения. Выделяются общие (применяются в любой сфере науки) и частные (используются только в некоторых отраслях науки) методы. Частными методами, используемыми библиотековедением в изучении чтения, являются опрос (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, эксперимент, контент-анализ.

Современные исследования чтения направлены на поддержание должного статуса чтения и книги, на разрубку методики и технологии приобщения к чтению, на формирование высокого уровня культуры чтения.

Кризисные ситуации в современном чтении потребовали пристального внимания к таким группам читателей как дети, молодежь, женщины, которые определяют чтение как в настоящее время, так и в ближайшее время. Характерным для современных исследований чтения является обращение к ним представителей различных отраслей – библиотековедения, книговедения, педагогики, культурологии, журналистики и др. Особенно активны представители библиотечной отрасли: на базе многих крупнейших библиотек функционируют Центры чтения, компетенцией которых является, в том числе, и мониторинг читательской аудитории.

 

Библиографический список

1. Банк, Б. В. Изучение читателей в России (XIX в.) / Б. В. Банк. – М.: Книга, 1969. – 262 с.

2. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание: учеб. – метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерия, 2004. – 168 с.

3. Шапошников, А. Е. История чтения и читателя в России (1Х-ХХ вв.): учеб. – справочное пособие для б–к всех систем и ведомств / А. Е.Шапошников. – М.: Либерея, 2001. – 80 с.

Руссак З. В.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.