Институт документальных коммуникаций — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Институт документальных коммуникаций

2020-07-07 189
Институт документальных коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Институт документальных коммуникаций

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

Конспекты обзорных лекций

в помощь студентам

при подготовке к государственной аттестации

По специальностИ

Библиотечно-информационная деятельность

Квалификация библиотекарь-библиограф, преподаватель

Часть 2. Дисциплины квалификации

 

 

Челябинск 2009

 

УДК 655(071.1)

ББК 78я73

    Г 72

 

  Г 72 Конспекты обзорных лекций в помощь студентам при подготовке к государственной аттестации по специальности 071201 Библиотечно-информационная деятельность квалификация библиотекарь-библиограф, преподаватель: Часть 2. Дисциплины квалификации / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. В. Я. Аскарова, Т. О. Бобина, М. Ю. Ваганова, Ю. В. Гушул, Е. В. Кондрашкина, К. Б. Лаврова, З. В. Руссак, Н. К. Сафонова, Н. П. Соболенко, Л. В. Сокольская, Г. Ф. Федосенко, В. И. Шумакова – Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – 61 с. – (ИГА: учебно-методический комплекс).   Конспекты обзорных лекций предназначены студентам выпускного курса дневного и заочного отделения для подготовки к государственному экзамену по специальности 071201 Библиотечно-информационная деятельность квалификация библиотекарь-библиограф, преподаватель

Утверждено редакционно-издательским советом ЧГАКИ

 

 

                                                     © Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

1. Справочно-библиографическое обслуживание: организация и технология (Н. К. Сафонова)……………………………………………………...... 5

2. Дифференцированное библиографическое информирование         как вид библиографического обслуживания (Н. К. Сафонова) ……………........8

3. Эволюция библиотечно-библиографической профессии. История изучения и становление библиотечной профессиологии как научной дисциплины; ее психолого-педагогические аспекты  (Т. О. Бобина, Ю. В. Гушул)…………………………………………………………………………………... 11

4. Комплектование библиотечного фонда (первичный отбор):     задачи, виды, проблемы (Н. П. Соболенко)……………………………………. 14

5. Размещение библиотечного фонда: задачи, способы и требования (Н. П. Соболенко)…………………………………………………………………………. 15

6. Хранение библиотечного фонда, состояние и проблемы (Н. П. Соболенко)……………………………………………………………………………... 15

7. Справочно-поисковый аппарат (СПА) как база библиотечно-   библиографического обслуживания (Г. Ф. Федосенко)… …………….........16

8. Электронные каталоги в библиотеке: вопросы создания и использования (К. Б. Лаврова)…………………………………………………….. 18

9. Библиотечная статистика как информационная основа         менеджмента (В. И. Шумакова)…………………………………………………… 20

10. Организация деятельности библиотеки (В. И. Шумакова)…………... 22

11. Управление библиотекой: психолого-педагогические аспекты в реализации функций менеджмента (В. И. Шумакова)……………………… 24

12. Роль руководителя в системе управления библиотекой.   Психолого-педагогические аспекты управленческого труда. (В. И. Шумакова)……..................................................................................................27

13. Методическая деятельность в библиотеках. Психолого-  педагогические аспекты методического обеспечения библиотечной деятельности (В. И. Шумакова)…………………………………………………… 29

14. Изучение читательской деятельности: история и современность (З. В. Руссак)……………………………………… ………………………………….32

15. Дифференциация и типология читателей: проблемы теории и практики. Психолого-педагогические аспекты дифференциации пользователей библиотек (З. В. Руссак)……………………………………........ 34

16. Библиотечное общение: психолого-педагогические и этические аспекты (З. В. Руссак)……………………………………………………………….. 36

17. Организация и методы обслуживания различных категорий         читателей в условиях библиотек разного типа: содержание,  методика, учет социальных и психолого-педагогических  особенностей пользователей

(З. В. Руссак)…………………………………………………………………………... 37

18. Зарубежный опыт библиотечно-библиографического и  информационного облуживания пользователей (З. В. Руссак)……………... 39

19. Лингвистические средства библиотечно-информационной деятельности: общие требования, виды и назначение (К. Б. Лаврова)……………………………………………………………………………….. 40

20. Педагогические компетентности преподавателя библиотечно-библиографических дисциплин (М. Ю. Ваганова)……………………………. 42

21. Правовое обеспечение библиотечно-информационной         деятельности на современном этапе (Е. В. Кондрашкина)………………... 46

22. Специфика информационно-библиографического обеспечения общественной, научной и производственной деятельности (на примере одной из сфер   по выбору студента) (Ю. В. Гушул)………………………… 49

23. Библиотечный дизайн: понятие, значение, средства (К. Б, Лаврова)………………………………………………………………………………. 53

24. Библиотечная реклама: основные этапы развития и становления. Средства и формы библиотечной рекламы, особенности современного использования в формировании        позитивного образа библиотеки

(З. В. Руссак)…………………………………………………………………………... 55

25. Маркетинг как концепция управления библиотекой. Комплекс маркетинга в библиотеке (В. И. Шумакова)……………………………………. 57

 

 

1. Справочно-библиографическое обслуживание:

 организация и технология.

 

Справочно-библиографическое ГОСТом 7.0-99 определяется как «обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации, связанное с предоставлением справок и других библиографических услуг».

СБО принадлежит к тем направлениям библиографической деятельности, которые послужили основанием для выделения библиографической деятельности в самостоятельное направление библиотечной работы. В конце XIX века в крупных региональных библиотеках появляются «справочные столы», которые выполняют фактографические и простейшие тематические справки, со временем начиная сопровождать их небольшими списками литературы. Эти «справочные столы» стали зачатком библиографических служб библиотеки.

СБО относится к одному из самых «нагруженных» направлений библиографической деятельности, являющегося показателем востребованности и авторитетности библиотеки у населения. Поэтому в 1995 г. количество выполненных справок введено в состав показателей государственной библиотечной статистики. Это повысило статус СБО, внимание к его организации и методике.

Основным устойчивым признаком СБО специалисты (И. Г. Моргенштерн, Т. А. Васильева и др.) называют библиографический поиск: «СБО – библиографическое обслуживание по запросу, основанное на библиографическом поиске» (Т.А. Васильева): «СБО – это совокупность процессов приема разовых запросов и вызванных ими библиографическом поиске и передаче потребителям библиографической и, опосредовано, фактографической информации» (И.Г. Моргенштерн). Библиографический поиск является узловым пунктом внутренней связи основных элементов СБО – запроса потребителя и ответа библиографа.

СБО носит системный характер, в нем взаимосвязаны и взаимообусловлены все элементы и процессы; в то же время работа по СБО обусловлена и другими библиотечными и библиографическими процессами. Так, качество СБО во многом зависит от состояния СБА, взаимосвязей между его частями, наполнения его разделов и подразделов, от глубины раскрытия документов, от координации между подразделениями библиотеки и с другими библиотеками.

К свойствам СБО как системы относятся динамичность, стохастичность, индивидуальность и типичность.

СБО – область библиографической работы, в которой наиболее разнообразно и активно происходит движение библиографической информации, ее преобразование и доведение до потребителей. Динамичность присуща циклам выполнения справок, а также их потоку. Особенно полно свойство динамичности проявляется в оперативном СБО.

Стохастичность (как случайность, вероятностность) проявляется в том, что в СБО невозможно точно предвидеть поступающие запросы (их количество, сроки, содержание) и гарантировать их удовлетворение на базе имеющихся ресурсов.

Индивидуальность проявляет себя как бесконечное многообразие сочетания индивидуальных по содержанию и характеру запросов, индивидуальных путей библиографического поиска.

Типичность СБО выражается в типовых формах ответа на поступающие запросы, а также в прохождении через регламентированные, заданные практикой этапы в процессе осуществления СБО.

Типовой алгоритм СБО фиксируется в таких документах как «Путь справки», «Положение о справочно-библиографической работе» и др., а также в методических рекомендациях по СБО. В обобщенном виде это выглядит следующим образом: 1. Прием и анализ запроса 2. Подбор и анализ источников.3. Поиск в источниках.4. Оформление, выдача и регистрация справки.

Справка – наиболее распространенный вариант ответа на запрос пользователя в СБО. Справки классифицируются по разным признакам. Например, по источнику поступления запроса; здесь выделяются справки внутренние, предназначенные для зарегистрированных читателей при непосредственном контакте с ними, а также внешние – по запросам, поступившим по разным каналам связи (выполнение внешних справок поднимает престиж библиотеки и ее библиографической службы в социуме).

Справки классифицируются и по режиму, в котором они выполняются. И здесь выделяются справки оперативные, выполняемые сразу после поступления запроса, синхронно. При невозможности оперативно найти релевантный ответ по запросу, с согласия пользователя, справка готовится в продленном режиме, диахронно.

Самое распространенное деление справок связано с признаком содержания и по этому признаку справки подразделяются на библиографические (которые, в свою очередь, делятся на уточняющие, тематические, адресные), и фактографические справки. Отличительный признак библиографических справок – наличие в них библиографической информации.

Тематическая справка – библиографический список литературы по определенной теме, сформулированной потребителем информации в запросе.

Уточняющая справка выполняется в ответ на запрос о недостающих либо искаженных сведениях о документе.

Адресная справка – справка о наличии определенных документов в фонде данной библиотеки или других библиотек.

Фактографическая справка – содержит конкретные сведения различного содержания (о событиях, лицах, географических, экономических объектах и т. д.).

Еще одно основание классификации справок – по степени сложности. К справкам 1-й категории сложности относятся справки, выполняемые в помощь самообразованию, учебной деятельности, любительскому творчеству, досуговым занятиям. Они не требуют большой полноты информации, длительного поиска; объем такой справки – не выше 30-ти названий документов.

Справки 2-й категории сложности выполняются по запросам квалифицированных специалистов с целью использования информации в научной, производственной, управленческой деятельности. Объем такой справки – от 80 до 100 названий. При выполнении таких справок используются каталоги и картотеки библиотеки, государственные и научно-вспомогательные БУ, литературные источники.

Справки 3-й категории сложности содержат свыше 100 названий документов. При выполнении таких справок, кроме перечисленных источников, используют источники национальной библиографии России и зарубежных стран, обзорные и реферативные издания, прикнижные и пристатейные списки литературы, базы данных и СБА других библиотек, а также органов информации. Списки в таких справках структурируются по содержанию, в систематическом порядке. При необходимости раскрывается содержание некоторых видов документов.

Сегодня появилось еще одно основание классификации СБО – СБО, осуществляемое в традиционном режиме, и СБО в электронном формате. С 2004 года в России получает распространение практика удаленного СБО на основе Интернет-технологий. Оно получило название «цифровое», «электронное», «виртуальное» СБО. Условно виртуальное СБО делится на «виртуальный стол справок» и «интерактивное консультирование в режиме чат-сессий». В первом варианте читатели имеют возможность отправлять запросы через сайт библиотеки и получать ответ по обратному адресу электронной почты или в личную папку читателя на том же сайте библиотеки. Тексты наиболее сложных и развернутых справок помещают в архив на сайте библиотеки; с течением времени такой архив превращается в самостоятельный, солидный информационный источник. Сроки выполнения таких справок – от 1-го до 5-ти дней. Самый известный на сегодняшний день, виртуальный стол справок – общероссийский информационно-справочный портал Library.ru – проект Министерства культуры РФ и Межрегиональной ассоциации деловых библиотек. Обращение и получение ответа через портал для всех пользователей бесплатно; ответ поступает в течение суток.

Интерактивное консультирование предполагает помощь читателям в режиме реального времени. Библиограф и читатель не только обмениваются текстовыми сообщениями, но и совместно обращаются к различным Интернет-ресурсам.

Получив Интернет-воплощение, СБО выигрывает в оперативности, масштабности обслуживания, полноте удовлетворения информационных потребностей пользователей (возможность пользоваться совокупным информационным ресурсом, предоставлять не только библиографическую, но и полнотекстовую информацию).

В новых условиях на первый план выходит навигаторская, ориентационная функция библиографа. Деятельность библиографов все более будет приобретать ресурсоориентирующий, ресурсоаналитический, ресурсооценочный характер.

Библиографический список

1. Жабко, Е. Д. Онлайновое СБО: особенности развития / Е. Д. Жабко //Библиография. – 2005. – № 3. – С. 3-11.

2. Моргенштерн, И Г. Виртуальная справочная служба: итоги и проблемы / И. Г. Моргенштерн // Библиография. – 2006. – № 5. – С. 85-88.

3. Моргенштерн, И..Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: научн.-практ. пособие / И. Г.Моргенштерн. – М.: Либерия, 1999. – 79 с.

Сафонова Н. К.

Библиографический список

1. Берестова, Т. Ф. Текущее библиографическое информирование / Т. Ф. Берестова // Библиографическая деятельность библиотеки: консп. лекций. – Челябинск, 1999. – С. 5-47.

2. Коготков, Д. Я. Библиографическое информирование читателей в библиотеках: учеб. пособ. / Д. Я. Коготков / МГИК. – М., 1988. – 49 с.

Сафонова Н. К.

 

Библиографический список

1. Бинхем, Р. Основы библиотечного дела: учеб. пособие / Р. Бинхем, К. Херрисон // Рос. гос. б-ка. - М.: Пашков дом, 1999. – 98 с.

2. Моргенштерн, И. Г. Профессия библиографа / И. Г. Моргенштерн // Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 478 – 495.

4. Сукиасян, Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование: сб. статей и докладов / Э. Р. Сукиасян. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 448 с. – (Специальный издательский проект для библиотек)

Бобина Т.О., Гушул Ю. В.

4. Комплектование библиотечного фонда (первичный отбор):

 задачи, виды, проблемы.

Понятие «комплектование библиотечного фонда», виды и формы. Первичный отбор – основа комплектования библиотечного фонда. Первый этап – анализ потока документов. Информационная обеспеченность первичного отбора. Современный информационный рынок. Информационные, рекламные издания о документном потоке. Возможности получения информации об отечественных и зарубежных документных ресурсах посредством подключения к Интернет и другим глобальным информационным системам.

Второй этап: первичный отбор. Отбор как анализ информации о конкретном документе с целью установления его соответствия структурной модели библиотечного фонда, потребностям пользователей. Правила отбора документов в библиотечный фонд. Третий этап – заказ документа. Технология оформления заказа.

Источники, способы, формы документоснабжения. Бесплатные и платные источники обеспечения документами библиотечных фондов. Библиотечный коллектор как специфическое документоторговое учреждение, издательства, другие торговые учреждения.

Обязательный экземпляр как часть тиража каждого издающегося в стране документа, гарант полноты поступлений документов в фонд научных библиотек и информационных учреждений. Система обязательного экземпляра. Ее реформирование на основе Закона Российской Федерации «Об обязательном экземпляре документов». Местный обязательный экземпляр. Покупка библиотеками документов как способ пополнения фонда. Подписка на периодические и непериодические издания.

 

Библиографический список

1. Бородин, О. Торги и котировки как метод формирования фондов / О. Бородин // Библиотека. – 2007. – № 6. – С. 16-26.

2. Качалина, В. В. Интернет-ресурсы в формировании библиотечных фондов (дайджест / В. В. Качалина // Биб.дело ХХ1 век. –2004. – №2(8). – С. 96-122.          

3. Петрусенко, Т. В. Торги на книги для библиотек: экономия государственных средств или неоправданное расточительство? / Т. В. Петрусенко, И. В. Эйдемеллер, А. Н. Панкова // Университетская книга. – 2006. – № 9. –С. 46-48.

Соболенко Н. П.

 

5.Размещение библиотечного фонда: задачи, способы и предъявляемые требования.

Понятие «размещение библиотечного фонда». Задачи размещения. Требования к размещению. Влияние на размещение архитектурно-планировочных решений библиотечного здания (помещения), степени механизации и автоматизации библиотечных процессов, а также особенностей организации технологических потоков.

Способы размещения: горизонтальное, вертикальное, смешанное и их варианты. Особенности размещения фондов при открытом доступе в библиотеках разного типа и вида, размещение фонда в фондохранилище магазинного типа. Способы увеличения фондоемкости хранилищ.

Расстановка библиотечного фонда, ее значение и задачи. Общая характеристика расстановок. Классификация расстановок, требования к ним.

Семантические расстановки: систематическая, тематическая, предметная. Их характеристики и особенности применения в библиотеках.

Формальные расстановки: алфавитная, хронологическая, географическая, языковая, форматная, нумерационная (порядковая, инвентарная, крепостная). Сочетание расстановок: цели, преимущества и границы применения.

Библиографический список

1. Столяров, Ю. Н. Документный ресурс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. Ю. Н. Столяров.. – М.: Либерея, 2001. – 150 с.

Справочно-поисковый аппарат (СПА) как база библиотечно-библиографического обслуживания.

    Справочно-поисковый аппарат (СПА) - это совокупность информаци­онно-поисковых массивов, содержащих данные об адресах хранения документов в информационно-поисковой системе. В библиотеке информационно-поисковая система (ИПС) с аналогичными функциями, именуется справочно-библиографическим аппаратом (СБА). СБА – это совокупность традиционных и электронных справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов, используемых при обслуживании читателей.

    Рациональность организации СБА зависит от наличия таких свойств, как системность, пластичность, надежность, доступность и экономичность.

СистемностьСБА означает; что он состоит из взаимосвязанных элементов, обеспечивающих его целостность. Основными взаимодополняющими элементами (частями) СБА являются:  справочно-библиографический фонд; библиотечные каталоги (включая электронные), библиографические и фактографические картотеки, пополняемые библиографические базы данных; фонд неопубликованных библиографических пособий (ФНПБ). Связи элементов СБА обеспечивают сохранение его целостности. Эле­менты СБА взаимно дополняют друг друга, компенсируя своим составом и структурой органичную или искусственную ограниченность содержания и поисковых свойств других элементов. Пластичность выражает способность СБА изменяться в зависимости от изменения запросов читателей, их содержания, состава запрашиваемых документов и фактов. Надежность СБА заключается в его способности удовлетворять типичные для данной библиотеки или ее подразделений разовые запросы. Типичность определяется по отношению к реальным и потенциальным, профильным для библиотеки или ее подразделения запросам. Надежность гарантирует отражение в СБА наиболее ценной информации, ретроспективной и новейшей. Доступность СБА отражает удобство его использования читателями. СБА становится доступным благодаря продуманному размещению его час­тей и элементов, соответствующему их оформлению, поддержанию в рабо­чем состоянии. Экономичность отражает вынужденное материально-финансовыми ре­сурсами библиотеки ограничение состава и полноты СБА.

Справочно-библиографический фонд (СБФ) — это составная часть СБА, образуемая совокупностью выделенных из общего фонда библиотеки норма­тивных, справочных и библиографических изданий (в традиционной печат­ной и электронной формах). Состав и объем СБФ зависят от типа библиотеки, содержания и характера запросов пользователей, направления и содержания библиографической работы.

Система библиотечных каталогов (традиционных и электронных), биб­лиографических картотек и баз данных является наиболее подвижной частью СБА. Технология их ведения позволяет без хронологических пробе­лов концентрировать библиографическую информацию. В данной системе каталоги и картотеки, во-первых, отражают хранящиеся в фонде библиотеки или ЦБС целостные документы всех видов и, во-вторых, раскрывают содер­жание сериальных изданий и непериодических сборников).

Фонд неопубликованных библиографических пособий (ФНБП) — это часть СБА, содержащая оригиналы или копии выполненных в процессе cnpавочно-библиографического обслуживания письменных справок, а также ос­тавшиеся в рукописи библиографические пособия и полученные в порядке обмена из других библиотек аналогичные материалы. ФНБП является пере­ходной частью СБА. Его элементы, в отличие от изданий, могут быть произ­вольно изменены, дополнены, удалены.

СБА в основном создается на материале имеющихся в библиотеке источ­ников информации и отражает фонд библиотеки. Фонды системы или сети библиотек отражают сводные каталоги.

Для поддержания и развития СБА, обеспечения его качества необходимо им управлять. Управленческие решения о составе, организации технологии ведения СБА отражаются в документации регламентирующего 

и информационного характера: в Положении о СБА конкретной библиотеки, паспортах всех каталогов и картотек, баз данных, а также справочно-библиографического фонда и фонда неопубликованных библиографических пособии (выполненных справок), в технологических инструкциях, описи каталогов и картотек библиотеки.

Ключ к распределенным источникам библиографического поиска является обязательным элементом СБА. Ключ включает пять элементов: разделы систематических и предметных каталогов, содержащие описания библиографических изданий или специальные каталоги/картотеки таких пособий (изданий); универсальные и отраслевые указатели (списки, обзоры) библиографических пособий, систематизированные перечни (описи) каталогов и картотек библиотеки; вспомогательные указатели к каталогам и картотекам; общий предметно-именной ключ, основные разделы которого соот­ветствуют основным типам библиографического поиска. Применение компьютерных технологий позволяет концентрировать эле­менты ключа в электронной форме.

 

Библиографический список

1. Коготков, Д. Я. Общие вопросы организации СБА // Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д. Я. Коготков. – СПБ., 2003. – Гл. 5. – С. 67-75.

2. Моргенштерн, И. Г. Справочно-библиографический аппарат как база обслуживания // Справочник библиографа. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2006. – С. 469-477.

3. Моргенштерн, И. Г. Место СБА в библиотеке как системе // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 10. – С. 23-26.

Федосенко Г. Ф.

 

8. Электронные каталоги в библиотеке:

вопросы создания и использования.

Электронный каталог (ЭК) – это библиотечный каталог в машиночи­таемой форме, работающий в реальном режиме времени, предоставленный в распоряжение читателей библиотеки. ЭК является частью автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС) и частью справочно-библиографического аппарата (СБА) библиотеки.

При создании и функционировании ЭК должен соответствовать требованиям:ввод библиографических записей (БЗ) в диалоговом и пакетном режимах с удалённых или локальных терминалов; редактирование БЗ и, при необходимости, их удаление из ЭК; поиск информации в диалоговом или пакетном режиме по разовым запросам и избирательное распространение информации; печатание библиографических данных в виде каталожных карточек, библиографических указателей, отчётов по управленческой информации и др.; возможность обмена с другими библиографическими базами данных (ББД), в том числе и подключение к сети Интернет.

При выполнении данных требований проявляются достоинстваЭК: хранение больших объемов информации и возможность получения информации из внешних баз данных (из других библиотек, корпоративных сетей); компактность хранения информации; наглядность; многоаспектность поиска по большому числу признаков; многократное использование при одноразовом вводе; возможность включения фактографической и полнотекстовой информации.

ЭК может выполнять функции всех видов каталогов: по назначению (читательского, служебного, топографического); по способу группировки БЗ (АК, СК и ПК); по виду отражаемых документов (книг, периодических изданий и др.); по объему отражаемых фондов (ЭК одной библиотеки или сводный ЭК).

ЭК состоит из комплексов, обеспечивающих его функционирование: техническое, программное, лингвистическое, информационное обеспечение.

К техническим средствам относятся терминал, с помощью которого осуществляется ввод данных, компьютер, проигрыватель для компакт-дисков и системы связи с внешними БД. Программное обеспечение – это специально разработанные алгоритмы и программы, позволяющие вести автоматизированную обработку документов. Лингвистическое обеспечение –комплекс средств, используемых в ЭК для формирования, обработки, хранения и поиска информации. Информационное обеспечение – система информации, обеспечивающая качественное функционирование ЭК.

ЭК включает следующие функциональные блоки: основной блок (собственно ЭК), в котором происходит хранение и поиск БЗ; «база знаний», в которой содержатся таблицы классификаций, информационно-поисковые тезаурусы, словари предметных рубрик; справочный блок, в котором хранятся массивы справочной формации, авторитетные файлы имен авторов, наименований организаций, вспомогательные данные), обеспечивающие процессы формирования и поиска БЗ; блок обслуживания, в котором хранятся постоянно обновляемые сведения (о читателях, единицах хранения, свободных или занятых читателями, отправленных по МБА и т. д.).

Технологические процессы создания ЭК выполняются с помощью автоматизированного рабочего места (АРМ) каталогизатора. АРМ каталогизатора – это совокупность технических, лингвистических и программных средств, обеспечивающих процессы автоматизированной
каталогизации.                                                                

Использование ЭК в библиотеках выявило ряд его недостатков. Прежде всего, это дорогая форма СБА: оборудование; инженерное обслуживание расходы на ремонт и модернизацию; дорогое программное обеспечение. Существует также проблема сохранности информации, которая решается при помощи более качественного и дорогого технического обеспечения.

 

Библиографический список

1. Вершинин, М. И. Электронный каталог: проблемы и решения: учеб.-практ. пособие / М. И. Вершинин. – СПб.: Профессия, 2007. – 232 с. – (Серия «Библиотека»).

2. Лавренова, О. А. Электронные каталоги: тенденции и практика РГБ // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 2. – С. 29-35.

3. Сукиасян, Э. Р. Электронные каталоги // Библиотека. – 2003. – № 2. –
С. 29-32; № 3. – С. 31-33.

4. Сукиасян, Э. Р. Электронный каталог и читатель // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 9. – С. 79-85.

Лаврова К. Б.

Библиотечная статистика как

Библиографический список

1. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента: учебник / И. М. Суслова. – М.: Либерея, 2000. – 232 с.

2. Управление библиотекой: учеб.–практ. пособие / А. С. Аверьянов, А. Н. Ванеев., В. Г. Горев. – СПб.: «Профессия». – 2002. – 457 с.

Шумакова В. И.

Библиографический список

1. Дригайло, В. Г. Основы организации работы библиотеки вуза: научно- практ. пособие / В. Г. Дригайло. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 624 с.

2. Дригайло, В. Г. Основы научной организации труда в библиотеке: учеб.-метод. пособие / В. Г. Дригайло. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 424 с.

3. Управление библиотекой: учебно-практ. пособие / Аверьянов А. С., Ванеев А. Н., Горев В. Г. – СПб.: «Профессия». – 2002. – 457 с.

Шумакова В. И.

 

Библиографический список

1. Дригайло, В. Г. Основы управления библиотекой высшего учебного заведения: науч.-практ. пособие / В. Г. Дригайло, Е. В. Башун. В. Н. Волынец. – М.: Либерея, 2004. – 2004. – 328 с.

2. Суслова, И. М. Диверсификация библиотечного менеджмента: учеб. пособие / И. М. Суслова, В. В. Кармовский – М.: изд. МГУКИ, 2002. – 66 с.

3. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента: учебник. – М.: Либерея, 2000. – 232 с.

4. Управление библиотекой: учеб.– практ. пособие / Аверьянов А. С., Ванеев А. Н., Горев В. Г. – СПб.: «Профессия». – 2002. – 457 с.

Шумакова В. И.

 

Библиографический список

1. Суслова, И. М. Диверсификация библиотечного менеджмента: учеб. пособие / И. М. Суслова, В. В. Кармовский. – М.: Изд. МГУКИ, 2002. – 66 с.

2. Суслова, И. М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности: учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. – М.: Профиздат, 2000. – 144 с.

3. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента: учебник. – М.: Либерея, 2000. – 232 с.

4. Управление библиотекой: учебно– практ. пособие / Аверьянов А. С., Ванеев А. Н., Горев В. Г. – СПб.: «Профессия». – 2002. – 457 с.

Шумакова В. И.

Библиографический список

1. Ванеев, А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: учеб. пособие / А. Н. Ванеев; СПбГУКИ. – М.: Профиздат, 2000. – 144 с.

2. Суслова, И. М. Основы библиотечного менеджмента: учебник / И. М. Суслова. – М.: Либерея, 2000. – 232 с.

3. Управление библиотекой: учебно– практ. пособие /А. С. Аверьянов, А. Н, Ванеев, В. Г. Горев. – СПб.: Профессия. – 2002. – 457 с.

Шумакова В. И.

Библиографический список

1. Банк, Б. В. Изучение читателей в России (XIX в.) / Б. В. Банк. – М.: Книга, 1969. – 262 с.

2. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание: учеб. – метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерия, 2004. – 168 с.

3. Шапошников, А. Е. История чтения и читателя в России (1Х-ХХ вв.): учеб. – справочное пособие для б–к всех систем и ведомств / А. Е.Шапошников. – М.: Либерея, 2001. – 80 с.

Руссак З. В.

Библиографический список

1. Мелентьева, Ю. П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю. П. Мелентьева. – М.: изд-во ФАИР. – 2006. – 251 с.

2. Беляева, Л. И. К вопросу о типологии читателей / Л. И. Беляева // Проблемы социологии и психологии чтения. – М., 1975. – С. 143 – 161.

3. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание: учеб. – метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерия, 2004. – 168 с.

Руссак З. В.

16. Библиотечное общение:

 психолого-педагогические и этические аспекты.

Библиотечное общение привлекает значительное внимание специалистов библиотечного дела – как практиков, так и ученых-исследователей. Среди последних – М. Я. Дворкина, С. А. Езова, Н. В. Клименкова. Библиотечное общение представляет собой сложное явление. Исследователи выделяют три его модификации: между библиотекарями, между библиотекарем и читателями, между самими читателями. Центральной проблемой учения о библиотечном общении является исследование общения библиотекаря и читателей. В этом процессе складываются «субъект-субъектные» взаимоотношения, ориентированные на обмен информацией и совместные действия, например, общение в ходе проведения массового мероприятия.

В условиях библиотеки общение библиотекаря и читателя проявляется на разных уровнях: библиотекарь общается с одним читателем, с какой-либо читательской группой, аудиторией какого-либо массового мероприятия.

В библиотечном общении выделяются два взаимопроникающих аспекта: психологический и этический. Исследователи психологического аспекта общения рассматривают вопросы его характера, роли эмоций в его протекании, психолого-педагогического такта в общении, возможностей преодоления конфликтов и барьеров в общении, роли личностных качеств библиотекаря и читателя в процессе библиотечного общения, их восприятия друг другом.

 Библиотечное общение происходит с помощью определенных средств, которые классифицируются как вербальные и невербальные. Языковое общение относится к числу вербальных. При преимущественном вербальном общении читателя и библиотекаря, большое значение имеют жесты, мимика, поза, действия и др. В библиотечном общении присутствуют и предметные средства общения – книги, выставки, информационные издания, рекламные материалы.

Значительную роль в библиотечном общении играют эмоции, которые определяются психофизиологическими характеристиками человека. Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности. Повышенная эмоциональность человека может привести к барьерам в общении, и если они не будут ликвидированы, то и к конфликтам. Барьеры классифицируются по трем направлениям: барьеры, которые связаны с ошибками в восприятии партнеров; барьеры, связанные с неумением организовать общение; барьеры, связанные с неумением выбрать формы общения.

Исследователи выделяют объект и субъект библиотечного конфликта. Объектом конфликта со стороны читателя может быть право на профессиональное обслуживание, доброжелательное отношение; со стороны библиотекаря – право на знание и соблюдение читателями правил пользования библиотекой, на уважительное отношение к библиотекарю. Предметом конфликта является внутреннее психологическое состояние, как читателя, так и библиотекаря. Основными причинами конфликтов являются некомпетентность библиотекаря или читателя, неумение организовать и провести общение (профессионально-психологическая некомпетентность). Ликвидировать конфликт должен библиотекарь. Его важнейшими качествами должны быть коммуникабельность, уравновешенность, чувство юмора, личное обаяние. Профессионализм библиотекарей определяется Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря, принятым в 1999 г. Российской библиотечной ассоциацией. Документ впервые определил взаимоотношение библиотекаря и власти, библиотекаря и пользователя, взаимоотношени


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.