Номенклатура дел организации — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Номенклатура дел организации

2020-07-03 118
Номенклатура дел организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе деятельности фирмы, учреждения, предприятия создают и получают большое количество документов, которые после использования формируются в дела.

Номенклатура дел —- это систематизированный перечень за­водимых в организации дел с указанием сроков их хранения, офор­мленный в установленном порядке. Номенклатура дел составля­ется в целях обоснованного распределения документов и формиро­вания дел, обеспечения поиска документов и учета дел. Она является классификационным справочником и используется при построении информационно-поисковой системы.

Различают три вида номенклатуры дел: типовую, примерную и конкретную номенклатуру дел организации.

Типовая номенклатура дел составляется для однородных по ха­рактеру деятельности и структуре организаций. Она устанавлива­ет типовой состав дел с единой системой индексации в отрасли и является нормативным документом.

Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел для заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распространяется, но разных по структуре с указанием их индексов и носит рекомендательный характер.

Типовые и примерные номенклатуры дел разрабатываются служ­бами документационного обеспечения вышестоящих организаций. Перед утверждением типовые и примерные номенклатуры дел согласовываются с Центральной экспертной комиссией (ЦЭК, ЭК) министерства (ведомства) или организации, имеющих подведом­ственную сеть, на которую распространяется типовая либо примерная номенклатура дел. Затем они подлежат согласованию с организациями государственной архивной службы.

Каждая организация должна иметь свою конкретную номенклату­ру дел. Она составляется службой документационного обеспечения на основе номенклатур дел структурных подразделений. Номенкла­тура дел организации, предварительно согласованная с ЦЭК (ЭК) организации, согласовывается с экспертно-проверочной комиссией(ЭПК) государственного архива, куда документы поступают на го­сударственное хранение и утверждается руководителем организа­ции. Организации, не сдающие документы на государственное хра­нение, номенклатуру дел согласовывают с ЦЭК или ЭК вышестоя­щей организации либо со своей экспертной комиссией, созданной при­казом руководителя.

При составлении номенклатуры дел организации следует руко­водствоваться типовыми и примерными номенклатурами дел, ти­повыми и ведомственными перечнями с указанными в них сроками хранения и методическими пособиями по составлению номенклатур дел, которые разработаны архивными учреждениями*.

В номенклатуру дел включаются заголовки дел, отражающие все документируемые участки работы организации. В том числе ука­зываются справочные и контрольные картотеки, личные дела**. Каждое дело, включенное в номенклатуру, должно иметь индекс. Индекс дела состоит из индекса структурного подразделения (по классификатору структурных подразделений) и порядкового номе­ра дела в пределах подразделения. При наличии в деле нескольких томов (частей) индекс проставляется на каждом томе с добавле­нием «т. 1», «т. 2» и т.д. Номенклатура дел составляется по унифицированной форме. Смотрите ниже.

Номенклатуру дел в организации составляют по установленным нормам, печатают в необходимом количестве экземпляров. Пер­вый экземпляр номенклатуры дел организации хранится в службе документационного обеспечения управления, второй используется в службе ДОУ в качестве рабочего, третий используется в ведом­ственном архиве, с которым согласовывалась номенклатура дел и куда документы поступают на постоянное хранение.

Номенклатура дел составляется и согласовывается заново в слу­чае коренных изменений функций и структуры организации, но не реже одного раза в 5 лет. Ежегодно она уточняется, утверждается руководителем организации и вводится в действие с 1 января сле­дующего года.

В течение года в утвержденную номенклатуру дел вносятся све­дения о заведении дел, о включении новых дел и т.д. По окончании года в нее вносятся итоговые сведения о категориях и количестве заведенных дел. Итоговая запись номенклатуры дел организации составляется на основе итоговых записей номенклатур дел струк­турных подразделений.

Дела организации подлежат оформлению при их заведении и по завершении года. Далее они передаются в архивтекущий, ве­ домственный или государственный. Оформление дел включает комплекс работ по их технической обработке и проводится сотруд­никами соответствующих структурных подразделений при методи­ческой помощи и под контролем ведомственного архива.

Правильно оформленные документы в делах помогут в создании хорошего архивного фонда области, края, региона. В некоторых ре­гионах Изданы законы об архивном фонде (прил, 8.5).

В зависимости от сроков хранения проводится полное или час­тичное оформление дел. Дела постоянного, долговременного хранения, как и дела по личному составу, подлежат полному оформлению, ко­торое предусматривает подшивку или переплет дела, нумерацию листов в деле, составление листа —- заверителя дела, составление в необходимых случаях внутренней описи документов, оформление реквизитов обложки дела. Дела временного (до 10 лет включительно) хранения не подшиваются, листы в них не нумеруются, документы в них хранятся в скоросшивателях.

Обложка дел постоянного и долговременного хранения оформ­ляется по установленной форме. По окончании года в надписи на обложках дел постоянного и долговременного хранения вносятся уточнения: проверяется соответствие заголовков дел на обложке содержанию подшитых документов, в необходимых случаях в за­головок дела вносятся дополнительные сведения (проставляются номера приказов, протоколов, виды и формы отчетности и т.п.).

Дата на обложке должна соответствовать году заведения и окон­чания дела. В деле, содержащем документы за более ранние годы, чем год образования дела, под датой вносится запись: «Имеются документы за... годы». На обложках дел, состоящих из несколь­ких томов (частей), проставляются крайние даты документов каж­дого тома (части). При обозначении точной календарной даты ука­зываются число, месяц и год (или год, месяц и число). Число и год обозначаются арабскими цифрами, название месяца пишется сло­вами. При обозначении календарной даты допускается сокращен­ное цифровое написание — в том случае, если это не приведет к неоднозначности толкования даты.

На обложке может проставляться карандашом по согласованию с ведомственным архивом номер дела по описи, номер описи и фонда. При изменении названия организации (ее структурного подраз­деления) в течение периода, охватываемого документами дела, или при передаче дела в другую организацию (структурное подразде­ление) на обложке дописывается новое название этой организации (структурного подразделения).

Надписи на обложках дел постоянного и долговременного хране­ния следует производить четко, черными светостойкими чернила­ми или тушью.

На завершенные дела постоянного, долговременного хранения и дела по личному составу, прошедшие экспертизу ценности и офор­мление в соответствии с приведенными выше требованиями, еже­годно составляются описи. На дела временного хранения описи не составляются. Описи дел структурных подразделений составляют работники, ответственные за документацию, под непосредственным методическим руководством ведомственного архива.

Описи составляются отдельно на дела постоянного хранения, на дела долговременного хранения, на дела по личному составу и иные однотипные дела (научные отчеты по темам, судебные и следствен­ные дела, рационализаторские предложения и т.п.).

В организациях, имеющих большой объем документов по каж­дому структурному подразделению, описи на дела постоянного хра­нения составляются ежегодно каждым подразделением под непос­редственным методическим руководством ведомственного архи­ва. Описи, подготовленные структурными подразделениями, слу­жат основой для сводной описи дел организации — такую опись готовит ведомственный архив, по ней он сдает дела на государ­ственное хранение. В организациях с небольшим объемом ежегод­но образующихся дел допускается включать в опись дела за несколько лет. Описи дел по личному составу (личных дел) могут составляться за несколько лет со сплошной нумерацией дел.

Описи дел составляются по установленной форме в двух или трех экземплярах. При передаче дел из структурного подразделения в ведомственный архив на всех экземплярах описи против каждого дела, включенного в нее, делается отметка о наличии дела. В конце каждого экземпляра описи указываются цифрами и пропи­сью количество фактически переданных (принятых) в архив дел, номера отсутствующих дел, проставляются подписи сотрудников, осуществляющих прием-передачу дел, указывается дата. При пе­редаче особо ценных дел проверяется количество листов в делах.

Вместе с делами из структурных подразделений в ведомственный архив передаются регистрационно-контрольные карточки на доку­менты, регистрационные журналы и другие регистрационные формы, которые включаются в опись как отдельные единицы хранения.

Наиболее технологически тесно с организацией систематизированного

хранения документов связаны регистрация и сроки хранения документов, т.к. они являются основными факторами выбора и закрепления системы накопления документов в процессе оперативной работы. Закрепление сроков хранения и системы индексов для комплексов документов (дел, единиц хранения) производится в номенклатуре дел.

       Систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения – номенклатура дел, это важнейший элемент не только информационно-поисковой системы, но и экспертизы ценности и обеспечения сохранности документов организации. Уже в течение нескольких десятилетий и в соответствии с ГСДОУ составление номенклатур дел стало обязательным для всех государственных структур, да и в негосударственном секторе экономики и управления хорошо методически отработанный и полезный инструмент контроля за составом, систематизации и поиска документов небесполезен.

       В номенклатуру дел в идеале должны включаться все документы, картотеки, регистрационно-справочные и документные массивы всех структурных подразделений и должностных лиц организации без исключения, независимо от вида носителя, степени конфиденциальности и способа фиксации документной информации. Номенклатура дел:

- Закрепляет классификацию, группировку исполненных документов в дела;

- Закрепляет систематизацию и индексацию дел, сроки их хранения;

- Служит основным учетным документом в текущей работе с документами;

- Является единственным средством учета переходящих дел, т.е. дел, наполнение документами которых продолжается несколько лет;

- Становится учетно-справочной системой для последующего поиска дел со сроками хранения до10 лет включительно.

       В номенклатуры включаются дела и временно действующих органов, документы которых служат правовым основанием для подтверждения полномочий организации или прекращения ее деятельности, например ликвидационной комиссии, а также не законченные делопроизводством дела, которые поступают правопреемниками из других организаций для их продолжения.

       В крупных иерархических СУ для достижения единства в классификации документов и обеспечения их сохранности в качестве обязательного для всех нормативного акта составляются типовые номенклатуры дел, устанавливающие не только единый состав заводимых дел, но и единую систему их индексации. Аналогичный документ рекомендательного характера называется примерной номенклатурой дел и создается в тех управленческих структурах, где состав документов подразделений (филиалов, цехов, кафедр) сильно различается. Примером может служить Примерная номенклатура дел общеобразовательных учреждений, утвержденная Минобразования РФ 29 сентября 2000 г.

       Типовые номенклатуры используются как стандарт формирования и наименования дел, и если каких-либо дел заведено не будет, то это оговаривается обычно в примечаниях. Примерные номенклатуры дел используются как методика, позволяющая вносить элемент творчества при разработке конкретной номенклатуры дел организации или ее подразделения.

       Единая форма бланка для номенклатуры дел установлена Федерально-архивной службой России)архивная служба РФ), опубликована в ГСДОУ, Основных правилах работы ведомственных архивов и является обязательной для всех учреждений, организаций и предприятий независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

       Необходимым этапом подготовки номенклатуры дел является экспертиза ценности качества формулировок в заголовках будущих дел, логичности схемы их систематизации, но главное – определение сроков хранения на основе оценки информационной ценности документов. Поэтому в правила оформления номенклатуры дел включено положение об обязательном согласовании с экспертной комиссией, а для части организаций, состав которых определяется Архивной службой РФ, и экспертно-проверочной комиссией одного из ее органов.

       После всех необходимых согласований номенклатура дел вводится в силу грифом утверждения руководителя организации до начала нового делопроизводственного года. При оформлении используется титульный лист, если это министерство, ведомство, или общий бланк организации.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.