Представление подхода основанного на приятии. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Представление подхода основанного на приятии.

2020-07-03 80
Представление подхода основанного на приятии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Традиционная модель работы с задачами соревновательных достижений фокусирует на двух вещах: негативных эмоциях и  негативных мыслях. Они рассматриваются как главные препятствия для оптимального выступления. Однако, последние практические исследования и теоретические разработки предлагают иную модель – подход, основанный на приятии (Gardner & Moore, 2004a; Hayes, Strosahl, & Wilson, 1999; Orsillo & Roemer, 2005). В противоположность к традиционным моделям, подход основанный на приятии предполагает, что исполнитель получает доступ ко всей полноте само-регуляции во время выступления только тогда, когда соглашается принять весь опыт, и через практику, научиться регулировать себя по принципу обратной связи. Под регуляцией мы понимаем умение изменять степени и параметры: физиологического возбуждения, мыслительных процессов, эмоциональных процессов, направленность фокуса (на задачу или на внутренние переживания), осознанность. Другими словами, результат выступления зависит от того, до какой степени исполнитель принимает свои переживания, появляющиеся естественным образом; до какой степени он хочет выдерживать дискомфорт и продолжать работать на выполнении задачи; насколько он способен удерживать фокус на внешней задаче и не позволять ему смещаться на собственные мысли, эмоции и ощущения.

Итак, мы говорим не об отсутствии или присутствии негативных мыслей, избыточного, телесного возбуждения или плохих эмоций, как факторов, которые деструктивно влияют на выступление и от которых надо избавиться. Разговор о том, насколько атлет способен принимать все эти состояния, но при этом удерживать фокус на исполнительской задаче и выбирать уместное поведение. Через приятие опыта индивид тренирует устойчивый задача-ориентированный фокус; исполнитель просто замечает свои мысли, чувства и возбуждение, но не вовлекается в попытки из избегать или контролировать, что весьма энергозатратно. Таким образом, влияние этих внутренних проявлений снижается до минимального уровня.

Если мы говорим о традиционных методах регуляции соревновательных состояний, то они основаны на неприятии негативных состояний и избегании опыта (Hayes et al., 1999). Таким образом, исполнитель вовлечен во множество действий, направленных на контроль, изменение содержания и снижение интенсивности этих состояний. В качестве методов используются: само-разговор, подавление мыслей и эмоций. Эти стратегии могут приносить кратковременную помощь в переживании дискомфорта, но в конечном итоге приводит или к блокированию и разрушению естественного соревновательного возбуждения (часто приводя к парадоксальному увеличению возбуждения), или к загромождению фокуса несоревновательными задачами. В довершении всего, исполнитель начинает сканировать себя на предмет соответствия своего состояния «эталонной модели» (проверять наличие негативных мыслей, эмоций, ощущений), в результате чего всегда получает доказательство несоответствия. Эти нарушения обычно начинаются с появления незначительных неточностей в выступлении, и заканчиваться полным избеганием соревновательных ситуаций.

Как подход, основанный на приятии, соответствует модели Индивидуальной Зоны Оптимального Выступления (IZOP) Hanin’s (1980), которая предполагает что оптимальное выступление напрямую связано с индивидуальной зоной/уровнем эмоциональных переживаний? С точки зрения подхода основанного на приятии, важны не абсолютное присутствие/отсутствие конкретных состояний, а степени, в которых индивид принимает или отталкивает опыт; т.е. степени, в которых индивид может выдерживать дискомфорт, подразумеваемый соревнованием, получая при этом желаемый результат.  В этом смысле, мы видим непротиворечивость этих двух моделей, и можем рассматривать феномен приятия/избегание опыта, как медиатор, увязывающий эмоции и успешность соревновательного процесса.

Подводим итог: (1) функциональное выступление включает в себя мета-когнитивный (автоматичный) процесс само-мониторинга, само-оценки, и действий, нацеленных на внесение требуемых корректив; и не включает в себя повышенной когнитивной активности для контроля или изменения внутренних состояний. (2) эффективность процесса регуляции несоответствия и приятия опыта базируется на уверенности атлета в своей эффективности (уверенности в себе), и на склонности интерпретировать соревновательные трудности, как позитивный вызов. (3) это приводит к формированию задача-ориентированного фокуса, адекватного уровня возбуждения и эмоций, автоматичности моторного навыка, и в конце концов – функциональному выступлению. И наоборот: неэффективная регуляция несоответствия ведет к тому, что атлет воспринимает соревновательные трудности, как угрозу; имея низкий уровень приятия опыта, у исполнителя формируется неустойчивый фокус, который склонен смещаться с соревновательной задачи на внутренние переживания, оценку себя, вовлекаться в «поиски» угроз во внешней среде. Такой стиль реакций характеризуется повышенной негативной эмоциональностью, повышенной возбудимостью, пониженной концентрацией, разрушением автоматичности моторного навыка (то что называется «невротизмом»), и в конце концов – к дисфункциональному выступлению.

Нарушение само-регуляции в соревновательном выступлении может быть единичным случаем, а может стать привычным хроническим патерном.

ПРИМЕНЕНИЕ.

Многие авторы отмечают экстремальное давление и повышенный уровень требований, которые переживают элитарные профессионалы. (Andersen, 2002; Baillie & Ogilvie, 2002). Совершенно очевидно, что это приводит к урезанию ресурса этих людей: личностного и социального. И все это в довесок к обычным жизненным требованиям: роли отца, супруга, сына, друга, коллеги, работника, начальника; типичным обывательским трудностям: финансовым, образовательным, профессиональным, и пр. Важно учитывать все психологические повестки, поведенческий стиль и привычки, жизненные стрессоры, которые открыто или скрыто давят на профессионала и могут влиять на функциональность его выступлений. По-настоящему целостная модель психологической помощи людям, нацеленным на высокие достижения, должна учитывать целостный контекст. К сожалению, традиционные психологические «стратегии достижения» не фокусируются на состояниях, которые профессионалы переживают вне зоны непосредственного выступления – трудности переходных периодов, трудности развития или личностные (диспозиционные) характеристики, часто препятствующие эффективному выступлению (Rotella, 1990). На наш взгляд, такой подход во многом ответственен за возникновение огромного количества неработающих практических моделей, нацеленных на стимуляцию результативности. Они не фокусируются на процессах, влияющие на выступление человека, а пытаются манипулировать следствиями этих процессов. К таким манипуляциям относятся тренировки психологических навыков (без увязки с корневыми проблемными процессами), столь широко практикуемые в традиционной спортивной психологии и психологи высокой эффективности.

.В отличии от других моделей спортивной и «достигательной» психологии, в подходе, основанном на приятии (acceptance) для понимания - как выступить лучше считается неэффективным искусственно разделять соревновательные требования, технические навыки, личностные различия и  навыки само-регуляции. Говорить об «идеальных соревновательных состояниях» или раздельной регуляции вышеупомянутых параметров было бы возможно, если в соревновательной ситуации исполнитель мог бы просто «отключить» свои внутренние переживания, «выбросить» те свои личностные характеристики, которые мешают, отложить в сторону острые жизненные ситуации, и разом уравнять талант и навыки с другими конкурентами. Атлеты – не роботы, они прежде всего – обычные люди, и все свои личностные особенности они «тащат» в соревновательную ситуацию; равно как и наоборот. Использовать модель нацеленную на усиление эффективности, которая не признает и не берет в расчет эти процессы, было бы бесполезно и контр-продуктивно.

Альтернативные поведенческие интервенции, основанные на приятии и осознанности; мета-когнитивные практики, улучшающие задача-ориентированный фокус; активация ценностно-ориентированного поведения; интервенции, нацеленные на полное переживание сложных внутренних состояний: тревогу, злость, а так же «размыкание» автоматических реакций на эти стимулы - все это создает навыки, способные создать решающее соревновательное преимущество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  

Интегративная Модель Эффективного Выступления была разработана на тщательном сочетании существующих теоретических моделей и исследований в области спорта, с целью выработать полное понимание внутренних и внешних процессов, определяющих функциональное и дисфункциональное выступление. Эта теоретическая рамка предназначена для оценки ситуации и выбора лучших интервенций в стремлении помочь человеку сбалансировать жизнь с ее целями и достижениями. Используя IMHP как гид по типичным процессам, связанным с выступлением, профессионал может лучше таргетировать проблемные зоны и более эффективно планировать интервенции.

Становится очевидным, как сочетание внутренних, внешних, межличностных, само-регуляторных процессов влияют на индивида и его способность соревноваться. Безусловно, человек не функционирует в оторванном режиме, но делает это во многих областях жизни параллельно, и это требует повышенного внимания и периодической помощи. Центральным инструментом этого подхода являются Осознанность, приятие и устойчивость (Mindfulness-Acceptance-Commitment)


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.