The Psychology of Enhancing Human Performance — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

The Psychology of Enhancing Human Performance

2020-07-03 114
The Psychology of Enhancing Human Performance 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

The Psychology of Enhancing Human Performance

The Mindfulness-Acceptance- Commitment (MAC) Approach

Frank L. Gardner, PhD, ABPP Zella E. Moore, PsyD

ПРЕД-СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ФАЗА.

Вне зависимости от области, выступающий владеет множеством специфических навыков и персональных возможностей. Эти навыки и возможности варьируются в зависимости от возраста, соревновательного/рабочего уровня, типа активности. Все же, уровень успешности индивида не всегда определяется тем, владеет ли индивид всеми необходимыми навыками и физическими возможностями, или нет.

Если бы было именно так, то до уровня «эксперта» поднимался бы каждый. Жизнь показывает, что это не так. Очевидно, что в дополнении к физическому навыку и личным способностям, на выступающего еще влияют внешние стимулы, внутренние характерологические особенности, и конкурентные требования.

С тимулы среды

Диспозиционные характеристики могут считаться сущностью индивидуума, и могут рассматриваться фильтром, через который человек воспринимает и оценивает информацию о требованиях внешней среды и соревновательных стимулах. Мы рассматриваем средовые стимулы, как внешние факторы, с которыми выступающему приходится сталкиваться в и вне соревновательной среды. Личностные и професс иональные отношения, организационные и рабочие реалии и требования, физические и психологические аспекты тренировок и соревнований (путешествия, сроки и тд), финансовое давление, карьерный этап, физические напряжение и травмы, все стимулы, на которые человек реагирует согласно предыдущему опыту. Для достижения оптимального функционирования успешный атлет должен уметь всему этому противостоять.

«Соревновательные» требования.

В дополнении к обширному ряду средовых требований, успешный человек, как правило, находится под давлением конкурентных требований и стандартов, устанавливаемых им самим или другими. Мы определяем конкурентные условия как специфические характеристики, потребные для лучшего выступления в худших обстоятельствах. Стандарты варьируются в зависимости от статуса и области (студенческий спорт, олимпиада, профессиональный спорт, бизнес, музыка,  управление и пр), в каждой из областей существуют явные и скрытые стандарты.

Почему все это важно понимать? Взаимосвязь навыка, диспозиционных (личностных) характеристик, внешних стимулов и соревновательных требований создает контекст для само-регуляции оптимального поведения в момент соревновательного усилия. Именно в этом контексте раскрываются адаптивные и неадаптивные механизмы, основанные на прошлом опыте и выражаемые через вербальные правила (схемы, концепции, убеждения). Поведение, вытекающее из этих механизмов приводит либо к успешному выступлению, либо к контрпродуктивному выступлению, в силу нарушенных процессов само-регуляции.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ФАЗА.

Когда диспозиционные характеристики (выработанные через прежний опыт), внешние стимулы, соревновательные требования сбалансированы, индивид будет испытывать во время выступления некую степень физиологического возбуждения и когнитивной активности. В сбалансированной ситуации индивид автоматически (мета-когнитивно) отслеживает важные аспекты своего поведения, оценивает их, и постоянно вносит коррективы, с тем, чтобы поведение соответствовало стандарту. Этот процесс называют регуляцией несоответствия (Carver & Scheier, 1988; Wells, 2000). Он аналогичен круиз-контролю в автомобиле. Автомобиль замечает изменения в дорожной обстановке и вносит коррективы в скоростной режим.

Однако, для того, чтобы произвести регуляцию несоответствия во время выступления, индивид должен осознавать и мониторить собственное поведение, с тем чтобы понимать, каковы погрешности (несоответствия стандарту). Во всех областях профессионального функционирования (будь то хирургия, переговоры или сольное пение) эта регуляция поведения производится автоматически, частично подсознательно. 

Неспособность правильно распознать требования соревновательной ситуации и собственный уровень исполнительства ведут к погрешностям в регуляции и поддержании эффективного уровня исполнения. Таким образом, автоматичность процессов само-мониторинга, само-оценки и внесения корректив является центральным фактором эффективного поведения нацеленного на выполнении задания.

Тем не менее, для многих индивидов жесткие ментальные схемы искажают восприятие соревновательной ситуации и внешней среды до такой степени, что атлеты вырабатывают нереалистичные стандарты или изменяют существующие наборы навыков. К примеру, атлет-педант, задрав планку, будет сравнивать свое реальное выступление со своим «идеальным» (нереальным) стандартом, и тогда произвести необходимую регуляцию несоответствия становится попросту невозможно. Если к этой ситуации еще добавить жесткие схемы атлета (концепции/убеждения), то становится очевидно, что добиться признания раздутых стандартов на логическом уровне почти невозможно.

Еще пример: травмированный атлет, чей уровень навыка временно изменился, оказывается  неспособным внести корректировки, и может быть затянутым в разрушительную спираль. В обоих примерах нарушение само-регуляции существует смещение с а втоматического тонкого режима само-регуляции в сторону более грубой регуляции, основанной на контроле, усилии, вербальном правиле, что в целом разрушает процесс эффективного выступления. Короче: когда процесс автоматичен, индивид сохраняет задача-ориентированный фокус; когда процесс регулируется через мыслительный контроль, фокус индивида смещается внутрь (я-ориентированный фокус), и в нем оказываются внутренние явления – мысли и чувства.

Важно понимать до какой степени широка эта амплитуда внимания атлета: с задача-ориентированного фокуса до я-ориентированного фокуса. Естественно, что для внесения регулирующих корректировок фокус должен быть в известной степени направлен внутрь. Однако, мы можем обобщить и представить полярность. Атлет в оптимальном функциональном состоянии находится в состоянии безоценочности, полном фокусе на задаче, автоматичности; в то время как атлет в дисфункциональном состоянии как правило сфокусирован на внутренних переживаниях и жестких ментальных схемах (убеждениях/концепциях – «какой я», «я должен/не должен это делать» и пр), испытывает трудности, сомнения, необходимость прикладывать усилия, чтобы контролировать мысли, эмоции и ожидания провала. Таким образом, он не может уделить должного внимания собственно технической части выступления. Термин мета-когниция (автоматичность) используется здесь, как аналог термину осознанность. Осознанность – ключевое понятие этого текста. Под ним мы подразумеваем «намеренную включенность безоценочного внимания в текущий момент» (Kabat-Zinn, 1994, p. 4). Осознанность  (безоценочное здесь и сейчас) и поглощенность исполнителя собственной задачей являются основой функционального пикового выступления и признано «потоковым» состоянием. Csikszentmihalyi (1990)  (Gardner & Moore, 2004a).

В этой области собраны убедительные эмпирические наблюдения. Атлеты, интерпретирующие телесное возбуждение, как позитивный фактор естественных мобилизационных процессов, удерживают задача-ориентированный фокус и выступают хорошо; те, кто воспринимает возбуждение как слабость, более фокусируются на внутренних процессах (мысли и эмоции), и выступают плохо (Jones, Hanton, & Swain, 1994; Jones, Swain, & Hardy, 1993; Swain & Jones, 1996). Исследования, касающиеся сексуальной области, демонстрируют сходные закономерности. Люди, ориентированные на функциональное сексуальное поведение, сфокусированы на поддерживающих эротических стимулах. Те, кто испытывает сексуальные дисфункции, фокусируется на деструктивных стимулах (сомнения, неуверенность в себе, собственная неадекватность, собственная вина за неудачу) (Jones, Bruce, & Barlow, 1986).

Как замечено во многих областях, исполнитель входит в ситуацию с определенными ожиданиями результата, и эти ожидания являются драйверами его поведения  (Barlow, 1986; Vealey, 1986). Имея комбинацию диспозиционных характеристик, опыта выступления, благополучный исполнитель обычно ожидает позитивного исхода, в то время как дисфункциональный атлет ожидает негативного результата. С течением времени эти убеждения становятся жесткими концепциями, которые почти невозможно устранить или изменить. Кроме того, эти убеждения становятся само-подкрепляющимися, поскольку они начинают влиять на то, как исполнитель воспринимает и интерпретирует вызов или угрозу в соревновательной ситуации (Sbrocco & Barlow, 1996). К примеру: в исследованиях, где сравнивались сексуально функциональные и дисфункциональные индивиды. были отмечены следующие закономерности. Сексуально благополучным участникам эксперимента анонсируется применение препарата (плацебо), негативно влияющего на возбуждение. Они интерпретируют ситуацию как вызов и отвечают у силением физиологического возбуждения. Сексуально дисфункциональные участники, напротив, в тех же условиях продемонстрировали значительное ослабление возбуждения, интерпретировав ситуацию как угрозу. (Cranston-Cuebas, Barlow, Mitchell, & Athanasiou, 1993). В зеркальном эксперименте сексуально функциональные участники демонстрировали отсутствие изменения в возбуждении, в ответ на «препарат, увеличивающий возбуждение», поскольку убеждены, что их состояние оптимально и верят в это. Сексуально дисфункциональные участники, напротив, демонстрировали значительный прирост уровня телесного возбуждения, поскольку они ожидали «улучшения выступления» за счет искусственного фактора, не веря в собственный ресурс. (Cranston- Cuebas & Barlow, 1995).

Во всех этих исследованиях ожидания на выходе перекликались с реальным результатом выступления, за счет использования разных моделей поведения. Эти результаты повторяются у разных исследователей Gould, Weiss, and Weinberg (1981), они обнаружили, что уверенность – наиболее стабильный фактор, отличающий высоко-успешного исполнителя и менее успешного исполнителя. Исполнители, уверенные в собственных навыках и возможностях соответствовать конкурентным требованиям, скорее всего будут выступать лучше; в то время, как исполнители, подвергающие свой навык и опыт сомнениям, слишком обеспокоены результатом и скорее всего, выступят хуже.

ПОСТ-СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ФАЗА.

Реакция индивида на выступление обычно развивается тремя путями:  (1) исполнитель полностью принимает обратную связь от соревнования (2) временно покидает ситуацию, переживая дисфункциональный период, но впоследствии возвращается в нее. (3) полностью выпадает из активности, скрытно (ментальное отстранение через беспокойство или разрушение) или открыто (физическое отстранение в виде болезни, пропусков тренировок или отказ от карьеры)

Когда человек следует функциональной траектории, его будущее соревновательное поведение остается последовательным и целенаправленным, и ведомое личностными ценностями. Таким образом исполнитель выдерживает краткосрочный дискомфорт, связанный с осознанием плохого выступления и продолжает практиковать. Достигательное поведение подразумевает дополнительные объемы практики, тактическое и техническое развитие, общефизическую подготовку и процесс обучения, купирующий системное непонимание. У функциональных исполнителей мотивация остается высокой, и ожидания позитивного исхода укрепляются, усиливается фокус, направленный на соревновательные стимулы, что в свою очередь укрепляет мотивацию к развитию навыка. В случае получения позитивного результата соревнования, это подкрепляет уверенность в правильности рабочей модели и процессов само-регуляции (таких как регуляция несоответствия), ориентирует человека на дальнейший успех.

Многие полагают, что элитарные исполнители никогда не испытывают препятствий, никогда не мучились, приобретая новый навык, и вообще родились со своим высоким статусом. Ф акт в том, что все соревнующиеся на элитарном или близком к элитарному уровню, проходят через препятствия. Элитарному исполнителю помогает переживать трудности несколько факторов: отсутствие жестких ментальных схем, желание и готовность переживать дискомфорт, умение не экстраполировать неудачи на собственную личность. Плохое выступление обычно интерпретируется им как изолированный несистемный эпизод и не влияет на адаптивные копинг-стратегии (тренировка навыков и «захват» новых территорий). Э тот тип людей эффективно решает проблемы и фокусируется на развитие навыка, купируя тем самым негативные эмоции.

Многие индивиды, однако, реагируют на неудачное выступление по другому; в их случает наблюдается траектория хронического соревновательного истощения. Сложности с регуляцией несоответствия превращают соревнования  в трудность. Но эти индивиды быстро восстанавливаются, благодаря: здоровым адаптивным диспозиционным характеристикам, высокому уровню приятия опыта (желание принимать внутренние переживания), позитивным ожиданиям, выносливость и бесстрашие.

Для третьего типа исполнителей изменение внешних обстоятельств (переход на более высокий уровень соревнования, ответственности, смена организации на менее поддерживающую) может запустить ранее существовавшие ментальные схемы, которые, в свою очередь, приводят к запуску процесса избегания опыта (избегание внутренних негативных переживаний, таких как мысли, чувства, ощущения), и нарушение навыка. Такие индивиды обычно откликаются хроническим нарушением соревновательной деятельности.

Исследования Klinger, Barta, и Glas (1981) объясняют концепцию дисфункциональных выступлений. Основываясь на выборке и анализе мыслительного ряда у баскетболистов студенческих команд, в ситуации давления со стороны соперников и появления напряжения в команде исследователи зарегистрировали смещение внимания атлетов с игрового контекста, решения связанных с ним задач (внешний фокус) на внутренний фокус с гипер-острым переживанием всех внутренних явлений (мысли/чувства) и вытекающего из этого поведения. Можно предположить, что атлет, имеющий позитивный стиль восприятия и интерпретации происходящего, склонен использовать устойчивые, задача-ориентированные,  «расширяющие» (дающие/захватывающие/атакующие) поведенческие стратегии, тогда, когда сталкивается с соревновательными препятствия; не взирая на трудности такой атлет склонен продолжать выполнять работу; и в конце концов возвращается к результативному выступлению с помощью эффективных методов тренировки, объемов и перераспределения внимания с деструктивных стимулов на конструктивные стимулы. Этот «расширительный» стиль преодоления трудностей обусловлен лишь кратковременным снижением соревновательной эффективности. В целом эту стратегию «расширения» (approach-based coping strategy) можно охарактеризовать приятием опыта, неизбеганием, и тренированным навыком позитивной интерпретации происходящего.

Хроническая соревновательная дисфункция очевидно связана со склонностью к избегательным копинг-стратегиям. Этот стиль преодоления трудностей выучивается в детстве и рефлекторно закрепляется как ответ на многократные неудачи, испытанные в процессе в достижении целей, где не сработали более адаптивные модели. Это могут быть действительные эпизоды провалов; или это может быть негативный опыт, когда исполнитель уходил из ситуации, прерывая выступление, не желая  испытывать повышенный уровень негативных переживаний (мысли/эмоции/ощущения), связанные с выступлением. Полагаясь на социо-когнитивную модель мотивации и целенаправленного поведения  (Carver & Scheier, 1988), людям свойственно сохранять задача-ориентированное поведение до тех пор, пока они видят возможность потенциально позитивного исхода. И напротив, они склонны покидать ситуацию, когда ожидают негативного (в широком смысле) результата. В этом ключе, человек, испытывающий хроническую соревновательную дисфункцию, скорее всего отреагирует уходом (избеганием): поведенческим или когнитивным.  

П оведенческое избегание

Чтобы лучше понять феномен избегания, нам надо понять функцию этой стратегии. В качестве объяснительной модели мы положимся на исследования поведенческих нарушений (Hayes, Wilson, Gifford, Follette, & Strosahl, 1996). Избегание позволяет индивиду, испытывающему повышенный уровень негативных эмоций, создать  условия для краткосрочного облегчения эмоционального напряжения. Однако, в долгосрочной перспективе избегание опыта является контр-продуктивной стратегии в достижении целей и ценностей. Быстрый сброс негативного аффекта только подкрепляет поведенческий рефлекс избегания.

Индивид выучивает этот паттерн и обобщает его во многих жизненных ситуациях. Но этот паттерн так же может быть выучен через соревновательный контекст, и впоследствии может распространяться и на внесоревновательные области жизни. Поведенческие избегательные стратегии могут быть открытыми, в форме тотального ухода из соревновательного контекста (бросание работы, уход из спорта), или срытыми (поиск причин, почему поход на работу невозможен). Например, менеджер, стоящий перед необходимостью ежеквартального отчета перед собственником компании, каждый раз при приближении встречи, обнаруживает желание сместить встречу из-за поднимающийся тревоги. Поскольку такая стратегия никак не улучшает его производственные показатели или отношения с собственником, в близкой перспективе такая стратегия сбивает тревогу, в долгосрочной перспективе она преграждает движение к целям и ценностям через несколько механизмов: 1. П одкрепление избегательного поведения, 2. Р азвитие нетерпимости к эмоциональному дискомфорту, 3. О тказ от усилий, направленных на усложнение исполнительского навыка, возникающего в процессе обратной связи со средой.

Когда соревновательная дисфункция становится хронической, избегательное поведение становится более видимым и генерализованным. Неспособность получить результат в рамках требуемого стандарта гасит мотивацию к инициативному поведению и усиливает избегательное поведение. Smith (1986)  полагал, что баланс между поощрительными и отталкивающими последствиями в избранной активности формируется с учетом того, что негативный аффект и неудовлетворенность будут преобладающим над позитивным опытом. Именно этот феномен ведет к выгоранию. (Hardy et al., 1996; Smith, 1986).

Когнитивное избегание.

Когнитивное (ментальное) избегание может принимать формы разных процессов: беспокойство и мыслительная жвачка. Это естественные процессы, в своей непатологической форме служащие инструментом анализа и решения проблем. На непатологическом уровне они адаптивно готовят индивида к конфронтации трудностям и опасности.

Однако, в своей избыточной форме, эти когнитивные процессы увязаны с тревогой и затруднениями в выступлении. Borkovec (1994) представил теоретическую выкладку, где беспокойство рассматривается в двух своих формах: клинической и непатологической. В этой теории беспокойство является скрытой  вербально-языковой (также известный как вербально-смысловой) активностью, которая позволяет индивиду избежать полное проживание негативного аффекта или избежать стимула, провоцирующего негативный аффект. Провоцируемый физиологическим возбуждением, вербально-языковой процесс беспокойства заполняет фокусное поле человека и эффективно подавляет полное переживание тревоги (Barlow, 2002) или любой другой эмоциональный ответ: печаль, вину, злость (Gardner & Moore, in press). Важное, что отметил Borkovec, что в отличии от тревоги, которая ассоциируется с возрастанием физиологического возбуждения, беспокойство имеет отличный механизм ограничения симпатического возбуждения, который рассматривается как свидетельство неспособности индивида полностью проживать физиологический компонент тревоги. Беспокойство по существу блокирует эмоционально-психологический механизм возбуждения, свойственный тревоге, таким образом является негативным подкреплением для человека.

Таким образом, на непатологическом уровне такие когнитивные процессы, как беспокойство и глубокие размышления являются здоровой копинг-стратегией (стратегией преодоления), способствующая поиску решений, на более паталогическом уровне они становятся стратегиями избегания, блокирующими доступ человека к собственному фокусному полю, что ведет отрыв внимания от выполнения задачи, и выбору неэффективного поведения.

Все эти выкладки предполагают, что индивиды, которые часто регистрируют беспокойство, так же отмечают большее количество мыслей, нежели изображений, переживаемых в качестве внутренних явлений в момент беспокойства (Borkovec, 1994; Bork- ovec & Inz, 1990; Freeston, Dugas, & Ladouceur, 1996). В исследовании испытуемым давали задание беспокоиться в течении выполнения заданий, которые преподносились в вербальной и визуальной форме. Беспокойство появлялось только в заданиях, описанных вербально, демонстрируя таким образом, вербально-языковую природу беспокойства (Rapee, 1993). Bergman and Craske (1994). Было обнаружено, что люди, готовящиеся к публичному выступлению, начинали испытывать беспокойство, смещая внимания с визуализации нейтральной сцены на вербально-языковую активность.

В другом исследовании, индивиды, выполняющие задание на беспокойство, демонстрировали повышение активации префронтальной коры головного мозга левого полушария, что является индикатором повышением вербально-языковой активности (Carter, Johnson, & Borkovec, 1986). Исследования Crews and Landers (1993), обнаружили, что высококлассные игроки в гольф в процессе выступления демонстрировали резкое повышение уровня альфа-волн в левом полушарии, что объясняется снижением вербальных процессов (и успокоением сознания). Обобщим: у гольфистов, играющих лучше, регистрируют меньшую когнитивную активность, (меньше думают), чем у тех, кто играет хуже. Эти исследования дают свидетельства обатно-пропорциональной зависимости между внутренней речью и соревновательным выступлением. Результаты были подтверждены в исследованиях лучников и стрелков. (Hatfield, Landers, & Ray, 1984; Janelle, Hillman, Apparies, et al., 2000; Janelle, Hillman, & Hatfield, 2000; Salazar, Landers, Petruzzello, & Han, 1990). Исходя из этих предпосылок, мы заключим: беспокойство – процесс связанный с избыточной когнитивной активностью, может препятствовать оптимальному выступлению, поскольку, оптимальное выступление требует сниженной ментальной активности и спокойного сознания.

Возможно, возникнет вопрос: почему мы так глубоко углубляемся в определении разницы между тревогой и беспокойством? Потому что наша задача – создать наиболее эффективный протокол, благодаря которому исполнитель может преодолеть свои препятствия и достигнуть наилучшего качества выступления, который ему доступен по навыку и способностям. Таким образом, мы суммируем: мягкое беспокойство настраивает человека противостоять трудностям и приготовить себя к любому негативному сценарию, возвращая ситуации ощущение предсказуемости и контроля. В тоже время, мы полагаем, что неадаптивные скрытые проявления избегания опыта блокируют способности атлета достичь долгосрочных целей, и служат, в основном, для моментального снижения уровня дискомфорта. Но дискомфорт испытывает каждый, и это естественно! Да, беспокойство помогает успешно его купировать в моменте, но оно не позволяет индивиду выработать навыка, необходимого для успешного выступления. О собенно проблематично то, что беспокойство может стать высоко-автоматичным переживанием, и устойчивым к изменениям. И сполнитель, использующий беспокойство, как скрытую избегательную стратегию в ответ на соревновательные трудности, платит за это дорогую цену – разрушение и прерывание автоматического режима исполнения действия. Таким образом только подкрепляя свое беспокойство, образуя закольцованную и само-подкрепляющуюся схему, влияющую сразу на три уровня выступления: пред-соревновательную, соревновательную, и пост-соревновательную фазы. В последней фазе излишняя склонность к избегательному беспокойству будет влиять (снижать) мотивацию решения проблем (что ведет к снижению интенсивности и объемов тренировочной нагрузки, снижению общей личной вовлеченности), а также на появление чехарды, связанной с попытками модифицировать навык, технику, экипировку, тренерский сервис в поисках ответа на краткосрочные соревновательные трудности. 

ПРИМЕНЕНИЕ.

Многие авторы отмечают экстремальное давление и повышенный уровень требований, которые переживают элитарные профессионалы. (Andersen, 2002; Baillie & Ogilvie, 2002). Совершенно очевидно, что это приводит к урезанию ресурса этих людей: личностного и социального. И все это в довесок к обычным жизненным требованиям: роли отца, супруга, сына, друга, коллеги, работника, начальника; типичным обывательским трудностям: финансовым, образовательным, профессиональным, и пр. Важно учитывать все психологические повестки, поведенческий стиль и привычки, жизненные стрессоры, которые открыто или скрыто давят на профессионала и могут влиять на функциональность его выступлений. По-настоящему целостная модель психологической помощи людям, нацеленным на высокие достижения, должна учитывать целостный контекст. К сожалению, традиционные психологические «стратегии достижения» не фокусируются на состояниях, которые профессионалы переживают вне зоны непосредственного выступления – трудности переходных периодов, трудности развития или личностные (диспозиционные) характеристики, часто препятствующие эффективному выступлению (Rotella, 1990). На наш взгляд, такой подход во многом ответственен за возникновение огромного количества неработающих практических моделей, нацеленных на стимуляцию результативности. Они не фокусируются на процессах, влияющие на выступление человека, а пытаются манипулировать следствиями этих процессов. К таким манипуляциям относятся тренировки психологических навыков (без увязки с корневыми проблемными процессами), столь широко практикуемые в традиционной спортивной психологии и психологи высокой эффективности.

.В отличии от других моделей спортивной и «достигательной» психологии, в подходе, основанном на приятии (acceptance) для понимания - как выступить лучше считается неэффективным искусственно разделять соревновательные требования, технические навыки, личностные различия и  навыки само-регуляции. Говорить об «идеальных соревновательных состояниях» или раздельной регуляции вышеупомянутых параметров было бы возможно, если в соревновательной ситуации исполнитель мог бы просто «отключить» свои внутренние переживания, «выбросить» те свои личностные характеристики, которые мешают, отложить в сторону острые жизненные ситуации, и разом уравнять талант и навыки с другими конкурентами. Атлеты – не роботы, они прежде всего – обычные люди, и все свои личностные особенности они «тащат» в соревновательную ситуацию; равно как и наоборот. Использовать модель нацеленную на усиление эффективности, которая не признает и не берет в расчет эти процессы, было бы бесполезно и контр-продуктивно.

Альтернативные поведенческие интервенции, основанные на приятии и осознанности; мета-когнитивные практики, улучшающие задача-ориентированный фокус; активация ценностно-ориентированного поведения; интервенции, нацеленные на полное переживание сложных внутренних состояний: тревогу, злость, а так же «размыкание» автоматических реакций на эти стимулы - все это создает навыки, способные создать решающее соревновательное преимущество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  

Интегративная Модель Эффективного Выступления была разработана на тщательном сочетании существующих теоретических моделей и исследований в области спорта, с целью выработать полное понимание внутренних и внешних процессов, определяющих функциональное и дисфункциональное выступление. Эта теоретическая рамка предназначена для оценки ситуации и выбора лучших интервенций в стремлении помочь человеку сбалансировать жизнь с ее целями и достижениями. Используя IMHP как гид по типичным процессам, связанным с выступлением, профессионал может лучше таргетировать проблемные зоны и более эффективно планировать интервенции.

Становится очевидным, как сочетание внутренних, внешних, межличностных, само-регуляторных процессов влияют на индивида и его способность соревноваться. Безусловно, человек не функционирует в оторванном режиме, но делает это во многих областях жизни параллельно, и это требует повышенного внимания и периодической помощи. Центральным инструментом этого подхода являются Осознанность, приятие и устойчивость (Mindfulness-Acceptance-Commitment)

Задачи МАС-протокола.

1. развить состояние безоценочного внимания к текущему моменту.

2. Принятие внутренних состояний (мыслей, эмоций, ощущений), как естественного человеческого опыта.

3. Желание находиться в контакте с этими состояниями, даже если они неприятны.

4. Развитие фокуса, направленного на решение задачи, выборе оптимальных действий, служащих долгосрочным жизненным ценностям.

Цель МАС.

Развить гибкий подход к переживаемому внутреннему и внешнему опыту. По факту, нежелание сохранять контакт с собственными внутренними переживаниями (избегание) является главным фактором в появлении поведенческой дисфункции.

Вместо создания «идеального состояния» путем контроля и подавления внутренних переживаний, МАС подход нацелен на развитие осознанного, безоценочного внимания, принятия когнитивного, эмоционального и телесного переживания в каждом моменте.

 

Эмоциональный интеллект.

По сути, МАС учит освобождаться от обусловленных эмоций. Человек, принимающий переживания как естественные, остается с ними в контакте (получая энергию), берет информацию, регулируется умнее.

 

Так развивается эмоциональный интеллект.

Подавление эмоций à дистресс (неспособность «считать» с ситуации информацию, ведущую к дистрессу)

 

Когнитивное слияние.

Проблемная особенность мыслительного процесса,  состоящая в тенденции «слияния» с собственными мыслями (внутренней речью, восприятие их как реальность и абсолют. Это вызывает автоматическую поведенческую реакцию на стимул (мысль)

 

Приятие.

Базируется на желании переживать жизнь такой, как она есть: эмоции, мысли, телесное возбуждение, и желании делать выбор в пользу полезных задач.

 

Осознанность.

 Однонаправленное и  безоценочного внимания в «здесь и сейчас». Оно является основой для потокового выступления (flow), позволяющем фокусироваться на процессы и смещать внимание с внутренних дискомфортных переживаний.

Осознанность – терапевтический инструмент для лечения пограничных расстройств, стресса, тревоги, депрессии.

 

Практики осозанности подразумевают осознанный ответ на события вместо бессознантельной реакции.

 

В рамках МАС клиентов учат обращать внимание на внутренние и внешние явления, но не оценивать их, и не обуславливать их как хорошие или плохие. Просто наблюдать и описывать. В противоположность – оценивать и контролирлвать. Снижает внутреннюю речь, беспокойство и тревогу.

МАС – альтернатива когнитивным стратегиям. Контроль внутренней речи ведет к большей мыслительной активности.

 

Эффекты МАС.

1. снижение усилий по контролю внутренних состояний.

2. Увеличение приятия опыта и себя

3. Снижает силу рефлекторного ответа на травматичные события.

4. Замена обусловленных эмоций на основополагающую «радость». Эмоциональное расслабление снижает избегание и повышает гибкость поведения.

5. Развитие нового отношения к чувствам/ощущениям: испытываю, описываю, но не реагирую

6. Развитие нового отношения к мыслям: видим мысли и не считаем их безусловной реальностью.

 

Ультимативные результаты.

1. Усиление концентрации и агрессивного/неизбегательного соревновательного поведения

2. Способность безоценочного переживания внутренних и внешних явлений (все есть «радость»)

3. Снижение доверия негативным мыслям, снижение частоты избегания.

4. Усиление состояния Потока (flow) во время выполнения соревновательного задания.

 

Планирование в МАС. Системный подход для описания интервенций в достигательной психологии. Интеграция: оценка, концептуализация, интервенции.

Метод: понять потребности атлета, специфику препятствий на основе информации, поступившей во время оценочного процесса.

  Разместить проблему в контекст средовых стимулов, личностных характеристик, типов эмоциональных и поведенческих ответов, поддерживающих проблему факторов.

 

МАС влияет на процессы. Настроив дисфункциональные процессы, настраивается и результат.

 

Оценка атлета.

· Каковы текущие повестки, как они появились, какие факторы их запускают и поддерживают

· Какие требования среды и выступлений направлены на атлета

· Каковы требования к навыкам в конкурентной среде, и каково развитие атлета в этой области.

· Каковы реальные навыки атлета? 

· Каковы схемы атлета в отношении выступлений (включая восприятие, отношение, ожидания; внутренние правила атлета в отношении усилий, успеха, ошибок, поражений и тд)

· Какие мыслительные, эмоциональные и поведенческие реакции характерны для атлета в контексте выступления.

· До какой степени атлет фокусируется на соревновательных задачах, и до какой – на внутренних переживаниях.

· Как атлет реагирует на не-достижение результата

· До какой степени (и когда) атлет начинает беспокоиться, «включает» мыслительную жвачку, прокрастинирует, или прибегает к другим формам избегания опыта.

· Какие эпизоды жизни, работы или соревновательной истории запустили (стояли у истоков) текущие проблемы?

· Каковы текущие стрессоры и физические повестки, которые поддерживают проблемную ситуацию.

· Какой способ разрешения проблем использует атлет; как текущие проблемы влияют на его восприятие жизни, себя, других, и будущего?

 

Информацию собираем от ситуации к ситуации, аккуратно регистрируем. Можно оставаться вне рамок структурного интв.

 

Способа оценки:

· неструктурированное и полуструктурированное интв

· наблюдение поведения

· тестирование.

 

Интервью.

В отдельных случаях интв дает более объективную инфо, нежели тестирование.

Важно! Внимательно интерпретировать результаты интв. Легко свалиться в субъективность. С другой стороны, тестирование может вызывать сопротивление и давать лимитированную информацию. Обратное тоже возможно: интв может давать богатую и объективную информацию, поскольку контакт атлета и терапевта складывается в «эфире» межличностного контакта, определенного способностью терапевта «подстроиться» к философии и взглядам атлета.

Важно! Вовлекать в интв тренеров, менеджмент, членов семей.

 

Функциональная информация указывает на проблемное поведение, механизмы его запуска и факторы поддержания.

 

Наблюдение поведения (в контексте тренировок и соревнования) 

Наблюдаем:

1. общение

2. реакцию на хорошее/плохое выступление

3. телесную реакцию на оценку тренера, судьи и критику сокомандников

4. соотношение с заявленной в интв информацией

5. реакцию на раздражающие вопросы и информацию

6. поведение в момент страха и злости

 

Важна аккуратная интерпретация на основе полной информации.

Например: терапевт наблюдает как атлет демонстративно закатывает глаза каждый раз когда получает критические замечания тренера. Делает вывод об оппозиционном поведении, игнорируя подтверждение того, что атлет в действиях выполняет рекомендации тренера.

 

Тестирование.

Важно соединять результаты тестирования, наблюдение поведения, и сказанное в интв. С<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.