Приобщение детей дошкольного возраста к истокам — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам

2020-06-02 169
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

русской народной культуры

СидороваН.В. воспитатель

МКДОУ «Нагорский детский сад»

Притобольного района

Данная тема представляет особую актуальность, так как велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Маленький ребенок может впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, загадки, различные виды игр, впечатлениях от природы родного края, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.       

Исходя из актуальности данного направления, понимая насколько велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения, я поставила перед собой цель: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Определила задачи:

1.Формировать представление о родном крае, о достопримечательностях малой Родины, о разнообразных фольклорных формах театрализованных игр, о быте и традициях русского народа.

2.Способствовать формированию у дошкольников ценностного эстетического отношения к миру народной культуры в процессе ознакомления с народным культурным наследием.

3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.

4. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию.

Для реализации цели и поставленных задач с педагогами ДОУ разработали программу развития у детей представлений об истории и культуре русского народа «Культура России». Освоение программы поэтапное, четыре этапа.

I-этап«Фольклор»;

II- этап«Театрализованная деятельность»;

III – этап«Быт и традиции русского народа»;

IV- этап «Мой край родной».

    В сентябре 2016 года набрала группу малышей от 1,5 до 3 лет.

Работу по данной теме начала с анкетирования родителей. Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки, участвуют в народных празднествах. Большинство родителей поддержали программу «Культура России». Так началась реализация первого блока программы «Фольклор». В первый год обучения, изучали произведения детского фольклора (потешки, прибаутки, небылицы), импровизировали на их основе. Всю работу с произведениями делила в несколько этапов.

1 этап –предварительная работа–знакомим с персонажем,героем,животным предполагаемой потешки, сказки.

2 этап –знакомим с художественным произведением.

3 этап – повторяем потешки,сказки.Повторения необходимы,чтобызакрепить знания детей.

4 этап –внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности.

В этом же году в группе начала создавать мини-музей старинных предметов, декоративно - прикладного творчества. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музей » вполне реально. Пополнила музыкальный уголок, совместно с родителями собрали библиотеку русских народных сказок, потешек. Анализируя первый год работы по данной программе, увидела следующие результаты: у детей улучшилось качество речи, мышление, воображение, двигательная активность. Работая с маленькими детьми, я пришла к выводу, что потешки, прибаутки, колыбельные, создаваемые русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям помогают мне организовать режимные моменты, провести игру – занятие.

В 2017-2018 учебном году мы вместе с детьми осваивали второй блок «Театрализованная деятельность». Для успешной работы мною была создана предметно-пространственная среда в группе. Был оформлен уголок театра. При проведении НОД применяла следующие формы и методы работы:

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.

3. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок и др.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей. Для них я проводила консультации, давала советы, рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей.

В результате проделанной работы:

- у детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности;

- обогатился и активизировался словарь детей;

- дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё мнение.

В средней группе знакомились с бытом и традициями русского народа. В начале учебного года провела опрос с родителями по теме: «Сохранились ли в Вашей семье предметы старины?». Некоторые родители принесли старинные предметы и пополнили мини-музей в группе. Для детей сшили рубашки и сарафаны в русском народном стиле. Приобщение детей к истории и быту русского народа проводила в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживали определённую историческую ситуацию, изучали быт, образ жизни, ремесла, народное искусство. Продолжала знакомить детей с народными русскими праздниками, народными играми,  воспитывать у детей уважение к русским традициям, развивать интерес к культуре своего народа. Оборудованная в группе экспозиция «Русская изба», в которой собраны предметы старины и быта крестьян, решает поставленные задачи, помогает наглядно – образно представить детям жизнь и быт крестьян; познакомиться с посудой и утварью русской избы; назначением русской печи и других предметов быта. Для ознакомления детей с русским народным творчеством применяла следующие методы и приемы: заучивание потешек, использование пословиц, рассказ о народных обычаях и традициях и др. В процессе ознакомления с блоком «Быт и традиции» дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян. Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре. В этом году с ребятами старшей группы осваиваем блок программы «Мой край родной». При ознакомлении детей с природой основное внимание уделяю именно природе родного края, рассказываю о том, чем он славен, какие знаменитые люди здесь проживали, проживают. Мы с детьми организуем прогулки и экскурсии в разное время года, в лес, рощу, к реке. Я стараюсь, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку, и он узнал что-то новое. Заранее продумываю цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провожу предварительную беседу с детьми.

Во время прогулок в рощу я обращала внимание детей на ее красоту, приятный запах, свежесть воздуха. Учила прислушиваться к пению птиц, предлагала определить, где они поют. Проводила занятия по познавательному развитию, такие, например, как «История села», «Мое любимое село», рассказывала о жизни односельчан, о труде людей в прошлом, необходимых орудиях труда, о героях ВОВ. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории села, уважение к знаменитым землякам.

Заключение.  Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Мы учим детей не забывать свои корни, традиции, национальный колорит, обеспечиваем эмоциональное и духовное благополучие каждому ребенку.                                   


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.