Использование предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» в развитии речи детей дошкольного возраста. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Использование предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» в развитии речи детей дошкольного возраста.

2020-06-02 834
Использование предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» в развитии речи детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Касаткина К.С., воспитатель

МКДОУ «Кетовский детский сад общеразвивающего вида №3»

Кетовского района

В современной образовательной ситуации одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО, ведущая форма деятельности в детском саду – игра, познавательная и исследовательская деятельность (п.1.2. ФГОС ДО). Играя, педагог создает условия для развития ребенка во всех образовательных областях: «социально–коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно–эстетическое развитие» и «речевое развитие». Организация предметно–пространственной среды  в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО также является одним из ключевых умений современного педагога (п.3.3.1. ФГОС ДО).

На современном этапе развивающая среда требует постоянного пополнения и обновления, меняются и образовательные технологии. Игровая технология «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, способствует реализации Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации и помогает реализовать мне задачи по речевому развитию детей:

1. Содействует появлению и развитию потребности в речевом общении;

2. Формирует условия для восприятия на слух художественного слова (авторских и народных сказок);

3. Создает возможность для формирования и развития звуковой и смысловой сторон устной речи;

4. Развивает умение логично и связно выражать свои мысли.

5. Развивает монологическую речь.

Основа взаимодействия взрослого с детьми в «Фиолетовом лесу» - это сказочный сюжет: «Однажды Малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету – день идет, два идет – и вдруг, откуда ни возьмись, Красный зверь. Испугался Гео, побежал, а Красный зверь за ним. И тут Гео слышит: «Напугай Красного зверя Оранжевым криком»…» Так начинается методическая сказка В.В. Воскобовича о приключениях Малыша Гео в Фиолетовом лесу. Начало этой сказки положило основу для названия развивающей предметной среды «Фиолетовый лес» и его цветового решения. Все элементы выполнены в радужных цветах (семь цветов).

Почему лес должен быть фиолетовым? Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и даже излечивает от бессонницы.

В апреле 2015 года развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» была отмечена дипломом 2 степени в конкурсе «Инновации для детства», организованном Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров (АИДТ).

Эту игровую технологию в работе с детьми я использую второй год. Во второй младшей группе, я предлагала детям обследовать развивающее пространство «Фиолетовый лес» и начать игру с простого манипулирования предметами. Строила педагогический процесс, способствующий интеллектуально-творческому развитию детей в игре, усложняла приемы подачи материала за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений: «Осеннее дерево», «Разложи воздушные шарики», «Поможем ёжикам», «Найди лишние яблоки», «Кто быстрее», «У кого выше?», «Кто больше собрал снежинок», «Узор», «К нам весна шагает быстрыми шагами», «Следы на песке». Эти упражнения всесторонне развивают детей и помогают решать большое количество развивающих и образовательных задач.

Придумывала небольшие сюжеты и определяла содержательную направленность работы с детьми с применением игровых ситуаций: «В гости к веселым гномам», «Кто кто в теремочке живет», «Лопушок и гусеница Фифа на прогулке», «Как гномы встречали Новый Год», «Теремок», Что покажет язычок?», «Мышка и ежик», «Расколдуй слова», «Кто, где спрятался?», так  дети учились развитию навыков связной диалогической речи, отработке произношений звуков, развивали артикуляционную моторику, учились самостоятельно употреблять в речи прилагательные и глаголы в зависимости от местоимения, развивали слуховое внимание.

В средней группе продолжали придумывать небольшие сюжеты, сказки, истории, где дети уже сами учились общаться с персонажами «Фиолетового леса», отвечать на вопросы, решать проблемные ситуации: «Как Эник рассказывал историю об осени», «Здравствуй, ёжик», «Как Лопушок и Фифа украшали новогоднюю ёлку», «Веселая история», «Мамин праздник в Фиолетовом лесу». Со второго полугодия начали знакомство с буквами.

В режимных моментах и при индивидуальной работе с детьми играла в: «Звучащие листочки», «Волшебные листочки», «Прятки», «Подбери слово» и другие, здесь дети развивали чувство ритма, уточняли понятия «тихо», «громко», закрепляли представления о гласных звуках, развивали внимание, мелкую моторику, учились понимать и правильно использовать в речи предлоги.

В процессе выполнения заданий в основном дети работают руками и мало комментируют свои действия. Поэтому всегда прошу детей прокомментировать свои действия и пересказать сюжет сказки.

Развивающую среду «Фиолетовый лес» использую на занятиях по развитию речи, например тема: «Надо ли учиться говорить» - учили ёжика Фуф говорить.

На занятиях по познавательному развитию по теме: «Что нам осень принесла» дети прикладывали на ковер овощи и фрукты. На занятиях по ФЭМП «Фиолетовый лес» помог нам освоить счет в пределах 5, закрепить понятия «право-лево, впереди-сзади».  На занятиях по физическому развитию игра «Следы» научила различать детей следы правой и левой ноги. По социально-коммуникативному развитию в игре «Наш зоопарк» дети искали животных в «Фиолетовом лесу», рассказывали о деревьях. Технология «Вечерний круг» помогла детям рассказать Малышу Гео, как они провели день в детском саду. Дети учатся умению слушать и понимать друг друга. На занятиях по художественно-эстетическому развитию перед рисованием деревьев, цветов, дети рассматривали красоту яблонь, цветов, деревьев в «Фиолетовом лесу». Так как игры Воскобовича отличаются статичностью, в связи с этим устраиваю небольшие перерывы, выполняю с детьми физкультминутки и пальчиковые гимнастики.

Использую такие формы организации детей на занятии, как фронтальная, подгрупповая и индивидуальная, а также помогаю организовывать самостоятельную деятельность детей с играми (по циклограмме). Элементов, которые были предоставлены в игровом пособии не достаточно, поэтому родители помогают нам из яркого, красочного материала  –  фоамиран вырезать листочки, животных, овощи, фрукты, следы, капельки, деревья, насекомых, закупили нам ленточки, веревочки.

Шаг за шагом мы создаём сказочное пространство «Фиолетовый лес».

«Фиолетовый лес» - это больше не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.