Развитие творческих способностей и профессиональная ориентация обучающихся в процессе освоения информационных технологий — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Развитие творческих способностей и профессиональная ориентация обучающихся в процессе освоения информационных технологий

2020-06-02 141
Развитие творческих способностей и профессиональная ориентация обучающихся в процессе освоения информационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

    Недокушева Т.Н. педагог дополнительного образования

МКОУ ДО «Кетовский детско-юношеский центр»

Кетовского района

1. Актуальность и новизна опыта. В соответствии с майским указом Президента России Владимира Владимировича Путина Министерством просвещения России внедрен национальный проект «Образование». Он включает несколько федеральных проектов, некоторые из них стали приоритетными направлениями в деятельности Кетовского детско-юношеского центра:

- Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка»

- Федеральный проект «Социальная активность»

    Цифровая образовательная среда открывает широкие возможности для формирования у обучающихся способности ориентироваться в современном информационном пространстве. Одним из востребованных направлений является компьютерная анимация и видеосъемка роликов. В настоящее время для создания видеоролика или даже полнометражного фильма достаточно обычного компьютера, а это значит, что по силам каждому ребенку. Занятие техническим творчеством позволяет обучающимся лучше познать разнообразный мир инноваций и изобретений, способствует развитию у них нестандартного мышления, приобретению трудовых навыков и умений.

    Занятия в компьютерной студии - это реальность, которая несколько лет назад была несбыточной мечтой для большинства обучающихся в учреждениях дополнительного образования. Анимация и видеосъемка, как виды творческой деятельности, очень привлекательны для подростков.

Новизна данного опыта заключается в том, что программы технической направленности дают возможность обучающимся создавать творческие, инновационные проекты через создание видеороликов и анимацией. При реализации программ используются механизмы ранней профессиональной ориентации обучающихся в современной информационной среде в соответствии с избранными компетенциями. Этому способствует, прежде всего, активная творческая деятельность: рисование, конструирование, лепка, музыкальное и литературно-художественное сопровождение. Она развивает творческий потенциал, эмоциональность и коммуникативные навыки. Занятия видеосъемкой и анимацией поднимают общий уровень культуры обучающихся, помогают вырабатывать ценностные ориентиры, обеспечивают социально-нравственную адаптацию.

2. Теоретическая обоснованность. Стремительное развитие информационных технологий, характерное для 1980-90-х гг. и начала третьего тысячелетия, приводит к значительной перестройке информационной среды современного общества, открывая новые возможности общественного прогресса, который находит свое отражение прежде всего в сфере образования. В связи с этим многие современные исследования (А. И. Бочкарев, Л. X. Зайнутдинова, О. А. Козлов, 3. Ф. Мазур, В. Р. Майер, Л. П. Мартиросян, С. В. Панюкова, И. В. Роберт, Н. В. Софронова, О. А. Тарабрин и др.) посвящаются выявлению особенностей педагогической науки в условиях использования средств информационных технологий.

Информатизация образования сейчас рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических и программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Знание персонального компьютера, умение им пользоваться и работать в сети Интернет сегодня актуально, так как компьютер предоставляет неограниченные возможности для работы в прикладных программах. Разработанные мной дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы «Мульткадр» и «МедиаTime» также способствуют профориентации детей в области современных компьютерных технологий и профессиональному самоопределению. Данные программы дают возможность обучающимся научиться и продолжить работу в прикладных программах - создавать мультимедийные продукты: анимации и видеоролики. 

Анимация - вид искусства, произведения которого создаются путём покадровой съёмки отдельных рисунков или сцен. Получается иллюзия движения объектов. Основные виды компьютерной анимации: покадровая анимация, анимация движения объектов и анимация формы.

Видеосъёмка - электронная технология формирования, записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения подвижного изображения. В рамках дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «МедиаTime» используется два вида видеосъемки и видеомонтаж.

Постановочная видеосъёмка – видеооператор непосредственно работает с объектом видеосъёмки, при построении композиции кадра, сам подсказывает, какую лучше занять позу, и куда перевести взгляд. Постановочная видеосъемка дает возможность сделать выразительные кадры, которые сложно получить в повседневной жизни.

Комбинированная видеосъёмка - сочетает постановочную и репортажную видеосъёмку. Требуется не только полнейшее знание и владение видеосъемочным оборудованием, но и чувствовать атмосферу съёмки, настроение действующих лиц и исполнителей, быть сценаристом и оператором в одном лице.

Видеомонтаж - важный этап в создание видеоролика. За ряд занятий набирается большое количество исходного материала. Чтобы смонтировать из большого количества частей полноценный видеоролик, скомпоновав все события в единое целое, так что бы видеомонтаж не резал глаз и не сбивал с толку, а наоборот что бы зрителю было интересно смотреть.

Для обучающихся создание анимаций и видеороликов является не только впечатляющим зрелищем, но и элементом их «новой грамотности». Именно здесь максимально раскрываются интересы детей, а процесс обучения становится для них удовольствием. Постигая азы съемки и видеомонтажа, ребята знакомятся с профессиями сценариста, художника-мультипликатора, оператора съемки, монтажера и звукооператора.

Цель моего опыта - развитие творческих способностей и профессиональная ориентация обучающихся в процессе освоения информационных технологий.

Задачи:

1. Сформировать у обучающихся определенный навык творческой технической деятельности;

2. Обучить современным технологиям создания мультимедийного продукта;

3. Сформировать у обучающихся умение работать в предметной и информационной среде, креативно и критически мыслить, активно использовать речевые средства, средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

4. Сформировать у обучающихся профориентационные и познавательные интересы к творческой деятельности.

5. Воспитать социально активную личность, мотивированную на совместное творчество, готовую к сотрудничеству.

Идти к цели, решать системно поставленные задачи начала поэтапно. На первом этапе - работа организатором детских творческих мероприятий. В рамках данной работы посещала мастер-классы по созданию анимаций, что и поспособствовало дальнейшей деятельности в данном направлении. Вторым этапом стала реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Мульткадр», в которой обучающиеся в течение года изучали основы и техники создания анимации и самостоятельно проводили мастер-классы по созданию короткометражных анимационных роликов. На третьем этапе, учитывая потребности и способности обучающихся, усовершенствовала содержание программы, разработала дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу «Магия кадра», цель которой – фото – видео - монтаж и создание видеоролика. Проанализировав эффективность реализации данных программ пришла к выводу, что необходимо объединить обе программы в одну «МедиаTime»для обучающихся 10-17 лет. Данная программа объединила разные по содержанию модули, одинаково способствующие достижению поставленных задач:

1 модуль. Вводный - ознакомление с медиаоборудованием и основами работы в прикладных программах;

2 модуль. Создание анимации в различной технике;

3 модуль. Создание видероликов различной направленности.

Первый модуль познакомил обучающихся с названием и назначением мультимедийного оборудования и прикладными программами. Ребята познакомились с понятиями «анимация», «видеоролик», попробовали себя в роли режиссера, дизайнера, художника - мультипликатора, монтажера, открыли для себя увлекательный мир информационных технологий, которые в свою очередь, сформировали определенные навыки творческой технической деятельности.

Второй модуль представил включение поиска форм и оформление мультимедийного продукта, развитие творческого воображения, формирование обобщенных способов создания декораций, персонажей, съемочной сцены, построения кадра и создание готового продукта. На этом этапе обучающиеся уже осознанно начали создавать декорации. С пониманием своего дела, они лепили, вырезали, рисовали, сочетая одновременно различные виды художественной деятельности (рисунок, дизайн, лепка) и технического творчества (лего-конструирование, моделирование, что дает толчок творческому развитию ребенка).

Третий модуль – самостоятельное создание видероликов различной направленности и доведение видеофайлов до совершенства. Занятия этих видов деятельности пробудили у обучающихся способность представлять отдельные моменты действия в развитии и в различных смысловых связях, здесь они научились наблюдать и точно координировать движения. Возможность съемки и видеомонтажа на компьютере помогли воплотить творческую идею обучающихся в конкретные видеоролики.

Чтобы обучение в объединении проходило эффективно, использовала различные виды занятий:

- лекционные и практические занятия;

- мастер - классы;

- выполнение самостоятельной работы;

- дискуссия, диспуты;

- заочные экскурсии;

- занятие - монтаж;

- занятие - премьера.

    Методика проведения занятий предполагала постоянное создание ситуации успеха, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала. Этому способствовали совместные обсуждения технологии выполнения заданий, поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, демонстрации работ, конкурсы.

Методы обучения зависят от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализовывались в теснейшей взаимосвязи.

Методы обучения:

Словесные методы обучения используются на этапе изучения нового материала.

Практические методы обучения используются на этапе закрепления изученного материала и охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучающихся. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков.

Формы подведения итогов:

Организуя занятия, следовала определенной цели. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился.

В работе использовала основные методы оценки результативности обучения, такие как:

- метод педагогического наблюдения;

- выполнение итоговых практических заданий после изучения одного модуля;

- выполнения законченного видеоролика или анимации.

Наряду с основными методами оценки результативности обучения применила разработанную систему контроля успеваемости обучающихся. Данная система предполагает входящий (проводится в начале учебного года, осуществляется педагогом в форме собеседования), текущий (осуществляется регулярно в форме беседы, наблюдения, тестирования), тематический контроль (по итогам изучения каждого модуля, проводится в форме мастер-класса, участия в конкурсах, заслушивание сообщений, тестирование) и итоговую аттестацию (определяет, насколько успешно освоил обучающийся материал по результатам индивидуального проекта по созданию видеоролика, проводится по завершению программы и фиксируется в соответствующей документации).

Таким образом, проходило отслеживание способностей воспитанника, что помогало ему совершенствоваться дальше, повышать его самооценку, развивать его творческие способности и конкретные профессиональные навыки.

Учет успеваемости: Основным показателем успеваемости обучающихся является выполнение учебного плана. Контроль за успеваемостью осуществлялся во время подготовки и проведения отчетных занятий. Результаты работы оценивала комплексно, исходя из творческого развития личности обучающегося в целом. Уделяла серьезное внимание качеству выполнения проектов обучающихся на занятиях и отчетных мероприятиях, демонстрационных показах, участия в конкурсах различного уровня, а также развитию у обучающихся художественного вкуса, интеллектуальных способностей, умению самостоятельно и разносто­ронне изучать различные технологии создания анимаций и видеороликов.

С каждым воспитанником мы подробно обсуждали его работу. Принимая во внимание подбор материалов, техника исполнения, качество выполнения, авторское решения в оформлении, индивидуальность выполненного проекта. При обсуждении незаконченного продукта намечали пути устранения существующих недостатков.

Результативность работы в объединении дополнительного образования условно можно разделить на ступени.

Итоговые мероприятия в основном проходят внутри детско-юношеского центра - это зачёты, мини показы, презентации, праздники и фестивали. Это одна из ступеней результативности. Здесь уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Готовясь к серьезному мероприятию, мы всегда распределяли обязанности, обучающиеся учились брать на себя определенную ответственность. Результат работы и есть первая ступень.

Выход за пределы образовательного учреждения: показы, смотры, фестивали, конкурсы, конференции. Эта более значимая ступень, более ответственная, это уже стремление к профессионализму. В начале конкурсы муниципального уровня. Заняв, какое либо место на этом этапе выходили на региональные, межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали, форумы.

Результативность: В результате освоения программы обучающиеся успешно освоили знания и приобрели умения и навыки, которыми смогут воспользоваться в будущей профессиональной деятельности, что подтверждают положительные результаты участия обучающихся в конкурсах различного уровня:

1 место - районный творческий конкурс «Волшебный мир театра», 2019 г.

1 место - районный конкурс «Навстречу мечте», 2019 г.

1место - районный конкурс «Безопасная страна ЮИД» номинация «Видеоролик», 2019 г.

На региональном, областном и всероссийском этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» в 2019 году в номинации «Эко-объектив» обучающиеся стали лауреатами. Также лауреатами 1 степени стали в Международном экологическом конкурсе «Берегите нашу планету», в номинации «Творчество без границ» (видеоролик). Стали участниками областного фестиваля детско-юношеского творчества по противопожарной тематике «Юные таланты за безопасность», в номинации «Театральное искусство».

Вместе с воспитанниками принимаем участие в событиях разного статуса, продолжая повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Здесь очень ценно общение между коллективами, педагогами, руководителями. Выслушивая их мнения, замечания, могу делать выводы в отношении своей профессиональной деятельности. Считаю, что работа с детьми требует от педагога высокого уровня компетенции, эрудиции, поэтому постоянно совершенствую свои знания. В этом очень помогают курсы повышения квалификации. В апреле 2019 года прошла обучение по дополнительной профессиональной программе «Проектирование деятельности педагога дополнительного образования с учетом требований профессионального стандарта». В настоящий момент обучаюсь в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». С целью самообразования принимаю участие в межрегиональных значимых проектах для специалистов по работе с молодежью:

- в мае 2019 года в Международном Форуме казахстанско-российской молодежи

 (г. Костанай),

- в августе 2019 года участвовала в работе Медиафорума «Мед» для педагогов Уральского федерального округа (г. Челябинск), в обучающей программе и практических занятиях регионального патриотического форума «Молодые герои Зауралья» (г. Курган);

- в октябре 2019 года в Форуме «Проектный лекторий» (г. Курган);

- в ноябре 2019 года прошла обучение по онлайн - курсу «Основы Волонтерство для начинающих»;

- в декабре 2019 года в Международном форуме добровольцев с торжественной церемонией вручения ежегодной премии «Доброволец России - 2019» (г. Сочи), Областном форуме добровольческого движения #Яволонтер (г. Курган);

- в феврале 2020 года участвовала в обучающем семинаре волонтерского корпуса Года памяти и славы (Курганская область).

В заключении хочу сказать, что освоение современных образовательных методик, связанных с обучением детей основам цифровых технологий, ведет вперед к новым открытиям не только наших воспитанников, но и нас самих, самих педагогов.

 Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся начальной школы через реализацию курса «Мое любимое Зауралье»

Мельникова С. Н., учитель начальных классов

 МКОУ «Колесниковская основной общеобразовательной школы»

    Кетовского района

Гражданско-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, так как именно детство и юность являются самой благодатной порой для привития священного чувства любви к Родине, формирования духовно-нравственных качеств личности, воспитания чувства достоинства, ответственности, совести и чести. Этим обусловлено введение регионального инновационного сетевого проекта «Мое любимое Зауралье».

По словам Д.С.Лихачева «краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень, Это самый массовый вид науки.В сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники. Краеведение - прекрасная школа воспитания гражданственности». Внедрение курса в начальной школе позволяет познакомить младших школьников с историко-культурным наследием родной области и системно подойти к деятельности по формированию патриотических и духовных качеств личности на основе краеведческой работы. В МКОУ «Колесниковской ООШ» курс введен для учащихся 2 класса с января 2019 года. В 2019-2020 учебном году курс реализуется во 2 и 3 классах на занятиях внеурочной деятельности. Используя программу, разработанную руководителем отдела дошкольного и начального образования ИРОСТ Ю.В. Панченко, дети сделали много интересных открытий в познании своего края. Для развития познавательной активности детей на занятиях по данному курсу я часто применяю современные педагогические технологии: проблемного, поискового, исследовательского, проектного обучения, игровые, ИКТ, использую активные методы и формы обучения. В своей практике я часто использую разнообразные формы занятий: проект «Село, в котором я живу», исследование «Красная книга села», урок в «зеленом» классе. Очень понравилось детям занятие по теме «Игры моих бабушек и дедушек». Целью данного мероприятия было расширение знаний учащихся по краеведению посредством знакомства с традицинными народными играми. Дети познакомились с хороводными и подвижными играми, узнали какими игрушками играли бабушки и дедушки, танцевали,рассказывали стихи, такие занятияособенно продуктивны, т.к дети не смотрят готовое действо, а сами разыгрывают его.

Одной из увлекательных форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии. Изучаемый материал дополняется конкретными наблюдениями, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора. Экскурсии помогают учащимся установить связь между содержанием урока и окружающей действительностью, найти подтверждение в жизни того, что сообщал учитель. На экскурсии объектом познания всегда бывают средства наглядности. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности.

Большой интерес вызвали экскурсии в Каширинский литературно-краеведческий музей по теме «Люди, прославившие Курганскую область»Дети узнали о жизни известного академика Г.А. Илизарова и выдающегося селекционера, новатора сельского хозяйства Т. С. Мальцева. Познакомились с этапами развития научной деятельности, технологиями, которые впервые были представлены. Посмотрели фотографии, иллюстрации, картины о жизни ученых, прослушали вступления ребят– кружковцев по данной теме.

Не менее увлекательными были экскурсии в Курганский областной краеведческий музей. Дети познакомились с экспозициями отдела природы, они оригинальны и интересны. Ребята с удовольствием слушали рассказ экскурсовода, который сопровождался аудиозапися миобитателей дикой природы. С любопытством рассматривали экспонаты животных, обитающих в 3ауралье, полистали страницы «необычной» Красной книги Курганской области, рассматривали образцы горных пород и минералов, собирали пазлы.

В областной библиотеке им. А.К. Югова учащиеся побывали в музее книги.

С большим удовольствием дети совершили поездку в Курганский Дом-музей декабристов. Из рассказа экскурсовода дети узнали, что здесь проживал в ссылке декабрист М.М. Нарышкин со своей семьей, познакомились с экспозициями дворянского быта 19 века, примерили одежду тех времен, попробовали писать пером, танцевать и декламировать стихи, подробности частной жизни дворян детям были очень интересны

Школьный музей – «мастерская» для формирования детской души, умная и содержательная. Такой музей есть и в нашей школе. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые детям в силу их любознательности всегда интересны. Основная его цель – развитие познавательной деятельности детей Школьный музей рождает в ребенке гордость за свою школу, в которой есть настоящий музей с настоящими ценностями, гордость за себя и свой труд, так как музей только тогда жив, когда в нем работают ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, выпускают газеты. В  школьном музее дети побывали на экскурсиях уже не раз. По теме «3ауралье-край родной» экскурсовод Щеблова Т.В. учитель русского языка и литературы в доступной форме изложила детям об историческом прошлом нашего края, об истории возникновения и развитии нашего села, о людях прославивших село, о занятиях, жилище, предметах быта и образе жизни людей родного села. Ребята затаив дыхание, слушали о подвиге пионера Коли Мяготина, зверски убитого кулаками. Дети совместно с родителями делают первые шаги в работе музея: осуществляют сбор краеведческого материала, экспонатов, ведут поисково-исследовательскую работу (изучение своей родословной).

Тесное сотрудничество налажено с сельской библиотекой. Краеведение всегда являлось одним из приоритетных направлений библиотек. Прошлое и настоящее края, традиции, быт, обычаи, природное своеобразие местности - все это становится темой многочисленных библиотечных мероприятий, дети частые гости в сельской библиотеке. Цель одной из экскурсий была - формировать представления школьников о литературном наследии родного края, через знакомство со сказками зауральских авторов. Библиотекарь Булекпаева Е.В. познакомила учащихся с биографией и творчеством детского писателя Л.И. Куликова. На мероприятии по народному творчеству «Бабушкин сундучок» библиотекарь рассказала историю старинного сундука, а руководитель СДК Ташланова Е.А. провела мастер– класс по изготовлению народной обереговой куклы. Очень познавательно прошло мероприятие «Реликвии Великой Отечественной» библиотекарь рассказала детям о медалях. Дети наглядно смогли их рассмотреть, подержать в руках, а затем с руководителем СДК изображали их в своих рисунках.

Активным центром взаимодействия, общедоступным центром общения в селе является сельский дом культуры. На базе СДК проходят различные мероприятия. Учащиеся активно участвуют в концертных программах для населения: День флага России, День единства, День матери, новогодние праздники, День Победы. Широко используются театрализованные представления, посвященные национальным русским и христианским праздникам: колядки, масленица. Проводятся кружки, выставки рисунков, конкурсы, где принимают участие не только дети, но и мамы и папы, ведь учить познавать родной край, воспитывать любовь к Родине – это задача не только школы, но и семьи. Объединение педагогов, родителей и социума в воспитании учащихся оказывает большое влияние, так как школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что организация занятий по краеведению, его интеграция с другими предметам и позволила не только в некоторой степени решить проблему ограниченного кругозора у детей, привить школьникам навыки творческого, самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность, но и в результате работы, учащиеся постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины и проявляют к этому интерес.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.