Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-06-02 | 168 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тихонова Н.М. воспитатель
МКДОУ «Кетовский детский сад общеразвивающего вида № 4»
Кетовского района
Современные подходы к дошкольному образованию детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, определяются «Федеральным государственным стандартом дошкольного образования». В соответствии с ним развитие связной речи рассматривается как приоритетная задача познавательно-речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, наглядные модели, схемы, таблицы.
При логопедическом обследовании у детей с ОНР было выявлено отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки). Все перечисленные проблемы затрудняют процесс развития связной речи, а эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие разных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, воображения. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием связной речи.
В связи с этим поставила перед собой цель и определила задачи
Цель: формирование связной речи посредством использования мнемотехники.
Задачи:
1. Учить планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний)
|
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
Работу с детьми по развитию связной речи с помощью мнемотехники строю от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перехожу к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, наглядно моделируя речевые высказывания.
При знакомстве с мнемоквадратами использую предметные картинки, опорные схемы, пиктограммы. Мнемоквадраты применяю в работе по коррекции звукопроизношения.
· При проведении дыхательной гимнастики. Схематические изображения использую для разграничения ротового и носового вдоха и выдоха
· При проведении артикуляционной гимнастики. Каждому упражнению артикуляционной гимнастики дается образное название и подбирается картинка-символ, это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению.
· При постановке звуков. На этапе постановки усвоить звуки помогают профили артикуляции и символы звуков. Профили артикуляции использую для демонстрации правильного уклада звуков. Картинки-символы звуков подбираю таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например ЖЖ-жужжит жук.
В схемах артикулирования звуков отражено положение губ, зубов, языка, характер воздушной струи.
· При автоматизации и дифференциации звуков. Для закрепления произношения изолированного звука использую звуковые дорожки с изображенными на них картинками символами. Картинки-символы использую при выделении звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов, при дифференциации звуков в речевом материале. При автоматизации и дифференциации звуков в словах предлагаю детям игры с символами звуков. Игра «Прятки». Когда дети научились «зашифровывать слова», перехожу к мнемодорожкам. По мнемодорожкам дети поэтапно кодируют сочетание слов, запоминают и воспроизводят предложения по условным символам. После этого переходим к знакомству мнемотаблиц.
|
Мнемотаблица - это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и способствуют:
- обогащению словарного запаса,
- обучению составления рассказов,
- на учению пересказа художественной литературы,
- отгадыванию и загадыванию загадок,
- заучиванию стихов.
Поэтому мнемотаблицы использую при составлении рассказов по картине и серии картин, описательных рассказов, особенно эффективны при разучивании стихотворений, чистоговорок. Использую опорные рисунки для обучения заучиванию стихотворений, это увлекает детей, превращает занятие в игру, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Текст запоминаем с детьми по следующим этапам:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения. Выявление непонятных детям слов, объяснение их значение в доступной для детей форме.
4. Разучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
5. Рассказ стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
6. Зарисовка мнемотаблицы по памяти.
Для лучшего усвоения материала, сделано пособие «Речевой домик» - формирование связной речи с помощью мнемотехники. В пособии подобраны игры: «Выполни артикуляционные упражнения», «Составь предложение», «Отгадай загадку», «Отгадай ребус», «Расскажи стихотворение», «Составь описательный рассказ», «Расскажи сказку», «Волшебные колечки». Достичь определённых результатов удалось при тесной связи с педагогами. Для педагогов были проведены: консультации «Использование мнемотехники в развитии речи детей», «Использование лэпбука в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОВЗ», мастер-класс «Волшебные колечки - как метод развития связной речи», деловая игра «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР». Большое внимание уделялось работе с родителями. Мною использовались различные формы работы с родителями, были проведены: консультации - «Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к школе», «Развитие связной речи детей среднего возраста»; круглый стол - «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми», мастер-класс «Домашняя игротека как форма взаимодействия педагогов и родителей воспитывающих детей с ОВЗ».
|
В результате речевого обследования детей прослеживается положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать композиционное строение связного высказывания, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, заучивать стихотворения. Использование мнемотаблиц способствует формированию связной речи у детей с ОНР.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!