У детей с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

У детей с общим недоразвитием речи

2020-06-02 168
У детей с общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тихонова Н.М. воспитатель

МКДОУ «Кетовский детский сад общеразвивающего вида № 4»

Кетовского района

 

Современные подходы к дошкольному образованию детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, определяются «Федеральным государственным стандартом дошкольного образования». В соответствии с ним развитие связной речи рассматривается как приоритетная задача познавательно-речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, наглядные модели, схемы, таблицы.

При логопедическом обследовании у детей с ОНР было выявлено отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки). Все перечисленные проблемы затрудняют процесс развития связной речи, а эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие разных видов памяти: слуховой,  зрительной,  двигательной, тактильной,  мышления, воображения. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием связной речи.

В связи с этим поставила перед собой цель и определила задачи

Цель: формирование связной речи посредством использования мнемотехники.

Задачи:

1. Учить планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний)

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

    Работу с детьми по развитию связной речи с помощью мнемотехники строю от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перехожу к мнемодорожкам,  и позже - к мнемотаблицам, наглядно моделируя речевые высказывания.

При знакомстве с мнемоквадратами использую предметные картинки, опорные схемы, пиктограммы. Мнемоквадраты применяю в работе по коррекции звукопроизношения.

· При проведении дыхательной гимнастики. Схематические изображения использую для разграничения ротового и носового вдоха и выдоха

· При проведении артикуляционной гимнастики. Каждому упражнению артикуляционной гимнастики дается образное название и подбирается картинка-символ, это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению.

· При постановке звуков. На этапе постановки усвоить звуки помогают профили артикуляции и символы звуков. Профили артикуляции использую для демонстрации правильного уклада звуков. Картинки-символы звуков подбираю таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием, например ЖЖ-жужжит жук.

В схемах артикулирования звуков отражено положение губ, зубов, языка, характер воздушной струи.

· При автоматизации и дифференциации звуков. Для закрепления произношения изолированного звука использую звуковые дорожки с изображенными на них картинками символами. Картинки-символы использую при выделении звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов, при дифференциации звуков в речевом материале. При автоматизации и дифференциации звуков в словах предлагаю детям игры с символами звуков. Игра «Прятки». Когда дети научились «зашифровывать слова», перехожу к мнемодорожкам. По мнемодорожкам дети поэтапно кодируют сочетание слов, запоминают и воспроизводят предложения по условным символам. После этого переходим к знакомству мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и способствуют:

- обогащению словарного запаса,
- обучению составления рассказов,
- на учению пересказа художественной литературы,
- отгадыванию и загадыванию загадок,
- заучиванию стихов.

Поэтому мнемотаблицы использую при составлении рассказов по картине и серии картин, описательных рассказов, особенно эффективны при разучивании стихотворений, чистоговорок. Использую опорные рисунки для обучения заучиванию стихотворений, это увлекает детей, превращает занятие в игру, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Текст запоминаем с детьми по следующим этапам:

1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения. Выявление непонятных детям слов, объяснение их значение в доступной для детей форме.
4. Разучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
5. Рассказ стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
6. Зарисовка мнемотаблицы по памяти.

Для лучшего усвоения материала, сделано пособие «Речевой домик» - формирование связной речи с помощью мнемотехники. В пособии подобраны игры: «Выполни артикуляционные упражнения», «Составь предложение», «Отгадай загадку», «Отгадай ребус», «Расскажи стихотворение», «Составь описательный рассказ», «Расскажи сказку», «Волшебные колечки». Достичь определённых результатов удалось при тесной связи с педагогами. Для педагогов были проведены: консультации «Использование мнемотехники в развитии речи детей», «Использование лэпбука в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОВЗ», мастер-класс «Волшебные колечки - как метод развития связной речи», деловая игра «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР». Большое внимание уделялось работе с родителями. Мною использовались различные формы работы с родителями, были проведены: консультации - «Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к школе», «Развитие связной речи детей среднего возраста»; круглый стол - «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми», мастер-класс «Домашняя игротека как форма взаимодействия педагогов и родителей воспитывающих детей с ОВЗ».

В результате речевого обследования детей прослеживается положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать композиционное строение связного высказывания, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, заучивать стихотворения. Использование мнемотаблиц способствует формированию связной речи у детей с ОНР.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.