Воспитание толерантности средствами музыкальной деятельности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Воспитание толерантности средствами музыкальной деятельности

2020-06-02 447
Воспитание толерантности средствами музыкальной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шейхеева Т.В., музыкальный руководитель

МКДОУ «Введенский детский сад общеразвивающего вида № 3»

Кетовского района

 

Воспитание толерантности – проблема мирового масштаба. В нашей стране многое делается для укрепления межнационального мира, и мы – взрослые – не должны оставаться от этого в стороне, потому что нашим детям жить в многонациональной стране. Актуальная задача для педагогов - акцентировать внимание на разнообразии культуры, её красочности, самобытности, воспитывать уважение и терпимость к народам других национальностей, и вместе с тем учить детей сохранять собственное достоинство, самоуважение, гордость за русскую культуру. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается: в неумении находить подход к партнеру по общению; поддерживать и развивать установленный контакт; согласовывать свои действия в процессе любой деятельности; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека. 16 ноября мы отмечаем новый праздник – Международный День толерантности. Слово «толерантность» происходит от латинского tolerantia – терпение. Толерантность можно определить как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность – одна из составляющих общей культуры человека. Поэтому воспитание толерантности является важной задачей современной педагогики. Искусство и музыка как один из его видов играют очень большую роль в воспитании культурного, гармонично развитого человека, в формировании его внутренней толерантности. Искусство способствует проявлению лучших качеств человека – доброты, бескорыстия, способности к сопереживанию, благородства. Выдающийся филолог, культуролог и искусствовед Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» утверждает, что «самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты». Человек, который способен понимать искусство, «становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее» – так как «награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить» (Письмо тридцать второе, «Понимать искусство»). Музыка позволяет человеку лучше почувствовать его переживания, начать лучше понимать самого себя и окружающих, свое прошлое и настоящее. Это понимание тесно связано с процессом общения. Все важнейшие чувства – любовь, радость, гнев, печаль, восторг – находят выражение в отношениях с другими людьми. В процессе общения человек приучается смотреть на себя глазами другого человека. Музыка открывает возможность общения для людей, помогает наладить духовный контакт через сопереживание. Очень важно, чтобы встреча человека с настоящей музыкой произошла как можно раньше – уже в младшем дошкольном и даже раннем возрасте. Поэтому на музыкальных занятиях в детских дошкольных образовательных учреждениях необходимо уделять большое внимание слушанию музыки. Определяющим для эмоциональной жизни дошкольника становится уже «… не динамика непосредственно воспринимаемой ситуации, а динамика представлений». Развитие эмоциональной сферы ребенка открывает новые возможности для восприятия литературных произведений, прежде всего сказки, и музыки. У детей появляется способность к сопереживанию – уже не связанному с реальным участием в ситуации, а «в плане представлений». Переживания дошкольников отличаются исключительной яркостью, живостью и непосредственностью. Толерантность как образ жизни в обществе зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, принятия другого человека, различий и особенностей как моментов целого. Современный культурный человек – это образованный человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Именно поэтому очень важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть. Наш современник должен иметь определённый багаж знаний, умений и навыков, обладать толерантностью как основой жизненной позиции. Каждая из культур прошлого или иной страны должна стать для человека своей культурой, так как её познание всегда осуществляется в познании и сравнении с отечественной культурой. Всё это становится достоянием и культурой человечества: чем большими ценностями мы овладеваем, тем острее становятся наше восприятие и желание познать ещё большее. Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности – Конституция Российской Федерации. В образовательной сфере зафиксировано, что педагог способствует развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого многообразия.

В старшем дошкольном возрасте мы продолжаем формировать и закреплять знания детей о явлениях окружающей действительности. Расширяются представления детей о родной стране, о государственных праздниках, воспитывается любовь к Родине и уважение к людям, населяющим её.

Особое внимание уделяется такой теме как «Семья». Дети должны знать всех членов семьи, их деятельностью; они должны понимать выражение «хозяйство семьи», где у каждого есть свои обязанности, в том числе и у самого ребёнка. Обращается внимание на взаимоотношения в семье – забота о младших и пожилых, бесконечная любовь и уважение друг к другу. Из этого вытекает дальнейшее уважение и терпимость к окружающим.

Цель темы: формирование культуры межличностных отношений между детьми и толерантности мышления и поведения детей через музыкальную деятельность.

Задачи:

1. Способствовать освоению знаний детьми по толерантности средствами музыкально - художественной деятельности, активизировать словарь по данной теме.

2. Обогащать музыкальный опыт детей, развивать творческие способности детей.

3. Воспитывать уважение друг к другу, доброе отношение к людям другой национальности, взаимопонимание.

Для детей 2 младших и средних групп проводятся тематические занятия «Мы - дружные ребята!», «Песенка друзей», где дети знакомятся с песнями о дружбе, устраиваем просмотр видеоклипов «Улыбка», «Если добрый ты», разучиваем пальчиковые игры о дружбе, музыкально-ритмические композиции «Есть друзья», «Шалунишки». Главным персонажем на таких занятиях - Кот Леопольд.

В младшей группе дети эмоционально реагируют на пьесу «Мама» из «Детского альбома» П. Чайковского. Спокойная музыка вызывает у них ощущение радости, покоя, любви, гармонизирует их эмоциональное состояние.

В средней группе дети продолжают знакомиться с «Детским альбомом» П. Чайковского. Пьеса «Болезнь куклы» развивает сопереживание – дети сочувствуют больной кукле. Слушая пьесу «Новая кукла», дети чувствуют радость девочки и сопереживают этой радости.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с другими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского – «Старинной французской песенкой», «Неаполитанской песенкой», «Итальянской песенкой», «Немецкой песенкой». Дети узнают народные мелодии этих стран. Например, в пьесе «Старинная французская песенка» звучит подлинная французская народная мелодия.

Когда дети знакомятся с «Неаполитанской песенкой», они узнают о том, что эта пьеса напоминает народный итальянский танец – «Тарантеллу» (от названия города Таранто на юге Италии).

Надо отметить, что на практике слушание музыки проводится довольно редко. Аргументом к этому служит недостаток времени, необходимость подготовки к праздникам. Но необходимо находить время и для этого вида музыкальной деятельности. С помощью слушания мы решаем важнейшую задачу музыкальной педагогики – воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. Человек, способный эмоционально реагировать на музыкальное произведение, будет и в общении с другими людьми проявлять отзывчивость, доброту, сопереживание.

На музыкальных занятиях дети знакомятся и с танцами народов мира, учатся исполнять эти танцы (например, «Берлинскую польку», итальянский танец «Тарантеллу», «Испанский танец», «Восточный танец»).

Дети знакомятся с культурой других стран, а это очень важно для воспитания толерантности. Когда мы знакомим детей с культурой других стран, других народов, мы формируем у них уважительное отношение к этой культуре, к людям разных народов, разных национальностей.

При этом важно, конечно, воспитывать и уважительное отношение, любовь к своей стране, изучать ее культуру. В настоящее время возрождается интерес к народным традициям, обычаям, праздникам. Приобщение детей к культурным традициям своего народа способствует их нравственному и интеллектуальному развитию.

В комплексно-тематическое планирование включена проектная деятельность, все тематические занятия и досуги. Проектная деятельность позволяет расширить представления детей о музыкальных инструментах народов мира, о национальных играх других народов, из музыки и песен, национальных костюмах. В подготовительной группе проведен проект «Музыкальные инструменты народов мира» и организован музей, где родители принимают участие в создании альбома и изготовлении музыкальных инструментов народов мира своими руками.

В досуге «Путешествие в страну Толерантность»,  посвященного Дню Толерантности, дети с большим желанием исполняют песни о дружбе, танцы, играют в национальные игры. Воспитанники подготовительных групп приняли участие в Театре танца и показали программу детям детского сада, ученикам начальной школы.

Для детей старшей группы проводится проект «Дружат дети всей земли» накануне праздника «День народного единства». Для детей подготовительной группы организуется мини - проект «Песни и танцы разных народов».

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста является актуальной задачей наших дней, ведь это качество необходимо для формирования целостной гуманной личности. Проводя на занятиях беседы о музыке той или иной страны, я использую соответствующий музыкальный материал, и постепенно дети начинают узнавать особенности мелодии, ритма, музыкальные инструменты, характерные для того или иного народа. В беседах о венгерской музыке мы использовали аудиозаписи народных деревенских оркестров и оркестровые произведения композитора классика И. Брамса.

Рассказывая детям о музыке Востока, познакомила их с национальной одеждой и характерными танцевальными движениями. Занятие о музыкальной культуре США сопровождалось просмотром видеозаписей с танцами североамериканских ковбоев и слушанием национальной музыки в стиле «кантри». Эти знания составляют содержательную основу становления этнической толерантности.

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности – Конституция Российской Федерации. В образовательной сфере зафиксировано, что педагог способствует развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого многообразия.

Постепенно расширяются представления о родной стране, продолжает формироваться интерес к малой Родине, к достопримечательностям родного города, культуре и традициям. Дошкольникам этого возраста уже доступно знакомство с флагом, гербом и гимном России. Для детей проходят тематические занятия «Наша Родина – Россия», дети поют песни о Родине, русские народные песни, играют в русские народные игры, смотрят видеоклипы «С чего начинается Родина», «Моя Россия». Материал детям доступен, понятен и интересен.

Пополняется и развивающая предметно-пространственная среда: альбомы «Дружат дети всей земли», «Толерантность в картинках», «День народного единства», «Музыкальные инструменты народов мира», «Национальные костюмы». Во всех возрастных группах записаны диски «Музыка разных народов», «Песни о дружбе», «Песни о Родине».

Педагогическое образование родителей по толерантности проходит в форме музыкальной гостиной «Воспитание толерантности средствами музыкальной деятельности», консультаций, мастер-класса «Музыкальный инструмент своими руками». Опыт работы представлен на районном методическом объединении музыкальных руководителей Кетовского района и на ins-portale.

Творческая атмосфера работы всего педагогического коллектива способствует развитию у детей взаимного уважения к традициям и обычаям разных народов, созданию дружелюбного общения между воспитанниками детского сада, толерантной личности.

Дополнительное образование в образовательном процессе


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.