Основные техники и материалы в обучении — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Основные техники и материалы в обучении

2020-06-02 231
Основные техники и материалы в обучении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕЗЬБЕ ПО ДЕРЕВУ

Косенко А.П.

группа 91ДИ-м

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Россия, Орёл

Руководитель: д.п.н., профессор Новиков С.Н.

 

 

Стремление к прекрасному человечество проявляло с древнейших времен. Человек способен превратить любой природный материал в удивительные произведения искусства. Люди всех стран мира стремились украсить окружающее их пространство – жилище, утварь, и пр.

История возникновения такого промысла, как резьба по дереву, берет свое начало в период появления деревянного зодчества, когда люди освоили первые приемы деревообработки. Дерево является самым распространенным и доступным материалом, а так же обладает рядом уникальных качеств: небольшой плотностью, водонепроницаемостью, низкой теплопроводностью, а так же богатой текстурой. Древесина легко поддается механической обработке. Благодаря всем этим свойствам, несколько веков назад именно дерево было основным материалом в быту – его использовали для жилых и хозяйственных построек, в качестве основного материала для изготовления посуды и мебели. В каждой стране резьба по дереву уникальна: она имеет свой стиль, приемы выполнения, напрямую зависящие от мастерства резчиков, а также связанные с мировоззрением общества.

Из всех техник резьбы по дереву наиболее древней является геометрическая резьба. Ее использовали не только в качестве украшения [3]. Вырезанные символы несли в себе определенную сакральную нагрузку, благодаря чему украшенные ими предметы использовались в качестве оберегов, а так же в качестве атрибутов разнообразных обрядов. Люди считали, что при помощи символики можно защититься от злых сил, привлечь в дом счастье и удачу.

Помимо геометрической резьбы, в качестве оберегов использовали фигурки-обереги. Чаще всего это были языческие боги, домовые, которые, по представлениям общества того периода, являлись защитниками благополучия семьи и домашнего очага.

С постепенным развитием общества сакральный смысл узоров деревянной резьбы постепенно исчезал, и резные символы превратились в украшение. Формировались новые приемы и инструменты, открывавшие перед мастерами другие возможности для творчества.

XVI век занимает особое место в истории резьбы по дереву, так как именно в этот период данный промысел стал народным. Мастера резных дел начали создавать мастерские, артели, выполняющие украшения жилища знатных, богатых людей. Впоследствии, начиная с XVII века, деревянная резьба из народного промысла превратилась в искусство – с ее помощью украшались дворцы, храмы [1].

В искусстве дерево имело универсальные функции: мастера выполняли разнообразные изделия не только из древесины, но также из бересты, ветвей и корней. Все предметы, выполняемые из дерева, всегда несли в себе яркий художественный образ. Вне зависимости от назначения изделия, все они украшались изысканной росписью или резьбой. В русском искусстве наибольшее развитие резьба по дереву получила в таких селах, как Кудрино, Абрамцево, Аргуново, Богородское. В каждом из поселений был сформирован собственный, уникальный стиль резьбы, напрямую зависящий от используемых пород древесины, инструментов, орнамента [4].

На протяжении длительного времени резьба по дереву развивалась и сохраняла свою популярность. В наше время резьба по дереву является востребованным направлением в декоративно-прикладном искусстве. В прошлом основными приемами и техниками владели в основном народные мастера, сейчас данному искусству обучаются в университетах студенты программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Владение основными приемами резьбы по дереву является одним из основных навыков, получаемых студентами в процессе изучения способов художественной деревообработки. Основной принципом в обучении резьбе по дереву в ходе образовательного процесса, является системность – сочетание теоретической части с постепенным освоением практических навыков. Необходимыми пунктами в изучении способов художественной деревообработки является знакомство с видами резьбы, основными используемыми материалами и областями их применения.

 В зависимости от способа обработки древесины выделяют следующие виды резьбы:

-рельефная резьба;

-скульптурная резьба;

-плоскостная резьба;

-пропильная резьба.

Главным различием между данными видами является способ расположения узоров по отношению к фону [6].

Наиболее сложным типом резьбы является рельефная техника. Для ее выполнения мастер должен обладать высокой точностью, аккуратностью и большим опытом в обработке древесины.

Рельефная резьба подразделяется на барельеф и горельеф. Основным отличием между ними является высота выступания изображаемых предметов по отношению к фону. В барельефе разница между высотой изображения и основой не превышает 7 мм. Горельеф обладает гораздо более выпуклыми формами, зачастую некоторые фигуры могут быть отделены от фона. Наибольшей красотой обладают изделия в технике рельефной резьбы, выполненные из твердых пород дерева.

При ознакомлении с основными видами резьбы по дереву, особого внимания заслуживает скульптурная резьба. Данный вариант обработки древесины направлен на создание круглой скульптуры - объемных изображений, полностью лишенных фона. Скульптурная резьба активно применяется в изготовлении бытовых предметов, игрушек, а так же для украшения интерьера.

Следующим видом резьбы по дереву является плоскостная резьба. От всех остальных типов ее отличает то, что узор наносится мастером на плоскую поверхность. Исходя из того, как узор соотносится к фону, различают плосковыемчатую и плоскорельефную резьбу. При выполнении плосковыемчатой резьбы рисунок словно утоплен в фон, и представляет собой сочетание выемок и углублений. Плоскорельефная резьба отличается от плосковыемчатой тем, что фон вокруг изображаемых фигур врезается приблизительно на глубину 6 мм вглубь. В итоге рисунок и фон располагаются на одной плоскости, объем же создается за счет углублений, формируемых по контуру узора. При этом все детали находятся приблизительно на одной высоте. Фигуры животных и людей, птицы, изображаются в основном при помощи плоскорельефной резьбы. Основное же применение данный вид резьбы нашел в декорировании объектов архитектуры, а так же в декоративно-прикладном искусстве.

Плоскостная резьба так же включает в себя плосковыемчатую геометрическую резьбу [2]. Данный вид является одним из наиболее древних, но вместе с тем, простым в исполнении. С давних времен геометрическая резьба используется для украшения мебели, посуды и разнообразных предметов быта. Для выполнения данного вида резьбы мастеру необходим только косой нож. В качестве узоров используются геометрические фигуры и их вариации – треугольник, ромб, круг и прочие. Именно геометрическую резьбу несколько веков назад наносили на изделия не только с целью декорировать поверхность, а для защиты жилища от злых сил. Каждая вырезанная фигура несла определенную смысловую нагрузку и была своеобразным оберегом.

Пропильная резьба является одной из техник резьбы, в которой мастер полностью удаляет фон с полотна. Иногда данный способ резьбы называют сквозной или прорезной резьбой. Данный термин наиболее точно описывает процесс обработки древесины. Сквозная резьба сочетает в себе геометрическую и рельефную техники. Наиболее древним и трудоемким приемом является ажурная сквозная резьба. Она требует от мастера особой точности и сосредоточенности. Для работы заготовку необходимо хорошо закрепить, нанести основной узор и просверлить отверстия для пилы. Затем мастер производит опиловку по контуру изображения, снятие стамеской фаски и зачистку основы наждачной бумагой. Изделия, выполненные в технике пропильной резьбы, выглядят невесомыми и воздушными. Работы некоторых мастеров зачастую бывают настолько изящными, словно настоящее кружево. 

Наиболее важным этапом в работе является правильный выбор породы дерева, так как от этого напрямую зависит качество изделия. В случае, когда мастеру необходимо сформировать идеальные контуры, в мельчайших подробностях проработать каждую деталь работы, необходимо выбрать березу, дуб или бук. Данные породы позволяют вырезать максимально четкое изображение даже в том случае, когда узор отличается особой тонкостью и изяществом [5].

Свойства основных пород древесины, используемых в резьбе по дереву, разнообразны: они отличаются друг от друга оттенком, плотностью, твердостью, пластичностью, склонностью к коррозии. Чаще всего для резьбы выбирают следующие породы дерева:

Сосна. Данный вид древесины легко обрабатывается резцами и столярным и инструментом. Из-за того, что сосна обладает повышенной смолистостью, ее часто используют для украшения домов. На Руси северные мастера вырезали из сосны игрушки, прялки, посуду и прочие бытовые предметы. 

Кедр. Данная порода дерева плотная по своей структуре и легкая, имеет красивый золотистый оттенок, легко режется в любом направлении волокон. Наиболее часто кедр используют в скульптурной резьбе. 

Ольху применяют в разнообразных техниках резьбы. Ольха обладает грязновато-розовым оттенком. Чаще всего применяется для изготовления посуды – ложек, тарелок, подносов и пр. 

Осина хорошо поддается обработке, обладает белым цветом, мягкостью, пластичностью. Хорошо взаимодействует с различными видами красителей.

Тополь – древесина пластичная, мягкая используется в разнообразных техниках резьбы.

Береза – древесина твердая, обладает желтовато-белым оттенком, однородной структурой. Применяется в художественной резьбе, а также используется в токарных работах.

Клен. Данная порода дерева обладает белым цветом, зачастую с красным или желтым оттенком, красивой фактурой. Мало поддается деформации, сложна в обработке из-за высокой твердости. Хорошо поддается полировке. 

Липа. Древесина обладает чисто белым цветом, повышенной мягкостью. Она широко применяется в художественных видах резьбы, в токарных и столярных работах.

 Любое художественное произведение берет свое начало от эскиза. Еще недавно проекты будущих изделий мастера отрисовывали и вычерчивали вручную. С развитием современных компьютерных технологий в распоряжении художников оказались разнообразные графические редакторы, такие, как CoralDraw, Photoshop, Illustrator. С их помощью создание эскизов упрощается – рисунок можно сделать максимально симметричным и точным. 

Резьба по дереву является одним из наиболее древних видов декоративно-прикладного искусства, и продолжает активно развиваться в наше время. Обучение студентов основным приемам и техникам резьбы по дереву позволяет сохранить и преумножить традиции данного вида искусства, открыть новые области применения художественной деревообработки. Современные мастера обогащают старинные техники резьбы по дереву новыми элементами, а развитие техники позволяет использовать в работе инновационные технологии, такие, как лазерная резка, создание эскизов в графических редакторах. Благодаря этому изделия с элементами резьбы по дереву становятся более доступными для широкого круга потребителей.

 

Список литературы:

1. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву / А. Ф. Афанасьев. - М.: Культура и традиции, 1999. - 408с.: ил.

2. Иванников Валерий Александрович: Керамика. Скульптура. Резьба по дереву. Корнепластика. - Орел: Труд, 2004. - 48с.: ил. - 35-00.

3. Коханик Н. А. История народных художественных промыслов России [Текст]: учеб.-метод.разработка для студ.худож.-граф.ф-та вузов / Н. А. Коханик. - Орел: ОГУ, 2005. - 25с.

4. МиловскийА. Народные промыслы. Встречи с самобытными мастерами.-М.: Мысль, 1994.-399с.: ил.

5. Федотов Г. Я. Дерево / Г. Я. Федотов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 191с.: ил. - (Академия мастерства).

6. Хворостов А. С. Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело [Текст]: учеб.-метод. пособие / Хворостов, Анатолий Семенович, Д. А. Хворостов. - М.: Владос, 2002. - 300с.: ил.

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОБЕЛЕНА

Кузнецова А.О.,

Настепанина Е.В.

группа 71ПГОиидо

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

Россия, Орел

Руководитель: д.п.н., профессор Черникова С.М.

 

Искусство гобелена – одно их самых древних форм декоративно прикладного искусства. Каждый раз гобелен претерпевал изменения в технологии, в трактовке сюжетов, образов, композиции и в самом своем первородном значении. Каждая страна и эпоха переиначивала гобелен на свой лад, перестраивала по своему образу и подобию. Менялись названия, материалы, колорит, переиначивались мастера, возрастала и ниспадала потребность в использовании. Но их всех объединяют истоки и концептуальная похожесть. Современные текстильные изделия несут в себе память, традиции и знания, накопленные человечеством тысячелетиями.

Слово «гобелен» определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина»[7]. Но данное название возникло лишь в XVII веке во Франции, благодаря братьям Гобеленовым, которые открыли королевскую мануфактуру, пользовавшуюся огромным спросом. Вплоть до XVII века их называли «шпалерами», но сейчас любое тканое произведение именуется «гобелен».

Искусство ткачества является одним из наиболее ранних форм декоративно-прикладного искусства. Точно определить его появление невозможно, но своими корнями оно уходит в Древний Египет. Сами материалы использовали достаточно разные по своей фактуре, к примеру,полоски меха и лубяные волокна, иногда применялся даже человеческий волос.

Именно когда на смену коротким нитям пришло длинное плетение и зародилось ткачество. Одним из первых найденных произведений может считаться пелена, которая была найдена в захоронении Тутмоса IV датируемым 1400г до н.э. Это льняная пелена с разнообразными изображениями лотосов и скарабеев. Так же параллельно популяризации христианства в Египте, преобразовывается и ткачество, где рисунок уже носит сакральный смысл. В основном это были панно для богослужений, некоторое подобие икон, которые в силу своих характеристик были легко переносимы. Позже мастера ткачества начали излагать свое мастерство на настенных панно для домашних интерьеров, плели также некоторые орнаментальные композиции, как элемент костюма.

В ткачестве орнамент приобретает уже не столь религиозное значение, сколько бытовое. После завоевания Египта арабами сюжеты становятся наиболее подобны мусульманской культуре.

Более ранние модели были обнаружены в Америке примерно в 2500 году до н.э. Интересны они тем, что древне перуанские ткани, в отличие от древне египетских и древне европейских, были гораздо выше по качеству профессионального выполнения. Так на один дюйм количество нитей основы было гораздо больше, нежели во всех остальных. Но не только это отличает искусство ткачества Перу. Мастера того времени изображали не только мирские и религиозные панно, но и передавали бытность, через свое мироощущение, порой которое перетекало в довольно необычную абстрактность. Временами можно было встретить панно, где абстрактное восприятие достигло своего апогея настолько, что понять сюжет картины или орнамента было невыполнимой задачей. Так же отличительной чертой полотен был их колорит. Цветовое представление мастеров Перу заканчивалось на трех пигментах – индиго, оттенки красного и оранжевого.

В азиатских странах полотна имели свою особенность. Плели из шелка, что составляло неимоверно тяжелую работу. Первые шелка, напоминавшие видом гобелен, называли кэсы. Интересно то, что для нитей основы также использовали шелк, поэтому частота нитей превосходила многие европейские полотна.

В западной Европе искусство плетения пришло с ближнего Востока, а первая шпалера датируется XI веком. Далее некий вид гобелена получил частичное распространение у немецких мастеров. И только к XIV веку шпалера приобрела всеобщее распространение в Европе. Чаще всего ткаными полотнами украшались интерьеры домов, монастырей. Использовались они не только для эстетического выражения, но и исполняло более бытовые функции, такие как защита дома от ветров и холода, согрев помещений. Сюжетные картины для европейских панно имели более религиозную окраску. Так как распределения труда в то время не было, сам мастер сочинял сюжет и воплощал его на ткани. Позже наполненностью действий и рассказов на полотне стали заниматься профессиональные художники. Так же оно стало более походить на настенные росписи и фрески, декоративность которых могла достигать некой иллюзорности изображения. Цветовые сочетания для средневекового искусства было традиционным. В основном использовались синий, красный и зеленый. Встречались также некоторые особенности полотен, к примеру, декорирование оных надписями, в основном религиозной направленности, также встречались отрывки молитв, которые были вплетены в сюжетные действия.

С XIV века шпалерное ткачество становится неотъемлемой частью художественного ремесла Европы. Именно с этого периода каждый крупнейший центр начинает специализироваться на единоличной технике плетения, передавая свои сюжетные линии, колористические особенности и представления. В основном картон разрабатывается художниками на заказ и, конечно же, в натуральную величину ковра. Сам картон имел несколько вариаций: картон, выполненный по образу книжной миниатюры; рисунок; картина; по образам произведений монументальной живописи; оригинальный картон, который был придуман и исполнен самим художником. Благодаря Рафаэлю и его эскизов «Деяния Апостолов» шпалера начала рассматриваться как художественное произведение.

Начиная с конца XIV- начала XV веков самым массовым «распространителем» производства шпалер становится Париж. Название меняется и именуют их уже Мальфлеры, что в переводе с французского «тысяча цветов». Название не является случайным, так как на индиго-зеленом или красном фоне располагалась россыпь цветов и ягод. Происходит расширение сюжетной составляющей. Изображаются уже не только библейские и бытовые сцены, но и сцены из средневековой литературы и фольклора. Производство мильфлеры стало настолько распространено, что исполняли его не только мелкие ремесленники, но и крупные мануфактуры. Но из-за разнородности изготовления уровень и качество полотна было также различено. Нужно отметь, что при всей разно плановости производства сами французские шпалеры по технологической составляющей достигли высокой планки, где на сравнительно не большой плотности рисунка, ковер поражает деталями и скрупулёзной проработанностью. Также улучшилось не только технологическая составляющая, но и передача колористических решений стала намного разнообразней. Появляются нежные переходы и тоновые нюансы. Особенно интересен фон по своему изображению, выполнен он как кружевной ажур. В период готики ковры имели несколько иносказательную наполненность. Присутствовала некая символика, иной раз образы прочитывались совсем иначе, и через бытность можно было рассказать целую романтическую баталию. Каждый отдельный предмет мог иметь смысловую наполненность, тем самым картина читалась через образы.

После французских мастеров первенство стало у мастеров Фландрии. От города Аррас шпалеры начинают знаменоваться аррасами. Хоть принципы ткачества, колористической оснащенности и передачи сюжета были достаточно схожи, но выделялись также и особенности. Это были декоративные, построенные на контрастах, яркие шпалеры, в которых присутствовали золотые и серебряные нити.

С конца 15 начало 16 века крупный центр по производству шпалер развился во фламандском городе Ауденарде.

Новым витков в обновлении и расширении искусства ткачества можно считать вердюры – ковры, которые полностью посвящены пейзажу. Здесь начинает наиболее полно раскрываться данное направление, так как в переводе слово «вердюр» означает «зелень, растительность».

Так же нововведения были и в самой форме ковров. Теперь кроме квадратных и прямоугольных появляются полотна, вытянутые по горизонтали и вертикали. Также меняется и сюжет. Подстать времени в сюжет наряду с реальными животными органично вливаются фантастические твари, растения также изменяют свой вид, приобретая большую разнообразность, появляется плановость изображения, цветовая гамма расширяется, и само мастерство ткачей становится виртуозным.

Ценность таких шпалер возрастает и они встают на уровень художественных произведений. Искусство вердюр получает свое распространение и во Франции. На ряду с ними получает свое развитие и новый вид орнамента – гротескный, что означает «причудливый». Героями гротескного орнамента стали мифические существа, такие как: амуры, сатиры, полулюди-полузмеи. Сюжеты шпалер передавали праздники, веселье и театральные действия.

С XVII-XVIII века в европейскую моду входит искусство Востока, что выливается в заимствовании на европейский лад китайскому стилю. Данное направление назвали «шинуазри»(по французски Китай). Что дало новый виток в сюжетных линиях ковра и материальной составляющей, которая стала включать шелк.

Так же популярными становятся брюссельскиеВандтапейты. Их ковры были гладкими, отличались особой стилизацией лиц, узким бордюром, который как бы заключал всю композицию в рамку.

В это время происходят изменения в технологии изготовления шпалер: исчезает однородный, одноцветный фон; колорит теперь абсолютно не ограничен, ткач использует около 30 тонов; композиции теперь представляют собой сложные многофигурные пропорциональные структуры; в полной мере отображается перспектива; возрастает роль декорирования; увеличивается плотность переплетения, что дает возможность изображать более мелкие детали рисунка; также сюжетная линия могла быть не одна, она стала переплетаться и перерастать в совершенно другое композиционное понимание.

Нашел свое распространение гобелен и в Англии, где мастера назывались тепистри. Здесь среди иных тем были распространены портреты короля, библейские сюжеты и сюжеты античной мифологии.Расцвет английских шпалер пришелся на переход стиля Возрождения к стилю барокко. В конце 1601 г. В Париже организовывается самая известная в истории шпалер мастерская Гобеленов. Организовал ее фламандец Франсуа де лаПланш, который купил красильню семьи Гобеленов.

Спустя 60 лет под ее началом объединились все шпалерные мастерские Парижа и стали именоваться Мануфактурой королевской меблировки.

С начала XIX века отношение к гобеленам претерпело изменения, теперь к ним не относились как к произведениям высокого искусства. В основном в них заключалось копирование живописи современников. Чувствуется спад искусство ткачества не только во Франции, но и по всей Европе.

В России шпалерное дело пришло намного позже. Распространение оно получило лишь в XVIII веке. Материалы и красители привозились из-за границы. Так же приезжали и мастера для обучения ткацкому делу. Открываются школы рисования при мануфактуре. Шпалерное искусство вновь возрождается при правлении Екатерины II. Кроме царских заказов поступают также и частные. К XIXвеку мануфактура переживает свой расцвет, теперь производят не только шпалеры, но и обивку для мебели и обои. Русские мастера как и западноевропейские следили за изменениями в модных тенденциях, и на смену барокко приходит рококо. В этот период на мануфактуре трудятся уже сложившиеся художники шпалерного производства. Это Григорий Ежиков, Сергей Климов, Авраам Артемьев, Захар Максимов и Клим Крылов. Кроме пейзажных и исторических тем, мастера брались и за более высокопрофессиональные изделия – портреты, и в основном это портреты высокопоставленных лиц. К началуXIX века в мануфактуру проникает классицизм, а затем и ампир, где воспроизводятся античные мифологические сюжеты. В XX веке искусство ткачества вновь расцветает. Благодаря художнику Жану Люрса, который упростил и заменил подход к созданию картона, теперь эскиз не решался в цвете, а лишь обозначались номером цвета, гобелен стал вновь востребованным, так как при упрощении технологии время производства сократилось, упала и цена, а значит, появились и заказчики.К 60 годам 20 столетья интерес к гобеленам вырос на столько, что заниматься ткачествам начали сами художники, поэтому гобелен стал трансформироваться из плоского ковра, к рельефным, а иногда и скульптурным формам.В настоящее время существует большое количество мастерских и художников, работающих в этой технике. Российская же школа гобелена продолжает работать в технике гладкого гобелена, где средством выражения больше является сюжет, нежели материал.

История шпалерного искусства претерпела ряд заметных изменений, были как подъёмы и спады, периоды расцвета и упадка, менялись страны, названия, технологии и символика самого гобелена. Но теперь гобелен, это не просто сюжетная композиция, это эксперимент, попытка слияния материала, фактуры и пластики, которые вплетаясь в ткань,даруют новые витки в современном искусстве.

 

Список литературы

1. Дворкина. И.А. Гобелен за десять вечеров. М.: Культура и
традиции, 1998г.

2. Дубровин.Ф. Гобелен на стене.«Идеи вашего дома» №4 1999г.

3. Джини.Р. Ключи к успеху художника. О качестве гобеленов ручной работы. Режим доступа http://www.artsale.euro.ru/quality_ru.htm

4. Ефремичева Н.В. Методическое пособие. Технология изготовления
гобелена. Орел 2004г.ОГУ.

5. Есипова.Г. Дама с единорогом. Гобелен на стене. Режим доступа
http://www.g-play.ru/gobelin/history.htm

6. Ковешникова Е.Н. Основы искусства гобелена.- М.: Учебное
пособие 1993г.

7. https://ochendaje.livejournal.com/184227.html

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.