Традиции керамического искусства в исламском Иране — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Традиции керамического искусства в исламском Иране

2020-06-02 186
Традиции керамического искусства в исламском Иране 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аверичева Л. В.

группа 91ПГОхо-м

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

Россия, Орел

Руководитель: д.п.н., профессор Черникова С.М.

Керамика в быту существует во всех культурах, в той или иной форме. В одних народностях керамические изделия, остаются утилитарными изделиями, а в других они воплощаются в произведение искусства. Именно такое искусство, занимает керамика на Востоке, а в таких странах как Иран, оно занимает особое место, так как там оно имело широкое распространение и стало составляющим различных традиций, мифов и ритуалов.

Иран был завоеван арабами в VII веке, но в силу своей древности и исторических особенностей культурного развития, не смог принять ислам в той форме, в которой его преподнесли племена арабов. Поэтому и имело место в отступлении ряда ценностей, что впоследствии привело к принятию шиизма в 1499 году.

В Иране искусство, как и много другое, всегда отражало эстетические взгляды своего времени, при этом создавая особую художественную систему, для отражения действительности. Задается вопрос, каковы были художественные взгляды, лежащие в основе мусульманского изобразительного искусства?

В Коране нет прямых высказываний на счет изобразительного искусства. Отношение к изображению живых существ, было неодобряемо, о чем говорится в известном хадисе что тот, кто будет изображать живых существ, то в день Страшного суда от него потребуют, чтобы он вдохнул душу в изображаемое, но он не сможет этого сделать. Ислам категорически запрещает изображение божества. Любое воссоздание образа Бога для мусульманина есть идолопоклонничество, обман. В Коране упоминается о «Лике» Бога, что вызывает определенный десонанс у богословов, в котором стоит глубокий философский смысл, не понятный простому человеку. Это раскрывает многоступенчатость и сокрытость смыслов, в простых формах и предметах культурного мира и быта мусульманина.

Всякий элемент мусульманской жизни имеет религиозный смысл и всегда сопоставляется с принципами религии. Долгое время не будет разделения на светское и духовное. Поэтому художественное творчество определяется религиозными мироощущениями. Художественное оформление, в символах и отражениях сокрытых истин, существования единственного Бога, кроме которого нет никакого другого божества. И для этих целей прекрасно подходил орнамент, он и станет способом, который выражал исламское мироощущение, ставшим одной из главных сфер развития мусульманского искусства. В бесконечных повторениях, которые присутствуют в орнаменте, отражаются философские понятия и представления мусульман о Божественном. Это некий рассказ декоративными элементами, абстрактным орнаментом об абстрактном. Так в Исламе принято повторение 99 имен Аллаха, что является благочестивым делом, это основа молитвы и покорности. Так и в искусстве, повторении это постижение истины и выражения своей преданности Богу, что и нашло отражение в искусстве и творчестве. 

Признаком мусульманского искусства, надпись в каллиграфическом орнаменте, становится элементом художественного оформления. В арабском шрифте допускаются разнообразные формы написания букв, что открывало каллиграфистам большое поле для творчества. Функция надписей, часто декоративная, то что радует глаз созидающего, то что затягивает в бесконечный поток ритмических, втянутых и изогнутых линий, купающихся в различных мелких узорах в бесконечной пляске форм (типичная черта всех исламских орнаментов). Керамика с надписями вешались на стены, чтобы взгляд падал на нее. Искусно выполненные надписи становятся единственным украшением многих иранских чаш и блюд. Они чаще всего сделаны почерком куфи (позднее – цветущеекуфи). На керамических предметах надписи, как правило, сделаны черным или коричнево-красным по белому фону, что придает удивительную лаконичность этим изделиям. Надписи могли быть и объемными.

По развитию каллиграфического орнамента на керамике, можно проследить все стадии генезиса и принципов ислама в искусстве Ирана. Все предметы быта в оформлении были скупы, строгие надписи. Это контрастирует с домусульманскими богато украшенными предметами декора. Вскоре стиль меняется, и куфическая надпись преображается в цветущий куфи, у букв вырастают завитки и цветочки. Растительным орнамент становится неразделим с каллиграфическим – неясно где начинается буквы, а где заканчивается лепесток розы, хоть и стилизованный.

На протяжении всего времени надписи являются неотъемлемой частью декорирования керамических изделий. Иногда такая особенность доходит до абсурда, когда создаются псевдонадписи, узор которых напоминается элементы букв, но не читается. Содержание каллиграфического орнамента, становится проповедью единобожия. Такие примеры легко проследить на бытовых изделиях - тарелках, чашах (их поверхность украшалась надписями с благами пожеланиями).

Другим видом мусульманского орнамента была арабеска, растительный орнамент. Ее художественная красота тоже полна символов. Это отражение разнообразия окружающего мира, прославление и любование миром, созданным Аллахом для человека. Коран многократно упоминает растительный мир и животных как великое свидетельство благорас- положения Аллаха к людям. Изображение красоты и умиротворенности переплетающихся цветов и трав, птиц вызывает в памяти коранические картинки райских садов. Они наилучшим образом представлены на предметах, выполненных в технике люстра и минаи. У арабески имеется и другая особенность, отражающая религиозные идеи. Она создает бесконечное движение, полное повторений и передавая идею беспрерывности, бесконечности и составляет главный аспект представления о создателе.

Такой художественный намек о божественной сути является характерной чертой всех типов мусульманского орнамента. Поэтому для мусульманского искусства становится обязательным заполнение всякого пустого пространства.

Мусульманские мастера избегают создание рельефов, скульптурных изображений на плоскости (некогда бывшие популярные в Иране). Они не признавали «трехмерного» изображения фигур. В шиитском Иране искусство не чуждалось изображений птиц, зверей и других живых существ (из-за влияния суфийских идей). Традиция изготовления сосудов в виде животных относится еще к временам неолита, но во время ислама все становится стилизованным с бесконечным покрытием орнаментов священных текстов. Сосуды в виде птиц, которые выполняются в сложнейших техниках сквозного прорезного орнамента по всему формату изделия, привлекают внимание зрителя не к форме, а к декору предмета. Это показывает, что традиции не были перечеркнуты исламом, были переплетены с ним.

На протяжении многих лет, на искусство Ирана влияло китайское художественные вкусы. Были отдельные периоды, керамической китайской моды. Среди традиционного исламского узора проскальзывает изображение летящей птицы, выполненное в китайской манере.

В связи строгим запретов суннизма на изображение живых существ, связанный с преклонение перед божественным тайной, спрятанным в каждом творении, не смог найти подтверждения в Иране. В нем появляются иные, чем в других исламских цивилизациях, взгляды на искусство. И данное творчество становится как одна из форм познания человеком, окружающего его мира.

Искусство Ирана во времена ислама разительно отличается от других мусульманских стран, того времени, но при этом содержит в себе все особенности развития исламского творчества. Оно восхваляет проповедь прекрасного и единобожия, продолжает рассказ о всеобъемлемости посредством принятых моделей. Вся особенность развития исламского искусства легко прослеживается на самом бытовом уровне - искусстве керамики, так сильно развитом на Востоке в силу традиционных и климатических особенностей. Керамическое искусство исламского Ирана прошла интересную эволюцию, за четыреста лет ее истории. И по этой истории можно наблюдать не только развитие технологических приемов и знаний, но и эволюцию художественно – философских взглядов.

 

Список литературы:

1. Веймарн Б. В. К вопросу об эстетических основах изобразительного искусства средневекового Ирана / Б.В. Веймарн // Искусство Востока и Античности: сборник статей. – М.: Наука, 1977. – 166 с.

2. Пещерева Е.М. Гончарное производство Средней Азии. – М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. – С. 119.

3. Буркхард Т. Сакральное искусство Востока и Запада. – М.: Алетейа, 1999. – С. 26.

4. Allan J. Islamic Ceramic. – Oxford: Ashmolean Museum, 1991. – P. 39.

5. Пиотровский М. Б. О мусульманском искусстве / М.Б. Пиотровский. – СПб.: Государственный Эрмитаж, 2001. – 148 с.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.