Художественная роспись по дереву — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Художественная роспись по дереву

2020-06-02 279
Художественная роспись по дереву 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Волченкова В.Н.

группа 91ПГОхо-м

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

Россия, Орел

Руководитель: д.п.н., профессор Новиков С.Н.

В современном обществе большое внимание уделяется художественному образованию и эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Это происходит в связи с тем, что нынешняя система образования ориентируется на формирование нравственных качеств, мировоззрение и становление всестороннее развитой личности.

Художественное образование и воспитание эстетических качеств молодого поколения связано с рядом задач, направленных на получение учащимися знаний, умений и навыков, которые способствуют самосовершенствованию личности.

Развитие творческих способностей – одна из основных проблем в педагогической науке. Декоративно-прикладное искусство занимает особое место в системе художественного образования и помогает решать эту проблему путем изучения исторических и культурных аспектов своей нации.

Приобщение учащихся к различным методикам, техникам и ремеслам в декоративно-прикладном искусстве ведет к развитию пространственного, образного и творческого мышления детей.

Одним из популярных и древнейших видов декоративно-прикладного искусства считается художественная роспись. Это искусство декорирования какой-либо поверхности красками. Художественная роспись на протяжении многих столетий служила частью обыденной жизни народа.

Конкретно роспись по дереву уходит своей историей в давние времена, когда человек научился изготавливать посуду и другие предметы быта из дерева. Стали применять роспись для украшения и богатого убранства. Для росписи использовали различное сырье в качестве красок, например, уголь, мел или же глину. Поэтому росписи регионов уникальны и разнообразны.

Условно роспись по дереву делится на традиционную и авторскую. Традиционная роспись была присуще деревням, в городах же мастера создавали авторские росписи, они были более изящны и профессионально выполнены.

В росписи по дереву выделяют два главных направления – графическое и кистевое. Первой появилась графическая роспись. Основой этой росписи служит графический линейный рисунок. Такая роспись выполнялась палочкой или пером. Тонкой линией наносилось цветочное или травяное изображение, а затем рисунок заполнялся красками. Этой росписью идеально владели мастера Северной Двины. Основой служил светлый фон, на котором красными, зелеными и желтыми красками они рисовали композиции. Отличительной чертой служил черный контур рисунка.

Второе направление – это кистевая свободная роспись. Живописные мазки и цветовые пятна - отличительные черты данной росписи. В этом стиле мастера начинают работу над рисунком сразу кистью, передавая цветом формы растительных изображений, черты животных и фигуры людей.

Такая свободная роспись давала возможность создавать новые сюжеты, приучала видеть красоту непринужденных мазков краски, которые позволяли писать без контурного рисунка.

Каждый творец отдавал предпочтение своим любимым цветам и их сочетаниям, поэтому авторские росписи были очень различны. Но при всем этом, они не забывали в своих изделиях использовать приемы грамотного колорита. Мастера искусно умели достигать равновесия красочных пятен, единство колорита и завершенности росписи.

За всю историю народных художественных промыслов, мастерам удалось создать неповторимую живописную систему, нашли оригинальные образы и выработали богатейший арсенал приемов живописных приемов, сюжетов и элементов орнамента.

Одним из самых известных видов росписи по дереву является – хохломская роспись. Этот старинный русский народный промысел, который родился в XVII веке в Новгородской области. Хохломская роспись используется для декорирования деревянной посуды и предметов быта. Хохломе характерны красный, зеленый, золотистый и черный цвета. Процесс создания хохломских изделий сохраняет основные принципы XVII-XVIII веков. Первый этап – это вытачивание на станке белой деревянной посуды – «белья». После первого этапа следует этап грунтования, то есть покрытие жидким раствором глины, затем идет лужение серебром, оловом, а в наше время используют алюминий. После этого изделие становится гладким, блестящим и его можно расписывать. Готовая роспись закрепляется в печи, а затем лакируется и подвергается горячей сушке. Полученные изделия блестят, получаются очень прочными и легкими.

Существует еще немало видов других росписей, которые применяются для росписи дерева. Некоторые из них особенно интересны, например, мезенская роспись. Эта роспись используется для украшения домашней деревянной утвари. В ней преобладают всего два цвета – красный и черный. Лаконичная, но в то же время своеобразная на элементы и узоры роспись.

Следующая роспись – это Полхов - Майданская роспись. Почти в каждой семье большого села Полховский Майдан изготавливают деревянные расписные игрушки. Основные мотивы данной росписи – это цветы и сюжетные изображения пейзажей с речками, церквями, мельницами и красными зорями на небе.

Еще одна роспись, которая украшала предметы домашнего обихода – это Шекснинская роспись золоченка. В ней сочетаются красные, золотые и черные цвета, характерные для древнерусской иконописи. В этой росписи чаще всего изображают растения, плоды, цветы и листья причудливых форм, а также птиц, которые могут переходить в растительный орнамент.

Так же интересна и Борецкая роспись по дереву. Красный, оранжевый, желтый, коричневый, зеленый – это цвета характерные этой росписи. Орнамент борецкой росписи состоит из различных кружков, треугольников, ромбов и капелек, которые имеют черную обводку. Эта художественная роспись имеет свой символ – Древо жизни. Цветы, птицы, ягоды, чаепития, гуляния и другие жанровые сценки служат мотивами композиций в борецкой росписи.

Городец – яркая и лаконичная роспись, которая раньше украшала прялки, двери, ставни и мебель. Свободным мазком в этой росписи изображают жанровые сцены, коней, птиц и цветы - их писали размашисто и декоративно. Так же в городецкой росписи мастера изображали быт крестьян, купцов и их пышные наряды. В городецкой росписи использовали не только декоративные, но и реалистические сюжеты и образы. Рисунок имеет черную и белую обводку

Одной из специфических особенностей городецкой росписи является прозрачный фон рисунка, это делается для того, чтобы показать текстуру дерева.

Роспись выполняется кистью без предварительного изображения. Она очень разнообразна – широкий мазок может переходить в тончайшую линию.

Заготовка, на которой был рисунок проходила сложный этап подготовки, который состоял из грунтования поверхности мелом и промазыванием клеем. И только после этого мастер переходил к росписи.

Интересным был способ росписи изделия - прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» - тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В произведениях городецких мастеров «оживки» наносились на однотонные силуэты, это придавало им некую объемность.

Техники росписи разнообразны. Они могут быть как народными, которые используются веками (о таких росписях речь шла выше), так и авторскими. Тренируясь, копируя известные техники, можно придумать свою индивидуальную роспись и выработать свой личный стиль её нанесения.

Изучая художественную роспись по дереву, дети развивают в себе ряд творческих способностей. Они учатся высказывать и воплощать свои идеи в реальность, учатся оригинальности и законченности в творческом процессе. Дети формируют своё мышление и представление о различных предметах, учатся аккуратности и усидчивости. Учатся видеть прекрасное в простых вещах и воспитывают в себе чувство патриотизма, исследуя росписи разных народов.

Декоративно-прикладное и народное творчество стало неотъемлемой частью художественного образования. В современном мире роспись считается одним из популярных и актуальных направлений.

Произведения декоративно-прикладного искусства несут в себе художественный опыт, историческую память и отражают традиции разных народов.

Жостовские подносы, расписные шкатулки и другие предметы быта вносят в нашу обыденную жизнь красоту. Гжельская керамика, городецкие блюдца, посуда, выполненная под хохломскую роспись, помогают сохранить историческую связь времен и осознать, что художественная роспись – это уникальный вид декоративно-прикладного искусства.

 

Список литературы

1. Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 176 с.

2. Емильянова Т.И. Сложение стилистических особенностей Городецкой росписи на прялках/ Т.И. Емильянова.- М: Наука,1976.-115 с.

3. Жегалова С.К. Русская народная живопись/ С.К. Жегалова.- М: Полиграф,1984.-180 с.

4. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. / А.Е. Коновалов.- Горький:МИР, 1988.- 120с.

5. Марина Т.А. Городецкая живопись / Т.А. Марина.- М: Звезда,1970.-105с.

6. Марина Т.А. Городецкая живопись // Звезда.М.1970.С.30-56

7. Марина Т.А. Городецкая живопись // Звезда.М.1970.С.56-58

8. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учеб.пособие для студ. выс. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 304 с., 16 с. ил: ил.

9. Статья об истории Городца с офицального сайта города. [Электронный ресурс].

10. Толстухина Н.В. Художественная роспись по дереву. Городец / Н.В. Толстухина. -М: Экспресс, 2008. - 140с.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ «ОРЛОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА»)

Замарашкина О.Ю.

группа 91ПГОхо-м

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

Россия, Орел

Руководитель: к.п.н., доцент Косенко Н.А.

В свете последних изменений, происходящих в государственной политике Российской Федерации в сфере образования, изменения содержания самого образования, меняется подход к целям и задачам, освоению компетенций обучающимися по программам подготовки специалистов среднего звена в области культуры и искусства, а индивидуальное развитие творческой личности в рамках освоения профессиональных компетенций основная задача современной образовательной организации в сфере культуры и искусства.

Рассмотрев само понятие «индивидуальность», мы делаем вывод, что это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей своеобразием психики и личности индивида, ее неповторимостью. Понятие индивидуальности может проявляться в чертах темперамента, характера, в особенности и специфики интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.

Для достижения поставленных целей в работе с одаренными обучающимися на примере организаций среднего профессионального образования в области культуры и искусства используется индивидуализация. Под индивидуализацией в художественном образовании понимается создание системы многоуровневой подготовки обучающихся, учитывающей индивидуальные особенности и позволяющей избежать однообразного подхода и предоставляющей каждому возможность максимально раскрыть потенциалы и свои творческие способности. В Орловской области создана уникальная многоуровневая система подготовки специалистов творческих профессий, состоящей из системы дополнительного образования (художественная школа), среднего профессионального образования (художественное училище), высшего образования (художественно-графический факультет университета. Созданная система позволяет на раннем этапе выявлять одаренных детей, осуществлять их сопровождение и творческий рост, формировать личность способную конкурировать на рынке труда.

Тесная взаимосвязь трех ступеней творческого художественного образования позволяет создавать индивидуальную конструкцию учебных блоков, дополняющих друг друга, не повторяющихся, направленных на повышение творческих и технических возможностей индивида.

 В данном случае формой творческой образовательной индивидуализации является индивидуальная образовательная траектория или индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого обучающего в системе среднего профессионального образования в области культуры и искусства, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

 Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности обучающегося. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных творческих развивающих образовательных предметов (элективных курсов), свободной творческой работы, внеурочной творческой индивидуальной деятельности, выстроенная параллельно с блоком обязательных образовательных творческих предметов, в которой освоение учебной информации обучающихся проходит в тесном контакте с педагогами.

Выделяются три основных аспекта индивидуальной образовательной траектории:

1) индивидуальная – не означает индивидуальные занятия с преподавателем, а является поиском такой формы подачи материала и взаимодействия с обучающимся, которые будут раскрывать его индивидуальные особенности и способствовать развитию личных творческих способностей и становлением собственной творческой индивидуальности.

2) образовательная – способность к формированию творческих знаний, умений, а также самоидентификации индивидуума в окружающем мире.

3) траектория – след от движения, накопление различного учебного, творческого, социального и образовательного опыта.

При формировании индивидуальной образовательной траектории необходимо использовать основные элементы создания траектории:

Во-первых – творческие ориентиры, которые должны определить предполагаемый конечный результат творческой деятельности обучающихся и преподавателей, а также четкую формулировку конечной целей.

Во-вторых – индивидуальная программа – творческое ядро индивидуальной образовательной деятельности, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов.

В-третьих – создание творческой образовательной среды, искусственно или естественно созданное социокультурное творческое поле вокруг обучающегося, включающее различные виды средств и содержания образования в области культуры и искусства, способное обеспечивать его продуктивную деятельность.

В-четвертых - творческий импульс, процесс запуска механизма творческой «самомотивации», связанной с осмыслением собственной деятельности, самопознанием, ценностными творческими ориентирами и самоуправлением.

 В-пятых - рефлексивное осмысление, как основа становления собственной творческой истории как суммы внутренних достижений, необходимых для непрерывного творческого роста.

В-шестых – творческое портфолио, как сумма творческих достижений обучающихся, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных творческих потенциалов и способностей.

Существует несколько вариантов индивидуального продвижения обучающихся, такие как: освоение обязательных дисциплин учебного блока, занятия по выбору (студии, курсы), самостоятельная работа, блок проектной деятельности, дополнительное образование, активное участие обучающихся во внеурочной деятельности.

Проанализировав имеющие варианты, преподаватель совместно с обучающимся создают индивидуальную учебную программу на семестр обучения, которая включает в себя цель обучения, обязательный компонент (дисциплины учебного плана), дополнительные задания по выбору обучающегося, дополнительную самостоятельную творческую художественную деятельность, индивидуальные проекты, авторскую исследовательскую деятельность, вхождение в творческие объединения, мотивированное участие в системе дополнительного образования с целью саморазвития., и формы и критерии оценивания итогового продукта индивидуальной образовательной траектории.

Основными элементами индивидуальной образовательной деятельности обучающихся по творческим специальностям, являются: определение смысла своей творческой деятельности, постановка собственных творческих целей, самостоятельное, совместно с преподавателем, формирование плана творческой деятельности, реализация плана, оценка собственной деятельности (рефлексия), мобильная корректировка целей и соответственно маршрута движения

Обучающимся необходимо оформление замысла собственной образовательной программы обучающегося. Для этого необходимо сформировать и ответить на следующие вопросы: какая цель моего образования; какова цель образования на данном этапе; что я выбираю, потому что интересно; что я делаю, потому что это необходимо сделать; с какими проблемами сталкиваюсь, достигая цели; какие способы и формы обучения использую, решая проблемы.

Исходя из вышеперечисленного, при формировании и реализации индивидуальных творческих образовательных траекторий меняется роль педагогов, и самой актуальной на сегодня деятельностью является деятельность тьютора - педагога, осуществляющего общее руководство самостоятельной внеаудиторной творческой работой обучающихся.

 Технология тьюторского сопровождения предполагает совместную деятельность сопровождающего (тьютора) и сопровождаемого по поводу разрешения проблемы художественной практики и включает следующие основные этапы: помощь в выявлении творческой проблемы и понимание ее; поиск путей решения данной проблемы; помощь в разработке плана решения проблемы; оказание помощи в ходе реализации плана.

Таким образом, разнообразие современных технологий и моделей сопровождения одаренных детей базируется на адресности обучения, необходимой для создания условий подготовки развитой, активной, конкурентоспособной личности в своей специфической профессиональной деятельности. А отношения обучающихся и преподавателей опираются на организационно-педагогические, технологические и социально-педагогические факторы, всей системы педагогического сопровождения, служат основой целостности моделей, стабилизируя взаимодействия внутри различных компонентов социокультурного пространства.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.