Изменения повседневной жизни и быта — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Изменения повседневной жизни и быта

2020-05-08 325
Изменения повседневной жизни и быта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данный материал не является обязательным для изучения, однако представляется, что ученикам было бы интересно узнать о том, как изменились повседневная жизнь и быт людей в связи с научными открытиями и изобретениями конца XIX — начала ХХ в.

Материал для рассказа учителя

Появление лифтов. Строительство высотных жилых и административных зданий поставило ряд сложнейших проблем, требовавших скорейшего и эффективного технического решения.

Помимо гидравлических лифтов, получивших известное распространение в предшествующий период, в последние десятилетия XIX в. стали использоваться паровые и электрические лифты. В административных зданиях наряду с обычной конструкцией лифтов стали устраивать непрерывно движущиеся лифты со скоростью около 30 см в секунду. Каждая платформа таких лифтов опускалась и поднималась при помощи цепей, дверей в лифтах не было, что позволяло свободно входить на платформу и сходить с неё.

В конце XIX в. в США для перемещения посетителей административных, общественных зданий и магазинов были созданы наклонные лифты, получившие впоследствии название эскалатора. Этот термин появился в США в 1904 г. Слово образовано от глагола escalade — взбираться на стену по лестнице. Эти лифты представляли собой наклонно расположенную ленту, состоявшую из двух бесконечных тяговых цепей, на которых шарнирно прикреплены ступени. Такой лифт приводился в движение паровым или электрическим двигателем.

В. Н. Чиколев был одним из немногих учёных, стремившихся сделать свои идеи по использованию электричества в различных сферах благоустройства доступными для широких масс. В своих книгах «Не быль, но и не выдумка» и «Чудеса техники и электричества» (80-е гг. XIX в.) он не только популяризировал известные в то время способы применения электричества, но и выдвигал проекты использования электроэнергии в будущем.

В воображаемом имении, где гостит автор, все сельскохозяйственные работы электрифицированы, используются электрическое освещение и отопление. Вместо прислуги в передней дома установлена электрическая раздевалка, в гостиной действует электрическая подача по «трём изящным хрустальным трубкам» чая, кофе и пива. «Припасы… находятся в готовности в резервуарах, запрятанных в стене, но они... в холодном состоянии». При нажатии электрической кнопки жидкость не только течёт, но и нагревается, причём, чем сильнее нажатие кнопки, тем горячее жидкость. В доме есть электрифицированная кухня и столовая. Там имеется электрифицированная библиотека, «устроенная совершенно так же, как нумерные приборы центральных телефонных станций». Достаточно набрать соответствующий шифр (код) книги, и через несколько минут она по системе электрических передач появляется перед заказчиком.

Вышедшая в те же годы (1895 г.) книга А. Робиды описывает будущее комфортабельное жилище как «электрический дом»: «Электрические подъёмники, электрическое освещение и отопление, электрическая связь, электрический резервуар в подвале и почти электрические слуги, которых не было видно, так как их работа почти полностью выполнялась электричеством».

Городской транспорт. Первая в мире подземная железная дорога была открыта в начале 1863 г. в Лондоне. В 1891 г. была проложена первая линия метро глубокого залегания: на станциях установили эскалаторы, линия была электрифицирована.

В 1880-е гг. в городском транспорте Западной Европы появились трамваи.

В 1890-е гг. возникают новый вид механического безрельсового транспорта и автомобилестроение как особая отрасль машиностроения.

«Нет никаких сомнений, будущее принадлежит этому металлическому животному,— говорит один из персонажей «Острова пингвинов» А. Франса (1908). — К извозчикам больше не возвратятся, как не возвращаются к дилижансам. Долгие мучения лошади приходят к концу. Автомобиль, пущенный лихорадочной жадностью промышленников... скоро станет выполнять своё полезное назначение и, отдав свою силу на службу всем людям, будет вести себя как послушное работящее чудовище. Но чтобы вместо вреда он приносил пользу, нужно будет построить для него дороги, соответствующие его поступи».

К массовому поточному производству автомобилей приступил в 1912—1913 гг. Г. Форд. К началу Первой мировой войны, т. е. менее чем через 30 лет после появления автомобилей с бензиновым мотором, число их во всём мире достигло 2 млн. На первом месте по объёму автомобильной продукции были США. В 1900 г. в этой стране имелось 8 тыс. легковых автомобилей, в 1910 г. — 458 тыс. легковых и 10 тыс. грузовых, в 1913 г. — 1,2 млн легковых и 64 тыс. грузовых.

Средства связи. Первая телефонная станция была построена в 1877 г. в США. К 1915 г. в мире было установлено около 10 млн телефонных аппаратов, а общая длина телефонных проводов достигла 36,6 млн км. На каждую тысячу человек в разных странах приходилось от 10 до 170 абонентов. К концу первого десятилетия XX в. уже действовало более 200 тыс. АТС.

А. Робида, предполагая дальнейшее развитие телефонной связи, говорил о «телефоноскопе», который напоминал бы современный цветной телевизор (но с обратной связью). Он считал, что с помощью этого прибора можно будет слушать и смотреть театральное представление, лекцию в учебном заведении, вести беседы.

В 1896 г. А. С. Попов организовал первую в мире передачу радиограммы. В том же году итальянец Маркони получил патент на устройство «беспроволочного телеграфирования». Так появилось радио. Вначале оно использовалось в военных целях.

СМИ. К концу XIX в. использование ротационных печатных машин стало общепринятым (печатали газеты и журналы). В 1867 г. изобрели пишущую машинку. В 1877 г. изобрели фонограф (звукозаписывающую машину). В 1888 г. американец Э. Берлинер получил патент на граммофон, а с 1903 г. наладили выпуск двусторонних граммофонных пластинок.

Первые короткометражные документальные фильмы братьев Люмьер «Прибытие поезда», «Завтрак ребёнка» и др. демонстрировались в конце 1895 г. в Большом кафе на Бульваре капуцинов в Париже.

Одним из первых приступил к съёмке игровых сюжетных фильмов известный французский фокусник Ж. Мельес в 1896 г. К 1910 г. его студия сняла 4 тыс. фильмов, причём Мельес впервые показал огромные возможности кинематографии как нового жанра искусства при постановке фантастических и трюковых сцен.

За короткий промежуток времени кинематограф (от греческого слова «кинема» — движение) получил значительное распространение. В начале XX в. он стал излюбленной сферой приложения капитала. В 1912 г. только в США «кинемотеатры», или «электрические театры», посетило более 5 млн человек. В Англии к этому времени действовало более 4 тыс. кинотеатров, причём только в Лондоне — 400.

Программа киносеансов в России обычно была сборной, в ней были мелодрамы, комедии и эпизоды «с натуры». Представление о таком сеансе даёт, например, запись секретаря Л. Н. Толстого В. Ф. Булгакова о посещении вместе с великим писателем летом 1910 г. кинозала одной из больниц, где раз в неделю больным демонстрировали фильмы: «Электричество потухло, зашипел граммофон в качестве музыкального сопровождения, и на экране замелькали картины. Показывались при нас картины: «Нерон» — драма, водопад Шафгаузен — с натуры, Зоологический сад в Анвере (Антверпене) — с натуры, «Красноречие цветка» — мелодрама (преглупая), похороны английского короля Эдуарда VII — с натуры и «Удачная экспроприация» — комическая (очень глупая). Из всей этой части программы Л. Н. Толстому понравился только Зоологический сад. «Это настоящий кинематограф, — говорил Л. Н. Толстой во время показа этой картины. — Невольно подумаешь, чего только не производит природа». Игровые же картины «поразили его своей бессодержательностью и глупостью».

В 1900—1909 гг. впервые заговорили о телевидении — передаче изображения на расстоянии, но осуществить эту идею удалось только в 1925 г.

Сост. по: Виргинский. В. С., Хотеенков. В. Ф. Очерки истории науки и техники, 1870—1917 гг.: Кн. для учителя.М., 1988.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.