Глава вторая. Церковная и таинственная жизнь Тарсо — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава вторая. Церковная и таинственная жизнь Тарсо

2020-05-07 296
Глава вторая. Церковная и таинственная жизнь Тарсо 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тарсо жила в своей пустыне и не оставляла место своего подвига, кроме редчайших случаев, причины которых всегда были серьезными — например, когда ее положили в больницу. Поэтому у некоторых людей, пришедших к ней впервые, могло возникнуть недоумение: в чем состояла духовная пища Тарсо и какова была ее связь с таинственной жизнью Церкви? Ведь она, очевидно, не ходила на монастырские службы.

Церковная жизнь юродивого ради Христа, естественно, отличается от церковной жизни обычного христианина, живущего в миру, регулярно посещающего богослужения и в определенные дни и часы участвующего в таинствах Церкви. Юродивый (и следовательно, «беспорядочный») образ жизни не позволяет участвовать в жизни Церкви общепринятым порядком. Ведь, в числе прочего, юродивый уклоняется от всего привычно-благочестивого, от того, что должно делаться благопристойно и чинно [42] — то есть от всего того, что содержит в себе опасность превращения церковной жизни в рутину.

Но все же, как может Христа ради юродивый принимать благодатные дары без участия в церковной жизни?

Если какой-нибудь христианин действительно имеет благодатные дары, то уже из одного этого следует, что этот человек живет в Церкви и тем самым идет по пути к Царствию Божию, как и все остальные христиане. Такому благодатному человеку на каждом шагу сопутствует благодать Божия. Она духовно восполняет то, чего он лишен из-за особенностей своей христианской жизни, проводя ее, например, по пещерам и ущельям земли [43].

Так бывает с каждым благодатным человеком, живущим жизнью юродивого ради Христа. Дар такого человека обретается его жизнью в Церкви, действует через его церковную жизнь.

 

* * *

 

Однажды Тарсо сказала: «Архангелы дали мне три облачения, и еще три дала Пресвятая Богородица. Одно — до земли, одно — досюда, и одно — до колен. У меня их взяли и служат в них в церкви».

Что хотела сказать Тарсо этими символами? Каков их смысл, который не смог понять ее собеседник? Возможно, Тарсо трижды получила благословение от архангелов и от Пресвятой Богородицы. Можно также предположить, что все богатство этих благословений Тарсо сама передала телу Церкви. В любом случае признание большого вклада Тарсо, ее дара юродства и всей ее святой жизни, в спасительное служение Церкви будет вполне согласно с ее словами.

Вот случай — одновременно и сон, и реальность — подтверждающий, вместе со всем остальным, истинность нашего вывода о церковном самосознании Тарсо.

Одна дама, часто бывавшая у Тарсо, рассказывает: «Однажды ночью я вижу во сне, что навожу порядок в доме, а за мной идет Тарсо с веником, усердно подметая пол. Я радовалась и недоумевала в душе, что это она делает? Тарсо же, словно прочитав мои мысли, говорит: “Поскольку ты послала моему брату соль для его стола, я принт л я тебе помочь”. Я проснулась очень радостной. Стараясь понять ее слова, я с трудом вспомнила, что недавно послала на Святую Гору посылку с мелом для икон и кое-какие книги по иконописи. Когда я навестила Тарсо в следующий раз, она мне сказала: “Мой брат кормит и меня каждый день. Он меня поминает, я ему очень благодарна, дай ему Бог здоровья! Позднее я узнала, что монах, которому я отправила посылку, был священником. Он слышал о Тарсо и поминал ее каждый раз, когда служил Божественную литургию».

 

* * *

 

У Тарсо был дар общения во Святом Духе с теми, кто ее поминал. Она находилась духом в храме, где ее поминали во время Божественной литургии, а также в том месте, где о ней молились люди, которые знали, почитали и любили ее. Вся полнота Церкви, все пространство церковной жизни были той духовной атмосферой, которой всегда дышала блаженная.

 

* * *

 

Тарсо всегда жила церковной жизнью с ее непрерывным суточным кругом богослужения по церковному уставу: вечерня, повечерие, полунощница и утреня.

Она прекрасно знала Псалтирь и могла прочитать ее от начала до конца наизусть[44]. Все это было каркасом непрестанной молитвы Тарсо.

Часто, когда кто-нибудь из ее гостей собирался уходить и просил ее молитв, Тарсо, зная, по какому календарю этот человек живет, пела тропарь святого, память которого праздновалась в тот день по этому календарю. А нередко бывало, что она, прежде чем отпустить своего посетителя, полностью читала всю вечерню. «Хотя монастырь в Кератее жил по старому стилю, — вспоминает одна монахиня, — Тарсо, когда мы приходили к ней, ни о чем нас не спрашивая, пела нам тропарь святого или праздника, который мы в тот день праздновали по новому стилю». Если ее спрашивали: «Старица, какой стиль лучше — новый или старый?», она отвечала: «А что, разве плохо, когда Бог прославляется дважды?» Не только этот ответ, но и все общение с «новостильниками» на протяжении всей ее жизни дают понять, что эта тема Тарсо не волновала.

 

* * *

 

Та же монахиня вспоминает: «Каждое мое посещение Тарсо было для меня откровением. Однажды я купила четки в монастырской лавке и пошла к Тарсо с помыслом: “Как она молится? Знает ли она Псалтирь и другие церковные молитвы?” Я знала, что она очень редко бывает на монастырских службах, а богослужебных книг у нее не было. Часто я слышала, как она вслух читала Иисусову молитву. Если ее что-то удивляло, она восклицала: “Господи Иисусе Христе!” Придя к ней, я застала ее одну. Присев, я достала из кармана четки и сказала: “Помолись немного, сестричка!” Мне хотелось взять потом эти четки из ее рук, как благословение. Она сразу их взяла и, обратившись на восток, начала молиться, тихо и с умилением читая всю полунощницу полностью: молитвы Василия Великого, псалмы и все остальное, что мы читаем на полунощнице — “Господи Вседержителю, Боже Сил и всякия плоти”, “Тя благословим, Вышний Боже и Господи милости”, “Возведох очи мои в горы”, “Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя!” Затем она повернулась ко мне и почтительно, движением, исполненным красоты и достоинства, отдала мне четки левой рукой, в которой держала их во время молитвы. Я взяла их и растроганно поцеловала ее руку, а Тарсо тоже наклонилась, чтобы поцеловать мою, но я ее успела отдернуть».

 

* * *

 

У Тарсо бывал в гостях один университетский профессор. Вот как он рассказывает про свое очередное посещение Тарсо: «Когда мы сидели на цементных блоках рядом с ее кельей, я сказал: “Меня очень огорчает мой гневливый характер. Сестра, что мне делать, чтобы от этого избавиться?” Она начала говорить обычные свои юродивые вещи, а потом зашла в келью и вынесла мне Феотокарий[45] святого Никодима. Открыв его, она, очень ясно и четко произнося слова, прочитала подходящий к нашей теме тропарь и замолчала. То есть она мне показала, что делать в затрудняющих меня обстоятельствах. Я ей заметил: “То, что ты прочитала, — это ведь на древнегреческом”. Тогда она перевела тропарь на новогреческий столь грамотно, что я просто онемел от удивления. Очевидно, она прекрасно знала не только современный, но и древний греческий язык. Теперь, когда я с растроганным сердцем пишу эти строки, Тарсо находится в обителях праведных, где сияет свет лица Божия».

 

* * *

 

Один человек во время своего посещения Тарсо постоянно читал в уме молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». В какой-то момент он услышал, как Тарсо сказала ему: «Молись и Святой Троице!»

Это показывает, что средоточием церковной жизни Тарсо было сознательное почитание Святой Троицы. Тарсо знала, как выстраивать свою духовную жизнь согласно учению Церкви о спасении.

 

* * *

 

Другой гость как-то спросил у Тарсо о чинопоследовании некоей молитвы, о которой он прочитал в одной книге. Он хотел соблюсти установленный порядок слов этой молитвы. Тарсо ему сказала: «Меняй-ка иногда и порядок слов. Не читай молитву формально!»

Понятно, что этот совет Тарсо должен был помочь человеку избежать опасности свести свою молитву к бесплодной рутине. Здесь проявилась логика юродства, направленная против такой духовной жизни, которая осуществляется механически, без приложения собственных умственных усилий молящегося человека. Неприятие такой духовной жизни она выразила и в словах, сказанных другому своему собеседнику: «Очень много “Господи, помилуй!” надоедает даже Богу».

 

* * *

 

При попытках разглядеть, что скрывается за странным поведением Тарсо, можно было увидеть мудрость, присущую такому поведению, и которая свойственна имеющим ум Христов [46]. А также почувствовать мир, превосходящий всякий ум [47], которого не бывает без примирения между собой всех сил души и без обладания всеми добродетелями. Этот внутренний душевный порядок не мог существовать без правильного расположения Тарсо в Теле Церкви. Тарсо была юродивой ради Христа, поэтому внешне беспорядочной выглядела и ее повседневная жизнь, и она сама. Но у нее было прочное и живое церковное самосознание. Доказывает это и почитание ею старцев Паисия, Порфирия и Иакова[48]. «Это великие старцы, — говорила Тарсо отцу К.П., профессору, — они дают миру богатую пищу».

Действительно, у посещавших ее людей оставалось впечатление, что домом для Тарсо является вся Церковь. Поэтому-то она придавала столь малое значение своему видимому жилищу. Решив, наконец, поселиться под крышей, она устроила свое жилище так, что оно словно говорило: это не настоящий дом Тарсо, ее истинный дом — это воинствующая и торжествующая Церковь, Богочеловеческое Тело Христа, веселящихся всех жилище [49]. Она, без сомнения, была членом этого Тела, не просто живым, но и прославленным. Однако Тарсо лучше любого другого знала, что видимое — обманчиво,

 

 

и по этой причине успешно сокрыла завесой всё, касающееся своей личной, богослужебной, мистической, монашеской жизни и своего внутреннего делания.

 

* * *

 

Всех интересовало, была ли она пострижена в монахини. На вопрос одной сестры, монахиня ли она, Тарсо показала рукой на свою голову и сказала: «Я монахиня, сестричка, вот мой постриг». И затем немного сдвинула свой монашеский платок, так что показались ее волосы, и пальцем указала на висок, добавив: «Видишь, сестричка, печать спасения я получила». Конечно, тогда ее собеседница ничего не поняла. Она поняла это гораздо позднее, когда кто-то из родственников блаженной рассказал ей о перенесенной Тарсо лоботомии.

Как бы там ни было, почти наверняка можно сказать, что Тарсо не была монахиней. Во всяком случае, не была пострижена в великую схиму[50]. Она дала это понять по крайней мере двум людям.

Последние месяцы жизни Тарсо провела в монастырском лазарете. Там ее келью однажды посетил их архиепископ Андрей и предложил постричь ее в схиму. Однако Тарсо ответила ему: «Ты, брат, постриги в схиму своих дочерей здесь, — она имела в виду сестер монастыря. — Мне мою схиму дала Пресвятая Богородица».

Она имела великий страх Божий и считала себя недостойной такого великого дара. Однажды сестра Марина спросила, почему Тарсо не принимает великую схиму, и получила такой ответ: «Давай, Марина, поговорим серьезно. Мне стыдно. Я недостойна. Не знаю, справлюсь ли я. Это очень большая ответственность. Я думаю, что лучше пойти мирянкой в рай, чем монахиней в ад».

 

* * *

 

Однако, если Тарсо не была монахиней, кого тогда вообще можно назвать монахом? Блаженная старица знала, что «внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд — сделать монахом человека внутреннего»[51]. Конечно, она не читала об этом у преподобного пресвитера Исихия, но была научена Святым Духом, Утешителем, Который изобильно облагодатствовал ее. У нас нет никакого сомнения, что Он не только соделал Тарсо монахиней, но и обогатил многими дарованиями.

 

* * *

 

Есть свидетельства, что Тарсо по вечерам часто посещала дом одного священника в Кератее, вероятно, для исповеди или с какой-нибудь иной духовной целью. У всех Христа ради юродивых был какой-нибудь духовный наставник, с которым подвижник советовался. В случае Тарсо мы не знаем, кем был этот человек. Заботившаяся о ней монахиня утверждала, что Тарсо, вне всякого сомнения, исповедовалась. В последний год своей жизни, когда Тарсо лежала в монастырском лазарете, она по послушанию участвовала и в таинстве Божественной Евхаристии. Примечательно, что когда она подходила ко Святому Причащению, то держала под мышками голубое одеяло, сложенное в несколько раз, желая выглядеть ненормальной в глазах старших сестер, которых всегда пропускала вперед. Со стороны это выглядело и комично, и торжественно одновременно. Тарсо была похожа на воина, идущего в парадном строю. Так она умело скрывала то, что хотела скрыть.

 

* * *

 

Но как же Тарсо причащалась Пречистым Тайнам раньше? Ведь, скорее всего, там, где она жила, ей было невозможно причащаться на Божественной литургии. Странная замарашка, порой выглядевшая просто комично, — такая «монахиня» не могла оказаться среди прилично одетых причащающихся христиан. Но и особый высокий подвиг Христа ради юродства, которому она себя посвятила, не позволял ей часто причащаться Чаше Спасения вместе с другими монахинями обычным порядком. Как же ей удавалось и здесь устроить дымовую завесу, чтобы не лишиться «очистительного пития бесчестия»[52], в котором она видела условие своего единения со Христом? Как бы то ни было, Тарсо, вне всякого сомнения, причащалась. Она имела общение со Христом, ибо горела любовью к Нему. Но как именно она причащалась?

 

* * *

 

Святой Николай Кавасила в своей книге «Изъяснение Божественной литургии», указав условия, необходимые для достойного причащения Пречистых Христовых Таинств, и перечислив духовные качества, которые христианин должен для этого иметь, задает вопрос: «Если кто из живых, имея в душе блага, о которых говорилось, не приступит к Тайнам, не получит ли он тем не менее освящение от совершающейся Литургии?» И отвечает на него: «Это может получить не всякий, но только тот, кто, подобно душам умерших, не может приступить к Тайнам телесно, каковыми были скитавшиеся в пустынях, горах, вертепах и расселинах земных, которым невозможно было видеть жертвенник и священника. Этих людей Сам Христос, очевидно, освящал своим освящением. Из чего это видно? Из того, что они имели жизнь в себе, а они не имели бы, если бы не приобщались сего Таинства, ибо Сам Христос сказал: “если не будете есть Плоти Сына Человеческого и питъ Крови Его, то не будете иметь в себе жизни”, и в ознаменование этого ко многим из сих святых посылал ангелов с дарами»[53].

 

* * *

 

Тарсо имела в себе жизнь, и из этого следует, что она причащалась Пречистых Христовых Таинств. Все предпосылки для того, чтобы принимать Честные Дары от ангелов, у нее были: «чистота души, любовь к Богу, вера, желание Таинства, пламенное стремление и жажда»[54].

 

* * *

 

Тарсо любила детей и радовалась, когда какая-нибудь мать, идя к ней, брала с собой и ребенка. Но одну девочку она особенно любила. И вот однажды Тарсо предложила ей пожить у нее два-три дня. Девочка согласилась, и мама оставила ее у Тарсо.

Один случай из всего увиденного там этим ребенком, наверное, может подтвердить сложившееся у некоторых людей мнение, что Тарсо причащал небесный ангел. Девочка рассказала, как однажды ночью Тарсо после своей молитвы наклонилась вперед и открыла рот, словно для того, чтобы съесть нечто, кем-то поданное. Возможно, так ее причащал ангел, «офицер», о котором она часто говорила[55].

 

* * *

 

Святой Николай Кавасила отмечает: «Не все те, которым иерей дает Таинство, действительно причащаются, но несомненно только те, которым подает Сам Христос... Только один Тот, Кто совершает Таинство для душ и освящает живых и умерших, — Спаситель»[56]. Итак, поскольку Всесильный освящает посредством таинства Божественной Евхаристии тех, кто достоин Причастия, Он мог освятить посредством этого таинства — так, как Он один только знает, — и ради Него умершую для мира Свою рабу.

 

* * *

 

Истории о Божественном Причащении от ангела нередко встречаются в житиях святых последнего времени. Нечто подобное происходило с известным старцем нашего времени отцом Афанасием Хамакиотисом. Его биограф сообщает: «Кончина старца сопровождалась поразительным событием, непостижимым для нашего разума. Пока он был в больнице, каждый день приходил священник из монастыря Петраки, чтобы его причастить. В последние дни у него держалась очень высокая температура. Градусник показывал сорок два градуса. В ночь с 15-го на 16-е августа он сказал сидевшей радом с ним монахине:

— Дитя мое, в эту ночь ты должна быть готова.

— Почему, старче?

— Этой ночью у меня будут великие гости и мы должны быть готовы, чтобы причаститься. Не упусти и ты эту замечательную возможность. Этой ночью мы будем причащаться. Придут ангелы! Читай теперь последование ко Святому Причащению...

Я быстро стала на колени, старец накинул на меня простыню и наполовину прикрыл меня ею. Затем он, насколько ему хватило сил, немного приподнялся, воздел руки и произнес с великим благоговением молитву перед Божественным Причащением, как это говорят священники. Я боялась, как бы он не упал, и попыталась, отодвинув немного простыню, посмотреть, что он делает. Он совершал те самые движения, которые делал, когда причащался у Святого Престола, говоря: “Се приступаю ко Христу, Бессмертному Царю и Богу нашему. Преподается мне, Афанасию, недостойному иеромонаху, Честное и Пресвятое Тело...” Он открыл рот и принял Божественное Причастие от светоносного ангела»[57].

 

* * *

 

За две недели до своей кончины старец Серафим Вырицкий сказал отцу Алексию Кибардину, священнику церкви в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Вырице, что Божия Матерь велела причащать его ежедневно. Отец Алексий рассказывал:

«Я каждую ночь причащал старца по его слову. И вот однажды я проспал, не услышав звонка будильника. Проснувшись в четыре часа ночи (а причащал я его обычно в два часа), я надел дароносицу и в буквальном смысле слова побежал к старцу. Когда я вошел в дом, а затем в келью, старец лежал необыкновенно сияющий. Я извинился, что проспал, на что отец Серафим ответил: “Батюшка, не беспокойтесь, меня уже ангелы причастили”. Глядя на его лицо, было совершенно очевидно, что это истинно так»[58].

 

* * *

 

Эти случаи, происходившие в XX веке, убедительно показывают, что как в прежние времена, так и в наши дни для друга Божия существует возможность причастия с помощью ангела, специально для этого посланного. Стало быть, Тарсо причащалась либо подобным образом, либо так, как о том говорит святой Николай Кавасила. Ведь совершенно ясно, что она имела в себе и распространяла вокруг себя ту жизнь, источником которой является только Христос.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.