Информационная компетентность — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Информационная компетентность

2020-05-07 302
Информационная компетентность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СТУДЕНТОВ ВУЗА: ПОНЯТИЕ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ

А.Ю. Гузенко, адъюнкт

Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

 

Аннотация: в статье рассматривается понятие информационной компетентности студентов, его актуальность и пути формирования в современном информационном обществе.

Ключевые слова: информационные технологии, компетентность, информационные компетентность.

 

Информационная компетентность рассматривается такими исследователями, как Н.И. Гендина, А.В. Курбатова, И.П. Жукевич и др.

Объект исследования - информационная компетентность студентов вуза.

Предмет исследования формирование информационной компетентности студентов вузов.

Цель данной работы – подчеркнуть актуальность понятия информационная компетентность и рассмотреть пути её формирования у студентов вуза.

В современных условиях бурного развития информационной сферы изменились требования работодателей к выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования. Одним из важнейших требований является умение выпускника вуза получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью последних новых технологий. Таким образом встает задача в формировании такой личности. [1]

Представляется, что необходимо так изменить содержание профессиональной подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания, но и достаточный уровень информационной компетентности, а, следовательно, и информационной культуры. В свою очередь предметная область «Информатика» может быть рассмотрена как синтезирующий «метапредмет» в некоторой совокупности изучаемых учебных дисциплин. [3]

В информационном обществе XXI в. смогут рассчитывать на достижение успеха только те специалисты, которые не только овладеют базовыми курсами университетских программ, научатся применять усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях, а главное - у выпускников вуза будут сформированы умения самостоятельной работы с информацией. Сегодняшний работодатель заинтересован в таком работнике, который обладает высоким уровнем критического мышления, умеет грамотно и творчески подходить к разрешению проблем поиска, оценивания, обработки и передачи информации. Кроме того, современному обществу необходим такой специалист, который умеет непрерывно пополнять свои знания, совершенствовать свою компетентность на протяжении всего периода своей профессиональной деятельности. К сожалению, практика показала, что недостаточное внимание уделяется обучению студентов самостоятельно и рационально организовать свою учебно-познавательную деятельность. Поэтому выпускники вуза не всегда могут быстро адаптироваться к непрерывно обновляющимся новым информационным технологиям и в ряде случаев постепенно человек остается на окраине информационной компетентности, все больше и больше отдаляясь от информационных реалий. [2]

На первое место сегодня выдвигается не информированность студента, а умения разрешать возникающие проблемы, отход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной.

На каждом уровне образования, начиная с общеобразовательной школы, у учащихся должны формироваться ключевые образовательные компетенции - система универсальных знаний, умений, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Чтобы молодые специалисты были конкурентоспособными на современном рынке труда, где организации и предприятия испытывают дефицит профессионалов, вузам необходимо готовить студентов с развитыми ключевыми образовательными компетенциями на высоком уровне.

Таким образом под информационной компетенцией следует понимать формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее с помощью информационных технологий. Информационная компетентность студента складывается из трех компонентов: знать, уметь применять в учебной и будущей профессиональной деятельности, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями.

Информационную компетентность с уверенностью можно отнести к разряду ключевых профессиональных компетенций – это компетенции общие для всех профессий и специальностей. Ключевыми компетенциями можно также назвать такие, которыми должен обладать каждый человек и которые можно применять в различных возникающих ситуациях.

Содержание современного этапа информатизации составляют активное освоение и фрагментарное внедрение средств информационных технологий в традиционные учебные дисциплины, и на этой основе освоение педагогами новых методов и организационных форм учебной работы, практическая постановка вопроса пересмотре содержания образования, традиционных форм и методов образовательного процесса, разработка и начало освоения систем учебно-методического обеспечения (программно-методических комплексов, компьютерных курсов), включающих программные средства для персональных компьютеров, различные видео- и аудиоматериалы, тексты для обучаемых и методические материалы для педагогов. Говоря об особенностях использования информационных и коммуникационных технологий в обучении, следует подчеркнуть, что их применение будет целесообразным только тогда, когда обеспечит реальное повышение результативности обучения. А чтобы оценить реальность этого повышения, необходимы объективные средства измерения результатов обучения. Наличие же таких средств - одна из важнейших характеристик информационных технологий.

Библиографический список:

1. Гендина Н.И., Рябцева Л.Н. «Информационное образование: дефиниция и принципы». Вестник кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. №2 (27). С. 217-223

2. Гузенко А.Ю., Кузин А.С. Информационная грамотность как условие успешной Евразийской Интеграции // Гуманитарные проблемы военного дела,  2017. - № 2(11). - С. 23-25.

3. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. 2006. [Электр. ресурс] //Российский комитет программы «Информация для всех». ЮНЕСКО. URL: http://www.ifap.ru/library/book101.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.12.2017)

4. Московская декларация о медиа и информационной грамотности (2012) [Электр. ресурс] //Российский комитет программы «Информация для всех».  ЮНЕСКО.URL: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.12.2017)

 

 

УДК 159.952

 

 ВНИМАНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

А.Ю. Данилова, студентка, А.Д. Дьякова, студентка

Новосибирский ГАУ

Б.В. Федотов, научный руководитель, кандидат ист. наук, доцент

Новосибирский ГАУ

Аннотация. В статье дается анализ понятия внимания с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения.

 Ключевые слова: внимание, дорожно-транспортные происшествия, качества внимания, тренировки концентрации внимания.

 

Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и переработку информации, является внимание. По данным статистики, невнимательность – одна из основных причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В связи с увеличивающимся потоком автотранспортных средств на дорогах Российской Федерации и как следствие усложнением дорожной обстановки данная тема приобретает особую актуальность.

Цель данной работы – рассмотреть понятие внимания как психический процесс при нахождении водителя за рулем автомобиля, выявить факторы, влияющие на внимание водителей. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить понятие внимание применительно к дорожной обстановке.

2. Выявить основные факторы, отвлекающие внимание водителей.

3. Рассмотреть способы развития и тренировки внимания.

Объектом исследования выступает внимание как фактор управления автомобилем.

Предмет исследования – внимание как психический процесс в деятельности водителя и его влияние на безопасность дорожного движения.

В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвинули положение о том, что в современных условиях существует множество факторов, влияющих на снижение внимания со стороны водителя как субъективного, так и объективного свойства. В данной работе не ставилась цель изучения объективных факторов (плохое состояние дороги, нечеткость или недостаток дорожных знаков, сложные климатический условия, неудовлетворительный рельеф местности и т.д.). В центре нашего внимания ‒ человеческий фактор и, в частности, психологические особенности водителя.

В качестве методов исследования были использованы: – теоретический анализ литературы по транспортной психологии, в том числе и электронных ресурсов, социологический опрос.

По данным учета Мосавтолегтранса в 63,4 % случаев главной или сопутствующей причиной ДТП можно считать невнимательность водителей. Внимание-это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления[1]. В каждый момент водителя окружают многие предметы и явления, но он должен сконцентрировать своё внимание только на том, что может повлиять на безопасность движения. Важными качествами внимания, нужными водителю являются: концентрация, устойчивость, распределение, переключение, объем.

Под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте. Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Распределение ‒ способность сосредотачиваться на нескольких разнородных объектах. Переключаемость заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Объем ‒ количество однородных предметов, которые охватывает внимание. [2]

Причины отвлечения внимания зависят от внутренних (мысли человека, его переживания) и внешних (дорожная обстановка, посторонние предметы и т.п.) факторов воздействия. В ходе работы мы с помощью интернет-ресурса «Гугл Формы» провели опрос среди студентов 3го курса НГАУ, НГТУ, СибУПК, в котором приняли участие 56 респондентов. Все они являлись автолюбителями и владельцами личного автотранспорта. Среди опрошенных 60% составляли лица мужского и 40% женского пола. Были заданы 4 вопроса. Суть этих вопросов заключалась в том, чтобы определить главные причины отвлечения внимания. Данные опроса показали, что основные отвлекающие внимание водителя факторы: внешние помехи, настройка аппаратуры, поведение пассажиров, использование телефона, курение, принятие пищи или напитков, громкая музыка, плохое настроение и раздражительность. По данным опроса было установлено, что женщины чаще отвлекаются, чем мужчины. Они, например, перечислили больше отвлекающих факторов.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Проблема внимания водителей важна для многих специалистов так или иначе связанных с обстановкой на дороге. Учитывая рост участников дорожного движения, увеличение скоростей современных автомобилей, эта проблема требует дальнейших исследований со стороны психологов.

2. Качества внимания можно развивать и совершенствовать. Есть целый ряд специальных упражнений, способствующих концентрации, развитию глазомера и наблюдательности[3]. Например, тренировать зрительный аппарат можно путем перевода взгляда с близких предметов на отдаленные. Для тренировки концентрации внимания рекомендуется удерживать внимание на какой-то определенной воображаемой точке ‒ чем дольше по времени, тем эффективнее.

3. Для предупреждения невнимательности необходима правильная организация режима труда и отдыха, а также контроль за состоянием водителей перед рейсом и в пути. Процедура осмотра перед рейсом прописана законодательством РФ и проводится согласно установленных правил [4].

4. В основе организации внимания водителя должно лежать умение в любой ситуации выделять главное и второстепенное, а также автоматизация наибольшего числа действий при управлении автомобилем.

Т.о., внимание как психический познавательный процесс в деятельности водителя, выступает одновременно и важной общественной проблемой. Она носит комплексный характер и от ее решения во многом зависит безопасность дорожного движения.

Библиографический список

1.Крысько, В.Г. Педагогика и психология: Учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2014. – 471 с.

2. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 636 c.

3. Транспорт. Психология. Культура: учеб. пособие / М. В. Иванов. – 2-е изд. – СПб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2013. – 156 с.

 4. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

 

 

УДК 14.01.11

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.