Формирование у курсантов Росгвардии нравственных ценностей военной профессии — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Формирование у курсантов Росгвардии нравственных ценностей военной профессии

2020-05-07 300
Формирование у курсантов Росгвардии нравственных ценностей военной профессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.А. Жуков,курсант

Новосибирский военный институт имени генерала армии

И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

А.А. Зотов, начальник кафедры военной педагогики и психологии

Новосибирский военный институт имени генерала армии

И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

 

Аннотация. Поскольку традиционно в России первостепенной задачей наук, связанных с воспитанием, было формирование нравственных черт характера, то отечественная высшая школа, и военная в том числе, находящаяся в условиях модернизации, нацелена на поиск воспитательных технологий, позволяющих курсантам Росгвардии использовать средства самовоспитания для формирования военно-профессиональных ценностей.

Ключевые слова: военное образование, специалист военного вуза, воспитание, диагностика уровня воспитанности.

Подготовка молодежи к успешной самореализации в обществе, трактуемая как цель воспитания, в большей мере ориентирует на приспособленчество в социуме, формирование неких цивилизованных потребителей, а не готовность к трудовым подвигам и служения Отечеству. Тем самым уничтожается представление об истинном предназначении воспитания, как непрерывном процессе формирования физической, трудовой, нравственной, эстетической и интеллектуальной культур [4].

Объект исследования: воспитательная работа в войсках войск национальной гвардии.

Предмет исследования: процессы формирования у курсантов Росгвардии нравственных ценностей военной профессии.

Цель данной работы - изучить условия формирования у курсантов Росгвардии нравственных ценностей военной профессии.

Существенные изменения в системе российского образования сопровождаются серьезной подменой ценностей отечественной культуры на чуждые ей ценности недружественных стран [1]. Подготовка молодежи к успешной самореализации в обществе, трактуемая как цель воспитания, в большей мере ориентирует на приспособленчество в социуме, формирование неких цивилизованных потребителей, а не готовность к трудовым подвигам и служения Отечеству. Тем самым уничтожается представление об истинном предназначении воспитания, как непрерывном процессе формирования физической, трудовой, нравственной, эстетической и интеллектуальной культур. Воспитание нравственности и ценностей личности оттесняется на задние планы. Поэтому наблюдается тенденция роста асоциального поведения в среде учащейся молодежи. У поколения, которому предстоит решать глобальные проблемы современности, отмечается недостаток сознательно принимаемых принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни [2]. И это несмотря на то, что воспитание нравственно-ценностных качеств является актуальным в связи с отсутствием должного внимания в современной системе образования к духовно-нравственной сущности человека и декларативным подходом к проблеме формирования общечеловеческих ценностей личности.

Духовно-нравственное воспитание курсантов войск национальной гвардии России является одним из основных условий формирования устойчивых этических и эстетических качеств становления и развития подрастающего поколения в противоречивом и быстроменяющемся, в силу конкретно-исторических условий, мире. В этой ситуации обществу и государству необходимо добиться нейтрализации регрессивных тенденций и мобилизовать весь имеющийся потенциал для формирования такой ценностной системы, которая смогла бы обеспечить духовное единство всего многонационального народа России. Отсюда следует, что вопросы духовно-нравственного воспитания являются основой военного образования, формирования морального облика военнослужащего современной России [7].

Самовоспитание нравственно-волевых качеств курсантов – одна из наиболее важных и значимых проблем образовательной деятельности военных вузов [3].

Анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике позволил выявить противоречия между необходимостью включения курсантов в самовоспитание нравственно-волевых качеств и недостаточной разработанностью в теории и практике педагогической науки данного вопроса; важностью нравственно-ценностного развития курсантов и отсутствием научно обоснованного использования ими средств самовоспитания в управлении самовоспитанием.

Педагогическое стимулирование нравственного самовоспитания курсантов осуществляется на основе принципов: гуманизации воспитания; свободы; личностного подхода [5].

Принцип гуманизации воспитания - отношение преподавателей к курсантам как к ответственным субъектам собственного развития, построение взаимодействия на основе субъект-субъектных отношениях. Принцип свободы предоставлял возможность быть субъективно свободным, осуществлять выбор − возлагать на себя истинную ответственность, держать ответ перед самим собой и собственной совестью, которая являлась нравственным ориентиром, направляла к самовоспитанию. Принцип личностного подхода – признание за каждым участником права быть индивидуальностью, иметь свои взгляды, потребности, устремления и интересы, отличные от других (субъектный опыт), это накладывало значительный отпечаток на все то, что курсант воспринимал, делал, решал, что стимулировало его нравственное самовоспитание [8].

Таким образом, военный вуз как социальная, силовая совокупность профессорско-преподавательского и кадрового ресурсов, объединенная общими задачами, интересами и пространством, создает условия для формирования у курсантов Росгвардии ценностей в воспитательной деятельности средствами их самовоспитания.

 

Библиографический список

1. Бершацкий М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательных технологий. - М., 2003. - С. 134.

2. Зотов А.А., Соломатин Е.В.Формирование военно-профессиональных компетенций курсантов в воспитательной деятельности в военном вузе // Мир науки, культуры, образования, 2014. - №1(44). – С. 42-45.

3. Манукян А.Р. Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007. - № 44. Т. 18. – С. 392.

4. Олейникова О.Д., Сидорина Т.В., Чечулин А.А. Худорошко Л.А. Введение в психологию и технологию научно-исследовательской деятельности. Учебное пособие. - Новосибирск: НГПУ, 1999. - 220 с.

5. Сидорина Т.В. Алгоритмы образовательного процесса в формировании профессионализма выпускников // Развитие и продвижение туристско-краеведческих ресурсов региона. Матер. Ш научно-практ. Конференции. Новосибирск: НГУЭУ, 2012. - С. 176-181.

6. Сидорина Т.В., Зотов А.А., Черноиванов А.В. Основы профессиональных деформаций в процессе адаптации будущих офицеров в подразделениях специального назначения // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал), 2017. - Т. 8. № 2-2. - С. 209-212.

7. Соломатин Е.В., Зотов А.А., Утюганов А.А. Психология управления подчиненными во внутренних войсках МВД России. Учебное пособие для курсантов и слушателей высших военно-учебных заведений внутренних войск МВД России / Новосибирск, 2015. – 215 с.       

8. Яковлева Н.Ф. Воспитание и самовоспитание нравственных деятельно-волевых черт характера подростков: учеб. пособие / Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова. – М.: ФЛИНТА, 2014. – C 112.

 

УДК 378.01

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.