Диагностические процедуры для отслеживания результатов тренинга — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Диагностические процедуры для отслеживания результатов тренинга

2020-05-07 159
Диагностические процедуры для отслеживания результатов тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


1.
«Методика исследования осознаваемых отношений личности к каждому члену группы и к себе». Цель методики — изучение осознаваемых личностью отношений к другим людям и к самой себе. Разработана на основе классификации видов отношений В. В. Столина. Участникам группы предлагается оценить свое отношение к каждому члену группы и к самому себе по трем 8-балльным шкалам: симпатия—антипатия, уважение—неуважение, близость—отдаленность. Шкалы имеют следующие градации. Шкала «симпатия — антипатия»: 1—2 балла — этот человек мне антипатичен; 3—4 балла — этот человек мне скорее антипатичен, чем симпатичен; 5—6 баллов — этот человек скорее симпатичен, чем антипатичен; 7—8 баллов — этот человек мне симпатичен; Таким образом, 1 балл — минимум симпатии и максимум антипатии к человеку; 8 баллов — максимум симпатии и минимум антипатии. Аналогичным образом построены и две другие шкалы. Таким образом, отношение одного члена группы к другому характеризуется тремя цифрами: оценками по шкалам «симпатия—антипатия», «уважение—неуважение» и «близость—отдаленность». Эти цифры отражают знак, модальность (1—4 балла — знак минус или антипатия, неуважение, отдаленность; 5—8 баллов — знак плюс или симпатия, уважение, близость) и интенсивность отношения (чем выше балл, тем выше интенсивность позитивного отношения — симпатии, уважения, близости).

2.
«Цветовой тесто отношений» (краткий вариант) (А. М.Эткинд, 1987) ЦТО используется с целью диагностики неосознаваемых отношений членов группы к другим и к самим себе, их знака (1—4 место в индивидуальной раскладке цветов соответствует позитивному отношению, 5—8 — негативному), интенсивности (чем ближе к 1-му месту в раскладке, тем интенсивнее позитивное отношение) и дифференцированности. Если цвет, ассоциированный с каким-либо членом группы, стоит в раскладке по предпочтению на 1-м месте, то отношение этого участника группы к данному человеку оценивается в 8 баллов, если на 2-м месте, то в 7 баллов и т. д. Дифференцированность определяется по формуле: Д = х/8, где х — количество, разных цветов, использованных участником тренинга в ЦТО 8 = Const. — количество цветов в раскладке. Процедура проведения ЦТО: берутся восемь основных цветов теста Люшера и раскладываются перед участником тренинга в случайном порядке на белом фоне. Затем ведущий просит подобрать к каждому участнику группы, в том числе и к себе, подходящий цвет. Цвета должны подбираться в соответствий с характером людей, а не по их внешнему виду. Выбранные цвета могут повторяться. Ведущий отмечает указанные цвета в заранее составленном списке участников группы. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются участником группы в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и заканчивая «самым некрасивым, непрятным».

3.
Рисуночный тест «Я и группа». Рисуночный тест «Я и группа» может быть использован в следующих целях: 1) в целях актуализации осознания участниками себя как члена группы и своего места в системе групповых межличностных отношений; 2) в целях диагностики особенностей отношения человека к группе и восприятия им своего места в этой группе. Многократное использование теста «Я и группа» дает возможность изучить динамику отношений личности к группе. Несмотря на достаточно широкий спектр применения, рисуночный тест «Я и группа», не имеет четкой схемы анализа. Ниже представлена одна из возможных схем анализа рисуночного теста «Я и группа». При ее разработке использовалось данное В.Н. Мясищевым определение отношения как основанной на опыте психологической связи чело века с окружающим его миром, людей и вещей. Выраженное с помощью рисунка, это отношение становится доступным для психологического анализа как раз через систему изображенных автором рисунка взаимосвязей между собственным «Я» и «Я»; других людей. Эти взаимосвязи на рисунке представлены дистанцией между изображенными фигурами, их ориентацией друг относительно друга, месторасположением в пространстве рисунка, то есть проксемическими параметрами невербального общения. Интерпретация рисунков, содержащих изображение группы людей, с опорой на проксемические компоненты коммуникации является на сегодня достаточно традиционной. При этом изображение интерпретируется так, как если бы это была реальная ситуация группового общения. И тому есть основания. Известно, что основным фактором, влияющим на особенности проксемических параметров общения между партнерами, является характер их взаимоотношений. Этот факт доказан большим количеством экспериментальных исследований (М. Хейдеметс, 1979). Обзор зарубежных работ, приведенный Г. Т. Хомента-ускас (1986), позволяет заключить, что подобные закономерности относятся также и к нарисованной межличностной ситуации. Однако если реальная ситуация межличностного взаимодействия или невербальная интеракция есть согласование, подстройка позиций, по меньшей мере, двух партнеров, то проективный рисунок — это есть лишь ее отображение в сознании (и подсознании) рисующего. Таким образом, рисунок «Я и группа» является не столько отражением реальной внутригрупповой структуры отношений, сколько отражением «видения» автора рисунка этих групповых отношений, своего места в системе этих отношений и, в конечном итоге, отражением отношения автора рисунка к группе, как целому.


На основании вышеизложенного подхода к анализу проективного рисунка были выделены следующие критерии, позволяющие диагностировать отношение участника к группе:

1. Особенности изображения группы (группа не структурирована; группа разбита на подгруппы; группа изображена как единое целое).

2. Месторасположение «Я» относительно группы (в центре группы; в группе (среди других); на периферии Труппы; вне группы; в одной из подгрупп).

3. Соотношение размеров «Я» и других членов группы (изображение «Я» по величине превосходит изображение других членов группы; величина «Я» равна величине других членов группы; величина «Я» меньше величины других членов группы).

Сочетание параметров рисунка «Я и группа» дало основание для выделения пяти типов отношений к группе: отношение к группе как к «референтной», эгоцентричное отношение к группе, отстраненное отношение к группе, отношение к группе как к «нереферентной» и непонимание личностью своего места в структуре.

Процедура проведения теста: участнику группы дается лист формата А4 и следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, на листе бумаги рисунок на тему «Я и группа». Рисуйте то, что приходит вам в голову, не боясь показаться смешным или нелогичным. Мастерство исполнения не имеет значения. Укажите в этом рисунке себя и остальных членов группы». Обычно рисунки очень красноречивы. Если ведущему тренинга что-то неясно и сам участник не указал ни себя, ни группу, то по окончании процедуры можно обсудить с ним его рисунок.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.