Разминка «танец отдельных частей тела» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Разминка «танец отдельных частей тела»

2020-05-07 198
Разминка «танец отдельных частей тела» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Время: 20—25 минут.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком.

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота» и т. д.). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ДВИЖЕНИЕМ (по системе Р. Лабана)

Цели: Осознание и расширение танцевально-экспрессивного репертуара; взаимопонимание и взаимодействие с другими; осознание подавленных чувств и отношений; осознание структуры межличностных отношений в группе; исследование персонального пространства и межличностной дистанции.

Время: 1,5 часа.

Материалы: Музыкальное сопровождение.

Ведущий кратко знакомит участников с системой описания двигательного поведения Р. Лабана. Так, все движения человека могут быть рассмотрены с точки зрения четырех параметров: пространства, силы, времени и течения. Задача членов группы — свободно двигаться по залу, экспериментируя с различными параметрами движений и взаимодействуя друг с другом. Упражнение состоит из 4 частей. После выполнения каждой части участники обмениваются впечатлениями, пытаются связать опробованные движения с эмоциями, чувствами, состояниями, отношениями личности.

Первый параметр — пространство. Ведущий объясняет участникам, что движения могут быть прямыми и непрямыми (многофокусными) и показывает их. Затем в течение 7 минут все двигаются по залу, используя только прямые движения; в течение следующих 7 минут — только непрямые.

Второй параметр — сила. Сила может быть мощной и легкой. Так же как и в первом случае, участники сначала экспериментируют с мощными, сильными движениями, осознавая возникающие при этом чувства, затем с легкими.

Третий параметр — время. Время может быть медленным и быстрым. Члены группы сначала экспериментируют с медленными движениями, затем с быстрыми.

Четвертый параметр — течение. Течение может быть ограниченным или свободным. Ведущий рассказывает участникам, что у каждого из них есть свое личное пространство, в котором движение других людей ограничено. Это то пространство вокруг человека, которое он считает своим и при вторжении в которое чувствует дискомфорт. Участники расходятся на максимально большое расстояние друг от друга и, двигаясь в такт музыке, начинают медленно приближаться друг к другу, осознавая возникающие чувства и исследуя свое личное пространство.

Предложенный выше вариант экспериментирования с ограниченными и свободными движениями — более легкий и щадящий, чем будет представлен ниже. Второй вариант предназначен для тех групп, в которых одной из задач тренинговой работы является осознание и развитие отношений в данной группе. Это касается прежде всего групп со сложившимися до тренинга внутригрупповыми отношениями. Это упражнение разработано под впечатлением от экспериментов, проведенных У. Беннисом, Г. Шепардом (1956) и Стенли Милграмом (1965, 1974). Хочу подчеркнуть, что использование этого упражнения требует достаточной психологической подготовки ведущего: как личной, так и профессиональной. Он должен быть в состоянии справиться с сильными отрицательными эмоциями, которые возникают у участников во время выполнения упражнения, в том числе и по отношению к нему. Также он должен суметь правильно использовать полученный в ходе проведения упражнения материал — в целях осознания и развития участниками структуры межличностных отношений в группе.

Итак, по периметру комнаты, в которой проводятся занятия, ставятся стулья спинками к участникам таким образом, что они очерчивают собой круг, за которым находятся члены группы. Ведущий находится за кругом. Звучит музыка, и участники начинают экспериментировать со свободным течением движений — они двигаются спонтанно, свободно передвигаясь в пространстве, взаимодействуя с другими. Постепенно круг, очерченный стульями, сужается. Ведущий, медленно передвигаясь по внешнему кругу, немного сдвигает стулья вперед к участникам, побуждая их сближаться. Наконец, участники зажаты совсем в тесный кружок, а ведущий все продолжает уменьшать пространство. Улыбки на лицах участников исчезают, они перестают понимать ведущего, ведь им уже практически невозможно двигаться. Ведущий просит еще ужаться, возможно избавившись от кого-то из членов группы (выставив его за круг). Теоретически упражнение может продолжаться до тех пор, пока в центре круга не останется один человек. В большинстве случаев упражнение можно прекратить уже тогда, когда группа начинает выталкивать кого-то из участников или когда члены группы начинают сами покидать группу, чтобы остальным не пришлось делать мучительный выбор. Идеальным, искомым вариантом развития событий является тот, когда группа отказывается выполнять упражнение, вступая в конфронтацию с ведущим. Таким образом участники группы берут ответственность за происходящее на себя, приобретая большую групповую автономность, осознавая себя как членов чего-то большего, чем просто сумма людей, осознавая себя как членов группы.

При обсуждении важно дать участникам выразить свои чувства, свое Видение происходящего, объяснить себе и другим то, что произошло. Для того чтобы запустить процесс свободного выражения чувств, ведущий сам может рассказать о своих затруднениях, о своем смятении в ситуации, когда он вынужден был «давить» группу, чтобы она осознала свою целостность. После обмена чувствами и обсуждения того, что произошло, для ослабления отрицательных эмоций участников группы и повышения групповой самооценки ведущий может рассказать об экспериментах С. Милграма. При проведении этих экспериментов испытуемый бил током возрастающей интенсивности второго участника эксперимента (помощника экспериментатора), наказывая за ошибки при решении интеллектуальных задач. Чтобы вынудить испытуемого продолжать (дойти до максимальной силы тока, которая может принести вред второму участнику эксперимента, но на самом деле удары не производились, а помощник экспериментатора имитировал сердечное недомогание при каждом возрастающем ударе), экспериментатор использовал ряд фраз, самая сильная с точки зрения давления на испытуемого была такая: «У вас нет другого выбора; вы должны продолжать». И при этом около 65% всех испытуемых дошли до конца! То есть только 35% испытуемых отказались от участия в эксперименте.

После выполнения этого упражнения заключительное упражнение может быть предложено группой: это может быть круговой групповой танец, или парный танец, или индивидуальный танец, или танец с самим собой (см. ниже). Какое бы ни было заключительное упражнение, хорошо бы, если в результате это был бы какой-то совместный танец, но инициирован он должен быть не ведущим, а кем-то из участников группы. То, как будут разворачиваться события, зависит от состояния группы на настоящий момент и от ее (группы) потенциала развития.

Схемы обсуждения (для первого варианта упражнения):

 


  • что чувствовали участники, экспериментируя с прямыми и непрямыми, мощными и легкими, быстрыми и медленными, ограниченными и свободными движениями?

  • какие типы движений более привычны, какие было трудно осуществлять?

  • какие чувства возникали у участников тренинга, когда они двигались мощно? А тогда, когда двигались легко? и т. д.

  • какие отношения к себе, к другому связаны для участников с тем или иным типом движений?

  • какие движения не получались, каким движениям хотелось бы научиться?

  • какова зависимость между межличностной дистанцией и отношением к человеку? Что чувствовали участники, когда в их персональное пространство вторгались другие люди? Одинаково ли они себя ощущали при взаимодействии с разными людьми?


УПРАЖНЕНИЕ «ТАНЕЦ С САМИМ СОБОЙ»

Цели: осознание своих танцевально-экспрессивных особенностей;

Самопознание и самопринятие.

Время: 20-40 минут.

Материал: Зеркальная стенка; медленная, спокойная музыка (например, мелодии в исполнении оркестра под управлением П. Мориа).

Встаньте перед зеркалом. Всматривайтесь несколько секунд в свое отражение. Вы слышите медленную музыку. Начните совершать спонтанные движения головой, руками, всем телом. Следуйте за вашими чувствами, за вашим внутренним ритмом. Вглядывайтесь в свое отражение в зеркале. Представьте себе, что вы видите себя впервые. Каково ваше первое впечатление? Как бы вы отнеслись к человеку, которого вы видите в зеркале? Что есть в вашем танце, что характеризует именно вас, вашу индивидуальность, что отличает вас от других. Танцуйте, пробуйте совершенно новые движения, не бойтесь экспериментировать!

Обсуждение: Охарактеризуйте в нескольких словах ваш собственный танец. Какие ассоциации, метафоры приходят вам в голову по поводу танца вашего зеркального отображения? Ваше отношение к человеку, увиденному в зеркале?

Комментарии к занятию № 2

В силу тесной связи движения и эмоций, экспериментирование с различными типами движений приводит к осознанию участниками тренинга некоторых своих привычных, шаблонных эмоциональных состояний и отношений. Кроме этого, участникам группы становятся доступны не только собственные ограничения, но и перспективы развития. Мы можем тут же пробовать необычные, неиспользуемые паттерны движений, осознавая возникающие чувства и связывая их со своим опытом. Например, многие из участников говорят о том, что мощные движения пробуждают какую-то энергию, активность, целеустремленность, напор, даже агрессию, но такие движения практически отсутствуют в их жизни и им хотелось бы научиться им. Я прошу таких участников составить пару с теми членами группы, которые испытывают удовольствие при осуществлении мощных движений, и они начинают двигаться вместе, зеркально отражая друг друга.

Упражнение «Экспериментирование с движением по системе Р. Лабана» может предоставить участникам много тем для последующей работы, причем эти темы могут не повторяться в разных группах. Так, в одной из групп, участниками которой были учителя средней школы, после экспериментирования с прямыми (очень похожими на движения робота — они обычно очень не нравятся участникам тренинга) и непрямыми движениями возникла тема контроля. Эту тему задала одна из участниц, воскликнув после выполнения этого упражнения: «Удивительно, но мне очень нравятся прямые движения. Я чувствую себя защищенной, хотя и очень напряжена. Эти движения позволяют мне контролировать свое поведение и поведение других людей, «быть в рамках». Эти движения очень похожи на мое обычное состояние». В другой группе прямые-непрямые движения никак не «задели» участников, и мы продолжили дальше. В третьей группе возникла тема свободы и ограничений.

Известно, что мощные движения связаны с сильными отрицательными эмоциями. Поэтому при проведении второй части упражнения вы можете с ними столкнуться. Они могут быть отреагированы в безопасной обстановке группы. Приведу характерный пример. Однажды я проводила танцевально-экспрессивный тренинг для старшеклассников одного из лицеев города. Он был поставлен в расписание, поэтому они должны были его посещать, хотели они этого или не хотели. При этом принцип добровольности, конечно же, нарушался. На одно из занятий, где мы как раз экспериментировали с различными видами движений, пришла девушка. Она сильно опоздала, и я видела, что заниматься у нее не было никакого настроения. Она была чем-то сильно подавлена. Я предоставила ей возможность отсидеться, но она ею не воспользовалась. В течение всех разминочных процедур девушка еле шевелилась. Дошла очередь мощных движений. Неожиданно для меня эта участница стала активна, она с силой двигала своим телом, каждым движением как бы преодолевала какое-то препятствие. Наступил черед легких движений, но она спросила меня, можно ли ей продолжать делать мощные. Позже выяснилось, что ночью в подъезде собственного дома был убит ее дядя. Как хорошая ученица, она пошла на следующий день в школу, а ей хотелось плакать, было очень страшно и горько.


Занятие 3


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.