Заключительное упражнение «танец-хоровод» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Заключительное упражнение «танец-хоровод»

2020-05-07 158
Заключительное упражнение «танец-хоровод» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу — древнейшая форма танца); повышение групповой сплоченности.

Время: 15-20 минут.

Материалы: Народные мелодии.

Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, привнося в общий танец свои индивидуальные движения.


Комментарии к занятию № 1

Почему так необходимо выработать групповой ритуал начала и конца занятий? Отвечу на этот вопрос следующим примером. Я проводила танцевально-экспрессивный тренинг в группе, состоящей из самодеятельных актеров. Возраст участников этой группы колебался от 14 до 47 лет. Они занимались уже полмесяца, и следующие занятия приходились на майские праздники. В начале каждого занятия мы утверждали дату следующего. Но в этот раз быстро договориться о дате следующего занятия не получалось. Кто-то предлагал провести его прямо в праздник с выездом на природу, кто-то — перенести на время после праздников. Я сама не заметила, как включилась в бесконечную дискуссию. Так прошло полчаса, занятие все не начиналось, да и дата следующего занятия так и не определилась. Вдруг самый младший из участников, подросток 14 лет, вышел в центр круга и протянул руку вперед ладонью вверх (это было начало группового ритуала — один из участников протягивает руку ладонью вверх, остальные участники кладут свои руки на его ладонью вниз, последний участник разбивает пирамиду из рук). Я не сразу сообразила, что он делает, но вовремя опомнилась, встала и положила свою ладонь на его. Остальные участники продолжали спорить о дате. Постепенно от группы спорящих отделялся кто-то из участников и присоединялся к нам до тех пор, пока групповой ритуал не был выполнен полностью. Мы начали занятие, а по его окончании удивительно быстро договорились о следующей встрече. Основные функции подобных ритуалов — обозначать начало и конец занятия, снижать тревожность и объединять участников тренинга. Как правило, разминка и заключительное упражнение не обсуждаются. Обсуждение разминки «Ведущий и ведомые» проводится для того, чтобы дать возможность участникам высказать свои чувства и поделиться впечатлениями, ближе познакомиться друг с другом, отдохнуть после танцевального марафона. Не следует ожидать от членов группы каких-то глубоких интерпретаций, нужно довольствоваться той обратной связью, которой они сочтут нужной поделиться. Упражнение «Ведущий и ведомые» всегда вызывает большой интерес, бурю положительных эмоций, оно очень знакомо всем участникам — кто из нас в детстве не танцевал паровозиком? Тем не менее уже это первое упражнение может стать источником серьезной последующей работы. Так, например, во время выполнения этого упражнения одна из участниц поразила окружающих своим танцем, активным, выразительным, демонстративным, во время которого она очень энергично двигалась, «захватывая» пространство. Получив от группы определенную обратную связь, она замкнулась в себе и на следующий день, при выполнении разминки, продемонстрировала противоположную манеру поведения — отсутствовал контакт глаз с другими, движения были вялыми, размах движений и их количество были минимальными. К ней подошла другая участница и попыталась расшевелить ее, продемонстрировала то, что можно назвать «помогающим поведением»: брала ее за руки, пыталась ободрить, заглядывала ей в глаза. После упражнения я обратилась к группе с вопросом: «Кто пытался ободрить, помочь?». Прежде чем кто-либо успел ответить, сама «помощница» стала говорить: «Это я, я подошла! У меня всегда так». Проблема, которую заявила эта участница, были не очень удачные отношения с мужчинами — спутники оказывались «алкоголиками, тунеядцами, разгильдяями» (ведь ее опекающее поведение было именно тем, что им требовалось). Мы обсудили причины такого поведения. Женщина говорила о грузе ответственности за окружающих, о том, что они не поймут и не примут ее, если она будет больше внимания уделять себе в ущерб вниманию к другим. В ходе обсуждения был выработан танцевально-экспрессивный способ апробирования новых форм поведения, который бы позволил прочувствовать иную позицию в общении и получить обратную связь других людей (подробнее об этом случае — см. занятие четвертое). Таким образом, любое танцевальной упражнение может быть полезно для диагностики и дальнейшей работы, конечно, при этом надо представлять, что с этим дальше делать.

Музыку для первого упражнения выбирайте привычную для участников — это могут быть популярные именно на момент проведения тренинга песни известных исполнителей, как отечественных, так и зарубежных. Кроме этого, музыка должна быть провоцирующей — разной, с неожиданными поворотами, сменами стиля. Это побуждает участников к экспериментам.

Танец «Кто Я» хорошо проводить на первых занятиях сессии — оно дает возможность познакомиться, дает богатую информацию участникам друг о друге. Иногда на первом занятии не все успевают предъявить свою визитную карточку, тогда это упражнение продолжается в следующий раз. То, что участникам предоставляется возможность самим подобрать себе музыку, длительность и даже место самопрезентации (иногда они танцуют за кругом), повышает значимость этого достаточно игрового упражнения. Члены группы начинают воспринимать это упражнения как преодоление (действительно, попробуйте протанцевать свой танец перед группой людей, если вы этого никогда не делали раньше). После выполнения этого Упражнения доверие к группе резко повышается. Это видно и по невербальному поведению участников (они перестают демонстрировать закрытые позы, начинают во время обсуждения осуществлять контакт глаз не только с ведущим, а и с другими участниками группы) и по результатам специальных диагностических процедур (Цветовой тест отношений, рисуночный тест «Я и группа» — смотри следующую главу).

При проведении упражнения «Кто Я» имеет значение не только то, что показывают участники, но и то, как они интерпретируют экспрессивное поведение других. Во время обсуждения обнаруживается, что каждый из участников имеет свои интерпретационные схемы, и вместе с этим при интерпретации определенного невербального поведения имеются общие для всех моменты. Это позволяет группе сделать вывод, что при познании другого мы опираемся как на свойства познаваемого, так и на свою субъективность (привычные интерпретационные схемы, способ интерпретации и т. д.) а также осознать индивидуальные схемы интерпретации. Например один из участников танцевально-экспрессивного тренинга демонстрировал всякий раз очень жесткие схемы интерпретации в которых знак и значение им связывались однозначно и безапелляционно: «Она наклонила голову вправо — это означает то-то, потом она распласталась на полу — это то-то и т. д.». По поводу своих интерпретаций он вступал в дискуссию с группой, отстаивая именно этот вариант понимания того, что происходило. В результате обсуждения группа пришла к заключению, что понимание другого — сложный процесс установления связей между наблюдаемым Поведением и внутренними характеристиками, зависящий от многих факторов. Жесткость же подобных связей может быть источником разнообразных трудностей в общении и межличностных отношениях


Занятие 2


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.