Программа танцевально-экспрессивного тренинга — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Программа танцевально-экспрессивного тренинга

2020-05-07 750
Программа танцевально-экспрессивного тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА ТАНЦЕВАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОГО ТРЕНИНГА


Основные методические приемы:

 

1.
индивидуальный спонтанный танец, отражающий уникальную индивидуальную манеру исполнителя;

2.
диадный танец, при исполнении которого участники получают опыт взаимодействия с совершенно разными с точки зрения темпераментных и характерологических свойств личностями, а также возможность изучения характерных для них паттернов близких эмоциональных отношений;

3.
групповой танец, при исполнении которого участники получают опыт множественного взаимодействия с другими и многократного отражения себя в других людях;

4.
групповой круговой танец, который дает участникам чувства принадлежности, сопричастности, общности, солидарности;

5.
кинестетическая эмпатия (эмпатическое принятие партнера путем отзеркаливания его движений) дает уникальный опыт «соприкосновения» с личностью другого через экспрессию, а также развивает способность к установлению и поддержанию отношений с другим человеком;

6.
ритмическая групповая активность (совместное движение группы под единый ритм). Совместное движение приводит к возникновению общих позитивных чувств участников;

7.
экспериментирование с движением и прикосновением;

8.
целенаправленный выбор темы танцевального взаимодействия;

9.
использование невербальных ритуалов начала и конца занятия;

10.
запуск разнообразных видов обратной связи: от безоценочной описательной обратной связи до творческой интерпретации личности другого.

 

Условия тренинга

Данный тренинг может быть применен в реальных группах численностью от 8 до 18 человек либо в специально созданных для тренинга группах. Предпочтительным является гетерогенный состав группы (по полу, возрасту, национальной принадлежности, вероисповеданию и т. д.), так как именно он предоставляет максимальное разнообразие способов и видов реагирования, чувствования, межличностных отношений. Гомогенный состав тренинговой группы рекомендуется в том случае, если в тренинге участвуют люди с двигательными нарушениями, либо когда подобный состав группы необходим для большей сплоченности и доверия в группе (например, когда участники тренинга — люди, склонные к излишней полноте). Известно, что однородность группы имеет свои плюсы: такие группы более сплочены, менее конфликтны, предоставляют ее участникам большую поддержку и имеют лучшую посещаемость. При подборе группы не рекомендуется использовать уровни танцевального мастерства участников в качестве критерия для отбора. Как показывает опыт, уже через несколько занятий тот, кто казался «худшим» танцором, вдруг начинает демонстрировать такие танцевальные возможности, что характеристика «умеет — не умеет танцевать» становится несущественной для работы в группе.

Принципы работы группы

В качестве принципов работы групп танцевально-экспрессивного тренинга используются традиционные принципы социально-психологического тренинга: 1) принцип добровольности участия; 2) принцип постоянства состава; 3) принцип «здесь и теперь»; 4) принцип конфиденциальности; 5) принцип открытого выражения чувств; 6) принцип ответственности; 7) принцип активности; 8) право говорить «нет». Правда, следование некоторым принципам в рамках танцевально-экспрессивного тренинга имеет некоторую специфику. Например, принцип добровольности участия. В первую очередь, он касается самого участия в тренинге, оно, конечно же, должно быть добровольным. Этот же принцип распространяется и на участие в разного рода танцевальных упражнениях и процедурах. Но танец — это большой шаг в сторону самораскрытия, личного, обнажения, и если не побуждать разными способами членов группы к активным действиям, то все они будут постоянно пользоваться своим правом на добровольность участия.

В качестве таких способов можно использовать:

 


  • личный пример (этим способом не стоит);

  • убеждение участников попробовать новое, обоснование «психологической пользы» от участия в том или ином упражнении;

  • вовлечение во взаимодействие за счет реагирования на невербальные намеки участников тренинга, установления с ними невербальной связи;

  • индивидуальные «задания» для каждого из участников, которые за счет своей адресности не позволяют от них отказаться;

  • поощрение активных участников;

  • образование пар для выполнения определенных упражнений из активного и неактивного участника;

  • предоставление группе решать, что и как делать.


Вместе с этим иногда даже все вышеназванные способы не дают результата, и вы оказываетесь в ситуации, когда один из участников группы никак не соглашается танцевать. Тем не менее покидать группу он не собирается. Если группа не против такого участника, оставьте все как есть. Этот участник еще сыграет свою роль. В моей практике был такой случай. В группе волонтеров молодежного телефона доверия, с которой я проводила танцевально-экспрессивный тренинг, оказался парень, который с большим удовольствием подбирал для занятий музыку, устанавливал всякий раз аппаратуру, наблюдал, участвовал в обсуждениях, но наотрез отказывался танцевать. После всех ухищрений по вовлечению этого участника в процесс я наконец оставила его в покое. Через пять лет после окончания тренинга мы встретились. Он рассказал мне, что они с группой (а это была реальная группа, существующая и до тренинга) часто встречаются и вспоминают Тренинг. Рассказал, как сложилась жизнь у членов группы, и заметил, что ему-то как раз тренинг помог больше всех. Я очень удивилась. На что он заметил, что пока другие активно действовали, он наблюдал, переживал, анализировал, идентифицируясь с членами группы. И он очень благодарен группе за то, что она приняла его таким, какой он был.

Режим работы: программа тренинга рассчитана на 8 занятий по 3 часа каждое. Общая продолжительность тренинга — 24 часа. Рекомендуется проводить занятия 2 раза в неделю в течение месяца. Приведенные в главе 6 результаты тренинга и динамика отношений участников в его процессе тренинга касаются именно такого режима работы. Вместе с этим к описанной ниже программе можно относиться как к банку упражнений и техник, которые можно модифицировать, компилировать, объединять в трехдневные и однодневные тренинги, использовать в любых других тренинговых программах в качестве дополнительных процедур.

Технико-методическое оснащение тренинга:

 

1.
Аннотация к тренингу с указанием основных понятий и явлений, с которыми будет работать тренер (Приложение 1).

2.
Экскурс в теорию отношений — в помощь ведущему танцевально-экспрессивного тренинга (Приложение 2).

3.
Диагностические процедуры для отслеживания результатов и эффектов тренинга (Приложение 3).

1.
Аудиоаппаратура.

2.
Музыкальные инструменты: бубен, тамбурин, барабан.

3.
Музыкальные записи различных стилей и направлений.

 

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Структура занятий. Каждое занятие состоит из вводной части (разминки, «разогрева»), одного-двух основных упражнений, на которые приходится максимум времени, эмоциональной насыщенности, и заключительной части.

Структура описания упражнений. Описание каждого упражнения содержит в себе следующие пункты: цели, время, материалы, описание проведения, схемы обсуждения.


Занятие 1

Ведущий знакомит участников с целями тренинга и принципами работы группы: 1) принцип добровольности участия; 2) принцип постоянства состава; 3) принцип «здесь и теперь»; 4) принцип конфиденциальности и пр., которые обсуждаются и принимаются членами группы. Также он рассказывает о психотерапевтических, психологических и социально-психологических функциях танца, делает экскурс в его историю. Это необходимо для первичной «индоктринации» (термин М. М. Огинской, М. В. Розина, 1991) участников тренинга, для создания общих для всех участников представлений о психологической пользе и эффективности разнообразных танцевально-экспрессивных техник, для придания значимости последующим занятиям.

На этом же этапе группой могут быть разработаны ритуалы начала и окончания занятий. Как правило, ритуалы предлагаются участниками группы, затем обсуждаются и выбираются наилучшие с точки зрения всей группы. Это может быть один и тот же ритуал для начала и окончания занятий, главное, чтобы он был невербальным и не занимал много времени, не превращаясь еще в одно упражнение для разминки. Если группа затрудняется в выборе ритуала или не видит пока в нем смысла, то можно отложить его выработку до следующего занятия, дав возможность участникам тренинга самостоятельно прийти к совместному решению. Самостоятельно выработанный ритуал группа выполняет затем с большим энтузиазмом, чем предложенный ведущим.

УПРАЖНЕНИЕ ТАНЕЦ «КТО Я?»

(«ТАНЕЦ - ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА»)

Цели: Самопрезентация учстников; запуск интерпретационных процессов в группе; исследование самоотношения участниками группы.

Время: 1-1,5 часа.

Материалы: Музыкальное сопровождение по выбору участников.

Описание проведения: Группа садится в круг. Ведущий дает инструкцию: «Мы с вами — члены племени, где основное средство общения — танец. При знакомстве там люди спрашивают друг у друга: «Как ты танцуешь?». Ваша задача — протанцевать танец, который позволил бы остальным участникам познакомиться с вами, танец — визитную карточку». Один из участников выходит в центр круга и танцует свой танец под выбранную им музыку. По окончании танца каждого из участников члены группы обмениваются впечатлениями. Упражнение длится до тех пор, пока все не побывают в центре круга.

Возможны также разнообразные вариации этого упражнения, связанные с выражением в танцевальной форме традиционных компонентов Я — концепции: «Я — реальное», «Я — идеальное», «Я — глазами других». Например: один из участников выходит в центр круга и танцует сначала танец «Какой я есть на самом деле», затем — танец «Каким бы я хотел быть», после этого — «Каким меня видят другие». Для начала тренинга такой вариант тяжеловат, его можно использовать в том случае, когда для группы станут актуальными социально-перцептивные аспекты общения; проблемы групповых и межличностных ожиданий; вопросы, связанные с пониманием, что я есть для себя и других. Танец в данном случае выступает материалом для последующего обсуждения, организовать которое становится главной задачей ведущего.

Обсуждение: Что чувствовали участники — наблюдатели и сами танцующие? Какие образы, ассоциации возникали в связи с танцем центрального участника? Как в нескольких словах можно охарактеризовать танец того или иного члена группы? Каковы характерные особенности танцевальной экспрессии участников? Насколько отличаются танец «Я — реальное» от танца «Я — идеальное»? Танец был направлен на самовыражение или на взаимодействие с другими?

Комментарии к занятию № 2

В силу тесной связи движения и эмоций, экспериментирование с различными типами движений приводит к осознанию участниками тренинга некоторых своих привычных, шаблонных эмоциональных состояний и отношений. Кроме этого, участникам группы становятся доступны не только собственные ограничения, но и перспективы развития. Мы можем тут же пробовать необычные, неиспользуемые паттерны движений, осознавая возникающие чувства и связывая их со своим опытом. Например, многие из участников говорят о том, что мощные движения пробуждают какую-то энергию, активность, целеустремленность, напор, даже агрессию, но такие движения практически отсутствуют в их жизни и им хотелось бы научиться им. Я прошу таких участников составить пару с теми членами группы, которые испытывают удовольствие при осуществлении мощных движений, и они начинают двигаться вместе, зеркально отражая друг друга.

Упражнение «Экспериментирование с движением по системе Р. Лабана» может предоставить участникам много тем для последующей работы, причем эти темы могут не повторяться в разных группах. Так, в одной из групп, участниками которой были учителя средней школы, после экспериментирования с прямыми (очень похожими на движения робота — они обычно очень не нравятся участникам тренинга) и непрямыми движениями возникла тема контроля. Эту тему задала одна из участниц, воскликнув после выполнения этого упражнения: «Удивительно, но мне очень нравятся прямые движения. Я чувствую себя защищенной, хотя и очень напряжена. Эти движения позволяют мне контролировать свое поведение и поведение других людей, «быть в рамках». Эти движения очень похожи на мое обычное состояние». В другой группе прямые-непрямые движения никак не «задели» участников, и мы продолжили дальше. В третьей группе возникла тема свободы и ограничений.

Известно, что мощные движения связаны с сильными отрицательными эмоциями. Поэтому при проведении второй части упражнения вы можете с ними столкнуться. Они могут быть отреагированы в безопасной обстановке группы. Приведу характерный пример. Однажды я проводила танцевально-экспрессивный тренинг для старшеклассников одного из лицеев города. Он был поставлен в расписание, поэтому они должны были его посещать, хотели они этого или не хотели. При этом принцип добровольности, конечно же, нарушался. На одно из занятий, где мы как раз экспериментировали с различными видами движений, пришла девушка. Она сильно опоздала, и я видела, что заниматься у нее не было никакого настроения. Она была чем-то сильно подавлена. Я предоставила ей возможность отсидеться, но она ею не воспользовалась. В течение всех разминочных процедур девушка еле шевелилась. Дошла очередь мощных движений. Неожиданно для меня эта участница стала активна, она с силой двигала своим телом, каждым движением как бы преодолевала какое-то препятствие. Наступил черед легких движений, но она спросила меня, можно ли ей продолжать делать мощные. Позже выяснилось, что ночью в подъезде собственного дома был убит ее дядя. Как хорошая ученица, она пошла на следующий день в школу, а ей хотелось плакать, было очень страшно и горько.


Занятие 3

УПРАЖНЕНИЕ «ШМЕЛИ И ЛЕБЕДИ»

Цели: развитие способности «вчувствования» в другого человека; осознание существования определенных барьеров общения; нахождение участниками «своего» ритма (экспрессивно-ритмического стиля движений); самопознание и взаимопознание; запуск интерпретационных процессов в группе; актуализация отношений в группе.

Время: 1—1,5 часа.

Материал: Музыкальная запись, в которой одновременно прослеживались бы и быстрый и медленный ритмы (напр., дуэт «Milli Vanilli», композиция «MA Baker»).

Выполнение упражнения состоит из нескольких этапов. На первом этапе участники прослушивают музыку, выделяя в ней медленный и быстрый ритмы. Затем они танцуют, двигаясь спонтанно, но следуя лишь медленному ритму. Потом под ту же мелодию свободно самовыражаются, следуя быстрому ритму, отмечая для себя, какой ритм для них естественнее, ближе.

На втором этапе участники делятся на две группы, одна из которых —«шмели», а другая — «лебеди». Задача участников на этом этапе — понравиться представителям противоположного стиля, показать свои лучшие стороны. Снова звучит музыка, и танцуют «шмели», двигаясь быстро и динамично. «Лебеди» тем временем наблюдают, выбирая себе пару. Затем танцуют «лебеди», двигаясь плавно и медленно. «Шмели» тем временем следят за танцем. По окончании танца «шмели» и «лебеди» образуют пары.

На третьем этапе выполнения упражнения «шмели» и «лебеди» танцуют в парах на некотором расстоянии друг от друга, не приближаясь и осознавая возникающие чувства. Затем «шмели» и «лебеди» постепенно начинают приближаться друг к другу, стараясь сохранить каждый свой ритм. Наконец, на заключительном этапе упражнения «шмели» и «лебеди» танцуют, взявшись за руки, следуя каждый своему ритму.

Обсуждение: Обсуждение проводится сначала в парах, а затем в группе. Какие чувства появились во время танца «шмеля»? А «лебедя»? А во время танца в паре? Какой экспрессивно-ритмический стиль движений — «шмеля» или «лебедя» вам ближе?Какие черты поведения характерны, на ваш взгляд, в реальной жизни «шмелю»? А «лебедю»? Почему вы выбрали себе в партнеры именно этого «шмеля» («лебедя»)? Опишите в нескольких словах вашего партнера — «шмеля» («лебедя»). Какой он, что он любит, с кем он общается, как относится к «шмелям»? А к «лебедям»? Опишите в нескольких словах себя как «шмеля» («лебедя»). Что вы любите, общество кого («шмелей» или «лебедей») вы предпочитаете и т. д.

РАЗМИНКА «ТАНЕЦ -ЗАГАДКА»

Цели: интенсификация обратной связи относительно особенностей экспрессии каждого участника группы; осознание участниками своих экспрессивных особенностей, социально-психологических и личностных характеристик.

Время: 20—40 минут.

Материал: Музыкальное сопровождение по выбору участников.

Группа становится в круг. Один из участников выбирает музыкальное сопровождение и танцует, имитируя наиболее характерные особенности экспрессии кого-либо из присутствующих. Остальные пытаются угадать, кто был загадан. По окончании танца участник приглашает следующего и становится на его место.

Обмен чувствами «здесь и теперь».

Анализируются специфические для каждого танца экспрессивные особенности, а также черты характера, состояния, отношения, которые могут находить выражение в экспрессии.

УПРАЖНЕНИЕ «ТАНЕЦ ВСЛЕПУЮ»

Цели: актуализация системы отношений в группе; запуск интерпретационных процессов в группе; осознание участниками собственной системы отношений: к себе, к другим, к миру.

Время: 2 часа.

Материал: Эстрадно-инструментальные и блюзовые композиции лирического характера (например, «Dire Straits»), платок (чтобы завязать глаза).

Группа садится в круг, по периметру зала, в котором проводятся занятия. Один из участников становится в центр с завязанными глазами. Звучит музыка. Центральный участник начинает двигаться. К нему подходит член группы и вступает во взаимодействие, которое длится 3—5 минут (обычно столько, сколько длится музыкальная композиция, но время взаимодействия участников не ограничено — оно может закончиться раньше музыки или длиться в течение нескольких композиций), после чего садится на место. Затем к центральному участнику подходит следующий член группы. Очередность подхода членов группы не известна центральному участнику. Задача центрального участника — осознавать возникающие чувства и по окончании взаимодействия описать своего партнера и свой танец с ним. Задача центрального участника осложнена тем, что ведущей у него становится тактильная система отражения. Задачей партнера центрального участника является также следование своим чувствам, но из-за того, что у центрального участника блокирован зрительный анализатор, инициатива в установлении контакта и в выходе из контакта ложится на него. Ведущий объясняет участникам, что при возникновении трудностей для прерывания контакта нужно подать знак, по которому он выключит музыку, тем самым создав искусственную ситуацию окончания контакта.

После каждого взаимодействия центрального участника с членом группы ведущий просит его поделиться своими чувствами, возникшими во время танца с партнером, и ответить на некоторые вопросы, а именно: «Опишите, пожалуйста, человека, с которым вы сейчас танцевали», «Возникло ли ощущение контакта, понимания?», «Что это был за танец?», «Какие чувства вы испытывали во время этого танца?», «Как вы думаете, что испытывал ваш партнер?», «Если бы я попросила вас на основании полученного только что опыта оценить вашего партнера по 10-балльной шкале, где 0 баллов — партнер мне совершенно не подходит, а 10 баллов — идеальный партнер, то как бы вы это сделали? Под словом партнер здесь подразумевается не партнер по танцам, а партнер в близких эмоциональных отношениях, например спутник жизни, близкий друг». Последним задается вопрос: «Назовите, кто из участников мог бы быть вашим партнером, с кем из участников вы только что танцевали?». Все вопросы задаются центральному участнику по окончании его взаимодействия с членом группы «по горячим следам», участник при этом не снимает повязки с глаз и может стоять или сидеть, по желанию. Вопросы центральному участнику может задать любой член группы. По окончании взаимодействия центрального участника со всеми членами группы проводится общее обсуждение. Центральный участник снимает повязку, садится в круг. Нужно дать ему немного времени, чтобы адаптироваться к своему состоянию.

Упражнение может продолжаться до тех пор, пока каждый желающий не побывает центральным участником (это упражнение может выполняться в течение нескольких занятий, до тех пор, пока есть желающие побывать центральным участником и энтузиазм у остальных членов группы).

В ряде случаев ведущий может посоветовать кому-то из членов группы стать центральным участником, аргументировав причину, но не настаивая в случае отказа. Иногда возможен возврат к этому упражнению по прошествии некоторого времени.

Обсуждение: Каковы были чувства членов группы во время взаимодействия с центральным участником? Трудно ли было брать на себя инициативу в установлении и прерывании контакта? Была ли ситуация неравенства, смоделированная в этом упражнении (один видит, другой — нет) для кого-то из участников обязывающей взять на себя ответственность за другого? Как вы себя чувствовали при этом? С какими партнерами центральному участнику было легко взаимодействовать, а с какими нет? Почему? Какой из партнеров центрального участника был для него «идеальным», какой совершенно неподходящим? Есть ли что-то общее во взаимодействии центрального участника с теми членами группы, кого он впоследствии назвал «идеальными» партнерами?

Занятие 5

Виды отношений личности

Как правило, в качестве критериев выделения видов отношений и психологии выступают различные параметры отношений, например знак отношений, степень интенсивности, модальность и т. д. На настоящий момент в психологической литературе описано более 20 параметров отношений и, соответственно, выделены различные виды отношений.

Первая группа параметров — это формально-динамические параметры отношений: знак, интенсивность, направленность и т. д. На основе такого параметра, как знак отношений, выделены положительные, отрицательные, нейтральные и амбивалентные (наличие как позитивного, так и негативного отношения к одному и тому же явлению). Выделяются три вида направленности отношения: 1) отношение к предметам внешнего мира; 2) отношение к человеку и группе людей; 3) отношение к себе. По степени устойчивости отношения делятся на устойчивые и неустойчивые; по критерию прочности — на прочные и непрочные; по степени глубины — на глубокие и поверхностные; по параметру стереотипности — на индивидуализированные и стереотипные отношения. На основании степени соответствия внешнего выражения внутреннему содержанию выделяют истинные и неистинные отношения, по степени осознанности — осознанные и неосознанные.

Вторая группа параметров — это содержательные характеристики отношений, их качество, или модальность. На основе модальности отношений можно выделить отношения дружбы, вражды, симпатии, привязанности, любви, антипатии, неприязни, ненависти и т. д.

К третьей группе критериев относятся этические критерии. По этическому критерию устанавливают отношения кооперации, обмена, объединения личностей как индивидуальностей; высший тип отношений — утверждение в другом человечности.

Четвертая группа критериев связана с этапами формирования личности. В соответствии с ними выделяют отношения, формирующиеся в период «бессознательного детства», и отношения, складывающиеся в течение сознательной жизни человека.

К пятой группе принадлежат те критерии, которые следуют из видов деятельности человека и структуры его личности. В соответствии с ними в психологии зафиксированы предметно-практические взаимоотношения, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, волевые, ролевые, правовые, моральные, нравственные, коллективистические отношения. Близко к этой классификации деление отношений на основе критерия выраженности в них эмоциональных компонентов: деловые и эмоциональные отношения. К шестой группе относятся те критерии, которые фиксируют одновременно степень близости или дистантности между партнерами; валентность, то есть позитивность — негативность отношений; вид позиции или «пристройки» друг к другу в процессе общения. На этих основаниях выделяют следующие отношения: близкие (Мы); далекие (Они); позитивные (Свои); негативные (Чужие); отношения снизу (Вы); отношения сверху (Ты). К этому типу классификаций принадлежат и те, в которых в качестве критерия рассматривается ролевая позиция партнера и степень близости между людьми, степень знакомства: отчужденные, приятельские, товарищеские, дружеские, интимные, любовные, супружеские, родственные отношения.

К седьмой группе критериев принадлежат те, которые указывают на степень конструктивности складывающихся отношений; выделяют деструктивные и конструктивные отношения.

К восьмой группе относятся критерии взаимности отношений (симметричные — асимметричные отношения), степень их субъектности, «личностности» (отношения персонификации и отношения персонализации).

Классификации видов отношений на основе их модальности (психологического содержания) являются наиболее противоречивыми. Одни и те же отношения обозначаются различными терминами, что приводит к псевдоразличиям в классификациях видов отношений. Так, В. Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды. В то же время Л. Я. Гозман и Ю. Е. Алешина выделяют отношения симпатии и любви, включая уважение в качестве компонента в структуру отношения симпатии. В. В. Столиным эмпирически выделены 3 биполярные шкалы: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность, соответствующие шести видам отношений. А. Кроник и Е. Кроникдля обозначения этих же биполярных шкал используют понятия «валентность», «позиция» и «дистанция», также выделяя позитивные — негативные отношения, отношения снизу — отношения сверху, близкие — далекие отношения. Тем не менее отсутствие в психологии единой классификации видов отношений совершенно оправдано, потому что отношения личности являются сложным образованием. Они в принципе не могут быть сведены к какому-либо одному виду. Факторы формирования и изменения системы отношений личности

В психологии принято выделять четыре группы факторов, опосредующее возникновение и динамику отношений личности (к себе, к Другому, к миру). К первой группе факторов традиционно относят факторы, детерминирующие становление и развитие системы отношений человека в онтогенезе: 1) врожденная потребность и способность человека устанавливать взаимоотношения с другими людьми; 2) ранние, непосредственные формы взаимодействия в системе «мать-ребенок»; 3) культурно-фиксированные нормы, традиции, отношения взаимоотношений; 4) возрастные кризисы развития человека которые рассматриваются как разрушение старой и формированной системы отношений.

Ко второй группе факторов динамики отношений (их часто называют «личностные» факторы) относятся различные свойства субъекта отношений: социально-демографические характеристики (пол, возраст, национальность, место проживания и т. д.); социальные характеристики (образование, профессия); индивидные характеристики (конституция, внешность); особенности вербального и невербального поведения. Особое место в этой группе факторов изменения отношений занимают такие социально-психологические и личностные особенности субъектов отношений, как статус, роль, уровень самораскрытия, самооценка, уровень общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроль, социальная смелость, доминантность, особенности мотивационно-потребностной сферы и характеристики когнитивной сферы (когнитивная простота — сложность). Кроме того, важным фактором формирования и изменения отношений между людьми является система отношений каждого из субъектов отношений. Такие компоненты системы отношений человека, как отношение к себе и отношение к обобщенному Другому, опосредуют динамику его реальных межличностных отношений. Ко второй группе факторов изменения отношений, главным образом межличностных, относится и такой фактор, как определенное сочетание социально-демографических, социально-психологических, личностных особенностей субъектов отношений, а именно: сходство социально-демографических характеристик, ценностных ориентации, ролевых установок, взаимных оценок партнерами друг друга; определенное сочетание (как сходство, так и комплементарность) личностных свойств; мера взаимного удовлетворения межличностных потребностей. Особенности взаимодействия партнеров (характер обращения и процесс взаимного самораскрытия), а также сознательная, целенаправленная регуляция личностью своих отношений и история развития отношений в паре в целом также выступают в роли факторов изменения отношений. Так, развитие супружеских отношений во многом зависит от того, как складывались отношения в паре в добрачный период. Изучению этих факторов в психологии придается особое значение, так как иногда отношения между партнерами сохраняются вопреки всем объективным предпосылкам их распада, и прекращаются, несмотря на благополучный прогноз их развития.

Третья группа факторов (так называемые «ситуативные» факторы) включает в себя фактор времени; экологический фактор (физические условия общения); фактор пространственной близости; культурно-исторический фактор (влияние культурных норм и ценностей на становление и развитие конкретных отношений и взаимоотношений личности) и такой фактор, как «жизненное событие» («трудная ситуация», «субъективно-значимая ситуация»). Данная группа факторов в психологии называется также «внешней детерминацией», что подчеркивает обусловленность динамики отношений рядом независящих от субъекта переменных. Но ситуация для личности становится «жизненной», «трудной», «субъективно-значимой» только тогда, когда она преломляется через систему жизненно важных ценностей и личностных смыслов (то есть через внутренние, «личностные» факторы).

К четвертой группе факторов формирования и динамики отношений относятся процессы групповой динамики, а именно: процесс образования малой группы и движения ее с уровня на уровень, процессы лидерства и руководства, процессы принятия групповых решений, групповое сплочение, давление, контроль, групповые конфликты, а также цели и задачи совместной групповой деятельности. Этот тип факторов называется «групповая детерминация» или «групповые» факторы.

Литература

 

1.
Абулъханова-Славская Н. А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. - М, 1981.

2.
Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996.

3.
Анцыферова Л. И. Личность с позиций динамического подхода //Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. — М.: Наука, 1990.

4.
Бодалев А. А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В. Н. Мясищева) // Вопросы психологии. — 1993. — № 2.

5.
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ,.1987.

6.
Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. — М.: 1989.

7.
Лазурский А.Ф., Франк С. Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. «Русская школа», 1912.

8.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск: Изд-во «Петроком», 1992.

9.
Мясищев В. Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости // Социальная психология личности.—Л., 1974.

10.
Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. - М., 1995.

11.
Обозов Л. Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лыбидь, 1990.

12.
Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. — 1994. — № 6.

13.
Сталин В. В., Голосова Н. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. — 19S2. — № 2.

 

Приложение № 3

ПРОГРАММА ТАНЦЕВАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОГО ТРЕНИНГА


Основные методические приемы:

 

1.
индивидуальный спонтанный танец, отражающий уникальную индивидуальную манеру исполнителя;

2.
диадный танец, при исполнении которого участники получают опыт взаимодействия с совершенно разными с точки зрения темпераментных и характерологических свойств личностями, а также возможность изучения характерных для них паттернов близких эмоциональных отношений;

3.
групповой танец, при исполнении которого участники получают опыт множественного взаимодействия с другими и многократного отражения себя в других людях;

4.
групповой круговой танец, который дает участникам чувства принадлежности, сопричастности, общности, солидарности;

5.
кинестетическая эмпатия (эмпатическое принятие партнера путем отзеркаливания его движений) дает уникальный опыт «соприкосновения» с личностью другого через экспрессию, а также развивает способность к установлению и поддержанию отношений с другим человеком;

6.
ритмическая групповая активность (совместное движение группы под единый ритм). Совместное движение приводит к возникновению общих позитивных чувств участников;

7.
экспериментирование с движением и прикосновением;

8.
целенаправленный выбор темы танцевального взаимодействия;

9.
использование невербальных ритуалов начала и конца занятия;

10.
запуск разнообразных видов обратной связи: от безоценочной описательной обратной связи до творческой интерпретации личности другого.

 

Условия тренинга

Данный тренинг может быть применен в реальных группах численностью от 8 до 18 человек либо в специально созданных для тренинга группах. Предпочтительным является гетерогенный состав группы (по полу, возрасту, национальной принадлежности, вероисповеданию и т. д.), так как именно он предоставляет максимальное разнообразие способов и видов реагирования, чувствования, межличностных отношений. Гомогенный состав тренинговой группы рекомендуется в том случае, если в тренинге участвуют люди с двигательными нарушениями, либо когда подобный состав группы необходим для большей сплоченности и доверия в группе (например, когда участники тренинга — люди, склонные к излишней полноте). Известно, что однородность группы имеет свои плюсы: такие группы более сплочены, менее конфликтны, предоставляют ее участникам большую поддержку и имеют лучшую посещаемость. При подборе группы не рекомендуется использовать уровни танцевального мастерства участников в качестве критерия для отбора. Как показывает опыт, уже через несколько занятий тот, кто казался «худшим» танцором, вдруг начинает демонстрировать такие танцевальные возможности, что характеристика «умеет — не умеет танцевать» становится несущественной для работы в группе.

Принципы работы группы

В качестве принципов работы групп танцевально-экспрессивного тренинга используются традиционные принципы социально-психологического тренинга: 1) принцип добровольности участия; 2) принцип постоянства состава; 3) принцип «здесь и теперь»; 4) принцип конфиденциальности; 5) принцип открытого выражения чувств; 6) принцип ответственности; 7) принцип активности; 8) право говорить «нет». Правда, следование некоторым принципам в рамках танцевально-экспрессивного тренинга имеет некоторую специфику. Например, принцип добровольности участия. В первую очередь, он касается самого участия в тренинге, оно, конечно же, должно быт


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.