Этап 1. Знакомство с эмоциональным словарем — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Этап 1. Знакомство с эмоциональным словарем

2020-05-06 178
Этап 1. Знакомство с эмоциональным словарем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Коррекционная программа по развитию рефлексивного сознания у детей, воспитывающихся в детском доме, основывается на понимании, эмпатии со стороны психолога, помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность ребенку открыть свое «Я». Важная роль в этой программе отводится методу личностной перспективы, который помогает поверить в свои силы.
Первый шаг в коррекционно-развивающей программе — это формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими. Для этого надо вспомнить понятие, которое в психологии носит название «эмоциональный барьер». Он возникает как в общении, так и в индивидуальном действии ребенка.
Под эмоциональным барьером мы понимаем ситуацию, когда человек не может реально совершать эффективные действия: он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основание которых эмоция, возникшая в результате неуспешного действия.
Переживание эмоции является первой ступенью, ведущей к рефлексии. Переживание должно стать пусковым механизмом для осмысления того, почему мы это переживаем. Чтобы дети осознавали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду и т.д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Здесь необходимо поговорить об эмпатии. Под эмпатией подразумевают способность к пониманию и сопереживанию эмоций других людей. Умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности. В то же время неумение осмыслить эмоции может привести к возникновению «эффекта толпы», когда группа, зараженная, например, общей эмоцией гнева, совершает насильственный акт.
Важным является дальнейшее движение к децентрации — способности ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей. Дети из детского дома эгоцентричны, они испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому посредством специально организованных групповых занятий в условиях детской общности ребенок развивает способность к сопереживанию и осмыслению эмоций другого. Но прежде надо понять причину и механизм возникновения эмоций. Так, например, ребенок, проигрывая сцены, будет оценивать ситуацию, самостоятельно искать и осмысливать более эффективные способы решения проблемы, отраженной в литературном этюде, учиться овладевать эмоциями и соотносить свои действия с чувствами окружающих, быть ответственным за принятое решение.
Предъявляемая мною программа развития рефлексивного сознания младших школьников детского дома опирается на теоретический материал и практический опыт работ Хухлаевой О.В., Чистяковой М.И., Овчаровой Р.В. Программа включает три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, так как именно такое построение программы содействует развитию самосознания в единстве всех его компонентов и рефлексии детей. Длительность программы — 6,5 месяцев, 2 занятия в неделю по 40–45 минут.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

ЭТАП 1. ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СЛОВАРЕМ

ЗАНЯТИЕ 1. НАШИ ЧУВСТВА

Цели. Создать в группе эмоционально благоприятный фон; познакомить детей с разными чувствами и состояниями; развивать умение соотносить цветовую гамму с образом.

Ход занятия

Часть 1

Упражнение «Импульс».

Дети сидят в кругу, взявшись за руки. Ведущий посылает сигнал — сжимает руку рядом сидящему, тот в свою очередь передает сигнал следующему.
Таким образом сигнал начинает бегать по кругу.

Часть 2

Работа с пиктограммами (радость, огорчение, страх, гнев, удивление, стыд).
Ведущий задает детям вопросы.

  • Какие взрослые тебе больше всего нравятся?
  • Каким чаще всего бываешь ты?
  • Каким чаще всего бывает твой друг (подруга)?
  • Какая чаще воспитательница?

Далее каждый ребенок дорисовывает к каждой пиктограмме туловище, раскрашивает одежду человека тем цветом, который, по его мнению, подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.

Часть 3

Упражнение «Гномы».

Детям показывают гномов — грустного, радостного, спокойного, сердитого, испуганного, удивленного, злого — и предлагают соотнести цвет с данными образами. При обсуждении ведущий обращает внимание на то, почему ребенок выбрал именно этот цвет.

Часть 4

Упражнение «Зеркало».

Дети синхронно повторяют за ведущим его движения. Акцент переносится с физического действия на мимику лица и пантомимику тела.

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

  • Какие состояния вы испытали на нашем занятии?
  • Какие «маски» вы раскрасили в яркие цвета и почему?
  • Какие «маски» вы раскрасили в темные цвета и почему?
  • Что сегодня вам на занятии понравилось, а что нет?

ЗАНЯТИЕ 2. РАДОСТЬ

Цели. Снять психомышечное напряжение; развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного аппарата; учить изображать и определять эмоцию «радость».

Ход занятия

Часть 1

Игра «Четыре стихии».

Играющие сидят в кругу. Ведущий объясняет условия: «На слово «земля», все должны опустить руки вниз, на слово «вода» — вытянуть руки вперед, на слово «воздух» — поднять руки вверх, на слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим».

Игра «Снег».

Дети получают по листу белой бумаги, из которой они в течение трех минут делают «снег». Затем играющие по очереди подбрасывают вверх свои «снежинки», стараясь «засыпать» ими как можно больше окружающих. По окончании ведущий подводит итог: дети испытывали радость и подтверждение тому их улыбки и веселые лица.

Часть 2

Ведущий предлагает детям, в соответствии с его рассказом, сыграть несколько этюдов. Обращает внимание на выразительные движения, мимику.
Этюды выполняются под тихую, спокойную музыку.

Этюд «Цветок».

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Этюд «После дождя».

Жаркое лето, только прошел дождь.
Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

  • Какое состояние вы испытывали на занятии?
  • Как узнать, что другой человек радостный?

ЗАНЯТИЕ 3. УДИВЛЕНИЕ

Цели. Снять психомышечное напряжение; учить изображать и определять эмоцию «удивление»; способствовать принятию детьми друг друга.

Ход занятия

Часть 1

Упражнение «Повтори позу».

Ведущий по очереди изображает три позы, отражающие те эмоции, которые дети определяли на прошлых занятиях. Дети должны назвать их.

Часть 2

Ведущий предлагает детям изобразить сцены по отрывкам.

Отрывок «Фокус».

Фокусник посадил в чемодан кошку, закрыл его, но сразу же открыл. Там вместо кошки сидел петух! Вот это да! Мальчик очень удивился тому, что произошло.

Отрывок «Пятерка».

Ваня неважно учился, в основном на тройки. Однажды он пришел домой какой-то загадочный. Папа забеспокоился: уж не случилось ли чего? «Дай-ка твой дневник», — строго сказал он. И вдруг глаза его округлились: в дневнике у Вани было две пятерки!
После выполнения задания дети по просьбе ведущего вспоминают случаи, когда они больше всего удивлялись.

Часть 3

Игра «Ошибка».

Каждый раз, когда водящий ошибается при назывании игрока, остальные удивляются.

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам и заданиям.

  • Какое одинаковое для всех героев и нас состояние мы изображали?
  • У кого удивляться получалось лучше всех?
  • Нарисуйте на листе ватмана «маску» удивления.

ЗАНЯТИЕ 4. ИНТЕРЕС

Цели. Снять эмоциональное напряжение и конфликтность в группе; учить изображать и определять состояние «интерес»

Ход занятия

Часть 1

Игра «Путаница».

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Затем, не расцепляя рук, собираются в клубок. Водящий должен его распутать. Каждый из участников должен побывать в роли водящего.

Игра «Море волнуется...»

Часть 2

Часть 3

Игра «Гусеница».

Дети становятся в цепочку друг за другом, а между ними надувные шарики. Самый первый ведет остальных змейкой. Условие игры: не уронить шарик и не выйти из цепочки.

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

  • Какое состояние было у собачки, лисички?
  • Как узнать по лицу, что другому человеку интересно?
  • Кто из вас испытывал это состояние раньше?
  • Что понравилось, а что не понравилось на занятии и почему?

ЗАНЯТИЕ 5. ГОРДОСТЬ

Цели. Создать положительный эмоциональный фон; устранить страхи, сплотить группу; учить изображать и определять эмоцию «гордость».

Ход занятия

Часть 1

Игра «Бип».

Дети сидят на стульчиках в кругу. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, то тот, кого назвали, говорит: «Бип. Повтори позу». Ведущий по очереди изображает эмоции, которые были темами прошлых уроков, в том числе и гордость.

Часть 2

Ведущий предлагает сыграть два этюда.

Этюд «Песнь гуся».

Жил гусь. Рано утром выплыл он на середину озера и увидел в воде самого себя. Очень гусь сам себе понравился, Встрепенулся, расправил крылья и спел про себя песню: «Ах, какой я красивый, какой я прекрасный, тополя стройнее, снега белее, выше самой высокой горы, лапки мои солнца краснее, глаза чище северной воды!»

Дети изображают героя в действии: показывают, как гусь размышляет о себе, как меняется его поза во время внутреннего монолога.

Этюд «Царевна-лягушка».

Ведущий читает отрывок, где Елена Прекрасная величаво и гордо, словно пава, танцует.
Дети под музыку стараются показать танец царевны. Самый удачный танец ведущий отмечает.

Часть 3

Расслабление «На зеленой траве» под музыку.

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

  • Какое одинаковое для всех героев состояние мы испытывали?
  • Кто из вас испытывал это состояние, почему вы были горды за себя?

Расставание

Ученикам предлагается попрощаться, передав в словах «До свидания» состояние гордости, «гордо попрощаться».

Ход занятия

Часть 1

Часть 2

Этюд «Ой, ой, живот болит!»

У мальчика внезапно заболел живот, он страдает (поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, руки на животе).

Этюд «Маленькая обезьянка».

Плохо, очень плохо маленькой мартышке,
Руки посиневшие спрятала под мышки,
Съежилась на ветке, кашляет, чихает,
А холодный ветер все не утихает.
После выполнения задания работа по вопросам.

  • Что чувствует человек, когда ему больно, одиноко, неприятно?
  • Почему человек плачет?
  • В каких ситуациях мы печалимся, а в каких страдаем?

Далее ведущий предлагает, смотрясь в зеркало, изобразить сначала печальное, а потом и страдающее лицо.

Часть 3

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

  • О каком состоянии мы говорили сегодня?
  • Что испытывали мальчики и мартышка, как мы узнали об этом?
  • В каких ситуациях вы испытываете то же самое?

Расставание

Прощаясь, ведущий ласково прикасается к каждому ребенку, говорит «до свидания», желает всего доброго.

ЗАНЯТИЕ 7. ОБИДА

Цели. Снять психомышечное напряжение; способствовать принятию детьми друг друга; содействовать доброжелательной обстановке в группе; изучить чувство обиды; научить конструктивным способам работы с этим чувством.

Ход занятия

Часть 1

Игра «Льдышка».

Дети передают по кругу льдышку, изображая при этом движение на лыжах, коньках, плавание, скачки на лошади.

Игра «Фотография».

Ведущий показывает своей мимикой задуманное эмоциональное состояние, дети в точности повторяют его и называют.

Часть 2

Дети читают сказку.

«Жили два брата лисенка — старший и младший, друзья так их и называли: старший лисенок и младший лисенок. Однажды пришел к лисятам несчастливый день. Утром по дороге в школу они помогли старушке нести из магазина сумки и опоздали на урок, а учительница поставила им в дневники двойки. Обиделись на нее лисята, но по-разному: старший лисенок старался не показывать виду, что обиделся, а младший — весь день ходил надутым. Вечером мама пришла с работы усталой и, не разобравшись, надавала им шлепков. Еще больше обиделись лисята. Но старший, как и прежде, делал вид, что ему все нипочем, а младший еще больше надулся. К вечеру у лисят от обиды поднялась температура. Забеспокоились родители, вызвали доктора. Доктор быстро разобрался, что дело в обиде, и дал лисятам такой совет: если обиделись, не надо долго терпеть обиду или дуться. Лучше рассказать о ней обидчику, тогда обида растает сама собой, как мороженое в жаркий день. Рассказали лисята о своей обиде маме, а утром учительнице. Извинились перед лисятами взрослые. А лисята с тех пор твердо запомнили правило: «Ты обиду не держи, поскорее расскажи».

Далее следует работа по вопросам.

  • Почему обиделись лисята?
  • Как они себя вели и что из этого получилось?
  • Какой совет доктора им помог?
  • Как ты ведешь себя, когда обижаешься, и что при этом чувствуешь?
  • В какой цвет можно раскрасить обиду?

После того как дети ответят на вопросы, они разыгрывают сказку.

Подведение итогов

Подведение итогов проводится по вопросам.

  • С каким чувством мы познакомились на занятии?
  • С каким животным (растением, музыкой) можно сравнить обиду?
  • В чем ее польза и вред?

Саморасслабление

«Отдых на берегу моря».

Ход занятия

Часть 1

Гимнастика.

Ведущий показывает детям картинки с изображением веселых человечков, их движения надо повторить.

Игра «Разведчики».

В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.

Часть 2

Упражнение «Соленый чай».

Ведущий рассказывает: «Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту...»
Дети должны изобразить эту эмоцию — нахмурить брови, сощурить глаза, подтянуть верхнюю губу, сморщить нос.

Сказка.

Ведущий рассказывает детям сказку Андерсена о девочке Инге, которая, наступив на хлеб, погрузилась глубоко в землю к Болотнице, варившей пиво. В ее пивоварке так плохо пахло, было столько жаб и лягушек, что Инга от отвращения задрожала и окаменела.
Дети по очереди показывают позу каменной девочки и брезгливую гримасу на ее застывшем лице.
Далее следует обсуждение сказки по вопросам.

  • Что произошло с Ингой?
  • Что почувствовала Инга, когда попала к Болотнице?

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

  • О каком чувстве мы говорили на занятии?
  • Как узнать, что человек испытывает отвращение?

Расставание

«Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передавая мимикой свое настроение.

ЗАНЯТИЕ 9. ГНЕВ

Цели. Снять эмоциональное напряжение; закрепить в мимике, пантомимике изученные эмоции; учить распознавать и изображать эмоцию «гнев»; активизировать ассоциации детей.

Ход занятия

Часть 1

Игра «Отгадай, кто мы».

Дети по очереди превращаются в животных с разными настроениями.

Игра «Кто пришел?»

Дети разыгрывают несколько сценок, где есть два героя: Карлсон — эмоция «удовольствие», Митя — эмоция «страдание».

Часть 2

Ведущий предлагает проиграть состояние гнева через этюды.

Этюд «Гневная гиена».

Гиена стоит у одинокой пальмы. В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Ведущий обращает внимание детей на мимику: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.

Этюд «Хмурый орел».

Вот за решеткой, хмур и зол,
Сидит орел.
Могучих крыльев гордый взмах
внушает страх.
Давно ль громады горных скал
он облетал
И камнем падал свысока
на врага.
Он был свободный властелин
седых вершин.
Теперь в неволе, хмур и зол
сидит орел.

Ребенок, изображающий орла, медленно взмахивает крыльями, взбирается на камень и хмуро разглядывает из-за решетки детей.

Ситуации.

Ведущий предлагает разыграть ситуации, которые вызывают чувство гнева, и обсудить, что имеет право сделать ребенок в этих случаях (именно имеет право, а не должен).

Ситуация 1.

Коля вошел в класс после перемены, но тут на него почему-то налетел Сережа, стукнул его, правда не больно, и обозвал дураком. Коля имеет право...

Ситуация 2.

Шел урок математики. Дети делали чертеж к задачке. Витя немного ошибся, хотел стереть, но оказалось, что он забыл дома ластик. Витя повернулся к Тане за ластиком. В это время на него обратила внимание учительница Нина Ивановна. Она очень рассердилась на Витю, накричала на него и записала в дневник. Витя имеет право...
После рассмотрения ситуаций дети отвечают на вопросы.

  • Что имеют право сделать дети? К чему это приведет?
  • Были ли у вас похожие ситуации? Какие чувства вы испытывали?

Часть 3

Рисование на тему «Когда я сержусь» («Моя злость», «Мой гнев»).

Саморасслабление

Проходит под тихую, спокойную музыку.

ЗАНЯТИЕ 10. ВИНА И СТЫД

Цели. Снять психомышечное напряжение; способствовать сплоченности и взаимопониманию в группе; учить изображать и определять чувства вины и стыда.

Ход занятия

Часть 1

Игра «Узнай по голосу».

Психогимнастика:

1) «Фокусник»;
2) «Силач с гирями»;
3) «Клоун с гирями»;
4) «3мея»;
5) «Воздушные акробаты»;
6) «Йог ходит по разбитому стеклу».

Часть 2

Ведущий предлагает разыграть этюды.

Этюд «Провинился».

Мальчик разбил вазу. Мама его ругает. Он понимает, что провинился, поэтому стоит опустив голову.

Этюд «Стыдно».

Коля сломал переключатель у телевизора. Он боится, что мама его накажет, поэтому сваливает вину на младшего брата. Брата наказали. Старшему брату стыдно.
После разыгрывания этюдов следует обсуждение по вопросам.

  • Что испытывали мальчики в обоих случаях?
  • Вспомните, когда вы испытывали такое же чувство? Как себя вели?
  • Трудно ли вам изобразить это состояние?

Далее ведущий читает рассказ Л.Н. Толстого «Слива». Дети делятся своими мнениями о случившемся с героем.

Часть 3

Упражнение «Танец клоунов».

С помощью упражнения дети освобождаются от отрицательного чувства вины.

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

  • Какое чувство мы изучили на занятии?
  • С каким животным, растением, музыкой, цветом можно сравнить состояние вины и стыда?
  • Можно ли долго жить с этим чувством?

Расставание

ЗАНЯТИЕ 11. СТРАХ

Цели. Способствовать сплочению группы; снять психомышечные зажимы; учить преодолевать давление извне и не бояться трудностей; учить распознавать и изображать эмоцию «страх».

Ход занятия

Часть 1

Игра «Путаница».

Упражнение «Брыкалки».

Дети лежат на спине и отталкивают ногами спускающуюся на них легкую материю.

Часть 2

Поддержка ведущего.
Ведущий подчеркивает нормальность в переживании страха и даже его необходимость в некоторых ситуациях. Далее он осуществляет психологическую поддержку: ребенок не одинок в своих переживаниях, его чувства принимаются окружающими. Дети делятся своими страхами и опасениями.

Этюд «Лисенок».

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду: вода такая холодная, да и глубоко тут.

Этюд «Один дома».

Мальчик остался один. Он непрерывно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь... Вдруг в другой комнате кто-то притаился? Что тогда?
Ведущий обращает внимание детей на выразительные движения при выполнении: голову откинуть назад и втянуть в плечи, брови вверх, глаза расширены, рот открыт как бы для восклицания.

Работа с текстом.

Далее следует обсуждение по вопросам.

  • Как человек ведет себя, когда боится?
  • Что вы чувствовали, когда изображали героев?
  • Как меняется наш голос, когда мы боимся?

Ведущий показывает детям рисунки и просит ответить:

  • Чего боятся дети на этих рисунках?

Часть 3

Игра «Ручеек».

Расставание

В конце занятия дети прощаются сначала тихими, прерывистыми от страха голосами, а потом — уверенными и сильными.

Ход занятия

Часть 1

Игра «Поза и номер».

Ведущий показывает номер, а учащиеся должны принять позу, соответствующую эмоции: 1 — гордость, 2 — страдание, 3 — удивление, 4 — радость, 5 — печаль, 6 — гнев, 7 — страх, 8 — стыд.

Часть 2

Упражнение «Тень».

Двое детей идут по дороге через поле: один впереди, а другой сзади. Второй — это «тень» первого. «Тень» должна повторять точно все действия первого, который то сорвет цветочек, то бросит камушек и т.д. При этом действия должны сопровождаться изменением настроения.

Часть 3

Дети рассматривают рисунки и обсуждают их.

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

  • Что понравилось (не понравилось) на занятии?
  • Какие чувства вы испытывали? Какие были сильнее и поэтому запомнились?

Расставание

Ход занятия

Часть 1

Игра «Жмурки».

Часть 2

Ведущий читает текст «Трудное задание».

«В день рождения слоненку Лусу подарили фотоаппарат, и он сразу стал заправским фотографом. Целыми днями ходил и щелкал затвором. Сначала Лус снимал всех подряд. Сядет на ветку попугай. Щелк — и все в порядке. Выглянет из-за куста антилопа, щелк — и готово. Потом звери к нему ходить повадились. Бегемотик Булочка попросил сфотографировать его для удостоверения личности. И почему-то обязательно в профиль. Очковая змея Окулярия сочинила книжку под названием «Мои встречи», и ей срочно нужен был снимок на обложку. У пантеры Кисы родился малыш. Разве можно его не сфотографировать? Вот подрастет — и память будет. Слух о замечательном фотографе скоро разнесся повсюду. Как-то утром в дверь слоненка Луса постучали.
— Кто там? Входите, — сказал слоненок Лус.
— Не помешаю? — спросил незнакомый голос. Это был шимпанзе.
— Чем могу служить?
— Видите ли, я к вам по важному делу. Меня направили сюда из газеты «О многом понемногу». Нам срочно нужна фотография солнца... в хорошую погоду. Ясно?
— Почти.
— Итак, вы согласны?
— Попробую.
— Значит, договорились! Тогда ударим по лапам. Вот вам наш адрес. Присылайте свои снимки. Привет!
Шимпанзе приподнял шляпу, поклонился, ушел. Целый день слоненок Лус фотографировал солнце. Стояла чудесная погода: круглый золотой шар солнца так и сверкал на голубом небе. Но ни один снимок не получился. Все кадры были засвечены. Полная неудача! Позор! Слоненок испортил десять фотопленок — и бесполезно. Он очень огорчился и чуть не плакал от досады, что теперь о нем скажут.
И вдруг слоненок подумал: «А почему я должен фотографировать солнце обязательно в небе? Могу же я сфотографировать солнце... в реке! Или в лесу, когда оно отражается в капле росы!»
Нащелкал слоненок Лус солнце в разных видах и послал фотографии в редакцию, к шимпанзе. Ох и расстроился шимпанзе!»

Вопросы для обсуждения.

  • Что чувствовал шимпанзе, когда слышал об успехах слоненка Луса?
  • О чем и как думал шимпанзе?
  • Зачем он предложил слоненку такое сложное задание?
  • Что чувствовал слоненок, когда ему не удавалось сделать снимки?
  • Что почувствовал слоненок, когда придумал способ, как сфотографировать солнце?
  • Почему расстроился шимпанзе?
  • Что надо было сделать шимпанзе, чтобы не расстраиваться и не завидовать?

Ведущий предлагает детям показать слоненка и шимпанзе, придумать историю о том, как шимпанзе изменился.

Часть 3

Игра «Ручеек».

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

  • О чем мы говорили на занятии?
  • Почему возникает зависть?
  • Что понравилось (не понравилось) на занятии?
  • Кто как себя чувствовал?

ЗАНЯТИЕ 2. ПО ЯГОДЫ

Цели. Стимулировать произвольное выражение чувств детей; изучить причины появления стыда и вины; учить свободно выражать свои мысли; снять эмоциональное напряжение.

Ход занятия

Часть 1

Упражнение «Салют».

Каждый ребенок, используя цветную бумагу и ножницы, создает задуманное чувство (их может быть несколько). По сигналу ведущего дети бросают свои салюты-эмоции вверх. Отмечается, каких чувств было больше и что изобразил каждый ребенок.

Часть 2

Ведущий читает детям, расположившимся на ковре, текст «По ягоды».

«Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки и пошли в лес собирать ягоды. Бабушка собирала ягоды в кружечку, а Надя — в рот. Пришли домой. У бабушки — полная кружечка, а у Нади — пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодки не съела — все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:
— Кушай!
— А сама что же?
— Я ела вчера.
— Вчера не считается, — сказал дедушка — Давай вместе.
И они с Надей стали есть вместе из одной кружечки. Надя — ягодку и дед — ягодку. Так все и съели».

Вопросы для обсуждения.

  • Что испытывала девочка, когда пришла домой в первый день?
  • О чем она подумала? (Ведущий выводит детей на схему сравнения себя — желаемой и себя — нынешней.)
  • Почему она на следующий день не съела ни одной ягодки?
  • Вспомните ситуации, когда вы испытывали стыд.

Далее учащиеся разбирают ситуации по логике: я — желаемый и я — совершивший поступок, за который стыдно. Ведущий предлагает придумать историю со словами: «стыдно», «мальчик», «монета», «друзья». Истории записываются, обсуждаются и инсценируются.

Часть 3

Саморасслабление под музыку «Прогулка по лесу».

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

  • О каком чувстве шла речь на занятии?
  • С чем или с кем можно сравнить это чувство?
  • Что вы чувствовали, когда слушали рассказ про Надю? Когда сами изображали сценку?
  • Что понравилось (не понравилось) на занятии?

Ход занятия

Часть 1

Упражнение «Попугай».

Ведущий произносит короткое предложение «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.

Часть 2

Дети садятся на ковер и слушают рассказ ведущего.
«На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка, медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним, медвежонок был смешным и веселым. Почему бы не поиграть с таким пушистым несмышленышем?
Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, подняв лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к большому дереву и быстро влез на него. Медведица не полезла на дерево, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно глядя на мальчика. Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок, медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка, мальчик еще немного посидел на дереве и побежал домой».

Вопросы для обсуждения.

Какое чувство испытывала медведица?

Почему она была сердита на мальчика?

  • О чем она подумала, когда увидела мальчика рядом с медвежонком?
  • Вспомните, когда и за что вы сердились?
  • О чем вы думали, когда попали ситуацию, которая вас рассердила?

Далее ведущий предлагает составить рассказ на тему «Гнев», используя слова: «тигр», «гнев», «обезьяна», «банан».

Часть 3

Этюд «Игра с песком».

Саморасслабление под музыку.

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

  • Почему же возникают злость и гнев?
  • Как вы чувствуете себя рядом с разъяренным, разгневанным человеком?
  • Какие ощущения у вас от занятия?

Ход занятия

Часть 1

Упражнение «Шурум-бурум».

Водящий загадывает чувство, а затем, отвернувшись от круга, произносит слова «шурум-бурум» с той интонацией, которую загадал. Остальные определяют ее.

Часть 2

Работа с текстом.
Дети садятся на ковер. Ведущий предлагает послушать историю.

«Жила себе зебра по прозвищу Тельняшка. Зебра как зебра. Только она все время плакала.
И утром, и днем, и вечером. И даже во сне плакала. Зебру просили, уговаривали, упрашивали: успокойся, вытри слезы. А она еще больше плакала».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему плакала зебра?
  • О чем она думала?
  • Что нужно сделать, чтобы она перестала плакать?
  • Что могут сделать друзья, чтобы она перестала плакать?

Учащиеся по желанию рассказывают свои случаи, когда и почему они сильно расстраивались, что помогло им выйти из этого состояния. Придумываются, записываются, инсценируются рассказы.

Часть 3

Этюд «Факир».

Саморасслабление под музыку.

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

  • О чем мы говорили на занятии?
  • Почему люди огорчаются, плачут, страдают?
  • Можно ли долго находиться в таком состоянии и к чему это приведет?
  • Что понравилось (не понравилось) на занятии?

ЗАНЯТИЕ 5. РОМАШКИ В ЯНВАРЕ?!

Цели. Закрепить узнавание и выражение эмоций; способствовать взаимному принятию детей друг другом; активизировать речевые высказывания детей; выяснить причины появления радости; развивать умение соотносить цветовую гамму с радостным настроением.

Ход занятия

Часть 1

Упражнение «Волны».

Ведущий по очереди называет детям то или иное чувство и предлагает с помощью морских волн (ленты 1—1,5 м) показать «волны радости», «волны гнева», «волны страха». Упражнение повторяется.

Игра «Путаница» (вариант с веревочкой).

Часть 2

Дети садятся на ковер. Ведущий предлагает послушать текст.

«Щенок Тявка и утенок Крячик смотрели, как на дороге кружились снежинки, и ежились от мороза.
— Холодно! — клацнул зубами щенок.
— Летом, конечно, теплее, — сказал утенок и спрятал клюв под крылышко.
— А ты хочешь, чтоб сейчас лето наступило? — спросил Тявка.
— Сейчас? Сразу?
— Конечно!
— Хочу, но так не бывает.
Щенок достал листок бумаги и коробку с разноцветными карандашами. Через несколько минут он показал свой рисунок Крячику. На листе зеленела трава и повсюду светились маленькие солнышки ромашек. А над ними в углу рисунка сверкало настоящее летнее солнце.
— Это ты хорошо придумал! — похвалил Тявку утенок. — Я никогда не видел ромашек... в январе!
На землю по-прежнему падал снег. Щенок и утенок глядели на веселые цветы, и им казалось, что наступило доброе ромашковое лето. И стало обоим тепло».

Вопросы для обсуждения.

  • Что чувствовали герои в начале рассказа?
  • Что сделал щенок?
  • Что чувствовали щенок и утенок, когда смотрели на рисунок?
  • Какие чувства возникли у вас после прочтения рассказа?

При обсуждении ведущий подводит детей к мысли о связи чувства радости и тепла с хорошим настроением: если подумать, помечтать о хорошем, то становится радостно.
Далее дети рисуют на тему «Радость», после чего рассматривают рисунки и анализируют их.

Часть 3

Подвижная игра «Тише едешь — дальше будешь».

Подведение итогов

Подведение итогов проходит по вопросам.

  • Как возникает чувство радости? С чем его можно сравнить?
  • Когда мы радостные, то мы какие?
  • Почему говорят, что хорошее настроение помогает в дружбе и делах?
  • О чем интересном вы узнали на занятии?

Ход занятия

Часть 1

Часть 2

Работа с текстом.

Дети садятся на ковер. Ведущий рассказывает.

«У каждого дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же и с чувствами. Один человек может быть хозяином своих чувств, управлять и распоряжаться ими. Другой не может, поэтому чувства управляют и распоряжаются этим человеком, что доставляет ему много хлопот».

Дети обсуждают, задумываются о том, кто хозяин в их «доме».
Далее ведущий читает детям следующий рассказ.

«Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз на уроке русского языка вдруг догадался, что в последней драке он упал из-за того, что Вовка подставил ему подножку. Повернулся Толик назад и ударил Вовку учебником по голове. Учительница застыдила его. «Но почему? — удивился Толик. — Я ведь его справедливо ударил».
А как-то во время завтрака в столовой такие вкусные оладьи подавали, что Толику стало радостно и он захохотал на всю столовую да еще соседку Аньку стал щекотать, чтобы одному не скучно было смеяться. А учительница застыдила его. Но почему?
А как-то получил Толик сразу две пятерки: по труду и по физкультуре. Радостный прибежа


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.211 с.