Врач и пациент: права и обязанности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Врач и пациент: права и обязанности

2020-05-06 157
Врач и пациент: права и обязанности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Врач и пациент: права и обязанности

 

Г.Б. Романовский,

заведующий кафедрой уголовного права

Пензенского государственного университета,

доктор юридических наук

 

О.В. Романовская,

профессор кафедры частного и публичного права

Пензенского государственного университета,

доктор юридических наук

 

Данная работа имеет целью определить содержание взаимных прав и обязанностей врача и пациента - право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на информацию о здоровье и о факторах, влияющих на него, право на выбор врача и медицинской организации и др.

Пособие рассчитано на преподавателей, студентов, аспирантов юридических учебных заведений, должностных лиц органов государственной власти, а также научных работников и специалистов по организации здравоохранения. Анализ нормативных актов осуществлен по состоянию на 24 июня 2015 г.

 

Романовский Г.Б., Романовская О.В. Врач и пациент: права и обязанности. - Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.

Введение

Право на охрану здоровья

Право на медицинскую помощь

1. Право на получение консультаций врачей-специалистов. Право на консилиум

2. Право пациента на облегчение боли

3. Право пациента на допуск к нему адвоката, законного представителя для защиты своих прав, священнослужителя

4. Право граждан на дополнительные медицинские услуги

5. Права и обязанности пациентов-иностранцев

Права и обязанности лечащего врача

Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

Оказание медицинской помощи без согласия пациента

1. Оказание медицинской помощи лицам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

2. Оказание медицинской помощи лицам, страдающими тяжелыми психическими расстройствами

3. Оказание медицинской помощи лицам, совершившим общественно опасные деяния (преступления)

4. Особенности принудительного медицинского освидетельствования

Право на выбор врача и медицинской организации

Право на информацию о состоянии здоровья

1. Предоставление информации о состоянии здоровья в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания

2. Предоставление информации о наличии инфекционных заболеваний

3. Право на информацию о состоянии здоровья в специальных нормативных актах

Право на информацию о факторах, влияющих на здоровье

Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья

Права военнослужащих на охрану здоровья

Права задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы на получение медицинской помощи

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья

Заключение

 

 

Введение

 

Здравоохранение является важной сферой правового регулирования, именно поэтому принятие Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"*(1) (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан или Закон об ООЗ) было воспринято как принципиально новый шаг в перечне действенных мер, направленных на улучшение общего качества и доступности медицинской помощи российским гражданам. Настоящий Федеральный закон направлен, в частности, на регулирование отношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет, в первую очередь, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан. Закон устанавливает базовые понятия. Так, здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма; охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Понятие здоровья можно найти в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов"*(2). Следует признать, что такое определение, несмотря на его общее употребление и внедрение в российскую практику, нередко подвергают критике. Еще в Большой советской энциклопедии В.А. Фролов указывал, что здоровье - "естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений". При этом В.А. Фролов дополнял: "Вообще понятие здоровья является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учетом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий"*(3). Е.Е. Воробьева приводит различные модели видения здоровья, условно подразделяя их на медицинскую (содержит лишь медицинские признаки здоровья, при которых таковым считается отсутствие болезней и их симптомов), биомедицинскую (предполагает отсутствие у здорового человека органических нарушений и ощущений нездоровья, в рамках которого подчеркивается значение биологической сущности в жизнедеятельности и здоровье), биосоциальную (включает рассмотрение биологических и социальных признаков при приоритетной роли социальных)*(4). Последней модели в наибольшей степени соответствует определение ВОЗ.

В соответствии со статьей 1 Закона об основах охраны здоровья граждан определен предмет регулирования, к которому относятся:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Нетрудно увидеть, что права и обязанности граждан занимают важную составляющую. Необходимо отметить, что они интерпретируются в различные аспекты: не только в права и обязанности собственно граждан в сфере охраны здоровья, но и в права и обязанности медицинских и фармацевтических работников. Последние составляют комплекс профессиональных прав и обязанностей, вытекающих из специфики трудовой функции, но они также неотделимы от общего понятия правового статуса человека и гражданина (только применительно к медицинскому и фармацевтическому работнику).

Однако целью представленной работы является раскрытие прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья. При этом авторы попытались отойти от сухого пересказа нормативных актов и научных точек зрения на пробелы в текущем правовом регулировании, благодаря чему в наименовании работы внесено существенное дополнение: "Очерки медицинского права". Выбранная структура позволяет и неподготовленному юридически читателю вникнуть в суть тех проблем, которые в принципе могут затронуть каждого из нас при обращении за медицинской помощью. Комментируя законодательство, авторы также рассматривают подзаконные нормативные акты, судебную практику, приводят конкретные рекомендации по применению отдельных правовых норм.

 

Право на охрану здоровья

 

Статья 18 закона об основах охраны здоровья граждан закрепляет право на охрану здоровья, а также его гарантии. Тем самым происходит отраслевая конкретизация права на охрану здоровья, закрепленного ст. 41 Конституции РФ. Необходимо отметить, что настоящий закон пошел по пути дублирования конституционной нормы. Предшествующие Основы об охране здоровья граждан (далее - Основы или Основы об ООЗ), расшифровывая данное право, не отражали в полной мере положения Конституции РФ, поскольку в качестве правообладателя закрепляли только гражданина Российской Федерации (ст. 17 Основ). Праву на охрану здоровья иностранных граждан посвящалась самостоятельная статья (ст. 18). В Основах также не упоминалось право на медицинскую помощь. Сейчас Федеральный закон четко закрепляет данное право в самостоятельной статье 19.

В юридической науке дискутируется вопрос о вторичности права на охрану здоровья, производного от "права на здоровье". Не вдаваясь в научные дискуссии, подчеркнем, что право на здоровье подвергается жесткой критике. Нельзя в нормативных актах закреплять право на то, что может не принадлежать гражданину по объективным причинам. Поясним, если человек - инвалид с детства, или его здоровью нанесен серьезный урон в связи с заболеванием, травмой, увечьем, то как он будет реализовывать право на то, чего у него практически нет. С таким же успехом можно закреплять права на иные свойства человеческого организма или его характеристики. К таким правам-фантомам можно отнести право на мудрость, право на атлетическую фигуру. Последнее с учетом роста ожирения в мире и в нашей стране было бы, наверно, весьма актуальным. Даже сторонники концепции права на здоровье отмечают, что его процессуальная защита в судебных инстанциях будет проблематичной, нельзя обратиться с исковым заявлением в суд за защитой права на здоровье. Однако нередко в юридической научной литературе право на здоровье и право на охрану здоровья употребляются как термины-синонимы*(5).

Право на охрану здоровья, а именно оно нашло свое закрепление в Конституции нашего государства, является емким понятием, включающее в себя не только определенные правомочия со стороны граждан России, но и предусматривающее позитивные действия со стороны государства.

Право на охрану здоровья, по мнению О.А. Еникеева, включает в себя:

- права граждан в сфере охраны здоровья;

- обязанность государства в лице органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав;

- установленную законом ответственность государства, юридических и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью человека*(6).

А.И. Сергеев определяет содержание конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь как совокупность отдельных правомочий каждого в сфере здравоохранения, укрепления и сохранения здоровья. Основное место в данной совокупности занимает гарантированная возможность каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на получение своевременной, качественной медицинской помощи, бесплатно предоставляемой гражданам Российской Федерации, а в отдельных случаях также иностранным гражданам. В число иных правомочий, по мнению А.И. Сергеева, составляющих содержание конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, следует включить возможности медицинской профилактики, реабилитации после болезни, мер по поддержанию наивысшего уровня физического и психического здоровья, права отдельных групп населения на регулярную диспансеризацию и медицинские осмотры, права пациента как специфического субъекта правоотношений. Кроме того, к содержанию права на охрану здоровья и медицинскую помощь тесно примыкают правомочия на здоровую окружающую среду, регулярную информацию о ее состоянии, права на пользование чистой питьевой водой, здоровое и достаточное питание, охрану труда на производстве*(7).

Г.Б. Челнокова выделяет комплексный характер права на охрану здоровья, включающего в себя ряд элементарных прав:

- право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье;

- право на медико-социальную помощь;

- право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности;

- право на заботу государства об охране здоровья членов семьи;

- право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах, и др.*(8)

В юридической литературе происходит также дробление общего понятия права на здоровье и выделении самостоятельных прав, таких как право на психическое здоровье, право на репродуктивное здоровье. Этому способствует наличие специальных нормативных актов, посвященных тем или иным аспектам охраны здоровья граждан. В частности, в Российской Федерации приняты и действуют:

- Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

- Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов";

- Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней";

- Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и др.

В то же время именно право на здоровье включено в ряд базовых международных документов. Статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах предусматривает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Часть 2 указанной статьи перечисляет меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления права на здоровье. Это - мероприятия, необходимые для:

a) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;

b) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

c) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;

d) создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни".

Статья 24 Конвенции о правах ребенка*(9) закрепляет: "1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения". В указанной статье содержится также перечень необходимых мер, осуществление которых берет на себя каждое государство-участник.

Статья 11 Европейской социальной хартии*(10) закрепляет право на охрану здоровья: "В целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья Стороны обязуются принять, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, соответствующие меры, направленные, в частности, на: 1) устранение, насколько это возможно, причин нарушения здоровья; 2) предоставление услуг консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья и поощрение личной ответственности за свое здоровье; 3) предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также несчастных случаев". Одновременно статья 13 Европейской социальной хартии предусматривает право на социальную и медицинскую помощь.

Уточнение конституционного смысла права на охрану здоровья осуществляется Конституционным Судом РФ. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 115-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации"*(11) отмечается: "Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи".

Определение Конституционного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 399-О предусматривает, что "право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное статьей 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, подразумевает в том числе право на санаторно-курортное лечение". В соответствии со статьей 40 Закона об основах охраны здоровья граждан санаторно-курортное лечение направлено на:

1) активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;

2) восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.

Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256. Действует также Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"*(12).

Обязанность государства принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа устанавливается в Определении Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 320-О "По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"*(13).

Часть 2 статьи 18 Закона об основах охраны здоровья граждан предусматривает, что право на охрану здоровья граждан обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Каждый из представленных элементов реализуется в специальном законодательстве.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"*(14) (ст. 1) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Данный закон устанавливает полномочия различных субъектов в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяет методы экономического регулирования, устанавливает нормирование в указанной сфере и т.д.

В Трудовом кодексе РФ содержится специальный раздел Х "Охрана труда". В соответствии со статьей 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Кодекс определяет правовые основы установления государственных нормативных требований охраны труда, закрепляет обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Согласно статье 213 ТК РФ устанавливаются для некоторых категорий работников обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Специальные главы Кодекса посвящены организации охраны труда и обеспечению прав работников на охрану труда.

Статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(15) устанавливает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательной организации обеспечивают органы здравоохранения. Образовательная организация обязана только предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"*(16) регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. Согласно статье 4 данного нормативного акта качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:

- применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

- проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;

- проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий;

- применения мер по пресечению нарушений данного закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.

В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"*(17) лекарственные препараты, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации, подлежат мониторингу безопасности в целях выявления возможных негативных последствий их применения, предупреждения пациентов и их защиты от применения таких препаратов. Мониторинг безопасности лекарственных препаратов осуществляется Росздравнадзором на всех этапах их обращения на территории Российской Федерации.

Порядок осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 757н*(18). Субъекты обращения лекарственных средств обязаны сообщать обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, о серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, которые были выявлены при проведении клинических исследований и применении лекарственных препаратов. Устанавливается ответственность за непредставление указанных сведений (ст. 19.7 КоАП РФ, ст. 237 УК РФ).

Парной категорией права на охрану здоровья выступает право на медицинскую помощь. Кроме того, термин "медицинская помощь" имеет конституционное значение, так как закреплен в статье 41 Конституции РФ (наряду с правом на охрану здоровья). В Конституции РФ специально также предусматривается, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Международные документы используют общий термин "медицинское обслуживание". Так, в 1944 г. принята Рекомендация Международной организации труда N 69 "О медицинском обслуживании", согласно которой служба медицинского обслуживания должна обеспечить каждому лицу медицинский уход со стороны лиц медицинской и смежных с нею профессий, а также все другие виды обслуживания, предоставляемые лечебными заведениями: a) для восстановления здоровья, предупреждения развития болезни и облегчения страданий заболевшего лица (лечебное обслуживание) и b) для охраны и укрепления здоровья (профилактическое обслуживание). Органы власти или учреждения, ведающие медицинским обслуживанием, должны обеспечивать обслуживаемым лицам медицинский уход, используя для этой цели услуги лиц медицинской и смежных с нею профессий, а также организуя медицинское обслуживание в больницах и других лечебных заведениях. Медицинское обслуживание должно распространяться на всех членов коллектива, независимо от того, имеют ли они приносящую им доход работу или нет. Все члены коллектива, на которых распространяется обслуживание, должны иметь право в любое время и в любом месте пользоваться полным профилактическим и лечебным уходом на равных основаниях и без каких-либо препятствий или ограничений административного, финансового или политического характера и без каких-либо других затруднений, не имеющих отношения к состоянию их здоровья.

Ряд авторов ставят знак равенства между помощью и услугой в рассматриваемой сфере: "Медицинская помощь (медицинская услуга) - любое медицинское вмешательство с целью диагностики, лечения или иной целью, имеющей профилактическую, диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность, выполняемое врачом либо другим медицинским работником". Кроме того, специально добавляется термин "медицинская помощь надлежащего качества (качественная медицинская помощь)" - медицинская помощь, оказываемая медицинским работником, исключающая негативные последствия:

- затрудняющие стабилизацию или увеличивающие риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышающие риск возникновения нового патологического процесса;

- приводящие к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения;

- вызывающие неудовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинским учреждением*(19).

Статья 64 Закона об основах охраны здоровья граждан вводит специальное понятие "экспертиза качества медицинской помощи", которая проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Необходимо отметить, что медицинские работники не олицетворяют свою профессиональную деятельность с оказанием гражданско-правовой услуги. Так, представители профессионального сообщества предлагают уйти от "услуги" как ключевого понятия в определении медицинской помощи, под которой предлагается понимать "социально и доктринально обусловленный комплекс организационных, тактических, реабилитационных, деонтологических действий, обеспечивающих в оптимально короткий срок полный или частичный переход от состояния болезни к преморбидному состоянию физического, душевного и социального благополучия человека в системе его жизнедеятельности"*(20). Добавим, что сам термин "медицинская услуга" изначально появился в Гражданском кодексе РФ (часть 2), что не находит однозначной поддержки в современной науке. Нередко врачи указывают, что медицинская помощь - понятие нравственно-этическое, содержание врачебной работы и профессиональных обязанностей. Медицинская услуга характерна для коммерческой медицины*(21). Медицинскую помощь можно понимать также в узком смысле, когда речь идет о лечении конкретного больного конкретным врачом (медицинский случай) и в более широком смысле, когда речь идет о механизме оказания медицинской помощи в более широких пределах: ЛПУ, регионе или в целом по стране. В этих случаях медицинская помощь выступает аналогом понятий "производственный процесс" и "организация производства", широко используемых в различных отраслях народного хозяйства*(22).

Российские правовые акты используют понятие "медицинская деятельность", которая подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(23). Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291*(24) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Перечень работ (услуг) закреплен специальным приложением к Постановлению Правительства РФ.

Необходимо отметить, что российское законодательство не регулирует многие аспекты медицинской деятельности в широком смысле этого слова. Например, нередко граждане пытаются заниматься самолечением, нанося себе серьезный вред здоровью. За это не предусматривается ответственность, гражданин сам отвечает за состояние своего здоровья. Но в этом случае нельзя и предъявить к кому-либо претензии. В таком же русле будут оцениваться "консультации" по лечению, полученные в социальных сетях, по телефону от друзей.

Законодательство регулирует именно официальную деятельность, не охватывая при этом многие виды тех же работ (услуг), выражаясь гражданско-правовым языком, которые можно отнести к разновидностям медицинской помощи. Достаточно привести банальный пример. Граждане зачастую, обращаясь в аптеку, просят "что-нибудь от кашля" или от каких-то иных внешних проявлений заболевания. Фармацевт, не проводя обследование, не видя картины заболевания, как правило, советует тот или иной медицинский препарат. Хотя тот же кашель может являться симптомом большого количества заболеваний, методы лечения которых могут быть диаметрально противоположными. В настоящее время популярны медицинские интернет-сайты. На форумах граждане также дают друг другу советы, как проводить лечение. Не говоря о том, что могут советовать "по дружбе", используя свой житейский опыт. Однако законодательство четко определяет признаки медицинской помощи. Она оказывается либо в медицинской организации, либо врачом, осуществляющим индивидуальную медицинскую деятельность. На данный вид деятельности должна быть получена лицензия.

Закон об основах охраны здоровья граждан регулируют и порядок оказания народной медицины. Статья 50 закрепляет: "Народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов".

Понятие народной медицины указывает на ряд ее обязательных признаков:

- цель - оздоровление, профилактика, диагностика, лечение;

- характер традиции, так как в ее основе должен лежать опыт многих поколений людей;

- отсутствие официального разрешения, требуемого в общем порядке для методики лечения.

Народная медицина не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, поэтому обращение к ней - личное дело каждого.

Многие методы оздоровления народной медицины находят свое полное научное подтверждение и используются в официальной деятельности врачей. Например: фитотерапия, медолечение, глинолечение. К сожалению, следует констатировать, что вокруг народной медицины больше шарлатанства и оккультизма со стороны мошенников, старающихся заработать на страданиях больных. Именно поэтому законодательство специально уточняет, что народная медицина не имеет ничего общего с оккультизмом и религиозными обрядами. Так, в Омске в течение последних лет было возбуждено несколько уголовных дел в отношении таких "целителей". Например, был задержан трижды судимый А. Пашков. Не имея специального образования, лечил от всех недугов водкой "Довгань" с настоем трав. "Лекарство" стоило от 100 до 1500 руб. в зависимости от тяжести заболевания. Впоследствии экспертиза показала, что в этих настойках было повышенное содержание сурьмы и мышьяка. Лечение продолжалось почти два года*(25).

Народная медицина не является каким-то российским национальным изобретением, а имеет распространение во всем мире.

Определение понятия медицинской помощи затруднено также наличием различных видов социальной помощи (в широком смысле этого слова), которые либо обусловливают медицинскую помощь, либо схожи с ней по ряду признаков. Статья 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"*(26) предусматривает следующие понятия:

- физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем <


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.