Часть вторая: Практические навыки — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Часть вторая: Практические навыки

2020-04-03 224
Часть вторая: Практические навыки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИДУЩИЕ

РЯДОМ

 

Как воспитывать учеников жизненным примером

 

БИЛЛ МАУРИ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение: Отправляемся в путь

Как лучше всего использовать данное пособие

 

Часть первая: Основы

1. ПУТЬ ДИЛЕТАНТА: Наставничество продиктовано любовью

2. ПУТЬ ЛЮБВИ: Смысл жизни наставника – в исполнении Великого

поручения

3. ПУТЬ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ: Наставник мыслит широко, но

начинает с малого

4. ПУТЬ МОЛИТВЫ:  Наставник сотрудничает с Богом в молитве

Часть вторая: Практические навыки

5. ПУТЬ ПОСТРОЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ: Наставника и ученика связывает

искренняя дружба

6. ПУТЬ ГЛУБИНЫ И БЛИЗОСТИ: Наставник развивает тесные, глубокие

       отношения с учеником

7. ПУТЬ СЛОВА: Наставник помогает другим любить Писание и следовать ему

8. ПУТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ: Наставник задает вопросы и рассказывает

       истории

9. ПУТЬ ТРЕХ СЛАГАЕМЫХ УСПЕХА: Наставник ценит практическое применение, взаимную ответственность и похвалу

10. ПУТЬ МИССИИ: Как стать миссионером для окружающих тебя людей

Что дальше? Какие шаги предпринять?

Мое обещание наставника

План действий наставника

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: План чтения Библии «5х5х5»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Десять способов сделать общение с Богом более

       плодотворным

ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Колесо как символ ученичества

ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Как попасть в цель

ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Культура ученичества как часть жизни поместной церкви

ПРИЛОЖЕНИЕ 6: Как направить малую группу на путь ученичества

ПРИЛОЖЕНИЕ 7: Тропа перемен

Руководство для лидера группы

ВВЕДЕНИЕ

 

Отправляемся в путь

 

Приключение, изменившее всю мою жизнь, началось, когда мне было двадцать два года. Что это было за приключение? Я вызвался исполнить Великое поручение. Эти слова Иисуса практически завершают Евангелие от Матфея: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19). Я принял решение стать Божьим сотрудником в воспитании учеников и ни разу об этом не пожалел.

Новое приключение открыло для меня неожиданные горизонты и людей, которых я никогда не думал встретить. Помогая самым разным людям учиться следовать за Христом, я видел, как укрепляется моя собственная вера. Те, кто посвящает себя развитию тесных взаимоотношений с людьми, неизменно испытывают чувство глубокого удовлетворения. На своем пути я нашел друзей самых разных возрастов из самых разных народов; и они остались со мной на всю жизнь. Решение помогать другим следовать за Иисусом навсегда меняет нашу жизнь. Вот почему я написал эту книгу.

Быть может, вы сами уже опытный наставник, или делаете лишь первые шаги, пытаясь разобраться, в чем, собственно, заключается Великое поручение. В любом случае – эта книга для вас. Существует великое множество программ и материалов, посвященных ученичеству, однако немногие авторы готовы поделиться опытом наставничества в контексте отношений. Слишком долго мы пребывали в уверенности, что воспитание учеников – сложный процесс, и заниматься им должны исключительно профессионалы. Мое заветное желание – упростить понимание Великого поручения, чтобы как можно больше последователей Христа смогли послужить Богу на этом поприще.

Цель моей книги – предложить читателям несколько «путей» для жизни и служения. Они помогут вам в воспитании учеников, которые затем последуют вашему примеру. Я опираюсь на более чем сорокалетний опыт наставничества в самых разных жизненных ситуациях. Книга не содержит готовых рекомендаций или описания единого для всех подхода. Вместо этого вы откроете для себя принципы развития отношений со всеми, кто является частью вашей жизни. Мне хотелось бы, чтобы, отложив эту книгу, вы сказали: «Вера поможет мне совершить это. Бог сможет использовать меня в воспитании учеников!»

Я верю, что Бог будет вдохновлять все большее число людей, которые пойдут рядом со своими учениками, являя собой пример исполнения Великого поручения в жизни, в работе, в общении и в поклонении. Такие люди придают огромное значение развитию взаимоотношений, находя особый индивидуальный подход к каждому ученику. Я приглашаю вас разделить со мной это путешествие.

 

Билл Маури

 

ОСНОВЫ

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

ПУТЬ ДИЛЕТАНТА

 

Наставничество продиктовано любовью

Иисус стремился положить начало движению, которое должно было охватить весь мир. На это у него было три года, и он целенаправленно посвятил их двенадцати ученикам…

По-моему, не стоит искать более успешную стратегию.

РИЧАРД ХАЛВЕРСОН, БЫВШИЙ КАПЕЛЛАН СЕНАТА США

 

 

 

У Джека и Мэри появился новый сосед. Очень скоро Джеку удалось познакомиться с Мэттом. Из нескольких разговоров выяснилось, что тот вдовец и болен раком. Вполне естественно Джек поделился с ним своей верой во Христа. Но на этом он не остановился. Вместе с Мэри они решили послужить Мэтту – Мэри готовила еду, а Джек следил за домом. Супруги пригласили Мэтта на занятия местной группы по изучению Библии, а затем и в церковь. И на занятиях, и в церкви Мэтт появился всего один раз.

«Почему он больше не пришел?» ‒ спросил я.

«Думаю, он стеснялся своих частых приступов кашля» ‒ ответил Джек.

У этой истории хороший конец. Перед смертью Мэтт вверил свою жизнь Христу.

Для Джека и Мэри сосед не был очередным «проектом». Они проявили любовь не потому, что недавно посетили семинар по благовестию. И в церковь они его пригласили вовсе не потому, что в то воскресенье всех прихожан просили привести с собой друзей. Разговор о вере Джек завел не потому, что был пастором. Всю свою жизнь он проработал рубщиком мяса, а Мэри ‒ в школьной столовой. Они протянули Мэтту руку помощи уверенные, что именно так поступают ученики Иисуса. Они не боятся перейти улицу, подружиться с соседом, послужить ему или ей и начать разговор о вере.

Откуда мне известны все эти подробности? Джек и Мэри – мои родители; их настоящие имена Билл и Дейзи. И вот еще одна неожиданная деталь: когда это случилось, им было уже за семьдесят! В ничем не примечательной будничной атмосфере жизнь и вера моих родителей завоевали признательность нового соседа и указали ему путь к Богу. Они продемонстрировали очень простой прием служения через развитие отношений: не бойся перейти улицу, подружиться с соседом, завести разговор о вере, а потом наблюдай, как Бог довершит начатое. Служение моих родителей вполне можно назвать дилетантским.

Представьте себе возможный результат, если бы примеру моих родителей последовали десятки мужчин и женщин, посвятивших себя исполнению Великого поручения, каждый раз начиная с разговора и развития отношений с одним единственным человеком. Чтобы приводить людей к Христу нам не нужны огромные здания, дорогостоящие программы или дополнительные сотрудники. Достаточно научить людей проявлению любви к ближним непосредственно там, где они живут, работают и отдыхают.

 

ПУТЬ ЛЮБВИ

 

Смысл жизни наставника – в исполнении Великого

поручения

Когда Бог становится нашим постоянным спутником, Его присутствие ощущается в каждом уголке жизни.

ДЖЭН ДЖОНСОН

 

 

Когда я рассказал Эду о своем обращении, он сразу познакомил меня с людьми, которые занимались студенческим служением. Вскоре я открыл для себя христианское общение в библейском понимании, и моя вера начала расти и укрепляться при поддержке и контроле со стороны моих друзей Эда, Джоэла и Кента. Чтение Библии и молитва были естественной частью того, что помогало нам расти во Христе. Благодаря этим несложным дисциплинам, я все более проникался любовью к Богу. Но вот закончился семестр, и наступили летние каникулы. Без поддержки друзей мои встречи с Богом стали менее регулярными.

В поисках источника мотивации я обратился к книге под названием «Школа послушания», написанной в XIX веке Эндрю Мюрреем. Один из его советов изменил всю мою жизнь: «Не пропускайте утренний дозор!» Речь шла о тридцати минутах, каждое утро проводимых с Богом в молитве и чтении Слова. «Принесенные жертвы делают нас сильнее, ‒ писал Мюррей, они удивительным образом с силой отрывают нас от земли и от заботы о собственном комфорте, поднимая прямо к небесам». Я решил откликнуться на его призыв. До того момента я проводил время с Богом, когда это было удобно. Теперь каждый мой день должен был начинаться со встречи с Ним. Этот практический шаг был продиктован моей любовью к Богу.

Это мое решение было принято более сорока лет назад. Даже сейчас я не могу похвастаться, что выполняю его на все сто процентов; но примерно за пять дней в неделю я могу поручиться. Простое, в общем, решение изменило мою жизнь. Я понял, что Господь приглашал меня к отношениям, в которых есть место близости и поклонению, послушанию и благоговению. Иными словами, Он предлагал мне полюбить Его. Несложная дисциплина помогла сделать мое желание любить Бога реальностью. Я убедился, что Великая заповедь любви к Богу (Мф. 22:37-38) предваряет Великое поручение. Вся наша жизнь без остатка пропитана Божьей любовью.

Любовь к Богу должна составлять основу самого Бытия наставника. Подражание Сыну означает подражание любви, которая связывает его с Отцом (Ин. 17:23). Такую любовь можно сравнить с неутолимой жаждой Бога. Писатель Джон Стотт говорил, что христиане страдают «духовной зависимостью», испытывая непрестанную жажду Бога. Об этой жажде писал и псалмопевец в своих знаменитых строчках:

 

Как лань желает к потокам воды,

так желает душа моя к Тебе, Боже!

Жаждет душа моя к Богу

крепкому, живому.

Когда приду и явлюсь пред лице Божие!

                   ПСАЛОМ 41:2-3

 

Размышляя об этом псалме, английский писатель и проповедник Чарльз Сперджен писал: «У Давида болело сердце. Он не искал ни покоя, ни почестей, но душа его изнывала от желания близости с Богом… Всей своей сущностью, всей жизнью он жаждал Божьего присутствия». Сердце Давида было переполнено любовью к Богу!

Я убежден, что нет большей чести для нас, чем помогать людям исполняться любовью к Господу Иисусу. Писатель Давид Беннер отмечает: «Величайший дар, который кто-то из нас может дать другому человеку – это помочь ему ощутить в своей жизни присутствие Бога». Движимые радостью любви к милостивому Господу, наставники помогают другим познать эту любовь. В данной главе вы сможете заново ощутить Господню любовь и желание сделать исполнение Великой заповеди делом всей своей жизни. Затем мы уделим особое внимание простым средствам укрепления отношений, зиждущихся на этой любви.

 

Расстановка приоритетов

 

«Расстановкой приоритетов» мы назвали несложный план, который поможет вам сделать регулярные встречи с Богом реальностью. Если встреча с Отцом (нашим первым и главным Другом) станет важнейшим пунктом нашего распорядка дня, вся наша жизнь непременно изменится. Пять простых дисциплин помогут спланировать время, проводимое с Богом.

 

Дисциплина № 1: Не давайте желанию угаснуть. Порой легко потерять из вида главное. Каждый день нам следует заново обращать свои сердца и мысли к Богу. Это можно делать,

 

  • Доверяя Ему свои тревоги и заботы;
  • Исповедуя грехи;
  • Прося Бога обновить наши сердца, когда мы чувствуем усталость, скуку или отсутствие мотивации;
  • Используя удачные подборки духовных размышлений на каждый день.

 

Дисциплина № 2: Читайте. Когда мы читаем Писание, Святой Дух освещает и оживляет наши сердца. Столкнувшись с искушением, Иисус неуклонно держался одной истины: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Вот несколько практических идей для чтения Библии:

 

  • Прежде чем встретиться с Богом, заранее выберите отрывок для чтения.
  • Используйте план чтения Библии.
  • Выделяйте время для неторопливых размышлений.

 

Дисциплина № 3: Размышляйте. Необходимо останавливаться для размышлений о прочитанном (Пс. 1:2-3). Размышление предполагает подробное исследование Писания и ответы на возникающие вопросы. Вот несколько вопросов, которые помогут вам начать размышлять над прочитанным в Библии:

 

  • Что я узнал о Боге?
  • Что я узнал о себе?
  • Что я узнал о здоровой жизни в представлении Бога?
  • Содержится ли в этом отрывке необходимая для соблюдения заповедь или конкретный грех, которого следует избегать?
  • Над какой мыслью из прочитанного отрывка я могу продолжить размышлять в дальнейшем?

 

Дисциплина № 4: Отвечайте. Наше послушание Богу выражается в практическом применении духовных истин. Вот несколько способов определиться с практическим применением:

 

  • Начните с вопроса. Как изменилась бы моя жизнь, начни я применять слова этого отрывка на практике?
  • Примените прочитанное лично к себе. Как это относится ко мне?
  • Будьте практичные. Какие конкретные действия я мог бы предпринять?

 

Дисциплина № 5: Записывайте. Некоторым нравится вести дневник для записи своих мыслей. Записывая свои открытия и возможности их практического применения, мы лучше запоминаем изученное, и это меняет нас изнутри. Обзаведитесь недорогим дневником или тетрадью и начните записывать мысли, возникающие у вас в процессе развития дружеских отношений с Богом.

 

ПУТЬ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ

 

Наставник мыслит широко, но начинает с малого

Слово ученик  встречается в Новом Завете 269 раз… Новый Завет написан учениками об учениках и для учеников Иисуса Христа.

ДАЛЛАС УИЛЛАРД

 

 

Богу нравится полностью изменять порядок вещей. Хочешь вести за собой людей? Тогда служи им. Хочешь жить? Тогда тебе придется умереть. Хочешь изменить мир? Тогда начинай с малого. Бог чрезвычайно внимателен к малому. Его царство подобно горчичному зерну, потерянной монете или заблудшей овце. Иисус широко мыслил о мире, но начал с малого, всего с двенадцати человек. Марк и Шерон раз и навсегда осознали это в процессе руководства своей церковью.

Благодаря молитве и услугам профессионального консультанта, церковь пастора Марка испытала настоящее пробуждение. «Чтобы церковь росла, вам необходимо предпринять настойчивые усилия по воспитанию взрослых учеников», ‒ написал консультант в своих рекомендациях. Для Марка ученичество было идеей знакомой, но не совсем ясной. Он знал, что это слово неоднократно упоминается в Евангелиях, но сам не воспитал ни одного ученика. В семинарии этому просто-напросто не учили. Нуждаясь в помощи, он решил воспользоваться нашим пособием, приобщив к занятиям и других людей. Одной из них была его жена Шерон.

Однажды, по пути домой, Шерон осенило. «Наша церковь не вырастет, пока мы не научимся начинать с малого». Что она хотела этим сказать? Шерон поняла, что начинать с малого – значит вкладывать силы и время в отношения с людьми. Общаться, глядя в глаза другу – это нечто совсем иное, чем проповедовать перед большой аудиторией. Начинать с малого – значит строить отношения с людьми, с любовью поощрять практическое применение Писания и ответственность друг перед другом, и не скупиться на похвалу. Она усвоила основной принцип, которым руководствовался Иисус «Наставники мыслят широко, но начинают с малого».

Целенаправленные усилия Иисуса не вписываются в привычное для нас определение успеха. По мере того, как его служение набирало силу, Он уделял больше времени Двенадцати, чем ходившим за Ним толпам народа. Не будем лукавить: нас гораздо больше волнует количество человек, пришедших на встречу, нежели число тех, кто живет, как следует ученикам Христа. Однако в служении Иисуса большое всегда начинается с малого. Он знал, что ученичество начинается не с множества, а с нескольких учеников и одного наставника. Готовы ли вы мыслить широко, целенаправленно начиная с малого?

 

Наставник учится у Иисуса

 

Прочтите Мк. 3:7-19 и подумайте над следующими вопросами.

 

  1. Как бы оценили реакцию людей на служение Иисуса?

 

 

  1. Марк пишет, что Иисус поставил двенадцать, «чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (стих 14). Как вы думаете, почему Он предпочел вкладывать время и силы в небольшую группу людей, чтобы исполнить Свою миссию и послать их проповедовать миру?

 

 

  1. Представьте себя одним из Двенадцати. Что значило бы для вас «быть» с Иисусом в этой группе избранных? Какие особые воспоминания, недоступные для толпы, могли бы остаться у вас?

 

 

  1. Попробуйте применить принцип ВЦС к отрывку Мк. 3:13-14.

 

    • Каково было видение Иисуса для Его двенадцати учеников?

 

    • Какой выбор Он целенаправленно сделал?

 

    • Какими средствами Он пользовался, чтобы сделать свое видение реальностью?

 

Древние религии носили племенной характер, существуя в рамках этнических и политических границ. Отдельные группы людей, национальности и города-государства поклонялись своим собственным богам. Неудивительно, что эти божества поддерживали культурные и политические взгляды конкретных групп, которым они принадлежали.

 

В свете сказанного, о чем, по-вашему, могли задуматься ученики, когда Иисус призвал их идти ко всем народам?

 

 

  1. Господь мог так много сказать на прощание Своим ученикам. Как вы думаете, почему он решил сделать акцент именно на умножении учеников?

 

 

  1. В книге «Главный план благовестия» Роберт Коулман предлагает нам по-новому взглянуть на указания Иисуса:

 

Слова «идите», «крестя» и «уча», в оригинале причастия, своей выразительностью обязаны главному глаголу «научите». Таким образом великое поручение состоит не в том, чтобы дойти до краев земли, проповедуя евангелие (Мк. 16:15), окрестить множество обращенных во Имя Триединого Бога и научить их Христовым заповедям, а в том, чтобы «сделать их учениками». [1]

 

Как Коулман по-новому осмысливает главный смысл стихов 18-20?

 

 

  1. Писатель Билл Халл отмечает: «В оригинале ’идите’ можно трактовать как ‘когда пойдете’. Так что это поручение дано каждому, независимо от того, живете ли вы далеко от дома или остаетесь в одном месте всю свою жизнь». Что нового добавляет это утверждение к заповеди о воспитании учеников?

 

  1. Помните, мы решили поменять картины в нашей мысленной галерее? Как бы вы описали в данный момент свое представление о Великом поручении? Отметьте наиболее подходящие ответы.

 

___ Я даже представить себя не могу в роли наставника.

___ Я думаю, что мог бы воспитывать учеников, но мне не хватает уверенности.

___ Мне бы хотелось заниматься воспитанием учеников, но сначала я сам должен подрасти духовно.

___ Мне бы хотелось заниматься воспитанием учеников, но сначала не мешало бы пройти дополнительную подготовку.

___ Я готов идти и делать людей учениками Христа!

 

  1. Еще раз прочтите Мф. 28:16-20. Как бы вы описали эмоциональное состояние учеников в тот момент, когда они встретили Иисуса на горе? О чем они, по-вашему, думали?

 

 

Иисус знал, что их беспокоит, и заключил заповедь ученичества в своего рода рамки. Одной из этих рамок было утверждение: «Дана Мне всякая власть», а второй – обещание: «Я с вами во все дни». Больше ни в одном отрывке Писания Он не делает таких заявлений в связи с заповедью.

 

· Как эти два утверждения помогают нам преодолеть страхи и опасения, связанные с ученичеством?

· Как они могут изменить наше представление об ученичестве?

 

Бог – наш главный наставник

 

  1. Господь не оставляет нас в одиночестве исполнять Его волю. Он сам – главный наставник, идущий с нами рядом. Опираясь на приведенные ниже отрывки, расскажите, как Отец строит отношения с каждым из нас.

 

· Пс. 33:19

 

 

· Ис. 41:10

 

 

· Ис. 57:15

 

 

· Мф. 1:23

 

 

  1. Вспомните случай, когда Господь шел рядом с вами в тяжелое для вас время.

 

 

  1. Как представление о Боге как о наставнике может помочь вам самому стать наставником для других?

 

 

Отбор

 

Служение Иисуса можно проиллюстрировать с помощью трех кругов. Внешний круг можно назвать кругом заботы. Его составляли те самые толпы народа, которые неотступно следовали за Ним, чтобы послушать Его учение (Мф. 9:35-36). Следующий круг, состоявший из Семидесяти двух, был кругом влияния (Лк. 10:1). О внутреннем круге из двенадцати учеников можно сказать, что Иисус вкладывал в них жизнь (Мк. 3:13-14). Он делал это посредством отбора.

В качестве наставников мы должны проявлять мудрость в отборе людей, в которых мы вкладываем свою жизнь. Может создаться впечатление, что мы отдаем кому-то предпочтение в ущерб другим, однако нельзя отрицать, что наше время и силы ограничены. Мы можем быть озабочены судьбой многих и оказывать влияние на некоторых, но вкладывать свою жизнь мы можем лишь в нескольких человек.

Как подчеркивает писатель Роберт Коулман, отбор был неотъемлемой частью стратегии служения Иисуса: «Необходимо не только выбрать несколько помощников, но и сохранить группу достаточно малой для эффективной работы». Так в кого же мы вкладываем силы и время? Мы ищем людей, обладающих следующими качествами.

 

· Верность. Можно ли считать этого человека верным последователем Христа?

· Доступность. Готов ли этот человек строить отношения, участвовать в поклонении и помогать другим расти духовно?

· Инициативность. Проявляет ли этот человек инициативу в процессе духовного роста или только реагирует, когда к нему обращаются?

· Желание учиться. Открыт ли этот человек для перемен под руководством Бога и других людей, или он не проявляет желания учиться?

· Чувства. Ищет ли этот человек Бога всей душой, говорит ли он открыто о своей любви к Господу?

 

Где найти таких людей? На пути ученичества Бог посылает нам множество людей. Они встречаются с нами как в церкви, так и за ее стенами. Люди внутри нашей поместной церкви могут включать в себя

 

  • Членов малой группы,
  • Друзей по воскресной школе,
  • Друзей по церковному служению,
  • Членов домашней церкви или группы,
  • Членов семьи.

 

Нередко пастор или руководитель одного из церковных служений уже знают людей, желающих расти в области ученичества. Посоветуйтесь с ними, и они подскажут, кого еще вы могли бы пригласить в группу.

Потенциальные ученики встречаются и вне церкви. Есть ли верующие среди указанных ниже людей, которым вы могли бы помочь следовать за Иисусом?

 

  • Соседи
  • Коллеги
  • Те, с кем вы когда-то учились
  • Друзья по спортивному или иному клубу
  • Члены семьи

 

Ночь перед избранием Двенадцати Иисус провел в молитве. Решения, подобные этому, должны быть тщательно продуманы. Остановитесь ненадолго и попросите Господа послать вам людей, обладающих перечисленными выше качествами. Они станут частью каждого из трех кругов людей в вашей жизни. С молитвой подумайте и запишите имена людей, которых вы могли бы пригласить. Начните молиться за каждого из них по имени. В конце изучения этой книги мы попросим вас набрать группу учеников. Следующие люди могли бы составить вашу группу.

 

  • _____________
  • _____________
  • _____________
  • _____________
  • _____________

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

 

ПУТЬ МОЛИТВЫ

 

Наставник сотрудничает с Богом в молитве

Говорить с людьми ради Бога очень важно, но еще важнее говорить с Богом ради людей.

Е. М. БАУНД

 

 

Летом ночи в Лафайете, штат Луизиана, очень жаркие. Мы с моим другом Дэном убедились в этом, живя в маленькой квартирке на третьем этаже большого дома без кондиционера. Много ночей я провел, изнывая от жары и ощущая вибрацию стен от несшихся мимо поездов. Кроме жары и шума, то лето запомнилось мне принятым тогда решением, которое изменило всю мою жизнь.

Бог использовал для этого краткую биографию под названием «Хадсон Тейлор и Мария». Это история Хадсона Тейлора, одного из первых миссионеров в Китае в XIX веке. Свою работу в Китае Тейлор начал с молитвы об одном миссионере для каждой провинции Китая. Он доверился Богу, решив начать с малого: с восемнадцати человек, благодаря которым благую весть однажды услышат миллионы китайцев.

Вдохновленный этим примером я принял простое решение. Преклонив колени у постели в нашей жаркой квартирке на третьем этаже, я попросил Бога посылать мне одного ученика в год до конца моих дней. Бог меня не разочаровал. Его ответ на мою молитву каждый год превосходит мои самые смелые ожидания. На протяжении многих лет он продолжает приводить в мою жизнь людей, для которых я смог стать наставником.

Это простое решение помогло мне усвоить нечто очень важное: наставник убежден, что молитва – верный помощник в выполнении Великого поручения. Молитва с верой позволяет нам перевести мысленный взгляд с нас самих на то, что больше всего волнует Бога. Молитва напоминает нам, что духовное преображение – дело рук Бога, а не плод наших усилий и способностей. Последовательная молитва помогает нам полагаться на Святого Духа, а не на придуманные нами планы и программы. Именно молитва была лейтмотивом жизни и служения Иисуса.

Наш Учитель и Наставник начал свое служение, проведя в молитве ночь перед избранием двенадцати человек, которым предстояло стать Его ближайшими спутниками (Лк. 6:12-13). Верность в молитве отличала Иисуса с начала и до конца Его служения (Мк. 1:35; 14:32). Молитва была одной частых тем Его проповеди (Мф. 6:5-13) и той самой духовной дисциплиной, в которой искали Его наставлений ученики (Лк. 11:1). Молитвенный пример Иисуса задает тон для всех нас. В процессе наставничества мы сотрудничаем со Святым Духом в молитве.

 

Наставник учится на примере Иисуса и апостола Павла

 

  1. Даже в самые напряженные периоды своей жизни Иисус часто прерывался на молитву. Во многих случаях Он молился именно о своих двенадцати учениках. Мы выбрали всего несколько отрывков, характеризующих молитвенную жизнь Иисуса. Какие наблюдения можно сделать на их основе о важности и темах молитвы в служении Иисуса?

 

    • Мф. 14:22-23

 

 

    • Мк. 1:32-35

 

 

    • Лк. 6:12-15

 

 

    • Ин. 17:9

 

 

    • Ин. 17:20

 

 

  1. Учитывая напряженный распорядок жизни Иисуса, какие неудобства и препятствия Ему приходилось преодолевать, чтобы найти время для молитвы?

 

 

  1. Нам тоже приходится сталкиваться с препятствиями в молитве. Чему может научить нас жизненный пример Иисуса в отношении верности в молитве за других?

 

 

Иисус был наставником Петра не только в публичном служении, но и в личной молитвенной жизни. Прочтите Евангелие от Луки 22:31-34 и ответьте на следующие вопросы.

 

  1. Иисус молился о предстоявшем Петру испытании. Опишите испытание, ставшее предметом Его молитвы. (В дополнение к уже прочитанному вами отрывку прочтите параллельный ему фрагмент в Евангелии от Марка 14:27-31).

 

Как этот разговор помогает нам понять опасность духовной войны в нашей жизни и силу молитвы, способной одержать в ней победу?

 

  1. Молясь с верой, Иисус был уверен в исходе предстоявшего Петру испытания. Его желаемый исход мы находим в Евангелии от Иоанна 21:15-19. Опишите этот исход.

 

Как вы думаете, смог бы Петр достичь такого успеха, если бы не молитва Иисуса?

 

  1. Чему нас учит пример Иисуса в молитве за других людей?

 

  1. Прочтите Евангелие от Иоанна 17:13-19. О чем молился Иисус для Своих учеников? Дополните приведенный ниже список:

 

· В полной мере испытать радость Иисуса.

· Не быть восхищенными из мира.

· Защита от лукавого.

· ___________________________________

· ___________________________________

· ___________________________________

 

Используя этот отрывок, расскажите, что побуждало Иисуса к молитве?

 

 

Следуя примеру Иисуса, о чем вы можете молиться для своих учеников?

 

  1. Как бы вы закончили следующее предложение: «Будучи наставником, я испытываю потребность в молитве, потому что…»

 

  1. Апостол Павел тоже отличался постоянством в молитве. Что мы узнаем о его молитвенной жизни из Еф. 1:15-16 и Кол. 1:9?

 

  1. Прочтите молитвы Павла о Ефесских верующих в Послании к Ефесянам 1:15-19 и 3:14-19. На основе этих двух молитв составьте перечень всего, о чем молился Павел для этих людей.

 

Стратегия молитвы

 

Когда Эрик показал мне свой молитвенный дневник, я почувствовал, что заглядываю в святая святых. Указав на выделенную запись, он смущенно сказал: «Видишь? Я записал твою молитвенную просьбу красным. А ответ на нее запишу зеленым. Так я веду свой молитвенный дневник: просьбы записываю красным, а ответы – зеленым».

Эрик испытывал настоятельную потребность в молитве. Дневник, который он почти никому не показывал, оказался бесценным дополнением к его молитвенной жизни. Он послужил средством реализации его видения молитвы за ближних.

Для меня молитвенный дневник тоже оказался полезным помощником, который напоминает мне о необходимости регулярно молиться о других людях. Некоторые, например, мой друг Билл, используют для записи молитвенных просьб небольшие карточки. Независимо от формы, наш долг – постоянно пребывать в молитве за других людей. Наставникам необходима молитвенная стратегия, ведь речь идет о вечной судьбе людей, с которыми мы строим отношения. Будучи призваны сотрудничать с Богом в молитве, мы должны разработать свою молитвенную стратегию. Вот несколько предложений, которые могут оказаться полезными.

1. Будьте постоянны. Иногда количество людей и наша ответственность за них так велики, что у нас буквально захватывает дух. Мы готовы сдаться, еще не начав. Простым выходом из этой ситуации может быть следующее: запишите все молитвенные нужды и разделите их общее число на десять. Это поможет вам регулярно молиться об этих нуждах в течение десяти дней, или двух недель. Я обычно оставляю немного лишнего времени в пятницу, чтобы молиться о том, что могло остаться без внимания в течение недели.

2. Не забывайте о «макро-молитвах». Какие обетования или отрывки Писания являются предметом вашей молитвы о своей жизни? Одно из обетований, об исполнении которого я молюсь постоянно, находится в Ис. 43:4: «Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою». Просите Бога послать вам новых учеников.

3. Молитесь «микро» и «макро-молитвами» о своих учениках. Ведите учет всех насущных молитвенных нужд – работы, финансов, семьи и т. п. Не забывайте и о «макро-уровне». «Макро-молитвы» можно начинать отрывком Писания. Какие отрывки и обетования вы включаете в свои молитвы за других людей? Вот несколько примеров:

 

· Евангелие от Матфея 22:37-39 – Я молюсь о том, чтобы мои ученики всем сердцем любили Бога.

· Послание к Галатам 2:21 – Я молюсь о том, чтобы мои ученики умерли для себя и жили для Христа.

· Евангелие от Матфея 4:4 – Я молюсь о том, чтобы Бог умножил духовные поколения моих учеников.

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

 

ПУТЬ ПОСТРОЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ

 

Наставника и ученика связывает искренняя дружба

Говоря о своих добродетелях, мы становимся соперниками; исповедуя свои грехи, мы становимся братьями.

КАРЛ БАРТ

 

 

 

Я всегда с радостью выступал в роли наставника для молодых «Навигаторов», пока не начал общаться с Чаком. Я гордился своим умением ставить цели и помогать молодым людям добиться успеха в студенческом служении. Чак был одним из таких сотрудников. Мы регулярно встречались в ресторане быстрого питания, чтобы поговорить о жизни и служении. Мне казалось, что все идет превосходно, пока однажды Чак не позвонил мне по телефону.

«Билл, мы не могли бы встретиться? Мне хотелось бы кое-чем с тобой поделиться».

Мы договорились о встрече на следующей неделе. Сидя в нашем любимом ресторанчике, Чак взял салфетку и нарисовал два круга. Один круг он назвал «Чаком», а другой – «Биллом». Затем он провел стрелку от «Чака» к «Биллу».

«Эта стрелка изображает мое движение навстречу отношениям с тобой», ‒ сказал Чак.

Затем он провел стрелку из моего круга в направлении, противоположном своему кругу. «А это ты! Я пытаюсь быть с тобой открытым и искренним, но ты каждый раз отстраняешься от меня».

Чак был прав. Вместо того чтобы строить отношения, проявляя интерес и заботу, я взял на себя роль опытного учителя. Я позволил своему положению наставника лишить нас настоящих человеческих отношений. Чтобы стать для Чака хорошим наставником, я должен был сделать наши отношения более искренними, не боясь проявить любовь, открытость и даже иногда показать свою уязвимость.

Искренность чаще всего находит выражение в нашей повседневной жизни, работе и отдыхе. Автор Второзакония понимал важность общественной жизни для того, чтобы следовать за Богом Израилю необходимо было сделать истину основанием своей повседневной жизни:

 

Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

ВТОРОЗАКОНИЕ 6:5-7, 9

 

«Именно в повседневной жизни общества, - пишет Освальд Чеймберс, ‒ где нет свидетелей и аплодисментов, где нас никто не замечает, мы можем по-настоящему прославить Бога». Полные залы и успешные программы едва ли необходимы ученикам Христа. Бог предпочитает являть себя в разговорах за столом, в спортивных играх или совместных увлечениях. Наставник убежден, что воспитание учеников происходит в контексте искренних повседневных отношений.

Человеческие взаимоотношения – в больших или малых группах, или просто один на один – неотъемлемая часть ученичества. Однако в процессе построения искренних взаимоотношений жизнь наставника становится все более открытой для его учеников. Нам уже не удается скрывать свои радости и разочарования, победы и поражения. От наставников не требуется совершенство, но при этом мы должны оставаться искренними, полагаясь на помощь Святого Духа в проявлении любви и открытости в отношениях с другими, и не бояться проявить в чём-то свою слабость. Эта искренность должна проявляться в наших повседневных отношениях с семьей, соседями и собратьями по церкви.

 

Наставник учится на примере Иисуса

 

Иисус строил отношения с людьми в ходе окружавшей его повседневной общественной жизни. Его служение проходило, в основном, вне религиозного контекста. В ходе самой обычной жизни, которую Он делил со своими двенадцатью спутниками, Господь являл миру удивительную искренность, любов<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.