Счастье по ту и по эту сторону — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Счастье по ту и по эту сторону

2020-04-01 128
Счастье по ту и по эту сторону 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Один их советских лозунгов, повторяемый вновь и вновь и усвоенный многими, кажется, на уровне условного рефлекса, гласит, что религия отвлекает людей от поиска подлинного счастья на земле. Так формулирует это Максим Горький: «Религия всегда противилась тому, чтобы человек на Земле обладал счастьем, и потому за счастьем религия всегда посылала человека на Небеса». Иногда этот тезис усваивают и люди верующие — как будто Бог хочет, чтобы мы жили жалкой и несчастной жизнью на земле, чтобы потом утешиться, причем даже не небесами, а тем, чтобы мы избегли ада. Есть ли у нас основания для такой точки зрения?

На первый взгляд может показаться, что есть. Несомненно, что христианство требует соблюдения заповедей, то есть отказа от некоторых вещей, которые падшему человеку представляются желанными. Несомненно, что человеку внешнему часто кажется, что, последовав требованиям Евангелие, он многого себя лишит. Многие представляют себе христиан как людей несчастных и унылых, лишающих себя земных радостей в надежде на небесные награды. Немецкий мыслитель XIX века Фридрих Ницше даже построил целую теорию — одно время очень популярную — на том, что христиане якобы отвергают радости мести, самоутверждения, упоения властью и богатством, насилия и блуда по принципу «зелен виноград»: раз мы все равно лишены каких-то «радостей жизни», то давайте, в утешение себе, объявим их греховными.

Однако это картина противоречит некоторым твердо установленным научным фактам. Я не оговорился — научным, потому что ответ на вопрос, «несчастны ли верующие христиане», искали — и нашли — социологи. В ряде стран мира было проведено множество независимых исследований, которые должны были установить, что влияет на уровень счастья людей, то есть кто, по собственной оценке, воспринимает свою жизнь более счастливой. Итоги оказались несколько неожиданными: богатые люди не счастливее тех, кто просто имеет пищу и одежду; пожилые ничуть не менее счастливы, чем молодые (а по некоторым данным, счастливее).

Так что же влияет на уровень счастья? А влияют отношения с другими людьми: люди семейные счастливее одиноких, те, у кого много друзей, — счастливее тех, у кого их нет, и, что с некоторой неохотой признают неверующие исследователи, люди верующие и церковные счастливее тех, кто равнодушен к вере. Более того, верующие гораздо меньше склонны к депрессии, самоубийствам и злоупотреблению алкоголем и наркотиками; они легче переносят такие жизненные удары, как, например, потерю работы. Все это известно нам не от христианских апологетов, а от медиков, психологов и социологов, которые вовсе не ставят себе целью «продвижение» христианской веры.

В частности, профессор Эндрю Кларк из Парижской школы экономики занимался исследованием вопроса о том, что лучше всего помогает людям перенести потерю работы. На основании опроса тысяч жителей европейских стран он пришел к неожиданному выводу: помогает вера в Бога. Кроме того, он отметил более высокий уровень удовлетворенности жизнью у христиан. Как пишет он сам, «мы обнаружили, что верующие люди уже сейчас обретают награду, а не откладывают ее на будущее».

Это выглядит довольно неожиданно (а для твердых атеистов и вообще неприемлемо), но это так. То есть если вы хотите быть счастливее, верьте в Бога и соблюдайте Его заповеди. Конечно, неверующие исследователи подыскивают этому феномену какое-то «природное» объяснение: мол, верующие имеют сознание смысла и цели, чувство принадлежности и поддержки со стороны единоверцев и так далее, — но сам этот факт никто всерьез не отрицает. В какой-то мере это очевидно, ибо заповеди Божии удерживают нас от того, чтобы искать счастья там, где мы можем обрести только горе. Но вера дает и нечто гораздо большее — надежду на вечное счастье, отблески которого нам бывает дано пережить уже здесь.

И радость вечная...

Иногда говорят, что христиане «верят в загробную жизнь». Это не то чтобы неверно, но создает ложное впечатление. С понятием «загробная жизнь» у многих из нас ассоциируется унылое существование призрака, полупрозрачный силуэт которого витает над кладбищем. Библейское же откровение повествует о другом — жизнь, которую мы обретем, гораздо более реальна, подлинна и неизмеримо более счастлива, чем нынешняя. Как говорит апостол Павел, ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор 5:1–2). Мы действительно созданы для счастья, и для счастья гораздо большего, чем всё, о чем мы могли мы мечтать. Триединый Бог, Отец, Сын и Святой Дух, создал нас именно для того, чтобы разделить с нами ту полноту любви, радости, ликующей, переизбыточествующей жизни, которой обладает Он сам. Там мы поймем, что все доброе и прекрасное в этом мире, будь то человеческая любовь, красота природы, великая музыка или великие фрески, — это передавало послание оттуда, из нашего вечного дома, где нас с любовью ждет наша духовная семья: святые, ангелы, Матерь Божия и сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос.

Если мы последуем путем веры и послушания, то окажемся там, где все наши скорби обернутся вечной радостью. Более того, даже сейчас, здесь, на земле, храня заповеди и уповая на помощь Божию, мы будем более счастливы, чем если бы пытались устроить жизнь по-своему. Чудовищная, абсурдная глупость греха состоит в том, что мы все время пытаемся искать счастья там, где можем найти только временные и вечные несчастья. Покаяние — это обретение здравого рассудка, когда мы обращаемся к нашему подлинному благу и предназначению — и к подлинному счастью.

 

О принятии воли Божией

 

Мир, как один из даров Святого Духа, имеет много измерений. И сегодня поговорим об еще одной его стороне — принятии воли Божией.

Когда мы говорим о «воле Божией», речь может идти о разных вещах — о Божием законе и о Божием промысле. Закон Божий может быть нарушен — и, увы, мы, люди, нарушаем его постоянно. Мир полон отвратительных дел, которые гнусны перед Богом и служат к погибели тех, кто их совершает. Но слово Божие открывает нам, что зло в итоге обречено на поражение, и злые, против своей воли, послужат осуществлению Божиего замысла.

Величайшее зло в истории мира — предательство и мучительское убийство Сына Божия — обернулось спасением мира. Бог побеждает зло не тем, что не дает ему совершиться, а тем, что обращает его к торжеству добра. Мы верим в окончательное торжество Бога — и поэтому с миром принимаем то, что с нами происходит.

Иногда говорят, что человек примирился с потерей, или с неудачей — это означает, что он отказался от нереалистичных ожиданий, от бессильной ярости, от тщетных протестов, и начал жить исходя из того, что у него есть. В этом есть оттенок поражения — считается, что такой человек слаб, что он проиграл и продолжит проигрывать. Мы живем в мире воинственного самоутверждения. Но пока мы живем так, мы обречены на непрестанный конфликт и горечь поражения, потому что мы никогда не получим всего, на что претендуем.

Мироздание устроено не так, как я хочу, я не получаю того, что требую, люди не воздают мне почестей, на которые я по праву рассчитываю, я сталкиваюсь с недостатками (своими и ближних) которые выводят меня из себя, и так далее, и тому подобное. Я неизбежно буду стариться, утрачивать здоровье и привлекательность. В конце концов мне предстоит окончательное поражение — я умру.

Мы боимся и негодуем — и для нашего падшего состояния это естественно. Но у Святого Духа для нас есть сверхъестественный дар — дар мира. Бог дает нам разум, и мы понимаем, что стремясь все сделать по-своему, мы только мучаем себя и других. Самоутверждение, к которому мы привыкли, является неиссякаемым источником смуты и несчастья.

Молиться и участвовать в жизни Церкви. Заботиться о тех, кого Бог вверил нашему попечению — домашних, друзьях и сослуживцах. Исполнять нашу работу как можно лучше. С благодарностью принимать радости и с терпением — огорчения. Вверить наше прошлое Божиему милосердию, а будущее — Божиему промыслу. Делать свое дело и предоставить возможность Богу позаботиться об остальном.

Это не просто трудно — это невозможно, и поэтому мир — один из плодов Святого Духа, а не результат наших усилий. Самоутверждение вылезает снова и снова, в самых неожиданных местах, мы опять хотим, чтобы все было по-нашему. Мы склоняемся перед Богом в молитве, а потом встаем с колен, и нас охватывает ярость — почему все опять идет не по нашей воле? И мы обретаем мир, когда признаем — не идет и не должно идти, шло бы по нашей — было бы гораздо хуже.

На самом деле, в мире действуют две силы — сила противления, зла и греха, и сила Божия; грех опирается на насилие и обман; Бог ведет нас к спасению, обращаясь к нашей свободной воле. Отказываясь идти за Богом, мы неизбежно оказываемся на стороне тех, кто ему противится. Мы наносим поражение силам зла не в тот момент, когда с готовностью прыгаем в расставленные ими ловушки — а когда мы смиряемся перед Богом.

Мир лежит во зле, мы каждый день слышим о новых и новых проявлениях греха и беззакония, и наша собственная греховная порча — часть этого зла. Бог спасает этот мир — и нас самих, в то время как мы Ему часто только мешаем. Так бывает с утопающими на море — они впадают в панику, дергаются и только мешают спасателям их вытаскивать.

Бог приведет нас к спасению, и мы увидим, как Его замысел осуществится, как Бог отрет всякую слезу, мертвые воскреснут, смертная тень превратится в ясное утро.

В Ветхом Завете есть история Иакова, который должен был отработать семь лет, чтобы соединиться со своей невестой. «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее»

Когда мы чего-то желаем, мы готовы терпеть и трудиться без ропота и претензий — а мы ожидаем рая небесного, до которого не так уж и далеко, нам только важно держаться правильного пути. Мы отчетливо видим в конце дороги свет небесного Иерусалима. Мы с миром принимаем трудности пути — в конце концов, это все очень ненадолго.

 

О радости

 

Второй из плодов Святого Духа, упоминаемый у Апостола — это радость. Да, радость есть дело благочестивое, угодное Богу, даже святое. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» — говорит Апостол. Нам прямо заповедано радоваться — «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь»

Библия полна призывов возрадоваться.

Уныние — грех. Как и с заповедью любить, это может показаться непонятным. Радость — это именно эмоция, переживание, которое мы и рады бы испытать, да не можем. Радость нельзя включить какой-нибудь кнопкой — а то мы бы все включили. Люди даже пытаются сделать это, принимая алкоголь или наркотики.

Однако нельзя сказать и того, что радость совершенно не в нашей власти. Человек не может моментально создать зрелые колосья на своем поле — но он должен трудиться, сажать семена и выпалывать сорняки. Радость требует терпения, и упорства, ее надо выращивать, как растение, и, что очень важно, ее не надо убивать.

Парадокс нашей падшей природы в том, что мы отчаянно хотим счастья — но делаем все, чтобы сделать себя несчастными. Так и с радостью — да, мы хотим радости, но в то же время делаем все, чтобы убить ее.

Грех убивает радость; пожалуй, наиболее яркий пример — те же алкоголь и наркотики, которые не увеличивают объем радости в жизни человека. Вслед за короткой эйфорией следует еще более глубокий эмоциональный спад. Люди, которые советуют человеку в состоянии горя или уныния «пить с горя» ужасно ошибаются — наибольшее число самоубийств совершается именно под влиянием алкоголя. Он только усугубляет уныние и доводит человека до отчаяния. Но это так в отношении любого греха — человек думает, что он наконец-то найдет радость, что ворованные деньги или блуд сделают его счастливым, но это опять оказывается не так. Люди часто говорят, что христианство требует отказаться от «радостей жизни». Это верно с точностью до наоборот — христианство требует отказаться от того, что убивает радость.

Один из грехов, убивающих радость немедленно, прямо и непосредственно — это ропот. Гневные претензии к Богу, к людям, к обстоятельствам, ворчливое недовольство всем, старательно подогреваемое чувство личной обиженности и обойденности. Парадокс ропотника в то, что он ропщет из-за того, что он несчастен, но он не может быть счастлив именно потому, что он ропщет. Никакие перемены обстоятельств не могут ему помочь — просто человек, который раньше ворчал на слишком жидкую кашу, будет ворчать на слишком мелкие бриллианты. Радость невозможна без смиренного и благодарного сердца — как говорит Апостол, «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе»

Другой убийца радости — гнев, ярость и осуждение в отношении других людей. Посмотрите на социальные сети — как люди разгневаны! И как они унылы!

Поэтому путь к радости — это покаяние. Осознание своих грехов, их исповедание, усилия, направленные на то, чтобы исправить свою жизнь. Когда мы негодуем на чужие грехи, мы приходим во все большее уныние; когда осознаем свои и раскаиваемся в них — мы меняемся и делаемся способными к радости. Мы становимся почвой, на которой она растет.

Но, конечно, мало удаляться от того, что убивает радость; мы должны обратиться к тому, кто ее созидает — к Богу Святому Духу. Мы должны искать Его в молитве — личной и церковной, и, особенно, в Таинствах Церкви.

Радость связана с благодарностью и надеждой. Радость — это когда мы знаем что-то очень, очень хорошее. Нечто, настолько прекрасное и утешительное, что мы не смеем в это поверить — но знаем, что это правда. Христос говорит Апостолам радоваться тому, что их имена написаны на небесах.

В самой глубине нашей личности, гораздо глубже, чем достигают любые житейские бури, у нас есть надежда и радость — мы знаем, что является первой и последней истиной о реальности. Бог есть любовь, Его любовь победит, Его промысел ведет нас в Его Царство. Здесь, на земле, нам может быть доступно предчувствие этой радости. Как говорит святой Серафим Саровский, «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот я был восхищен в эти обители, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает-это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно… Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением… Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания… Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются праведные души»

Ребенок, который знает, что сразу же после конца урока родители придут за ним и повезут его на море, весь уже там — где песок и волны, и огромные южные звезды. Христианин, который знает, что Господь ведет его в Небесный Иерусалим, мыслями уже там, и «со страхом и радостью великою» ожидает своего переселения домой. Как сказал преподобный Ефрем Сирин, «Покаяние — это трепет перед вратами рая».

Источник этой радости и благоговейного трепета — наше сознание близости Бога, который стал человеком, чтобы спасти нас, и непрестанно заботится о нашей вечной радости.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.