Прокурорская проверка: понятие, виды, результативность, основания привлечения специалиста и эксперта. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Прокурорская проверка: понятие, виды, результативность, основания привлечения специалиста и эксперта.

2020-04-01 2182
Прокурорская проверка: понятие, виды, результативность, основания привлечения специалиста и эксперта. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Прокурорская проверка – это совокупность организационно-мыслительной деятельности прокурора, направленной на выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих этим нарушениям, выявление виновных лиц и причинение вреда, возмещение вреда и привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Виды прокурорских проверок:

По поводу проведения проверки:

1. Проводимые по сигналам (из обращений граждан, СМИ, из материалов поступивших из других органов)

2. Проводимые по инициативе прокурора. Иначе их называют плановые и внеплановые

По объему:

1. Целевые - проводятся по отдельным фактам правонарушений либо по исполнению одного конкретного закона или группы родственных законов, по отдельным сообщениям, заявлениям, жалобам.

2. Широкие (комплексные) - проверяется исполнение законов, регулирующих разнородные общественные отношения (например в сфере законодательства о предпринимательстве и защите прав потребителей).

По проверяющим субъектам:

1. Специфические – только сотрудники органов прокуратуры

2. Смешанные – проводятся прокурорскими работниками с привлечением специалистов из разных отраслей; либо с другим государственным органом (например, с инспекцией труда)

3. Ведомственные – проводятся отдельными ведомствами по заданию прокуратуры

По проверяемым субъектам:

1. Проводимые в одном органе

2. Проводимые в нескольких органах одновременно

Сквозные проверки проводятся тогда, когда возникает необходимость проследить исполнение законодательства сверху вниз, в рамках единой правовой сферы, одного ведомства — от федерального уровня до городов и районов. К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда необходимо составить целостное представление с исполнением определенной группы законов, а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее исполнение закона (например, нецелевое использование средств централизованного государственного кредита).

По целевому назначению:

1. Первичные – проверки по выявлению нарушений законов и сопутстсвующих им обстоятельств

2. Контрольные – проводимые в порядке контроля за исполнением законов, требований прокурора

3. Повторные – когда не исследованы все обстоятельства

Где происходит проверка:

1. Выездная проверка

2. В самой прокуратуре – документарная проверка

Результативность проверки обеспечивается правильным выбором органа (организации), в котором должна проводиться проверка. Также о результативности говорит вскрытие  фактов нарушения законности.

Основанием для привлечения специалиста необходимость использования специальных знаний (для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию).  Эксперт привлекается для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

40. Полномочия прокуроров по выявлению правонарушений в сфере надзора за исполнением законов и законностью правовых актов: понятие, содержание, нормативно-правовое регулирование, условия и порядок применения.

Под полномочиями прокурора понимают совокупность (объем) обязанностей и прав, которыми наделяется прокурор для осуществления им возложенных на органы прокуратуры функций.

 

Прокурор вправе (ст. 22 Закона о прокуратуре):

– по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов (субъектов), иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Для вхождения на территорию и в помещения особо режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий право знакомиться с документами и иными материалами, содержащими сведения, отнесенные к государственной или иным охраняемым законом тайнам (прохождение процедуры оформления допуска к документам, содержащим государственную или иные охраняемые законом виды тайн, является обязательным требованием при принятии на службу в органы прокуратуры);

– требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов: проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом "для служебного пользования", а также содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного и иного характера, не подлежащую оглашению. Прокурор может истребовать самые различные документы и материалы без каких- либо ограничений. Это могут быть: правовые акты, изданные соответствующим органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные документы; справки; статистические отчеты и др.

Прокурор вправе требовать от поднадзорных субъектов проведения проверок в связи с поступившими в орган прокуратуры материалами и обращениями или ревизий; вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру или иное место своего нахождения для истребования объяснений по поводу нарушения закона: проводить прокурорские проверки исполнения законов или законности правовых актов.

Органы прокуратуры не должны обследовать работу учреждений и организаций и затрагивать вопросы их оперативно-хозяйственной деятельности. Эти проверки касаются лишь вопросов, имеющих правовой характер, и производятся путём ознакомления с постановлениями, решениями, приказами, распоряжениями, инструкциями, жалобами и другими документами, характеризующими состояние законности, с целью установления законности действий проверяемых учреждений и организаций, а также законности принимаемых ими мер по устранению нарушений и причин, им способствующих.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия, влечет за собой установленную законом ответственность.

41. Протест и представление прокурора: основание, адресат, срок, форма, субъект, иные специальные условия, структура.
Протест
– это официальное возражение прокурора от имени государства, обращенное к органам государственной власти, управления, должностным лицам по поводу принятия незаконных правовых актов об их отмене или изменении.

Протест прокурора – это надзорное средство прокурорского реагирования, которое преследует две цели: 1) устранение нарушения закона в незаконном правовом акте и их последствий; 2) восстановление нарушенных прав поднадзорных субъектов. Данные цели определяют содержание протеста.

Принесение протеста – это не право прокурора, а его обязанность. Если он в ходе проверки установил противоречащий закону правовой акт, он обязан принять меры к его опротестованию.

С протестом прокурор может обратиться:

· в орган или к должностному лицу, издавшему этот акт

· в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу.

В протесте ставится вопрос об отмене или изменении незаконного правового акта, о приведении его в соответствие с законом. В протесте могут содержаться и иные требования, направленные на устранение последствий, вызванных действием незаконного акта.

Устанавливается срок для его рассмотрения (не позднее 10 дней). При наличии исключительных обстоятельств, требующих незамедлительного устранения нарушений, срок может быть сокращён. В случае издания акта коллегиальным органом (органом власти или органом местного самоуправления) рассмотрение протеста должно быть произведено на ближайшем его заседании.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Вынесение протеста порождает определённые правовые последствия в виде обязанности органа или должностного лица рассмотреть протест и незамедлительно сообщить прокурору о результатах рассмотрения. Прокурору сообщается о времени рассмотрения протеста коллегиальным органом, прокурор может присутствовать (вопрос о необходимости участия прокурора в рассмотрении протеста решается в каждом конкретном случае).

Структура протеста:

1) Вступительная часть

В ней содержатся сведения о субъекте; о наименовании акта, на который приносится протест; наименование самого документа («протест в порядке надзора»).

2) Описательная часть

В ней в краткой форме излагается содержание незаконного правового акта (может использоваться прямая или косвенная речь).

3) Мотивировочная часть

В ней делается вывод о незаконности правового акта, т.е. даётся правовая оценка этого акта (акт признаётся не соответствующим закону, противоречащим закону).

Выводы о незаконности акта должны подтверждаться соответствующими аргументами:

· юридические аргументы (даётся ссылка на нарушенную норму и приводится её краткое содержание)

· фактические аргументы (выражают противоречие между нормой и содержанием акта).

4) Заключительная часть

Заключительная часть протеста начинается со слов "требую" и состоит из двух компонентов: требовательного и распорядительного. В требовательном содержится указание прокурора об отмене или изменении незаконного правового акта, а также требование о восстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, устранения последствий незаконного правового акта. В распорядительном – указывается на обязательность рассмотрения протеста в предусмотренный законом 10-дневный срок, а также содержится указание на незамедлительное сообщение прокурору о принятых мерах. Если протест направлялся коллективному органу, прокурор вправе требовать о сообщении ему времени рассмотрения протеста с тем, чтобы он мог принять личное участие в заседании органа.

Заключительная часть протеста, приносимого прокурором на решение судьи по делу об административном правонарушении (п. 3 ст. 36 Закона о прокуратуре), состоит из одного компонента. В нем прокурор предлагает суду изменить либо отменить незаконное решение по административному делу. Распорядительного компонента данной части указанного протеста прокурора нет в связи с принципом независимости суда.

Протест составляется в 3-х экземплярах (один экземпляр направляется адресату, второй – направляется в вышестоящую прокуратуру для контроля, третий – остаётся в прокуратуре для контроля).

В случае отклонения протеста прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта недействительным. Если прокурор уверен в том, что протест не будет рассмотрен, он может сразу обратиться в суд с заявлением о признании акта недействительным.

Протест заканчивается указанием даты его направления, наименования, классного чина, фамилии и инициалов прокурора, его подписью.
 

Представление – это акт прокурорского реагирования, в котором перед соответствующими органами ставится вопрос об устранении нарушений закона, а также причин и условий, способствующих их совершению. Представление вносится в орган или должностному лицо, полномочным устранить нарушение закона.

Может быть, несколько вариантов действий прокурора: 1)представление вносится в орган (руководителю организации), где допускается нарушение закона; 2)представление вносится в вышестоящую организацию или вышестоящему должностному лицу; 3)представление вносится в орган, на который возложена обязанность осуществления контроля (органы местного самоуправления, органы управления, органы ведомственного или вневедомственного контроля).

В представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной или материальной ответственности. Вынесение представления порождает определённые правовые последствия в виде обязанности органа или должностного лица: -безотлагательно рассмотреть представление; - принять меры по устранению нарушений (не позднее, чем в 1-месячный срок)- незамедлительно сообщить о результатах рассмотрения в прокуратуру.

Виды представления: надзорные, приносимые прокурором в порядке осуществления своей надзорной функции, и ненадзорные – представления, приносимые прокурором при осуществлении деятельности, не связанной с осуществлением надзора.

Представление в порядке осуществления прокурорского надзора – это официальный акт прокурора либо его заместителя, имеющий своим предметом совокупность нарушений законов, адресуемый к компетентным органам и должностным лицам, с требованием его безотлагательного рассмотрения и принятия в установленный срок мер по устранению нарушений законов, причин и условий, способствующих им, а также привлечению к материальной либо дисциплинарной ответственности виновных лиц и сообщению о результатах рассмотрения и принятых мерах прокурору в письменной форме.

Надзорному представлению прокурора свойственен признак комплексности, который проявляется в том, что, во-первых, данный акт, как правило, приносится не на одно единичное выявленное правонарушение, не на один отдельно взятый незаконный правовой акт, а на несколько актов, группу нарушений законов. Следовательно, предметом представлений является совокупность нарушений законов.

Во-вторых, в надзорном представлении излагаются не только установленные факты правонарушений, но также причины и условия, способствующие совершению данных правонарушений, и содержатся требования принять конкретные меры, направленные на их устранение.

В-третьих, представление – единственный акт прокурорского реагирования, в котором прокурор может поставить вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной и материальной ответственности.

Комплексность как особенность представления прокурора, вносимого в порядке осуществления прокурорского надзора, заключается в целевом назначении данного акта реагирования. Его целью является разработка системы мероприятий, реализация которых должна привести к улучшению состояния законности на поднадзорном объекте.

Представление в порядке осуществления прокурорского надзора состоит из четырех частей:

1) вводной. В ней указывается адресат, к которому обращается прокурор, его полное и официальное наименование;

2) описательной, в которой описываются факты нарушения законности. В данной части дается характеристика состояния законности на поднадзорном объекте, конкретном участке региона, района и т.д. Она начинается с указания источника информации, из-за которого началась прокурорская проверка, затем излагаются количество правонарушений, степень их тяжести, размер причиненного вреда, дается динамика правонарушений. Столь подробное изложение данных необходимо для оказания психологического воздействия на лицо или орган, в адрес которого внесено представление;

3) мотивировочной. В ней анализируются причины и условия, способствующие совершению правонарушений. Каждая причина указывается отдельно и отдельно обосновывается юридически и фактически. Все нарушенные законы подразделяются на основные и примыкающие к ним. Основные – сами нарушения законности (факты правонарушений), примыкающие – причины и условия, способствующие совершению основного правонарушения;

4) заключительной, которая состоит из трех компонентов:

– требовательного – содержащего требования прокурора о принятии мер по устранении нарушений закона;

– карательного – содержащего указание на привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности;

– распорядительного – содержащего указание на безотлагательное рассмотрение представления, необходимость принятия в месячный срок мер по устранению и предупреждению правонарушений и указание на обязательность письменного сообщения прокурору о результатах принятых мер.

 Представление составляется в 3-х экземплярах (себе, адресату и в вышестоящую прокуратуру). После внесения представления прокурором, его рассмотрения и получения по нему ответа ответ должен быть проанализирован на соответствие его предъявляемым прокурором требованиям. Прокурор должен проследить за своевременностью рассмотрения представления и проверить реальность принятых для устранения нарушений мер – для этого существуют контрольные проверки (они проводятся через некоторый промежуток времени).

Представление завершается указанием даты его вынесения, наименования прокурора, его фамилии и инициалов, классного чина и подтверждается его подписью.

Представление может быть направлено любому компетентному субъекту, способному устранить выявленные нарушения закона (вышестоящему или любому контролирующему органу). Это отличает надзорное представление от протеста, который направляется только лицу, издавшему незаконный акт.

Ненадзорные представления прокурора определяются как приносимые в суд заявления или ходатайства прокурора об отмене или изменении конкретного, незаконного судебного акта в целом либо в его части.

Ненадзорные представления прокурора подразделяются на конкретные виды по следующим признакам: судебным инстанциям, куда они вносятся, и видам судебного акта, на который приносятся представления. Исходя из этого, выделяют следующие виды ненадзорных представлений:

– апелляционные;

– кассационные;

– надзорные;

– частные.

Содержание ненадзорных представлений и порядок их внесения регламентированы действующим процессуальным законодательством (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ).

Структура ненадзорного представления аналогична протесту прокурора. Однако, в отличие от надзорного, ненадзорные представления, приносимые прокурором на судебные акты, не имеют признака комплексности, т.е. не имеют комплексного характера. В них обжалуется конкретный судебный акт.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.