Выборы и перевыборы партнера — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Выборы и перевыборы партнера

2020-04-01 174
Выборы и перевыборы партнера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вы, конечно же, наслышаны о второй топике Фройда. Нет? А как же Я, Оно, Сверх-Я? Слышали? Ну вот. А шлангами прикидываетесь.

Топика — это способ разбить психику на некие управляющие инстанции или большие смысловые куски. Первая топика (бессознательное, предсознание, сознание) хорошо описывает такие процессы, как вытеснение, замещение, свободные ассоциации, оговорки, сновидения. Вторая топика (Оно, Я, Сверх-Я) прекрасно подходит для моделирования становления субъекта в социуме. В частности, с помощью второй топики легко продемонстрировать, насколько разные мотивы могут стоять за выбором ценного объекта.

Оно выбирает объект помясистей, подоступней, пофертильней. Страсть, биохимическая и генетическая совместимость, похоть, гармония в постели, общие предпочтения в извращениях… Сейчас, как и во времена Фройда, принято недооценивать и даже порицать человека, если он выбирает партнера из биологических соображений. Вернее, субъект не столько делает осознанный выбор, сколько прислушивается к голосу предков и гормональному зову.

Можно довериться Оно, которое позволяет эффективно выбирать и взаимодействовать с биологически совместимыми партнерами. Но сбросить оковы стыдливости, пересмотреть воспитательные установки и снять бремя нерешительной самокритики — для многих это отдельная проблема. Впрочем, и им волноваться не надо. Встретите свою особь — от одного запаха пробки в голове выбьет так, что вам останется только удивляться внезапной смелости и бурному успешному развитию знакомства. И удовольствие вы получите, и биологически здоровым потомством обзаведетесь. Если повезет, то после трехлетней гормональной эйфории и краткого охлаждения пойдете на новый виток биохимической влюбленности. Все довольны. Кроме феминисток, которые борются с объективацией и сексуальной эксплуатацией.

Выбирать партнера с помощью Оно полезно для здоровья и репродукции, но о долгосрочной перспективе придется забыть. Влюбленность проходит, гормональный резонанс утихает. Партнеры принимаются просчитывать дальнейшее развитие событий. Она заранее заботится о потомстве и брачных узах. Он понимает, что пора бы уходить за горизонт. Конечно, я огрубляю ситуацию. Но это вопрос не психологии, не социологии и не ублюдочной гендерной теории, а чистой физиологии. Это эволюционно выработанные механизмы. И если с мужиками все понятно, то над прекрасными дамами довлеет патриархальный миф о женской моногамности. Настоятельно рекомендую внимательно послушать цикл лекций Евгении Тимоновой «Все как у зверей» о половом отборе, дабы не питать и никому не навязывать болезненных морализаторских иллюзий касательно слабого пола.

Сверх-Я занимается сравнением реальных объектов с некими идеалами. Так как идеалов не существует, Сверх-Я берет и проецирует идеальные качества на реальные объекты. Бабища-шпалоукладчица, зашедшая опохмелиться в бар, превращается в прекрасную незнакомку, чьи упругие шелка веют древними поверьями. Партнер, выбравший вас с помощью Сверх-Я, вряд ли будет холоден и нарциссичен. Скорее наоборот — вы задолбаетесь выслушивать ее или его восхищенные оды. Вспомним великого Жванецкого:

И я сбежал к другой. Та — ничего не соображала! То есть вообще ничего! Я почувствовал себя человеком! Я пел, я свистел, я решал кроссворды, а она слушала меня а-а! — раскрыв рот. Вы знаете, это приятно. Когда слушают тебя, раскрыв рот, — это очень приятно! Один день… Через неделю это начинает раздражать!.. Я ей сказал: «Закрой рот, дура, я уже всё сказал!»

Я отвечает за взаимодействие с реальностью, поэтому его требования к любимому объекту отличаются максимальным прагматизмом. Общие интересы, схожее мировоззрение, совместное хозяйство, воспитание детей, приятное общение.

Нередко Я выбирает партнера из чисто меркантильных соображений. Партнер о таком положении дел либо не подозревает, либо включается в экономическую игру. Обмен денег на любовь, любви на статус, статуса на деньги. Обман? Не всегда. Власть (в том числе та власть, которую партнер имеет над вами) является сильным афродизиаком. Огламуренные содержанки испытывают вполне искреннюю душевную привязанность (хотя у них и нет души) к своим благодетелям. Их более интеллектуальные предшественницы из прошлого века вообще искали от неравных отношений не только выгоды, но и душевных страстей.

Давайте предположим, что мы тут все такие честные и бескорыстные, хотим просто найти родственную душу. Проще простого? Социальные сети, кафе для минутных знакомств, кружки по интересам? У нас есть все необходимое, чтобы наладить личную жизнь. Однако, перебрав десяток вариантов, человек понимает, что достаточные условия переросли в избыточные. Изобилие анкетных параметров мешает, а не помогает в поисках партнера.

В современном мире человеческое Я представляет собой длиннющую анкету со множеством пунктов и подпунктов. Возраст, рост, должность, зарплата, политическая ориентация, увлечения, любимый фильм, чей Крым… Тысячи и тысячи вопросов о себе любимом и о своем месте в реальности. Бесконечное множество возможных и невозможных ответов. За некоторые ответы вас вообще могут посадить по статье за оскорбление чувств верующих или за разжигание ненависти, так что отвечайте осторожно.

Теперь задача. Какова вероятность, что ваша анкета идеально совпадает с анкетой вашего партнера? Крайне мала! Некоторые вопросы, на которые вы потратили две страницы мысленного текста, могут вовсе отсутствовать в анкете милого друга.

Раньше, знаете ли, было как-то проще и душевнее. Средневековое общество не располагало к неограниченному бесполезному расширению бэкграунда. Ты колдуешь и я колдую. Отлично. Мы идеальная пара. Взялись за ручки — и на костер.

Сегодня так не получится. Слишком много мировоззренческих нюансов, абстрактных ценностей, искусственных идеалов, квазиполитических течений… И самое страшное — толпе внушили, что каждая тварь дрожащая имеет право на свое мнение. Наслушавшись блогеров и диванных экспертов, представители интеллектуального большинства наспех лепят из понравившихся чужих мыслей субпродукт и приклеивают к полученному полуфабрикату этикетку: «мое ценное мнение».

Допустим, и эта беда вас миновала. Вы нашли человека, способного к самостоятельному синтезу собственных суждений. И что же? Вы можете идеально подходить друг другу в быту или в общении, но добрая половина личности партнера останется для вас чем-то чуждым и скучным. Кое-что из Я-анкеты вообще может привести к скандалу и разрыву отношений. Люди интуитивно или сознательно утаивают друг от друга большую часть своих интересов и взглядов. Правильно делают. Вы не клуб по интересам создаете, а ячейку общества формируете. К сожалению, в последнее время — во многом благодаря эмансипации и инфантилизации населения — молодые пары тратят время и усилия на взаимное докапывание. Попытки уберечь партнера от травмирующей информации о себе и своих взглядах воспринимается как холодность, равнодушие, потеря интереса. Вот вам и почва для подозрений в нарциссизме.

На западе придумали такую штуку, как планирование — молодые люди сходятся, потому что у них есть общее хобби планировать жизнь наперед. Но это уже подмена работы Я фантазиями Сверх-Я о тотальном контроле. Также слишком сильное Я мешает вдоволь насладиться биохимической гармонией. В норме гормональная буря между вами может бушевать два-три года. Но общество, помешавшись на эрзаце саморазвития, заставляет вас уже на вторую неделю задумываться: «А тому ли я дала?». И вы нагло дезертируете с фронта страсти, пытаетесь поддержать унылую беседу, как романтические герои боевика после постельной сцены. Боитесь молчания? Боитесь. Чувство вины за слишком сильное удовольствие гложет вас. Вам внушили, что нехорошо забываться, ныряя в пучину folie-a-deux. Поищите в своем окружении пассивного агрессора — они любят культивировать в людях стыд и вину.

Отношения, изначально построенные на экономической или социальной выгоде, не могут не оставить отпечатка на бессознательном. Ситуация неприятная, но имеет отношение скорее к политэкономии, чем к психоанализу. Тот редкий случай, когда Энгельс был в чем-то отдаленно прав, называя брак узаконенной проституцией. Психоаналитик не может прямо повлиять на социальную структуру общества, если он, конечно, не автор книги «В нейтральных водах центризма».

Когда к вам приходит особо, страдающая в золотой клетке, лучше откажите ей в психоанализе. Только представьте: она всю жизнь сидела на чьей-то шее и вдруг, на сороковом сеансе осознала себя свободной продвинутой личностью. Куда она пойдет? В какое свободное плавание? Это как домашнюю лису в дикую природу выпустить. Ни лисы, ни природы. Еще и ее бывший спонсор на вас наедет — и будет прав.

Выбирая объект с помощью Я в ущерб Оно и Сверх-Я, вы рано или поздно попадете в эмоционально выхолощенные отношения. Но это все равно не имеет к нарциссизму никакого отношения. Психика всего лишь отдала приоритет решению бытовых задач. Если на земном фронте все стабильно, то не уподобляйтесь доктору Фаусту, который требовал и земных удовольствий, и самых дальних звезд с неба. Вы же не ругаете собаку за то, что она не умеет мяукать? Нет. Вот и ваше Я умеет выбирать только наиболее реальные и адекватные варианты отношений. Конечно, если вы отличаетесь духовной требовательностью (Сверх-Я) или тягой к плотским наслаждениям (Оно), то вам придется тяжело.

А как же нарцисс выбирает партнера? С помощью инстинктов, на основании душевного сродства, оглядываясь на идеалы? Все варианты неверны. При выборе объекта нарциссы бессознательно руководствуются критериями, столь экзотическими, мерзкими и богохульными, что привычная классификация бесполезна. В главе II вы увидите, как на выбор нарциссов влияет поиск отсутствующих объектов (кастрационная тревога, фут-фетишизм). В главе III поговорим о трансгендерах и пассивном гомосексуализме. В главе IV обратимся к избитой теме поиска зеркальных двойников. В главе IX проследим связь между извращениями и иерархическими функциями.

Обзор литературы

Плох тот читатель, который не пытается поймать автора за руку, как дешевку, разоблачить авторское неумение работать с первоисточниками. Чтобы вам было легче ловить меня на ошибках и вырывании цитат из контекста, я посвятил этот параграф обзору ключевых текстов, на которые опирался при работе над книгой. Пока книга готовится к изданию, я постараюсь собрать и выложить перечисленные источники в цифровом виде в группе ВК «Психоанализ для избранных».

Зигмунд Фройд.

В каком порядке читать дедушку? Есть четыре пути. Первый — получить общее представление о его идеях с помощью курса лекций «Введение в психоанализ». Второй — начать с множества практических и бытовых примеров, снабженных теоретическими комментариями: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Юмор и его отношение к бессознательному», «Психология масс». Третий — сосредоточиться на психоанализе культуры и религии: «Тотем и табу», «Бред и сны в Градиве Йенсена», «Человек Моисей и монотеистическая религия», «Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи», «Одержимость дьяволом». Эти работы похожи на увлекательный антропологический детектив.

Последний путь — самый сложный, но надежный — предварительно создать теоретический фундамент на основе цикла небольших статей. «Бессознательное», «Вытеснение», «Влечения и их судьбы» используют категорию представлений, знакомят читателя с краеугольным камнем психоанализа (вытеснением), объясняют суть единства трех подходов: топического, энергетического, динамического. «Я и Оно», как нетрудно догадаться по названию, посвящено второй топике. «Траур и меланхолия», «Введение в нарцизм» содержат концентрат идей о последствии застоя либидо в Я — главы VI–VIII практически полностью посвящены детальному анализу этого феномена и тому, как психика пытается ликвидировать застой. «Отрицание» и «Фетишизм» учат, насколько мужчине трудно смирить с отсутствием фаллоса у женщины. В отличие от Фройда мы рискнули рассматривать амбивалентное отношение психике к отрицательным объектам как самостоятельный источник нарциссизма (на ряду с застоем либидо и диффузной самостью).

2. Ференци Шандор. Интроекция и перенос.

Ференци Шандор. Роль латентной гомосексуальности в патогенезе паранойи.

Ференци Шандор. К нозологии гомосексуальности.

В процессе чтения Фройда вы обнаружите немало смысловых и методологических пробелов. В одном месте Фройд пишет, что хорошо бы экспериментально проверить ту или иную гипотезу, спустя несколько глав обращается к этой гипотезе как к проверенной и доказанной (или опровергнутой). Дело в том, что параллельно с Фройдом активную клиническую практику вел венгерский психоаналитик и врач Шандор Ференци. В отличие от Фройда, Ференци имел доступ к обширной клинической базе: работал с посттравматическими офицерами в военных госпиталях, получал заказы от венгерских судов на психиатрические экспертизы. К клиническому «концентрированному» языку Ференци необходимо привыкнуть, но без знакомства с его идеи Фройда повиснут в спекулятивном вакууме. Нельзя вполне понять лекции Фройда, и особенно их первую часть, не проштудировав и не поняв все работы Ференци. Следовательно, почти никто из психоаналитиков не понял Фройда сто лет спустя!!

3. Петухов В.В. Лекции по общей психологии.

Советская психологическая школа, вопреки (а во многом благодаря) влиянию диалектического материализма, сосредоточилась на экспериментальном изучении и объективном измерении психических феноменов. Однако чтение советских титанов займет у вас слишком много времени и пригодится разве что в случае глубокого погружения в проблематику. Леонтьева и Выготского можете изучить для себя, для понимания исторической ретроспективы. Для тех, кто хочет быстро получить сжатый объем необходимой и хорошо подобранной информации, подойдет курс общей психологии Петухова В.В., прочитанный в стенах МГУ и записанный на видео. Полсотни лекций, каждая по 1,5 — 2,5 часа, прекрасная манера изложения, мощный обзор отечественных и зарубежных исследований. На торрентах можно найти развернутый лекционный конспект, но он не заменит заочного общения с безвременно ушедшим эрудированным благородным лектором.

4. Фаликман М.В. Внимание // Общая психология под редакцией Братуся в 7-ми томах, том 4.

Книга полезна по двум причинам. Во-первых, улучшит ваше понимание общих принципов функционирования психики. Во-вторых, позволит взглянуть на концепцию сознания бессознательного под другим углом: сознание можно считать вниманием, направленным внутрь психики, бессознательное — областью психики, в данный момент обделенной внутренним вниманием.

5. Эрих Кандель. Век самопознания.

Австрийского психиатра и нейробиолога, лауреата Нобелевской премии можно назвать Фройдом XXI века. Помимо фундаментальных исследований в области нейронаук, Кандель коллекционирует картины эпохи экспрессионизма, защищает доброе имя ГМО и уважительно относится к психоанализу. В работе «Век самопознания» вы с удивлением обнаружите, насколько тепло идеи Фройда могут быть принятыми представителем высокой науки. Там же приведено тщательно описание исторического, культурного и научного климата в Империи Габсбургов времен одного из редких успешных авторитарных прогрессоров — Франца Иосифа.

6. Карл Теодор Ясперс. Общая психопатология.

Будучи молодым ученым, Ясперс получил страшный смертельный диагноз и решил не тратить зря отпущенные ему месяцы. В двадцать лет написал монументальный труд, где предложил необычную и весьма детальную классификацию психических расстройств. Работа была тепло встречена научным сообществом — этапы развития бредового расстройства и критерии бреда до сих пор используются психиатрами. Наследие потомкам оставлено, можно готовиться к уходу в мир иной. Представьте себе чувства Карла, когда диагноз оказался ошибочным. Ошибочным, Карл! С горя молодой психиатр ушел в философию и порадовал нас «Духовной ситуацией времени», «Антиразумом» и другими жемчужинами немецкого экзистенциализма.

Вряд ли у вас возникнет желание читать кирпичеобразную «Психопатологию» от корки до корки. Но в качестве настольного справочника книга подходит идеально. Когда кто-то (например, я) начинает вешать вам на уши околонаучную лапшу про всякие психические расстройства, вы открываете оглавление и ищете соответствующий параграф у Ясперса. Для полноты понимание можете изучить не только параграф, но и всю соответствующую главу — так вы поймете, как одно психическое расстройство соотносится со своими аналогами, какие у него есть более слабые и сильные формы, как расстроенная психическая функция должна работать в норме.

7. Михаэль Балинт. Базисный дефект.

Последовательный и тщательный анализ нарциссических феноменов с позиций классического фрейдизма. Автор предлагает интересную трактовку Эдипова комплекса как перехода от «конфликта двух» к «конфликту трех». Идеи Балинта послужили отправной точкой для использования нематических диаграмм в главах VIII — X.

8. Нэнси Мак-Вильямс. Психоаналитическая диагностика.

Неприемлемый для меня, но близкий многим взгляд на классификацию психических проблем. Мак-Вильямс выделяет три больших диагностических регистра: невротический, пограничный, психотический. Ее книга будет полезна как пример психоаналитического стиля авторского мышления. Также владение терминологией Мак-Вильямс позволит вам лучше понимать, о чем стрекочут современны аналитики. К сожалению, мои коллеги все реже говорят на языке Фройда и Ференци, предпочитая их вольное американское изложение.

9. Фритьоф Капра. Паутина жизни.

Книга познакомит вас с основами структурного подхода и системного мышления. На многочисленных примерах автор объяснит вам, насколько связи между элементами важнее свойств каждого элемента по отдельности. В главе VIII структурный подход понадобится нам для понимания материнского Эдипа.

10. Бержере. Психоаналитическая патопсихология.

Удачный синтез психодинамического подхода к психическим проблемам безотносительно технических и терапевтических аспектов. В частности, Бержере применил топическую модель Я для моделирования бредовых расстройств. Краткое и доступное изложение этой идеи дано в лекции Игнатия Журавлева «Психоаналитическая трактовка бреда». В главе III мы использовали концепцию Бержере для исследования той части нарциссического спектра, которая связана с диффузной структурой самости.

11. Керри Болтон. Левые психопаты.

Название говорит само за себя. Книгу рекомендую скорее как ответ на возможные обвинения меня в предвзятости и резкости. Все познается в сравнении. На фоне Керри Болтона я просто образец корректности и терпимости.

12. Франс де Вааль. Истоки морали.

Если вам надоест читать про извращения, убийства и безумства, то книга о жизни добрых обезьянок — то, что вам нужно. Главная идея «Истоков морали»: многие этические и нравственные механизмы являются врожденными, а не приобретенными.

13. Понасенков Е.Н. Первая научная история войны 1812 года.

Эталонный пример успешного нарциссического творчества и двойного герменевтического потенциала. Серьезное научное исследование, смешанное в равных пропорциях со скандальной публицистикой. Психоаналитической ценностью обладает не столько текст книги, сколько ее название.

14. Сэм Кин. Дуэль нейрохирургов.

Я не принадлежу к радикальному гуманитарному крылу психоаналитиков, отрицающих успехи настоящей науки в познании работы мозга и психофизиологических механизмах. Нам необходимо иметь хотя бы общее представление о работе тех или иных отделов мозга, о возможных механизмах разрушения нервной системы. «Дуэль нейрохирургов» отличается от аналогичных научно-популярных книг тем, что каждая глава — это небольшое расследование, рассказ о загадочном (для того времени) заболевании; читатель смотрит на событие глазами исследователя, вместе с героями книги совершает открытия и борется за признание.

15. Моррис Поро. Замещающий ребенок.

Коллекция поучительных примеров того, как наше бессознательное умеет встраивать один ценный объект на место другого, утерянного. Тем, кто интересуется мрачными тайными знаменитостей, книга будет вдвойне интересна. Ее главными героями являются не простые клиенты, а великие композиторы, художники, писатели. Жаль, что великому историку в ней не нашлось места.

16. Бруно Беттельхейм. Пустая крепость.

В монографии излагаются результаты уникальных экспериментальных методик по работе с детьми, страдающими аутизмом. Дополнительную ценность книге придает психоаналитический подход ее автора.

17. Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии.

Простой, но подробный современный учебник по сексологии. Полезен тем, кто любит все сводить к чистой психологии. Вы узнаете, как много в нашей половой жизни определяется сугубо врожденными и физиологическими факторами.

18. Николенко, Кадурин, Архангельская. Глубокое обучение. Погружение в мир нейронных сетей.

Если вдруг вам захочется в живую пощупать способность мозга распознавать образы, ловить парейдолические иллюзии и встраивать любимых актрис в эротические фантазии, то книга о deep learning научит вас создавать и обучать нейронные сети прямо в вашем компьютере. Учебник ориентирован на представителей технических специальностей, но содержит информацию, интересную и полезную для широкого круга читателей. Есть и более основательная литература по машинному обучению, но она требует уверенного владения внушительным матаппаратом. Без «Глубокого обучения» я не смог бы встроить параграфы о парейдолиях (главы VI и VII) в канву книги. Параграф об одержимости статусом (глава IV) остался бы без упоминания нейронных сетей, которые умеют заменять обычных порно-актеров на популярных знаменитостей.


Рисунок 1. Корреляционная схема нарциссических феноменов. Феномены, коррелирующие друг с другом, обозначены одним цветом. В каждом цветном круге – психоаналитический процесс, с помощью которого можно смоделировать всю группу феноменов соответствующего цвета. Феномены смешанного цвета (оранжевые, фиолетовые, зеленые) рассматриваются как результат одновременного воздействия двух психоаналитических процессов (например, оранжевые феномены моделируются как результат суперпозиции диффузной самости и сбоя отрицания). Пунктирные черты обозначают влияние на нарциссизм двух базисных комплексов: Эдипа (ниже нижнего пунктира) и Хроноса (выше верхнего пунктира).

Как видите, я был очень толерантным при работе над данной книгой, поэтому включил в диаграмму все цвета толерантного флага. На этом, правда, моя толерантность и закончилась.


II. Фаллос ближнего твоего

Отсутствующие объекты

Сознание и бессознательное

Нам потребуются некоторые идеи и определения из классического психоанализа. Будем вводить их небольшими порциями, непосредственно перед тем параграфом, где тот или иной термин встречается впервые.

Выбор конкретной концепции или модели зависит от исследователя. Сегодня исследовательская роль досталась нам с вами. Предлагаю выбрать самую простую модель психики. Прежде всего, согласимся, что психика в принципе существует и отвечает за особого рода активность, которую нельзя свести к простой сумме объективных факторов (например: физиология, наследственность, экономические интересы).

Представим, будто наша психика похожа на безбрежный темный океан неясных образов, обрывочных воспоминаний, отголосков чужих слов — короче, психических объектов (или представлений, Vorstellung). Для психоаналитика все объекты равноправны, однородны. В первом приближении психика не различает, какого именно сорта объект перед ней: образ, слово, ощущение, воспоминание, желание, намерение или что-то еще.

По поверхности океана скользит луч прожектора, который выхватывает из предвечной тьмы плавающие объекты, позволяя их созерцать, называть, вплетать в речь, делать достоянием общественности, использовать для деятельности во внешнем мире. Крошечное световое пятно называется сознанием (das Bewusstsein). Пока объект лежит внутри светового пятна, он осознан (bewusst). В один момент времени в сознании можно удерживать ограниченное количество объектов (луч прожектора мал по сравнению с необъятным океанам).Все остальное пространство океана, лежащее во тьме — бессознательное (das Unbewusste). Да, вот так все просто. Элемент психики (образ, воспоминание, слово, мысль, желание — что угодно) принадлежит бессознательному, если в данный момент он не осознается. Именно так Сигизмунд Шломе Фройд (Sigmund Freud, 1856--1939) определил бессознательное в одноименной работе (Das Unbewusste, 1915).

Во тьме бессознательного с объектами происходит много чудесных превращений. Любые союзы, отношения, гибриды, узоры и свободные ассоциации. Бессознательное только и делает, что порождает мифы, соединяет несоединимое, лепит комплексы, купается в фантазмах. В бессознательном любые два (и более) объекта можно соединить на основании какого-либо сомнительного признака: будь то поверхностное внешнее сходство или наспех придуманный абсурдный рассказ. Короче говоря, базовая функция бессознательного — мифотворчество и свободное ассоциирование.

В сознании все скучно, линейно, прозрачно, последовательно и предсказуемо. Там господствует формальная логика. Там все просто. Нет значит нет, да значит да. Остальное от Гегеля. Два сознательных элемента можно соединить, только имея веские логические основания. Например, две памятных даты принадлежат общей хронологической оси, можно сравнить их по значимости и отдаленности; два цвета можно сравнить по яркости или соединить в один цвет; следствие можно соединить с множеством возможных причин; несколько характеристик одного человека можно сгруппировать в единый словесный портрет. Тут не забалуешь, сказку не расскажешь, миф не сотворишь.

Отрицание

Сразу договоримся специально выделять категорию отрицания большими буквами. Если в тексте видите «НЕ», то это не служебная частица, а обозначение отрицания в психике. Слово «не», написанное строчными буквами, не несет какого-либо дополнительного психоаналитического смысла.

Сознательное отрицание отражено в языке с помощью логической частицы НЕ, а также антонимов (горячо — холодно, легко — тяжело, вечное — преходящее, огонь — вода). Сознание обращается с противоположностями, как и положено — противоположным образом. Например, если нам холодно, сознание будет искать сделать воздух в комнате теплее, а не холоднее. Если не удалось открыть дверь движением на себя, нужно попробовать толкнуть от себя. Логика элементарная, но она доступна только сознанию.

В бессознательном действует закон равенства противоположностей. Рассказывая очередной мифы и сплетая причудливый узор из свободных ассоциаций, бессознательное может случайно заменить какое-то звено в сюжетной цепочке на его смысловую противоположность. Для слушателя смысл мифа резко поменяется, но бессознательное словно не заметит подмены. «Бог умер» и «Бог воскрес» — два абсолютно идентичных сюжета. Заменив воскрешение на смерть, агонизирующий разум усатого философа не сотворил ничего нового.

Другой пример, известный из работы Фройда «О добывании огня» (Zur Gewinnung des Feuers). Какой-то храбрый воин пришел во вражеское племя и торжественно помочился в священный костер. Нужно зафиксировать сей подвиг, но древнему сознанию некогда мифы придумывать: когнитивные ресурсы тратятся на выживание в суровых условиях. Мифотворческая задача закидывается в бессознательное, где некоторые звенья случайным образом были заменены на свои смысловые противоположности. Вражеское племя: в реальности — конченые отморозки и варвары, в мифе — боги Олимпа. Храбрый воин: в реальности — пришел и нагло помочился в огонь, в мифе — аккуратно похитил огонь у богов. В реальности — воин лишил врагов огня и обрек на холодную смерть, в мифе — благородно подарил огонь людям.

Логическое отрицание в бессознательном попросту игнорируется. Частица «НЕ» не оказывает никакого влияние на бессознательные фантазии, операции, ассоциации. В бессознательном объект тождественно равен НЕ-объекту. Отсутствие книги (автор забил) и ее наличие (автор пересилил свою лень) — одна и та же ситуация.

Если строго сказать ребенку «НЕ рисуй на обоях», то этот запрет крепко отпечатается в детской психике, но быстро уплывает в бессознательное. Вокруг много интересного и неизведанного — например, чистые обои и яркие мелки — делать ребенку нечего, как ваши запреты в сознании удерживать. Получается, что в бессознательном есть объект «НЕ рисуй на обоях», который психически абсолютно неотличим от объекта «рисуй на обоях». Отличия будут прочувствованы мягким местом немного позднее, когда родительская речь напомнит сознанию о запрете.

Ибо сказал пророк: «Денег нет, но вы держитесь» — и люди держатся, потому что коллективное бессознательное слышит: «деньги пш-пш-пш держитесь». Возвратный залог «-ся» также игнорируется бессознательным, поэтому получается: «держите деньги». Вам деньги предлагают! Грех жаловаться. И не просто грех, а статья.

Сбой отрицания

Логический оператор НЕ изначально не имеет психического смысла. С опытом человеческое сознание постигает такие категории, как отсутствие, противоположность, отрицание.

У животных с операцией отрицания дела обстоят хуже. Интернет заполнен видеороликами, где собаки крайне эмоционально реагируют на внезапное мнимое исчезновение хозяев. Человек держит перед собой ткань, которая скрывает его от питомца. Затем самодельная ширма слегка подбрасывается в воздух, человек убегает за угол или прячется в укромном месте. Был объект — и нет объекта. Демоны! Все внимание и когнитивные ресурсы животного брошены на решение этой загадки. Собака бегает по комнатам, зовет хозяина, испытывает неподдельные эмоциональные муки. Людям, склонным к повышенной эмпатии, сложно смотреть такие ролики до конца. Благо в финале «исчезнувший» хозяин выбирается из укрытия, и радости питомца нет предела.

Путем проб, ошибок, социального научения и разговоров человеческое сознание постепенно учится отрицать, привыкает к возможности исчезновения ценных объектов из поля восприятия. Сознание усваивает, что НЕ—объект противоположен объекту. Два объекта могут быть абсолютно противоположны друг другу, как добро и зло. Также противоположность может быть относительной, то есть касаться только одного объектного атрибута, как в задачах по физике: даны два одинаковых металлических шарика, один шарик нагрели до сверхвысокой температуры.

В дальнейшем психика с легкостью рассекает пространство объектов и объектных свойств на параметрические многообразия. Для каждого объекта сознание может подобрать или придумать объект, у которого один или несколько параметров имеют противоположное значение. В то же время по остальным свойствам оба объекта будут похожи. То есть психика учится совмещать и одновременно использовать операторы схожести и противоположности. «Злой сильный кентавр-маг» и «добрый сильный сельский конь» явно противоположны по характеру и неявно противопоставлены по их принадлежности к реальному миру. Притом обе скотины одинаково сильны.

Можно много рассуждать о классификации противоположностей. Самым главным свойством объекта является его наличие или отсутствие. Если некий объект отсутствует, то его особенные отличия от других подобных (но присутствующих) объектов отходят на второй план. Например, объекты: «больший белый пушистый кот в черной комнате» и «большая черная пушистая кошка, которой нет в черной комнате». Уже неважно, насколько кошка большая или пушистая. Главное, что ее нет в черной комнате, и для психики образ отсутствующей кошки приобретает особую ценность. Кошку, которой нет, можно встроить в крылатую фразу. Реально присутствующая кошка фразеологического безобразия не потерпит.

На следующей ступени развития сознание вооружается диалектической логикой и рассматривает не—объект как нечто, включающее в себя исходный объект. Не волнуйтесь. Диалектикой в этой книге мы заниматься не будем. Тем более, что наше бессознательное (в отличие от сознания) хотело на логику: как формальную, так и диалектическую. В бессознательном противоположности равны. Бессознательное игнорирует оператор отрицания и категорию отсутствия.

Здесь-то мы и сталкиваемся с первым источником нарциссизма. Обычно субъект спокойно уживается с НЕ—объектами. Бессознательное любит плести ассоциативные узоры, в которые часто попадают отсутствующие или вовсе придуманные объекты. Бессознательные мифы и ассоциации мирно ползают по дну психического океана, не мешая субъекту.

Если же схема с НЕ—объектом врывается в сознание, то психика попытается заменить пропущенное звено первым попавшимся под руку элементом. Перегорел предохранитель. Вы берете кусок медной проволоки и замыкаете электрическую цепь. Проволока не является полноценной заменой предохранителя ни технически, ни с точки зрения безопасности. Но вы сможете еще немного посмотреть политическое ток-шоу до нового короткого замыкания.

Однако бывают случаи, когда в психике возникает сбой при попытки воплотить или хотя бы осознать схему, в которой присутствует НЕ—объект. Невинная фраза бородатого пранкера «Меня там нет. Это как есть, только наоборот» вызывает лютую агрессию со стороны неподготовленной жертвы. Квантовая механика привлекает нас именно потому, что искусственно провоцирует в психике сбой отрицания: кошка Шредингера и жива, и мертва одновременно, пока субъект не откроет ящик.

Я предполагаю, что причиной целого семейства нарциссических феноменов является именно сбой отрицания, то есть невозможность психики смириться с тем, что некоторые объекты могут превращаться в свою противоположность или вовсе отсутствовать. Проще говоря, психика нарциссов из желтой части спектра болезненно реагирует на любые конструкции с оператором НЕ. Сейчас мы увидим, как это происходит.

Кастрационная тревога

Какой объект человек боится потерять больше всего? Тот, который доставляет удовольствие и определяет половую идентичность. Человек бессознательно боится кастрации. Слишком грубо. Человек тревожится по поводу возможной потери фаллоса. Тревога носит смутный и беспредметный характер. Никто не угрожает, ни за какие места не дергает, ножницами над ухом не щелкает, но на душе тревожно. Это подбирается к границе сознания НЕ—фаллос.

Милые дамы могут расслабиться и пропустить этот параграф, ибо кастрация — чисто мужской страх. Какой отвратительный сексизм! Кастрационная тревога обитает в бессознательном вне зависимости от пола субъекта.

Звучит странно. Как можно отрезать то, чего нет? Позвольте, речь идет исключительно о бессознательной фантазии. Бессознательное не умеет отрицать. В бессознательном образ фаллоса присутствует, несмотря на отсутствие реального органа. От этого тревога лишь усиливается: женщина не может сыграть на опережение, совершив ритуал оскопления самостоятельно. Вот до чего патриархат довел несчастных и угнетенных рабынь! Даже фаллос себе отсечь нельзя. Безобразие.

Кастрационная тревога универсальна, тотальна и коварна. Она сидит глубоко в бессознательном и оттуда руководит нарциссическими феноменами желтой части спектра.

При неврозах и психозах тревога обретает черты реального страха перед реальным физиологическим процессом. Страх кастрации обращает истеричек в бе


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.