Внеклассное занятие на тему: «Средства художественной  выразительности книжной графики». — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Внеклассное занятие на тему: «Средства художественной  выразительности книжной графики».

2020-04-01 262
Внеклассное занятие на тему: «Средства художественной  выразительности книжной графики». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Формировать у учащихся умения выделять средства художественной выразительности, чувствовать и определять красоту линий, формы объектов в изображении. Воспитывать эстетический вкус и интерес к творчеству художников-иллюстраторов.

Оборудование: иллюстративный материал, для учащихся – листы бумаги и разные графические материалы: карандаш, уголь, пастельные мелки, ручка с черной пастой и т.д.

Ход занятия.

Учитель показывает иллюстрации, выполненные карандашом (чернилами, тушью, то есть в черно-белом варианте).

- Что объединяет данные рисунки? (они являются иллюстрациями)

- Определите средства художественной выразительности в них.

- Художественные выразительные средства: линия, пятно, ритм, контраст, симметрия или асимметрия, пропорции, тон, светотень. Также необходимо выделить штрих, контур, силуэт. Все эти средства могут использоваться в иллюстрации одновременно, но художник волен отдавать предпочтение одному из них.

- Личность иллюстратора, его темперамент, отношение к миру всегда отражаются и в его творчестве, создают свой стиль, по которому произведение легко узнаются. (учитель показывает две иллюстрации Э.Васильева)

- К каким произведениям эти иллюстрации? (к сказкам «Алиса в стране чудес» и «Винни-Пух и все-все-все»).

- Как вы считаете, эти иллюстрации выполнены одним художником или разными? Почему?

- Своеобразие стиля иллюстратора зависит от того, как художник использует средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции берет светлое и темное, как передает пространство и т.д.

- Что является главным выразительным средством рисунка? (линия)

- Линия запечатлевает неуловимые мгновения. Сплетаясь в разнообразные формы, она бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Благодаря богатству графических материалов (карандаш, тушь, уголь и т.д.) линия может быть предельно разнообразной. С помощью линии можно передать не только характер изображаемого предмета, но и свое эмоциональное состояние, поэтому она может быть решительной и смелой, порывистой и стремительной, неуверенной и робкой и т.д.

- Нарисуйте как можно больше различных линий, используя имеющиеся у вас карандаши, мелки, чернила и т.д. (самостоятельная работа учащихся)

- С помощью разнообразно направленных штрихов, образующих сложные переплетения можно «уплотнить» поверхность предмета.

- Другое важное средство художественной выразительности – контур. Он ограничивает форму, выделяет силуэт из пространства, объединяет группу предметов и т.д.

- Объемная форма предметов передается также с помощью светотени. Свет и тень – важное средство изображения предметов, их объема и положения в пространстве. (учитель показывает 2 рисунка: на первом – черный круг на белом фоне, на втором – белый круг на черном фоне. Круги одинакового размера).

- На каком рисунке круг больше? За счет чего может происходить зрительный обман? (за счет контраста).

- Красота формы изображаемого предмета создается при соразмерности его частей. Каким словом называются размерные соотношения частей предмета между собой, а также между различными предметами? (пропорции).

- Но иногда в сказочных иллюстрациях художник может нарушать естественные пропорции предметов в соответствии со своим замыслом. (учитель приводит примеры).

- Как вы считаете, какое средство художественной выразительности важно при передаче движения?

- Ритм является одним из средств, с помощью которого можно передать движение на плоскости. Он может быть задан линиями, светотенью.

- Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности, например фигур людей, деревьев и т.д.

- Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения. (показ соответствующих иллюстраций).

- Следующее средства выразительности – симметрия или асимметрия. Что такое симметрия в иллюстрации? (левая и правая половины иллюстрации уравновешены).

- Приведите примеры симметричных предметов (снежинка, фигура человека, бабочки и т.д.)

- Какое впечатление производит симметричная иллюстрация? (впечатление покоя и т.д.)

- Большинство иллюстраций асимметричны. Что это значит? (левая и правая половины не уравновешены. Расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от замысла).

- Итак, какие средства художественной выразительности вы можете назвать?

Затем в качестве закрепления нового материала учитель проводит соревнование между тремя командами учащихся «Определи средства художественной выразительности иллюстрации». Каждой команде (ряду) дается по одной иллюстрации, побеждает та команда, которая назовет больше средства художественной выразительности, подтверждая примерами.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.