Результаты опытно-эксперимента льной работы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Результаты опытно-эксперимента льной работы

2020-04-01 203
Результаты опытно-эксперимента льной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Констатирующий экспериментимел своей целью проверку эффективности методики обучения иллюстрированию, а именно:

1) уровня знаний и представлений младших школьников о творчестве художников-иллюстраторов (знания об особенностях творчества и фактах из биографии, знания о материалах и инструментах, которые использует художник-иллюстратор);

2) уровня знаний детей о средствах художественной выразительности иллюстраций (об особенностях книжной иллюстрации как вида изобразительного искусства, представления о средствах художественной выразительности);

3) уровня знаний учащихся о последовательности процесса иллюстрирования и умений выполнять иллюстрации;

При этом мы использовали следующие методы: диагностика, беседы с детьми, математическая обработка результатов.

Уровни обучения младших школьников искусству иллюстрации, их критерии и показатели те же самые, что и в констатирующем эксперименте. Вопросы и задания, предложенные учащимся также аналогичны. (см. §2.1)

Сравним ответы детей, демонстрирующие уровень продвижения младших школьников в приобщении к искусству иллюстрации.

Результаты контрольного эксперимента можно представить в виде следующих таблиц.

Таблица 2

Матрица ответов учащихся экспериментального класса

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Номер вопроса (задания)

Результат

(уровень)

1 2 3 4 5 6 7 8
1 Антропова Н. + + + + + + + + В
2 Анашкина С. + + 0 0 + 0 0 0 С
3 Азанова Н. + 0 0 + + 0 + + В
4 Жолобова А. + 0 0 + 0 0 + 0 С
5 Дымшаков С. + + 0 0 + 0 0 0 С
6 Кочуров Л. + + 0 + + + 0 + В
7 Мочалов С. + 0 0 + + 0 0 0 С
8 Нестерова В. + + + 0 + 0 + 0 В
9 Никитин О. + 0 0 0 + 0 + + В
10 Овдеева Н. + + 0 + + 0 + + В
11 Оскалов Д. + + 0 + + 0 + + В
12 Перцев Г. 0 + 0 0 + 0 + - С
13 ПономареваТ. + 0 - 0 + - 0 0 Н
14 Сименчук Д. + + + + + + + + В
15 Сафаров Н. + + 0 + + + + + В
16 Смерных А. + + 0 + + 0 + + В
17 Тюшнякова К. + 0 - 0 + 0 + 0 С
18 Теребенин И. + + 0 + + + + + В
19 Хохлов М. + 0 0 + + 0 + + В
20 Юрина А. + + 0 0 + 0 + 0 В

 

Условные обозначения:

«+» получен хороший, полный, грамотный ответ (или выполнена отличная иллюстрация), то есть с заданием справился.

«0» получен не совсем полный ответ, в нем допущены неточности (или в иллюстрации допущены не очень серьезные ошибки), то есть с заданием справился наполовину.

«-» ответ неправильный или не получен совсем (плохая иллюстрация), то есть с заданием не справился.

Примечание: два «0» засчитывается за «-».

В – высокий уровень ознакомления с искусством иллюстрации (не более, чем два неверных ответа).

С – средний уровень (не более 3, 5, 3 «-» и 1 «0» неверных ответа) ознакомления с искусством иллюстрации.

Н – низкий уровень (более четырех неверных ответов) ознакомления с искусством иллюстрации.

Таблица 3

Процентное соотношение ответов учащихся в констатирующем и контрольном эксперименте

 

№ вопроса

Этап

Ответы

+ (%) 0 (%) - (%)

1

Констатирующий 92 8 -
Контрольный 83 17 -

2

Констатирующий 65 35 -
Контрольный 7 60 33

3

Констатирующий 19 73 8
Контрольный - 17 83

4

Констатирующий 62 38 -
Контрольный 27 46 27

5

Констатирующий 92 8 -
Контрольный 83 17 -

6

Констатирующий 23 69 8
Контрольный 7 53 40

7

Констатирующий 65 35 -
Контрольный 70 30 -

8

Констатирующий 54 42 4
Контрольный 53 37 10

 

Итог выявления уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации можно отразить в виде следующих диаграмм:

 

Таким образом, данные контрольного эксперимента подтвердили эффективность методики обучения младших школьников искусству иллюстрации, структура которой разработана нами с учетом исследований Комаровой Т.С., Ветровой И.Б., Бологовой С.Ю., Сокольниковой Н.М. и некоторых других и предполагала следующие особенности:

1. основные методы: диагностика, беседы с детьми, методы математической обработки результатов и др.;

2. учет возрастных особенностей, а также их знаний и представлений об искусстве иллюстрации.


Заключение

В ходе проведенного исследования мы подтвердили, что в настоящее время проблема обучения детей младшего школьного возраста искусству иллюстрации очень актуальна, так как учителя зачастую испытывают затруднения в определении доступного для учащихся содержания знаний о данном виде искусства, в выборе форм и методов ознакомления детей с ним. Поэтому в практике работы школьных учреждений иллюстрации как произведения особого вида искусства используются сравнительно редко.

Методика, разработанная нами с учетом работы отечественных педагогов-эстетов, рассматривающая особенности работы учителя с учащимися (и их родителями), эффективна в том случае, если:

1. учитываются возрастные особенности младших школьников, а также уровни их знаний и представлений об искусстве иллюстрации;

2. работа организуется с учетом ниже перечисленных звеньев:

а) знакомство учащихся с творчеством ведущих иллюстраторов детской книги;

б) стимулирование детей к высказыванию впечатлений, полученных от восприятия иллюстраций художников, к анализу средств художественной выразительности увиденных рисунков;

в) создание у младших школьников эмоциональной заинтересованности в выполнении собственных иллюстраций;

К особенностям знаний и представлений учащихся об искусстве иллюстрации можно отнести: дети, как правило, отличают иллюстрированные произведения от произведений других видов искусств, не называя их авторов. В целом чувствуют настроение автора иллюстраций, отражаемое в их сюжетах. Детям доступны некоторые средства художественной выразительности иллюстраций, но в словарном запасе младших школьников практически отсутствуют названия ведущих средств художественной выразительности и представления о них. Дети редко имеют представления об особенностях творчества художников-иллюстраторов. Что существенно сказывается на практических умениях школьников в изображении иллюстраций.

Критерии и показатели обучения детей младшего школьного возраста искусству иллюстрации:

1. Отзывчивость учащихся на красоту иллюстрации.

эмоциональность   заинтересованность

 

2. Содержательность знаний.

знания о творчестве художников иллюстраторов   знания о средствах художественной выразительности   знания об инструментах и материалах, используемых художниками-иллюст­раторами

 

3. Осознанность значимости результатов художественного творчества иллюстраторов.

глубокая   неглубокая

 

В данном исследовании считаем, что дальнейшие разработки требуют следующие направления:

- изучение представлений детей о стилях иллюстрации;

- обучение детей младшего школьного возраста изображению иллюстрации.


Список используемой литературы

1. Баранова М. Они рисуют для детей. // Дошк.восп. – 1988. - № 5. – с.94.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988.

3. Владимирский Л. Отвечаю своим зрителям. // Дет.л-ра – 1990. - № 8. – с.53.

4. Воробьева В. О творчестве Ю.А.Васнецова. // Дошк.восп. – 1989. - № 1. – с.33.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих.очерк: Книга для уч-ля. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.

6. Герчук Ю.Л. Художественные миры книги. – М.: Просвещение, 1989.

7. Гончаров А. Об искусстве графики. – М.: Молодая гвардия, 1960.

8. Дворниченко Т. Друг ребят и зверят. // Дошк.восп. – 1989. - № 2. – с.38.

9. Елисеев А. О сказке, сказочном и современном. Записки художника. // Дет.л-ра – 1993. - № 5. – с.50.

10. Иванов Н. Очень разные, но любимые. // Юн.худ-к. – 2000. - № 10. – с.23.

11. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – изд.2-ое, доп., - М.: Просвещение,1961.

12. Кабачек О. Понимания художником, или что ценят дети в книжной графике. // Дет.л-ра – 1992. - № 11-12. – с.48.

13. Как сказка сказывается. //  // Юн.худ-к. – 2000. - № 7. – с.42.

14. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. Alma mater, 1994.

15. Косенко Е. Очарование сказки. //Дошк.восп. – 1989. - № 4. – с.32.

16. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. – изд.4-ое. - М.: Совет.худ-к, 1965.

17. Крупин В. Солнечная доброта. //Дет.л-ра – 2000. - № 2-3. – с.4.

18. Кудрявцева Л. Детство и юность Родины. О творчестве В.Перцова. //Дет.л-ра – 1993. - № 6. – с.58.

19. Кудрявцева Л. Дом для всех Бориса Диодорова. // Дет.л-ра – 2000. - № 1. – с.16.

20. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.: Учеб.пособ.для уч-ся пед.уч-щ. - М.: Просвещение, 1984.

21. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 1-2 кл.: Учеб.пособ.для общеобр.завед-й. В 2-х ч. Ч.1: «Учись рисовать». – М.: Дрофа, 1997.

22. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 1-2 кл.: Учеб.пособ.для общеобр.завед-й. В 2-х ч. Ч.II: «Волшебный мир». – М.: Дрофа, 1997.

23. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 3-4 кл.: Учеб.пособ.для общеобр.завед-й. В 2-х ч. Ч.1: «Учись рисовать». – М.: Дрофа, 1997.

24. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 3-4 кл.: Учеб.пособ.для общеобр.завед-й. В 2-х ч. Ч.II: «Волшебный мир». – М.: Дрофа, 1997.

25. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. – М.: Просвещение, 1983.

26. Кузин В.С. Некоторые вопросы психологии учебного рисунка. // Рисунок. Учеб.пособдля ст-ов худ.-граф.фак.пед.ин-тов. Под ред.А.М.Серова. – М.: Просвещение, 1975.

27. Мелик-Пашаев А.А. Для кого работает художник? // Дет.л-ра – 1988. - № 9. – с.51.

28. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Худ.развитие ребенка в семье. – М.: Просвещение, 1995.

29. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1981.

30. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.

31. Некрасова-Каратеева О., Осорина М. Психологическая природа детского рисования. //Искусство в школе. – 1995. - № 3. – с.62.

32. Неменский Б.М. Мудрость красоты: Опроблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. – 2-е изд., перераб.и доп.. - – М.: Просвещение, 1987.

33. Плахотников С. Иллюстрация к художественному тексту. // Нач.шк.: прил.к газ. «Первое сентября». – 1998. - № 28. – с.14.

34. Программы для средних общеобразовательных учеб.зав-ий. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 кл. / Науч.рук. – Б.М.Неменский. - – М.: Просвещение, 1992.

35. Программы средней общеобразовательной школы. Нач.кл. 1-4 кл.одинадцатилетней школы. - – М.: Просвещение, 1988.

36. Рачев Е. Рисунки к басням И.А.Крылова. – Ленинград, 1961.

37. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. Пособие для уч-й. - М.: Просвещение, 1980.

38. Соколова Н.Д. Гуманизация воспитания младших школьников: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 1992.

39. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач.шк.: Учеб.пособ.для студ-ов пед.вузов. - М.: Академия, 1999.

40. Сокольникова Н.М. Иллюстрирование литературных произведений. // Нач.шк. – 1985. - № 6. – с.59.

41. Сокольникова Н.М. Иллюстрирование русских народных сказок. // Нач.шк. – 1987. - № 12. – с.46.

42. Стерхова Н.С. Воспитание художественного вкуса у старших дошкольников посредством приобщения к архитектуре. Автореф. диссертации на соискание учен. степени канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1999.

43. Токмаков Л. Пятнадцать прогулок в детство. // Дет.л-ра – 2000. - № 2-3. – с.8.

44. Федорова А. «Я не хочу обманывать читателя…».// Дет.л-ра – 1998. - № 5-6. – с.94.

45. Хахалин Л. Загадка вашего ребенка. – М.: Знание, 1990.

46. Чижиков В.А. Евгений Михайлович Рачев: Художники детям.// Мурзилка. – 1989. - № 9. – с.22.

47. Школа изобразительного искусства. В 10 выпусках. Выпуск 6. – М.: Искусство, 1966.

48. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в шк. Пособ.для уч-лей. Изд.2-е, доп.и перераб. – М.: Просвещение, 1977.

49. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 1970.

50. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца.: Книга для уч-ся стар.кл.-2-е изд., доп.и перераб. – М.: Просвещение, 1981.

51. Якобсон П.М. Психология чувств. – М.,1958.

52. Волшебный ларец. /Составитель А. Ципоруха. – Киев: ПТОО «А.С.К.», 1994.

53. Курчевский В.В. А что там за окном. – М.: Педагогика, 1983.

54. Пушкин в иллюстрации. // Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин». – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.

 


Приложение

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.