Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-04-01 | 203 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Констатирующий экспериментимел своей целью проверку эффективности методики обучения иллюстрированию, а именно:
1) уровня знаний и представлений младших школьников о творчестве художников-иллюстраторов (знания об особенностях творчества и фактах из биографии, знания о материалах и инструментах, которые использует художник-иллюстратор);
2) уровня знаний детей о средствах художественной выразительности иллюстраций (об особенностях книжной иллюстрации как вида изобразительного искусства, представления о средствах художественной выразительности);
3) уровня знаний учащихся о последовательности процесса иллюстрирования и умений выполнять иллюстрации;
При этом мы использовали следующие методы: диагностика, беседы с детьми, математическая обработка результатов.
Уровни обучения младших школьников искусству иллюстрации, их критерии и показатели те же самые, что и в констатирующем эксперименте. Вопросы и задания, предложенные учащимся также аналогичны. (см. §2.1)
Сравним ответы детей, демонстрирующие уровень продвижения младших школьников в приобщении к искусству иллюстрации.
Результаты контрольного эксперимента можно представить в виде следующих таблиц.
Таблица 2
Матрица ответов учащихся экспериментального класса
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Номер вопроса (задания) | Результат (уровень) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Антропова Н. | + | + | + | + | + | + | + | + | В |
2 | Анашкина С. | + | + | 0 | 0 | + | 0 | 0 | 0 | С |
3 | Азанова Н. | + | 0 | 0 | + | + | 0 | + | + | В |
4 | Жолобова А. | + | 0 | 0 | + | 0 | 0 | + | 0 | С |
5 | Дымшаков С. | + | + | 0 | 0 | + | 0 | 0 | 0 | С |
6 | Кочуров Л. | + | + | 0 | + | + | + | 0 | + | В |
7 | Мочалов С. | + | 0 | 0 | + | + | 0 | 0 | 0 | С |
8 | Нестерова В. | + | + | + | 0 | + | 0 | + | 0 | В |
9 | Никитин О. | + | 0 | 0 | 0 | + | 0 | + | + | В |
10 | Овдеева Н. | + | + | 0 | + | + | 0 | + | + | В |
11 | Оскалов Д. | + | + | 0 | + | + | 0 | + | + | В |
12 | Перцев Г. | 0 | + | 0 | 0 | + | 0 | + | - | С |
13 | ПономареваТ. | + | 0 | - | 0 | + | - | 0 | 0 | Н |
14 | Сименчук Д. | + | + | + | + | + | + | + | + | В |
15 | Сафаров Н. | + | + | 0 | + | + | + | + | + | В |
16 | Смерных А. | + | + | 0 | + | + | 0 | + | + | В |
17 | Тюшнякова К. | + | 0 | - | 0 | + | 0 | + | 0 | С |
18 | Теребенин И. | + | + | 0 | + | + | + | + | + | В |
19 | Хохлов М. | + | 0 | 0 | + | + | 0 | + | + | В |
20 | Юрина А. | + | + | 0 | 0 | + | 0 | + | 0 | В |
|
Условные обозначения:
«+» получен хороший, полный, грамотный ответ (или выполнена отличная иллюстрация), то есть с заданием справился.
«0» получен не совсем полный ответ, в нем допущены неточности (или в иллюстрации допущены не очень серьезные ошибки), то есть с заданием справился наполовину.
«-» ответ неправильный или не получен совсем (плохая иллюстрация), то есть с заданием не справился.
Примечание: два «0» засчитывается за «-».
В – высокий уровень ознакомления с искусством иллюстрации (не более, чем два неверных ответа).
С – средний уровень (не более 3, 5, 3 «-» и 1 «0» неверных ответа) ознакомления с искусством иллюстрации.
Н – низкий уровень (более четырех неверных ответов) ознакомления с искусством иллюстрации.
Таблица 3
Процентное соотношение ответов учащихся в констатирующем и контрольном эксперименте
№ вопроса | Этап | Ответы | ||
+ (%) | 0 (%) | - (%) | ||
1 | Констатирующий | 92 | 8 | - |
Контрольный | 83 | 17 | - | |
2 | Констатирующий | 65 | 35 | - |
Контрольный | 7 | 60 | 33 | |
3 | Констатирующий | 19 | 73 | 8 |
Контрольный | - | 17 | 83 | |
4 | Констатирующий | 62 | 38 | - |
Контрольный | 27 | 46 | 27 | |
5 | Констатирующий | 92 | 8 | - |
Контрольный | 83 | 17 | - | |
6 | Констатирующий | 23 | 69 | 8 |
Контрольный | 7 | 53 | 40 | |
7 | Констатирующий | 65 | 35 | - |
Контрольный | 70 | 30 | - | |
8 | Констатирующий | 54 | 42 | 4 |
Контрольный | 53 | 37 | 10 |
Итог выявления уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации можно отразить в виде следующих диаграмм:
Таким образом, данные контрольного эксперимента подтвердили эффективность методики обучения младших школьников искусству иллюстрации, структура которой разработана нами с учетом исследований Комаровой Т.С., Ветровой И.Б., Бологовой С.Ю., Сокольниковой Н.М. и некоторых других и предполагала следующие особенности:
|
1. основные методы: диагностика, беседы с детьми, методы математической обработки результатов и др.;
2. учет возрастных особенностей, а также их знаний и представлений об искусстве иллюстрации.
Заключение
В ходе проведенного исследования мы подтвердили, что в настоящее время проблема обучения детей младшего школьного возраста искусству иллюстрации очень актуальна, так как учителя зачастую испытывают затруднения в определении доступного для учащихся содержания знаний о данном виде искусства, в выборе форм и методов ознакомления детей с ним. Поэтому в практике работы школьных учреждений иллюстрации как произведения особого вида искусства используются сравнительно редко.
Методика, разработанная нами с учетом работы отечественных педагогов-эстетов, рассматривающая особенности работы учителя с учащимися (и их родителями), эффективна в том случае, если:
1. учитываются возрастные особенности младших школьников, а также уровни их знаний и представлений об искусстве иллюстрации;
2. работа организуется с учетом ниже перечисленных звеньев:
а) знакомство учащихся с творчеством ведущих иллюстраторов детской книги;
б) стимулирование детей к высказыванию впечатлений, полученных от восприятия иллюстраций художников, к анализу средств художественной выразительности увиденных рисунков;
в) создание у младших школьников эмоциональной заинтересованности в выполнении собственных иллюстраций;
К особенностям знаний и представлений учащихся об искусстве иллюстрации можно отнести: дети, как правило, отличают иллюстрированные произведения от произведений других видов искусств, не называя их авторов. В целом чувствуют настроение автора иллюстраций, отражаемое в их сюжетах. Детям доступны некоторые средства художественной выразительности иллюстраций, но в словарном запасе младших школьников практически отсутствуют названия ведущих средств художественной выразительности и представления о них. Дети редко имеют представления об особенностях творчества художников-иллюстраторов. Что существенно сказывается на практических умениях школьников в изображении иллюстраций.
|
Критерии и показатели обучения детей младшего школьного возраста искусству иллюстрации:
1. Отзывчивость учащихся на красоту иллюстрации.
эмоциональность | заинтересованность |
2. Содержательность знаний.
знания о творчестве художников иллюстраторов | знания о средствах художественной выразительности | знания об инструментах и материалах, используемых художниками-иллюстраторами |
3. Осознанность значимости результатов художественного творчества иллюстраторов.
глубокая | неглубокая |
В данном исследовании считаем, что дальнейшие разработки требуют следующие направления:
- изучение представлений детей о стилях иллюстрации;
- обучение детей младшего школьного возраста изображению иллюстрации.
Список используемой литературы
1. Баранова М. Они рисуют для детей. // Дошк.восп. – 1988. - № 5. – с.94.
2. Борев Ю.Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988.
3. Владимирский Л. Отвечаю своим зрителям. // Дет.л-ра – 1990. - № 8. – с.53.
4. Воробьева В. О творчестве Ю.А.Васнецова. // Дошк.восп. – 1989. - № 1. – с.33.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих.очерк: Книга для уч-ля. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
6. Герчук Ю.Л. Художественные миры книги. – М.: Просвещение, 1989.
7. Гончаров А. Об искусстве графики. – М.: Молодая гвардия, 1960.
8. Дворниченко Т. Друг ребят и зверят. // Дошк.восп. – 1989. - № 2. – с.38.
9. Елисеев А. О сказке, сказочном и современном. Записки художника. // Дет.л-ра – 1993. - № 5. – с.50.
10. Иванов Н. Очень разные, но любимые. // Юн.худ-к. – 2000. - № 10. – с.23.
11. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – изд.2-ое, доп., - М.: Просвещение,1961.
12. Кабачек О. Понимания художником, или что ценят дети в книжной графике. // Дет.л-ра – 1992. - № 11-12. – с.48.
13. Как сказка сказывается. // // Юн.худ-к. – 2000. - № 7. – с.42.
14. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. Alma mater, 1994.
15. Косенко Е. Очарование сказки. //Дошк.восп. – 1989. - № 4. – с.32.
16. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. – изд.4-ое. - М.: Совет.худ-к, 1965.
|
17. Крупин В. Солнечная доброта. //Дет.л-ра – 2000. - № 2-3. – с.4.
18. Кудрявцева Л. Детство и юность Родины. О творчестве В.Перцова. //Дет.л-ра – 1993. - № 6. – с.58.
19. Кудрявцева Л. Дом для всех Бориса Диодорова. // Дет.л-ра – 2000. - № 1. – с.16.
20. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.: Учеб.пособ.для уч-ся пед.уч-щ. - М.: Просвещение, 1984.
21. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 1-2 кл.: Учеб.пособ.для общеобр.завед-й. В 2-х ч. Ч.1: «Учись рисовать». – М.: Дрофа, 1997.
22. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 1-2 кл.: Учеб.пособ.для общеобр.завед-й. В 2-х ч. Ч.II: «Волшебный мир». – М.: Дрофа, 1997.
23. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 3-4 кл.: Учеб.пособ.для общеобр.завед-й. В 2-х ч. Ч.1: «Учись рисовать». – М.: Дрофа, 1997.
24. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 3-4 кл.: Учеб.пособ.для общеобр.завед-й. В 2-х ч. Ч.II: «Волшебный мир». – М.: Дрофа, 1997.
25. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. – М.: Просвещение, 1983.
26. Кузин В.С. Некоторые вопросы психологии учебного рисунка. // Рисунок. Учеб.пособдля ст-ов худ.-граф.фак.пед.ин-тов. Под ред.А.М.Серова. – М.: Просвещение, 1975.
27. Мелик-Пашаев А.А. Для кого работает художник? // Дет.л-ра – 1988. - № 9. – с.51.
28. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Худ.развитие ребенка в семье. – М.: Просвещение, 1995.
29. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1981.
30. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.
31. Некрасова-Каратеева О., Осорина М. Психологическая природа детского рисования. //Искусство в школе. – 1995. - № 3. – с.62.
32. Неменский Б.М. Мудрость красоты: Опроблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. – 2-е изд., перераб.и доп.. - – М.: Просвещение, 1987.
33. Плахотников С. Иллюстрация к художественному тексту. // Нач.шк.: прил.к газ. «Первое сентября». – 1998. - № 28. – с.14.
34. Программы для средних общеобразовательных учеб.зав-ий. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 кл. / Науч.рук. – Б.М.Неменский. - – М.: Просвещение, 1992.
35. Программы средней общеобразовательной школы. Нач.кл. 1-4 кл.одинадцатилетней школы. - – М.: Просвещение, 1988.
36. Рачев Е. Рисунки к басням И.А.Крылова. – Ленинград, 1961.
37. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. Пособие для уч-й. - М.: Просвещение, 1980.
38. Соколова Н.Д. Гуманизация воспитания младших школьников: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 1992.
39. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач.шк.: Учеб.пособ.для студ-ов пед.вузов. - М.: Академия, 1999.
|
40. Сокольникова Н.М. Иллюстрирование литературных произведений. // Нач.шк. – 1985. - № 6. – с.59.
41. Сокольникова Н.М. Иллюстрирование русских народных сказок. // Нач.шк. – 1987. - № 12. – с.46.
42. Стерхова Н.С. Воспитание художественного вкуса у старших дошкольников посредством приобщения к архитектуре. Автореф. диссертации на соискание учен. степени канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1999.
43. Токмаков Л. Пятнадцать прогулок в детство. // Дет.л-ра – 2000. - № 2-3. – с.8.
44. Федорова А. «Я не хочу обманывать читателя…».// Дет.л-ра – 1998. - № 5-6. – с.94.
45. Хахалин Л. Загадка вашего ребенка. – М.: Знание, 1990.
46. Чижиков В.А. Евгений Михайлович Рачев: Художники детям.// Мурзилка. – 1989. - № 9. – с.22.
47. Школа изобразительного искусства. В 10 выпусках. Выпуск 6. – М.: Искусство, 1966.
48. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в шк. Пособ.для уч-лей. Изд.2-е, доп.и перераб. – М.: Просвещение, 1977.
49. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 1970.
50. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца.: Книга для уч-ся стар.кл.-2-е изд., доп.и перераб. – М.: Просвещение, 1981.
51. Якобсон П.М. Психология чувств. – М.,1958.
52. Волшебный ларец. /Составитель А. Ципоруха. – Киев: ПТОО «А.С.К.», 1994.
53. Курчевский В.В. А что там за окном. – М.: Педагогика, 1983.
54. Пушкин в иллюстрации. // Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин». – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.
Приложение
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!