Обучение младших школьников иллюстрированию как предмет изучения педагогики — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Обучение младших школьников иллюстрированию как предмет изучения педагогики

2020-04-01 435
Обучение младших школьников иллюстрированию как предмет изучения педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Иллюстрирование сюжетов литературных произведений имеет место в каждом классе начальной школы. Рассмотрим планирование этого материала по программе В.С.Кузина:

1 класс

Иллюстрирование русских народных сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».

2 класс

Иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя…» А.С.Пушкина, «Берёза» С.Есенина, «Ласточки» А.Плещеева, «Радуга-дуга» С.Маршака, «Ёлка» Е.Благининой; рассказов Е.Чарушина, «На лесной поляне зимой» Г.Скребицкого, «Цветы и ягоды» Н.Надеждиной, «Снежинки» по М.Ильину и Е.Сегал.

3 класс

Иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказки «Сивка-бурка», «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина, «Вот и хлеба созрели» Э.Шима, стихотворений А.С.Пушкина «Уж небо осенгью дышало…», «Зимнее утро», «Серая Шейка» Д.Мамина-Сибиряка, «Дедушка Мазай и зайцы» Н.Некрасова, «На Красной площади» Н.Ходзы, «Моя Родина», В.Лебедева-Кумача, «Всемирный хоровод» Д.Родари, «Красное лето» и.Соколова-Микитова, «Художник-осень» Г.Скребицкого.

4 класс

Иллюстрирование литературных произведений: «Приёмыш» Д.Мамина-Сибиряка, «Лягушка-путешественница» В.Гаршина, «Родина» З.Александровой, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, «Как скворец летал домой» С.Михалкова, «В Москве на мирном торжестве» С.Маршака, «Рожь, рожь …», «Рассказ танкиста» А.Твардовского, «Ворона и Лисица» И.Крылова и др. (по усмотрению учителя). (21,с.157-201)

А по программе Б.М. Неменского (34,с.48-49) в третьем классе, I четверти тема одного из уроков звучит так: «Твои книжки (иллюстрация)». Этот урок посвящён книге и книжной иллюстрации. На этом уроке учитель показывает детям всё многообразие форм и видов книг (книжки-раскладушки, гармошки и др.), обращается внимание на то, что каждый художник по-разному решает не только конструкцию своей книги, но и иллюстрации, на разные выразительные решения иллюстрации к одному и тому же произведению разными художниками, на единый характер иллюстрации в каждой книжке, на роль обложки, её отличие от иллюстрации, учащиеся приходят к выводу, что цветом, рисунком выражается настроение, отношение художника к событию или герою. На этом же уроке дети выполняют эскиз к русской народной сказке (по своему усмотрению или усмотрению учителя).

Успех обучения младших школьников иллюстрированию зависит от правильного определения целей и содержания, а также методов обучения.

В процессе иллюстрирования формируются, совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять иллюстрации. (35, с. 155)

Отличительными особенностями в подготовке и проведении: уроков по выполнению иллюстраций являются следующие:

1) работа над ними связана с литературным текстом;

2) перед выполнением иллюстраций дети имеют возможность порисовать с натуры чучела тех животных и птиц, которые являются персонажами иллюстрируемых сказок. Поскольку в сказках часто фигурируют животные, птицы, растения, то программой в разделе рисования с натуры предусмотрено рисование различных игрушек: животных (медведь, лиса, козлик, гусь и др.), машин и т. д. В тех случаях, где требуется изображение человека, учитель на уроках рисования с натуры может организовать выполнение детьми набросков с одного или нескольких учеников. (48, с.78)

Поскольку выполнение иллюстраций к литературным произведениям связано с текстом и предполагает изображение конкретных персонажей, перед учителем стоит задача раскрыть эти образы средствами изобразительного искусства. Такое задание сложно, но у детей младшего школьного возраста имеется большой запас знаний, представлений о сказочных героях, их облике, действиях и т. д. Учитель предельно старается облегчить задачу учащихся. В случаях затруднения в изображении объектов иллюстрации, педагог использует таблицы, рисунки. (48, с.80)

 Следовательно, в процессе обучения детей иллюстрированию литературных произведений важную роль играет эффективное применение наглядных пособий, которые способствуют развитию у учащихся пространственного и образного мышления, понимания тона, цвета, формы, развивает у детей художественный вкус и эстетическое чувство. Особенно важны здесь работы детских художников-иллюстраторов. В то же время следует иметь в виду, что к применению наглядных пособий нужно подходить осторожно, обязательно учитывая возрастные особенности учащихся. Так, например, нужно выбирать такую наглядность, содержание, цветовое решение и композиционное построение которой будет доступно пониманию учащихся. (48, с.59)

Успешная реализация принципа наглядности в обучении иллюстрированию возможна при активной мыслительной деятельности учащихся, особенно, когда происходит «движение» мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к конкретному. (39, с.299)

На уроках необходимо демонстрировать диафильмы, слайды, динамические наглядные пособия на ворсовой основе, использовать кадоскоп и эпидиаскоп, включать музыкальные записи. Особенную роль отводится показу видеофильмов, ведь эмоциональное воздействие видео образов трудно переоценить. (39, с.299)

Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение учебных таблиц и пособий, а в целях активизации мыслительной деятельности – карточек-упражнений, карточек-заданий. (39, с.299)

По мнению Шорохова Е.В. важную роль в процессе обучения детей иллюстрированию играет рисунок учителя мелом, углем и красками на классной доске и та больших листах бумаги. Рисунки на доске во многом аналогичны применяющимся, а качестве наглядных пособий таблицам большого размера; их прекрасно видят даже сидящие на последних партах (48, с.60).

Кузин В.С. выделяет в процессе обучения младших школьников иллюстрированию следующие методические приемы:

1. Показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов композиции иллюстрации, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов сюжета.

2. Показ на классной доске с помощью магнитов и выразительных аппликационных фрагментов различных сюжетов композиции.

3. Сравнение и анализ школьниками отдельных ученических рисунков.

4. Сравнение изображаемых в композиции объектов с реальными объектами, например, веток деревьев, скворечника, лопаты, чайника и т. д.

5. Предварительное выполнение небольшого схематичного рабочего эскиза. При этом важно следить, чтобы учащиеся не срисовывали с доски примерный вариант композиции, - это может сковывать их творческую фантазию. В ряде случаев для развития самостоятельности учащихся можно не показывать примерных вариантов композиций, дети сами решают композицию своей иллюстрации. (25, с.113-114)

В учебнике В.С.Кузина (21, с.63) объяснение последовательности выполнения иллюстрации для первоклассников происходит следующим образом:

«Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. Затем краской заливаются большие плоскости изображаемого – небо, поле, лес, речка, дома, одежда героев. Далее – проработка цветом частей и деталей композиции. При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на темном, тёмное на светлом, контраст большого и маленького, яркого цвета на спокойном фоне.

Используй и ты эти средства. А в начале рассмотри на странице учебника, как эти средства используют известные художники и твои ровесники.

И помни – всё, чему ты научился на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях».

Очень важную роль в процессе обучения младших школьников иллюстрированию играет использование разнообразных форм работы с иллюстрацией.

Для младшего школьника важнее сделать красивый рисунок, нежели точный.

При чтении ученик может открыть тайну текста, а при рассмотрении иллюстрации к нему – тайну отношений между историями художника и рассказчика. (33, с.14)

Так уже выходит, что в детских книжках, хорошо иллюстрированных, прячутся две истории: одна - написанная, а другая – нарисованная. Часто в работе учителя сталкиваются с тем, что дети часто объединяют рисунок и текст в единое целое, и тогда возникают иллюзии «правильных» объяснений и порождение нелепостей, которых можно было бы избежать. (33, с.14)

Известно, что легче рассмотреть картинки, чем прочитать текст. Хорошая иллюстрация позволяет читателю заинтересоваться текстом. Чем глубже художник понимает текст, тем более его иллюстрации имеют детальных различий с ним. Этот парадокс можно положить в основание педагогической работы. (33, с.14)

Рассмотрим следующие формы работы с иллюстрацией:

1. Рассматривание иллюстрации (15 мин.) (работа может проходить как в малых группах, так и в парах).

Учитель предлагает выписать на листочек как можно больше слов, которые есть в тексте, но не изображены на иллюстрации.

Работа проверяется другой группой или парой. Учитель просит зачеркнуть в чужой работе те слова, которые были в их собственной. Оригинальные находки выносятся на доску.

Данная работа позволяет рассмотреть иллюстрацию подробно, во всех нюансах; познакомиться поближе с художником, если дети находят его подпись.

2. Мои предпочтения (10 мин.)

Дети приносят разные издания одного и того же литературного произведения. Учитель знакомится с ними и ищет иллюстрации к одному событию (можно предложить это задание детям).

Учитель собирает весь класс около доски и предлагает поиграть в вернисаж – походить вокруг столов, где лежат книги с иллюстрациями, с «умным видом» и поискать «полюбившуюся», «странную», «удивительную». Кто нашёл, тот возвращается к доске.

На доске начерчена таблица с тремя графами: «Полюбившаяся», «Странная», «Удивительная». Ученик вписывает в каждую графу фамилию иллюстратора.

После этого учитель может продолжить работу в привычной манере: обсудить признаки сделанных «выборов», поделиться тем, где и как нашли фамилию, имя иллюстратора.

Можно предложить детям (по желанию) высказать основания своего выбора.

3. «Угадай автора» (15 мин.)

Работа может стать продолжением «предпочтений». После того как дети познакомились с несколькими иллюстрациями к одному и тому же отрывку текста, они могут угадывать заданную иллюстрацию.

Двое учеников выходят к доске, им завязывают глаза, учитель предлагает классу описать иллюстрацию, которую все видят. В классе ученики по цепочке называют какую-либо деталь иллюстрации. Двое с завязанными глазами должны посоветоваться и назвать автора иллюстрации.

Работа с собственно иллюстрациями:

1. «У каждого свой цвет» (до 15 мин.)

Учитель предлагает сюжет из произведения или всё произведение для иллюстраций, которые лучше рисовать в классе. Ученики могут работать в паре или в малой группе. Каждый выбирает себе цвет карандаша и больше не меняет его в процессе работы и никому не передаёт.

Инструкция может звучать так: «Нарисуйте верную иллюстрацию к тексту так, чтобы ваши цвета использовались поровну».

По окончание: выставка с обсуждением выполненных работ.

В ходе выполнения такого задания дети равномерно распределяют свои силы при работе с другими, прислушиваются к мнению окружающих, корректируют степень своего участия в общем деле. При рисовании иллюстрации ученики не только демонстрируют знание текста, но и знакомят окружающих со своим видением его.

2. «Семейные рисунки» (до 15 мин)

Учитель просит дома нарисовать иллюстрацию к какому-либо тексту: «Дома сделайте точную иллюстрацию к тексту так, чтобы и родители, и сёстры, и братья, а может и ваш сосед или друг поучаствовали. Пусть те, кто вам помогает, подпишутся на обратной стороне, а мы постараемся угадать, кто что нарисовал».

В классе можно поменяться рисунками и провести их анализ.

В процессе работы у детей формируется привычка обсуждать мелочи, детали, видеть преимущества других. В результате у учеников складывается достаточно полная картина не только о самом литературном произведении, но и о различных читательских мнениях. В 3 – 4 классах после такой работы можно писать сочинения с цитированием мнений одноклассников, родственников и соседей. Очень важно при обсуждении рисунка в классе не выносить оценочных суждений: «не получилось», «плохо». Нужно помнить, что автор всегда остается автором. (33, с.14)

Предложенные формы работы с иллюстрацией далеко не единственные. Их можно придумать самим, а можно использовать учебное пособие В.М. Букатова «Педагогические таинства дидактических игр», вышедшее в 1997 году. (33, с.14)

При рассмотрении вопросов методики обучения младших школьников иллюстрированию необходимо также обратить внимание и на характерные ошибки в работах учащихся.

Наиболее типичными ошибками в рисунках школьников являются логические, конструктивные, композиционные и технические. (49, с.61)

1. Логические ошибки заключаются в неверном перспективном построении изображаемых объектов. Педагог Р.И. Коргузанова считает, что, причиной такого рода ошибок является несоответствие изображенного на рисунке с действительностью. Думается, что истинной причиной является незнание школьниками законов линейной перспективы. Игнатьев Е.И., Виноградова Г.Г. доказали возможность успешного усвоения основ линейной перспективы учащимися начальных классов. (49, с.61)

2. Так называемые конструктивные ошибки в иллюстрациях школьников возникают из-за незнания учениками сущности построения того или иного предмета, механизма и т. д. Причиной этих ошибок является недостаточность знаний учащихся о предметах реального мира, которые их окружают. (49, с.61)

3. Композиционные ошибки вызываются недостаточным умением рационально располагать изображаемые предметы на листе бумаги вследствие незнания законов композиции. (49, с.62)

4. Технические ошибки связаны с отсутствием у младших школьников навыков и недостаточной аккуратностью исполнения. (49, с.62)

Все выше названные типы ошибок в иллюстрациях детей могут быть в основном ликвидированы при условии правильного, основанного на научных знаниях и методически организованного учебно-воспитательного процесса проведения уроков изобразительного искусства. (49, с.62)

И всё же самое главное и самое сложное в иллюстрировании, по мнению Е.В. Шорохова, - задачи композиции, которые находятся в теснейшей связи со всеми другими задачами, стоящими перед школьниками при работе над рисунками. Поэтому важно определить эти задачи композиционного построения рисунков, указать на основные закономерности, которые школьники должны знать и применять в своих учебно-творческих работах. (48, с.22)

Интересные и ценные исследования, непосредственно посвященные изучению вопросов композиционного построения иллюстраций младшими школьниками, провёл В.А. Ромашко. На основании полученных им результатов можно заключить, что разъяснение отдельных вопросов композиции, анализ работ учащихся и разбор основных композиционных ошибок на уроках положительно влияет на выполнение иллюстраций. (49, с.23)

Остановимся на основных вопросах композиции, доступных пониманию младших школьников.

Цель - создание иллюстрации распадается на задачи: создание образа, выражение идейного замысла и передача смысловой связи между изображаемыми объектами. (49, с.23)

Формирование зрительных образов у человека является одним из элементов познания внешнего мира, это полностью относится и к младшим школьникам. Различают две категории образов. Одни образы быстро возникают и быстро исчезают. Другие возникают во время активного процесса познания реальной действительности, когда основательно изучаются те или иные предмету. Эти образы строятся медленно и, постепенно обогащаясь, опираются на значительную аналитико-синтетическую деятельность. Во время этой деятельности отбирается все наиболее важное и существенное и отбрасывается второстепенное и случайное. Возникновение в сознании образов второй категории всегда связано с участием воображения, мышления и воли. Именно эти образы, которые участвуют во всякой созидательной деятельности, являются основой изобразительной деятельности. (49, с.24)

Сложившиеся в сознании зрительные образы дети младшего школьного возраста стараются передать на листе бумаги. Зрительный образ у них постоянно изменяется, дополняется или, наоборот, сужается. Е.И. Игнатьев считает, что под влиянием всё новых и новых зрительных опор в восприятии или под влиянием оживления прошлых восприятий создается, строится и перестраивается зрительной образ (49, с.24).

Раскрытие идейного замысла и передача смысловой связи имеют огромное значение для общего строя композиции и её выразительности. Для удачного изображения младший школьник должен представить себе предметы все вместе и в отдельности во всех деталях и в их взаимосвязи. (49, с.45)

При работе над иллюстрацией учащиеся должны исходить из идейного замысла. Здесь возможны два пути. Первый путь - когда после выяснения замысла сразу возникают образы персонажей, а уж потом анализируется связь между изображаемыми предметами, а в соответствии с этим и вносятся изменения и исправления. Другой путь заключается в том, что после выяснения общего замысла продумывается взаимосвязь отдельных объектов изображения, их место и положение (позы, движения) и вносятся в эскиз композиции, а затем уже следует работа над образами отдельных фигур. (49, с.45)

Более продуманное обучение с применением новых эффективных приёмов и разъяснение учащимся идейного замысла и взаимосвязи частей композиции приводят к более удачному и грамотному выполнению рисунков. (49, с.46)

Работая над иллюстрациями младшие школьники часто обращают внимание на правильность рисования отдельных объектов без связи их друг с другом. Например, нередко они рисуют на дальнем плане фигуры людей и здания, искажая их масштабы, мало учитывая литейную перспективу. Часто фигуры людей в иллюстрациях дети изображают не в перспективе по отношению друг к другу и с разных точек зрения рисующего. Например, фигуры людей изображены так, что половина их попадает на фон неба, а другие показаны целиком на фоне земли, т. е. ниже линии горизонта. (49, с.47)

Практически в большинстве школ учителя объясняют линейную перспективу на уроках рисования с натуры, на примерах рисования отдельных предметов или натюрмортов. На уроках иллюстрирования вопросам перспективы педагоги почти совсем не уделяют внимания. В редких случаях учитель делает индивидуальные замечания по поводу неверного изображения фигур людей в перспективе. Игнатьев Е.И., а также Виноградова Г.Г. доказали возможность успешного усвоения основ линейной перспективы учащимися начальных классов. (49, с.47)

Учителю необходимо объяснить школьникам влияние положения линии горизонта на композицию, и отсюда - на раскрытие содержания и замысла произведения. Также учитель должен стремиться, чтобы школьники максимально использовали знания перспективы на уроках иллюстрирования. (49, с.47)

К первому классу дети уже владеют значительным количеством цветов. От класса к классу происходит постепенный прогресс в понимании цвета и его анализе. Младшие школьники зрительно воспринимают цвета по тону, насыщенности, теплоте и холодности, различают гармонию сочетания теплых и холодных цветов в той или иной гамме. (49, с.48)

Наиболее правильный и эффективный вариант проведения учителем урока иллюстрирования, по мнению Шорохова Е.В., может быть следующим. Сначала педагог подробно объясняет тему урока (2-х уроков), раскрывает в деталях вопросы выбора сюжета, композиции, построения линейного рисунка и цветового решения. Если иллюстрация выполняется в течение 2 - 3 уроков, то после первого учитель разбирает наблюдаемые учащимися в жизни сюжеты, предлагает им выполнить зарисовки с натуры и по памяти. Второй, длительный этап урока - самостоятельная работа учащихся. Педагог ведет фронтальную и индивидуальную работу с учащимися, используя различные методические приёмы. Заключительный этап работы над композицией - просмотр и анализ выполненных иллюстраций. (48, с.61)

Порядок подготовки к выполнению иллюстрации учащимися 1-4 классов и процесс работы над композицией иллюстрации может быть следующим:

1.Выбор темы.

2.Компоновка сюжета.

3.Наблюдение окружающей жизни в связи с темой - целенаправленное наблюдение животных, птиц, деревьев, зданий, движений и фигур людей, интерьеров.

4.Наброски с натуры (в карандаше или цвете), выполняемые в классе, на улице, дома.

5.Выполнение эскиза (в карандаше или цвете) с использованием натурного материала в композиции; работа над иллюстрацией может включать и выполнение второго, более полного эскиза, обогащенного наблюдениями окружающей жизни, а также набросками с натуры отдельных объектов. Второй эскиз возможен в случаях, когда иллюстрация выполняется в течение трех уроков.

6.Выполнение окончательного рисунка (в карандаше и в цвете) с использованием натурного материала.

7.Обсуждение выполненных работ. (48, с.62)

Для учащихся 1-3, классов реализация таких этапов плана, как выполнение набросков с натуры и эскиза композиции, имеющих нередко самостоятельное значение во всей подготовке к выполнению законченной иллюстрации, будет затруднена. Чаще они ограничиваются проведением целенаправленных наблюдений. (48, с.62)

Знакомство учащихся с искусством книжной иллюстрации осуществляется не только на уроках, специально посвященных иллюстрированию литературных произведений, но и целенаправленно организуется в процессе изучения всех разделов изобразительного искусства и в системе эстетического воспитания в целом. (40, с.61)

Виды заданий по иллюстрированию в начальных классах могут быть примерно следующими: рассматривание, анализ рисунков; иллюстрирование загадок, пословиц, стихотворений, басен, рассказов, сказок; изображение отдельных героев, предметов и явлений, о которых говорится в произведении; выполнение рисунков для обложки книги, для книжки-самоделки (коллективное иллюстрирование); составление сюжетной композиции по мотивам народных сказок. (40, с.61)

Впоследствии детские иллюстрации используются для оформления выставок, праздников, альбомов, книжных закладок. (40, с.61)

В плане межпредметных связей на уроках труда можно сделать из различных материалов (бумаги, картона, ткани, фольги)или вылепить из пластилина фигуры главных героев книг, к которым выполняются иллюстрации, затем фигурки и рисунки можно объединить в объёмные композиции - макеты. Например, иллюстрацию к стихотворению Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы» желательно укрепить вертикально и использовать как фон, а на первом плане поместить изображения зайцев на островках, кусты и деревья. (40, с.61)

При подборе заданий по иллюстрированию литературных произведений и непосредственном руководстве поих выполнению необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень их знаний, умений и навыков. Конечно же, текст литературного произведения, взятый для иллюстрирования, должен быть хорошо осмыслен учащимися, в этом случае им легче передать намеченные писателем художественные картины и ситуации, показать основные события произведения. Если реальные представления о литературных образах и событиях у детей отсутствуют или не совсем чёткие, то необходимо найти возможностьих восполнить. В противном случае лучше отказаться от иллюстрирования такого произведения. (40, с.62)

Иллюстрации в основном выполняются карандашом и завершаются в цвете или графически за один - два урока. Но если работа происходит за один урок, иллюстрацию можно выполнить сразу в цвете, используя тонированный лист и гуашь, акварельное или восковые мелки. Работа над рисунком идёт от главного к второстепенному. Иллюстрации получаются более выразительными на больших форматах ватманской белой или цветной бумаги. Для эскизов используется бумага небольшого размера. (40, с.62)

Сокольникова Н.М. предлагает следующий примерный порядок работы над иллюстрацией к литературному произведению.

I. Вступительная беседа, эмоционально настраивающая учащихся на урок.

2. Выбор сюжета литературного произведения для иллюстрирования.

3. Обдумывание композиции иллюстрации.

4. Выполнение эскиза иллюстрации (желательно начиная с 1V класса).

5. Создание линейной композиции иллюстрации.

6. Завершение работы над иллюстрацией.

7. Самостоятельная оценка и анализ учащимися выполненных иллюстраций.

На каждом этапе урока по возможности рекомендуется вводить творческие задачи, способствующие проявлению самостоятельности учащихся. (40, с.62)

Введение в структуру уроков игровых элементов и художественно-дидактических игр и использование элементов соревнования является необходимым условием эффективности обучения детей иллюстрированию. (39, с.304)

Рассмотрим некоторые художественно-дидактические игры и игровые приемы, которые можно использовать на уроках иллюстрирования.

В 1 – 2 классах возможно использование игрового приема «вхождение в иллюстрацию» учитель задает вопросы типа: «Если бы ты вошел в картинку, огляделся и прислушался, что бы ты увидел и услышал?», «Что бы ты увидел впереди себя или позади себя?» и т.п. Подобные вопросы активизирует воображение, вовлекают в игровую ситуацию, через нее дети лучше осваивают средства художественной выразительности. (39, с.305)

Часто используется игра «Посещение выставки художников-иллюстраторов». Учитель выступает в роли экскурсовода, рассказывает об особенностях художественного стиля каждого художника.

В конце урока для закрепления нового материала целесообразно провести игру «Угадайка» - учитель демонстрирует иллюстрации художников, которые были рассмотрены в начале урока, детям предлагается назвать авторов каждой из них. (39, с.305)

Игру можно использовать на уроках и для того, чтобы дети научились узнавать творческий почерк различных художников. Например, игра «Угадай, кто нарисовал иллюстрацию?» На доске закрепляются таблицы с фамилиями художников; задание: выбрать из нескольких иллюстраций одного художника и поставить к соответствующей табличке. (39, с.306)

Другая игра «В книжном магазине»: дети по очереди покупают в магазине ту или иную книжку с иллюстрациями, объясняют, чем они понравились, какой художник над ними работал, какие средства художественной выразительности были испытаны. (39, с.306)

Игра «Найдите картинку к тексту»: учитель читает текст той или иной сказки (или произведения другого жанра), а дети подбирают к нему соответствующие иллюстрации. При проведении итогов урока и анализе детских рисунков используют и обратный игровой приём – детям предлагается найти текст к иллюстрации. Такая игра побуждает учащихся вспомнить содержание сказки, лучше представить её образы. (39, с.306)

Очень любят младшие школьники разгадывать кроссворды. Они могут быть средством закрепления знаний, полученных школьниками во время бесед.

Особый интерес вызывает применение на уроках игры «Компьютер». Для того, чтобы его изготовить, необходимо взять 2 стандартных игры, выпускаемые нашей промышленностью, различную электровикторину и «Компьютер детский», укрепить их на планшете, примерно с лист ватмана. Компьютер состоит из трёх частей: экран, блок памяти (плато от электровикторины) и клавиатуры (игрушки «Компьютер детский»). (39, с.306)

В компьютер вводится программа для каждой его части: на экран – карта с названием программы и картинками-вопросами, в блок памяти – матрица с номерами вопросов и ответы, в клавиатуру – карточка с названием игры, номерами вопросов и ответов.

Карта для экрана занимает большую часть планшета. Сверху крупным шрифтом пишут название программы, затем размещают необходимые иллюстрации, рисунки и т.д. Здесь же может быть дано какое-либо изображение в качестве заставки. Под картинками-вопросами стоят номера.

На матрице блока питания номера вопросов и ответов не совпадают, номера вопросов соответствуют цифрам под картинками. Клавиатура же устроена таким образом, что номера ответов закрыты специальными кнопками-фишками. (39, с.306)

Ученик рассматривает картинку-вопрос, запоминает его номер. В колонке вопросов на матрице он ищет нужный ему номер вопроса, а в другой части матрицы подбирает соответствующий ответ. Для этого он пользуется индикатором-указателем правильности ответов. Наконечник проводка вставляют в отверстие рядом с ответом. Если ответ правильный, лампочка индикатора загорается. Если ответ неверный, номер правильного ответа можно узнать на клавиатуре – поднять вверх соответствующую кнопку фишку. В составлении игровых программ для компьютера и в создании его самого школьники охотно принимают активное участие. (39, с.306)

Широкое использование игр и игровых приемов при обучении иллюстрированию младших школьников делает мотивацию учения личностно значимой для ребенка, что значительно повышает эффективность усвоения знаний, умений и навыков. (39, с.307)

Таким образом обучение иллюстрированию активизирует творческую и познавательную деятельность младших школьников и, следовательно оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом.

Следовательно, для успешного приобщения младших школьников иллюстрированию необходимо выполнение следующих условий:

1) развитие интереса к иллюстрированию как особой области изобразительного искусства;

2) сочетание контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им;

3) воспитание у учащихся веры в свои силы, свои творческие способности;

4) последовательное усложнение иллюстративной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся;

5) использование на уроках иллюстрирования технических средств обучения и специальных наглядных пособий;

6) отбор иллюстративного материала;

7) интегрированное обучение иллюстрированию (осуществление межпредметных связей);

8) применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими: карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, черная тушь, цветная тонированная бумага и др.;

9) введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач, а также игровых элементов и художественно дидактических игр, использование элементов соревнование;

10) сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;

11) предварительное изучение детьми основных объектов иллюстрации путем длительного тщательного наблюдения или рисования с натуры с установкой на последующее изображение по представлению;

12) обучение языку изобразительного искусства, средства художественной выразительности иллюстраций;

13) целенаправленное систематизированное использование бесед и рассказов, активизирующих внимание младшего школьника, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.