Глава I . Психолого-педагогические основы обучения детей искусству иллюстрации — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава I . Психолого-педагогические основы обучения детей искусству иллюстрации

2020-04-01 228
Глава I . Психолого-педагогические основы обучения детей искусству иллюстрации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

ТЕМА:   Обучение младших школьников

                       иллюстрированию

 

 

Исполнитель:

2006 г.


Оглавление

 

Введение.......................................................................................................... 3

Глава I. Психолого-педагогические основы обечения детей искусству иллюстрации.......................................................................................................................... 6

1.1. Ознакомление младших школьников с иллюстрацией как предмет изучения педагогики...... 6

1.2 Психологические аспекты обучения детей искусству иллюстрации............................... 23

1.3. Специфика иллюстрации и ее педагогические возможности....................................... 38

Выводы по главе I......................................................................................... 42

Глава II. Методика обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию........................................................................................................................ 44

2.1. Выявление уровней обучения младших школьников искусству иллюстрации.................... 44

2.2. Реализация методики обучения младших школьников искусству иллюстрации.................. 48

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы................................................ 57

Заключение.................................................................................................... 61

Список используемой литературы............................................................... 63

Приложение


Введение

 

Использование в целях гуманизации воспитания младших школьников изобразительного искусства как наиболее эффективного средства передачи эмоционально-ценностного опыта отношения к миру, творческого опыта связано со свойственными младшим школьникам конкретностью восприятия, склонностью к подражательности, впечатлительностью, эмоциональной отзывчивостью и т. п. Прежде всего искусство (в том числе изобразительное) в наибольшей степени способствует формированию у детей младшего школьного возраста отношения к миру в единстве чувства и мысли, а также свободной, творческой, ответственной личности в целом, которая способна сопереживать другому человеку, другой нации, быть сопричастной природе и обществу(38, с.8).

Одно из главных мест в воспитании и развитии личности младших школьников средствами искусства принадлежит иллюстрации.

В «Кратком словаре терминов изобразительного искусства» (16) приводится следующее толкование термина «иллюстрация»:

Иллюстрация – разновидность искусства, в основном художественной графики, имеющая своим назначением образное пояснение (и отчасти дополнение) текста.

Человек, решивший посвятить свое творчество иллюстрации, должен развивать в себе такие качества как воображение, наблюдательность, зрительная память. Если ребенок хотя бы в небольшой степени наделен от природы этими качествами, он может их развить. Важно как можно больше рисовать с натуры, но, кроме того, где бы ни находился – запоминать лица, детали пейзажа, обстановки для того чтобы более точно рисовать их. То есть, рисование с натуры и постоянное рисование по памяти развивают наблюдательность и зрительную память. А воображение подсказывает зрительные образы прочитанных произведений.

Иллюстрация является мощным средством воздействия на развитие личности младшего школьника. Уроки иллюстрирования способствуют развитию творческой фантазии детей, их нравственному и эстетическому воспитанию. Младшие школьники живо воспринимают прочитанные события, получают первые представления о добрых и злых поступках. Учителю следует иметь в виду то обстоятельство, что зачастую пример поведения героев любимых детьми книг оказывает на их собственное поведение по отношению к людям, природе гораздо более сильное влияние, чем что-либо другое. Иллюстрирование позволяет младшим школьникам проявлять художественно-творческую активность и применять на практике знания и умения, полученные при выполнении заданий по рисованию с натуры (по памяти и по представлению) и декоративной работе, а также содержит богатые возможности для осуществления межпредметных связей, для развития эмоционально-эстетического отношения к процессу иллюстрирования, к рисункам, к действительности.

Обучение младших школьников иллюстрированию является предметом изучения таких наук как психология, педагогика и др. Психологические аспекты представлены в трудах В.С. Мухиной, Е.И. Игнатьева, Г.Г. Виноградовой и др.

Эффективность обучения младших школьников искусству иллюстрации является не только психологической, но и собственно педагогической проблемой, изучением которой занимались Е.В. Шорохов, В.С. Кузин, Р.И. Коргузанова, В.А. Ромашко, Н.М. Сокольникова, Е.Е. Рожкова и некоторые другие.

В практике работы школьных учреждений иллюстрации как произведения особой области искусства используются сравнительно редко. Учителя зачастую испытывают затруднения в определении доступного для младших школьников содержания знаний об иллюстрации и иллюстрировании, выборе форм и методов ознакомления детей с данным видом искусства.

Поэтому тема нашего исследования: «Обучение младших школьников иллюстрированию».

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики ознакомления младших школьников искусству иллюстрации.

В соответствии с целью определены задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.

2. На основании изученной литературы рассмотреть специфику иллюстрации и ее педагогические возможности.

3. Выявить критерии и показатели уровней обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию.

4. В подтверждение теоретических выводов экспериментально проверить эффективность методики обучения младших школьников искусству иллюстрации.


Выводы по главе I

Иллюстрация как особая область искусства играет большую роль в эстетическом и нравственном воспитании младшего школьника, является мощным средством воздействия на развитие его личности, при этом выполняя важные функции: информативную, воспитательную, изобразительную и декоративную.

Иллюстрирование в основе которого лежит оперирование наглядными художественными образами, представляет собой сложную деятельность и опирается на чувственный опыт (зрительные ощущения и воприятия). Благодаря ему младший школьник познает особенности, а затем в процессе мыслительной деятельности – и законченности предметов и явлений действительности, которые составляют основу процесса иллюстрирования.

Важным фактором, определяющим роль чувств в изобразительной деятельности, является эмоциональное переживание ребенком в процессе иллюстрирования, включающие в себя три наиболее существенных компонента: 1) эмоциональное переживание от объекта изображения; 2) эмоциональное переживание от самого процесса иллюстрирования; 3) общее эмоциональное состояние ребенка.

Педагог должен учитывать возрастные особенности младших школьников при обучении иллюстрированию (например, функциональная незрелость мышечных волокон 7-8 летних детей, их невладение теми изобразительными средствами, которыми располагает современная иму культура общества и т.д.).

Успешное обучения детей младшего школьного возраста иллюстрированию будет упешным при выполнении специально созданной системы условий. (см. выше)

Учителю важно знать и предупреждать все типы ошибок в иллюстрациях детей (логические, конструктивные, композиционные и технические.)

Показ на уроках иллюстрирования работ художников не приводит к механическому срисовыванию готовых композиций, а, наоборот, способствует конкретизации и, обогащению зрительных представлений и образов учащихся, ведь их творчество основывается на реальности.

На наш взгляд, наиболее эффективный порядок подготовки к выполнению иллюстрации учащихся 1-4 классов и процесс работы над ее композицией следующий (Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов):

1) вступительная беседа, эмоционально настраивающая учащихся на урок,

2) выбор сюжета литературного произведения для иллюстрирования;

3) обдумывание композиции иллюстрации;

4) наблюдение окружающей жизни в связи с темой, наброски с натуры;

5) выполнение эскиза иллюстрации (особенно в 4 классе);

6) создание линейной композиции иллюстраций;

7) завершение работы над иллюстрацией;

8) самостоятельная оценка и анализ учащимися выполненных иллюстраций.


Урок первый.

 

Тема: Иллюстрирование сказки А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»

Цель: Научить выполнять иллюстрации к сказкам; формировать у учащихся умение находить оптимальные цветовые и композиционные решения своего рисунка, выделять главное в иллюстрации, передавать смысловые связи предметов в пространстве; совершенствовать навыки работы детей красками (акварельными, гуашевыми); развивать интерес и любовь младших школьников к творчеству художников детской книги, творческое воображение и эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: иллюстрации Э.Васильева, К.Сулима к сказке «Винни-Пух и все-все-все», игрушечный мишка, рисунки с изображениями медведя, поросенка, зайца, совы, тигра, листы бумаги с линейным рисунком, карандаши, краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка, 13 комплектов шаблонов (по 1 комплекту на парту).

Литература:

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач.шк.: Учеб.пособ.для студ-ов пед.вузов. - – М.: Академия, 1999.

2. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 1970.

3. Волшебный ларец./ Составитель А.Ципоруха. – Киев; ПТОО «А.С.К.», 1994.

Второй урок.

Тема: Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина.

Цель: обучать учащихся умению выполнять иллюстрации к сказке, передавать основные события произведения, смысловую связь между предметами и героями в рисунке; формировать умение6 располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла, правильно выбирать размер изображения в листе, находить оптимальные (цветовое и композиционное) решения своей иллюстрации; совершенствовать навыки работы детей касками; развивать интерес и любовь младших школьников к творчеству ведущих художников детской книги, творческое воображение и эмоциональность учащихся.

Оборудование: иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, (для игры «Изобразительное лото»), для учащихся: лист бумаги, карандаш, акварельные или гуашевые краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.

Литература:

1. Курчевский В.В. А что там за окном. – М.: Педагогика, 1983.

2. Пушкин В иллюстрации. // Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин». – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач.шк.: Учеб.пособ.для студ-ов пед.вузов. - – М.: Академия, 1999.

 

Заключение

В ходе проведенного исследования мы подтвердили, что в настоящее время проблема обучения детей младшего школьного возраста искусству иллюстрации очень актуальна, так как учителя зачастую испытывают затруднения в определении доступного для учащихся содержания знаний о данном виде искусства, в выборе форм и методов ознакомления детей с ним. Поэтому в практике работы школьных учреждений иллюстрации как произведения особого вида искусства используются сравнительно редко.

Методика, разработанная нами с учетом работы отечественных педагогов-эстетов, рассматривающая особенности работы учителя с учащимися (и их родителями), эффективна в том случае, если:

1. учитываются возрастные особенности младших школьников, а также уровни их знаний и представлений об искусстве иллюстрации;

2. работа организуется с учетом ниже перечисленных звеньев:

а) знакомство учащихся с творчеством ведущих иллюстраторов детской книги;

б) стимулирование детей к высказыванию впечатлений, полученных от восприятия иллюстраций художников, к анализу средств художественной выразительности увиденных рисунков;

в) создание у младших школьников эмоциональной заинтересованности в выполнении собственных иллюстраций;

К особенностям знаний и представлений учащихся об искусстве иллюстрации можно отнести: дети, как правило, отличают иллюстрированные произведения от произведений других видов искусств, не называя их авторов. В целом чувствуют настроение автора иллюстраций, отражаемое в их сюжетах. Детям доступны некоторые средства художественной выразительности иллюстраций, но в словарном запасе младших школьников практически отсутствуют названия ведущих средств художественной выразительности и представления о них. Дети редко имеют представления об особенностях творчества художников-иллюстраторов. Что существенно сказывается на практических умениях школьников в изображении иллюстраций.

Критерии и показатели обучения детей младшего школьного возраста искусству иллюстрации:

1. Отзывчивость учащихся на красоту иллюстрации.

эмоциональность   заинтересованность

 

2. Содержательность знаний.

знания о творчестве художников иллюстраторов   знания о средствах художественной выразительности   знания об инструментах и материалах, используемых художниками-иллюст­раторами

 

3. Осознанность значимости результатов художественного творчества иллюстраторов.

глубокая   неглубокая

 

В данном исследовании считаем, что дальнейшие разработки требуют следующие направления:

- изучение представлений детей о стилях иллюстрации;

- обучение детей младшего школьного возраста изображению иллюстрации.


Список используемой литературы

1. Баранова М. Они рисуют для детей. // Дошк.восп. – 1988. - № 5. – с.94.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988.

3. Владимирский Л. Отвечаю своим зрителям. // Дет.л-ра – 1990. - № 8. – с.53.

4. Воробьева В. О творчестве Ю.А.Васнецова. // Дошк.восп. – 1989. - № 1. – с.33.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих.очерк: Книга для уч-ля. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.

6. Герчук Ю.Л. Художественные миры книги. – М.: Просвещение, 1989.

7. Гончаров А. Об искусстве графики. – М.: Молодая гвардия, 1960.

8. Дворниченко Т. Друг ребят и зверят. // Дошк.восп. – 1989. - № 2. – с.38.

9. Елисеев А. О сказке, сказочном и современном. Записки художника. // Дет.л-ра – 1993. - № 5. – с.50.

10. Иванов Н. Очень разные, но любимые. // Юн.худ-к. – 2000. - № 10. – с.23.

11. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – изд.2-ое, доп., - М.: Просвещение,1961.

12. Кабачек О. Понимания художником, или что ценят дети в книжной графике. // Дет.л-ра – 1992. - № 11-12. – с.48.

13. Как сказка сказывается. //  // Юн.худ-к. – 2000. - № 7. – с.42.

14. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. Alma mater, 1994.

15. Косенко Е. Очарование сказки. //Дошк.восп. – 1989. - № 4. – с.32.

16. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. – изд.4-ое. - М.: Совет.худ-к, 1965.

17. Крупин В. Солнечная доброта. //Дет.л-ра – 2000. - № 2-3. – с.4.

18. Кудрявцева Л. Детство и юность Родины. О творчестве В.Перцова. //Дет.л-ра – 1993. - № 6. – с.58.

19. Кудрявцева Л. Дом для всех Бориса Диодорова. // Дет.л-ра – 2000. - № 1. – с.16.

20. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.: Учеб.пособ.для уч-ся пед.уч-щ. - М.: Просвещение, 1984.

21. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 1-2 кл.: Учеб.пособ.для общеобр.завед-й. В 2-х ч. Ч.1: «Учись рисовать». – М.: Дрофа, 1997.

22. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 1-2 кл.: Учеб.пособ.для общеобр.завед-й. В 2-х ч. Ч.II: «Волшебный мир». – М.: Дрофа, 1997.

23. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 3-4 кл.: Учеб.пособ.для общеобр.завед-й. В 2-х ч. Ч.1: «Учись рисовать». – М.: Дрофа, 1997.

24. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 3-4 кл.: Учеб.пособ.для общеобр.завед-й. В 2-х ч. Ч.II: «Волшебный мир». – М.: Дрофа, 1997.

25. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. – М.: Просвещение, 1983.

26. Кузин В.С. Некоторые вопросы психологии учебного рисунка. // Рисунок. Учеб.пособдля ст-ов худ.-граф.фак.пед.ин-тов. Под ред.А.М.Серова. – М.: Просвещение, 1975.

27. Мелик-Пашаев А.А. Для кого работает художник? // Дет.л-ра – 1988. - № 9. – с.51.

28. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Худ.развитие ребенка в семье. – М.: Просвещение, 1995.

29. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1981.

30. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.

31. Некрасова-Каратеева О., Осорина М. Психологическая природа детского рисования. //Искусство в школе. – 1995. - № 3. – с.62.

32. Неменский Б.М. Мудрость красоты: Опроблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. – 2-е изд., перераб.и доп.. - – М.: Просвещение, 1987.

33. Плахотников С. Иллюстрация к художественному тексту. // Нач.шк.: прил.к газ. «Первое сентября». – 1998. - № 28. – с.14.

34. Программы для средних общеобразовательных учеб.зав-ий. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 кл. / Науч.рук. – Б.М.Неменский. - – М.: Просвещение, 1992.

35. Программы средней общеобразовательной школы. Нач.кл. 1-4 кл.одинадцатилетней школы. - – М.: Просвещение, 1988.

36. Рачев Е. Рисунки к басням И.А.Крылова. – Ленинград, 1961.

37. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. Пособие для уч-й. - М.: Просвещение, 1980.

38. Соколова Н.Д. Гуманизация воспитания младших школьников: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 1992.

39. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач.шк.: Учеб.пособ.для студ-ов пед.вузов. - М.: Академия, 1999.

40. Сокольникова Н.М. Иллюстрирование литературных произведений. // Нач.шк. – 1985. - № 6. – с.59.

41. Сокольникова Н.М. Иллюстрирование русских народных сказок. // Нач.шк. – 1987. - № 12. – с.46.

42. Стерхова Н.С. Воспитание художественного вкуса у старших дошкольников посредством приобщения к архитектуре. Автореф. диссертации на соискание учен. степени канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1999.

43. Токмаков Л. Пятнадцать прогулок в детство. // Дет.л-ра – 2000. - № 2-3. – с.8.

44. Федорова А. «Я не хочу обманывать читателя…».// Дет.л-ра – 1998. - № 5-6. – с.94.

45. Хахалин Л. Загадка вашего ребенка. – М.: Знание, 1990.

46. Чижиков В.А. Евгений Михайлович Рачев: Художники детям.// Мурзилка. – 1989. - № 9. – с.22.

47. Школа изобразительного искусства. В 10 выпусках. Выпуск 6. – М.: Искусство, 1966.

48. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в шк. Пособ.для уч-лей. Изд.2-е, доп.и перераб. – М.: Просвещение, 1977.

49. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 1970.

50. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца.: Книга для уч-ся стар.кл.-2-е изд., доп.и перераб. – М.: Просвещение, 1981.

51. Якобсон П.М. Психология чувств. – М.,1958.

52. Волшебный ларец. /Составитель А. Ципоруха. – Киев: ПТОО «А.С.К.», 1994.

53. Курчевский В.В. А что там за окном. – М.: Педагогика, 1983.

54. Пушкин в иллюстрации. // Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин». – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.

 


Приложение

 

Ход занятия.

Учитель показывает иллюстрации, выполненные карандашом (чернилами, тушью, то есть в черно-белом варианте).

- Что объединяет данные рисунки? (они являются иллюстрациями)

- Определите средства художественной выразительности в них.

- Художественные выразительные средства: линия, пятно, ритм, контраст, симметрия или асимметрия, пропорции, тон, светотень. Также необходимо выделить штрих, контур, силуэт. Все эти средства могут использоваться в иллюстрации одновременно, но художник волен отдавать предпочтение одному из них.

- Личность иллюстратора, его темперамент, отношение к миру всегда отражаются и в его творчестве, создают свой стиль, по которому произведение легко узнаются. (учитель показывает две иллюстрации Э.Васильева)

- К каким произведениям эти иллюстрации? (к сказкам «Алиса в стране чудес» и «Винни-Пух и все-все-все»).

- Как вы считаете, эти иллюстрации выполнены одним художником или разными? Почему?

- Своеобразие стиля иллюстратора зависит от того, как художник использует средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции берет светлое и темное, как передает пространство и т.д.

- Что является главным выразительным средством рисунка? (линия)

- Линия запечатлевает неуловимые мгновения. Сплетаясь в разнообразные формы, она бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Благодаря богатству графических материалов (карандаш, тушь, уголь и т.д.) линия может быть предельно разнообразной. С помощью линии можно передать не только характер изображаемого предмета, но и свое эмоциональное состояние, поэтому она может быть решительной и смелой, порывистой и стремительной, неуверенной и робкой и т.д.

- Нарисуйте как можно больше различных линий, используя имеющиеся у вас карандаши, мелки, чернила и т.д. (самостоятельная работа учащихся)

- С помощью разнообразно направленных штрихов, образующих сложные переплетения можно «уплотнить» поверхность предмета.

- Другое важное средство художественной выразительности – контур. Он ограничивает форму, выделяет силуэт из пространства, объединяет группу предметов и т.д.

- Объемная форма предметов передается также с помощью светотени. Свет и тень – важное средство изображения предметов, их объема и положения в пространстве. (учитель показывает 2 рисунка: на первом – черный круг на белом фоне, на втором – белый круг на черном фоне. Круги одинакового размера).

- На каком рисунке круг больше? За счет чего может происходить зрительный обман? (за счет контраста).

- Красота формы изображаемого предмета создается при соразмерности его частей. Каким словом называются размерные соотношения частей предмета между собой, а также между различными предметами? (пропорции).

- Но иногда в сказочных иллюстрациях художник может нарушать естественные пропорции предметов в соответствии со своим замыслом. (учитель приводит примеры).

- Как вы считаете, какое средство художественной выразительности важно при передаче движения?

- Ритм является одним из средств, с помощью которого можно передать движение на плоскости. Он может быть задан линиями, светотенью.

- Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности, например фигур людей, деревьев и т.д.

- Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения. (показ соответствующих иллюстраций).

- Следующее средства выразительности – симметрия или асимметрия. Что такое симметрия в иллюстрации? (левая и правая половины иллюстрации уравновешены).

- Приведите примеры симметричных предметов (снежинка, фигура человека, бабочки и т.д.)

- Какое впечатление производит симметричная иллюстрация? (впечатление покоя и т.д.)

- Большинство иллюстраций асимметричны. Что это значит? (левая и правая половины не уравновешены. Расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от замысла).

- Итак, какие средства художественной выразительности вы можете назвать?

Затем в качестве закрепления нового материала учитель проводит соревнование между тремя командами учащихся «Определи средства художественной выразительности иллюстрации». Каждой команде (ряду) дается по одной иллюстрации, побеждает та команда, которая назовет больше средства художественной выразительности, подтверждая примерами.

Ход занятия.

- Какие средства художественной выразительности вы знаете? (линия, штрих, тон, ритм, контраст, симметрия и асимметрия, пропорция, светотень, контур, силуэт.) (учитель показывает цветные иллюстрации)

- Применено ли в этих иллюстрациях средство художественной выразительности, о котором мы не говорили на прошлом занятии? (да, это цвет)

- Восприятие цвета у людей индивидуально. Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих зрительных причин. Цвет может лепить форму предмета, изображать красоту окружающего мира, выражать определенное эмоциональное состояние, может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают.

- Какие цвета оказывают успокаивающее воздействие? (голубой, синий, зеленый)

- А какие цвета оказывают возбуждающее воздействие? (красный, желтый, оранжевый)

- На какие две большие группы делят цвета? (теплые и холодные). Значит холодные цвета…(успокаивают), а теплые…(возбуждают).

- Как называют гармоничное сочетание, объединение различных цветов в иллюстрации (рисунке, картине)? (колорит)

- Колорит помогает художнику передать настроение иллюстрации: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и т.д. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. (учитель показывает различные иллюстрации, учащиеся определяют колорит).

- В живописных иллюстрациях важным средством художественной выразительности является кроме цвета (колорита) пятно и характер мазка. Каким может быть характер мазка? (небрежный, аккуратный, легкий и др.)

- Попробуйте сделать на своих листах как можно больше различных мазков акварельными, темперными и гуашевыми красками. Почувствуйте различие. (самостоятельная работа учащихся).

- (учитель показывает 6 иллюстраций В.Конашевича, в которых передан образ моря). Если предположить, что старик все время приходит к морю на одно и то же место – все те же высокие скалистые берега, то за счет чего так неузнаваемо меняется каждый раз картина?

- Какими средствами добивается этого художник? Может быть он изменяет высоту линии горизонта? (нет, на всех 6 иллюстрациях линия горизонта находится примерно на одной и той же высоте. Художник передает различное состояние моря в основном за счет цвета).

- (при сравнительном анализе иллюстраций учащиеся отвечают на вопросы: Как изменился цвет моря? Как изменился цвет неба? Какие краски использует художник?).

- На первой иллюстрации – красик светлые, праздничные, море и небо светло-голубое, море совсем без волн. Вторая иллюстрация – море слегка разыгралось. Художник рисует маленькие волны, легкие облака. К голубому цвету он добавляет розовый, намечается появление фиолетового цвета – символ грозы. Но небо светлее моря. Третья картина – море изображено каким-то мутным зеленовато-серым цветом. Небо становится темнее моря, розовато-зеленоватое с буро-коричневыми тучами. На четвертой иллюстрации – море темно-синее. Тучи лиловые и фиолетовые. Все краски темные, густые, непрозрачные. Пятая иллюстрация – краски еще темнее. Море почти черное с синими гребнями волн. Небо густого фиолетового цвета. Последняя иллюстрация отражает картину черной бури на море. Вздулись огромные черно-зеленоватые волны. Темное грозовое небо черновато-фиолетового цвета.

- Какими еще средствами В.Конашевич показал, что на море буря? (с помощью ритма – чередование волн, чувствуется, что дует очень сильный ветер: одежда у старика развевается, он держит рукой шапку).

- Еще раз внимательно посмотрите на иллюстрации и ответьте на вопрос: можно ли цветом выделить главного героя? (да, с помощью цветового контраста).

- Например, на третьей иллюстрации красная рубашка старика хорошо выделяется на фоне зеленоватого моря, а чтобы выделить золотую (желтую) рыбку, художник рисует ее на фоне синего пятна.

- Какие цвета всегда ярко, контрастно, красиво сочетаются между собой? (красный и желтый, желтый и синий, синий и красный, а также их оттенки).

- Посмотрите на цветные круги (12 цветов) и определите пары контрастных цветов. Они расположены один против другого. (красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый и др.)

- В иллюстрациях такие цветовые сочетания будут выглядеть особенно ярко, выразительно и красиво.

- Какова же роль цвета в иллюстрациях? (цветом можно выразить настроение персонажей, передать красоту природы, выделить главное в композиции, подчеркнуть сказочность, необычность происходящего).

- О каких еще новых средствах художественной выразительности вы узнали? (цветовое пятно, характер мазка).

Игра «Определи средства художественной выразительности иллюстрации». Каждому ряду (команде) дается по две иллюстрации (графической и живописной). Побеждает команда, лучше справившаяся с заданием, то есть назвавшая больше средств художественной выразительности, подтвердив примерами.

Ход игры-экскурсии:

- Всю жизнь рядом с нами находятся наши верные друзья – книги. Представьте, что из них исчезли все рисунки. Как скучно, невыразительно будут выглядеть книги, как трудно будет ориентироваться в этом книжном мире, насколько беднее станет наше общение с книгой.

- Оформление книги – сложное дело, в котором приняли участие люди разных профессий, но главную роль среди них принадлежит художнику. Именно он определяет лицо книги – выполняет обложку, иллюстрации, а также решает и другие вопросы книжного оформления. Даже на площади мы можем определить. Какая перед нами книга: учебник или художественное произведение, научная книга или книжка для маленьких. (Демонстрируются примеры).

- Художник-иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывая его содержание в зрительных образах.

- Кто из вас читал сказку А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»? Но вряд ли вы знаете, кто делал иллюстрации к этой сказке.

- Сейчас мы совершим экскурсию в мастерскую этого художника-иллюстратора детских книг – Леонида Владимирского, чьи рисунки вам уже давно знакомы.

(Роль экскурсовода играет учитель, а роль Л.Владимирского – заранее подготовленный ученик или один из родителей. В мастерской художника – книжная выставка, отдельные иллюстрации, над рабочим столом висит памятка: «Ха-ха-ха, как страшно!», на самом столе царит рабочая атмосфера: кисти, краски, незаконченные рисунки и т.д.)

- Здравствуйте, Леонид Владимирский.

- Мы с ребятами хотели бы задать вам несколько вопросов по поводу вашего творчества.

- Почему вы стали рисовать для детей?

- Я всегда считал, что самая завидная на свете доля для человека – это доставлять радость детям. Поэтому я и стал для них рисовать.

- Общаетесь ли вы с маленькими читателями?

- Да, общение с ними дает мне заряд бодрости, уверенность в том, что не зря работаю. Однажды произошел такой случай:

    «Я приступил к работе над русской сказкой «Никита Кожемяка» (показывает книгу). Царь. Царица, царевна, герой Никита, страшный дракон – их рисовали до меня десятки художников, и я никак не мог отыскать свой «интерес» к сказке. А без него нечего и начинать работу. И вдруг одна девочка высказала так: «Дракон хороший, он влюбился в царевну и не съел ее, а она плохая, хитрая. Все у него выведала и погубила». Так нестандартно мыслить может только ребенок. Мне стало интересно рисовать, и постарался изобразить влюбленного дракона и даже дал ему в лапы букетик ромашек». ( Показ иллюстрации)

- Какими вы стараетесь изобразить героев?

 - Всех своих героев (положительных и отрицательных) я стараюсь рисовать смешными. Чтобы не увлекаться сказочными ужасами и всегда добавлять в них капельку юмора, над рабочим столом я повесил памятку: «Ха-ха-ха, как страшно!»

- Пишут ли вам дети? О чем вы узнаете из их писем?

- Из писем детей я узнал, что прежде всего они внимательно рассматривают лица персонажей. Это навело меня на мысль изображать на обложках книг главного героя крупным планом. В поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», учитывая желание детей, я, кроме других иллюстраций, к каждой из 6 песен нарисовал по портрету одного из героев поэмы Руслана, Людмилу, Рогдая и др.

- Есть ли у ваших нарисованных героев прототипы?

- Да, например, «свою» Людмилу я нарисовал под впечатлением портрета Натальи Гончаровой – жены Пушкина. Кстати, создание образов литературных героев являются самыми интересными в работе над книгой.

- И как это происходит?

- Я десятки раз перечитываю произведение, пытаюсь понять и представить себе, какими их видел автор. Важно все, начиная от выбора сюжетов для иллюстрации и кончая пуговицей на костюме героя.

- Однажды произошел интересный случай. Когда нужно было придумать злую волшебницу для сказки А.Волкова «Желтый туман», на улицах, в парках, на рынке я вглядывался в лица женщин – не она ли?

- Какой нос? Какие глаза, губы? Не хотелось мне рисовать банальную бабу-ягу. И вот, возвращаясь, усталый с очередного поиска домой, я встретил на лестнице свою соседку по квартире. И меня осенило – вот она! Оказалось, что не надо было далеко ходить. Это пример работы с натуры.

- Есть ли персонажи, которые для вас особенно дороги?

- Есть. Это – Буратино и Страшила. Я рисовал их десятки раз.

- Считаете ли вы себя счастливым человеком?

- Я отвечу вам словами моего любимого художника Виктора Васнецова: «Счастлив всякий, кому удается посадить и вырастить хоть маленькое семечко добра и красоты в родной земле».

- Спасибо вам за интересный рассказ.

В завершении проводится игра «Подбери иллюстрацию к тексту».

Учитель или «художник» зачитывает отрывок из того или иного произведения, а учащиеся подбирают иллюстрацию из предложенных, выполненную Л.Владимирским.

Ход игры-экскурсии:

Накануне игры-экскурсии следует организовать в классе выставку книг с иллюстрациями Ю.А.Васнецова.

- Сегодня мы отправимся на экскурсию в мастерскую художника Ю.А.Васнецова.

(Учитель играет роль экскурсовода, а заранее подготовленный ученик или один из родителей художника. В мастерской художника – книжная выставка, отдельные иллюстрации, на столе – кисти, краски и т.д.).

- Здравствуйте Юрий Алексеевич. Расскажите нам немного о своем детстве.

- Родился я в старинном русском городке Вятке. Весной в городе Вятке устраивались веселые ярмарки «Свистуньи». Это были настоящие праздники веселых игрушек. Особенно много на ярмарке продавалось глиняных дымковских игрушек, расписанных разными узорами и яркими красками. С детства я полюбил и навсегда запомнил яркую цветистость дымковских игрушек, красоту узоров на домах, ставнях, коромыслах. Став взрослым, я закончил художественную Академию в Ленинграде (Санкт-Петербурге), так и не сделавшись горожанином по духу.

- Рассмотрите несколько дымковских глиняных игрушек и сравните их с изображением аналогичных птиц или глиняных на моих иллюстрациях. Я полюбил эти игрушки, и когда создавал иллюстрации с изображением лошадей, то для их украшения использовал традиционные элементы дымковской росписи.

(Учащиеся рассматривают игрушки и сравнивают их с изображением аналогичных птиц и животных на иллюстрациях, устанавливают сходство и различия, обращают внимание на использование колорита и декоративность оформления рисунка в целом).

- Как вы работаете над созданием сказочных образов животных?

- Расскажу вам один случай:

«Однажды сидел я за столом и работал. Передо мной лежали кисти, карандаши, краски. А у моих ног в беспорядке были разбросаны использованные листы бумаги.

- Папа, что это? – спросила меня дочь и подняла один л<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.