Глава тридцать пятая. Авдеенко — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава тридцать пятая. Авдеенко

2019-12-26 119
Глава тридцать пятая. Авдеенко 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. И продолжал еще 1 Елиус и сказал:

2. Что это ты предваряешь (слав. – "мнил" 2, ἡγήσω – предводительствовать, начальствовать, стоять во главе, командовать) суд [Божий]? Ты ктó есть, чтобы говорить: „праведен я пред Господом“?

3. Или скажешь: „что я получу 3, согрешив“?

4. Я дам ответ тебе и трём друзьям твоим.

5. Воззри на небо и увидишь, посмотри на облака, как высоко они от тебя!

6. Если ты грешишь, что делаешь ты Ему 4? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему 4? (Ср. – Иер.7:19).

7. Ибо что даёт Ему твоя праведность? Что руки твои могут дать Ему? (Литературный парафраз).

8. Нечестие твое относится к мужу, подобному тебе, и праведность твоя – к сыну человеческому. (Ср. – Иер.7:19).

9. От множества клеветников воззовут [к Богу] притесняемые (- дополн. по синод.), и от руки многих сильных [м i ра сего] (- дополн. по синод.) возрыдают.

10. И (в значении: "Но") никто (- дополн. по синод.) не скажет: „где Бог, сотворивший меня, устроивший стражи ночные 5, (далее дополн. по евр.) поражающий в полуночи 6 (ср. – 34:20),

11. отделивший (διορίζων – выводить за пределы, разграничивать, размежевывать) меня от четвероногих земных и от небесных птиц; (далее дополн. по евр.)учащий нас более, нежели скотов земных, и умудряющий нас более, нежели птиц небесных“ 7.

12. Тогда 8 они (т.е. притесняемые) возопиют, а Он [как бы] и не услышит их, не ответит им (- дополн. по евр.), - по причине гордости(ὕβρεως – наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление) злых (или – озлобленных - πονηρῶν) [этих] людей (т.е. самих озлобленных и глумливых страдальцев) 9.

13 Бог не слушает беззакония, и Вседержитель не взирает на него 10. (Далее дополн. по LXX) Не сохранивших своего достоинства, но оставивших свою обитель (ἄτοπος **) ведь не хочет Господь знать (ἰδεῖν – видеть, созерцать, познавать в мистич. смысле – т.е. соединиться, стать одним телом): Сам Вседержитель (παν­τοκράτωρ) – есть зритель (ὁρατής – тот, кто видит, обозревает, созерцает в мист. знач., - т.е. тайнозритель) творящих беззаконие, и меня 11 спасёт 12.

14. Суди (κρίθητι -приходить к заключению, делать вывод) же [о себе] пред (ἐναν­τίον - в присутствии, перед лицом) Ним, действительно ли ты – как есть [сейчас] – достоин (δύναμαι – иметь цену, стоить, равняться, мочь, быть в состоянии) похвалы (αἰνέω – прославления, одобрения; в соотнесении с пред. ст. – "спасения", что равносильно – памятованию у Бога (см. 12 сноск.)) Его. (Переставляем предложение для ясности речи). 13 (Далее дополн. по евр.) Хотя ты сказал (23:8-9), что ты не видишь Его, но у Него суд, и – жди его (логичное завершение, отсылающее к началу речи в этой главе – о «предваряющим суд Божий» Иове; ср. – Еккл.3:17; Еккл.12:14).

15. Так как гнев Его не обнаруживается вдруг, то следует ли отсюда, что Он не обращает внимания на преступление ("буквальное чтение" с евр., - А.П. Лопухин)? (Далее дополн. по LXX) И поскольку гнев Его не посетил его (т.е. Иова), то он и не осознал вполне (σφόδρα – крайне, строго, совершенно) [своих] прегрешений. (Т.е. Елиус – ещё один «добрый» друг – как бы говорит Иову, что "по грехам твоим ты ещё мало получил… но подожди, вот накажет тебя Бог, тогда увидишь!.."; синод. чтение: «Но ныне, …гнев Его не посетил его и он не познал его во всей строгости»).

16. Посему Иов напрасно открывает уста свои, и неведением (ἐν ἀγνωσίᾳ) [своим] отягчает речи [свои] (βαρύνει – слав. отягчает, делает тяжкими для слуха. „Горькие и неприличные слова говорит“, в защиту своей праведности и в оскорбление Божия правосудия, - Олимпиодор).

____________________

1. Слав. " еще" соотв. ἔτι – 110, 137, 139, 147, 255-259, альд., в др. – нет.

2. „ Что это пришло тебе на ум желать суда Божия “? Олимпиодор. Альтернативные, равные по смыслу вар. переводов:

a) «Что это ты возомнил [о себе] в отношении (ἐν) к суду [Божьему]? Ты кто есть, чтобы говорить: „праведен я пред Господом“?»

 б) «Что это ты командуешь на суде [Божьем]? Ты кто есть, чтобы говорить: „праведен я пред Господом“?»

3. τί ποιήσω – букв. – «что я сделаю», чего достигну, какая будет мне польза или вред? при отсутствии веры в Божью правду, грех и добродетель останутся без воздаяния, а такие категории этики как мораль, нравственность и совесть – перестанут иметь смысл. Т.е. объективно – они будут безразличны; субъективно же – для каждого будут восприниматься по-своему, ибо Истины, – в таком случае, – нет.

4. " Ему " – Дополняем по синод. пер., вульг., евр. т. и толкованиям Оригена и Полихрония.

5. «…Определивший путь светилам небесным», - Златоуст и Ориген. До появления солнечных часов, ночь в древности, - и в частности в древнем Риме, - делилась на 4 стражи по 3 часа каждая: prima vigilia — первая стража, secunda vigilia — вторая стража, tertia vigilia — третья стража и qvarta vigilia — четвёртая стража.

6. В синодальном переводе ошибка: в евр. подлиннике – «…поражающий ночью». – Ср. Иов 34:20. А.П. Лопухин: «Одна из причин того, что Бог помогает далеко не всем притесняемым, заключается в их нежелании обратиться к Богу; они не ищут, " где Бог "; ср. Иер.2:6:8)».

7. А.П. Лопухин: «Другая причина оставления Богом без ответа воплей лежит в их характере. Они - тоже, что инстинктивные крики животных, проявление безвыходного положения, созданного гордостью притеснителей * (ст. 12), но не смиренная, соединенная с сознанием греховности молитва. Как таковые, они и не выслушиваются Богом (ср. Притч I:27-28): "Бог не слушает беззакония, и Вседержитель не взирает на него" (буквальное чтение ст. 13)».

* Ср. перевод П.А. Юнгерова: «Там они возопиют, по причине гордости злых людей, а Ты будто и не услышишь их». (" Переставляем предложения для ясности речи " – прим. Юнгерова).

Мы же держимся слав. и синод. переводов, и не усматриваем необходимости переставлять предложения (как это делает П.А. Юнгеров) и изменять смысл путём перестановки причины-следствия (как это делает А.П. Лопухин).

8. ἐκεῖ - имеет ещё значение: " там ", в смысле – на " том свете ", " почившие ". В духовном смысле, можно разуметь здесь слово о пребывающих во аде и не могущих из него изыти по причине собственного их духовного состояния, а не потому, будто бы, что Бог не хочет спасти их, - ибо " Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал…», - 1Петр.3:19). Ради таковых, кстати, Церковь молится молитвой «о иже во аде держимых» в канун праздника Пятидесятницы – Троицкую субботу. О смысле молитв за усопших – см. проф. МДАиС – Осипов А.И. «Из времени в Вечность: посмертная жизнь души» в соотв. разделе книги.

9. Ср. – Притч.1:28; 15:29; см. тж.: Пс.10:5: " …любящий же неправду ненавидит свою́ душу "; Пс.65:18; Ис.1:15; Иез.8:18; Мих.3:4; Иак.5:16; Ин.9:31.

10. Это «буквальное чтение ст. 13» - А.П. Лопухин.

** - Слав. – " без-местная ". От греч. ἄ-τοπος – " не на своём месте ", " не-у-местных ", - т.е. вышедших из своих обителей. См. Иов 18:19-21; Ин.14:2,3; 2Кор.5:1-4; Иуд.1:6, и дух. толк. на Лк.16:4. Подробно см. П. Флоренский (выписки из «Столпа…»): «Что такое "вечные обители", "небесное жилище"? Что есть грехопадение в онтологическом аспекте?» и выписку «Геенна».

ἄτοπος – Чудовищный, без-образный – т.е. – потерявший образ Божий. Таковыми безобразными чудовищами, «не сохранивших своего достоинства, но оставивших свои обители» могут быть названы падшие духи – Иуд.1:6, и те, кто пожелает разделить с ними «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41).

11. «…м еня» – в абстрактном смысле, - т.е. действительного праведника, который будет искать Бога (10 ст., 6 сноск.), Творца своего, ради Истины (!), ради Него Самого, а не ради плотских только своих потребностей, которые есть и у животных, и у птиц: «…Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, чтò вам есть и чтò пить, ни для тела вашего, во чтò одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: «чтò нам есть?» или «чтò пить?» или «во чтò одеться?» потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:25-34).   

12. σώσει (благополучно уносить, выводить, сохранять, сберегать [искру пламени]; хранить в памяти, помнить) – «спасёт»: можно понимать в духовном смысле как вера в Спасение из преисподней Христом, который выводит из ада, сохраняет – как бы искру огня – образ Свой в человеках, попаляя всё недостойное, все недолжные «дела» их – 1Кор.3:13-17, и даруя людям Своим – Вечную Память (см. подробнее – П. Флоренский, выписку из «Столпа…»: «ВРЕМЯ, ПАМЯТЬ»).

13. Другой вар. перевода LXX может быть таков: «Суди же [сам] пред лицом Его, можешь ли ты восхвалить (- восславить) Его, как есть». «Как есть» - может иметься в виду: «в том духовном состоянии, в котором сейчас находится Иов»; или (что вероятнее): «Бога – как Он есть». Ср. Иов 1:20-21; 2:10, где он благословляет имя Божье при постигших его первых бедах.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.