Глава двадцать восьмая. Авдеенко — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава двадцать восьмая. Авдеенко

2019-12-26 111
Глава двадцать восьмая. Авдеенко 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Есть место, где рождается 1 (γίνεται) серебро, и место, где очищается 2 золото.

2. Также и железо добывается из [недра, сердца] земли (ср. Мф.12:39-40), и медь подобно камню высекается (1 и 2 стт. – см. точное соотв.: 1Кор.3:12).

3. Чин положил [Он] тьме (σκότος) и Сам в точности определил (от "ἀκριβάζω" – сделать точно что-либо, испытывать) все пределы [её]: камень тьмы и тень смертную –

4. – [коими] пресекает (διακοπή) ток (χειμάῤῥους – поток, ручей) бренной жизни. И забывающие путь праведный – изнемогают, и покидают мир смертных (ἐκ βροτῶν) 3.

5. Земля, из которой [снаружи] выйдет хлеб, внутри – как бы огнь обращающийся (ἐστράφηвращающийся, от – στρέφω). (Т.е. Земля – как бы печь, в которой выпекается хлеб).

6. В камнях её (т.е. земли) – сапфиры, и в персте – золото 4.

7. Стези туда (т.е. в сердце Земли) не знает орёл и не видит её глаз коршуна.

8. И не ходили по ней шакалы, и не проходил по ней лев.

9. На твердейший камень (ἀκροτόμῳ; слав. – "несекóм кáмени", в синод. – "гранит") налагает Он руку Свою, с корнем опрокидывает горы:

10. Берега рек расторгает, и всё драгоценное видит глаз Его,

11. Глуби́ны рек открывает и обнаруживает силу Свою (дословно с греч.: "показывает силу Свою на свет"; в синод.: "и сокровенное выносит на свет") 5.

12. Но где премудрость обретается? и где место вéдения?

13. Не знает смертный (βροτὸς) пути её, и не обретается она в людях.

14. Бездна говорит: "не во мне она"; и море говорит: "не у меня".

15. Не даётся она [ни] за [какое] сокровище, 6 и не приобретается она за вес серебра (см. тж. Пс.18:11; Пс.118:72).

16. И не сравнится она [ни] с золотом Софирским, ни с драгоценным ониксом и сапфиром (см. тж. Притч.8:11; Прем.7:9):

17. ни золото, ни кристалл – не ровня ей, и не выменяешь (ἄλλαγμα—слав. "изменение", букв. – выкуп, оценка) её на сосуды из чистого золота.

18. Небесные явления 7 (μετέωρα) и жемчуг не заслуживают даже упоминания в сравнении с премудростью, посему приобретай мудрость более, нежели чем любое из сокровищ, сокрытых во глубине (ἐσώτατα—слав. внутреннейших: „что хранится в глубинах сокровищниц и добывается из глубин“. Олимпиодор).

19. Не равняется с нею топаз Эфиопский; чистым золотом не оценивается она.

20. Но откуда обретается премудрость? и где место разума?

21. Утаилась она от всякого человека и скрылась от птиц небесных.

22. Аваддон и смерть сказали: „слышали мы о славе её“ (κλέος; в синод.: "слышали мы слух о ней" – что тоже верно). (Ср. 26:6).

23. Бог хорошо знает путь её, и Он Сам ведает место ее (Вар.3:32).

24. Ибо Сам надзирает всю поднебесную, зная и что на земле, все, что сотворил:

25. вес ветров и меру воды, когда сотворил их.

26. Когда творил Он сие всё, то определил (ἠρήθμησε—слав. "сочте", т. е. в точности „математически“ определил) закон дождю и путь для громоносной молнии 8.

27. Тогда (Когда ещё творил мір) Он обозрел её и явил её, приготовил её и ещё испытал её (ср. Притч.8:22-30; Прем.9:9),

28. и сказал человеку: вот, благочестие(θεοσέβειά - от θεοσεβής – благочестивый, чтущий Бога, богобоязненный) – есть премудрость, и удаляться от зла – есть ведение разума (см. Притч.1:7). (" Осуществив при творении мира содержание премудрости, - совокупности Своих идей о нем, Господь указал, в чем состоит норма человеческой жизни. Соответствуя ей, человек соответствует своей идее и принимает участие в общемировой премудрости ", - А.П. Лопухин).

____________________

1. Евр. "моца", - место, из которого что-либо выходит естественным путем; В оригинале: כִּי יֵשׁ לַכֶּסֶף מוֹצָא, дословно: «вот, есть у серебра исход».

2. Евр. "йазоку", - очищают от примесей (Мал.3:2, 3; см. тж.: Иез.22:18-,22, Зах.13:8,9, Пс.65:10, 1Кор.3:15, и т.п.).

3. Начиная с 1 ст. Иов в притчах повествует о неком месте (посмертном), где разные по качеству и чистоте субстанции (т.е. люди, точнее – их «дело» по Ап. Павлу) испытуются и переплавляются в огне, очищаются, подобно металлам, добываемым из земных недр. Сам Бог определил чин, т.е. порядок и устройство, место в бытии (вернее сказать – в небытии) и функцию «тьмы», - т.е. некро-мира, мира посмертия. Одним из таких «орудий» мира тьмы является то, что Иов поэтически наименовал «камнем тьмы», который уподоблен обычному камню, заграждающему водный поток, вследствие чего тот, медленно иссякая, исчезает. Так и «камень тьмы» и тень смертная – ставят предел, как бы плотину реке биологической жизни, составленной из праха земного. И человек медленно гаснет и умирает.  

4. От природы берёт подобие Иов, и в притчах говорит: в недрах земных клокочет лава, а в горной породе обнаруживаются самоцветы, драг. металлы, на поверхности же земли – плоды в снедь произрастают.

5. Ст. 9-11. Бог проникает даже сквозь самое окамененное сердце человека, видя и вынося на Свет (и как бы в Огне этого Света переплавляя и очищая от примесей) всё самое ценное, что есть в нём (человеке), обнаруживая тем самым силу Своего всеведения. Сравни: «…Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр.4:12-13).

6. Слав. «сокровище» соотв. по гр. συγκλεισμὸς – букв. «в потаённом, сокровенном месте». Но контекст и древнее толкование (у Августина: avrum inclusum idest thesavrus, у Иеронима: avrum consulum) побуждали видеть здесь указание на дорогие предметы, „запираемые“, находящиеся под запором и в сокровищницах. Этим соображением, вероятно, и руководились в своем перифразе слав. переводчики: отступили от буквы, но дали ясную мысль.

7. На Востоке, даже до времени преп. Исаака Сирина, был распространен взгляд, согласно которому жемчужина появляется в устрице в тот момент, когда луч солнца (или молния) – т.е. те самые таинственные небесные явления (μετέωρα) – попадают внутрь устрицы через ее раскрытые створки. Сравни: «… Если бы в каждой устрице ныряльщик находил жемчужину, тогда всякий человек быстро разбогател бы. И если бы ныряльщик тотчас добывал жемчужину, и волны не били бы его, и акулы не встречали бы его, не надо было бы ему задерживать дыхание до такой степени, чтобы он почти задыхался, и не был бы он лишен свежего воздуха, который доступен всем, и не сходил бы в глубины - тогда чаще, чем ударяет молния, и в изобилии попадались бы жемчужины». Исаак Сирин, "О божественных тайнах и о духовной жизни"; Беседа 34:4).

В оригинале: רָאמוֹת וְגָבִישׁ. Перевод с евр. обычно – предположительный, поскольку существует множество разноречивых версий о значении этих слов. Некоторые евр. толкователи полагали, что речь здесь идёт о драгоценных камнях, добываемых в море.

8. Слав. очень не ясно: «в сотрясении гласов», внизу: по евр. – «громов». По гр. ἐν τινάγματι φωνάς (исчислил) при сотрясении голоса. По Олимпиодору, речь идет о законах, причинах, явлениях и пр. грома и молнии. Посему, пользуемся ясным синодальным переводом, выражающим ту же мысль, какую Олимпиодор находил в греч. тексте. Господь определяет путь для молнии и грома.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.