Часто писатели включают в своё произведение диалог - разговор героев. Иногда даже не разговор, а отдельные фразы - реплики. Прочитай отрывок из поэмы Н. А. Некрасова и подумай, для чего это делается. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Часто писатели включают в своё произведение диалог - разговор героев. Иногда даже не разговор, а отдельные фразы - реплики. Прочитай отрывок из поэмы Н. А. Некрасова и подумай, для чего это делается.

2019-11-19 220
Часто писатели включают в своё произведение диалог - разговор героев. Иногда даже не разговор, а отдельные фразы - реплики. Прочитай отрывок из поэмы Н. А. Некрасова и подумай, для чего это делается. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                             КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ

                   Опять я в деревне. Хожу на охоту,

                   Пишу мои вирши - живётся легко.

                   Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,

                   Забрёл я в сарай и заснул глубоко.

                   Проснулся: в широкие щели сарая

                   Глядятся весёлого солнца лучи.

                   Воркует голубка; над крышей летая,

                               Кричат молодые грачи,

                   Летит и другая какая-то птица -

                   По тени узнал я ворону как раз;

                   Чу! шёпот какой-то... а вот вереница

                           Вдоль щели внимательных глаз!

                 Всё серые, карие, синие глазки -

                      Смешались, как в поле цветы.

                  В них столько покоя, свободы и ласки,

                      В них столько святой доброты!

                  Я детского глаза люблю выраженье,

                           Его я узнаю всегда.

                  Я замер: коснулось души умиленье...

                                Чу! шёпот опять!

                             Первый голос

                                              Борода!

                                Второй

                    А барин, сказали!..

                                 Третий

                                                   Потише вы, черти!

                                 Второй

                   У бар бороды не бывает - усы.                                                    

                                Первый

                  А ноги-то длинные, словно как жерди.

                               Четвёртый

                  А вона на шапке, гляди-тко - часы!

                                    Пятый

                   Ай, важная штука!

                                    Шестой

                                                И цепь золотая ...

                                        Седьмой

                Чай, дорого стоит?

                                     Восьмой

                                                Как солнце горит!

                                     Девятый

               А вона собака - большая, большая!

                       Вода с языка-то бежит.

                                      Пятый

              Ружьё! погляди-тко: стволина двойная,

              Замочки резные...

                                      Третий (с испугом)

                                              Глядит!

                                      Четвёртый

               Молчи, ничего! постоим ещё, Гриша!

                                        Третий

               Прибьёт...

                                         Испугались шпионы мои

               И кинулись прочь: человека заслыша,

               Так стаей с мякины летят воробьи

               Затих я, прищурился - снова явились,

                          Глазёнки мелькают в щели.

                Что было со мною - всему подивились

                          И мой приговор изрекли:

 - Такому-то гусю уж что за охота!

                      Лежал бы себе на печи!

                И видно не барин: как ехал с болота,

                Так рядом с Гаврилой... - «Услышит, молчи!»          

                               .........................................

Благодаря репликам крестьянских детей мы, читатели, СЛЫШИМ речь персонажей и словно приближаемся к ним, лучше можем их понять, представить себе.

+++Интересно, кто за кем наблюдает у Некрасова?+++

 - Детям кажется, что они подглядывают за спящим барином. А на самом деле...

 - На самом деле барин-Некрасов наблюдает за ребятишками сквозь прищуренные глаза! Он-то нам обо всём и рассказывает. Вернее, с умилением передаёт их шёпот.

 - Именно ПЕРЕДАЁТ, даже не меняя! Зачем все эти просторечные выражения «вона», «гляди-тко», «чай»? Вот если бы я это произнёс, мама бы меня отругала. Может, поэт смеётся над неграмотной речью?

+++А как ты думаешь, малыш?+++

 - Да, автор сохраняет особенности речи простых крестьянских ребятишек. Но не для того, чтобы посмеяться. Просто эти дети ему дороги и мила их речь - такая, как есть, без исправлений и приукрашиваний.

+++Найди в тексте слова, которые свидетельствуют о добром отношении автора к своим героям.+++

-Ой, что я заметил! Оказывается, Первый, Второй, Третий - это не просто голоса, а характеры. Они же все разные!

+++ Внимательно прочитай реплики каждого и расскажи, на что обращают внимание Первый и Пятый, о чём размышляет Второй, чего боится Третий. Как ты считаешь, кому принадлежат две последние реплики? Обоснуй свой ответ. Представь себя вместе с крестьянскими детишками. Что заинтересовало бы тебя в первую очередь?+++

 Итак, художественный текст (будь то стихи или проза) как бы оживает: наполняется живой звучащей речью. Послушаем теперь детвору у Чехова.

                       А.П.Чехов.  ДЕТВОРА (в сокращении)

Папы, мамы и тёти Нади нет дома. Они уехали на крестины к тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой лошади. В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алёша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото. Говоря по совести, им пора уже спать; но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребёночек и что подавали за ужином? Стол, освещаемый висячей лампой, пестрит цифрами, ореховой скорлупой, бумажками и стёклышками. Перед каждым из играющих лежат по две карты и по кучке стёклышек для покрышки цифр. Посреди стола белеет блюдечко с пятью копеечными монетами. Возле блюдечка недоеденное яблоко, ножницы и тарелка, в которую приказано класть ореховую скорлупу. Играют дети на деньги. Ставка - копейка. Условие: если кто смошенничает, того немедленно вон. В столовой, кроме играющих, нет никого. Няня Агафья Ивановна сидит внизу в кухне и учит там кухарку кроить, а старший брат Вася, ученик V класса, лежит в гостиной на диване и скучает.

Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши. Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной головой, пухлыми щеками и с жирными, как у негра, губами. Он уже учится в приготовительном классе, а потому считается большим и самым умным. Играет он исключительно из-за денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. Его карие глазки беспокойно и ревниво бегают по картам партнёров. Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться. Вертится он, как на иголках. Выиграв, он с жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман. Сестра его Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными блестящими глазами, тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки её не интересуют. Счастье в игре для неё вопрос самолюбия.

Другая сестра, Соня, девочка шести лет, с кудрявой головкой и с цветом лица, какой бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках, играет в лото ради процесса игры. По лицу её разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алёша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. У него нет ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать - и на том спасибо.... Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Ему давно уже нужно кое-куда сбегать, но он не выходит из-за стола ни на минуту, боясь. Чтоб без него не похитили его стёклышек и копеек. Так как он знает одни только единицы и те числа, которые оканчиваются нулями, то за него покрывает цифры Аня. Пятый партнёр, кухаркин сын Андрей, черномазый болезненный мальчик, в ситцевой рубашке и с медным крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры. К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружён в арифметику игры, в её несложную философию: сколько на этом свете разных цифр и как это они не перепутаются!

+++Итак, сколько ребятишек играют в лото? Кто из детей вам симпатичнее остальных? Почему?+++

Выкрикивают числа все по очереди, кроме Сони и Алёши. Ввиду однообразия чисел практика выработала много терминов и смехотворных прозвищ. Так, семь у игроков называется кочергой, одиннадцать - палочками, семьдесят семь - Семён Семёнычем, девяносто - дедушкой и т. д. Игра идёт бойко.

 - Тридцать два! - кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки жёлтые цилиндрики. - Семнадцать! Кочерга! Двадцать восемь - сено косим!

Аня видит, что Андрей прозевал двадцать восемь. В другое время она указала бы ему на это, теперь же, когда на блюдечке вместе с копейкой лежит её самолюбие, она торжествует.

- Двадцать три! - продолжает Гриша. - Семён Семёныч! Девять!

- Прусак, прусак! - вскрикивает Соня, указывая на прусака, бегущего через стол. - Ай!

 - Не бей его, - говорит басом Алёша. - У него, может быть, есть дети...

 Соня провожает глазами прусака и думает о его детях: какие это, должно быть, маленькие прусачата!

- Сорок три! Один! - продолжает Гриша, страдая от мысли, что у Ани уже две катерны. - Шесть!

- Партия! У меня партия! - кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча.

У партнёров вытягиваются физиономии.

- Проверить! - говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню.

 На правах большого и самого умного Гриша забрал себе решающий голос. Что он хочет, то и делают. Долго и тщательно проверяют Соню, и к величайшему сожалению её партнёров оказывается, что она не смошенничала. Начинается следующая партия.

- А что я вчера видела! - говорит Аня как бы про себя. - Филипп Филиппыч заворотил как-то веки, и у него сделались глаза красные, страшные, как у нечистого духа.

Я тоже видел, - говорит Гриша. - Восемь! А у нас ученик умеет ушами двигать. Двадцать семь!

Андрей поднимает глаза на Гришу, думает и говорит:

 - И я умею ушами шевелить...

 - А ну-ка, пошевели!

Андрей шевелит глазами, губами и пальцами, и ему кажется, что его уши приходят в движение. Всеобщий смех.

- Нехороший человек этот Филипп Филиппыч, - вздыхает соня. - Вчера входит к нам в детскую, а я в одной сорочке... И мне стало так неприлично!

- Партия! - вскрикивает вдруг Гриша, хватая с блюдечка деньги. - У меня партия! Проверяйте, если хотите!

Кухаркин сын поднимает глаза и бледнеет.

 - Мне, значит, уж больше нельзя играть. - шепчет он.

 - Почему?

 - Потому что... потому что у меня больше денег нет.

 - Без денег нельзя! - говорит Гриша.

Андрей на всякий случай ещё раз роется в карманах. Не найдя в них ничего, кроме крошек и искусанного карандашика, он кривит рот и начинает страдальчески мигать глазами. Сейчас он заплачет...

Я за тебя поставлю! - говорит Соня, не вынося его мученического взгляда. - Только смотри, отдашь после.

Деньги взносятся, и игра продолжается.

- Кажется, где-то звонят, - говорит Аня, делая большие глаза.

Все перестают играть и, раскрыв рты, глядят на тёмное окно. За темнотой мелькает отражение лампы.

- Это послышалось.

- Ночью только на кладбище звонят... - говорит Андрей.

 -А зачем там звонят?

- Чтоб разбойники в церковь не забрались. Звона они боятся.

- А для чего разбойникам в церковь забираться? - спрашивает Соня.

- Известно для чего: сторожей поубивать!

Проходит минута в молчании. Все переглядываются, вздрагивают и продолжают игру. На этот раз выигрывает Андрей.

 - Он смошенничал, - басит ни с того ни с сего Алёша.

- Врёшь, я не смошенничал!

Андрей бледнеет, кривит рот и - хлоп Алёшу по голове! Алёша злобно таращит глаза, вскакивает, становится одним коленом на стол и, в свою очередь, - хлоп Андрея по щеке! Оба дают друг другу ещё по одной пощечине и ревут. Соня, не выносящая таких ужасов, тоже начинает плакать, и столовая оглашается разноголосым рёвом. Но не думайте, что игра от этого кончилась. Не проходит и пяти минут, как дети опять хохочут и мирно беседуют. Лица заплаканы, но это не мешает им улыбаться. Алёша даже счастлив: недоразумение было!

В столовую входит Вася, ученик V класса. Вид у него заспанный, разочарованный.

«Это возмутительно! - думает он, глядя, как Гриша ощупывает карман, в котором звякают копейки. - Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!»

Но дети играют так вкусно, что у него самого является охота присоседиться к ним и попытать счастья. +++Что значит «вкусно играют»?+++

- Погодите, и я сяду играть, - говорит он.

- Ставь копейку!

- Сейчас, - говорит он, роясь в карманах. - У меня копейки нет, но вот есть рубль. Я ставлю рубль.

- Нет, нет, нет... копейку ставь!

- Дураки вы. Ведь рубль во всяком случае дороже копейки, - объясняет гимназист. - Кто выиграет, тот мне сдачи сдаст.

- Нет, пожалуйста! Уходи!

- Ученик V класса пожимает плечами и идет в кухню взять у прислуги мелочи. В кухне не оказывается ни копейки.

 - В таком случае разменяй мне, - пристает он к Грише, придя из кухни. - Я тебе промен заплачу. Не хочешь? Ну, продай мне за рубль десять копеек. +++Почему рубль стал таким дешёвым?+++

 - Гриша подозрительно косится на Васю: не подвох ли это какой-нибудь, не жульничество ли?

- Не хочу, - говорит он, держась за карман.

Вася начинает выходить из себя, бранится, называет игроков болванами и чугунными мозгами.

 - Вася, да я за тебя поставлю! - говорит Соня. - Садись.

Гимназист садится и кладет перед собой две карты. Аня начинает читать числа.

- Копейку уронил! - заявляет вдруг Гриша взволнованным голосом. - Постойте!

Снимают лампу и лезут под стол искать копейку. Хватают руками плевки, ореховую скорлупу, стукаются головами, но копейки не находят. Начинают искать снова и ищут до тех пор, пока Вася не вырывает из рук Гриши лампу и не ставит её на место. Гриша продолжает искать в потёмках.

Но вот наконец копейка найдена. Игроки садятся за стол и хотят продолжать игру.

- Соня спит! - заявляет Алёша.

Соня, положив кудрявую голову на руки, спит сладко, безмятежно и крепко, словно она уснула час тому назад. Уснула она нечаянно, пока другие искали копейку.

- Поди на мамину постель ложись! - говорит Аня, уводя её из столовой. -Иди!

Её ведут все гурьбой, и через какие-нибудь пять минут мамина постель представляет собой любопытное зрелище. Спит Соня. Возле неё похрапывает Алёша. Положив на их ноги голову, спят Гриша и Аня. Тут же кстати заодно примостился и кухаркин сын Андрей. Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры. Спокойной ночи!

 Сколько всего персонажей в рассказе Чехова? Создаётся ли впечатление, что автор, как и в стихотворении Некрасова, наблюдает за детьми со стороны? Он не вмешивается в повествование, но он присутствует.

- Ага, словно бы подсматривает в щёлочку!

+++ Внимательно перечитай вторую часть рассказа и покажи, что именно видит этот сторонний наблюдатель, не участвующий в игре. Как ты думаешь, зачем он нам сообщает свои наблюдения? Нужны ли его замечания читателю?+++

 - Вообще-то странный рассказ: начинается как-то не с начала. Ведь игра в лото уже в разгаре...

 - А читатель только что подошёл вместе с автором к дверной щёлочке! Значит, главное скрыто не в самой игре.

 - В чём же тогда?

 - Может, заглавие подскажет? (Помни, что заголовок - это входная дверь в текст)

+++Какое ещё название подошло бы этому рассказу? Почему писатель не назвал его, например,«Игра»? Подумай. +++

Между прочим, Чехов считал это произведение не рассказом, а сценкой! Есть разница? Рассказ «Игра» - о каком-то событии, СЛУЧАЕ во время игры. Сценка «Детвора» - просто зарисовка, взгляд на то, как играют дети, как они общаются.

Проследим за репликами детей. О чём они беседуют во время игры?

- Мне кажется, дети часто не слушают друг друга. Они говорят каждый о своём, о том, что вдруг вспомнилось, что волнует.

 - Но ведь и в жизни так бывает очень часто! Чехов как будто -взял сценку из жизни, и ничего в ней не изменив, перенёс в книгу, со всеми деталями, мелочами. Важными и неважными... Вместе с живыми голосами ребятишек на страницы книги входит ЖИВАЯ ЖИЗНЬ.

 - В жизни ведь всё интересно: и как говорит человек, и как он играет, и как хохочет, и как расстраивается.

 - Да, интересен сам человек, точнее все люди, которые попали в рассказ, все дети.

 - Какие они разные!

 - Вот вам и смысл заглавия - «ДЕТВОРА».

+++Чем интересен каждый герой? Расскажи о характере каждого. Выпиши в столбик имена всех детей и против каждого персонажа обозначь, каков он, напиши, что его привлекает в игре. Представь себя за столом вместе с чеховскими ребятами. Как бы ты себя вёл? Расскажи о себе. +++

+++Вообрази героев рассказа «Детвора» играющими, например. В прятки (жмурки) или в шахматы. Опиши поведение каждого.+++

Что больше всего понравилось в рассказе?

 -Мне понравилась последняя сцена: как все дети заснули вместе. Автор будто улыбается, когда описывает нам «любопытное зрелище» на маминой постели. Это он говорит им: «Спокойной ночи!»

 - И вправду, авторский взгляд здесь очень добрый.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.