А теперь ответь, по-прежнему ли ты жалеешь крокодила? — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

А теперь ответь, по-прежнему ли ты жалеешь крокодила?

2019-11-19 182
А теперь ответь, по-прежнему ли ты жалеешь крокодила? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 -.....!

-  Как же так, автор перестал быть крокодилом?

- Нет, он продолжает говорить от его лица...

- Да! Но при этом - улыбается, шутит с читателем. Всё стихотворение оборачивается забавной шуткой: не можем же мы сочувствовать зверю, который собирается нами полакомиться, верно?

- Мне кажется, что маска крокодила чуточку сползает, и из-под неё выглядывает сам автор! Он смеётся. Смех, вообще, часто появляется там, где сталкиваются разные точки зрения. Например, как в стихотворении

                        ЧТО КОМУ НРАВИТСЯ

    «Эй, смотри, смотри - у речки

     Сняли кожу человечки!» -

                     Крикнул чижик молодой.

      Подлетел и сел на вышке,

      Смотрит: голые детишки

                     С визгом плещутся водой.

 

      Чижик клюв раскрыл в волненье,

       Чижик полон удивленья:

                    «Ай, какая детвора!

       Ноги - длинные болталки,

       Вместо крылышек - две палки,

                     Нет ни пуха, ни пера!»

              

      Из-за ивы смотрит заяц

      И качает, как китаец,

                   Удивлённой головой:

      «Вот умора! Вот потеха!

      Нет ни хвостика, ни меха...

                   Двадцать пальцев! Боже мой...»

 

      А карась в осоке слышит,

      Глазки выпучил и дышит:

                    «Глупый заяц, глупый чиж!..

       Мех и пух, скажи пожалуй...

       Вот чешуйки б не мешало!

                      Без чешуйки, брат, шалишь!»

                                                                Саша Чёрный

-Почему нам смешно?

- На купающихся детишек смотрят по очереди птица, зверь и рыба. И каждый высказывает свою точку зрения на то, что он видит. Им, животным, люди непонятны и удивительны.

+++ Подчеркни в тексте слова, выражающие отношение к человечкам того, кто на них смотрит.+++

- Сколько же всего точек зрения здесь пересеклось, столкнулось?

- По-моему, три: взгляд чижика, взгляд зайца и взгляд карася. Каждый из них хочет «нарядить» ребятишек по-своему, чтоб они выглядели, как птички, как зайчата или как рыбки.

- И кто из них прав?

- Никто! Потому-то нам так весело это читать, что мы не представляем себе человека с хвостиком, как у зайчика, или в рыбьей чешуе...

- Значит, это всё смешно с нашей точки зрения, человеческой!

В стихотворении спрятан ещё один взгляд, четвёртый: это взгляд автора (и читателя). Вот в чём секрет юмора Саши Чёрного! То, что говорят звери, оказывается смешным с точки зрения человека.

+++Малыш, и ты представь себя каким-либо животным (насекомым, растением) и взгляни на привычные тебе явления «непривычным» глазом. Что ты увидишь? +++

 -Ой, я вспомнил одну сказку Андерсена, где красивое кажется уродливым благодаря «чужой» точке зрения! +++Может, ты вспомнишь, что это за сказка? Вот строки из неё:

  ...Потом к ним пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барышни шевелили усиками и говорили:

 - У неё только две ножки! Жалко смотреть!

 - У неё нет усиков!

    - Какая у неё тонкая талия! Фи! Она совсем как человек! Как    некрасиво! - сказали в один голос все жуки женского пола...

 А на самом-то деле она была прелестнейшим созданием: нежная, ясная, точно лепесток розы...        

              Станция следующая. Движущийся взгляд.

Интересно, что точка зрения автора не всегда неподвижна. Она может передвигаться, то приближаясь к герою, то удаляясь от него.

-Ой, это же как в жизни: мы часто подходим ближе к предмету, чтобы лучше рассмотреть его! А потом отдаляемся, чтобы оглядеть всю «картинку».

      - Верно. Стихотворение приобретает тогда «кинематографичность»: несколько кадров сменяют друг друга, как в кино. «Камера» - взгляд автора - движется, и читатель может оценить явление с нескольких сторон.

                        ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ

                Били копыта.

                Пели будто:

                - Гриб.

                Грабь.

                Гроб.

                Груб. -

                Ветром опита,

                льдом обута,

                улица скользила.

                Лошадь на круп

                грохнулась,

                и сразу

                за зевакой зевака,

                штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

                сгрудились,

                смех зазвенел и зазвякал:

                - Лошадь упала!

                - Упала лошадь! -

                Смеялся Кузнецкий.

                Лишь один я

                голос свой не вмешивал в вой ему.

                Подошёл

                и вижу

                глаза лошадиные...

         

                Улица опрокинулась,

                течёт по-своему...                         

                Подошёл и вижу -                           

                за каплищей каплища             +++Отчего плачет лошадь?+++

                по морде катится,

                прячется в шерсти...

        

                 И какая-то общая

                звериная тоска

                плеща вылилась из меня

                и расплылась в шелесте.

                «Лошадь, не надо.                                     

                Лошадь, слушайте -                          +++А что бы ты сказал

                чего вы думаете, что вы их плоше?   лошади в утешение?

               Деточка,                                              Какие бы слова нашёл?

               все мы немножко лошади,                            +++

               каждый из нас по-своему лошадь».

               Может быть,

               - старая -

               и не нуждалась в няньке,

               может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

               только

               лошадь

               рванулась,

               встала на ноги,

               ржанула

               и пошла.

               Хвостом помахивала.

               Рыжий ребёнок.

               Пришла весёлая,

               стала в стойло.

               И всё ей казалось -

               она жеребёнок,

               и стоило жить,

               и работать стоило.

                                                           В. Маяковский.

Итак, начало стихотворения. Где  находится автор? Как мы это можем определить?

 +++ Что автор ВИДИТ и что он СЛЫШИТ со своего места?+++

- Я думаю, автор неподалёку от лошади, на улице. Ведь он слышит, как стучат (поют) копыта, как смех зазвенел и зазвякал; видит, что лошадь грохнулась, а толпа зевак сгрудилась вокруг неё. Но он не рядом с лошадью. Он пока наблюдает за всем со стороны, обозревая всю улицу Кузнецкий.

 +++ С какого момента автор начинает приближаться, придвигая к лошади свою «камеру»-взгляд?+++

- И что же он видит вблизи? Это оказывается для него очень важным. (Не случайно поэт выделил данный кусочек стихотворения, СТРОФУ.)

- Плачущую морду лошади, глаза, а в глазах... опять улицу! Только она опрокинутая и почему-то... течёт. (+++Почему?+++)

 - Не просто течёт, а по-своему. Что это значит?

 +++Найди в этом тексте ещё одно слово по-своему.+++

 - У лошади, оказывается, есть своя собственная жизнь, и свой взгляд на мир, на эту улицу. И своё, лошадиное, страдание. Она же всё чувствует! Как безжалостно над ней смеются, и как она одинока...

 - Значит, приблизившись к лошади, автор начинает смотреть на неё другими глазами, сочувствующими. Он сменил ТОЧКУ ЗРЕНИЯ (передвинул камеру) - и начал понимать лошадиную тоску. Эта общая звериная тоска объединяет его с лошадью, и он находит слова, чтобы утешить животное.

+++А удалось ли утешить лошадь? Найди ответ в тексте стихотворения +++

 

 

                                                       МЕДВЕДЬ

                      В медведя выстрелил лесник.

                      Могучий зверь к сосне приник.

                      Застряла дробь в могучем теле.

                      Глаза медведя слёз полны:

                      За что его убить хотели?

                                     Медведь не чувствовал вины!

               Домой отправился медведь,     

               Чтоб горько дома пореветь...

                                                                               Н. Рубцов

 

В этом стихотворении Рубцова мы встречаемся с уже знакомым нам сочувственным изображением животного. +++ Вспомни другие стихи на эту тему +++

Но посмотри, каким интересным способом автор вызывает сострадание в читателе к медведю! Проследи за точкой зрения в этом тексте. Как она передвигается? Не случайно учёные называют такую точку зрения ПЛАВАЮЩЕЙ.

 - Я заметил, что здесь она «плавает», как и в стихотворении Маяковского: сначала автор наблюдает за медведем издали, затем подходит ближе, ещё ближе, - и даже погружается... в самого медведя, в его мысли и чувства. Иначе откуда ему знать, что Медведь не чувствовал вины?

 +++ Малыш, поиграйте с папой и с друзьями в «ТОЧКУ ЗРЕНИЯ». Для этого нарисуй большой глаз, вырежи его и возьми в руку. Ты будешь Точкой зрения и будешь переходить во время чтения стихотворения из одного места в другое. Нам потребуется ещё Медведь и... Кто, как ты думаешь? Ну конечно - Автор! Вот между этими двумя персонажами ты и будешь ходить. Только внимательно вслушивайся в каждую строчку, не прозевай, когда придёт пора двигаться. Приготовились? Начали! +++

                    Станция следующая. Если бы они говорили...

 Мы с тобой опять среди «братьев наших меньших». Всмотримся в их глаза вслед за поэтом. Как хочется узнать их язык, пообщаться с ними!

                    ЛИЦО КОНЯ                             +++ В чём необычность

Животные не спят. Они во тьме ночной                      названия?+++

Стоят над миром каменной стеной.

                  .....

Лицо коня прекрасней и умней.

Он слышит говор листьев и камней.

Внимательный! Он знает крик звериный

И в ветхой роще рокот соловьиный.

И, зная всё, кому расскажет он

Свои чудесные виденья?

Ночь глубока. На тёмный небосклон

Восходят звёзд соединенья.                                 

И конь стоит, как рыцарь на часах,                      +++Сколько сравнений

Играет ветер в лёгких волосах,                                 в этой строфе?+++

Глаза горят, как два огромных мира,

И грива стелется, как царская порфира.

И если б человек увидел

Лицо волшебное коня,

Он вырвал бы язык бессильный свой

И отдал бы коню. Поистине достоин         

Иметь язык волшебный конь !                   +++Почему достоин, объясни+++

                   

Мы услыхали бы слова.

Слова большие, словно яблоки. Густые,

Как мёд или крутое молоко.

Слова, которые вонзаются, как пламя ,         

И, в душу залетев, как в хижину огонь,

Убогое убранство освещают.

Слова, которые не умирают

И о которых песни мы поём.

                        Н. Заболоцкий

 +++Что «человеческого» в этом коне? Подчеркни в тексте слова, которые описывают коня, как человека.+++

+++Представь себя этим вдруг заговорившим конём! Сочини его речь.+++

Как ты себе представляешь, о чём бы мог рассказать конь?

 - Я думаю, разные лошади - о разном. Помните «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского?

+++Сравни ту лошадь и коня у Заболоцкого. В чём их основное различие? Попробуй нарисовать (а лучше - обрисовать словами, описать) выражение глаз каждого животного.+++

 Заболоцкому важно не только ЧТО расскажет конь, но и КАК он расскажет, какими словами.

Что значит большие, словно яблоки или густые, как мёд слова? Попробуй их нарисовать. Почему сравнения такие «вкусные»? Почему они вонзаются, как пламя? Тебе в душу когда-нибудь залетали, как огонь, чьи-либо слова? Придумай другие сравнения к воображаемой речи коня.

- Я даже придумал, с чем можно было бы сравнить слова той, упавшей лошади! Они похожи на...

 - Тс-с! Пусть и Малыш сам придумает.

                  И снова голосом серебряным олень

                  В зверинце говорит о северном сиянье... -

писала поэтесса Анна Ахматова...

Да, интересно было бы «озвучить» мир живых существ! Они многим могли бы поделиться с нами, пожаловаться, похвастаться, быть может... +++Попробуй сочинить рассказ от лица какого-нибудь животного (насекомого, птицы, рыбы) об одном дне его жизни.+++

Вот, например, как это сделал писатель Куприн:

                                             САПСАН

  Я Сапсан Тридцать Шестой - большой и сильный пёс редкой породы, красно-песочной масти, четырёх лет от роду и вешу около шести с половиной пудов. Прошлой весной в чужом огромном сарае, где нас, собак, было заперто немного больше, чем семь (дальше я не умею считать), мне повесили на шею тяжёлую жёлтую лепёшку, и все меня хвалили.

Однако лепёшка ничем не пахла.... +++Почему?+++

Первое во всём мире существо - Хозяин. Я вовсе не раб его, даже не слуга и не сторож, как думают иные, а друг и покровитель.

Хозяин честолюбив. Когда мы с ним идём рядом по улице - я у его правой ноги, - за нами всегда слышатся лестные замечания: «Вот так собачище... целый лев... какая чудная морда», и так далее. Ни одним движением я не даю Хозяину понять, что слышу эти похвалы и что знаю, к кому они относятся.

Я силён. Я сильнее всех собак на свете. Они это знают ещё издали по моему запаху, по виду, по взгляду. Строгие правила собачьего единоборства воспрещают мне трогать сдавшегося, и я не нахожу себе достойного соперника для хорошей драки... А как иногда хочется... Впрочем, большой тигровый дог с соседней улицы совсем перестал выходить из дома после того, как я его проучил за невежливость. Проходя мимо забора, за которым он жил, я теперь уже не чую его запаха и никогда не слышу издали его лая.

Я позволяю людям гладить себя. Но я предпочитаю, если мне протягивают сначала открытую ладонь. Лапу когтями вверх я не люблю. Многолетний собачий опыт учит, что в ней может таиться камень (меньшая дочка Хозяина, моя любимица, не может выговорить «камень», а говорит «кабин») Камень - вещь. Которая летит далеко, попадает метко и ударяет больно. Это я видел на других собаках. Понятно, в меня никто не осмелится швырнуть камнем!

Какие глупости говорят люди. Будто бы собаки не выдерживают человеческого взгляда. Я могу глядеть в глаза Хозяина хоть целый вечер, не отрываясь. Когда дети ласкают меня, я с трудом удерживаюсь, чтобы не лизнуть кого-нибудь из них прямо в розовую мордочку. Но Хозяин не позволяет, а иногда даже погрозит плёткой. Почему? Не понимаю. Даже и у него есть свои странности.

О косточке. Кто же не знает, что это самая увлекательная вещь в мире. Жилки, внутренность, ноздреватая, вкусная, пропитанная мозгом. Над иным занимательным мосолком можно потрудиться от завтрака до обеда. И я так думаю: кость всегда кость, хотя бы самая подержанная, а следовательно, ею всегда не поздно позабавиться. И потому я зарываю её в землю в саду или на огороде. Кроме того, я размышляю: вот было на ней мясо и нет его; почему же, если его нет, ему снова не быть?

И если кто-нибудь - человек, кошка или собака - проходит мимо места, где она закопана, я сержусь и рычу. Вдруг догадаются? Но чаще всего я сам забываю место и тогда долго бываю не в духе.

У нас живёт в доме пушистая кошка Катя - необыкновенно важное и дерзкое существо. Она держит себя так надменно, будто бы весь дом и всё, что в доме - люди и вещи, - принадлежит ей. На чужих собак она всегда бросается первая, вцепляясь в морду. Мы с ней живём дружно. Вечером, когда мне приносят мою миску с овсянкой и костями, я охотно позволяю ей подойти и полакать со мною. Но уговор: косточек не трогать. И она это хорошо помнит после того, как однажды я на неё очень громко прикрикнул. Зато и я соблюдаю договор: кошкиного молока не трогать! Однако играть я с ней не люблю. Непременно в игре забудется и оцарапает мне нос. А этого я терпеть не могу. Долго потом чихаю и тру нос лапами.

На днях Маленькая позвала меня к себе, в детскую. И открыла шкафчик. Там, на нижней полке, лежала на боку наша кошка, и её сосала целая куча смешных слепых котят. «Правда, Сапсан, какие они восторгательные?» - сказала мне Маленькая.

Правда, они мне очень понравились. Двух или трёх я обнюхал, лизнул и носом перевернул с брюха на спинку. Они пищали, точно мышата, и были тёплые и мягкие, беспомощные и сердитые. Забеспокоившись, кошка приподняла голову и сказала жалобным голосом: «Ах, пожалуйста, Сапсан, поосторожнее, не наступите на них лапой, вы такой большой».

Вот глупая. Точно я сам не знаю.

Сегодня Хозяин взял меня в гости в дом, где мы ещё никогда не бывали. Там я увидел замечательное чудо: не щенка, а настоящую взрослую собаку, но такую маленькую, что она свободно поместилась бы в моей закрытой пасти и там ей ещё осталось бы довольно места, чтобы покружиться вокруг самой себя, прежде чем лечь. Вся она, со своими тоненькими, шаткими ножками и мокрыми выпуклыми чёрными глазами, походила на какого-то трясущегося паучка, но - скажу откровенно - более свирепого создания я ещё никогда не встречал. Она с ожесточением кинулась на меня и закричала пронзительно: «Вон из моего дома! Вон сию же минуту! Иначе растерзаю на части! Оторву хвост и голову! Вон! От тебя улицей пахнет!» И она ещё прибавила несколько таких слов, что... я испугался, пробовал залезть под диван, но прошла только голова, и диван поехал по полу, потом я забился в угол. Хозяин смеялся. Я поглядел на него укоризненно. Он ведь сам хорошо знает, что я не отступлю ни перед лошадью, ни перед быком, ни перед медведем, просто - меня поразило и ужаснуло, что этот крошечный собачий комочек извергает из себя такой огромный запас злости. +++Проходя по улице, прислушайся к лаю разных собак. Попытайся сочинить, что «говорит» та или иная собака.+++

После Хозяина всех ближе моему собачьему сердцу Маленькая - так я зову его дочку. Никому бы, кроме неё, я не простил, если бы вздумали таскать меня за хвост и за уши, садиться на меня верхом или запрягать в повозку. Но я всё терплю и, притворяясь, повизгиваю, как трёхмесячный щенок. И радостно мне бывает по вечерам лежать неподвижно, когда она, набегавшись за день, вдруг задремлет на ковре, прикорнув головкой у меня на боку. И она, когда мы играем, тоже не обижается, если я иногда махну хвостом и свалю её с ног.

Иногда мы с нею развозимся, и она начинает хохотать. Я это очень люблю, но сам не умею. Тогда я прыгаю вверх всеми четырьмя лапами и лаю громко, как только могу. И меня обыкновенно вытаскивают за ошейник на улицу. Почему?

Летом был такой случай на даче. Маленькая ещё едва ходила и была препотешная. Мы гуляли втроём. Она, я и нянька. Вдруг все заметались - люди и животные. Посредине улицы мчалась собака, чёрная, в белых пятнах, с опущенной головой, с висящим хвостом, вся в пыли и пене. Нянька убежала визжа. Маленькая села на землюю и заплакала. Собака неслась прямо на нас. От ужаса вся шерсть на мне вздыбилась, но я превозмог себя и загородил телом Маленькую.

Это уже было не единоборство, а смерть одному из нас. Я сжался, выждал краткий, точный миг и одним скачком опрокинул пёструю на землю. Потом поднял за шиворот на воздух и встряхнул. Она легла на землю без движения, плоская и теперь совсем нестрашная. Но Маленькая очень перепугалась. Я привёл её домой. Всю дорогу она держала меня за ухо и прижималась ко мне, и я чувствовал, как дрожало её маленькое тельце. +++Как характеризует этот эпизод Сапсана?+++

Не бойся, моя Маленькая. Когда я с тобой, то ни один зверь, ни один человек на свете не посмеет тебя обидеть.

   +++Малыш, понравился ли тебе Сапсан? За какие качества его можно уважать? Запиши их. Проиллюстрируй примерами из текста (то есть, докажи, что пёс такой: для каждого отмеченного тобой качества найди кусочек рассказа, ЭПИЗОД, где это качество проявляется).

Подчеркни те места в тексте, где явно рассуждает собака, а не человек, где выражен именно «собачий» взгляд на мир.+++ Как это удалось писателю?

 

«Гав! Я умею думать - и это самое главное, - вдруг вступает в разговор с нами уже другой пёс, фокс Микки. Это герой повести Саши Чёрного. Оказывается, он ведёт дневник:

 - Смейтесь, смейтесь - писать я тоже научился. Правда, пальцы на лапах у меня не загибаются, я ведь не человек и не обезьяна. Но я беру карандаш в рот, наступаю лапой на тетрадку, чтобы она не ёрзала, - и пишу.» Заглянем в эти собачьи записи!

                              ДНЕВНИК ФОКСА МИККИ (фрагменты)                          

 Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет) и грызёт сахар, совсем, как собачонка. Всё думаю - нет ли у неё хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату меня не пускает, - уж я бы подсмотрел. +++Опиши поведение своего друга или себя самого, как будто бы на вас смотрит фокс Микки.+++

                                               * * *

Ставлю три звёздочки. Я видал в детских книжках: когда человек делает прыжок к новой мысли, - он ставит три звёздочки...                                   

Что важнее всего в жизни? Еда. Нечего притворятся! У нас полон дом людей. Они разговаривают, читают, плачут, смеются, а потом садятся есть. Едят утром, едят в полдень, едят вечером. А Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает.

Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят. И говорят ещё. Что я обжора... 

Сунут косточку от телячьей котлетки (котлетку сами съедят!), нальют полблюдца молока, - и всё.

Разве я пристаю, разве я прошу ещё, как Зина и другие дети? Разве я ем сладкое - клейстер, который называется киселём, или жидкую гадость из чернослива и изюма, или холодный ужас, который они называют мороженым? Я деликатнее всех собак, потому что я породистый фокс. Погрызу косточку, съем, осторожно взяв из рук Зины, бисквит, и всё. +++Вспомни, как описывает свою косточку Сапсан. Опиши несколько своих любимых (или, наоборот, нелюбимых) блюд с точки зрения собаки.+++

Но они... Зачем эти супы? Разве не вкуснее чистая вода?

Зачем эти горошки, морковки, сельдерейки и прочие гадости, которыми они портят жаркое?

Зачем вообще варить и жарить?

Я недавно попробовал кусочек сырого мяса (упал на кухне на пол, - я имел полное право его съесть!)... Уверяю вас, оно было гораздо вкусней всех этих шипящих на сковородке котлет...

Меня называют обжорой (выпил глоток молока из кошкиного блюдца, подумаешь)...

А сами... После супа, после жаркого, после компота, после сыра - они ещё пьют разноцветные штуки: красную - вино, жёлтую - пиво, чёрную - кофе...Зачем? Я зеваю под столом до слёз, привык около людей околачиваться, а они всё сидят, сидят, сидят... Гав! И всё говорят, говорят, говорят, точно у каждого граммофон в животе завели....

Взрослые всегда читают про себя. Скучные эти взрослые - вроде старых собак... А Зина читает вслух, нараспев и всё время вертится, хлопает себя по коленке и показывает мне язык. Конечно, так веселей. Я лежу на коврике, слушаю и ловлю блох. Очень это во время чтения приятно.                                

И вот я заметил, что есть такие штучки, которые Зина совсем по-особому читает: точно котлетки рубит. Сделает передышку, языком прищёлкнет и опять затарахтит. А на конце каждой строчки - ухо у меня тонкое - похожие друг на друга кусочки звучат: «дети - отца, сети - мертвеца»... +++О чём рассказывает Микки?+++

Вот это и есть стихи.

Вчера весь день пролежал под диваном, даже похудел. Всё хотел одну такую штуку сочинить. Придумал - и ужасно горжусь.

                                      По веранде ветер дикий

                                      Гонит листья всё быстрей.

                                        Я весёлый фоксик Микки,

                                       Самый умный из зверей!...

+++Попробуй, сочини дальше собачьи стихи+++

  Ах, что я видел во сне! +++Пофантазируй, что мог увидеть во сне пёс Микки.+++

Будто я директор собачьей гимназии. Собаки сидят по классам и учат «историю знаменитых собак», «правила хорошего собачьего поведения», «как надо есть мозговую кость» и прочие, подходящие для них штуки. +++Что ещё за предметы могли быть в собачьей школе?+++

Я вошёл в младший класс и сказал: «Здравствуйте, цуцики!» - «Тяв, тяв, тяв, господин директор!» - «Довольны вы ими, мистер Мопс?»...

Надо записать все свои огорчения, а то потом забуду.

Петух ни с того ни с сего клюнул меня в нос. Я только подошёл поздороваться... Зачем же драться, нахал горластый?! Плакал, плакал, сунул нос в корытце с дождевой водой и до вечера не мог успокоиться...

Зина меня забыла!

В мою чашку с овсянкой забрался чёрный таракан, задохся и утонул. Какая мерзость!...

Сегодня нашёл в биллиардной кусочек старого шоколада и съел. Это, правда, не огорчение, а радость. Но радостей так мало, что не могу же я для них отдельную страницу отводить. +++Отведи ты, малыш, для записей собачьих радостей страничку. Что бы ещё это могло быть? Пофантазируй.+++

...Непременно надо изобрести синема (кинотеатр) для собак. Это же бессовестно - всё для людей: и газеты, и скачки, и карты. И ничего для собак.

Пусть водят нас хоть раз в неделю, а мы, сложив лапки, будем культурно наслаждаться. +++Какие же там можно будет посмотреть фильмы, придумай.+++

«Чужая кость». «Похороны одинокого мопса». «Пудель Боб надул мясника» (для щенков обоего пола)... «Сны старого дога». «Сенбернар спасает замёрзшую девочку» (для пожилых болонок). «Полицейская собака Фукс посрамляет Пинкертона» (для детей и для собак).

Ах, сколько тем, Микки! Ты бы писал собачьи сценарии и ни в ком не нуждался. +++Напиши сценарий к одному из «собачьих» фильмов: изложи подробно его сюжет.+++

+++Малыш, попытайся сравнить двух собак, Сапсана и Микки. Кто из них тебе интереснее?

 А если бы они встретились? Сочини телефонный разговор, который бы они могли вести.+++

Станция следующая. Как построена русская народная сказка.

Откроем, Малыш, книгу сказок... Русских народных. Тех самых, о которых Пушкин сказал: «Что за прелесть эти сказки: каждая есть поэма...»

(для родителей: здесь требуется, чтобы ребёнок познакомился со множеством разных русских сказок, как можно больше «начитал» их, ориентировался в их сюжетах. Только после этого можно приступать к изучению «сказки вообще».)

Какие два противоборствующих мира мы встречаем в волшебных сказках? Назови добрых и злых героев в сказках. Кого больше? Страшно ли нам читать русскую народную сказку? Чем непременно она должна закончиться?

 Заметил ли ты, что почти в каждой сказке герой обязательно покидает свой дом и отравляется в путь? По пути встречается с противниками (вспомни, какими), вступает с ними в борьбу? А в конце всегда-всегда возвращается домой?

Исследователи сравнили огромное количество сказок и обнаружили, что события в них похожи! Цепочка событий приблизительно одна и та же. Значит, существует общая схема СЮЖЕТА для всех русских народных сказок. Вот как она выглядит:  

  ПРОСЬБА или ЗАПРЕТ Þ НАРУШЕНИЕ Þ ВРЕДИТЕЛЬСТВО

                                                       

Þ ОТЪЕЗД ГЕРОЯ Þ ЗАДАЧА Þ ВСТРЕЧА С ДАРИТЕЛЕМÞ

Þ ВОЛШЕБНЫЕ ДАРЫ Þ ПОЯВЛЕНИЕ ГЕРОЯ Þ

Þ КОЛДОВСКИЕ СВОЙСТВА ЗЛОДЕЯ Þ БОРЬБА Þ ПОБЕДА

  Þ ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ Þ ПРИБЫТИЕ ДОМОЙ Þ

  Þ ЛОЖНЫЙ ГЕРОЙ Þ ТРУДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ Þ

  Þ БЕДА ЛИКВИДИРУЕТСЯ Þ  УЗНАВАНИЕ ГЕРОЯ Þ

 

ЛОЖНЫЙ ГЕРОЙ Þ НАКАЗАНИЕ ЗЛОДЕЯ Þ СВАДЬБА.             

   изобличается

-Мне нравится начало схемы. Вот когда вспомнились страшилки! Там ведь тоже был запрет и угроза наказания за нарушение запрета!

 -Ты прав. Но далеко не каждая сказка содержит в себе все звенья этой большой, подробной схемы. Иначе было бы неинтересно читать сказки: мы всегда могли бы предсказать, что за чем последует.

- Да и сказки были бы похожи, как две капли воды!

- Хорошо все-таки, что каждая сказка -«живой организм», не всегда вмещающийся в схему: что-то пропускается, что-то меняется местами. +++Попытайся сопоставить со схемой сюжеты известных тебе сказок («наложить» схему на сюжет).

Сочини свою сказку, сначала строго соблюдая последовательность звеньев схемы, а потом - перемешав эти звенья, некоторые вообще отбросив. Интересно получается?+++

 А теперь читай и анализируй.

                           ЧУДЕСНАЯ РУБАШКА

В некотором царстве жил богатый купец; помер купец и оставил трёх сыновей на возрасте. Старшие два каждый день ходили охотничать.

В одно время выпросили они у матери и младшего брата, Ивана, на охоту, завели его в дремучий лес и оставили там - с тем, чтобы всё отцовское имение разделить меж собой на две части, а его лишить наследства.

Иван - купеческий сын долгое время бродил по лесу, питаясь ягодами да кореньями, наконец выбрался на прекрасную равнину и на той равнине увидал дом.

Вошёл в комнаты, ходил, ходил - нет никого, везде пусто; только в одной комнате стол накрыт на три прибора, на тарелках лежат три хлеба, перед каждым прибором по бутылке с вином поставлено. Иван - купеческий сын откусил от каждого хлеба по малому кусочку, съел и потом из всех трёх бутылок отпил понемножку и спрятался за дверь.

Вдруг прилетел орёл. Ударился о землю и сделался молодцем; за ним прилетел сокол, за соколом воробей - ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами. Сели за стол кушать.

- А ведь хлеб да вино у нас початы! - говорит орёл.

- И то правда, - отвечает сокол, видно, кто-нибудь к нам в гости пожаловал.

Стали гостя искать-вызывать.

Говорит орёл:

 - Покажись-ка нам! Коли ты старый старичок - будешь нам родной батюшка, коли ты добрый молодец - будешь родной братец, коли ты старушка - будешь мать родная, а коли красная девица - назовём родной сестрицею.

Иван - купеческий вышел из-за двери. Они его ласково приняли и назвали своим братцем.

На другой день стал орёл просить Ивана - купеческого сына:

- Сослужи нам службу - останься здесь и ровно через год в этот самый день собери на стол.

- Хорошо, - отвечает купеческий сын, - будет исполнено.

 Отдал ему орёл ключи, позволил везде ходить, на всё смотреть, только одного ключа, что на стене висел, брать не велел.

После того обратились добрые молодцы птицами - орлом, соколом и воробьём - и улетели.

Иван - купеческий сын ходил однажды по двору и усмотрел в земле дверь за крепким замком; захотелось туда заглянуть, стал ключи пробовать - ни один не приходится; побежал в комнаты, снял со стены запретный ключ, отпер замок и отворил дверь.

В подземелье богатырский конь стоит- во всём убранстве, по обеим сторонам сёдла да сумки привешены; в одной- золото, в другой - самоцветные камни.                                  

Начал он коня гладить; богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван-купеческий сын спал беспробудно до того самого дня, в который должны прилететь его названные братья. Как только проснулся, запер он дверь, ключ на старое место повесил и накрыл стол на три прибора.

Вот прилетели орел, сокол и воробей, ударились о землю и сделались добрыми молодцами, поздоровались и сели обедать.

На другой день начал просить Ивана-купеческого сына сокол: сослужи-де службу еще один год! Иван-купеческий сын согласился.

Братья улетели, а он опять пошел по двору, увидал в земле другую дверь, отпер ее тем же ключом.

В подземелье богатырский конь стоит - во всем убранстве, по

обеим сторонам сёдла да сумки привешены; в одной - золото, в другой - самоцветные камни.

Начал он коня гладить; богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван-купеческий сын спал беспробудно до того самого дня, в который должны прилететь его названые братья. Как только проснулся, запер он дверь, ключ на старое место повесил и накрыл стол на три прибора.

Вот прилетели орёл, сокол и воробей, ударились о землю и сделались добрыми молодцами, поздоровались и сели обедать.

На другой день начал просить Ивана-купеческого сына сокол: сослужи-де службу ещё один год! Иван-купеческий сын согласился.

Братья улетели, а он опять пошёл по двору, увидал в земле другую дверь, отпер её тем же ключом.

В подземелье богатырский конь стоит - во всём убранстве, по обеим сторонам седла сумки прицеплены: в одной - золото, в другой - самоцветные камни.

Начал он коня гладить: богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван-купеческий сын спал беспробудно столько же времени, как и прежде.

Проснулся в тот самый день. Когда братья должны прилететь, запер дверь, ключ на стену повесил и приготовил стол.

Прилетают орёл, сокол и воробей, ударились о землю, поздоровались и сели обедать.

На другой день поутру начал воробей просить Ивана-купеческого сына: сослужи-де службу ещё один год! Он согласился.

Братья обратились птицами и улетели. Иван-купеческий сын прожил целый год один-одинёшенек и, когда наступил урочный день, накрыл стол и дожидает братьев. (Что изменилось в третий год Ивановой службы?)

Братья прилетели, ударились о землю и сделались добрыми молодцами; вошли, поздоровались и пообедали.

После обеда говорит старший брат, орёл:

- Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; вот тебе богатырский конь - дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными.

Средний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, а меньший брат, воробей, - рубашку. 

- Возьми, - говорит. - Эту рубашку пуля не берёт; коли наденешь её - никто тебя не осилит!

Иван- купеческий сын надел рубашку, сел на богатырского коня и поехал сватать за себя Елену Прекрасную; а об ней было по всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того ей замуж идти.

Иван - купеческий сын напал на Змея Горыныча, победил его и уж собирался защемить ему голову в дубовый пень, да Змей Горыныч начал слёзно молить-просить:

- Не бей меня до смерти, возьми к себе в услужение; буду тебе верный слуга!

Иван - купеческий сын сжалился, взял его с собою, привёз к Елене Прекрасной и немного погодя женился на ней, а Змея Горыныча сделал поваром.

Раз уехал купеческий сын на охоту, а Змей Горыныч обольстил Елену Прекр


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.