Чем отличается стихотворение от рассказа и сказки? — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Чем отличается стихотворение от рассказа и сказки?

2019-11-19 194
Чем отличается стихотворение от рассказа и сказки? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 - Ну, во-первых, формой: там была проза, здесь - стихи, с ритмом и рифмой. Во-вторых, стихотворение Бунина гораздо короче, оно как бы «сжимает» сюжет, передаёт только самое основное: путь девочки-сиротки и встречи на этом пути.

+++Заметил ли ты, что в стихотворении есть повторы? Найди их.+++

Три первые строфы построены одинаково, они ПАРАЛЛЕЛЬНЫ: сначала в каждой говорится, как девочка шла, потом - о том кто ей встретился, как глянул и что сказал.

+++Что меняется с каждым разом? Сравни подробно каждую строфу.+++

 - Идти сиротке становится всё труднее, но всё ласковее к ней относятся те, кто встречается на пути, всё ближе она к Богу.

- А как же два мира: земной, горестный - и небесный, райский? Нет ли у тебя ощущения, что Бунин не разграничивает их, как Достоевский и Андерсен, а показывает плавный переход, перетекание  одного мира в другой?

- Нет! Я думаю, только первая строфа - настоящая жизнь девочки, то, что происходит наяву. А всё остальное ей снится или кажется...

 - Возможно. Поэтический текст всегда загадочен. Во всяком случае, Бунин смягчает КОНТРАСТ двух миров. Он обращает внимание не на земные мучения девочки, а на...

 - Весь её путь, целый и плавный! И короткая стихотворная форма, напевная, смиренная интонация подчеркивает это.

 

         Станция следующая. События или чувства?

+++Как ты думаешь, малыш, чем рассказ отличается от сказки? От боль­шой повести, например, про Незнайку? А от стихотворения? +++

Правильно, РАССКАЗ, во-первых, про нас, про нашу жизнь. Во-вторых, он маленький, его можно прочитать за один вечер. В-третьих, он написан прозой, так, как мы говорим, в нем нет рифмы.

«Значит, в рассказе все просто?» - спросишь ты. Посмотрим...

Сегодня, малыш, мы посетим с тобой русский классический рассказ.

Он зародился в прошлом веке. Сначала Пушкин, а потом и другие писа­тели взялись творить "по образцу", по правилам, строго соблюдая форму.

Классический рассказ должен был описывать одно-единственное собы­тие.

В нем действовал всего лишь один главный герой, и поступки этого героя занимали в рассказе центральное место.

Но на самом деле русских писателей больше всего волновал сам человек, его мысли и переживания, а потом уже события, которые с ним происходят.

+++А тебя что интересует больше всего на свете? +++

Давай внимательно прочитаем отрывок из рассказа Гарина-Михайловского.

                                  ТЁМА И ЖУЧКА

...Подбежав к отверстию старого, заброшенного колодца, пустынно торчавшего среди глухой, поросшей только высокой травой   местности, Тёма вполголоса позвал:

- Жучка, Жучка!

 Тёма замер в ожидании ответа.

Сперва он ничего, кроме биения своего сердца да ударов молотков в голове, не слышал. Но вот откуда-то издалека, снизу, донесся до него жа­лобный, протяжный стон. От этого стона сердце Темы мучительно сжалось, и у него каким-то воплем вырвался новый громкий оклик:

- Жучка, Жучка!

На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала.

Тёму до слёз тронуло, что Жучка его узнала.

 - Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу! - кричал он ей, точно она понимала его.

Жучка ответила новым радостным визгом, и Тёме казалось, что она просила его поторопиться исполнением обещания.

Прежде всего он решил выяснить положение дела. Он почувствовал себя бодрым и напряжённым, как всегда. Привязать фонарь, зажечь его и опустить в яму было делом одной минуты. Тёма, наклонившись, стал вглядываться. 

Тонкой глубокой щелью какой-то далёкой панорамы мягко сверкнула перед Тёмой в бесконечной глубине мрака неподвижная, прозрачная, точно зеркальная гладь вонючей поверхности, тесно обросшая со всех сторон слизистыми стенками полусгнившего сруба.

Каким-то ужасом смерти пахнуло на него со дна этой далёкой, нежно светившейся, страшной глади. Он точно почувствовал на себе её прикосновение и содрогнулся за свою Жучку.

+++Скажи, важно ли для нас это место рассказа или можно обойтись без него?+++ Помогает ли этот кусочек ходу событий или приостанавливает его?

+++Попробуй с помощью взрослого найти подобные описания в других мес­тах рассказа. Как ты думаешь, зачем писатель использует такие "остановки"? Что было бы, если их убрать (проведи эксперимент с текстом). +++

С замиранием сердца заметил он в углу чёрную шевелившуюся точку и едва узнал, вернее угадал, в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, весёлую Жучку, державшуюся теперь на срубе выступа. Терять времени было нельзя. От страха, хватит ли у Жучки силы дождаться, пока он это всё приготовит, у Тёмы удвоилась энергия. Он быстро втащил назад фонарь, а чтобы Жучка не подумала, очутившись опять в темноте, что он её бросил, Тёма во всё время приготовления кричал:

     - Жучка, Жучка, я здесь!

 И радовался, что Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом. Наконец всё было готово. При помощи вожжей фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец.

 Но этот так обстоятельно обдуманный план потерпел неожиданное и непредвиденное фиаско благодаря стремительности Жучки, испортившей всё.

Жучка, очевидно, поняла только одну сторону идеи, а именно, что спустившийся снаряд имел целью её спасение, и поэтому, как только он достиг её, она сделала попытку схватиться за него лапами. Этого прикосновения было достаточно, чтобы петля бесполезно соскочила, а Жучка, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

Она стала барахтаться, отчаянно визжа и тщетно отыскивая оставленный ею выступ.

Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, что он сам устроил гибель своей любимице, заставляет Тёму, не думая,... решиться...самому спуститься в колодец.

+++Обрати внимание, Малыш: до сих пор повествование велось в прошедшем времени. Глаголы передавали действия, которые уже произошли: позвал, не слышал, донёсся, сжалось, вырвался... и другие (продолжи их ряд, перечитав текст).+++ Но что вдруг меняется с этого момента рассказа?

Он привязывает вожжи к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. Он сознаёт только одно: что времени нельзя терять ни секунды.

- Теперь глаголы становятся другими! Привязывает, лезет, сознаёт - события разворачиваются на наших глазах, они происходят прямо сейчас, сию минуту!

   +++Случайно ли это? +++

Его обдаёт вонью и смрадом. На мгновение в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки; это успокаивает его, и он спускается дальше. Он осторожно щупает спускающейся ногой новую для себя опору и, найдя её, сначала пробует, потом твёрдо упирается и спускает следующую ногу.

...Вонь всё-таки даёт себя чувствовать и снова беспокоит и пугает его. Тёма начинает дышать ртом. Результат получается блестящий: вони нет, страх окончательно улетучивается.

Снизу тоже благополучные вести. Жучка, опять уже усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию.

Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

Между ним и Жучкой происходит трогательное свидание друзей, не чаявших уже больше свидеться в этом мире. Он наклоняется, гладит её; она лижет его пальцы, и так как опыт заставляет её быть благоразумной - она не трогается с места, но зато так трогательно, так нежно визжит, что Тёма готов заплакать...

Не теряя времени, он, осторожно держась зубами за изгаженную вожжу, обвязывает свободным её концом Жучку, затем поспешно карабкается наверх.

Жучка, видя такую измену, подымает отчаянный визг, но этот визг только побуждает Тёму быстрее подниматься.

Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. Он судорожно ловит в себя всеми лёгкими воздух колодца, рвётся вперёд, и чем больше торопится, тем скорее оставляют его силы.

Тёма поднимает голову, смотрит вверх, в далёкое ясное небо, видит где-то высоко над собою маленькую весёлую птичку, беззаботно скачущую по краю колодца, и сердце его сжимается тоской: он чувствует, что не долезет. (А если бы этой птички не было? Другими были бы ощущения Тёмы? Как весёлая, беззаботная птичка помогает автору подчеркнуть страдания мальчика?)

Страх охватывает его. Он растерянно останавливается, не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму? Чувство одиночества, бессилия, сознание гибели закрадываются в его душу.

+++Посмотри, сколько разных чувств переживает Тема! И все они уместились в одной фразе, как бы пронеслись в один краткий миг... А что бы ты стал делать в такой момент, только честно? +++

 Его уже тянет туда, вниз, по этой гладкой, скользящей стене, - туда, где отчаянно визжит Жучка, где блестящее вонючее дно ждёт равнодушно свою... обессилевшую жертву.

- Не надо бояться, не надо бояться! - говорит он дрожащим от ужаса голосом. - Стыдно бояться! Трусы только боятся. Кто делает дурное - боится, а я дурного не делаю: я Жучку вытаскиваю, меня и папа и мама за это похвалят. Папа на войне был, там страшно, а здесь разве страшно? Здесь ни капельки не страшно. Вот отдохну и опять полезу, так и вылезу, потом и Жучку вытащу. Жучка рада будет, все будут удивляться, как я её вытащил.

 Тёма говорит громко, у него голос крепнет, звучит энергичнее, твёрже, и, наконец успокоенный, он продолжает взбираться дальше.

Когда он снова чувствует, что начинает уставать, он опять громко говорит себе:

- Теперь опять отдохну и потом опять полезу. А когда я вылезу и расскажу, как я смешно кричал сам на себя, все будут смеяться, и я тоже.

Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил.

Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. Он делает последнее усилие, вылезает сам и вытаскивает Жучку.

 Теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его.

 Почувствовав себя на твёрдой почве, Жучка энергично встряхивается, бешено бросается на грудь Тёмы и лижет его в самые губы...

+++Итак, где же был самый напряжённый, волнующий момент рассказа? В каком месте напряжение читателя спадает?+++ Отчего? Оттого ли, что Жучка спасена и Тёма начинает подниматься из колодца? Или ещё что-то успокаивает нас?

 - Появляются слова крепнет (голос), успокоенный, улыбается, спокойно ждёт. Они сообщают не о событиях, а... как бы это назвать...

 - Ну конечно - о настроении героя! Посмотри, как мастерски автор ведёт повествование: описывая внешние действия Тёмы, он постоянно держит во внимании его внутреннее состояние.

- И это становится едва ли не самым важным в рассказе.

- Согласен. Ведь благодаря чему Тёме удаётся спасти собаку? Только ли благодаря быстроте и чёткости своих действий?

   - Нет. Кроме этого, он борется со своим страхом. И          побеждает его. Читатель с интересом, с сочувствием следит, как протекает борьба в душе героя.

+++Какие качества характера проявляет восьмилетний мальчик, выручая любимицу? (Силу воли, терпение, выдержку, смелость, самоотверженность... - хорошо бы уточнить значение всех этих слов по толковому словарю вместе с ребёнком.) Можно ли назвать его мужественным?+++


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.