Приоритетные направления развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Приоритетные направления развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ

2019-11-11 288
Приоритетные направления развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

      

«Учет  имеет своей целью победу   над  временем.  Он,  возвращая нас к прошлому,  позволяет заглядывать в будущее»  - говорил ученый  Г.Эмерсон.                                                   

 Основная цель  развития бухгалтерского учета и отчетности - повышение качества информации, формируемой в них.   

Реформирование бухгалтерского учета в России представляет собой трансформацию бухгалтерского учета, адекватную общему процессу экономических реформ, включая изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды.

Реформирование включает разработку правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами,  отвечающую требованиям современной экономики.

В условиях плановой экономики существовала система бухгалтерского учета, которая была обусловлена общественным характером производства. Главным потребителем информации, формирующейся в этой системе, выступало государство (в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов). Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г. № 283, была разработана в связи с тем, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета в это время отставал от общего процесса экономических реформ в России.

Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.           

Россия в качестве ориентира выбрала МСФО, т.к. они являются принципами составления финансовой отчетности, а не правилами бухгалтерского учета. Жесткие правила учета приводят к ведению учетных операций по формальному принципу и приводят к финансовым манипуляциям. В то же время принципы, являясь более широкими и универсальными, чем правила, контролируют и регулируют сущность, а не форму учетных данных, тем самым, обеспечивая более правдивое представление информации.

В пользу перехода на МСФО свидетельствует ряд факторов:

На  микроуровне:  рост рыночной капитализации;  выход на зарубежные рынки капитала;  снижение цены привлекаемого капитала;  возможность использования информации для принятия эффективных управленческих решений.

На макроуровне:  приток иностранных инвестиций в экономику России;  большая прозрачность российских компаний и, как следствие, улучшение имиджа российского бизнеса за рубежом;   более глубокую интеграцию экономики России в систему мировых хозяйственных связей;  улучшение  качества статистической информации и  возможность  ее сопоставления.

Основные  задачи реформы заключаются в следующем: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета и т.д.

Для развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу необходимо создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций (формирование информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений) в экономике РФ. Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям: повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; создание инфраструктуры применения МСФО; изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности; усиление контроля качества бухгалтерской отчетности; существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.   

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.   

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами  финансовой  отчетности  должно   быть  обеспечено: совершенствование нормативного правового регулирования; формирование нормативной базы (стандарты); методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета); международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

Для этого необходимо:

обеспечить непроти­воречивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета;

сформировать модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета;    

ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией;

пересмотреть допустимые способы оценки активов и обязательств;

создать механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

 Совершенствование нормативного правового регулирования включает не только создание нормативной базы бухгалтерского учета, но и обоснование законодательных актов в области гражданского (включая законы об организациях различных организационно-правовых форм), финансового и налогового права и др.

Одним из итогов выполнения работы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами явилось создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, где ключевым элементом стала разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. При этом осуществляется переориентация нормативного регулирования, осуществляемого Министерством финансов Российской Федерации, с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность с акцентом на регулирование финансового учета.

Методическое обеспечение реформирования бухгалтерского учета (создание инструкций, методических указаний, комментариев) взаимоувязано с направлением, которое связано с обучением бухгалтерских кадров. Первые итоги реформирования свидетельствуют о необходимости ознакомления с новыми правилами бухгалтерского учета не только руководителей, но и их заместителей, других работников, задействованных в управлении организациями и их финансовыми потоками.

Развитие методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.) предполагает усиление роли профессиональных организаций и, прежде всего, Института профессиональных бухгалтеров России.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель учета и стандарты, ее регулирующие, Главное, чтобы эти стандарты не противоречили другим и были в «гармонии» друг с другом.

Суть стандартизации учетных процедур в рамках унификации учета состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране, что позволяет отказаться от создания национальных стандартов.

Гармонизация национальной системы бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности включает соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов в области бухгалтерского учета.

 Поставлена задача улучшения качества подготовки кадров в учреждениях начального  профессионального  образования,  среднего специального и высшего образования,  где реализуются долгосрочные программы,  а также создания системы профессионального уско­ренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки. При этом система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров должна соответствовать государственным образовательным стандартам и содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.

Специфической формой профессионального образования является проводимая в настоящее время аттестация главных бухгалтеров (средних и крупных организаций), консультантов по бухгалтерскому учету. По окончании установленного времени подготовки проводится аттестация на возможность присвоения квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, которая осуществляется профессиональной организацией под контролем государства в лице Министерства финансов РФ.

Несмотря на некоторые успехи в деле реформирования и развития учета и отчетности, следует отметить существенные проблемы и недоработки в этой сфере, связанные, в основном, с формальным подходом к проблемам реформы учета,   как со стороны государственных органов,  так  и со стороны хозяйствующих субъектов.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности планировалось осуществлять по следующим основным направле­ниям:

1) усиление контроля качества бухгалтерского учета и повышение качества информации, формируемой в бухгал­терском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) существенное повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Наряду с некоторыми положительными изменениями в отечественной системе бухгалтерского учета и отчетности, следует отметить существенные недостатки и просчеты по всем планируемым направлениям:

1) Действенной системы контроля качества бухгалтерской отчетности не создано. Она, по прежнему, слаба:институт  аудита,  как форма независимой  про­верки  бухгалтерской  отчетности  организаций,недостаточно развит; контролькачества бухгалтерской отчетности не является, в полной мере,поднадзорной деятельностью уполномоченных государственных  органов  (Федеральной службы по финансовым рын­кам,  Центрального  банка  РФ,  Федеральной службы  страхового надзора, Федеральной службы по финансово - бюджетному надзору  и др.), а также  не включает в себя  комплекс мер финансовой, административной и уголовной  ответственности  организаций  и их руководителей.    

Не созданы условия и предпосылки для успешного выполнения возложенных на бухгалтерский учет функций и,  в первую очередь, информационной.

2) Не создана необходимая инфраструктура  применения МСФО: отсутствует официальный статус бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, не функционирует механизм  обобщения и распространения опыта применения МСФО (ощущается недостаток информационно-методических материалов по применению  МСФО), отсутствует система массового обучения бухгалтеров правилам МСФО, не урегулирован порядок официального перевода МСФО на русский язык,  в разрабатываемых ПБУ слабо учитываются особенности  экономического раз­вития России и др.

3) Система регулирования бухгалтерского учета и отчетности не претерпела существенных изменений, т.к. не обеспечила современную законодательную базу, адекватную уровню рыночных производственно- финансовых отношений и не добилась активного привлечения к процессу регулирования современного бухгалтерского учета профессионального сооб­щества.

4) Уровень  профессиональной  подготовки и квалификации большинства бухгалтеров,  аудиторов, руководителей организаций и пользователей финансовой отчетности, остается очень низким. Архи актуальной    является проблема профессиональной бухгалтерской этики. Необходимо системное и методическое изучение лежащих в основе МСФО концепций:  по формированию  навыков активного использования информации; по выработке навыков профессионального  суждения  при  идентификации, классификации и оценке фактов хозяйственной жизни; по формированию новых подходов к применению российских стандартов и иных нормативно - правовых актов;  по оценке финансовых показателей, сформированных по МСФО  и т.п.

Кроме того, следует отметить в качестве критических замечаний: неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов по трансформации отчетности, составленной по российским правилам, в отчетность, составляемую по правилам МСФО; формальный  подход  регулирующих  органов и хозяйствующих субъектов к требованиям российских ПБУ; большие  затраты, связанные с необходимостью ведения параллельно бухгалтерского и налогового учета».

Как отмечают некоторые эксперты,   применение МСФО "требует глубокого понимания того, на достижение каких целей направлен стандарт, а не того,  как конкретное событие или операцию можно уложить в рамки стандарта для получения желаемого результата". Именно понимание роли, значения, идей МСФО каждым бухгалтером может сдвинуть реформу учета с мертвой точки.

Реформирование бухгалтерского учета невозможно и без активного сотрудничества отечественных  бухгалтерских   профессиональных объединений с  соответствующими  специализированными  международными  организациями.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.