Методы изучения и оценки способностей человека — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методы изучения и оценки способностей человека

2019-09-26 199
Методы изучения и оценки способностей человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеризуя в общем существующие в настоящее время методы изучения способностей людей, необходимо указать на следующий, связанный с ними парадокс. С одной стороны, таких методов в современной психологии достаточно много, и даже есть основание утверждать, что они охватывают практически все известные способности людей. С другой стороны, не менее правильно говорить, что методов изучения способностей в современной психологии сравнительно мало.

Данный парадокс объясняется и частично разрешается следующим образом. Если иметь в виду те психологические свойства людей, которые так или иначе входят в состав способностей, то методов, предназначенных для их психодиагностики действительно достаточно много. Однако если говорить о способностях, как таковых, например, о способностях к тому или иному конкретному виду деятельности, то таких психодиагностических методов сравнительно немного. Дело в том, что для создания таких методов требуется точно знать состав или структуру соответствующих способностей, а они в большинстве случаев мало изучены. Во-вторых, для каждой составляющей способностей желательно иметь отдельную, частную методику, предназначенную для ее исследования и оценки. В-третьих, изучая и оценивая у человека ту или иную способность, необходимо ее исследовать полностью. Ни одна из психодиагностических методик эту задачу удовлетворительно не решает. Даже в том случае, если решение соответствующей задачи передается специалистам, которые лучше других могут разобраться в структуре соответствующих способностей (диагностику музыкальных способностей – музыкантам, оценку математических способностей – математикам и т.д.), то и они на сегодняшний день удовлетворительно с этой задачей справляются не в состоянии. Ни один музыкант, ни один математик не готов точно определить структуру тех способностей, которые связаны с его профессией.

Если представить, что кому-либо удасться разработать всеобъемлющий (как ему представляется) тест специальных способностей и пытаться применить на практике, то автор такого теста столкнется со сложной, с трудом практически решаемой задачей. Для полной диагностики наличия или отсутствия у конкретного человека той или иной способности ему придется, как минимум, несколько дней изучать с разных сторон соответствующего человека, чтобы точно определить и оценить у него все компоненты соответствующей способности. Но это не все. В конечном счете, может оказаться, что по результатам проведенной диагностики нельзя будет точно прогнозировать успехи соответствующего человека даже в той деятельности, к которой относятся оцениваемые способности. Дело в том, что успехи зависят не только от имеющихся у данного человека способностей, но и от многого другого, что по значимости для прогнозирования успехов перекрывает способности как таковые. Кроме того, сами способности человека со временем могут изменяться, и, поэтому, надолго вперед строить по ним прогнозы практически невозможно.

Остановимся кратко на тех методах, которыми располагает современная психология в плане проведения психодиагностики способностей. Эти методы можно разделить на следующие группы:

1. Методы психодиагностики отдельных познавательных процессов, которые входят в состав многих способностей. Это – методы психодиагностики восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Здесь особое место занимают методы изучения и оценки памяти, воображения и мышления, поскольку с этими тремя познавательными процессами связаны все без исключения способности человека.

2. Методы психодиагностики движений. В состав многих способностей, особенно практических, входят разнообразные движения, совершаемые человеком. Их изучение и оценку можно рассматривать как частичную психодиагностику способностей с точки зрения их двигательных (моторных) составляющих.

3. Методы исследования процесса решения человеком разнообразных задач. Поскольку человеку постоянно приходится иметь дело с решением задач разного типа при реализации своих способностей, то соответствующие психологические тесты также можно рассматривать как тесты способностей человека со следующей оговоркой. В качестве таковых эти методы могут выступать только тогда, когда входящие в их состав задачи одновременно выступают как такие, с которыми человеку приходится иметь дело на практике при использовании соответствующих способностей.

4. Методы изучения и оценки знаний, имеющихся у человека. Если с помощью того или иного психологического теста можно исследовать и оценить познания человека в той или иной области, то данный тест также можно рассматривать и как способ проведения психодиагностики способностей при условии, что соответствующие знания входят в состав изучаемых способностей.

5. Методы психодиагностики умений и навыков. Применяя такого рода методы на практике, мы имеем дело непосредственно со способностями, поскольку умения и навыки входят в состав разнообразных способностей человека. Важно только установить, насколько эти умения и навыки связаны именно с изучаемыми в данном случае способностями.

Особую проблему, связанную с психодиагностикой способностей, представляет изучение и оценка креативности человека. Основные недостатки существующих в психологии методов психодиагностики креативности имеют теоретический характер и были названы выше при обсуждении этого психологического явления. Они в основном связаны с недостаточной научно-теоретической разработанностью связанных с креативностью вопросов. К ним можно добавить и следующий вопрос. Можно предположить, что общей креативности наподобие общего интеллекта не существует, а имеются только частные разновидности креативности, проявляемые в разных видах деятельности. Если бы общая креативность человека действительно существовала, то он проявлял бы ее во всех сферах деятельности.

В реальной жизни мы чаще всего встречаемся с ситуацией, когда в одних областях деятельности человек демонстрирует творческий подход к делу (речь идет о сферах деятельности, которыми он профессионально владеет), а в других такой способности не демонстрирует (это касается тех видов деятельности, которыми он не владеет). Существующие и применяемые на практике в психологии тесты креативности этого обстоятельства, к сожалению, не учитывают и предполагают, что с их помощью можно изучать и оценивать креативность как некоторую общую способность человека.

Еще одной практически важной, но с трудом решаемой в современной психодиагностике проблемой, связанной со способностями, является выявление и оценка задатков к их развитию, имеющихся у человека. Здесь, как и в случае изучения креативности, психологи сталкиваются с нерешенными теоретическими проблемами, касающимися задатков. Они также обсуждались в настоящей главе. Тем не менее, поскольку раннее и достаточно полное определение задатков является одним из условий успешного формирования и развития способностей человека, можно в заключении главы высказать несколько рекомендаций, касающихся изучения и оценки задатков к развитию способностей, имеющих у детей:

1. Необходимо с раннего детства, начиная примерно с годовалого возраста внимательно следить за тем, к чему ребенок проявляет повышенный интерес (имеются в виду разные виды деятельности, способности к которым желательно у ребенка развивать), и всеми мерами поддерживать этот интерес. Данная рекомендация основана на том, что наличие интереса к тому или иному виду деятельности выступает в качестве обязательного условия развития у детей соответствующих способностей.

2. Взрослый человек, занимающийся с ребенком, должен хорошо знать структуру тех способностей, задатки к развитию которых выявляются у детей. Это необходимо, для того чтобы с ранних лет формировать и развивать у детей умения и навыки, связанные с соответствующими способностями.

3. Как правило, у детей в раннем возрасте проявляется интерес не одному, а к нескольким разным видам деятельности. Кроме того, со временем дети могут утрачивать интерес к одному виду деятельности и повышать его в отношении другого вида деятельности. То и другое следует рассматривать как вполне нормальные явления и не заставлять ребенка заниматься только каким-либо одним видом деятельности. Дело в том, что чаще всего у детей проявляются задатки к развитию нескольких разных способностей, и необходимо выявлять и развивать все эти задатки, исходя их того, что способности человека представляют собой взаимосвязанную систему, в рамках которой развитие одних из них влияет на формирование и развитие других способностей.

4. В то время, когда у детей начинают проявляться задатки к развитию способностей, сами детей в основном еще обучаются на основе наблюдения и подражания другим людям. Поэтому взрослый человек сам должен быть способным в той области деятельности, для которой он определяет и оценивает задатки, имеющиеся у ребенка. Взрослый человек должен быть готовым лично продемонстрировать ребенку связанные с данной способностью умения и навыки и научить ребенка пользоваться ими через наблюдение и подражание.

Понятие и типы темперамента

Темпераментом называется совокупность психофизиологических свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояний, отдельных действий и деятельности человека в целом, в частности, их энергичность, силу, скорость, темп, динамику процессов возникновения, прекращения, переключения, а также общий эмоциональный фон, на котором они реализуются. Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», которое на русский язык переводится как «надлежащее соотношение частей». Это название, в свою очередь, базируется на старом представлении о данном психологическом свойстве, в соответствии с которым темперамент определяется соотношением жидкостей в организме.

Идея темперамента была предложена давно, и первое учение о нем, возникшее еще в Древней Греции, считается одним из самых старых в психологии. В своих истоках это учение восходит к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он ввел понятие темперамента в научный оборот, дал ему определение, предложил первое естественнонаучное объяснение, связал темперамент человека с соотношением четырех видов жидкостей, имеющихся в организме: крови, лимфы, желтой и черной желчи. Он же выделил и описал основные типы темпераментов, предложив первую, частично признаваемую до сих пор их классификацию. Это - сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический типы темпераментов.

Данные названия были предложены Гиппократом в соответствии с древнегреческими названиями указанных выше видов жидкостей: сангва – кровь, отсюда - сангвиник; хоул – желчь, отсюда - холерик; мелан хоул – черная желчь – отсюда - меланхолик, флегма – лимфа или слизь, отсюда - флегматик.

Первую полную описательную характеристику четырех указанных выше типов темперамента позднее предложил древнеримский врач Гален, который считал себя учеником и последователем Гиппократа. Это описание, дошедшее до наших дней, представляется следующим. Сангвиник – человек веселого нрава. Он характеризуется быстрыми, энергичными и эмоциональными реакциями на происходящее, высокоразвитой экспрессией: жестами, мимикой, пантомимикой. Такой человек повышенно активен, энергичен, работоспособен, представляется окружающим людям оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником и балагуром. Он быстро воспламеняется, но также быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем недавно его волновало и притягивало. Человек с таким темпераментом может контролировать себя, свои эмоции и действия, обладает гибким умом, находчивостью, быстро включается в работу и в общение с людьми, легко находит с ними общий язык. Его настроение, однако, непостоянное, оно часто и непредсказуемо меняется. В зависимости от своего настроения сангвиник может изменять свое отношение к людям, к работе, а также к тому, что происходит с ним и вокруг него. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, ко всем людям относиться одинаково ровно. Его отличает доброта, готовность придти на помощь. Однако напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.1 1 Отметим, прежде чем знакомимся с характеристиками других типов темперамента, что это и последующие описания типов темперамента включают в себя не только свойства темперамента, но и черты характера человека. Данный факт объясняется тем, что в древности и в течение длительного времени после появления первого учения о типах темперамента характер и темперамент практически не различались. В предлагаемые разными авторами описания типов темперамента и характеров людей включались такие особенности, которые современными учеными к темпераменту не относятся.

Холерик представляет собой оптимистически настроенного, вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч и несдержан. Холерика отличают быстрые движения, мгновенные, активные и энергичные реакции, причем у него возбуждение преобладает над торможением, то есть, он быстро приходит в состояние возбуждения, но медленно успокаивается. Однако если ему уступают, идут навстречу, то соответствующие процессы протекают быстрее.

Флегматик - это хладнокровный человек. Он все делает медленно, и его трудно вывести из состояния равновесия. Он всегда спокоен, уравновешен, отличается терпеливостью, самообладанием, выдержкой. Такой человек склонен, скорее, к бездеятельности, чем к активной и напряженной работе. Вместе с тем, он является психологически уравновешенным, а процессы возбуждения и торможения у него примерно одинаковые по силе и длительности.

Меланхолик - это человек, который живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что лично его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Он отличается высокой чувствительностью к воздействиям со стороны окружающих людей, но не в состоянии выдерживать большие и длительные нагрузки. Меланхолик, как правило, инертен, медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Его мимика и движения невыразительные, голос слабый, внимание неустойчивое, а торможение в психических процессах и поведении преобладает над возбуждением. Меланхолик бывает сдержанным, тщательно контролирует себя, когда кому-либо дает обещания. Он никогда не обещает того, что не в состоянии выполнить, и очень переживает по поводу того, что не может выполнить свое обещание, причем даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него не зависит. Настроение меланхолика, по преимуществу, мрачное, подавленное – такое, которое в психологии характеризуют такими словами, как апатия, депрессия или меланхолия.

Описанная выше типология темпераментов по Гиппократу просуществовала в неизменном виде до XVIII века н.э. Немецкий философ И. Кант заинтересовался проблемой темперамента и предложил выделить еще два типа темперамента, один из которых он назвал темпераментом чувств, и другой – темпераментом деятельности. Темперамент чувств отличается преобладанием у человека чувств над разумом, пассивностью в действиях, выраженными внутренними переживаниями, а темперамент деятельности - преобладанием действий и разума над чувствами. Такой человек, столкнувшись со сложными жизненными ситуациями, предпочитает действовать, а не переживать.

У современных ученых-психологов можно встретить частично близкие и гиппократовскому, но, вместе с тем, индивидуально своеобразные представление о темераменте. По-своему понимал его С. Л. Рубинштейн. Он представлял темперамент как характеристику деятельности человека, выражающуюся в ее энергетических, динамических и эмоциональных особенностях. К проявлениям темперамента Рубинштейн относил силу или интенсивность психических процессов и движений, совершаемых человеком, равномерность или прерывистость их протекания, скорость соответствующих процессов, переходы от медленных к более быстрым темпам и реакциям на происходящее.

Такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность и импульсивность, Рубинштейн связывал с темпераментом и также считал его проявлениями. Впечатлительность он определял как устойчивость полученных человеком впечатлений, продолжительность их существования и влияния на поведение. По этому поводу Рубинштейн писал, что у разных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различной и устойчивость получаемых ими впечатлений (эмоционально окрашенных следов памяти). У одних людей впечатление, даже сильное, оказывается очень нестойким, другие долгое время не могут от него освободиться.

Эмоциональность, как свойство темперамента, проявляется, по Рубинштейну, в силе, быстроте и устойчивости эмоциональных реакций на те или иные события. Эмоциональность может реализоваться в особенностях настроения человека и в его динамике. Импульсивность – это скорость возникновения эмоциональной и двигательной реакции на тот или иной стимул, ее связь с сознанием и разумом человека. Импульсивным считается человек, который реагирует слишком быстро, не подумав, и не очень хорошо осознает то, что делает. По мнению Рубинштейна, темперамент наглядно проявляется в силе, скорости и темпе движений человека.

В течение длительного времени, начиная с работ указанных выше ученых, отсутствовали попытки внести какие-либо изменения в учение о темпераментах. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, тем, что существующее учение о темпераментах в целом подтверждалось жизненными наблюдениями за поведением людей. Во-вторых, тем, что в характеристиках самих типов темпераментов не было научной строгости, и каждый человек мог описывать темперамент по-своему, не заботясь о том, чтобы его описание в точности соответствовало описаниям, предлагаемым другими. В-третьих, те недостатки, которые обнаруживались в характеристиках людей по темпераментам, частично компенсировались описаниями характеров людей, тем более что строгого разделения темперамента и характера до начала ХХ века не существовало. Типов характеров людей, в свою очередь, предлагалось намного больше, чем типов темперамента, и в их описания включались самые разнообразные свойства темперамента. Это вполне устраивало тех, кто на основе темпераментов и характеров изображал психологические портреты людей.

Однако развитие психологических знаний шло по пути их уточнения и дифференциации, в частности, разделения определений различных психических явлений. Без этого психология не могла претендовать на статус точной науки, так как первое требование любой науки – это четкое и точное определение изучаемых в ней явлений. Поэтому в начале ХХ века ученые-психологи вернулись к изучению темперамента, попытались уточнить его определение и разделить представления о темпераментах и характерах людей. В это же время появились новые учения о темпераментах, но они поначалу коснулись не их типологии, а природных основ темперамента человека. Устаревшее представление о жидкостях в организме, якобы определяющих психологию и поведение людей, большинство ученых уже не устраивало. К этому времени они располагали многими другими сведениями об устройстве и работе организма по сравнению с теми, которыми обладал Гиппократ в V веке до н.э., и их можно было рассматривать в качестве природной основы темперамента.

Новое учение о темпераментах людей предложил в начале ХХ века немецкий врач-психиатр Э. Кречмер. Он выказал мысль о том, что темперамент человека связан с общим устойством его организма, и предложил новую, конституциональную теории темперамента.2 Он выделил четыре типа строения тела, и с каждым из них связал определенный тип темперамента.3

2 Слово «конституция» в данном случае используется как анатомический термин, характеризующий общее строение тела человека. 3 Учение, разработанное Э. Кречмером, относится не только (и не столько) к темпераментам, сколько к характерам людей, поэтому будет подробнее рассматривать в следующей главе, посвященной характеру.

Э. Кречмер разделил темпераменты людей на две большие группы: шизотимические и циклотимические, и описал их следующим образом. Шизотимический темперамент отличается раздражительностью, холодностью, порывистостью и замедленностью реакций (заторможенностью), а также несоответствием внешних форм поведения внутренним состояниям человека (задержки, паралитичность, «деревянность» движений и действий). Циклотимический темперамент характеризуется частыми и внешне заметными переходами от веселости (маниакального состояния) до печали (депрессии), колебаниями поведения между повышенной подвижностью (активностью) и пассивностью (флегматичностью), соответствием внешних, поведенческих проявлений, внутренним, психическим состояниям.

Шизотимические и циклотимические темпераменты могут, согласно учению Кречмера, обнаруживаться как у здоровых, так и у больных людей. У здоровых людей характерные для них признаки выражены слабо, а у больных людей – сильно. Эти признаки, будучи ярко выраженными, отличают, по мнению Кречмера, больных людей от здоровых. По соответствующим реакциям, отклонениям в психике и поведении может ставиться тот или иной диагноз: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз (циклотимия), или паранойя.

Будучи врачем-психиатром, заинтересованным в использовании диагностики проявлений темперамента для постановки медицинского диагноза, Кречмер выделил и описал большое количество частных типов темперамента, соответствующих разным душевным заболеваниям. У здоровых людей, обладающих циклотимическими темпераментами, писал он, «известное настроение связано с определенным психическим темпом, причем веселость и подвижность сочетаются в гипоманиакальным типом темперамента4, а тенденция к депрессии и медлительность – с «мрачным» типом темперамента. Напротив, у шизотимиков нельзя установить такие же стойкие взаимоотношения между психэстезией5 и специальным психическим ритмом: у «нежных» гиперэстезиков мы находим удивительную тягучесть в чувствах и желаниях, и порывистость у совершенно равнодушных».6

4 Это – тип темперамента, в котором маниакальные тенденции проявляются слабо.

5 Состоянием психического возбуждения.

6 Э. Кречмер. Теория темпераментов. – В кн.: Психология индивидуальных различий. – М., 2002. – С. 349. 7 Заметим, что это уже не представление свойств темперамента, а описание черт характера человека.

У индивидов, отличающихся шизотимическим темпераментом, гиперэстезические чувства (обостренные реакции, связанные с повышенной эмоциональной чувствительностью) обнаруживаются главным образом как «нежная сентиментальность», тонкое отношение к природе и искусству, такт и вкус в личном стиле, «мечтательная нежность» по отношению к определенным людям, чрезмерная чувствительность и уязвимость со стороны повседневных жизненных проблем,7 а у более грубых – как раздражительность, гневливость и даже агрессивность. Чувства шизотимиков характеризуются, кроме того, как резкая холодность и пассивная тупость, сужение интересов и непоколебимое равнодушие. Их порывистость сказывается в невоздержанности и капризах, может выражаться в различных формах: неукротимой энергичности, своенравии, педантизме, фанатизме, строго логической последовательности в мышлении и неизменности в поступках.

Вариации циклотимического темперамента менее заметны, чем разновидности шизотимических темпераментов. Психомоторная сфера таких людей характеризуется то быстротой, то медлительностью и, вместе с тем, естественностью и адекватностью жестов и мимики, их соответствием внутренним, психическим состояниям и сложившееся ситуации. Это, в основном, открытые, общительные люди, непосредственные в своих действиях и поступках. К ним относятся, например, «энергичные практики» или «прожигатели жизни».

В отличие от них шизотимики, как правило, более замкнуты, склонны к аутизму, к созданию закрытого от посторонних людей внутреннего мира. Они могут быть тонко чувствующими мечтателями, далекими от действительности идеалистами, нежными и одновременно холодными. Нередко они обладают утонченной логикой мышления, являются людьми холодного расчета, моралистами и деспотами. Циклотимики, со своей стороны, это в основном реалисты, обладающие конкретным мышлением и здравым смыслом, юмористы, смелые борцы, ловкие организаторы и умелые посредники.

Из этих описаний темпераментов, взятых из работ Кречмера, очевидно, что он, как и многие его современники, не отличал темперамент человека от его характера. Многие перечисленным им психологические особенности относятся, скорее, к характерам людей, а не к темпераментам.

Одно из наиболее точных, современных определений темперамента предложил отечественный ученый В. Д. Небылицин. Прежде чем решать эту задачу, он выделил три главных, ведущих свойства темперамента: общая активность, моторика и эмоциональность. Каждое из этих свойств, в свою очередь, обладает, по мнению ученого, сложным, многомерным строением и разными формами его жизненных проявлений. Отсюда следует, что возможно, в принципе, большое количество разнообразных индивидуальных вариантов темперамента, образуемых сочетаниями этих трех компонентов.

Согласно В. Д. Небылицину, четко выраженных типов темпераментов не существует, а есть лишь общая характеристика темперамента и множество его индивидуальных вариантов, встречающихся у разных людей, причем их индивидуальные различия по свойствам, приписываемым темпераменту, не столь четко выражены, чтобы на их основе можно было выделить отличающиеся друг от друга типы темпераментов. Например, степень общей активности более или менее равномерно распределяется среди людей - от чрезмерной, повышенной активности до вялости или почти полного отсутствия такой активности.

Среди динамических качеств двигательного компонента темперамента можно назвать быстроту, силу, резкость, ритм и амплитуду движений, причем они характеризуют все виды мышечной активности человека, включая речевую моторику. Эмоциональность представляет собой обширный комплекс свойств и проявлений, характеризующих возникновение, течение и прекращение эмоциональных переживаний, прежде всего, чувств человека, а также его настроений и аффектов. Этот компонент темперамента, по мнению Небылицина, наиболее сложен и обладает множеством индивидуально своеобразных вариаций.

Термином «импульсивность» обозначается склонность человека к непродуманным действиям, возникающим под влиянием сильных эмоций или, как говорит автор описываемого представления о темпераменте, «быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания».8

8 Там же, с. 353.

В новом учении о темпераменте, предложенном Небылициным, темперамент выступил как достаточно сложное, многопараметрическое психологическое и психофизиологическое явление. Главное нововведение, сделанное Небылицыным в учении о темпераменте, заключалось в том, что впервые после И. П. Павлова, который сформулировал общую идею о том, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы, эти свойства стали предметом специального психофизиологического и дифференциально-психологического изучения. Кроме того, Небылицин выделил и описал много психологических, динамических свойств, характеризующих темперамент человека. До него назывались лишь некоторые из таких свойств, причем их некритически повторяли из публикации в публикацию, путая свойства темперамента с чертами характера. Другой российский ученый В. С. Мерлин также придерживался мнения об отсутствии четко выраженных типов темперамента и в своих научных трудах называл немало отличительных признаков темперамента.9 Ему принадлежит широкое определение темперамента – такое, которое фактически относит к его проявлениям почти все известные психические явления, и приписывает влиянию темперамента большое количество разнообразных проявлений психики и поведения человека.10

9 Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. – М., 1964.

10 В этом плане концепция В. С. Мерлина, безусловно, уступает теории В. Д. Небылицина, у которого темперамент отделен не только от других индивидуальных (личностных) свойств человека, но также и от характера. 11 Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. – М., 1964. - С. 360-361.

Конкретное содержание того или иного признака темперамента, по мнению Мерлина, определяется уровнем наших знаний о физиологии нервной системы. Свои рассуждения на тему о темпераменте ученый начинает со следующего высказывания: «Если какие-либо индивидуальные психологические свойства коррелируют с индивидуальными особенностями физических условных рефлексов, то это один из надежных отличительных признаков свойств темперамента. … Если бы в будущем обнаружилось, что помимо условных рефлексов имеются и другие индивидуальные особенности нервной деятельности, в которых проявляются свойства нервной системы …, то мы вправе были бы отнести к свойствам темперамента те психические свойства, которые с ними коррелируют».11

Свойства темперамента, пишет далее Мерлин, более или менее однозначно зависят от общего типа нервной системы. При этом тип темперамента определяется конкретным сочетанием свойств нервной системы. Поскольку, по И. П. Павлову, общий тип нервной системы является конституциональным, то есть врожденным. Таковым же является и темперамент человека. Его свойства, соответственно, прижизненно не меняются или изменяются медленно, в ограниченных пределах. Поэтому психологи вправе отнести к темпераменту такие свойства, которые сохраняются у человека на протяжении длительного времени.12

12 Такой вывод, на наш взгляд, является дискуссионным, так как многие психологические свойства человека демонстрируют высокую степень устойчивовсти, но не относият к темпераменту. Например, достаточно устойчивыми с возрастом и со временем являются мировоззрение человека, его мораль, ценности, способности и многое другое, что не имеет прямого отношения к темпераменту в его классическом понимании. Это несоответствие, по-видимому, в какой-то степени осознавалось самим ученым, и привело его, в конечном счете, к отказу от использования понятия «темперамент» по отношению к тому, изучением чего он практически занимался, к замене этого понятия на менее обязывающее и не вызывающее особых исторических и психологических ассоциаций понятие «интегральная индивидуальность».

13 Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. – М., 1964. - С. 363. 14 Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. – М., 1964. - С. 365.

Далее автор пишет о том, что «отличительные признаки темперамента должны быть не только нервно-физиологическими, но и психологическими»,13 и завершает свое рассмотрение свойств темперамента следующими словами: «Мы имеем необходимые основания для того, чтобы отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые регулируют динамику психической деятельности в целом, характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов, имеют устойчивый и постоянный характер, сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени, находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента, однозначно обусловлены типом нервной системы».14

Несмотря на описанные выше попытки современных ученых внести определенные изменения в научное представление о темпераменте и стремление отказаться от устаревшего, сложившегося еще до н. э., учения о тепераменте, оно в определенной своей части, например, в разделении темпераментов на типы, продолжает сохраняться до сих пор. Современное состояние дел в данном вопросе можно оценить как компромиссное, переходное. Это проявляется в том, что новые идеи о темпераменте постепенно завоевывают признание, но и при этом старые идеи, если они не заменены чем-то новым и убедительным, сохраняются. Так, например, радикально изменилось представление о природной основе темперамента, но, вместе с тем, частично сохранилось его древнее определение и типология темпераментов по Гиппократу. Ниже рассматриваются идеи, представляющие современный взгляд на темперамент и связанные с ним проблемы.

Каждый из типов темперамента, даже если они существуют, сам по себе не является ни хорошим, ни плохим. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый из типов темперамента может иметь свои достоинства или недостатки.15 Эту точку зрения сформулировал В.Д. Небылицин.16 Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией на изменяющиеся условия жизни, особенно в начальный период адаптации к ним, но к концу деятельности, как правило, резко снижают свою работоспособность из-за повышенной утомляемости и утраты интереса к выполняемому делу. Напротив, те, кому свойственен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато большей выдержкой (стойкостью). Их работоспособность обычно выше к середине или даже к концу выполняемой деятельности, а не в ее начале. В целом продуктивность и качество работы у сангвиников и меланхоликов, в конечном счете, примерно одинаковые, а различия касаются только динамики деятельности.

15 Здесь и далее под типами темперамента будут пониматься как классические типы темпераментов, по Гиппократу и И. Канту, так и современные представления о нем, представленные в индивидуально своеобразных сочетаниях разных свойств темперамента.

16 В отличие от него И.П. Павлов считал, что не все типы темпераментов равноценны, и предпочтение отдавал сангвиническому и флегматическому темпераментах перед холерическим и меланхолическим. Это объясняется тем, что выделенные им свойства нервной системы, лежащие, по предположению, в основе темперамента человека, он рассматривал как неравнозначные. Например, силу и уравновешенность центральной нервной системы он считал ее положительными свойствами, а такие, как слабость и неуравновешенность – отрицательными свойствами. Соответственно, те типы темпераментов, которые связывались в его теории с положительными свойствами нервной системы, Павлов рассматривал как лучшие, а те, которые соотносились с отрицательными свойствами нервной системы, как худшие.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет человеку сосредоточить свои ресурсы и мобилизовать усилия в течение сравнительно короткого времени. Однако при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Кроме того, холерики, обладая высокой продуктивностью в работе, нередко допускают большое количество ошибок. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свое внимание на выполняемой работе, но взамен этого обладают способностью долго и упорно трудиться. Они, как и меланхолики, работают старательно, не допуская большого количества ошибок.

Сказанное о достоинствах и недостатках разных типов темпераментов наводит на мысль о том, что хороших и плохих темпераментом не существует. Вместе с тем, тип темперамента необходимо учитывать там, где к динамике психических процессов, состояний и действий человека предъявляются повышенные требования, особенно в случаях, когда от человека ожидают очень быстрой или очень медленной реакции на происходящее, продуктивной и безошибочной работы в течение длительного времени.

К динамическим характеристикам психики и поведения, зависящим от темперамента, и, соответственно, к его свойствам темперамента можно отнести активность, темп, скорость реакции, соотношение процессов возбуждения и торможения, легкость и быстроту перехода с одного вида деятельности к другому, и некоторые иные.

Активность – это количество энергии, затрачиваемое человеком за единицу времени. В этом плане одни люди могут выглядеть как более активные (холерики и сангвиники), другие - как менее активные (меланхолики и флегматик<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.