Подходы к изучению личности в исследованиях В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова и их последователей — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Подходы к изучению личности в исследованиях В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова и их последователей

2019-09-26 690
Подходы к изучению личности в исследованиях В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова и их последователей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В. Н. Мясищев, один из основателей Санкт-Петербурской (в советские времена – Лениградской) школы психологии, определял личность как высшее интегральное психологическое образование через систему отношений человека к окружающей действительности. Главным в этих отношениях Мясищев считал связи (отношения) человека с другими людьми, одновременно являющиеся и взаимоотношениями между ними.

Отношения, по Мясищеву, в свою очередь, образуются и формируются в процессе совместной деятельности с другими людьми. Отношения человека представляют собой сознательные, избирательные, основанные на опыте психологические связи человека не только с людьми, но с различными сторонами объективной действительности. Человека, как личность, характеризует сложная, динамическая система его многообразных отношений с миром.

Многообразие отношений, определяющих многосторонность и богатство личности, требует выделения в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих ее направленность. С вопросом о доминирующих отношениях связан, в свою очередь, вопрос о том, для чего живет данный человек, что является для него смыслом жизни. Говоря о доминирующих отношениях, надо, принимать в расчет следующие частные виды отношений:

- отношения человека к людям,

- отношение человека к себе,

- отношение человека к объектам, предметам и событиям, происходящим в окружающем мире.

Описывая человека, как личность, необходимо также изучать структуру отношений человека, их субординацию. Среди отношений имеются привычные, эмотивные и принципиальные. Они могут быть цельными, гармоничными или противоречивыми, согласованными или не согласованными. В понятие «отношения» также включаются интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства человека.

Структура личности содержит в себя не только доминирующие, но и другие виды отношений. Раскрывая эту структуру, Мясищев выделяет в ней четыре составляющих. 1. Доминирующие отношения.

2. Уровень желаний и достижений человека.

3. Темперамент или особенности высшей нервной деятельности.

4. Пропорцинальность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль - то, что по преимуществу называют характером.

Таким образом, личность Мясищев понимает как то, что включает в себя не только всю психологию человека, но также его индивидуальные (правильнее было бы сказать индивидные) и психофизиологические особенности.

Подход Б. Г. Ананьева, его учеников и последователей к изучению человека, как личности, в чем-то совпадает с подходом Мясищева, в чем-то отличается от него. Совпадение взглядов этих ученых на личность заключается в том, что проблематику личности они рассматривают как междисциплинарную и включающую в себя не только вопросы, изучаемые в разных отраслях психологии - общей, возрастной, дифференциальной, социальной, но также непсихологические проблемы, относящиеся, например, к философии, социологии, медицине, физиологии.

Это фактически уже не психология личности, а психология человека, а даже не только психология, но комплексный, междисциплинарный подход к его изучению. Не случайно Б. Г. Ананьев, по крайней мере, в начальный период постановки и решения проблем личности, предпочитал пользоваться не понятием «личность», а более широким понятием «человек». Он следующим образом характеризует область исследований, относящихся к личности (человеку). Это - исследование характеристики психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии). В общей психологии помимо характеристик отношений личности, иерархии ее тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций).

Из этого определения следует, что Б. Г. Ананьев не рассматривал феноменологию личности отдельно от всей психологии человека, а словосочетание «психология личности» в действительности являлось для него синонимом словосочетания «психология человека».

Обращаясь к более узкому, специальному использованию понятия «личность» (такое время от времени также встречается в его научных трудах), Б. Г. Ананьев пишет, что исходным моментом понимания структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе, и раскрывает его через общественные функции-роли, цели и ценностные ориентации.

Наряду с личностными у человека, согласно Ананьеву, существуют индивидные и субъектные свойства. Индивидные свойства человека он определяет как такие, которые имеют природный характер и присутствуют с рождения, а субъектные - как такие, которые соотносятся с сознанием и деятельностью. Высшей интеграцией субъектных свойств, по мнению Ананьева, являются творчество, способности и талант.

Таким образом, в отечественной психологической науке наметились разные подходы к изучению личности, в рамках которых на теоретическом уровне предложены ответы на многие вопросы, касающиеся личности. Эти подходы, однако, пока что нельзя называть полноценными теориями личности, и не только по указанной выше причине, а также потому, что они имеют ограниченный выход в практику. Имеется в виду оригинальная, соответствующая этим походам практика опытного (экспериментального) изучения личности, практика ее психодиагностики и практика психокоррекции (психотерапии) личности.

Понятие и виды способностей

Когда мы пытаемся понять или объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия, добиваются различных успехов, мы также обращаемся к понятию способности, предполагая, что различия в достижениях людей можно объяснить разницей в их способностях. Это же понятие используется тогда, когда необходимо установить, по какой причине одни люди обучаются быстрее и достигают лучших результатов, чем другие.

Во всех случаях жизни, когда мы сталкиваемся с индивидуальными различиями в достижениях или успехах людей, которые не объяснимы ссылками на внешние, не зависящие от человека обстоятельства, мы ищем источник этих различий в способностях людей.

Ребенок, достигнув возраста 3-4 года, уже знает, что такое способности. Эти бытовые знания он приобретает в результате приобретения собственного жизненного опыта, с помощью окружающих людей. Сравнивая себе с другими детьми, прислушиваясь к оценкам, получаемым от других людей, ребенок рано начинает понимать, что такое способности.

В быту и в науке способности, однако, понимаются по-разному. В психологии, например, которая является основной наукой, изучающей способности людей, им, во-первых, предлагается точное научное определение и указываются отличия способностей от других психологических свойств человека. Во-вторых, в психологии разработана научно обоснованная классификация способностей, детально раскрываются и подробно описываются их свойства, ставится и решается вопрос о формировании и развитии способностей и многие другие вопросы, точные ответы на которые может дать только наука.

Понятие «способности» используется в научной психологии с давних времен, практически с момента возникновения психологии как науки. Как только она возникла под названием «наука о душе», одновременно с ним вошло в научный оборот слолвосочетание «способности души».

Современное научное понимание способностей сложилось не сразу. В разные исторические эпохи под способностями понимали различные психологические свойства. В древности словосочетание «способности души» содержало указание на все возможные свойства, которые приписывались душе. Поскольку она считалась источником всех движений и изменений, наблюдаемых в мире, в том числе действий людей и животных, то все это находило объяснение в широко понимаемых способностях. Позднее, когда были обнаружены различия между отдельными душевными (психическими) явлениями, предложена их классификация, слово «способности» приобрело более узкое значение и закрепилось только за одной из групп психических свойств человека – за теми свойствами, от которых непосредственно зависят успехи в разных видах деятельности. Такое понимание способностей сложилось к XVI веку н. э. и нашло отражение в работах испанского врача Х. Уарте, посвященных способностям души.

В это время способности рассматривались учеными как врожденные, поэтому различия между задатками и способностями не обсуждались. С XVII века, благодаря трудам английских философов-материалистов, Д. Локка, Д. Беркли и других, позитивно была воспринята идея об отсутствии у человека врожденных способностей и связанная с ней мысль о том, что все люди с рождения равны, а их индивидуальные различия по способностям зависят только от условий жизни, от обучения и воспитания.

Однако, сторонники идеи врожденности способностей продолжали ее отстаивать и приводили новые аргументы в ее пользу. Утверждалось, например, что при одинаковых условиях обучения люди, все же, демонстрируют разные способности, в том числе в обучении, что за счет обучения и воспитания невозможно сделать всех людей равными, талантливыми или гениальными.

Не менее убедительными были и аргументы их оппонентов, защитников приобретенности человеческих способностей. Они, утверждали, что те, кто обучается и воспитывается в разных условиях, всегда демонстрируют различные способности. Ни сторонникам врожденности, ни защитникам приобретенности способностей не удавалось переубедить друг друга переубедить, и, начиная с XVII века, развернулась многовековая, до сих пор продолжающаяся дискуссия на данную тему.

В XIX веке участникам дискуссии удалось придти к частичному компромиссу, суть которого заключалась в признании существования у человека наряду со способностями, которые явлются приобретенными, также и врожденных задатков или предпосылок к их формированию. Обе стороны сошлись во мнении, что задатки, в отличие от способностей, могут быть врожденными, хотя в вопросе о том, насколько складывающиеся в процессе жизни способности человека зависят от задатков, их мнения по-прежнему расходились.

Проблема способностей была и до сих пор продолжает оставаться одной из самых актуальных и дискуссионых в наши дни. Длительный и повышенный интерес к ней объясняется следующими причинами:

1. Способностями, прежде всего, определяется ценность, значимость человека, как личности, для других людей. Они всегда относились с большим уважением к тем, кто обладает высокоразвитыми способностями в тех или иных сферах деятельности.

2. Практически каждый человек хотел бы иметь у себя те или иные высокоразвитые способности.

3. От наличия способностей у человека в значительной степени зависит его судьба. Более способные люди, как правило, добиваются большего, они занимают более высокое положение в обществе и имеют определенные преимущества (привилегии) в сравнении с менее способными людьми.

4. От способностей составляющих его людей непосредственно зависит культура и социально-экономическое развитие общества.

Исследование способностей в психологии обычно начинается с поиска их точного научного определения. В истории психологических учений определения способностей несколько раз менялись. Самое широкое их понимание сложилось еще в древности и включало в свой состав все психологические свойства человека. Затем это определение было сужено до представления о задатках и способностях, вместе взятых, прием в их состав стали включать только такие психологические свойства, от которых зависят успехи людей в различных видах деятельности. В ХХ столетии преоблдающим стало самое узкое определение способностей, исключающее из их состава задатки.

На вопрос о том, что такое способности, в наши дни одновременно и просто, и сложно ответить. Просто - потому, что не только ученые, но и все люди хорошо понимают, что имеется в виду, когда говорят о способностях, и, как правило, не путают способности с другими психологическими свойствами человека. Сложно ответить на данный вопрос по той причине, что в области психологического изучения способностей, как и во многих других областях психологии, до сих пор не существует точного, однозначного и общепринятого определения способностей – с которым бы соглашались всех без исключения ученые.

Тем не менее, понятию «способности» в плане его определения психологии больше «повезло», чем другим научным понятиям. В определениях способностей, предлагаемых, начиная ХХ века, проявилось больше взаимопонимания и меньше разногласий между учеными, чем в определениях других психических явлений. Если собрать и в обобщенном виде представить разные определения способностей, встречающиеся в современной научной литературе, то они выглядят следующим образом: 1. Способности – это познавательные процессы человека и все свойства личности, от которых могут зависеть его успехи в различных видах деятельности.

2. Способности – это психологические свойства, которые занимают промежуточное положение между другими психическими явлениями, одновременно выступая и как процессы, связанные с получением и обработкой информации, и как свойства, благодаря которым, человек справляется с решением разнообразных задач.

3. Способности – это то, что отличает одних людей от других.

4. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет скорость и качество их приобретения.

5. Способности – то, что делает человека готовым к выполнению какой-либо деятельности или к решению каких-либо задач.

В отечественной психологии большинством многими учеными принимается и признается правильным определение способностей, предложенное Б. М. Тепловым. Он определил способности как устойчивые психологические свойства, которыми люди отличаются друг от друга, и от которых зависят их успехи в различных видах деятельности. В определение способностей, предложенное Б. М. Тепловым, заложены три идеи. «Во-первых, - писал в свое время ученый, - под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого…Во-вторых, способностями называют не всякие … индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».1

1 Теплов Б. М. Способности и одаренность //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981. – С. 32. Раскрывая и уточняя содержание предложенного им определения способностей, Теплов подчеркивал, что их нужно отличать от задатков, что способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам. Задатки – это только предпосылки к формированию и развитию способностей. Они, кроме того, являются врожденными, в то время как сами способности выступают как приобретенные. Для того чтобы имеющиеся у человека задатки превратились в способности, необходимо провести сложную, длительную и трудоемкую работу по их определению и дальнейшему развитию.

Существуют также определенные отличия способностей человека и от имеющихся у человека знаний, умений и навыков. Эти отличия заключаются в следующем. При наличии способностей и недостатке знаний, умений и навыков человек может приобрести нужные знания, умения и навыки, и успешно справиться с деятельностью, для которой они необходимы. При отсутствии способностей человек не в состоянии ни успешно справляться с соответствующей деятельностью, ни приобретать новые, связанные с ней знания, умения и навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав высокоразвитых способностей, однако сами способности к ним не сводятся. Они представляют собой те психологические свойства, благодаря которым, человек может приобретать новые знания, умения и навыки.

Существуют и другие определения способностей, заслуживающие внимания. Одно из них в свое время предложил С. Л. Рубинштейн. По его мнению, способности и умения не являются тождественными, но тесным образом связаны друг с другом, причем эта связь является взаимной. С одной стороны, освоение человеком новых знаний и умений предполагает наличие у него, по крайней мере, общих способностей, в частности - способности к обучению; с другой стороны, формирование способностей к определенным видам деятельности предполагает освоения связанных с ними знаний, умений и навыков. Кроме того, освоение новых знаний, умений и навыков стимулирует развитие способностей и, наоборот, развитие способностей ведет к более быстрому и качественному освоению новых знаний, умений и навыков. По мере того как они осваиваются человеком, знания, умения и навыки превращаются, говоря словами Рубинштейна, «в личное достояние» человека, перестают быть знаниями, умениями и навыками, полученными извне, входят в состав способностей человека.

В своих работах Рубинштейн преложил несколько различных определений способностей. Так, например, в одном случае он писал о том, что способности – это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности – это результат усвоения не способов действий, а связанных с ними психических процессов. В другом месте он замечал, что под способностями в более узком смысле этого слова следует понимать сложные образование, целостный комплекс психологических и других свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности. Способности, по Рубинштейну, также характеризуются диапазоном возможностей человека к освоению новых знаний и их применению в творческом процессе. Всякая способность является не абстрактной, а способностью к чему-либо конкретному, к определенной деятельности. Наличие у человека способности как раз и означает его пригодность к успешному осуществлению данной деятельности.

Развиваясь на основе задатков, способности являются функций не самих по себе задатков, а всего процесса их формирования и развития, в который задатки включаются только как исходный момент, предпосылка данного процесса. Оказывая влияние на психологическое развитие индивида, сами задатки не остаются постоянными. Они со временем преобразуются, изменяются, то есть, развиваются вместе с соответствующими способностями.

Когда речь идет о наиболее сложных способностях, то в качестве их задатков могут выступать другие, уже сформированные способности. Например, способности к высшей математике развиваются на базе уже имеющихся способностей, реализуемых в элементарной математике;

способности к музыкальному и к другим видам творчества могут сформироваться только на основе предварительно приобретенных умений и навыков, касающихся элементарного исполнительского мастерства или простейших технических и технологический умений, относящихся к соответствующим сферам деятельности. Это касается способностей ко всем остальным, достаточно сложны видам деятельности человека.

У человека имеется много различных способностей, так как ему приходится заниматься большим количеством разнообразных видов деятельности. Все эти способности не существуют и не развиваются независимо друг от друга. Развитие одних способностей всегда оказывает определенное влияние на формирование других способностей. Следовательно, с научной точки зрения правильно говорить о наличии у человека сложной системы разнообразных способностей. Некоторые из этих способностей блики друг к другу по содержанию связанных с ними умений и навыков, другие в этом отношении значительно различаются.

На протяжении истории психологических учений о способностях не раз предпринимались попытки их классификации. На данный момент времени существует несколько оснований для разделения способностей на группы. Главные из них представляются следующими:

1. Связь способностей с разными видами деятельности человека.

2. Проявление способностей в отдельных или во многих видах деятельности.

3. Разделение способностей на группы в зависимости от того, какие умения и навыки в них преобладают: то, что человек делает в уме с образами или понятиями, или то, что он делает с помощью практических действий с материальными предметами.

4. Разделение способностей на классы в зависимости от того, связаны они с обучением или с трудовой деятельностью.

5. Деление способностей на группы по признаку их связи с творческой или нетворческой деятельностью.

6. Соотнесение способностей с предметной деятельностью или с общением между людьми.

7. Разделение способностей на группы по признаку наличия или отсутствия специальных задатков к их развитию.

Кракто определим и опишем виды способностей, выделяемые по указанным выше основаниям (критериям). По первому критерию способности делятся на элементарные (простейшие) и сложные (комплексные). Элементарными, или простейшими, называют такие способности, которые обеспечивают успешное выполнение человеком отдельных действий и операций (умений и навыков), входящих в состав сложных видов деятельности, а также способности, связанные с функционированием отдельных познавательных процессов или органов чувств человека. Примерами таких способностей могут служить точные, скоординированные движения рук и ног человека, тонкое зрительное или слуховое восприятие, например, различение цветов, звуков, запахов и т. п., хорошая память, богатое воображение, развитая речь и т. д.

Сложными называют способности, которые включают в свой состав много согласованных друг с другом и объединенных в единую систему элементарных способностей. Наличие у человека таких способностей обеспечивает успешное выполнение наиболее сложных видов деятельности. Примерами таких способностей могут служить те, которые проявляются в различных видах профессиональной деятельности людей, в том числе научно-исследовательские, технические, художественные, литературные, организаторские, спортивные и многие другие способности. Такие способности, как правило, не имеют врожденных природных задатков, формируются и развиваются у людей прижизненно.2

2 Ни для одной из сложных способностей человека не существует определенной, врожденной анатомо-физиологической основы. Такая основа имеется только для элементарных способностей. Эту мысль, однако, нельзя понимать так, как будто для высших человеческих способностей вообще не существует никаких задатков. Они, безусловно, имеются, но касаются в основном простейших умений и навыков, входящих в состав сложных способностей. Анатомо-физиологическая основа высших способностей формируется и развивается одновременно с развитием самих этих способностей. По проявлению способностей в отдельных или во многих различных видах деятельности их принято делить на общие и специальные. Общими называют способности, которые имеются у всех людей (предполагается, что у разных людей они могут быть развиты в разной степени), и от которых могут зависеть успехи в различных видах деятельности. К таким способностям можно отнести, например, общие умственные способности или способность к обучению. Специальные – это способности, которые обнаруживаются только у некоторых людей, и от которых зависят успехи в отдельных видах деятельности. К специальным способностям можно отнести, например, музыкальные, математические, технические, литературные, художественно-изобразительные и другие способности.

Наличие у человека общих способностей не исключает присутствие у него и некоторых специальных способностей, и наоборот: существование специальных способностей не является препятствием к развитию у человека общих способностей. На базе общих способностей могут формироваться различные специальные способности, например, общая умственная одаренность (высокоразвитый интеллект) может реализоваться у разных людей в формировании и развитию у них различных специальных способностей. Известны случаи, когда высокоразвитые общие и специальные способности обнаруживались у одних и тех же людей. Это относится к талантливым и гениальным людям, например, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Р. Декарт, М.В. Ломоносов и другие.

Когда речь идет о разделении способностей на группы по признаку того, что человек делает в уме или с помощью практических действий, то способности делят на умственные и практические. Умственные – это способности, которые связаны с умением рассуждать в уме, действовать с понятиями по законам логики, получать с помощью таких действий новые знания. Практическими называют способности, которые проявляются в решении человеком практических задач с помощью действий с реальными материальными предметами. Заметим, что чисто умственных или исключительно практических способностей не существует, поскольку виды деятельности человека предполагают наличие у человека как умственных, так и практических действий. Соответственно, на умственные и практические способности разделяют условно, по преобладанию в деятельности умственных или практических действий.

В тех случаях, когда способности проявляются в учении или в трудовой деятельности, их делят на учебные и трудовые. Учебными называют способности, которые связаны с приобретением человеком новых знаний, умений и навыков, а трудовые – с выполнением различных видов трудовой деятельности. Правда, и этом случае разделение способностей на учебные и трудовые не является абсолютным. Учебная деятельность нередко включает в себя практические действия человека, а в процессе трудовой деятельности ему приходится чему-либо учиться, приобретать новые знания, умения и навыки.

С точки зрения реализуемых в ней способностей деятельность ченловека может носить творческий или нетворческий характер. Соответственно, способности делят на творческие и не творческие. Первые проявляются в открытии человеком новых знаний, в изобретении чего-либо, в общем случае – в создании новых предметов материальной и духовной культуры. Нетворческие – это способности, при испольовании которых человек ничего нового не открывает, не создает, занимается обычной, повседневной, хорошо известной и повторяющейся деятельностью.

При соотнесении способностей с деятельностью или с общением людей (человеческими взаимоотношениями) их делят на предметно-деятельностные и межличностные (коммуникативные). Предметно-деятельностные – это способности, которые проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами, а межличностные (коммуникативные) – способности, реализуемые в общении человека с людьми. К последним можно отнести, например, точное восприятие людей, их правильную оценку, понимание, оказание на них влияния, установление и поддержание с ними благоприятных деловых и личных взаимоотношений. Формирование и развитие способностей людей зависит от наличия у них задатков, хотя исключительно к ним этот процесс не сводится и из них напрямую не выводится. Если задатки к развитию способностей известны, если от них зависит формирование и развитие у человека тех или иных способностей, то такие способности условно называют природно обусловленными. Если задатки к развитию способностей неизвестны, если у людей за счет обучения и воспитания можно сформировать и развить соответствующие способности, то такие способности называют социально обусловленными. Все высшие способности людей являются социально обусловленными. Если дело касается низших или элементарных способностей, то многие из них могут выступать как природно обусловленные.

Перечисленные выше и другие способности людей автономно или изолированно друг от друга не существуют. Они практически всегда образуют иерархизированную и динамичную систему, в которой одни способности являются более развитыми и значимыми для человека, чем другие, и, кроме того, формирование, развитие и функционирование одних способностей в данной системе влияет на динамику других, связанных с ними способностей.

Индивидуальные различия между людьми, от которых зависят их успехи в разных видах деятельности, описываются не только через их способности, но и помощью других понятий. Это, например, такие понятия, как одаренность, талант и гениальность. Кроме того, одни и те же способности у разных людей могут находиться на разных уровнях развития, и в этом случае для характеристики способностей также пользуются соответствующими понятиями. Они включают в себя представление об уровне развития способностей и, вместе с тем, пересекаются по своему объему и содержанию с понятием способности. Определим в связи с этим различия в объемах и содержании соответствующих понятиях. Они заключаются в следующем. Термин «одаренность» в зависимости от контекста, в котором он употребляется, может означать или наличие у человека хороших задатков к развитию способностей, или то, что он уже обладает развитыми способностями определенного типа. О человеке, как об одаренном, чаще всего говорят тогда, когда у него уже в детстве обнаруживаются хорошие задатки к развитию определенных способностей, или тогда, когда, став взрослым, он добивается значительных успехов в каком-либо деятельности.

В связи с проблемой одаренности в психологической науке ставится и обсуждается вопрос о наличии у человека одной общей или многих различных видов одаренности. В первом случае говорят о существовании единой общей одаренности, которая может проявляться в развитии у человека самых разных способностей, а во втором случае – о нескольких разных видах одаренности, от каждой из которых зависит формирование и развитие у человека тех или иных конкретных способностей. Этот вопрос обсуждается психологами, начиная с конца ХIХ века. Одни ученые, например, Э. Торндайк, были склонны сводить одаренность к специальным способностям, отрицая, наличие общей одаренности у человека. Другие ученые, к примеру, Ч. Спирмен, В. Штерн, А. Пьерон, напротив, полагали, что общая одаренность существует, является единственной и основной, а специальные способности формируются и развиваются на базе общей одаренности. Компромиссное решение проблемы может заключаться в признании наличия у человека не только общей одаренности, но и специальных ее видов, а такжев допущении существования определенных связей между ними.

С. Л. Рубинштейн, обсуждая в своих научных трудах проблему одаренности, также высказывал мнение, что в связи с теми или иными специальными способностями у человека в них может проявляться некоторая общая одаренность. Индивид, показавший себя как способный в одной сфере деятельности, при занятиях другими видами деятельности также может хорошо проявить себя в них.

Общая одаренность и специальные способности связаны друг с другом, представляя разные стороны единого процесса развития способностей. При наличии общей одаренности у человека могут формироваться и развиваются разные способности, но затем каждая из них, будучи сформированной, может уже развиваться сама по себе, вне непосредственной связи с общей одаренностью человека.

Понятие «талант» в научной психологической литературе не имеет строгого определения, подобного определениям способностей или одаренности. В случаях его использования в научной литературе с ним связывают примерно следующее содержание. О человеке говорят, как о талантливом, тогда, когда он, благодаря наличию у него высокоразвитых способностей, уже добиться выдающихся и признанных успехов в том или ином виде деятельности. По С. Л. Рубинштейну, слова «талант» и «гений» означают высокий уровень одаренности и различаются, если их относят к конкретным людям и их деяниям, по следующим признакам. «Талант» характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся, в принципе, в рамках того, что уже было достигнуто. «Гениальность» предполагает способность выходить за пределы достигнутого другими людьми и открывать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути, а не только «достигать высоких точек на уже проторенных дорогах».3

3 С. Л. Рубинштейн. Способности. – В кн.: Психология индивидуальных различий. – М., 2002. – С.31.

Для талантливого человека показательным является то, как он осваивает и использует созданное другими людьми. В это он практически всегда добавляет от себя нечто новое, оригинальное, самобытное. Гениальность проявляется в создании или открытии человеком совершенно не известного, и предполагает наличие у человека высокоразвитой способности к подлинному творчеству. Гениальность может проявляться не в одной, а сразу в нескольких сферах деятельности. Возьмем в качестве примеров итальянского гения Леонардо да Винчи или нашего гениального ученого М. В. Ломоносова.

Понятия «способности», «одаренность», «талант» и «гениальность» можно соотнести друг с другом не только по их объему и содержанию, но также по распространенности соответствующих им явлений среди людей. Так, например, можно утверждать, что все без исключения здоровые, номальные люди являются способными к чему-либо, одаренных людей гораздо меньше, талантливых еще меньше, а гениальных – единицы.

С понятиями одаренность, талант и гениальность связано представление о наличии у человека творческих способностей. Они в силу их особой значимости для людей с давних пор привлекают к себе повышенное внимание. В связи с изучением творческих способностей в психологии ставятся и решаются следующие частные вопросы:

1. Какова природа творческих способностей, чем они отличаются от других способностей людей?

2. Являются ли творческие способности врожденными или приобретенными?

3. Можно ли творческие способности формировать и развивать у человека, и, если да, то как это сделать?

4. Как соотносятся между собой творческие способности и то, что называют интеллектом человека?

5. Как связаны творческие способности человека с другими его психологическими свойствами?

Имеются три разные точки зрения, касающейся проблемы существования творческих способностей человека как способностей особого рода. В первой из них утверждается, что творческих способностей, как таковых, у людей не существует, хотя интеллектуальная одаренность может существовать. Под интеллектуальной одаренностью в данном случае понимается способность к творческому мышлению в его общих проявлениях, включая склонность искать и находить оригинальные способы решения задач, не довольствоваться одним единственным найденным решением какой-либо задачи, искать и умело использовать при решении задач различного рода подсказки, и т. д. Так понимаемая интеллектуальная одаренность, по мнению сторонников данного подхода, может проявляться в творческих решениях человеком самых разнообразных задач.

Вторая точка зрения по обсуждаемому вопросу основана на том, что творческие способности действительно существуют и являются относительно самостоятельным психологическим свойством (проявления творческих склонностей человека), не зависящим ни от личности, ни от интеллекта (мышления) человека. Этой точки зрения придерживаются Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, Я. А. Пономарев. Данная позиция обычно подкрепляется ссылками на отсутствие или наличие незначительной корреляции между уровнем развития интеллекта и креативностью человека. Кроме того, сторонники этой точки зрения для оценки креативности предлагают другие тесты, чем те, которые обычно используются для изучения общего уровня интеллектуального развития человека.

Третья точка зрения основана на признании относительно независимого существования интеллекта и творческих способностей человека. В ней допускается, что между интеллектом и творческими способностями может существовать определенная зависимость. Она, в частности, может проявляться в том, что высокий уровень развития интеллекта будет коррелировать с высоким уровнем развития творческих <


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.