Формирование и развитие способностей — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Формирование и развитие способностей

2019-09-26 222
Формирование и развитие способностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Б. М. Теплов, предложивших одно из наиболее удачных определений способностей считал, что они не могут существовать и нормально развиваться иначе, как в процессе их практического использования. Способность, которая не используется на практике, развиваться и даже сохраняться в неизменном виде не может, со временем она неизбежно будет ухудшаться. При длительном неиспользовании способности (это особенно относится к наиболее сложным способностям, на формирование которых у человека было затрачено много сил и времени) она может быть полностью утрачена. Только, благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями соответствующими видами деятельности, человек в состоянии поддерживать и совершенствовать свои способности.

Между процессами, которые называются формированием и развитием способностей, существуют определенные различия. Формирование способностей – это их появление или становление у человека, то есть, возникновение и совершенствование до тех пор, пока они не достигнут достаточно высокого уровня развития. Так понимаемый процесс формирования способностей в значительной своей части приходится на детские годы и в основном завершается к моменту получения и освоения человеком профессии. Развитие способностей в отличие от их формирования – это дальнейшее совершенствование способностей после того, как они в основном сформированы. Формирование способностей всегда предшествует их развитию. Однако, в действительности эти процессы, когда они уже начались, четко не разделяются, и формирование способностей со временем переходит в их развитие.

Еще одно различие между процессами формирования и развития способностей заключается в том, что формирование – это конечный, ограниченный во времени процесс, а развитие – не ограниченный во времени (если иметь в виду жизнь человека) процесс. Формирование, условно говоря, завершается в тот момент времени, когда способность человека достигает высокого уровня развития, в данном случае – среднего уровня, характерного для большинства людей. Развитие – это процесс дальнейшего совершенствования способности, практически продолжающийся в течение всей жизни человека.

Детство, время обучения в школе и овладение будущей профессией в каком-либо специальном учебном заведении, можно считать преимущественно периодом формирования способностей, а дальнейшую жизнь человека – временем их последующего развития. На самом же деле, четких границ между процессами формирования и развития способностей человека не существует по следующим причинам:

1. Для разных способностей человека периоды их формирования и развития не совпадают.

2. Существуют индивидуальные различия, касающиеся временных границ процессов формирования и развития способностей.

3. Сами процессы формирования и развития способностей сложны, включают в себя много изменений, которые могут происходить со способностями, причем, эти изменения, как правило, разновременные. Так, например, знания, относящиеся к способностям, человек приобретает раньше, чем связанные с ними умения. Умения, в свою очередь, складываются раньше того времени, когда они превращаются в автоматизированные навыки.

Кроме того, формирование и развитие человеческих способностей, если эти процессы рассматриваются с теоретической точки зрения, имеет два аспекта: филогенетический и онтогенетический. Филогенез человеческих способностей – это их появление, становление и совершенствование у людей на протяжении истории человечества. Не вызывает сомнения не только существование данного процесса как отдельного (об этом свидетельствует история человеческой культуры), но и постепенное ускорение этого процесса из века в век за счет изобретения и использования новых орудий труда и совершенствования содержания и методов обучения. Онтогенез способностей – это их формирование и развитие у отдельно взятого человека на протяжении всей его жизни.

Основные изменения, которые, вероятно, происходили со способностями людей в ходе филогенеза, являются следующими:

1. Формирование и развитие способностей, связанных с удовлетворением естественных потребностей человека, за счет умелого и разумного использования человеком того, что ему дает окружающая природная среда.

2. Возникновение и развитие способностей, связанных с производительным трудом, с продуктивной трудовой деятельностью, поначалу также ограниченной взаимодействием человека с природой и использованием полученных от природы, частично преобразованных человеком орудий труда.

3. Изобретение и изготовление из природных материалов более совершенных орудий труда. Возникновение в связи с этим новых, более сложных видов трудовой деятельности, а также соответствующих им новых, сложных способностей.

4. Открытие людьми новых материалов, которые в природе отсутствуют, и их использование для создания машин и орудий. Дальнейшее совершенствование на этой основе человеческих способностей.

5. Передача человеком ряда своих функций машинам, в частности ЭВМ, включение их в структуру высших человеческих способностей, которые, образно говоря, становятся «машинизированными» и далеко выходят за пределы того, что человеку дано от природы.

Развитие способностей людей в онтогенезе может идти по нескольким различным направлениям. Например, оно может проявиться в возникновении новых способностей, которых раньше у человека не было, в превращении элементарных способностей в высшие способности. Если данный процесс представить, последовательно описав его возможные направления - так, как это было сделано выше по отношению к филогенезу, то главные пути формирования и развития человеческих способностей на протяжении его жизни могут выглядеть следующим образом.

1. Появление и формирования у человека новых способностей.

2. Совершенствование имеющихся способностей за счет расширения и углубления связанных с ними знаний.

3. Улучшение умений и навыков, входящих в состав сформированных способностей.

4. Включение в сферу действия (использования) способностей новых объектов, например, решение с их помощью новых задач.

5. Усложнение способностей за счет их объединения друг с другом, например, интеграции элементарных способностей и их превращение в высшие способности (в общем случае - менее сложных в более сложные способности).

6. «Интериоризация» и «интеллектуализация» способностей, то есть, превращение входящих в их состав внешних практических действий с материальными предметами во внутренние умственные действия с образами или понятиями. Благодаря этим процессам, человек получает возможность решать многие задачи быстро и в уме.

Способности человека всегда существуют как целостная, взаимосвязанная система, и это сказывается на процессах их формирования и развития. Системный характер человеческих способностей проявляется в их системном развитии - в том, что формирование одних способностей человека оказывается зависимым от формирования других его способностей и, в свою очередь, влияет на них. Это может проявляться в следующих моментах:

1. В состав различных сложных высших человеческих способностей могут входить одни и те же элементарные способности, поэтому их совершенствование в рамках одних способностей может положительно сказаться на других способностях, в которых эти элементарные способности используются.

2. Опыт, приобретенный человеком в процессе формирования и развития одних способностей, может быть использован в ходе формирования и развития других способностей.

3. Совершенствование какой-либо одной способности, входящей в состав системы способностей, может улучшить работу всей системы способностей в целом. Так, например, освоив работу с компьютером или каким-либо современным средством связи, касающуюся получения и обработки информации, человек одновременно с этим может значительно улучшить другие свои способности, где соответствующие знания и умения практически применяются.

Системное строение человеческих способностей также обеспечивает компенсация одних способностей за счет развития и более частого использования других способностей. Это связано с тем, что одного и того же результата в деятельности можно добиться разными путями, используя для этого различные способности. Человек обычно обращается для достижения поставленной цели к тем способностям, которые у него наиболее развиты, и которыми он быстро и легко может воспользоваться. Такие способности человек в первую очередь стремится формировать и развивать у себя, и тем самым частично компенсирует недостатки в развитии других способностей.

Для многих человеческих способностей их развитие начинается с первых дней жизни ребенка и, если человек продолжает систематически заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности используются, то процесс их развития не прекращается до конца жизни. Сказанное касается, прежде всего, высших способностей человека. Предпосылками и условиями их формирования являются следующие:

1. Наличие современной социально-культурной среды, созданной многими поколениями людей. Такая среда включает в себя то, что входит в состав высших способностей человека, а они, соответственно, вне подобной среды успешно формироваться и развиваться не могут.

2. Систематическое освоение ребенком разных видов человеческой деятельности, в которых у него формируются и развиваются различные способности. Если человек просто наблюдает за тем, что с успехом делают другие люди, то вряд ли можно рассчитывать на формирование у него соответствующих способностей. Эти способности формируются и развиваются только в практической деятельности, как об этом в свое время писали С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев.

3. Включение ребенка в разноплановые виды деятельности, в которых у него одновременно формируются и развиваются разные способности. Необходимость соблюдения этого условия объясняется системным характером строения способностей человека, их связанностью друг с другом.

4. Наличие рядом с человеком, чьи способности формируются и развиваются, других людей, которые имеют высокоразвитые способности соответствующего вида – таких людей, на примере которых человек может формировать и развивать у себя нужные способности. Известно также, что формирование и развитие способностей человека происходит за счет наблюдения и подражания другим людям.

5. Использование современных, развивающих методов и средств обучения, которые обеспечивают быстрое формирование у человека нужных способностей.

6. Обеспечение должной мотивации, то есть заинтересованности человека в формировании и развитии у него соответствующих способностей.

Все перечисленные выше условия выступают как необходимые и достаточные, для того чтобы имеющиеся у человека задатки со временем могли превратиться в развитые способности. Необходимость этих условий проявляется в том, что исключение или несоблюдение любого из них может привести к задержкам в формировании способностей. Достаточность перечисленных условий проявляется в том, что ничего, кроме них, как правило, дополнительно не требуется для успешного формирования и развития способностей.

Способности и личность

Способности входят в психологическую характеристику человека как личности, но занимают в ней особое место. Если большинство других личностных свойств определяют совершаемые человеком поступки с нравственной или этической стороны, или представляют систему ценностей, отношений, взглядов данного человека на что-либо, то способностям это не свойственно. Их не принято определять с ценностной или нравственной точек зрения. Сами по себе способности не могут быть ни хорошими, ни плохими, и по ним нельзя определенно сказать, что данный человек ценит или не ценит. Соответственно, поступки человека с его способностями напрямую не связаны. Но, тем не менее, психологическому определению личности способности соответствуют, являются устойчивыми свойствами, отличающими людей друг от друга, и отличаются от двух других групп психологических свойств человека - познавательных процессов и психических состояний.

Место, занимаемое способностями в структуре личности, можно определить следующим образом. Во-первых, способности – это свойства личности, от которых непосредственно зависит формирование и развитие человека, как личности, по другим его личностным свойствам. У способных людей эти свойства формируются и развиваются быстрее, чем у неспособных. В-третьих, люди с более развитыми способностями демонстрируют, как правило, более гибкое поведение в различных жизненных ситуациях и, следовательно, обладают более выраженными социально-адаптивными возможностями.

Некоторые из способностей могут напрямую характеризовать человека, как личность. Например, когда о человеке говорят как об одаренном, талантливом или гениальном, то такая характеристика, безусловно, относится к нему, как личности. Если в такой характеристике человека, как личности, кроме того, подчеркивается наличие у него каких-либо особых способностей, то это является характеристикой индивидуального своеобразия соответствующего человека.

Указывая на способности человека, его, как личность, можно представлять не только с позитивной, но и с негативной стороны. Например, когда человека представляют как ловкого обманщика, вора, лицемера, хитреца, то это является указанием на то, что он выступает как способный человек, но его способности проявляются в тех сферах деятельности, которые не соответствуют нормам человеческой морали. В данном случае нравственной стороне личности отдается приоритет, и именно по ней в первую очередь характеризуют человека, а не по имеющимся у него способностям.

Можно представить и типологию людей, как личностей, ориентируясь на имеющиеся у них способности. Например, можно разделить людей на группы по уровню развития у них определенных способностей. Тогда в соответствующие классификацию войдут, как минимум, пять категорий людей: неспособные, средне способные, одаренные, талантливые и гениальные. Далее можно выделить специальные способности, и в соответствии с ними разделить людей на группы. Например, есть люди, способные к музыке, рисованию, технике, другим видах деятельности; есть общительные и необщительные люди, хорошие и плохие организаторы, и т.д.

По способностям можно прогнозировать будущее людей, исходя из предположения, что способные люди могут большего добиться в своей жизни, чем малоспособные.

Тем не менее, следует признать, что способности, как особые психологические свойства, занимают промежуточное положение между познавательными процессами (у способных людей эти процессы более развиты, чем у неспособных) и личностными (индивидуальными) особенностями людей.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.