Исторические типы семьи (по Л. Моргану, работа «Древнее общество») — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Исторические типы семьи (по Л. Моргану, работа «Древнее общество»)

2019-12-21 535
Исторические типы семьи (по Л. Моргану, работа «Древнее общество») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Промискуитет характерен для низшей ступени дикости, когда половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими нормами.

· Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени.

· В пуналуальной семье из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам.

· Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства, и в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины.

· Моногамная семья отличается тесной связью, между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом.

Исторические типы моногамной семьи (социолог С.Голод). 1) патриархальный (традиционный). Наиболее архаичный. Опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Жесткая половозрастная субординация, отсутствие индивидуальной избирательности на всех стадиях семейного цикла.

2) дето-центристский (современный). Формируется со второй половины XIX в. в Европе. Возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака. Относительное равноправие м и ж. Малодетность.

3) супружеский (постсовременный). Возможность более полной реализации личностного взаимодействия мужа и жены. В настоящее время на Западе преобладает точка зрения о том, что отношений супружества достаточно для образования семьи. Выделяется так называемые "альтернативные формы" семьи, которые правильнее было бы назвать парнерствами или сожительствами.

Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др., — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. К началу XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд)

Репродуктивная функция — это биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение потребностей в детях.

В основе экономической функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей.

Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Социологический подход к изучению семьи предполагает рассмотрение институциональных изменений семьи, типов организации и структур семейной жизнедеятельности в конкретных исторических обстоятельствах.

Макросоциология семьи исследует исторические изменения отношений между институтами и роль семейных трансформаций в преобразовании основ общественной жизни. Семья, с точки зрения общественных мер воздействия на брачно-семейные отношения, - это социальный институт.

Институциональный анализ дополняется микросоциологическими исследованиями жизненного цикла семьи, межличностных отношений членов семьи и семейного поведения. С позиций микросоциологии семьи, семья - это обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что обуславливается социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного воссоздания общества.

 

34.Жизненный цикл семьи и типы семейных структур.

Жизненный цикл семьи  – последовательность социальных и демографических состояний с момента образования до момента прекращения существования семьи. Демографические события, формирующие цикличность, следующие: (1)вступление в брак, (2)рождение первенца, (3)рождение прочих детей, (4)прекращение брака. В отдельно взятой семье наблюдается последовательная смена семейных событий ("история семьи").

· Семейный цикл определяется стадиями родительства и начинается с предродительства — периода от заключения брака и до рождения первенца.

· Затем наступает стадия репродуктивного родительства — период между рождениями первого и последнего детей. Эта стадия частично пересекается (а в случае единственного ребенка — полностью исчезает) со стадией социализационного родительства, т.е. пе­риодом от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка.

· Завершается семейный цикл стадией прародительства — периодом от рождения первого внука до смерти одного из прародителей. Разумеется, сказанное выше относится только к так называемому полному циклу. Естественно, этот полный цикл в любой момент может стать неполным из-за выпадения одной из его стадий или прерваться из-за развода или смерти одного из супругов.

Типология семейных структур

1) По количеству супругов:

· моногамное супружество (брак одного мужчины и одной женщины)

· полигамия (брак одного супруга с несколькими):

- полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами)

- сорроральная полигиния (брак одного мужчины с несколькими сестрами)

- полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами)

- фратернальная полиандрия (брак одной женщины с несколькими братьями)

2) По заключению брака внутри или вне группы:

· экзогамные браки (супруги выбираются вне группы среди членов другого рода)

· эндогамные браки (супруги выбираются внутри племени, которое состоит из двух экзогамных родов)

Агамия - запрет на половые отношения между членами брачных родов. Временная агамия - воздержанием от сексуальных отношений на определенное время в определенные периоды, например, на время сезонных работ на основе половых табу.

3) По пространственно-территориальной локализации:

· патрилокальные (молодожены живут в доме родителей мужа)

· матрилокальные (молодожены живут в доме родителей жены)

4) На основе принципов патри- и матрилокализации семейных групп:

· патрилинеальные семьи (наследование фамилии имущества и положения в обществе ведется по отцу)

· матрилинеальные семьи (наследование фамилии имущества и положения в обществе ведется по матери)

5) По критерию власти:

· патриархальная семья (наивысшим авторитетом и влиянием пользуется отец)

· матриархальная семья (наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать)

· эгалитарная семья (отсутствие четко выраженного статуса семейного главы, ситуативное распределение власти между отцом и материю)

6) По социальному положения супругов либо их родственников:

· гомогенные семьи (супруги приблизительной из одной социальной страты)

· гетерогенные семьи (супруги происходят из разных социальных групп)

· гомогамные семьи (супруги обладают схожими социально-демографическими показателями (национальность, возраст, образование, профессия и др.))

· гетерогамные (различие социально-демографических показателей)

7) Наиболее распространенная структура в современных урбанизированных агломерациях:

· нуклеарные семьи (состоят из двух поколений - родителей и их детей)

расширенная семья (состоит из трех и более поколений; объединяет две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством)

· составная (сложная) нуклеарная семья (основана на полигамном браке - наличие нескольких жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (полиандрия))

· повторная семья (основана на повторном браке, мб дети от старых браков)

· ориентационная семья (родительская семья по отношению к взрослому ребенку)

· неполная семья (семья с одним родителем и детьми)

8) Разделение семей по детности:

· малодетные семьи (1-2 ребенка)

· среднедетные (3-4 ребенка)

· многодетные (5 и более детей)

 

35.Демографические изменения и процессы. Цели и задачи демографической политики в современной России.

Демографические процессы – это массовые процессы, состоящие из большого числа единичных демографических событий. Демографич. события меняют демографический статус человека. Демографич. события: рождение, смерть, брак, развод, овдовение, миграция, а процессы: рождаемость, смертность, брачность, разводимость, овдовение, миграция.

Брачность и разводимость, наряду с такими процессами, как рождаемость и смертность, характеризуют естественное движение населения.

Под брачностью в демографии понимают процесс образования брачных (супружеских) пар в населении, который включает как первые, так и повторные браки. Иными словами, это частота вступления в брак. Чем она выше, тем нестабильнее институт семьи и брака в целом, чем ниже, тем он устойчивее. Значение брачности в том, что это важнейший демографический фактор рождаемости, формирования семьи и изменения семейной структуры населения. Она измеряется несколькими способами: 1) отношением числа вступивших в брак к численности населения (общий коэффициент брачности); 2) отношением числа вступивших в брак к числу лиц бракоспособного возраста, не состоящих в браке; 3) специальными коэффициентами брачности, показывающими интенсивность вступления в брак в отдельных группах бракоспособного населения; 4) характеристиками брачной структуры населения в определённый момент времени.

Разводимость – частота расторжения браков. Измеряется числом разводов на 1000 жителей в год или на 1000 существующих супружеских пар.

Брачность и разводимость связаны с естественным приростом опосредованно – через рождаемость, на которую они влияют самым прямым образом. Рождаемость, смертность, брачность и разводимость тесно связаны как друг с другом, так и с возрастной структурой населения. Возрастная структура населения влияет на показатели брачности. Если абстрагироваться от воздействия прочих факторов, то при увеличении удельного веса молодых и средних возрастов должны повышаться и показатели брачности. Связь же брачности и разводимости с рождаемостью проявляется в том, что при росте коэффициента брачности обычно увеличивается и рождаемость, при росте же разводимости рождаемость, наоборот, может уменьшиться.

Воспроизводство населения – это обновление его состава через рождаемость и смертность. Суть воспроизводства населения состоит в том, что на смену умершим приходят родившиеся. С точки зрения демографии, для воспроизводства населения недостаточно, чтобы у представителей этого населения рождались дети. Необходимо также и то, чтобы эти дети принадлежали к тому же самому населению, к которому принадлежат их родители. Воспроизводство людей – это не только биологический, но и социальный процесс.

Рождаемость - массовый статистический процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение, или в совокупности поколений - населении.

Плодовитость - это биологическая способность женщины, мужчины, брачной пары к зачатию и рождению определенного числа детей. Средняя видовая плодовитость, т.е. плодовитость человека как биологического вида, сост. 10-12 живорождений за всю жизнь, или 12-15 беременностей (с учетом мертворождений и самопроизвольных абортов).

Показатели рождаемости:

1. Общий (грубый) коэффициент рождаемости: отношение числа рожденных детей к среднегодовой численности всего населения, выраженное в процентах или промилле. Сильно зависит от половозрастной и брачной демографической структур.

2. Специальный коэффициент рождаемости: р ассчитывается применительно к той части населения, которая «производит» рождения, т.е. по отношению только к численности женщин конвенционального репродуктивного возраста (15-49 лет). Плюсы: не зависит от половой структуры населения и в меньшей степени, чем общий, зависит от возрастной. Минус: зависимость от возрастной структуры внутри женского контингента (наибольшее кол-во рождений в группах 20-24, 25-29).

Повозрастные коэффициенты рождаемости: р ассчитываются как отношение числа рождений у женщины определенного возраста к их среднегодовой численности, выраженное в промилле. Этот коэффициент можно рассматривать как долю женщин, родивших в данном году ребенка к общей численности женщин соответствующего возраста. Дает хорошие воз-ти для анализа рождаемости.

4. Суммарный коэффициент рождаемости: анализирует уровень и динамику чистой интенсивности рождаемости в у словном поколении. СКР рассчитывается просто как сумма повозрастных коэффициентов для возрастов от 15 до 49 лет. Потом делится на 1000 для расчета на одну женщину. СКР характеризует среднее число детей, которое родит женщина условного поколения в течение всего репродуктивного периода, при условии сохранения той интенсивности повозрастной рождаемости, которая наблюдалась в год, для которого рассчитывается данный показатель. Наилучший показатель рождаемости.

Смертность - процесс вымирания поколения, т.е. массовый статистический процесс, складывающийся из множ-ва единичных смертей, наступающих в разных возрастах.

Показатели смертности:

1. Общий(грубый) коэффициент смертности: отношение числа умерших в расчетный период к среднегодовой численности населения, выраженное в промилле (т.е. на 1000 человек). Сильно зависит от особенностей возрастной структуры.

2. Возрастные коэф-ты смертности: рассчитывается как отношение числа умерших в определенном возрасте в расчетный период к среднегодовой численности населения в данном возрасте. Выражается в промилле. Часто рассчитываются отдельно для мужского и женского пола, так как в 3-4 раза разница.

· Коэффициент младенческой смертности = (Число детей, умерших до 1 года / Число живорожденных) х 1000.

3. Показатель, представляющий обобщенную хар-ку смертности - Ожидаемая продолжительность жизни. Ожидаемая продолжительность жизни для лиц, достигших определенного возраста, характеризует собой среднее число лет, которое предстояло бы прожить достигшим данного возраста при сохранении в каждом следующем возрасте современного уровня смертности. ОПЖ может быть рассчитана для любого возраста как мужчин, так и женщин. Главное достоинство - независимость от возрастной структуры. В России на 12-15 лет меньше, чем в странах Западной Европы.

 

Цели и задачи демографической политики:

Демографическая политикаэто целенаправленная деятельность гос. органов и иных соц. институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Указ Президента Российской Федерации 2007 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Основные задачи демографической политики Российской Федерации:

1.сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте; сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

2.сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

3.повышение уровня рождаемости;

4.укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

5.регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Концепцией определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, по улучшению демографической ситуации в стране. (1)формирование у населения мотивации для ведения здорового образа жизни.

(2)проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья.

(3)ранняя диагностика заболеваний с применением передовых технологий;

(4) повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи;

(5) применение новых инновационных технологий лечения;

(6) пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей; создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество.

Таким образом, к 2025 году предполагается:

- обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе и за счет замещающей миграции) до 145 миллионов человек;

- увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

 - увеличить в 1,5 раза коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза».

 

36.Образование как социальный институт. Структура образования. Государственная политика в области образования.

Образование – процесс передачи опыта предыдущих поколений, процесс социального взаимодействия разных поколений. Социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.

Образование как социальный институт

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов.

В современном обществе решающим инструментом такого рода сознательной социализации являются системы образования. В их деятельности также воспроизводится двоякая функция процесса социализации — передача культуры и развитие личности.

Система образования как институт:

(1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения;

(2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

(3)творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и др;

(4)учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

(5) образовательные программы и государственные образовательные стандарты;

(6) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

(7) периодические издания (журналы и ежегодники).

Образование подразделяется на:

· Общее образование - уровни:

o Дошкольное общее образование

o Начальное общее образование

o Основное общее образование

o Среднее общее образование

· Профессиональное образование - уровни:

o Среднее профессиональное образование

o Высшее образование - бакалавриат

o Высшее образование - специалитет, магистратура

o Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации

· Дополнительное образование

 

Система образования создает условия:

· Для непрерывного образования

· Предоставление возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ

· Учет имеющегося образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования

Функции образования: передача (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространения культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализация личности; определение статуса личности; социальный отбор (селекцию), дифференциация членов общества (за счет чего обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры об-ва), индивидуальная мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи; создание базы знаний для последующего непрерывного образования; социокультурные инновации, разработка и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений; социальный контроль.

В современном мире образование - важнейший фактор формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Образованию принадлежит важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении социального контроля. Образование - фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества; канал социальных перемещений и социальной мобильности. Чем более демократическим и открытым является общество, тем в большей степени образование работает как эффективный социальный лифт. Образование как особый социальный институт существовало не всегда: его не было в примитивном первобытном обществе, где овладение навыками и знаниями новыми поколениями было непосредственно вплетено в социальный и производственный процессы и вовсе отсутствовали школы, учителя и т.д.

Понятие «образовательная политика » может быть раскрыто как деятельность всех субъектов по согласованию целей, ценностей и приоритетов в образовании.

à На современном этапе образовательная политика формируется на всех уровнях образовательной системы: федеральном, региональном, муниципальном и собственно уровне образовательного учреждения.

формирует облик общества завтрашнего дня.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия

- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества;

- динамичное развитие экономики

- возрастание роли человеческого капитала

ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование

3) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода и плюрализм в образовании

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) демократический характер управления образованием, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Приоритетные задачи развития образования в РФ до 2020 года:

· Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;

· Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставленных исследованиях;

· Модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

· Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

 

37.Религия как социокультурный институт. Функции, формы и особенности религии.

 

Религиясистема верований и обрядов, а) относящихся к священным, т.е. отделенным от других и считающихся запретными, вещам, и б) объединяющую всех тех, кто придерживается этих верований и обрядов, в одну моральную общину, называемую церковью.

Одной из повелительных потребностей людей является потребность в осознании происходящего, объяснении его и выстраивании своей жизни в соответствии с представлением о сути вещей, картине мира, о смысле самой жизни, природе человека и его предназначении. Религиозное сознание отвечает на эту потребность, предлагая человеку, выход за пределы ею земного существования. Эта особенность религии, ее трансцендентность (выход за пределы наличного бытия) позволяет включить мир и человека в контекст вечности, придавая тем самым смысл устройству мира и бытию людей в нем.

Элементами религии являются наличие группы верующих; представление о священном, сверхъестественном; особая система верований (вероисповедание); особые ритуалы (система действий по отношению к тому, что считается священным); представление об особом образе жизни, соответствующем постулатам веры.

Религия представляет собой общемировой социальный институт, включающий в себя многие тысячи видов и форм религиозных верований. Принципиальная черта характерна для всех них: это выделение и различение того, что свято (высшая сила, совершенная, неприкосновенная, несомненная, превыше всего), и того, что несовершенно, обыденно, повседневно. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Священноеэто те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являются запретными. Мирское (профанное)это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер. Таким образом, священное – это нечто исключительное, таинственное, внушающее трепет и даже потенциально опасное – оно выходит за рамки привычного и обыденного.

Таким образом, религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного.

           

       С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система из двух взаимосвязанных уровней: ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными и структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований. Реальным воплощением последних является существование религиозной организации, включающей в себя различные аспекты религиозной практики: моральную общность верующих, церковную организацию, отправление религиозного культа, обычаи, обряды и т.п.

       Исторически первичными формами религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных обществах. С развитием цивилизации возникают гораздо более сложные типы религиозных систем.

       Тотемизм. Был широко распространен в особенности у австралийцев, меланезийцев и американских индейцев. Тотемизм — представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений. Члены группы, тотемом которой был, например, медведь, считали себя медведями, а медведей — членами своей группы. Таким образом наглядно выражалось единство членов данного рода и их отличие от всех остальных. Люди делятся на «своих» и «чужих», и вместе с этим разделением устанавливается, что можно и что нельзя. Мясо «своего» тотема нельзя употреблять в пищу, мужчины и женщины одной тотемной группы не могут вступать в брак — это табу. С тотемом связано представление о существовании особых вещей, на них налагается табу, они становятся неприкасаемыми, «священными» — обращаться с ними можно, только соблюдая строжайшие правила, за нарушение которых полагались страшные наказания. Различные обряды.

Магия — символический образ действий (колдовских обрядов), имеющих своей целью достижение конкретного результата. Это получение нужного результата особым, не «прямым» способом. Влияние на человеческие дела признавалось за какими-то предметами, обладающими особыми свойствами, необходимыми для того, чтобы такое влияние оказывать. Это свойство, которым обладают не все, а только некоторые люди или предметы, — особая, скрытая в них сила — мана. Значительное внимание исследованию этого явления уделил Б. Малиновский в работе «Магия, наука. и религия». Б. Малиновский отмечал, что магические действия применяются там, где деятельность в большей мере носит вероятностный или опасный характер.

Если тотемизм является достоянием народов, стоящих на начальных ступенях развития культуры, то фетишизм встречается везде, где существуют «священные вещи».

Фетиш буквально значит «наделенный магической силой». Мы видим проявления фетишизма, когда пользуются для определенных целей «святой водой» или над входной дверью прибивают подкову «на счастье». Фетишами становятся как создаваемые человеком вещи, так и естественные, обладающие необычным обликом. Чаще всего усматриваемая в них сила представляется как безличная, но со временем допускается предположение, что в фетише живет некий дух. В таком случае мы имеем дело с анимизмом.

Анимизм — вера в существование духов и души. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать. Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами.

Создание социальных обществ сопровождалось формированием политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Другим известным типом религиозных верований выступает монотеизм, возникший в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-V вв. до н.э.), христианства (I в.) и ислама (VII в.). Монотеизм существует также в форменациональных религий (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.).

Обшей чертой религий является наличие теодицеи — эмоционально удовлетворяющего объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появления человека, его страданий и смерти. Универсальная последовательность рождения, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бессмысленной, но теодицея придает этому смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире.

Основные компоненты религии:

1.Пророк или Основатель – харизматическая личность, берущая на себя миссию возвещения религиозного учения (по М.Веберу)

2.Священное Писание и Предание

3.Догматика – средство упорядочивания духовных знаний, которыми обосновывалось единство духовных принципов данной религии

4.Вера (онтологический и нравственный типы)

5.Культ

Религиозный культ – совокупность ритуалов, обрядов, связанных с почитанием конкретного божества (праздники, обряды, ритуалы, церемонии, жертвоприношения)

       Основные социальные функции любой религии по данным сравнительного религиоведения сводятся к следующим:

1. Компенсаторная функция. «Выступая в роли все обьясняющего покровителя и утешителя, посредника между слабостью человека и всесилием природных стихий, религиозная концепция уже в самой ранней модификации была призвана предохранять от злого воздействия непознанных внешних сил и в то же время научить, как избежать такого воздействия, защититься от него, задобрить злые силы».

2. Интегрирующая функция. Религия обьединяет людей в рамках санкционированного ею мировоззрения, этим самым она освящает сложившиеся нормы и порядки и тем содействует социальной, идейной и политической интеграции.

3. Регулирующе-контролирующая функция. Создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, религия приспосабливает к своим потребностям соответствующие ее нормам системы духовных ценностей, ритуалы и церемонии, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.д


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.