Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-12-21 | 334 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Каждый из шести факторов в схеме является необходимым условием зарождения коллективного поведения, а все шесть детерминант вместе делают коллективное поведение практически неизбежным.
1. Структурное благоприятствование – это социальные условия, которые делают возможным проявление конкретной разновидности коллективного поведения. Например, прежде чем созреют возможности для финансовой паники, как во время краха фондовой биржи в 1929 г., необходим денежный рынок со свободным и быстрым оборотом денежных средств.
2. Структурное напряжение возникает, когда “расшатываются” важные аспекты социальной системы. Войны, экономические кризисы, природные катаклизмы и изменения в уровне техники нарушают привычный ритм жизни и вмешиваются в традиционные модели деятельности людей.
3. Разрастание обобщенного убеждения. Вырабатываются общий взгляд на реальность и общие идеи по поводу того, как реагировать на эту реальность.
4. Ускоряющие факторы. Некое событие, способное “запустить” или вызвать массовое действие, обострить ситуацию. Напр., крах банка, взрыв, отставка правительства.
5. Мобилизация участников к действию. Это точка взрыва агрессивной толпы, начало революции или всплеск паники.
28.Понятие социализации. Основные теории социализации. Структура процесса социализации: этапы и механизмы.
Социализация – процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, соц. группе.
Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Э.Дюркгейм и американский – Т.Парсонс. Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Ч. Кули и Дж.Г. Мида.
|
Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Символический интеракционизм вводит в качестве ядра социализации межличностное взаимодействие. Дж. Мида различал два аспекта личности I и Me. I - это естество человека. Ме – результат социализации. Оно образуется «взглядом на себя со стороны» – «обобщенная личность». Центральная категория– межиндивидуальное взаимодействие. Действие индивида воспринимается другими, будучи опосредовано «значением». «Значение» – редуцированное взаимодействие, существующее в опыте индивидов, оно достигается тождеством опыта, возможностью принять роль «другого», либо «обобщенного другого». Идентификация с «другими» и восприятие себя в «другом» – составляют исходную основу формируемой в человеке социальности. В последующем идентификации и интеракции перерастают в ролевое поведение, основанное на нормах.
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
|
Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичных и вторичных.
Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.
Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения.
К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие "агенты".
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.
|
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального "Я": поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоцшлизацией.
Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализвцией.
Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной социализации.
В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.
По степени достижения результата или завершенности процесса социализации выделяют: начальную социализацию (самый важный), охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию.
29.Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции.
Социальный контроль – система процессов и механизмов, обеспечивающих поддерживание соц. приемлемых образцов поведения и функционирования соц. системы в целом.
|
Сохранить живую ткань социальных отношений помогает социальный контроль — особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.
Он включает два главных элемента — нормы и санкции.
нормы — предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.
санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется.
Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он "штрафует" тех, кто неправильно "переходит улицу". Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и так, как им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает ему выступать поборником прогресса, но социальный контроль и не стремится к обновлению общества. Это задача других общественных учреждений.
Социальный контроль — фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к анемии, беспорядкам,^ смуте и социальному раздору.
Итак, мы затронули одно из важнейших понятий социологии и выяснили, что социальный контроль по отношению к обществу выполняет:
- охранительную функцию,
- стабилизирующую функцию.
Нормы. Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.
Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются "групповыми привычками".
К примеру, американский социолог Элтон Мэйо, в 1927 — 1932 годах проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:
- не держись со "своими" официально,
- не говори начальству то, что может навредить членам группы,
- не общайся с начальством чаще, чем со "своими",
- не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.
|
Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются "общими правилами". Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.
Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.
Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — привычек. Будьте индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, семейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).
Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:
- регулируют общий ход социализации,
- интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество,
- контролируют отклоняющееся поведение,
- служат образцами, эталонами поведения.
Санкции. Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.
Санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций.
Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность.
Конформизм — цель социального контроля. Однако целью социализации конформизм не может быть, ибо она должна завершаться внутренним согласием с общепринятым.
Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.
Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).
Неформальные позитивные санкции (Н+) — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава,-почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.
Формальные негативные санкции (Ф—) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.
Неформальные негативные санкции (Н—) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.
30.Социальный конфликт: структура, функции, типология. Способы и технологии разрешения конфликтов.
Социальный конфликт есть форма отношений между субъектами социального взаимодействия, детерминированная противоположностью их интересов. Последние в свою очередьобусловлены определенной системой ценностей, идеалов ипотребностей, имманентных (разделяемых) социальным группам.
Структура конфликта - совокупность устойчивых элементов кон-та, динамически взаимосвязанных между собой и орг. кон-т в целостную систему и процесс. Кроме "конфликта" часто используют понятие"конфликтная ситуация", означающее фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. --> структура конфликта или конфликтной ситуации.
Структура конфликта:
Субъекты (стороны), конфликтующие из-за какого-то объекта
Объект – конкретная причина столкновения субъектов
Инцидент – формальный повод для начала открытого противоборства
Окружающая среда, в которой развивается конфликт
Конфликтная ситуация – противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта
Общая динамика конфликта:
1. Возникновение противоречия и формирование конфликтной ситуации
2. Развитие (эскалация) конфликта
3. Деэскалация и разрешение конфликта
4. Послеконфликтная стадия
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!