Предпосылки коллективного поведения – модель добавленной стоимости (Нейл Смелзер). — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Предпосылки коллективного поведения – модель добавленной стоимости (Нейл Смелзер).

2019-12-21 334
Предпосылки коллективного поведения – модель добавленной стоимости (Нейл Смелзер). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый из шести факторов в схеме является необходимым условием зарождения коллективного поведения, а все шесть детерминант вместе делают коллективное поведение практически неизбежным.

1. Структурное благоприятствование – это социальные условия, которые делают возможным проявление конкретной разновидности коллективного поведения. Например, прежде чем созреют возможности для финансовой паники, как во время краха фондовой биржи в 1929 г., необходим денежный рынок со свободным и быстрым оборотом денежных средств.

2. Структурное напряжение возникает, когда “расшатываются” важные аспекты социальной системы. Войны, экономические кризисы, природные катаклизмы и изменения в уровне техники нарушают привычный ритм жизни и вмешиваются в традиционные модели деятельности людей.

3. Разрастание обобщенного убеждения. Вырабатываются общий взгляд на реальность и общие идеи по поводу того, как реагировать на эту реальность.

4. Ускоряющие факторы. Некое событие, способное “запустить” или вызвать массовое действие, обострить ситуацию. Напр., крах банка, взрыв, отставка правительства.

5. Мобилизация участников к действию. Это точка взрыва агрессивной толпы, начало революции или всплеск паники.

 

28.Понятие социализации. Основные теории социализации. Структура процесса социализации: этапы и механизмы.

Социализация – процесс становления личности, усвое­ния индивидом ценностей, норм, ус­тановок, образцов поведения, прису­щих данному обществу, соц. группе.

Первый подход утверждает или предполагает пассивную пози­цию человека в процессе социализации, а саму социализацию рас­сматривает как процесс его адаптации к обществу, которое фор­мирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У исто­ков этого подхода стояли французский ученый Э.Дюркгейм и американский – Т.Парсонс. Сторонники второго подхода исходят из того, что человек ак­тивно участвует в процессе социализации и не только адаптирует­ся к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъек­тный. Основоположниками такого подхода можно считать аме­риканцев Ч. Кули и Дж.Г. Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию мож­но трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе ус­воения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Символический интеракционизм вводит в качестве ядра социализации межличностное взаимодействие. Дж. Мида различал два аспекта личности I и Me. I - это естество человека. Ме – результат социализации. Оно образуется «взглядом на себя со стороны» – «обобщенная личность». Центральная категория– межиндивидуальное взаимодействие. Действие индивида воспринимается другими, будучи опосредовано «значением». «Значение» – редуцированное взаимодействие, существующее в опыте индивидов, оно достигается тождеством опыта, возможностью принять роль «другого», либо «обобщенного другого». Идентификация с «другими» и восприятие себя в «другом» – составляют исходную основу формируемой в человеке социальности. В последующем идентификации и интеракции перерастают в ролевое поведение, основанное на нормах.

 

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения зас­тавляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации — учреждения, влияющие на про­цесс социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида — пер­вичную и вторичную, постольку агенты и институты социализа­ции делятся на первичных и вторичных.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходя­щие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение челове­ка. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации — представители администра­ции школы, университета, предприятия, армии, полиции, церк­ви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее про­должительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организа­ции, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социали­зации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают кон­кретно членов семьи и родственников, употребляют понятие "агенты".

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вто­рую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он стал­кивается с формальными организациями и учреждениями, на­зываемыми институтами вторичной социализации: производ­ством, государством, средствами массовой информации, арми­ей, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. Первичная социализация — сфера межличностных отноше­ний, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной со­циализации.

 

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называе­мыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качествен­ными этапами становления социального "Я": поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приоб­ретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окру­жения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот про­цесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое на­звание.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоцшлизацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализвцией.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного про­цесса, а именно взрослой, или продолженной социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспиты­вается в семье и школе, как правило, никаких резких измене­ний в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

По степени достижения результата или завершенности процесса социализации выделяют: начальную социализацию (самый важный), охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию.

29.Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции.

Социальный контроль – система процессов и механизмов, обеспечивающих поддерживание соц. приемлемых образцов поведения и функционирования соц. системы в целом.

       Сохранить живую ткань социальных отношений помогает со­циальный контроль — особый механизм социальной регуляции пове­дения и поддержания общественного порядка.

Он включает два главных элемента — нормы и санкции.

нормы — предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отноше­ние к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется.

Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он "штрафует" тех, кто неправильно "переходит улицу". Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и так, как им больше нравится. Неиз­бежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает ему выступать поборником прогресса, но социальный контроль и не стремится к обновлению общества. Это задача дру­гих общественных учреждений.

Социальный контрольфундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к анемии, беспорядкам,^ смуте и социальному раздору.

Итак, мы затронули одно из важнейших понятий социологии и выяснили, что социальный контроль по отношению к обще­ству выполняет:

- охранительную функцию,

- стабилизирующую функцию.

Нормы. Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведе­ния. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписы­вающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании дру­зей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они назы­ваются "групповыми привычками".

К примеру, американский социолог Элтон Мэйо, в 1927 — 1932 годах проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обна­ружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

- не держись со "своими" официально,

- не говори начальству то, что может навредить членам группы,

- не общайся с начальством чаще, чем со "своими",

- не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются "об­щими правилами". Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть мане­ры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Соблюдение норм регулируется обществом с различной сте­пенью строгости.

Строже всего караются нарушения табу и юридических зако­нов (например, убийство человека, оскорбление божества, рас­крытие государственной тайны), мягче всего — привычек. Будьте индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кро­вать) или групповые, в частности, семейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

- регулируют общий ход социализации,

- интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество,

- контролируют отклоняющееся поведение,

- служат образцами, эталонами поведения.

 

Санкции. Санкциями называются не только наказания, но также по­ощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они ответ­ственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нор­мы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со сторо­ны санкций.

Социальные санкции — разветвленная система вознагражде­ний за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность.

Конформизм — цель социального контроля. Однако целью со­циализации конформизм не может быть, ибо она должна завер­шаться внутренним согласием с общепринятым.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негатив­ные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобре­ние со стороны официальных организаций (правительства, уч­реждения, творческого союза): правительственные награды, го­сударственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение по­четных грамот, допуск к высоким должностям и почетным фун­кциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дру­жеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доб­рожелательное расположение, аплодисменты, слава,-почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных ка­честв, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф—) — наказания, предус­мотренные юридическими законами, правительственными ука­зами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заклю­чение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфиска­ция имущества, понижение в должности, разжалование, низло­жение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н—) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, за­мечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отноше­ния, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачитель­ная статья.

 

30.Социальный конфликт: структура, функции, типология. Способы и технологии разрешения конфликтов.

Социальный конфликт есть форма отношений между субъектами социального взаимодействия, детерминированная противоположностью их интересов. Последние в свою очередьобусловлены определенной системой ценностей, идеалов ипотребностей, имманентных (разделяемых) социальным группам.

Структура конфликта - совокупность устойчивых элементов кон-та, динамически взаимосвязанных между собой и орг. кон-т в целостную систему и процесс. Кроме "конфликта" часто используют понятие"конфликтная ситуация", означающее фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. --> структура конфликта или конфликтной ситуации.

Структура конфликта:

— Субъекты (стороны), конфликтующие из-за какого-то объекта

— Объект – конкретная причина столкновения субъектов

— Инцидент – формальный повод для начала открытого противоборства

— Окружающая среда, в которой развивается конфликт

— Конфликтная ситуация – противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта

Общая динамика конфликта:

1. Возникновение противоречия и формирование конфликтной ситуации

2. Развитие (эскалация) конфликта

3. Деэскалация и разрешение конфликта

4. Послеконфликтная стадия  

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.