Роли субъектов политического конфликта — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Роли субъектов политического конфликта

2019-12-21 245
Роли субъектов политического конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

— Участники

— Союзники

— Сторонники

— Жертвы

 

— Подстрекатели

— Организаторы

(Субъективная сторона)

— Посредники

Основные функции конфликта (Л. Козер):

-образование групп и поддержание их целостности и границ;

-установление и поддержание относительной стабильности внутригрупповых и межгрупповых отношений;

-создание и поддержание баланса между противоборствующими сторонами;

-стимулирование создания новых форм социального контроля; -создание новых социальных институтов;

-получение информации об окружающей среде (а точнее, о социальной реальности, ее недостатках и достоинствах);

Позитивные функции конфликта: 1. коммуникативная, 2. функция разрядки напряженности, 3.консолидирующая.

Типология конфликтов: Конфликты могут типологизироваться и по такому признаку, как характер противоречий, лежащих в их основе. Последние в свою очередь могут быть подразделены на антагонистические и неантагонистические, на внутренние и внешние (в зависимости от их отношения к социальной системе). Противоречия могут различаться также по сферам их проявления (экономическая сфера, политическая, духовная, межнациональных отношений, внешнеполитическая и т. д.).

Конфликты могут классифицироваться по времени действия (затяжные, скоротечные), по интенсивности, по масштабам действия (региональные, локальные), по формам проявления (мирные и немирные, явные и скрытые) и, наконец,по своим последствиям (позитивные—негативные, конструктивные—деструктивные и т. п.).

       Широко представлена типология конфликтов по субъекту и социальной среде. В частности, в качестве примера можно привести типологию Стюарта Чейза, обратившего основное внимание при классификации конфликтов на социальную среду,

в которой они проявляются:

• внугри семьи (между супругами, между супругами и детьми);

• между территориальными общностями (села, города и т. д.);

• между руководителями и работниками;

• между политическими партиями;

• между представителями разных конфессий (религиозные

конфликты)

       Стратегии выхода участников из конфликта (по К. Томасу):

1. Соперничество - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения. Однако соперничество оправдано в случае явной конструктивности предлагаемого решения, в условиях экстремальной ситуации, при дефиците времени и высокой вероятности опасных последствий.

2. Компромисс. Каждая из сторон идет на определенные уступки, ограничиваясь частичным исполнением собственных намерений.

3. Приспособление - Участники действуют совместно, и один из них проявляет готовность идти на уступки и удовлетворять интересы другого участника конфликта. Это вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.

4. Избегание. Попытка выйти из конфликта при минимуме затрат. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, нежелании решать проблему вообще.
4. Сотрудничество. Наиболее эффективная стратегия разрешения конфликта. Отстаивая свои интересы, стороны прикладывают усилия и для удовлетворения интересов других участников конфликта, проявляя понимание к своему оппоненту. Данная стратегия эффективна при условии сильной взаимозависимости оппонентов, их непредубежденности друг к другу, важности решения для обеих сторон.

      

31.Массовая коммуникация, её функции и роль в современном обществе.

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, дух ценностей, моральных и правовых норм) с помощью технических средств (прессы, радио, тв) на численно большие рассредоточенные аудитории.

Цель массовой коммуникации - воздействие на оценки, мнение и поведение людей.

                   Функции массовой коммуникации (по Конецкой):

1. Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п.

2. Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом.

3. Социализирующая функция. Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

4. Культурологическая функция - При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества.

Процессы массовой коммуникации как особого вида речевой деятельности характеризуются сложностью и неоднородностью. И тем не менее можно выделить общие условия, необходимые для функционирования массовой коммуникации. К ним относятся следующие:

· наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации;

· социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой - коммуникации;

· массовая аудитория, которая, учитывая ее рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

· многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации

Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать средства массовой информации (СМИ), средства массового воздействия и собственно технические средства. К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радио и телевидение. К средствам массового воздействия относятся кино, театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литература. Средства массового воздействия не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории. Технические средства коммуникации (телефон, телетайп и т.п.) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми реалиями.

В одних случаях массовая коммуникация ориентирована на формирование общественного мнения или на его изменение за счет аргументации в пользу или против индивидуальной деятельности (поступка, мнения и т.п.). В других случаях, массовая коммуникация ориентирована на формирование или на изменение деятельности (мнения, позиции) отдельной личности за счет аргументации в пользу или против коллективной деятельности.

Модель массовой коммуникации Г.Лассуэла (1948г):

Кто? Редакции (создают информацию) - журналисты, писатели и т.д.

- Издатели (устанавливают цели канала и контролируют его)

Что? Массовая информация (характеристики: цель, количество, качество)

По какому каналу? СМИ, средства массового воздействия, технические средства

Кому? Аудитория (ведущий вопрос в социологических исследованиях - рейтинги, доли, охват, индекс привлекательности)

С каким эффектом?

К. Ховленд, П. Лазарсфельд (теория "двухступенчатой коммуникации"). Влиятельнее межличностные контакты. Информация от СМИ вначале поступает к так называемым лидерам мнения (opinion leaders) в обществе, которые затем передают ее другим людям в процессе межличностной коммуникации. Хотя массовая коммуникация и оказывает влияние на установки и мнения людей, однако это влияние опосредовано характеристиками аудитории. «Спираль молчания» Ноэль-Нойман. Боязнь изоляции.

Современные тенденции в развитии массовой коммуникации:

1.Массовая коммуникация и реклама. Тенденция подчинения массовой коммуникации чисто коммерческим интересам стала социально-значимой проблемой, поскольку конкуренция фирм и товаров явно переместилась на уровень средств массовой информации. Эфирное время заполняется многочисленными рекламными роликами, побуждающими зрителей к покупке тех или иных новых товаров. Активное развитие рекламы привело к тому, что в наши дни «образ товара» становится частью самого товара, причем нередко наиболее значимой для покупателя.

2. Новые средства массовой коммуникации и общество. Последние два десятилетия ознаменовались широким распространением новых средств массовой коммуникации. Речь идет о спутниковом и кабельном телевидении, видео, компьютерах.

Новые информационные технологии позволяют также оптимизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в различных сферах жизни общества, развивающегося таким образом, что дало части населения возможность считать результатами труда все больше не материальные ценности, а информацию и научные

знания. В США, например, более 60% занятого населения в своей деятельности в той или иной мерс связано с хранением, обработкой и передачей информации. Активное внедрение новых информационных технологий происходит в образовании.

3. Социологические аспекты Интернета. Конец 1990-х гг. стал периодом активного развития Интернета в России. Одним из последствий существования Интернета в России явилось появление виртуального сообщества. Его члены обладают чувством коллективной идентичности, основанной на использовании особого жаргона и коммуникативных норм, принятии общих ценностей. Члены сообщества имеют и отстаивают собственные интересы, связанные с использованием Интернета.

 

32.Социальные движения. Социальная трансформация и реформы.

Социальные движения  - массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлет-м потребностей, и направленные на социальные изменения или сопротивления им. Широкий круг движений: экологических, феминистских, религиозных, революционных, политических, молодежных и др.

       Социальные движения - это двигатели, с помощью которых люди пытаются оказывать коллективное воздействие на ход происходящих в обществе событий посредством формальной организации. (Христианство, крестовые походы, Реформация, Французская революция 1789 г. и Октябрьская революция в России 1917 г., антирабовладельческое движение, рабочее движение, сионизм и фашизм, как и другие социальные движения, оказали глубокое воздействие на затронутые ими общества)

       Большинство людей участвуют в движениях косвенно. Они вно­сят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных орга­низациях, возглавляющих социальное движение.

           

Причины возникновения социальных движений:

1) урбанизация (города - арена интенсивных соц. взаимодействий -> форм-е общих взглядов); 2) индустриализация (концентрация большой массы людей на предприятиях, постоянные контакты в течение рабочего дня, сходная жизненная ситуация -> фор-е общего мнения, коллективного протеста); 3) массовый характер образования (концентрация масс учащихся, студентов + форм-е чувствительности к неправде, несправедливости, лучшее осознание политических событий-> массовые выступления); 4) развитие современных технологий (СМИ способств. кристаллизации ОМ, облегчает мобилизацию); 5) само общ-во усиливает мотивацию потенциальных участников СД: рост доли недовольных, обездоленных; соц. атомизация, отчуждение -> поиск утраченной общности; нормативный хаос, аномия -> поиск смысла жизни, достойных целей и ориентиров; 6) распространение активистской и прогрессистской идеологии (неприятие фатализма и детерминизма, акцент на субъективности, на роли принимаемых людьми решений); 7) становление демократического строя (опред. уровень политич. либерализации --> фор-е движений сопротивления и революционных движений); 8) увеличение доли свободного времени.

       В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа:

1) Реформаторские движения выступают за постепенное и про­грессивное изменение существующей системы. Примером является движение "Демократическая Россия", сформировавшееся в конце 80-х годов. Тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. оно добилось избрания на пост президента России своего кандидата Б. Н. Ельцина.

2) Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам. Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были у власти. До августа 1991 г. коммунисты находились у власти, а после "августовской революции", уйдя в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвраще­ние общества к социализму.

3) Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества. Средневековые коммуны, движение зеленых, движение "Лонга май", движение кришнаитов и другие относятся к утопи­ческим.

4) Революционные движения подразумевают коренное измене­ние существующего строя, его ценностей и институтов. Необычные цели требуют экстраординарных средств. Хотя не все революционные движения участвуют в акциях насилия, тер­рористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционе­ров на Ближнем Востоке, в Ирландии, Западной Европе, Ла­тинской Америке.

           

  Социальная трансформация - процесс структурных изменений общественного состояния, одна из наиболее значительных форм социального изменения общества, в которой происходят изменения самой социальной системы, а не отдельных ее компонентов.

Понятие социальной трансформации необходимо отличать (по П. Штомпке) от других понятий, выражающих формы значительных социальных изменений — социальных процессов. Трансформация означает базовые качественные изменения, которые могут означать и изменение структуры, сопровождаемое существенной модификацией всей сети взаимосвязей ее элементов в социальной системе или в социально-культурном поле, и изменение функций с важной модификацией в действиях системы или поля. Такие сдвиги затрагивают основу соц. реа-ти, поскольку их отзвуки обычно чувствуются во всех сферах соц. жизни, трансформируют ее важнейшее сущностное качество.

Проблематика соц. трансформации впервые встала перед западной наукой, когда необходимо было осмыслить результаты промышленной, политической, социальной революций, разворачивавшихся в Европе со втор. пол. 18 в. В эпоху, когда ведущим направлением в социологии был эволюционизм, главной особ-тью соц. мысли была вера в прогресс общества. Наиболее значительный вклад в теорию эволюционного развития общества внесли Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Революционная парадигма изменений в обществе развивалась в трудах А. Токвиля и К. Маркса. Конец XIX в. в западной общественной науке прошел в дискуссиях между сторонниками эволюционных и революционных теорий. Проблема социальных трансформаций решалась в рамках этих теорий соответственно как один из этапов эволюционного развития или масштабные последствия революций.

Особое место в обществоведческой литературе первой половины ХХ в. занял труд К. Поланьи «Великая трансформация» (1944). Признавая множественность факторов, влияющих на социальные процессы, тем не менее автор уделяет большое внимание одному — экономическому, отмечая, что именно фактор экономических преобразований стал толчком к всесторонней трансформации обществ рубежа XIX–XX вв. Поланьи пишет об однотипности трансформационных процессов в странах Европы, США, России, связанных с конфликтом между рынком и требованиями упорядочения социальной жизни, утверждая, что преобразованию подверглись не только отдельные социальные системы, но и международный общественный порядок.

ХХ в. — богатый на трансформационные процессы — дал много материала для социальных наук, для появления новых трактовок сути происходящего в современности. При этом активно развивались неоэволюционистские теории, теории исторических циклов. Лейтмотивом же исследований с 60-х годов ХХ в. стала тема глобальности происходящих трансформаций, огромных волн перемен в жизни всего человечества, сравнимая с революцией в сельском хозяйстве (10 тыс. лет назад) — Первой волной и ростом промышленной цивилизации Нового времени — Второй волной (Э. Тоффлер). Соответственно для Запада, в понимании западных теоретиков, нынешняя трансформация (Третья волна) носит прежде всего экономический характер.

Для отечественной социальной мысли понятие «трансформация» приобрело особое значение в конце XX в. в связи со сменой социального вектора развития всего постсоветского пространства. Дискутируются причины трансформации, среди них называются и экономические, и политические, и социокультурные. Появились трактовки реформирования как революционного, однако в целом происходящее в обществе большим числом исследователей определяется как социальная трансформация. Этот термин признан как наиболее адекватный для реалий России, лишенный векторной нагрузки более, чем, например, «модернизация» (В. А. Ядов).

Д.Белл «Культурные противоречия капитализма» выделяет 3 «оси» развития социальных трансформаций: технико-экономическую, которая развивается по закону эффективности; отношения собственности и ось политического и культурного развития. Он полагает, что все эти «оси» независимы, но могут влиять друг на друга».

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформой подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политике реформой обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему.

ПО Добренькову/Кравченко:

Социальные реформы - это реформы, затрагивающие стороны общественной жизни, непосредственно связанные с людьми (введение пособий по безработице).

Экономические реформы - переход экономики на рыночные рельсы, приватизация.

Политические реформы - изменение Конституции, расширение гражданских свобод.

 

33.Семья как социальный институт. Исторические типы семьи. Функции семьи. Социологический подход к изучению семьи.

Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи "как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения", данное А.Г. Харчевым.

       Таким образом, семьяэто основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Лишь наличие триединого отношения супружества - родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (во причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).

Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого "продукта семейного производства" социальная система не может функционировать. Точнее — она просто не существует. Следовательно, общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. Стратегической, долгосрочной целью семейной политики является укрепление семьи как социального института. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей. Говоря о поддержке семьи как института, о нраве государства на свои предпочтения тем или иным типам семьи, мы имеем в виду не краткосрочную и конъюнктурную политику помощи семьям, а стратегическую цель, долгосрочную просемейную политику. Мы имеем в виду именно политику, направленную на укрепление института семьи с несколькими детьми.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.